Документы истории говорят с такой силой, что никакая позднейшая риторика ничего не может прибавить к их свидетельству. Чего стоит контраст между пророческим и трагическим голосом святителя Тихона – и безжизненно закругленными интонациями иных позднейших документов, где фразеология передовиц «Правды» соседствует с конвенциональными семинаризмами! Но заметить это – слишком легко. Документы приглашают задуматься над той реальностью, которая в них запечатлена, но не вмещена; над реальностью сугубо человеческой, конкретно-исторической и, одновременно, для верующего сердца, более чем человеческой, метаисторической, то есть эсхатологической. Православная трезвость возбраняет, вместе с самочинными догадками о «временах и сроках» ( 1Фес. 5:1 ), стилизацию событий под неадекватно – чувствительно, литературно, морализаторски етс. понятый Апокалипсис. Однако все, что церковный человек может помыслить и сказать о Церкви, само собой, хотим мы этого или нет, укладывается в матрицы парадигм, заданных именно Откровением св. Иоанна Богослова (речения Сына Человеческого Ангелам семи малоазийских церквей, повесть о последней борьбе между Агнцем и Зверем). Церковь , невеста Агнца, есть явление эсхатологическое от самого своего начала, со дня Пятидесятницы, применительно к которому апостол Петр вспоминал слово пророка Иоиля о «последних временах» ( Деян. 2:16–17 ). На языке Православия уже о временах земной жизни Христа говорится как о «последних», и ни одного здравомысленного верующего это не смущает, хотя по человеческому счету с тех пор прошли два тысячелетия (и пройдет еще столько тысячелетий, или годов, или только дней, сколько Богу будет угодно). Мы уже очень давно – «эсхатон». И вот мы раскрываем последнюю книгу Нового Завета и читаем, в числе другого, слова, обращенные к Ангелу Пергамской церкви: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» ( Откр. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Думай постоянно о чем-нибудь духовном и добром, чтобы диавол всегда находил тебя занятым; пока человек пребывает в духовном делании, враг не может поразить его, уверяют блаженный Иероним и преподобный Пимен Великий . Чтение Священного Писания — это великая защита от греха, учит авва Епифаний. Итак, дорогие братия и сестры, несомненно веруя в бытие злых духов и в пагубное влияние их на нас, воспользуемся в борьбе с ними тем оружием, которое заповедал и даровал нам Господь и каким сражались с ними святые угодники Божий, на какое и нам указали. Неукоснительно следуя за победителем диавола, ада и смерти Господом нашим Иисусом Христом и Его Святой Православной Церковью — этим столпом и утверждением истины, следуя примеру и указанию доблестных воинов Христовых, и мы можем выйти победителями из борьбы с врагами нашего спасения — духами злобы поднебесными. Аминь. В двадцать третью Неделю по Пятидесятнице Об исцелении гадаринского бесноватого Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Сегодня за литургией было прочитано святое Евангелие об исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжко страждущего бесноватого в Гадаринской стране. Как жалок был этот человек! Он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробах. Долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бился о камни, его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Христос спросил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неизвестно Всеведущему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечистых мучителей было в человеке. Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдашнему римскому счету, легион заключал в себе шесть тысяч. Значит, шесть тысяч бесов изгнал Господь из человека. Один бес может столько зла сделать, а тут шесть тысяч — и как только они не замучили жалкого человека? Конечно, по воле Божией не могли этого сделать, так как Бог допустил им настолько мучить бесноватого, насколько это было нужно, по божественному правосудию, для вразумления и для научения прочих людей — язычников, живших в той стране, какому тяжелому наказанию могут они подвергнуться от Бога, если не обратятся от идолов к истинному Богу и не покаются в своих грехах. Такова власть Господня над бесами! Они могут причинять человеку зло настолько, насколько попустит им Господь, больше — ни на йоту. И над животными они не имеют никакой власти, если Господь не попустит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы просили у Господа позволения войти в стадо свиное, что и было им позволено. И тотчас все стадо бросилось в море и утонуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свойственной им злобе в несколько часов или даже минут погубили бы весь род человеческий. Но Господь удерживает, державе Его со страхом повинуется все темное сатанинское царство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Елиуй говорит: Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом. Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога ( Иов. 34:34–37 ). По свидетельству святителя Григория Великого , Елиуй винит Иова не только в прежних грехах, совершенных им до начала ниспосланных ему от Бога страданий, но и в тех словах богохульства, что он произносит ныне, в споре с друзьями, также вменяемых ему в вину перед Лицом Божиим 963 . Затем Елиуй переходит к опровержению третьего неприемлемого для него мнения Иова. Это третье мнение Иова, как считает Елиуй, заключается в том, что, по убеждению страдальца, для человека вообще нет никакой пользы в праведности, ибо Бог наказывает точно так же, как и грешников, и ни в чем не повинных праведников. Поэтому, по большому счету, для земной судьбы Иова вообще не было бы разницы: вел бы он праведную жизнь или грешил бы. Мы понимаем: с точки зрения Елиуя, подобное опасное убеждение неизбежно вселяет в человека чувство полного нравственного равнодушия в оценке своих поступков и ощущение абсолютной безответственности за последствия греха: ведь Бог все равно накажет тебя – прав ты или виноват. Здесь Елиую, вероятно, припоминаются слова Иова о Боге: Он губит и непорочного и виновного ( Иов. 9:22 ). Елиуй формулирует эту, очень опасную с его точки зрения, мысль Иова так: И продолжал Елиуй и сказал: считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога? Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил? ( Иов. 35:1–3 ). Подобная обеспокоенность Елиуя могла бы иметь хоть какой-то смысл лишь в том случае, если бы Иов утверждал полное отсутствие пользы для человека в праведности по отношению к вечной жизни, а не только ее бесполезность в отношении внешних земных благ, а также – если бы он прямо призывал людей грешить. Однако Иов здесь говорил именно о пребывании человека в падшем грехом мире, никак не отрицая возможность Божественной награды за людскую праведность в жизни Будущего века, по всеобщем воскресении, в которое он безусловно верит. Кроме того, Иов никого не понуждает отказаться от стремления к праведности, от исполнения нравственного закона; он отнюдь не призывает нас погрязнуть во грехе. Страдалец вообще не предлагает тут никакой «программы действий»: в том числе и никакого бунта против морального закона, как это кажется Елиую. Повторю: Иов никого и ни к чему не призывает, ни сам не отрекаясь от собственной праведности, и никому другому не желая становиться грешником. Иов здесь – отнюдь не идеолог, не «революционер»; он просто задает вопросы, причем не адресует их человеку, а вопрошает непосредственно Бога, с Которым только и хочет вести свой диалог: один на один.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Если мы воистину хотим счастья – именно счастья, а не «удовольствий», подсовываемых «обманщиком» – так нам, драгоценные мои, всею душою, всем разумением, всею крепостию сил своих, надобно устремиться к святости. Хорошо нам всем будет только тогда, когда все мы будем хорошими. Не богатыми, не легко работающими, изысканно одетыми, сыто ядущими, вкусно пьющими и мягко спящими, но, прежде всего – хорошими. Для начала хотя бы хорошими, если уж не святыми, – и то будет хорошо. И не только нам будет хорошо. Государи мои, люди русские, решается теперь не наша только русская судьба. Мировая судьба решается. Погибнет Россия, умрет святая Русь – и миру далее незачем будет существовать. Тогда «конец света» – не за горами. Наши дети увидят его. Спасется Россия, воскреснет святая Русь – и миру будет дан шанс. Поживут тогда еще и дети, и внуки, и правнуки. «Конец света» Учение о «конце света» – это не только церковное учение. Думаю, что его можно считать вместе и научной аксиомой. Любой ученый согласится с тем, что все, имевшее в этом мире начало, будет иметь когда-нибудь и конец. Разница только во времени, в сроках существования: комар живет один день, человек – семьдесят, при большей крепости восемьдесят лет, солнце – миллионы лет. Но и солнце – когда-нибудь да погаснет. А солнце погаснет – и земля превратится в мерзлый ком… Вместо цветущих садов, полей, лесов, городов – безжизненная, ледяная глыба… Вот тоже вопросец атеисту: Солнце погаснет – бесспорно? Бесспорно. Земля без солнца погибнет – бесспорно? Бесспорно. Но зачем тогда все, что делалось, делается и еще будет делаться на этой земле? Зачем мировая история? Зачем цивилизация? Зачем наука? Зачем искусство? Зачем все?.. Чтобы застыть в ледяной глыбе? Какой смысл?.. Никогда я не понимал: для чего, по большому счету, может жить атеист?.. Смысл в этой жизни может быть лишь в том случае, если есть Бог и есть вечная жизнь. А Он есть. Но и Бог говорит, что мир сей не вечен, а имел начало и будет иметь конец: «…в начале Словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

http://azbyka.ru/u-poroga-vechnosti

Еще нам предписано упование на Духа, а не стремление выворачиваться своими силами; кстати сказать, такое стремление всегда сопровождается желанием выступить в выгодном для себя свете, казаться значительнее, чем ты есть на самом деле, и т. д. То есть здесь человеку грозит соскальзывание в лукавство даже помимо собственной воли. Затем нам простыми словами объясняется, что распад семьи, отсутствие семейной любви – это признак конца света. Да, сейчас принято говорить, что это черта постиндустриального общества. Ну что же, значит, постиндустриальное общество – это та декорация, в которой предстоит разыгрываться эсхатологическим ужасам. Особого нашего внимания заслуживают слова Христа о ненависти, которую приходится выносить Его верным за Его имя. Слова очень точные и не дают возможности для истолкования их в смысл «за то, что мы хорошо живем», – нет, только за имя Христово, за свидетельство о Нем, за Благую Весть. И никаких предложений бороться с таким к себе отношением нет, более того: «претерпевший до конца спасется». А претерпевший означает ровно то, что означает: не отрекшийся и не озлобившийся, не избравший путь ответной агрессии как недостойный христианина. И вот к чему следует отнестись предельно вдумчиво и предельно хладнокровно: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся вспять взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни». Осмелюсь предположить, что очень значительная часть разговоров о конце света происходит от малодушия. Мир, лежащий во зле, идет к своему концу уже очень долго (по нашему счету), и когда придет – нам знать не дано.

http://foma.ru/apokalipsis-marka-mk-13.h...

Затем воины сорвали с Него одежды и, оставив истерзанное ранами тело Его нагим, положили Его на крест, прибили руки и ноги Его гвоздями и поставили крест в яму на скале горы Голгофы. Это было в шестом часу дня по еврейскому счету, а по-нашему в двенадцать. Чтобы еще больше опозорить Христа, еврейские начальники привели с Ним на казнь еще двух злодеев, которых распяли по правую и по левую сторону Иисуса Христа. Когда пригвоздили Его ко кресту, Он молился за тех, кто мучил Его, и говорил: «Отец мой! прости им, потому что они не знают, что делают». Так Он учил и нас не злобиться на тех, кто делает нам зло, а прощать их и молиться за них. Верхние одежды Иисуса Христа распинатели поделили между собою, а об нижней одежде бросили жребий, кому она достанется, потому что она была не сшитая, а вся тканая, цельная и портить ее не захотели. Над головой Иисуса Христа прибита была надпись: «Иисус Назарянин (т. е. из г. Назарета) Царь Иудейский», сделана она была на языках: еврейском, греческом и римском, чтобы все, пришедшие и из чужих земель в Иерусалим, могли читать ее. Она гласила, что Иисус Христос осужден на смерть как великий преступник, будто присвоивший себе царское звание. Множество народа вышло смотреть на такое печальное зрелище. Время было накануне великого еврейского праздника Пасхи, а к этому дню собиралось в Иерусалим несметное множество богомольцев. Враги Иисуса Христа не довольствовались страшными муками Его, прибавили к ним еще и насмешки свои. Не стыдясь никого, сами начальники еврейские указывали на Иисуса Христа народу и говорили: «других Он спасал, а Себя вот не может спасти (от страданий и смерти). Если Он Христос, то пусть сойдет с креста, и мы уверуем в Него. Он надеялся на Бога, говорил, что Он Сын Божий, пусть же теперь Бог избавит Его, если Он угоден Богу». По их примеру и другие люди, тут стоявшие и мимо проходившие, также и воины, стерегшие Иисуса Христа, издевались над Ним и говорили: «спаси Себя и сойди со креста». Даже один из распятых рядом с Ним злодеев, сам доживал последние часы в тяжких муках, а осмеливался вместе с другими насмехаться над Иисусом Христом: «если Ты Христос, спаси Себя и нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Затем иссоп встречается пять раз в книге Чисел и дважды в книге Левит примерно в одном и том же значении. Эти отрывки весьма подробно описывают различные обряды и жертвоприношения, как, например, в Лев. 14, 51 " и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз " . В большинстве из этих отрывков пучок иссопа опять выступает в качестве кропила. Интересно, что во многих из этих стихов иссоп для обряда берется не сам по себе, а вместе с " кедровым деревом и червленой нитью " . Как поясняет Александр Лопухин, возможно, пучок иссопа привязывался червленой нитью к веточке кедра, которая служила, таким образом, ручкой кропилу. Важно заметить, что в Исх. 12, 22 про кедр и нить ничего не говорится, что, кстати, хорошо согласуется с фактом отсутствия природного кедра в Египте. И опять же из приведенных отрывков можно сделать вывод, что и в Палестине иссоп был достаточно распространен или культивировался, так как указанные обряды совершались нередко.      Заслуживает внимания и 3 Цар. 4, 33, где говорится о мудрости Соломона и о его обширных познаниях, в том числе в естественных науках: " и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах " . Вновь иссоп упоминается совместно с кедром. Но в данном случае эта пара, очевидно, означает " от самого крупного растения до самого мелкого " . Кроме того, здесь указана характерная особенность библейского иссопа — расти на стенах. Однако по большому счету эти минимальные подробности проливают мало света на вопрос, о каком растении идет речь? Так, скажем, Александр Лопухин, исходя из того, что говорится о самом мелком представителе флоры, который к тому же растет на стенах, делает вывод, что это мох.      Этому представлению отчасти противоречит термин " дерево " : " и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены " . Но это слово не обязательно указывает на наличие одревесневших побегов у растения, то есть на то, что оно является хотя бы кустарником или полукустарником. Возможно, оно просто синоним слова " растение " . Некоторые зарубежные исследователи этого стиха 1 приводят целый ряд растений, наиболее часто встречающихся на стенах и руинах старых зданий в современном Израиле: и каперсы колючие (Capparis spinosa), и белена золотистая (Hyoscyamus aureus), и львиный зев сицилийский (Antirrhinum siculum) — вот далеко не полный список претендентов на роль библейского иссопа.     

http://e-vestnik.ru/analytics/issop_o_ka...

Злат.). – В Египет: откуда бы до отца его не мог дойти слух о нем. Они сделали все возможное, чтобы удалить Иосифа из семьи навсегда и его, так сказать, уничтожить, но оставленного всеми Бог не оставил его и сделал его спасителем от голода всей его фамилии. Дальнейшее сказание Стефана об Иосифе все точно основывается на сказаниях книги Бытия. – Мудрость: явленную Иосифом особенно в толкованиях снов, бывших виночерпию и хлебодару Фараона и самому царю Фараону ( Быт.40 ; Быт.41 ). – Семьдесят пять душ: Стефан следует в этом счете переводу LXX, который считает именно 75, тогда как в подлинном еврейском тексте считается только 70, каковому счету следует и Флавий (Annt. 2, 7. 4. 6, 5. 6). Число 70 по еврейскому тексту вышло так, что к 66 душам, происшедшим из чресл его, по Быт.46:26 , причисляются еще в ст. 27 Иосиф, два его сына и сам Иаков. Перевод же LXX, вероятно, причисляет к ним еще внуков и правнуков Иосифа, упоминаемых в Быт.46:20 – числом 5 – и потому считает не 70, а 75, исчисляя таким образом не только переселившихся в Египет членов семейства Иаковлева, но и тех из членов его, которые пребывали в Египте, т.е. всю фамилию Иакова, за исключением женского пола. 15. Иаков перешел в Египет, и скончался сам и отцы наши; 16. И перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. 17. А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте, 18. До тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа. 19. Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая бросать детей своих, чтобы не оставались в живых. И отцы наши: т.е. сыновья Иакова, выше названные патриархами, как родоначальники 12 колен израилевых. – И перенесены были в Сихем и положены во гробе и пр.: речь идет собственно только об отцах или 12 сыновьях Иакова, а не о самом Иакове, так как Иаков погребен был Иосифом и братьями его близ Хеврона в пещере, которую Авраам вместе с полем купил там для погребения Сарры ( Быт.50:13 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Знание структуры библейского календаря древних иудеев, в согласовании его со Священным Писанием, открывает до этого сокрытые истины. Такие, например, как древнее пророчество о точном дне и месяце Воскресения Христова, которое находится в первой книге Священного Писания – книге Бытия. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» ( Быт. 8:4 ). С одной стороны, это сообщение Библии просто констатация временных отрезков Потопа. Начало Потопа описывается следующим стихом: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» ( Быт. 7:11 ). Окончание Потопа: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» ( Быт. 8:4 ). Следовательно, ровно пять месяцев длилась общепланетарная катастрофа – Всемирный Потоп. Но с другой стороны, в свете вышеизложенного изучения истории, и структуры календаря древних израильтян, мы по-другому можем взглянуть на 4-й стих 8-й главы книги Бытия. Выше указывалось, что до пророка Моисея в патриархальный период отсчет месяцев начинался с месяца Эйтаним, который, в свою очередь, соответствовал вавилонскому месяцу Тишрей. Соответственно, Всемирный потоп начался во второй месяц от Эйтаним, месяц Бул. Седьмым месяцем, в который Потоп прекратился, был весенний месяц Авив. После Вавилонского пленения месяц Авив стал именоваться аккадским «Нисан». Нисан продолжал оставаться седьмым по счету месяцем и в эпоху Второго Храма, если речь не заходила об отсчете праздников, во время которого Нисан автоматически становился первым месяцем (Песах, Шавуот, Суккот и т.д.). Семнадцатый день седьмого месяца, это 17-е Нисана. Евангельское повествование очень отчетливо сообщает, что распятие и смерть Господа нашего Иисуса Христа произошли в канун праздника Пасхи, т. е. 14-го Нисана. А это значит, что хронологически, после трехдневного пребывания «во гробе», Воскресение Христа Спасителя приходится на 17-е Нисана. Значит, библейское пророчество книги Бытия (8:4) с предельной точностью сообщает календарный день Воскресения Христова – 17-е Нисана!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

И все же Великий Композитор считает, что чего-то не достает. Многие мужчины восклицают: «В тот момент все уже было хорошо!» Бог был другого мнения, и тогда из ребра Адама появилась Ева, финальный аккорд. В этом мире женщина занимает то место, которое не может быть занято никем другим, даже мужчиной. Весь этот огромный мир без нее не полон. Ева, как и Адам, отражает собой Божий образ и так, как это может делать только она. Желая рассказать о Себе полнее, Творец подарил женщину, и это очень не похоже на предназначение Адама. Какое Божие послание в себе несет женщина? Ответ в Писании: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Казалось бы, Божия Слава сияет, между мужчиной и Творцом нет никаких преград для общения. Чего недостает? Женственности! Женщина несет в себе отношения В Книги Иеремии Бог говорит о Себе и Своем народе: «И дам им сердце, чтобы знать Меня» (Иер 24:7). Все содержание Библии — это история отношений Бога и Его людей, Творца и человека, история любви по большому счету. Многие ли из нас воспринимают Бога как Личность, жаждущую нашей любви? Представьте себе, Великий и Всемогущий хочет наладить отношения с каждым из нас! В той же книге главами позже Бог говорит: «Если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер 29:13). Бог хочет, чтобы мы добивались Его любви, желали знать Его. Любая женщина мечтает встретить того, кто полюбит ее всем сердцем. Она хочет быть желанной — и в этом проявляется качество Бога. Христианство можно представить как роман, где Бог хочет разделить с нами жизнь, полную красоты. «Издали явился мне Господь и сказал: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер 31:3). Звучит как поэзия, согласитесь. Ева — послание Бога всему миру. С ее помощью Он объявляет о главном развитии Вселенной — о чудесной совместной жизни с Ним. Когда мужчина предает или отвергает женщину, ее ярость неуемна. Это такое же отражение качества Бога, как, например, в Книге Исход (20:5): «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Довольно жестко, зато в этом свете понятна ярость женщины. Поддержка, которая всегда рядом

http://blog.predanie.ru/article/muzhestv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010