Сн. Очерк библиогр. Ундол. 1871 года.    См. статью П.-Керамевса о минеях. Визант. Вреиен. 1894 г. стр. 341.    История печатных изданий греческих миней находится в сентябрьской минее Варфоломея кутлумусианского.    Об нем ниже, в отделе о прологах.    Кроме сих двух, мы имели еще более древнее издание греческих миней, сборное от 1806—1820 г., находящихся в петербургской духовной академии; оно близко к варфоломееву, но с разностями. Варфоломеевы же минеи мы имеем уже новейшего издания1870 года.    Наприм. 18 янв. в издании комиссии стихира на хвалитех одному Кириллу александрийскому Никодима, а в издании варфоломеевом особые стихиры обоим святым вместе Афанасию и Кириллу; 21 февр. в минеях коммиссии есть служба св. Евстафию антиохийскому, в минеях Варфоломея ее нет; в минеях коммиссия9 марта есть стихира 40 мученикам на хвалитех Киприана, у Варсоломея ее нет; в издании комиссии 1 апреля Марии египетской два канона, в издании Варфоломея один, а метафрастова канона ей нет; мая 7 у Варфоломея служба одному кресту, в издании коммиссии и венецианском 1817 года мучч. Акакию и Кодрату; в издании комиссии Стефану Савваиту службы 13 июля и 28 окт., а в варфоломефвом только 28 октября; 21 июля в издании коммиссии есть служба пророку Иезекиилю, у Варфоломея ее нет; 31 августа у Варфоломея есть стихиры кресту, в издании комиссии нет; 9 дек. у Варфоломея и в венецианском издании 1806 года есть служба на обновление храма Воскресения, она же 13 сентября, в издании комиссии только 13 сентября; 15 дек. в издании комиссии есть служба Павлу латрскому, у Варфоломея нет и т. п.    Визант. Временник 1894 г. стр. 372.    Разности следующие: нет в греческих минеях 10 янв. канова пр. Мартиниаву, 21 янв. нет службы мучч. Валериану и Евгению, 31 янв. есть служба мучч. Викторину, Виктору и дружине (у нас нет), 2 марта есть служба муч. Исихию синклитику (в студийск. минеях 5 марта, у нас нет), 28 марта Стефана триглийского нет, 4 апр. Иосифу песнописцу службы нет, 5 апр. Феодулу и Агафоподу службы нет, 7 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/(дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 См.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере? 

http://e-vestnik.ru/reports/baturino_rod...

Известные исследователи церковных древностей были и среди иерархов Российской Церкви. Так, архимандрит Макарий (Миролюбов ; 1817–1894) – в 1860– 1866 гг. ректор Новгородской семинарии, позже архиепископ Донской и Черкасский 2737 , член многих ученых обществ, при поддержке Русского археологического общества опубликовал ряд серьезных работ о церковных древностях Нижегородской 2738 и Новгородской 2739 епархий. Его точные описания новгородских памятников сейчас являются важным источником сведений об утраченных к настоящему времени вещах. В этом капитальном двухтомном справочнике широко использованы сведения из церковных архивов. С 1853 г. о. Макарий стал членом синодального совета, который занимался составлением инвентарных описей библиотек и ризниц церквей и монастырей. 6. Охрана и реставрация памятников В cep. XIX в. в России не существовало специальной системы учреждений по охране и реставрации памятников, этим занимались различные структуры: государственные, общественные, церковные. Реставрационные работы регулировались несколькими правительственными документами 2740 . В соответствии с волей императора, согласно распоряжениям 1842 и 1843 гг., контроль над обновлением, ремонтом и реставрацией древних церковных зданий, фресок, элементов интерьера осуществлял Синод. В 1853 г. митрополит Филарет (Дроздов) постановил создать во всех епархиях списки памятников и произведений искусства, обладающих исторической ценностью. В 1878 г. Синод предписал координировать реставрационные работы с ближайшими археологическими или историческими обществами (в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе). Такое решение было фактическим осуществлением решений II Всероссийского археологического съезда 1871 г. Важное правительственное постановление было издано в 1889 г.: все работы по реставрации следовало согласовывать с Археологической комиссией и Академией художеств 2741 . Археологические общества, которые лучше знали обстановку на местах, активно занимались реставрацией. Эти проблемы обсуждались уже на I Всероссийском археологическом съезде в 1869 г. 2742 Московское археологическое общество разработало проект закона об охране памятников, одобренный II съездом. В 1876 г. подобный проект, созданный Русским археологическим обществом и представленный Синоду, Академии наук и Академии художеств, не был принят. Прошло немало лет, и только в 1913 г. проект об охране памятников представили Государственной Думе, но его утверждению помешала Первая мировая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1258 Contra haeres. III 18:1. PG., t. 7, col. 932В. Сочинения, стр. 286–287. «Творение восстановляется в первобытное состояние (ipsam conditionem reintegratam in pristinum)». Contra haeres. V 32:1. PG., t. 7, col. 1210С. Сочинения, стр. 515. «Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство (reintegrabit mysterium) славы сынов Своих». Contra haeres. V 33:1. PG., t. 7, col. 1212B. Сочинения, стр. 516. 1260 Ипполит. Толкование песни песней. Грузинский текст по рукописи X века исследовал, перевел и издал Н. Марр. Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, изд. факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского университета. СПБ. 1901. Hippolyts Kommentar zum Hohelied auf Grund von N. Marrs Ausgabe des grusinischen Textes herausgegeben von G. Nathanael Bonwetsch. TU. 23:2. Leipzig 1902. 1261 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus herausgegeben von G. Nath. Bonwetsch. TU. 26:Ia. Leipzig 1904. 1262 Весь относящийся к этому вопросу материал собран Bonwemsch " ем. См. TU. 23:2, 4 Der Gedankengang des Kommentars. SS. 81–87. TU. 26:1a. Einleitung. SS. IX–XIII. Der Schrifbeweis für die Kirche. SS. 16–20. 1270 Böhringer. Die alte Kirche. 3-ter Theil. Stuttgart 1873. S. 740. Весьма многие ученые признавали этот трактат Тертуллиана неподлинным и считали его неудачной позднейшей компилящей. Об этом Е. Noeldechen. Tertullian " s Gegen die luden auf Einheit, Echtheit, Entstehung geprüft. TU. 12:2. Leipzig 1894. SS. 14–24. Сам Noeldechen высказывается за подлинность этого трактата. SS. 89–91. 1279 Межевание происходило в уу. Псковском, Островском, Новоржевском, Великолуцком, Торопецком, Холмском, Порховском, Опочецком. 1280 Когда волнующимся крестьянам Псковской губ, Опочецк. у., Воронеж. Удельн. Приказа, в 1817 г. объявлено было дать подписку, что им объявлена Высоч. воля о бытии в повиновении, и крестьяне согласились, то за неграмотностью крестьян решили власти приложить к записке в присутствии крестьян печати, крестьяне «закричали печатей не прикладывать».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

31 Гиббон Эд. История упадка и разрушения римской империи рус. пер. В. Неведомского Москва 1884. Manso J. С. F. Das Leben Konstantin des Grossen, Breslau, 1817. Brieger Th. Konstantin der Grosse als Religionspolitiker, Gotha, 1880 ZKG IV, 163. 33 Panegyrici XII latini. Recensuit A. Baehrens. Lips. 1874. Paneg. VI 4. с. 3 Констанций ad deorum concilia translatus; c. 8. 12 и т. д. 42 Lactant, de rnort. persec. 24, Suscepto imperio Constantinus Augustus nihil egit prius quam Christianos cultui ac Deo suo reddere. Haec fuit prima ejus sanctio sanctae religionis restitutae. 43 Euseib. h. e. VIII, 13, 14 ζηλωτν αυτν τς πατρικς περ τν μτερον λγον εσεβεας κατεστσατο. 49 Zahn. Konstantin der Crosse und die Kirche. Hannov. 1876 перепеч, в Skizzen. aus. dem Leben der alten Kirche, Erlang. и Leipz. 1894 S. 241 ff. 51 Lactan. de mort. persc. с. 44: Imminebat dies, quo Maxentius imperium ceperat, qui est a. d. sextum Kalendas Novembres et quinquennalia terminabantur. Commonitus est in quiete Constantinus, ut caeleste signum Dei notaret in scutis atque ita proelium committeret. Facit ut jussus est et transversa X litera, summo capite circumflexo Christum in scutis notat. Quo signo armatus exercitus capit ferrum., pyc. nep. 491. 492. 52 Euseib. h. e., IX, 9, 2: φεν τν ορανιν, τν τε τοτου λογν, ατν δ τν πντων σωτρα ισον Χριστν σμμαχον δι’ Εχν πικαλεσμενος. 62 Paneg. IX c. 3 dic quaeso, quid in consilio nisi divinum numen habuisti? c. 4: divino consilio. 65 Paneg. IX c. 26:... cujus tot nomina sunt, quot gentium linguas esse voluisti. Qnem enim te ipse dici velis, scire non possumus. 69 Paneg. X c. 7; c. 13 illa divinitas obsecundare coeptis tuis solita; c. 16: adesse tibi in omnibus summam illam majestatem, quae te circumplexa neatur и т. д. 70 Corpus inscriptionum latin. VI, n. 1139; Insciptiones lat. selectae ed. Dessau I, p. 156 n. 694; высказанное раньше Буркгардтом Die Zeit Konst. d. Gr. S. 323, 444 мнение, будто слова корректуры первоначально были nutu I (ovis) О (ptimi). M (aximi), не выдерживает критики ср. de Rossi. Bullet, dj archeol. crist. 1863 p. 58. особенно Ferd. Piper Theologische Studien und Kritiken 1875 S. 61 ff. Schultze RE X, 762.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

107. Joergensen,cmp. 445–448. 108. В. Герье, стр. 27. 109. В. Герье, стр. 114 и 115. 110. И. Сабатье, стр. 352. Судя по этим словам, Франциск в предсмертные минуты почувствовал себя в силах, как и сам пала, отпускать грехи. Отпущение грехов вне таинства исповеди и евхаристии было в католическом мире прерогативою папской власти (Лодыж. 132). В этой сцене, совершившейся пред смертью, Франциск уподобил себя в глазах своих учеников как бы Самому Спасителю мира. (Лодыж. 128). 111. Жебар, стр. 160–161. 112. Заимствовано из сочинения М. В. Лодыженского «Свет незримый». СПб. 1912., стр. 135–140. Автор пользовался следующими изданиями: St. Ignace «Exercices spirituels» traduits еп francais par M. l " abbe Clement. Marseille, 1817. — Manrese ou les Exercices spirituels de Saint Ignace mis a la portee de tous les fideles dans une exposition neuve et facile. Neuvieme edition. Lion. Paris 1851. Что касается самого названия книги «Манрез», то это слово есть имя того маленького городка, живя близ коего, Лойола предавался аскетическим подвигам после своего выздоровления от полученных им ран на войне. 113. Manrese. Introduction VIII. 114. Ibidem. Intr. VIII. 115. Manrese. Intr. IX 116. Ibidem. Intr. IX. 117. Ibidem. Intr. VIII. 118. Ibidem. Intr. XV. 119. Exercices spirituels. Premiere semaine. Cinqu ieme exercice, p. 70–71. 120. Exercices spirituels Seconde semaine. Premiere meditation, p. 95–97. 121. Exercices spirituels. Colloque, p. 56–57. 122. Заимствовано с сокращениями из книги Вильяма Джемса: «Многообразие религиозного опыта». Москва, 1910, стр. 334–337, 400–401. 123. Bougaud. Histoire de la bienheureuse Mar guerite Marie. Paris, 1894, p. 145. 124. Revelations de sainte Gertrude, Paris. 1898, 1, 44, 186. 125. «Многообразие религиозного опыта», стр. 337. 126. Ibidem, стр. 401. Поучительно сравнить этот чувственный характер экстатических состояний Терезы с «чувственной мистикой Франциска, выразившейся даже в таком физиологическом явлении, как стигматизация». 127. Vie, рр. 581–582.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

" И теперь стыдно за эти детские лекции со скудными мыслями из самых элементарных (по преимуществу - русских) книжек в дубовом изложении " , - писал Н. Глубоковский в 1914 году, вспоминая одного из своих семинарских преподавателей. См. Н. Глубоковский. За тридцать лет. - Церковно-исторический вестник 2-3, 1999. С. 214. 151 Бурса. С. 38. 152 П. Н. С. Духовная школа по воспоминаниям ее воспитателя и воспитанника с 1863 года. - Русская старина, 1911. Т. 147. С. 469. 153 Бурса. С. 39-42. 154 Бурса. С. 271-272. 155 Бурса. С. 40-41 156 Бурса. С. 75. 157 С. Введенский. Наше ученое монашество и современное церковное движение. М., 1906. С. 33-34. 158 Бурса. С. 217-218. 159 Бурса. С. 35-36. 160 Бурса. С. 212. 161 Бурса. С. 212. 162 Бурса. С. 213. 163 Бурса. С. 74. 164 Бурса. С. 216-217. 165 Бурса. С. 213-214. 166 И. Смолич. История Русской Церкви. Часть первая. С. 483. 167 Бурса. С. 230-246. 168 Бурса. С. 72. 169 Бурса. С. 199-200. 170 Бурса. С. 200-201. 171 Бурса. С. 217-219. 172 Бурса. С. 219-220. 173 Бурса. С. 220-222. 174 Бурса. С. 103. 175 Бурса. С. 223-224. 176 Бурса. С. 262-263. 177 Бурса. С. 282-283. 178 Бурса. С. 308. 179 Бурса. С. 368. 180 См., например, воспоминания Н. Н. Глубоковского " За тридцать лет " . Воспоминания проникнуты светлым духом, хотя и содержат немало критических замечаний в адрес Московской духовной академии и семинарии конца XIX века. 181 Ср.: И. Смолич. История Русской Церкви. Часть первая. С. 429. 182 Н. Глубоковский. За тридцать лет. С. 211. 183 Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин Капустин. Архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). М., 1997. С. 6. 184 Б. Зайцев. Река времен. Нью-Йорк, 1968. С. 313. В рассказе Зайцева " Река времен " под именем архимандрита Андроника описан архимандрит Киприан (Керн). Кроме того, перу Бориса Зайцева принадлежат воспоминания об отце Киприане в сборнике " Далекое " (Вашингтон, 1965) и некролог под названием " Трудный путь " в Вестнике РСХД 56 (Париж, 1960). 185 M. Nassonov. In memoriam риге Cyprien Kern. - Nouvelles de Saint-Serge 23. Paris, 1999. P. 45. 186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Первым делом о. Антонина на Святой Земле стала попытка утвердить мир как внутри русской миссии, так и между нею и российским МИДом, а также другими христианскими общинами, в первую очередь — Православной Иерусалимской церковью. Все 29 лет жизни о. Антонина в Иерусалиме это ему будет удаваться, как благодаря выдающимся дипломатическим способностям и личному обаянию, так и благодаря тому, что он видел великую ценность в сохранении мира. Сложности в отношениях с российским МИДом были улажены благодаря дружбе о. Антонина с российским консулом в Константинополе графом Игнатьевым. Они могли решать все вопросы друг с другом, минуя собственно иерусалимский состав миссии и консульства. Тех дипломатов, которые в Иерусалиме представляли некоторые сложности для миссии, о. Антонин перед Игнатьевым хвалил и отправлял, с его помощью, на повышение. Так, он писал ему о консуле А. Н. Карцеве — основном противнике прежних начальников РДМ, — что это очень талантливый молодой человек и вряд ли ему стоит столь долго оставаться в такой дыре, с точки зрения дипломатической карьеры, как Иерусалим. Так Карцев был отправлен консулом на Корфу… С Игнатьевым архим. Антонин поддерживал переписку до конца своих дней. Иерусалимский патриарх Кирилл также был рад водворению в Русской миссии опытного и дипломатичного о. Антонина вместо куда более жёсткого и конфликтного о. Леонида (Кавелина). В послании Иерусалимского патриарха российскому Синоду Капустин назван «добрым и действительно добродетельным мужем», «истинно благочестивым», «почтенным по своему образу действий», «мягким», «кротким», «мирным», «добродетельным», «богобоязненным», «братолюбивым», «добролюбивым», «которого и мы отечески любим и чтим». Восстановление добрых отношений с российским МИДом и, независимо от него, с Иерусалимским патриархом предопределило решение Синода оставить о. Антонина в Иерусалиме. Как писал Иерусалимскому патриарху митр. Филарет, «по крайней мере до тех пор, когда усмотрен будет другой, соответствующий требованиям тамошнего служения». Более соответствующий так и не нашёлся. Назначение о. Антонина в Иерусалим стало началом целой «капустинской» эпохи в жизни Русской духовной миссии, да и всего тогдашнего христианского Иерусалима, продлившейся более четверти века.

http://bogoslov.ru/article/6174357

Тогда ему было уже 48 лет. Это путешествие стало для о. Парфения решающим: в Россию он больше не вернулся и остался на Святой Земле навсегда, до своей гибели в 1909 году. В Иерусалиме он во время паломничества сблизился с о. Антонином. Вероятно, деятельный и независимый характер обоих способствовал дружбе, а возраст, опыт и образование о. Антонина позволили о. Парфению увидеть в нём фактически своего духовника. В 1881 году Синод определил о. Парфения постоянным членом русской миссии. Он нёс череду в Троицком соборе, но чтобы двум людям сильного характера — Антонину и Парфению — не оказаться под одной крышей, местом постоянного пребывания о. Парфения стал Елеон. Его водворение на русском елеонском участке стало, по сути дела, началом здесь русской монашеской жизни. Он поселился в крошечной келье уже существовавшего странноприимного дома и начал с обустройства всё ещё достаточно пустынной елеонской вершины. Он сам занимался выравниванием почвы, расчисткой камней и посадкой деревьев. Выучил арабский язык, чтобы общаться с соседями. В некрологе проф. А. А. Дмитриевский так писал о нём в 1909 году: «На своих собственных старческих плечах он то таскал в кошёлках землю для выравнивания неровностей и удобрений под посаженные им деревья, то носил издалека в тулумах или кожаных мешках воду, когда на Елеоне не было достаточного количества благоустроенных цистерн для поливки деревьев и цветов, к которым питал особую любовь. Вся нынешняя, без преувеличения можно сказать, райская красота, все многочисленные рощи кипарисов, масличных деревьев и сосен — всё это дело мозолистых рук и выносливых плеч иеромонаха Парфения. Врагами о. Парфения в этом деле были не только каменистая почва и жгучее знойное солнце, но и полудикое варварское население соседней с нашим участком деревушки, которое при первом же удобном и неудобном случае, пользуясь покровом темноты южной ночи, нередко произвольно передвигало пограничные сухой кладки оградки, вырывало цветы и злаки, похищало за день сделанные древесные насаждения и тащило даже предметы его незатейливого обихода и обстановки… С восходом солнца созерцал старец с болью в душе следы воровских проделок своих неспокойных соседей, горько сетовал на них своим случайным посетителям, но ничем не досаждал обидчикам, стараясь жить с ними в мире и согласии, и с удвоенной энергией продолжал работать».

http://bogoslov.ru/article/6174357

Бутми де Кацман Георгий Васильевич (1856-1917) - экономист, публицист, общественный деятель, был близок к С. Ф. Шарапову. Как экономист, активно выступал против финансовой политики С. Ю. Витте, сторонник введения биметаллизма. Участник монархического движения. Кокорев Василий Александрович (1817-1889) - предприниматель, экономист, сторонник сохранения и развития самобытных начал русской экономики. Одним из первых русских предпринимателей вложил большие капиталы в развитие нефтяного дела. В своих работах показал губительность для России механического заимствования западноевропейских финансовых и хозяйственных форм. Мальцов (искаж. Мальцев) Сергей Иванович(1810-1893) -промышленник, кавалергард, генерал-майор в отставке, почетный член Общества содействия русской торговли и промышленности. Выдающий представитель дворянского и промышленного рода Мальцовых. Губонин Пётр Ионович (1825-1894) - строитель железных дорог, промышленник, меценат. Алчевский Алексей Кириллович (1835-1901) - предприниматель, промышленник, меценат, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Перед лицом страшной угрозы " ...Эта злополучная реформа резко и надолго изменила экономический путь России (обращение ренты в золотую бумагу, вечная зависимость от иностранных бирж и пр.). Она нанесла неисчислимые убытки земледелию, вызвала лихорадочное оживление, затем жестокий кризис в промышленности и торговле, погубила огромное количество национальных капиталов, поглощенных спекуляцией и биржевыми крахами, открыла страну для безпощадной эксплуатации иностранцами, заставила нас заключить постыдный мир, обусловленный прямо финансовыми соображениями, и теперь, не давая возможности поднять экономическое положение России, поддерживает и питает революцию, ею же, путем народного разорения, подготовленную....

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/18/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010