Богородское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1816 и 1839. Адрес: Нижегородская область, Воскресенский р-н, с. Богородское Координаты: 56.7796, 45.53628 Проезд:Из Воскресенского в направлении республики Марий Эл до с. Богородское Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ныне существующая каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Богородское (первоначально имевшей и второе название – Коткишево) Воскресенского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Макарьевского уезда Нижегородской губернии) заменила собой деревянный храм во имя Иоанна Предтечи, построенный в 1745 году. В начале XIX века приход села Коткишева составляли крепостные крестьяне вотчины майора Петра Александровича Собакина. Само село, расположенное на берегу реки Ветлуги, образовывало вместе с приписанными деревнями достаточно крупный приход: в 1818 году он насчитывал 616 дворов. При этом его настоятели неоднократно (по крайней мере, в первой половине XIX века) назначались смотрителями благочиннического округа. Согласно клировым ведомостям, строительство каменной церкви в селе началось «тщанием прихожан» в 1816 году. Какого-либо специального дела об этом строительстве в фондах Центрального архива Нижегородской области не обнаружено, как и проектных чертежей. Автор проекта, соответственно, не установлен. Можно лишь предположить, что какое-то отношение к возведению храма имел нижегородский губернский архитектор И.И. Межецкий, занимавший эту должность с 1803 года. В круг его обязанностей входил и надзор за церковным строительством. Возведение Казанской церкви затянулось на длительный период. Клировые ведомости называют датой окончания постройки 1839 год, а датой освящения главного престола в честь Казанской Божией Матери – 25 сентября 1847 года. За это время село Коткишево (Богородское) стало вотчиной помещиков Левашовых. Опись церковного имущества, составленная 1 декабря 1846 года, дает еще две даты: в 1827 году преосвященнейшим Афанасием был священнодействован «антиминс на белом атласе» Петропавловского придела, а в 1845 году преосвященнейшим Иоанном – «антиминс на голубом атласе» Предтеченского придела. Это означает, что в 1827 году началось богослужение в приделе, посвященном святым апостолам Петру и Павлу, находившемся с левой (северной) стороны трапезной, а в 1845 году – в правом (южном) приделе в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Оба они являлись «теплыми», то есть отапливались.

http://sobory.ru/article/?object=28987

Алексеевская. Церковь Михаила Архангела (старая). Михаило-Архангельская церковь /// Объект утрачен В 1724 г. по благословлению митрополита Пахомия в станице была построена первая деревянная церковь во имя святого Архистратига Михаила. После этого в станице новое здание церкви, с такой же колокольней, построили в 1789 г., на левом берегу реки Бузулук. Здание это привезли из Михайловской станицы, Богоявленской церкви. Освящено оно было в 1776 г. Перед строительством каменной она была разобрана с колокольней. Колокольня была употреблена на постройку общественного амбара, а церковь была передана в одно из сел Воронежской губернии. В 1816 г. начали строить каменную церковь. Церковь эта построена в 1818 г. по усердию и на средства прихожан. Освящена церковь в 1827 г. Придел освящен в 1828 г. Она каменная, с такой же колокольней, крепка и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг церкви деревянная с каменным фундаментом. Престолов в ней два – главный во имя Архистратига Михаила, придельный – во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Утварью снабжена достаточно. Причта при ней положено по Высочайше утвержденному штату в 1885 г. – два священника, один дьякон и два псаломщика. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные. На содержание причта определенного жалования ни откуда не получается, а пользуются они доходами за исправление духовных треб. Особо отмежеванной земли церковной не имеется, а пользуются священноцерковнослужители паями на равных с прихожанами. Церкви принадлежат следующие здания: дом для караульных, кирпичный, покрыт железом, находится вне церковной ограды. Церковь находится в 400 верстах от Донской духовной консистории. Ближайшие церкви – Христорождественская и Рождество-Богородицкая в станице Усть-Бузулуцкой, в 12 верстах, Николаевская – в Акишевской станице и Рождество-Богородицкая в хуторе Яменском. В приходе имеются следующие учебные заведения: 1. Женская церковно-приходская школа, открытая в 1891 г.; 2. Министерское двухклассное училище, открытое в 1806 г.; 3. Министерское мужское приходское училище в хуторе Чечерском, открытое в 1905 г.; 4. Такое же в хуторе Андреевском, открытое в 1906 г.

http://sobory.ru/article/?object=55414

Аннотированный именной указатель к переписке К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским Августин Аврелий (13.11.354 – 28.08.430), блаженный, виднейший богослов, епископ Иппонский. – 61. Авчинников Василий Иванович, с 1862 по 01.03.1866 вице-директор канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. До назначения вице-директором служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре. С 23.11.1865 по 19.12.1868 управляющий канцелярией обер-прокурора Св. Синода. – 63, 102, 105, 133. Агапит (Лопатин), архимандрит, настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря. С 1849 инспектор Калужской духовной семинарии. В 1853 возведен в сан архимандрита с оставлением в должности инспектора. С 1858 ректор Калужской духовной семинарии. С 1860 по 1864 – ректор Харьковской духовной семинарии. – 64, 68. Агафангел (Соловьев) (08.12.1812 – 08.03.1876), архиепископ. В 1854 председатель редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». 31.03.1857 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. 06.02.1860 – епископ Вятский и Слободской. 17.06.1866 переведен на волынскую кафедру. 31.03.1868 возведен в сан архиепископа. – 132. Александр (Яновский) (1819 – 25.04.1876), иеросхимонах. Поступил в Оптину пустынь в 1855. В 1857 пострижен в рясофор. 22.10.1857 назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. 14.11.1857 отбыл в миссию. В 1861 пострижен в монашество с наречением имени Христофор и рукоположен во иерея. Скончался в 1876 в Тихоновой пустыни, перед смертью приняв схиму с именем Александр. – 50. Александр 2 (Романов) (17.04.1818 – 01.03.1881). С 18.02.1855 по 01.03.1881 император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский. В его царствование проведены широкомасштабные реформы. В русской историографии известен под эпитетом Освободитель в связи с отменой крепостного права по манифесту 19.02.1861. – 71, 80, 82, 132, 134, 151, 154, 158, 167, 176, 177, 178, 184, 185. Алмазов Борис Николаевич (27.10.1827 – 03.04.1876), поэт, переводчик, литературный критик. В 1857 поступил на службу в контору Московской синодальной типографии. В 1859 в сборнике «Утро» напечатал критические статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу в 1858 г.». В 1861 вышел в отставку в чине губернского секретаря и полностью посвятил себя литературной деятельности. – 51

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Федоров Григорий Федорович) Родился в 1784 году в селе Дмитровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую духовную семинарию. В 1808 году, по окончании семинарского курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 года принял монашество; 21 мая рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха. С 3 июля того же года – строитель Столбинской Николаевской пустыни. В этом же году (5 ноября) был определен экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 года утвержден смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 года утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 года – ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года – настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 3 февраля 1829 года хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 года перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 и 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре. Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, по выражению профессора Троицкого И. E., «прирожденный миссионер, какие родятся только веками». Замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что число раскольников в Пермской епархии к концу пребывания его в Перми сократилось наполовину (от 150000 человек до 75000 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архимандрит Вениамин (Смирнов) Сведение о миссионере архимандрите Вениамине Миссионер архимандрит Вениамин, написавший записки о обращении в христианство мезенских самоедов в 1825–1830 годах, 1 образование получил в архангельской семинарии, поступив в оную в 1793 году. До вступления в монашество, носил имя Василия Смирнова. В монашество пострижен в 1811 году. В том же 1811 году получил он звание префекта архангельской семинарии и игумена третьеклассного Николаевского монастыря. В 1814 году определен присутствующим в архангельскую духовную консисторию. В 1817 году возведен в сан архимандрита, и получил в управление Архангельский монастырь. В 1818 году сделан смотрителем архангельских приходских и уездных училищ. В 1819 возложена на него должность инспектора семинарии, которую проходил до призвания его к миссионерскому служению. В 1820 году вверен его управлению, вместо Архангельского, Сийский второклассный монастырь. Состоя на училищной службе с 14 декабря 1805 до 27 декабря 1824 года, т.е. до призвания его к апостольскому служению среди язычествующих самоедов, он преподавал разные предметы учения, как в низших духовных училищах, так и в семинарии. В низших училищах обучал он греческому и латинскому языкам, арифметике, географии и священной истории. С 1811 года в семинарии обучал греческому языку, риторике и поэзии, гражданской и церковной истории; в 1820 году преподавал богословие. В 1824 году, декабря 27 дня, отец архимандрит Вениамин, устроением промысла воззван был к новому служению, к проповеданию евангельского учения самоедам, блуждавшим во мраке язычества. Подвиги проповеднического служения его, как видно из напечатанных записок о обращении в христианство мезенских самоедов, продолжались более пяти лет. Среди сих подвигов, за неутомимые труды в деле проповеди, в 1827 году он удостоен всемилостивейшей награды орденом св. Владимира 3-й степени. По возвращении с поприща проповеднического служения, он, получив звание Благочинного над монастырями и соборами Архангельской епархии, и в тоже время ему поручено было управление второклассным Крестным и третьеклассным Архангельским монастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

Владимир, архиепископ Тобольский и Сибирский (Алявдин Василий Федорович) Родился 28 июля 1791 года в г. Владимире в семье священника Успенского женского монастыря. В мае 1799 года Василий поступил во Владимирскую духовную семинарию и еще до окончания ее, в марте 1812 года, был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1818 году со степенью магистра. По окончании академии определен инспектором Пензенской духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре был назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 году, по его просьбе, был переведен во Владимирскую духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 года в Боголюбском монастыре Василий был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, а 20 января епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Солбинской Николаевской пустыни (в Переславльском уезде). 15 октября 1827 года иеромонах Владимир переведен ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского духовного училища. 29 января 1828 года возведен в сан архимандрита и определен действительным членом конференции Петербургской духовной академии. С 25 сентября 1829 года – ректор и профессор богословия Калужской духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 года в Духовской церкви Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротонию совершали: Санкт-Петербургский митрополит Серафим, бывший митрополит Карталинский и Кахетинский Иона (Василевский), архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников) и Венедикт (Григорович), епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Назначение в Киевскую епархию радовало епископа Владимира, но служить там ему пришлось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дионисий (Хитров) Дионисий (Хитров Димитрий Васильевич), еп. Уфимский и Мензелинский. Родился 22 окт. 1818 года в с. Хитрово, Данковского округа Рязанской епархии. Сын пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слёз пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. На седьмом году Димитрия стали учить грамоте: братья Никита и Григорий, прибывшие на святки из Данкова, привезли ему церковно-славянскую азбуку (тогда, кажется, одна и была для всех славянская азбука с титловыми словами: «А – ангел, ангельский»). Димитрий в это время почти и без того уже знал азбуку, потому что вместе с братом Герасимом он каждый день ходил на учение в дом о. Тимофея, где обучалось более десяти мальчиков и несколько девиц. Весной 1825 года учился он несколько времени у дворовых людей Клима Петровича и Феодора Петровича. С поступлением в родительский дом Ивана Трофимовича (мужа сестры Гликерии), Димитрий поступил к нему на обучение. Домашнее обучение ограничилось изучением Часослова и Псалтири и отчасти – Октоика, и то не совсем успешно. В ноябре 1827 года отвезли его в Данков к брату диакону Никите погостить, где и прожил он до Рождества Христова. Смотря на учеников духовного училища в церкви и предполагая в них большие познания, Димитрий просил Бога, чтобы Он удостоил и его сравниться учением хоть с самым последним из них; так страшно для него было учебное поприще. В сентябре 1828 года брат Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвёз Димитрия в г. Данков и представил смотрителю протоиерею Ф.С. Семёнову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Весь сентябрь и девять дней октября новобранцы учились читать по книжке и письму, а в день св. Апостола Иакова Алфеева в первый раз задан был урок из русской грамматики для изучения наизусть. К концу года русская грамматика была пройдена до словосочинения. С переходом в 1829 году во второй приходской класс у того же учителя священника Николая Евдокимовича Протопопова (он учил в обоих приходских классах), Димитрий обучался арифметике, латинской и русской грамматике.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > ТОРЖЕСТВА В ЧЕСТЬ ЮБИЛЕЯ П.С.НАХИМОВА НА ВЯЗЕМСКОЙ ЗЕМЛЕ 01.10.2002 371 Время на чтение 7 минут В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова (1802-1855). Окончив в 1818 году Санкт-Петербургский морской кадетский корпус, П.С.Нахимов начинает служить на Балтийском флоте. В 1822-1825 годах под командованием адмирала М.П.Лазарева он совершил на фрегате ?Крейсер? кругосветное путешествие; в 1827-м отличился в Наваринском сражении, приведшем к заключению Адрианопольского мира, по которому Турция признала независимость Греции; в 1828-м получил под командование 16-пушечный корвет ?Наварин?, а через четыре года стал командиром легендарного фрегата ?Паллада?. В 1834 году П.С.Нахимов переводится на Черноморский флот. Его карьера стремительна: 1837 год - капитан 1 ранга, 1845 год - контр-адмирал, командир 1-й бригады 4-й флотской дивизии, 1852 год - вице-адмирал, командующий 5-й флотской дивизией. В ноябре 1853 года возглавляемая им эскадра разбила в Синопском сражении превосходящий по силам и поддерживаемый береговыми батареями турецкий флот. Особо отличился он при обороне Севастополя, за что в марте 1855 года был произведен в адмиралы. 28 июня 1855 года П.С.Нахимова смертельно ранило на Корниловском бастионе Малахова кургана. Это произошло накануне празднования дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, когда во всех храмах шло всенощное бдение и читался канон его небесному покровителю. Скончался адмирал 30 июня. Отпевали его в гарнизонной церкви Севастополя и погребли в склепе нижней церкви строившегося тогда Владимирского собора. ?На улицах стояли войска и пушки, множество офицеров морских и армейских. Во второй комнате стоял гроб, обитый золотой парчой, кругом много подушек с орденами, в головах сгруппированы три адмиральских флага, а сам он был покрыт тем простреленным и изорванным флагом, который развевался на его корабле в день Синопской битвы. Священник в полном облачении читал Евангелие. По загорелым щекам моряков, которые стояли на часах, текли слезы... Его несли в недостроенную церковь равноапостольного князя Владимира, где уже были схоронены адмиралы Лазарев, Корнилов, Истомин...?1

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Иринарх, архиепископ Рязанский и Зарайский (Попов Иаков Дмитриевич) Родился около 1790 года в селе Долгом Курского уезда в семье священника. С 1804 года обучался в Курской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил курс Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 1 августа того же года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 8 августа – во иеромонаха. 24 июля 1818 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии; 16 сентября утвержден в степени магистра. 18 июня 1819 года послан в Милан священником к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной. В августе 1824 года перемещен в императорскую Российскую миссию во Флоренции. В 1827 году переведен в Рим. В феврале 1831 года назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря. В январе 1833 года послан с миссией в Грецию. В 1835 году возвратился в Россию. Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 3 мая 1836 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 15 сентября 1836 года – первый Рижский епископ, викарий Псковской епархии. 7 октября 1841 года уволен по жалобе на него рижских помещиков. В том же году 28 октября назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. 12 января 1842 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. С 12 ноября 1844 года – епископ Кишиневский и Хотинский, вице-президент Тюремного комитета. 14 апреля 1845 года возведен в сан архиепископа. 17 марта 1858 года перемещен на кафедру Подольскую и Брацлавскую. 20 декабря 1863 года переведен в Рязань. 29 августа 1867 года уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь. В 1868 году переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Скончался 25 сентября 1877 года. Погребен в Рязанском Троицком монастыре. Преосвященный Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010