Книга его, написанная просто и живо, одобрена была цензурой и Комиссией, но затем найдена не вполне православной. Одобривший ее к напечатанию ректор семинарии Макарий по этому поводу подал прошение об увольнении от должности духовного цензора. В том же году затребованы были из семинарии в Комиссию для просмотра 5 томов Церковной истории Флёри на франц. языке. Общего и полного каталога книг семинарской библиотеки не было до 1827 года. В этом году обозревавший семинарию архим. Иннокентий Борисов обратил внимание на отсутствие в библиотеке исправных каталогов. Тогда же последовало распоряжение Комиссии дух. уч. о высылке в нее копий с каталога библиотеки петербургской семинарии. Бывший в то время библиотекарь Полиевктов должен был заняться составлением каталога в полном и упорядоченном виде, на основании отдельных каталогов, которых к этому времени в библиотеке находилось 7, но помаранных и неисправных: 1) каталог книг вновь приобретенных – 396 названий, – составленный вчерне библиотекарем Щелкуновым (1816–1818 г.); 2) реестр книг, присланных из спб. духовной академии, в числе 433-х, составленный академическими библиотекарями, иеромонахом Григорием Постниковым (1814–16 г.) и иером. Моисеем Платоновым (1816–17 г.); 3) список книг поступивших в 1822 г. от митрополита Амвросия, числом 62 экземпл. различного содержания; 4) список книг – от него же, еще 175 экз. 5) реестр книг присланных из московской синодальной типографии в 1814 г., числом 120; 6) каталог книг из дух. академии (1820 г.) в числе 713 экз. и 94 рукописей; 7) реестр книг, невозвращенных в разное время учениками и не оказавшихся на лице после библиотекаря Гронского (1814 г.), 124 номера, с означением имен невозвративших. По репорту Полиевктова и Ивановского, из которых первый сдал библиотеку последнему в 1827 году, в каталоге значилось: книг и рукописей – латинских 1231, российских 575, французских 81, немецких 69, языков малоизвестных 36, географических пособий 19; книг не принадлежащих к духовному просвещению 237; учебных латинских и греческих 519, российских 913, французских 5; но находились книги и не вписанные в каталог, всего было свыше 3685 экземпляров. В 1829 г. библиотекарь Ивановский сверял каталоги и вносил в общий каталог книги, раньше почему либо не записанные. Но форма каталогов, предписанная уставом (Отд. Ш, гл. как видно, не вполне соблюдалась. Даже в 1839 г. ревизор протоиерей Иванов обращал на это внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из Могилева его перевели в 1840 году в Харьков, из Харькова в 1842 в Астрахань и наконец из Астрахани, по неблагоприятному для его здоровья климату, в 1844, в Орел, где он показал особенную деятельность и усердие в размещении по гражданским ведомствам излишних людей духовного звания. В Смарагде есть много качеств прекрасных, например: простота и безыскусственность в обращении, непамятозлобие, снисходительность к преступлениям других, желание более устрашать, чем наказывать, нелюбовь к формальностям и бумажным делам; но, при этих достоинствах, он груб, не знает самых обыкновенных законов приличия, угловат в манерах, резок в приемах, раздражителен и вспыльчив и, кроме того, его упрекают в алчном корыстолюбии, дающем повод к самым злым насмешкам, и даже в нескрытно проявляющемся взяточничестве. В числе памфлетов и пасквилей, возбужденных сими печальными недостатками, один известен под именем довольно кощунническим – акафиста Смарагду. Не тайна также и то, что Смарагд имеет обычай часто своеручно наказывать священников и диаконов, а тем более причетников за проступки. «Зато, говорит он, никто не плачет от меня, чтобы я погубил его». В синоде Смарагд не мог ни долго пробыть по своему угловатому характеру, ни поправиться по своим манерам. 32) Аркадий, архиепископ олонецкий и петрозаводский, заседал в синоде с 1854 года. Он получил образование во Владимирской семинарии, в которой был потом и учителем; постригся в монашество в 1811 году, рукоположен в иеромонаха, потом определен строителем Толбинской пустыни и смотрителем Владимирских духовных училищ; в 1818 г. посвящен в архимандрита Боголюбского монастыря, был ректором семинарий: могилевской (1822–1823), минской (1823–1827) и ярославской (1827–1828). Посвященный в 1828 г. в епископа оренбургского, он отсюда в 1831 г. переведен был в Пермь, где пробыл двадцать лет (1831–1851), и наконец перемещен на олонецкую кафедру. Ни один из наших архиереев, исключая Игнатия, не обратил столько раскольников, как Аркадий, к чему представилось ему все поле в пермской епархии, насчитывавшей их, до его прибытия, около ста тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конференции и цензора при здешнем Комитете в продолжение трех сроков (18181827 г.); с 1826 г. имел счастье быть законоучителем Е. И. Высочества, Наследника Престола (царствующего ныне Государя Императора) и Великой Княгини Марии Николаевны; в феврале 1835 г., с Высочайшего соизволения, уволен от службы при академии. Протоиерей И. Иванов , с 5 марта 1835 г., исправлял должность профессора, а 15 октября утвержден в звании профессора. В настоящее время еврейскому языку обучает, с званием профессора, доктор Моисеева закона, раввин, принявший православную веру, В. А. Левисон. Он обучался сперва в иудейском университете в Франкфурте и потом в христианских – в Геттингене и Вирцбурге; после окончания курса выдержал экзамен в науках иуд. богословия, и от общества раввинов в Ленгефельде объявлен способным к званию раввина при всякой иудейской церкви, с правом о предметах иудейской религии произносить решительный суд: вследствие чего позволено ему называться великим раввином и доктором Моисеева богословия (1829 г.); в 1839 г. из Веймара, где был проповедником, прибыл в С.-Петербург и, по принятии православной веры, в сент. 1840 г. определен в академию преподавателем еврейского языка, с званием экстраордин. профессора, а в ноябре того же года наименован и ординарным профессором. В 1842 г. ему же поручено преподавание немецкого языка. Хозяйственная часть академии Мы представили выше штат С.-Петербургской Духовной Академии, Высочайше утвержденный, по докладу бывшего Комитета о усовершении дух. училищ, в 26-й день июня 1808 г. Так как он составлен был применительно к тогдашним обстоятельствам: то, с переменой их, вследствие распространения учебной части и возвышения цен на жизненные потребности, сделались необходимыми изменения в нем, также как в штате прочих духовно-учебных заведений. Комиссия духовных училищ ограничивалась первоначально частными дополнениями штатов; но в 1820 г., составив новые училищные штаты, сообразно с своими внутренними способами, исходатайствовала на них Высочайшее утверждение Государя Императора, которое последовало в 22-й день мая 1820 года. В 1836 году, с увеличением потребностей, при оказавшемся решительном несоответствии в жалованье духовных наставников с светскими, произведен снова пересмотр духовно-училищных штатов; при чем положено было: 1) оклады жалованья повысить вообще на половину против прежнего, с небольшими изменениями, по ближайшему приспособлению к обстоятельствам мест и должностей; 2) оклады ректорам академий и семинарий, вновь определенные, производить вполне, если они не пользуются жалованьем или доходами от управляемых монастырей; а когда будут им поручаемы в управление монастыри, тогда от одной трети до половины ректорского оклада, по усмотрению и с утверждения Комиссии духовных училищ, обращать в экономию училища: на предположения Комиссии духовных училищ последовало Высочайшее утверждение 23 мая 1836 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

372 Ibid. См. также коллективные сборники: The Anthropology of the body. London, N-Y.; Max Gluckman (ed.). The Ritual of Social Relations, Manchester Univercity Press; w.y. 373 Статья «Техники тела» в: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996, с. 242. 377 Доклад на конференции «Православие и образованное общество в России в веке». Вайнгартен, 27 марта 1993 года. 380 Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Т. I, ч. 1. М., 1913, сс. 386–387. 383 /О.Е.М./. Orthodoxae Orientalis Ecclesiae Dogmata, seu Doctrina Christiana de Credendis. Petropoli, 1818, p. 330. 384 Falkowsky I. Christianae, Orthcdoxae, Dogmatico-Polemicae Theologiae... Compendium. T. II. Petropoli, 1827, p. 165. 386 Пространный христианский катехизис Православныя Кафолическия Вос т очныя Греко-Российския Церкви. М., 1829, с. 52. 390 Во французском издании этой книги указано: Еп 1803 et 1804 le Docteur Ewald , si respectable par ses oeuvres théologiques, après l’avoir traduit en allemand, l’imprima dans son ouvrage périodique connu sous le titre de Chstliche Monatschft. En 1809 cette traduction du Docteur Ewald fut réimprimée a Nuremberg dans une brochure séparée – [Lopoukhin Quelques traits de l’Eglise intérieure. Moscou, 1810, p. VIII. 392 В том же году вышел английский перевод: Chomyakoff А. The Orthodox Doctrine of the Church. Brussels, 1864, 28 pp. Некоторые критические замечания об экклезиологии Хомякова см. также в моей статье «Плоды разномыслия и оскудения любви». – Литературная учеба, 1991, май июнь , сс. 157–159. 396 Benz Е. Schelling. Werden und Wirken seines Denkens. Rhein-Verlag, Ziirich – Stuttgart, 1955. S. 65. 399 См.: Гаврюшин Н.К. Митрополит Даниил – редактор «Диалектики». ТОДРЛ, т. 41. Л.: Наука, 1988, сс. 357–363. 400 См.: Гаврюшин Н.К. Предисловие к публикации: Трубецкой С.Н. Чему нам надо учиться у материализма. – Вопр. Философии, 1989, 5, сс. 98–103. 411 Диссертацию Е. Аквилонова высоко оценили проф. А.Л. Катанский и епископ Костромской Виссарион (Нечаев) , но охранительная группировка, возглавляемая К.П. Победоносцевым , взяла верх. Катанский особо отметил, что автору удалось доказать несостоятельность «обычного», т.е. приводимого в «Катехизисе» м-та Филарета определения Церкви как «общества человеков». Однако авторитет святителя был еще очень велик, и даже о. Г.Флоровский , явно сочувствующий Е. Аквилонову , пытается избежать их противопоставления, выдвигая очень сомнительный тезис: no его убеждению, «из русских авторов» Аквилонов «всего ближе к Филарету (по его проповедям) и к Хомякову». Если уж и Флоровский не смог освободиться от гипнотического воздействия личности Филарета, что же сетовать на Победоносцева, самого последовательного хранителя заветов московского митрополита... Что бы только они сказали о «Путях русского богословия»...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Г. П. Павский, священнический сын из Павского погоста (лугского уезда с.-петербургской губернии), по окончании курса в с.-петербургской духовной академии, с 1814 г. бакалавр, с 1818 профессор еврейского языка в спб. академии, с 1819 по 1827 профессор богословия в с.-петербургском университете, в 1821 г. возведен в степень доктора богословия; с 1826 по 1835 г. законоучитель Наследника престола и великих княжен Марии, Ольги и Александры Николаевен; с 1836 г., по увольнении от должностей законоучителя и проф. академии, прот. таврического дворца; сконч. в 1863 г. Участвуя в Христианском Чтении, с самого основания этого духовного журнала, он поместил в нем следующие статьи: О религии, из университетских уроков (1821 г.); ряд статей о богословии св. Григория Богослова : 1, предварительные замечания; 2, учение о Боге и опровержение Евномия и его последователей; 3, учение о св. Троице; учение о соединении в Иисусе Христе божеского и человеческого существа и опровержение аполлинаристов; 5, о человеке и спасении человека; 6, о мире и ангелах; о бессмертии и судьбе по смерти (Христ. Чт. 1828 г. См. о сих статьях в Чтениях в Общ. Истории и Древн. Росс. 1869 г. ч. I, стр. 57); – о таинственной вечери Иисуса Христа у христиан при апостолах и после апостолов (1830 г.); о цели говения и порядке благоговейных занятий христианина, приготовляющегося к св. приобщен (1833 г.); изъяснение притчей: о талантах (1835 г.), о пшенице и плевелах, о гостях званных на вечерю (1836 г.), о брачном пире и званных на пир, о виноградарях (1837 г.) и о смоковнице (1841 г.). – В Летописи факультетов на 1835 г. (изд. Галичем и Плаксиным) помещена его статья: О состоянии Российской церкви под управлением патриархов. В 1-м томе Известий 2-го отделения Академии наук, 1852 г., Записка о новом издании русского словаря – Отдельно изданы: Обозрение книги псалмов. Спб. 1814 г. – Еврейская грамматика. Спб. – 1822 г. – Еврейская христоматия. Филологические наблюдения над составом русского языка. Спб. 1841 – 1842. Академия наук увенчала это сочинение Демидовской премией в 1843 г. Второе издание в 1850 г. – В небольшом количестве экземпляров напечатаны: Беседа с Государем Наследником Цесаревичем накануне принесения Е. И. В. присяги по случаю совершеннолетия; Христианское учение в краткой системе и Начертание церковной истории. Объяснения его на примечания против сих книжек покойного м. м. Филарета напечатаны в Чтениях в Общ. Истории и Древн. Российских 1870 г. кн. 2, стр. 175 – 208. Совместный труд его с другими студентами – товарищами составляет перевод „Эстетических рассуждений, Ансильйона. Спб. 1813 г. Примечания его на мистическую книгу: Божественная философия, соч. Дю-туа, в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Основной и элементарной формой проявления и осуществления религиозного опыта является религиозное чувство мистического единения с Богом, которое служит главным моментом религиозной «веры» 1814 . «Вера» предполагает, так. обр., воздействие Бога на человека, а со стороны последнего – свободное восприятие этого благодатного воздействия 1815 , которое реально осуществляется только при условии действительной способности человека к этому восприятию. А эта способность, в свою очередь, «предполагает», с одной стороны, самоотречение, а с другой – преданность Христу, стремление соединиться с Ним п усвоить Его правду 1816 , 1817 . При таком направлении духовной жизни человека, при условии всецелого устремление его к Богу, Христос вступает с верующим в непосредственное, теснейшее общение любви, действительно вселяется в его сердце» 1818 . « Принявши», так. обр., « Христа Господа Иисуса в свое внутреннее существо» 1819 , верующий именно по мере «укрепление в вере» «утверждается» и «укореняется» «во Христе» 1820 , Который духовно, но реально « живет» в глубине существа верующего 1821 . Таким путем осуществляется внутреннее, глубочайшее и совершеннейшее единение верующего со Христом, так чти Сам Христос становится как бы « жизнью» верующего 1822 , в подлинном и настоящем значении этого слова. Следствием такого взаимоотношения верующего со Христом является тот факт, что все состояния, отношения и поступки христианина, – все проявление его духовно-благодатной жизни совершаются по силе неразрывного единения его со Христом, «в сфере Его божественной жизни» 1823 , 1824 .– Следоват., благодаря именно вере, человек достигает русального общения с Богом, фактически переживает состояние непосредственного единения с Ним 1825 ; одним из проявлений такого именно состояния служит и христианский γνσις, который, таким образом, всецело обусловливается «верою», как по своему происхождению, так и по своему содержанию. Но общение с Богом, являясь необходимой, существенной, внутренней основой всей христианской жизни, а также и христианского γνσις’a, само реально осуществляется только при условии достижения возможного для человека уподобления Богу, которое, в свою очередь, предполагает родство, общность направление и содержание жизнедеятельности верующего с основным содержанием «жизни» Божественной. «Пребывание» «во Христе» обязывает христианина « поступать так, как Он поступал» 1826 . Отсюда « соблюдение Его заповедей» является необходимым, самым верным и надежным свидетельством и признаком того, что христианин « познал Его» 1827 действительно и правильно. И обратно, несоблюдение «заповедей Его» с непререкаемою убедительностью и безусловною несомненностью показывает, что нет никакой возможности искать в таком человеке истинного, настоящего христианского гносиса 1828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Как хирургия начала лечить, а не калечить Мытье рук, акушерство, истребление комаров и особенно защита питьевой воды путем создания городских канализационных систем и хлорирования водопроводной воды привели в итоге к спасению миллиардов жизней.  До начала XX века города утопали в экскрементах, вода в их реках и озерах была густой от нечистот, а их жители пили и использовали для стирки вонючую коричневую жидкость. Причиной эпидемий считались «миазмы» — зловонный воздух, до тех пор, пока первый в мире эпидемиолог Джон Сноу (1813–1858) не установил, что заболевшие холерой лондонцы брали воду из трубы, которая начиналась ниже по течению от места, где сливали нечистоты. Сами доктора были в прошлом огромной угрозой здоровью: они переходили из прозекторской прямо в смотровой кабинет в черных халатах, покрытых засохшей кровью и гноем, осматривали раны пациентов немытыми руками и зашивали их нитками, которые держали в петлицах, пока Игнац Земмельвейс (1818–1865) и Джозеф Листер (1827–1912) не обучили их дезинфицировать руки и инструменты. Антисептика, анестезия и переливание крови позволили хирургии начать лечить, вместо того чтобы мучить и калечить, а антибиотики, антитоксины и прочие бессчетные достижения медицины еще дальше отбросили натиск заразы. Ученые, которые спасли миллионы Грех неблагодарности, может, и не попал в семь верхних строчек хит-парада, но, по Данте, он все же обрекает грешника на девятый круг ада. Там и рискует оказаться интеллектуальная культура периода после 1960-х годов, напрочь забывшая имена победителей болезней. Причем так было не всегда. В моем детстве популярным жанром детской литературы были героические биографии таких пионеров медицины, как Эдвард Дженнер, Луи Пастер, Джозеф Листер, Фредерик Бантинг, Чарльз Бест, Уильям Ослер или Александр Флеминг. Полиомиелит 12 апреля 1955 года группа ученых объявила о том, что созданная Джонасом Солком вакцина против полиомиелита — недуга, который уносил тысячи жизней каждый год, парализовал будущего президента Франклина Рузвельта и заточил множество детей в аппараты искусственного дыхания, известные как «стальные легкие», — доказала свою безопасность. В посвященной истории этого открытия книге Ричард Картер пишет, что в тот день «люди соблюдали минуты молчания, звонили в колокола, сигналили клаксонами, включали заводские гудки, запускали фейерверки… уходили раньше с работы, закрывали школы или устраивали в них шумные собрания, произносили тосты, обнимали детей, посещали церковные службы, улыбались незнакомцам и прощали врагов». Мэрия Нью-Йорка предложила Солку провести по улицам города торжественный парад в его честь, но тот вежливо отказался.

http://pravmir.ru/cherv-s-tysyachej-lich...

Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 117. 30 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 31 В черновых материалах Флоренского находится выписка о композиции од Пиндара и Поля Клоделя со следующей ссылкой: «Максимилиан Волошин. Лики творчества. Книга первая. СПб., 1914 (статья «Поль Клодель»)». Данная цитата – с. 118. См. также: М.Волошин. Лики творчества. Л., 1988, с. 72. 32 Т.е. своего рода систематизаторских трактатах (как, напр., Summa Theologiae Фомы Аквинского). 34 Новалис. Фрагменты. М., 1914, с. 16. По черновым записям П.Ф.: «Всякий метод есть ритм: если кто овладел ритмом мира, это значит, что он овладел миром. У всякого человека есть свой собственный индивидуальный ритм. Алгебра – это поэзия. Ритмическое чувство есть гений». 36 В черновиках Флоренского есть следующая записка: «Шеллингианцы в России 1. Д.М.Велланский (1774 – 1847) 2. М.Г.Павлов († 1840) 3. М.А.Максимович (1804 – 1873) 4. А.Д.Галахов (1807 – ) 5. Н.Д.Курляндцев (1802 – 1835) 6. В.А.Андросов (1803 – 1841) 7. А.И.Галич (1783 – 1848) 8. И.И.Давыдов (1794 – 1866) (Вероятно, описка. Надо 1863.) 9. Н.И.Надеждин (1804 – 1856) 10. В.Ф.Одоевский (1803 – 1869) 11. Д.В.Веневитинов (1805 – 1827) 12. И.В.Киреевский (1806 – 1856) 13. А.А.Елагин 14. М.П.Погодин (1800 – 1875) 15. С.П.Шевырев (1806 – 1864) 16. Н.А.Полевой (1796 – 1846) 17. К.А.Полевой (1801 – 1867) 18. А.А.Григорьев (1822 – 1864) 19. М.Н.Кареев (1818 – 1887) 20. П.Я.Чаадаев (1793 – 1836) (Вероятно, описка. Надо 1794 – 1856.) 21. Ф.И.Тютчев (1803 – 1873) 22. В.Г.Белинский (1801 – 1848) 23. А.С.Хомяков (1804 – 1360) 24. И.Г.Михневич (1809 – 1885) 25. прот. И.М.Скворцов (1795 – 1863) 26. прот. Ф.Ф.Сидонский († 1873) 27. прот. Ф.А.Голубинский (1797 – 1854) 28. В.Д.Кудрявцев (1828 – 1891) (Вероятно, описка. Надо 1892.) 29. Вл. С.Соловьев (1853 – 1900) 30. кн. С.Н.Трубецкой (1862 – 1905) 31. С.Н.Булгаков 32. Вяч. Иванов » О шеллингианской традиции в России см.: Каменский З.А. Русская философия начала XIX b. и Шеллинг. М., 1980; Московский кружок любомудров. М., 1980. Сахаров В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе. – Контекст77. М., 1978. Сокулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Мыслитель. – Писатель. М., 1913, т. 1, ч. I – II. Литературные вечера и салоны. Первая половина XIX b. М. – Л., Academia, 1930. Колюпанов Н. Биография А. И. Кошелева. СПб., 1889, m. I – II. Ахутин А.В. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики). – («Вопросы философии», 1990, с. 51 – 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

92 Кейт. Доказательства истинности христианской веры из ветхозавет. пророчеств. Русский перевод Отто Эльснера. 93 Например, сочинения Жаннингса: «Очевидность божественного происхождения христанского откровения». Спб., 1827 г. и «Созерцание христианства» в 2 ч. Москва. Перев. Преосвящ. Феофилакта Русанова . 1803 года. Портьюса: «Краткое изложение доводов о божественном происхождении христианского откровения». Изд. 1818, 1834 и 1842 г. Безобра: «О достоверности Евангелия». Москва, 1803 г. и др. 94 См. Tholuck. Vermischte Schriften, 1839. Erst. Theil, s. 163–170. «Die englische Apologeten des 17 und 18 Jahrhunderts». Cp. Dorner. Geschichte der protest. Theologie, стр. 508–512. 97 «Traite de l " existence et des attributts de Dieu». Русские переводы творений Фенелона: «Избранные духовные творения Фенелона» 4 кн.; «Зрелище природы о существе Божием»; «Трактат о бытии Божием». 100 Сам Вольтер, не благоприятствовавший памяти Паскаля, признается однако же, что в отношении слога «Провинциальные письма» всегда будут занимать высокое место в литературе французской, «что в лучших комедиях» Мольера нет столько соли, как в первых «Провинциальных письмах» Паскаля и что сам Боссюэт не может представить ничего возвышеннее последних (см. у Бутовского «О жизни и сочинениях Паскаля»). 101 «Pens0ees sur la religion et quelques autres sujets» 1670 г. Русск. перев. Бутовского: «Мысли Паскаля», Спб., 1843 г. 104 Из других французских ученых, защищавших религиозное миросозерцание, заслуживает упоминания естествоиспытатель Боннет. Его обширное сочинение «Созерцание природы» направлено к защите истины бытия Божия. 105 «G9enue du christianisme» 1802 г. Русские переводы сочинений Шатобриана: «Записки замогильные», «Путешествие из Парижа в Иерусалим чрез Грецию и Египет». Спб., 1816. 106 Характеристику Шатобриана, не чуждую, впрочем, некоторой тенденциозности, см. в «Вестнике Европы», в статье о Наполеоне I. Июнь 1880 г. 111 Rationalismus vulgaris; его более известные представители: Rohr, Bretschneider, Wegscheider, Землер и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Своекоштные ученики, число которых было так же различно (в 1823 г. 77, в 1827 г. 82, в 1839 г. 125 чел.), за свое содержание в семинарии вносили определенную сумму. Первоначально, до 1811 г. за содержание пансионера взималось 50 руб, в 1811 г. взнос увеличен до 75 руб., а затем и до 100 р. (1812 г.) 115 В случае неисправности во взносах, семинарское правление, в первые годы, иногда делало представления в Комиссию дух. уч. об увольнении таких воспитанников, за которых не вносились деньги 116 , иногда деньги с родителей взыскивались чрез консисторию, иногда же на бедных воспитанников высылались деньги, по прошениям, из Комиссии дух. уч. В 1812 г., после ревизии архимандрита Ионы, было предписание: «не взысканные деньги за содержание с своекоштных учеников, или родственников их, обязавшихся за них вносить оные, взыскать и впредь взыскивать в сроки». В 1813 г. правление постановило: «никому не позволять пользоваться квартирными выгодами и пищею, кто не внесет вперед суммы положенной». Несмотря на то, на учениках оставались все-таки значительные недоимки. Так в 1814 г. недоимок на своекошных учениках было 865 р. за последнюю треть 1813 г., взыскание которых инспектор Феофан, при выходе, должен был сдать своему преемнику Гойтанникову (Поликарпу). Впоследствии неоднократно предпринимались те или другие меры, с целию исправного сбора сумм на содержание своекоштных. В 1818 г. чрез консисторию взыскивали недоимки с учеников, как выбывших в епархиальное ведомство, так и с состоящих на доходах от предоставленных за ними мест, и с отцев воспитанников. В 1823 г. ученики обязаны были подпискою – аккуратно вносить деньги за свое содержание, под угрозою не принятия в семинарский дом, или невыдачи свидетельств при выходе из семинарии, – до уплаты долга. Действительно, в сентябре этого года у некоторых были задержаны аттестаты и свидетельства и выданы уже после, по особым прошениям, со взятием новых расписок об уплате долга в назначенный срок. В 1825 г. изданы снова правила об аккуратности взносов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010