Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИНСКИЙ Александр Степанович (29.11.1829, Волынская (Киевская?) губ.- 17.12.1897, Москва), рус. архитектор. К. род. в малороссийской семье дворян Волынской губ., в 1848 г. окончил Киевскую гимназию. Вслед за старшим братом Иосифом (1818-1898; впосл. академик, профессор архитектуры, фактический руководитель работ по возведению храма Христа Спасителя и автор проекта ц. свт. Григория Богослова в Москве (1876-1880, не сохр.)) поступил в АХ в качестве вольноприходящего ученика, учился у К. А. Тона. В 1852 г. за академические проекты получил 1-ю и 2-ю серебряные медали, в 1854 г.- 2-ю золотую медаль за проект Публичной б-ки. В 1856 г. окончил АХ с чином XIV класса, со званием классного художника архитектуры 1-й статьи и с правом на пенсионерскую поездку (пенсионер вел. кнг. Марии Николаевны). В 1857-1860 гг. стажировался за границей; в Риме (по др. сведениям, в Париже) познакомился с П. М. Третьяковым, который приобрел у него неск. акварелей с видами античных руин Рима. После женитьбы 11 нояб. 1862 г. на сестре Третьякова Софье Михайловне К. окончательно поселился в Москве. С 1863 г. жил в приходе Знаменской ц., в Б. Знаменском пер. В семье К. было 3 детей: Александра (1863), Павел (1866) и Елена (1872). В 1867-1893 гг. состоял архитектором Московского купеческого об-ва. С 23 марта 1879 г. на службе в Мин-ве юстиции в чине коллежского регистратора, по прошению от 24 мая 1884 г. уволен в чине губ. секретаря. 7 окт. 1881 г. К. подал прошение в Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества об определении на должность преподавателя архитектуры, 10 нояб. назначен советом старшим преподавателем. 10 апр. 1885 - 30 янв. 1889 г. занимал должность архитектора Имп. Московского технического уч-ща. За выслугу лет удостоен чина коллежского асессора со старшинством (17 марта 1892) и ордена св. Станислава 3-й степени (14 мая 1895). Являлся редактором «Художественного сборника работ русских архитекторов (и инженеров)» (1890-1893, совм. с А. А. Нетыксой). Выпуски включали художественно-строительный отдел, библиографию, объявления и альбом с комментариями, в котором были помещены увражи работ К. и стилистически близких к нему архитекторов-художников (отца и сына Зыковых, А. П. Попова, Ф. С. и В. Ф. Харламовых, Д. Н. Чичагова, В. О. Шервуда и др.). Создал ряд оригинальных образцов мебели, фарфора, тканей (напр., для Николо-Угрешского мон-ря). Среди учеников К.- И. Е. Бондаренко, М. К. Геппенер, Л. Ф. Даукша, И. П. Машков, Ф. О. Шехтель, С. С. Эйбушиц. Коллеги отмечали его «горячую любовь к искусству, которую он старался вселить и в своих учеников» (Строитель. СПб., 1897. Дек. 23-24. Стб. 947).

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ (Тризловски Павел Василков (Зографский); 1818, с. Галичник близ г. Дебар - 7.02.1876, К-поль), митрополит Болгарского Экзархата. Род. в семье богатого скотовода. Начальное образование получил в Бигорском мужском монастыре во имя Иоанна Предтечи , впосл. учился в Охриде, Призрене и Фессалонике (1837-1838), Афинской ДС (1839-1842). Во время обучения в Афинах принял монашество с именем Парфений в афонском монастыре Зограф . В 1842-1847 гг. учился в Кишинёвской ДС, в 1848-1850 гг.- в МДА, которую окончил со степенью кандидата богословия. В 1851 г. назначен проповедником в храме при российском посольстве в К-поле. По инициативе П. 23 нояб. 1851 г. открылось богословское училище при мон-ре Зограф, в к-ром он преподавал до 1852 г. При поддержке российского посольства П. открыл книжный магазин в К-поле. В 1853-1855 гг. преподавал в богословском уч-ще на о-ве Халки. После стал настоятелем болг. храма во имя первомч. Стефана и управляющим болг. уч-щем в К-поле. 20 окт. 1859 г. избран, 29 окт. хиротонисан во епископа с титулом «Полинский» (Полянский) и направлен в г. Кукуш (ныне Килкис, Греция), на кафедру бывш. Дойранской епархии Фессалоникийской митрополии. 12 июля 1859 г. болг. жители Кукуша, недовольные позицией К-польской Патриархии относительно решения болг. церковного вопроса, согласились признать юрисдикцию Ватикана на условиях сохранения правосл. богослужения и назначения иерархом предложенного ими кандидата. Для ослабления католич. влияния и поддержки болгар П. ввел болг. язык в богослужение и открыл неск. новых болг. школ. Его действия вызвали протест Фессалоникийского митр. Неофита (1858-1874), к-рый потребовал от К-польской Патриархии отстранить П. от кафедры. Благодаря российскому посланнику А. Б. Лобанову-Ростовскому этот конфликт был улажен. В 1862-1863 гг. П. входил в состав смешанной болгаро-патриаршей комиссии по урегулированию болг. церковного вопроса с болг. стороны и выражал «умеренную» позицию, предлагая предоставить болгарам частичную церковную автономию при их подчинении К-польскому патриарху. Летом 1865 г. под давлением Фессалоникийского митр. Неофита П. перенес кафедру в г. Полин (ныне Дойран, Сев. Македония). В сент. 1867 г. он был переведен на Нишавскую кафедру с центром в г. Пирот (ныне в Сербии). В 1868 г. П. отказался подчиняться К-польской Патриархии и перешел к независимой болг. иерархии. В нач. 1869 г. он посетил Пловдив, в к-ром в тот период не было иерарха, хиротонисал неск. священников и 11 мая совершил богослужение в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 1870 г. он приветствовал учреждение Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь (с 1870)), но не стал участвовать в работе его институций. 17 окт. 1874 г. ушел на покой. До смерти жил в К-поле в здании, принадлежащем Болгарскому Экзархату.

http://pravenc.ru/text/2579091.html

Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь — православный монастырь Полтавской епархии, памятник архитектуры национального значения. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру). В память победы, с 1803 г. архимандритам обители повелели носить на скрижалях мантии образы прп. Сампсона Странноприимца (в день его памяти произошла битва) и св. вмч. Георгия Победоносца, а в 1857 г. к монастырю был приписан Свято-Сампсониевский храм на поле сражения. В 1775-1786 гг. монастырь был резиденцией епископов Славянских, в 1786-1797 гг. – Екатеринославских; в 1792 г. здесь был погребен широко известный своими проповедями и благочестием Екатеринославский архиеп. Амвросий (Серебренников), а в 1801 г. – свт. Афанасий (Вольховский); в 1790х гг. в обители жил и викарий Екатеринославской епархии епископ Иов (Потемкин) (†1823) – племянник Григория Потемкина; при учреждении в 1884 г. в Полтавской епархии должности викарного епископа Прилукского, монастырь стал его резиденцией. В 1923 г. обитель закрыли, в 1942 г. она возродилась как женская, в 1960 г. была вновь закрыта, в 1991 г. – возрождена. В монастыре началась история Славянской семинарии, созданной трудами Славянского архиеп. Евгения (Булгариса): в 1778 г. в обители устроили школу для подготовки монастырских певчих; в том же году ее реорганизовали в духовное училище и перевели в город, где оно в 1780 г. было преобразовано в семинарию; еще до перенесения семинарии в 1798 г. в Новомиргород, в ней учились основоположник новой украинской литературы Иван Котляревский (†1838), переводчик античных классиков Николай Гнедич (†1833), украинский писатель Василий Гоголь-Яновский (†1825) – отец Николая Гоголя (†1852). Семинария находилась в непосредственном ведении владык Славянских, ее ректорами были архиеп. Никифор (Феотоки) и митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони). С 1818 г. при обители существовало мужское духовное училище: до 1876 г. оно находилось в подаренном монастырю помещении на склоне холма, а затем было переведено в город (действовало до 1918 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Первое упоминание о деревянном храме в Рогожской Ямской слободе относится к 1625 г. В списках 1722 и 1727 гг. церковь значится уже каменной, шатровая колокольня этого здания сохранялась до 1864 г. Однобокая трапезная разобрана в 1796 году и вместо нее к 1800 г. выстроили новую с двумя престолами: Сергиевским и св. Николая. В 1818 году выстроена нынешняя главная церковь. В 1837 г. был пожар, а в 1838 году - обновление. В 1864 г. выстроена новая высокая колокольня. В 1812 году при нашествии французов церковь была разграблена, затем при пожаре храм сгорел, утварь же, зарытая в землю, была спасена. Находившийся рядом со старообрядческим районом, храм имел уникальное собрание древней иконописи. В 1876 г. стены были расписаны А.С.Рогожкиным. 2 ноября 1899 г. состоялось освящение аудитории для собеседования со старообрядцами, духовных концертов и религиозно-нравственных чтений. Храм Сергия Радонежского, 1883 год В 1916-1918 годах в храме служил псаломщиком сщмч. Иосиф Сченснович (+ 1937). В 1920-х годах храм на какое-то время стал обновленческим. С 1920-х годов прихожанином храма был мч. Иоанн Малышев (+ 1940), в декабре 1937 года он стал членом церковной двадцатки. Осенью 1937 года были арестованы настоятель храма сщмч. Петр Никотин, певчий мч. Николай Кузьмин (+ 1937) В 1938 году храм был закрыт. Все древние иконы храма безвозвратно исчезли (в т.ч. Иерусалимская икона Божией Матери). Долгое время храм стоял с ободранными куполами и сбитыми крестами. В конце 1950-х гг. остатки старых покрытий сняли, положили взамен крашеное железо. Здание использовалось под мастерские и склад. До 1984 года церковь так и оставалась безкрестной. Внутри в 1984 году в главном помещении находилась скульптурная мастерская Художественного фонда. Реставрация храма не планировалась, хотя он находился в скверном состоянии. В 1985 году храм передан в качестве филиала Центральному гос. музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. К 1990 году проведена реставрация.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сергия_Ра...

Женский монастырь Драгалевац Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь (серб. Манастир — монастырь Зворницко-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви, посвященный Архангелу Гавриилу. Содержание История [ править править код ] Ранее современный монастырский храм являлся приходской церковью Верхнего Драгалевца. Когда-то здесь было несколько деревянных церквей, первая из которых появилась в начале XIV века. Современный, каменный, храм – уже четвертый по счету. Он был построен в 1908/09 гг. и освящен на праздник Успения Пресвятой Богородицы 21 сентября 1909 года митрополитом Дабро-Босанским Евгением (Летицей). Письменных сведений о более ранних строениях не сохранилось, но, согласно преданию, первый храм был здесь построен еще в начале XIV века. В монастырском дворе находится камень из алтаря, найденный в 1992 году, на котором указана дата – 1310 год. Самая старая известная до настоящего времени деревянная церковь в Драгалевце представляла собой деревянный сруб и была построена в 1762 году. Турки сожгли ее в 1813 году по приказу боснийского визиря Деренделии. Деревянный храм был заново отстроен народом в 1818 году и простоял до 1876 года, когда снова был подожжен. Следующий храм с одобрения правительства Сараево был построен в 1879 году. Современное состояние [ править править код ] Решение об образовании здесь женского монастыря было принято в 1985 году и 26 июля 1985 года бывшая приходская церковь Драгалевца была объявлена монастырем. Монастырский храм посвящен святым апостолам Петру и Павлу , а монастырь – Архангелу Гавриилу . Помимо церкви в монастыре сохранился старинный дом, служивший монастырским корпусом еще во времена турецкого владычества. В настоящее время рядом с церковью построен новый приходской дом и часовня, посвященная святому Нектарию Эгинскому , которая была расписана в 2004 году художниками иконописной мастерской Петра Билича из Белграда. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: бр. 65, 76323 Босния и Герцеговина Проезд: Монастырь расположен в Горни-Драгалевац, недалеко от магистрали Биелина - Брчко. Телефон: +387 55 373 125 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Особо чтутся четыре иконы: Нерукотворенного Образа Спасителя, Казанской Божией Матери, св. Иоанна Крестителя и св. пророка Илии. Все они старинные. Ризница церковная не очень богата, имеется хорошая церковная библиотека… В церковном архиве хранятся копии с метрических книг с 1781 г., кроме одной с 1791 г.; исповедные росписи с 1818 г. В дер. Омарском Починке сохранилась ветхая деревянная часовня. По сохранившейся при часовне метрической книге, выданной в 1782 г. священнику Василию Денисову для новоначинающейся в Омарском Починке Петропавловской церкви, можно догадываться, что часовня построена около 1782 г. для богослужения и исправления треб в Омарском Починке священником Денисовым. Но предполагаемая постройка церкви не состоялась, и священник Денисов, прослуживши 1782 г., выбыл неизвестно куда. Ныне в часовне служатся утреня и часы в девятую пятницу после Пасхи с молебном Параскеве Пятнице и 29 июня в Петров день, который крестьяне называют своим престольным праздником. Причту по штату положено быть: 2 священникам, диакону и 2 псаломщикам. Священник и диакон помещаются в церковных домах, другой священник и псаломщик живут в своих деревянных домах и один псаломщик живет на квартире. Причт получает жалование от казны: 1-й священник - 160 руб., второй - 106 руб.; псаломщики по 40 руб. и диакону жалование не положено. Кружечного дохода ежегодно получается от 750 до 1000 руб. и от 200 до 600 пуд. хлебного сбора. Кроме того, получает проценты 28 руб. 50 коп. с причтового капитала в 650 руб., пожертвованные в вечное время в пользу причта: купеческой дочерью Маклаковой 100 руб., дочерью священника Ольгой Ронгинской 150 руб., крестьянской дочерью Надеждой Сараниной 100 руб., крестьянскою женой Еленой Анчутиной 150 руб. и женой псаломщика Параскевой Федоровной Благовещенской 150 руб. Церковные старосты причта, старанием которых были проведены различные ремонты в храме: крестьянин дер. Рогозина В. И. Соловьев 1866 – 68 гг., старанием которого в 1868 г. произведен большой ремонт храма; крестьянин дер. Омарского Починка В. Я. Мичурин 1869 – 74 гг., при котором устроена в алтаре главного храма печь и приобретено несколько церковной утвари; Ф. Е. Колпаков 1877 – 87 гг., при котором храм ремонтировался после пожара 1876 г.; И. А. Егоричев 1890 – 98 гг., старанием которого приобретены на церковные суммы дома для священника и диакона, стоящие 1150 руб…

http://sobory.ru/article/?object=21857

«Православный собеседник», орган Казанской духовной академии, приобрел в конце 1850-х гг. широкую популярность не только в духовных, но и в светских кругах. Его редактор, ректор Академии архимандрит Иоанн (Соколов , 1818–1869; впоследствии епископ Смоленский) – один из основателей нового, публицистического направления в русском проповедничестве. В январской книжке журнала за 1859 г. была опубликована (без подписи) статья «Голос древней Русской Церкви об улучшении быта несвободных людей», представляющая собой доклад на торжественном акте Казанской духовной академии в память ее основания, прочитанный 8 ноября 1858 г. (в дальнейшем – «Голос…»); а в мартовской, также без подписи – «Слово об освобождении крестьян в день восшествия на престол Его Величества Государя Императора Александра Николаевича. 19 февраля 1859 г.» (в дальнейшем – «Слово…»). В своих Воззваниях святитель Игнатий не упоминает имен авторов, которые, возможно, были в тот момент ему неизвестны. Работа «Голос…» принадлежала перу известного русского историка Афанасия Прокофьевича Щапова (1830–1876), бывшего в то время бакалавром (адъюнкт-профессором) Казанской духовной академии, где он читал лекции по церковной истории. К этому моменту уже получили известность его работы по истории раскола, в которых он утверждал, что раскол возник на почве демократических устремлений угнетаемого верхами народа (эта идея была затем подхвачена революционными слоями русского общества). В публикуемой нами полемике с А. И. Герценом и письмах 1860-х гг. владыка Игнатий утверждал, что обе статьи принадлежали Щапову. На самом деле вторая работа, «Слово…», написана самим ректором Иоанном, как свидетельствуют списки его трудов. Однако нужно иметь в виду, что обе статьи весьма близки по содержанию, в них цитируются одни и те же памятники древнерусской литературы. Известно, что статья «Голос…» была написана Щаповым по заданию архимандрита Иоанна и одобрена им 6 ; с другой стороны, сам ректор часто использовал при создании своих работ материалы, специально подготовленные для него преподавателями Академии, в частности Щаповым 7 . Не исключено, что «Слово…» является плодом совместного творчества Щапова и архимандрита Иоанна 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Аксаков – 166 Аксаков Иван Сергеевич (26.09.1823–27.01.1886) – русский поэт, публицист и общественный деятель, один из идеологов славянофильства, редактор газет «Русь», «День» и др. – 243 Аксаков Сергей Тимофеевич (20.09.1791–30.04.1859) – русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН. – 29 Александр I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император с 1801г. – 22 Александр II (17.04.1818–01.03.1881) – российский император с 1855 г. –23 Александр III (26.02.1845–20.10.1894) – российский император с 1881 г. – 9, 115, 119, 120, 123, 141, 163, 182, 254 Александр Михайлович (01.04.1866–26.02.1933) – вел. кн., генерал-инспектор военно-воздушного флота, адмирал. С 1918 г. в эмиграции, участвовал в деятельности Российского общевойскового союза. – 26 Александра Федоровна (урожденная Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская) (25.05.1872–17.07.1918) – страстотерпица, российская императрица, жена императора Николая II (с 1894). С марта 1917 г. под арестом. Расстреляна вместе с семьей в г. Екатеринбурге. Канонизирована Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16.08.2000. – 273, 301 Александровский Александр Петрович (1855–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Костромской губ., окт. В 1876 г. окончил Владимирскую духовную семинарию. Был законоучителем земской и церковно-приходской школ. Участвовал в земских и уездных собраниях. Священник с. Баках Варнавинского уезда Костромской губ. Член епархиальных съездов, благочинный. – 352 Алексеев Трофим Васильевич (1870–?) – крестьянин. Депутат I и II Гос. Дум от Тобольской губ., труд. Получил домашнее образование. Волостной старшина. Попечитель воскресной школы. – 318 Алексей Александрович (02.01.1850–01.11.1908) Романов – вел. кн., сын Александра II, член Гос. Совета, главный начальник флота и управляющий морским ведомством, с января 1892 г. – член Комитета Министров. – 37 Алексей Михайлович (19.03.1629–29.01.1676) – русский царь с 1645 г. –252 Алферов Георгий Тимофеевич (1858 – после 1919) – протоиерей. Депутат IV Гос. Думы от Воронежской губ., прав. В 1883 г. окончил Московскую духовную академию и назначен преподавателем Воронежского духовного училища. В 1889–1894 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии. В 1885 г. рукоположен во иерея. С 1889 г. ключарь Троицкого кафедрального собора г. Воронежа. Член Воронежской духовной консистории, епархиальный миссионер, представитель духовенства в Воронежской городской думе. – 345, 346, 348, 352

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Серафим , в 1814–19. Евгений Бажанов 1819 перев. из Симбирского Покровского, а 1824 – в Костромский Богоявленский. Иоанникий , 1825–29. Палладий , 1829–30. Иона , из ректоров Пермской семинарии, в апр. 1830–36. Евфимий , 1836–1841. Венедикт в 1842 перев. из Волховского Троицкого, а 1851 – в Харьковский Спасо-Преображенский. Порфирий , 1852–54. Паисий , 1855–64. Димитрий Потехин , 1865–69, перев. из Еврейского монастыря. 2 Троицкий, а в начале Спасо-Преображенский, в Тюмени, основан в 1616 г.; ныне 3-го класса. [VI, 461.] Строители Сергий , 1655. Феоктист , 1657–63. Адриан (игум.) 21 янв. 1669. Архимандриты Антоний , 1680. Герасим , 1701. Исаак , 1704. Геннадий , 1719. Даниил † 17 … Димитрий , 1735, предан суду. Зиновий , 1737–1743. Порфирий † после 1748. Михаил , 1751 (Миткевич 1755–1758, перев. в Знаменский?). Софроний , 1765–76. Феодосий 1777 перев. из Верхотурского Николаевского; до 1780. Игум. Никодим , 1786–88. Архим. Маргарит , 1802–8. (1811–14 вакансия). – Евграф 4 июня 1814 перев. из Задонского, а 19 дек. уволен на покой. – Амвросий , 1815–36. – Владимир , 1836–69. 3 Алексеевский, в Томске, основан в XVII веке; ныне 3-го класса. [VI, 409.] Строит. Исаия , 1660–70. Архимандриты Варлаам , 1667–73 игумен; 1674–1688 архим.; 11 июля 1690 перев. в Еврейский. Савватий , 1706–8. Василид , 1714. Порфирий , 1726–38. Лаврентий , 1738 и 39. Феодосий , 1760–70, перев. в Верхотурский Николаевский. Игумены Нафанаил , 1770–75. Виктор , 1777–80. Архимандриты Феофилакт , 1807–16. Иероним , 1818–29. Иоанникий , 1830–36. Амфилохий , 1836–39. Виктор , 1840–64. (В 1865 и 1866 гг. вакансия.) 4 Спасский, в Енисейске, основан в исх. XVI века; ныне 3-го класса. [IV, 87.] Сгорел 1871 г. Игумены Варлаам , 1638–44. Леонид , 1656 и 57. Строители Адриан , 1651 в июле и сент. (sic) 1661. Дионисий , 1658. Кирилл , 1663–66. Леонтий , 1672. Архимандриты Герасим , 1674. Адриан , 1677 и 78. Матфей , 1679–83. Гавриил , 10 мар. 1704. Даниил , 1713 и 14. Пахомий , 1721. Димитрий Смяловский , 1737–48, после † ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010