2Мак.3:6 . и объявил ему, что богатствами несметными наполнено сокровищное хранилище в Иерусалиме, так что неисчетно число лихв [Процентов], и что оне не принадлежат к счету жертвенному, и можно все это подчинить власти царя. 2Мак.3:7 . Аполлоний же, сошедшись с царем, объявил о поведаных ему богатствах. А он, назначив Илиодора, правителя дел, послал его, дав приказание вывезть упомянутыя сокровища. 2Мак.3:8 . Илиодор тотчас отправился в путь под предлогом посещения городов Килисирии и Финикии, а на самом деле для исполнения предложения царя. 2Мак.3:9 . Прибыв же в Иерусалим, и дружелюбно быв принят первосвященником сего города, поведал ему о бывшем ему заявлении, и объявил, для чего он находится (в Иерусалиме); притом осведомился: верно ли это. 2Мак.3:10 . А первосвященник показал, что есть вносы вдов и сирот, 2Мак.3:11 . а часть Иркана, сына, Товии, мужа весьма превосходнаго, не как наговорил нечестивый Симон, и что всего четыреста талантов серебра и двести золота; 2Мак.3:12 . обижать же веривших святости места, и важности и неприкосновенности храма, чтимаго во всей вселенной весьма затруднительно. 2Мак.3:13 . Однако Илиодор, по царским приказаниям, какия имел, решительно говорил, что эти деньги должны быть взяты в царское казнохранилище. 2Мак.3:14 . И назначив день, он вошел с тем, чтобы сделать осмотр их. Было же не малое сетование во всем городе. 2Мак.3:15 . А жрецы, в священных одеждах повергшись пред жертвенником, взывали на небо, чтобы тот, Который постановил закон о взносе, в целости сохранил все для взнесших. 2Мак.3:16 . Кто же видел лицо первосвященника, у того страдала мысль от того, что облик и изменившийся цвет лица его обнаруживал душевную тугу. 2Мак.3:17 . Сего мужа объял страх, некий и обомление тела: из чего явна была смотревшим на него скорбь, щемившая сердце. 2Мак.3:18 . Иные из домов семьями выходили для всенароднаго моления о том, чтобы святое место не было доведено до поругания. 2Мак.3:19 . Женщины, подпоясав под груди вретища, толпились на путях: уединенныя же девы, одне сбегались у ворот, другия на стены, а иныя выглядывали из окон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

490 – «И первый завет имел, а теперь не имеет», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «и этим уже апостол выражает, что ветхий (первый) завет отменен... так что теперь он хотя бы и оставался, уже не имеет силы». 491 Святилище (храм) названо земным, так как создано было по образу небесному (ср. Евр.8:5 ; Исх.25:40 ), и поэтому оно имело временное назначение. «Людским» именуется потому, что служило для людей местом богослужебных собраний. Стих 2. «Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов и которая называется святое». Скиния названа первой, так как она была первой от входа со двора и отделялась от двора завесою ( Исх.26 36). «Называет», – говорит блаженный Феофилакт , – «эту именно первою по отношению к «Святому Святых», так как она была в средине. Пред ней же (во дворе скинии) находился медный жертвенник, жертвенник для всесожжений, поставленный под открытым небом. Затем, если приподнимали завесу, вернее, покрывало (ср. Исх.40:22–28 ), то она являлась срединой, в которой был светильник и трапеза и предложение хлебов». 492 Стих 3. «3а второю же завесою была скиния, называемая «святое Святых». – «Святое святых» отделялось от «святого» («скинии собрания» – Исх.40:22 ) завесою с изображениями на ней херувимов ( Исх.26:31 ). Эта завеса была по счету вторая, так как первая была при входе во «святое». Стих 4. «Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» Так назван ковчег потому, что в нем находились скрижали, на которых были написаны «слова завета, десятисловие» ( Исх.34:28 ). «Все эти вещи», – замечает блаженный Феофилакт , – «служили памятниками иудейской неблагодарности. Сосуд с манною в воспоминание того, что они, питаясь ею чудесным образом, возроптали ( Исх.16:3 ), и чтобы потомки помнили, как о Божием благоволении, так и об озлоблении их. Жезл Ааронов в воспоминание возмущения, бывшего против него ( Чис.16, 17:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 1 .3. И сказал Бог… Творение словом означает всемогущество Создателя (см. Пс 32.6 ; 2Петр 3.5 ; Евр 11.3 ). День в Библии может означать любой период времени (ср. Пс 89.5 ; 2Петр 3.8 ). Точно так же вечер и утро в данном случае условные обозначения начала и конца некоего периода (земных суток еще не было). Согласно Откр 10.6 , время – преходящее свойство творения, которое присутствует лишь в незавершенном мире. Творение совершается в три этапа. Они представлены в согласии с законами параллелизма, присущими восточной поэзии, в виде двух рядов: 1) свет; 2) твердь среди воды; 3) земные растения; 4) светила; 5) водные животные; 6) земные животные и человек. Счет от вечера к утру соответствует древнейшему счету времени, связанному с пастушеским образом жизни, когда трудовая деятельность начиналась вечером. 1.4. Антропоморфное, метафорическое выражение, которое должно означать, что в мироздании Бог отделяет хорошее (евр. тов – доброе, полезное, гармоничное) от темного и хаотического. В дальнейшем (ст.ю, 12, и8,21,25,31) этот термин повторяется. Это указывает на гармоничную и совершенную природу того порядка, который вносится Творцом в созидаемый им мир. Однако, как явствует из других текстов (см. выше, прим. к Быт 1.2 ), хаотическое начало, идущее вразрез с Божиим замыслом, будет заявлять о себе вплоть до полного воцарения Божественной гармонии (ср. Откр 21.1 , где море есть синоним дракона и хаоса). То, что Бог при сотворении видит мир хорошим весьма (см. Быт 1.31 ), свидетельствует о Его созерцании мира вне времени, т. е. в форме предельного совершенства (какое возможно для твари). Это то состояние, которое свв. Отцы Церкви называли обожением (греч. теозисом) созданного. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

5–8. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию. Меч Господа наполнится кровью, отучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука. Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. (Упися меч мой на небеси: се на Идумею снидет, и на люди пагубные с судом. Меч Господень наполнися крове, растолсте туком, от крове козлов и агнцев, и от тука козлов и овнов, яко жертва Господеви в Восоре, и заклание велие во Идумеи, и падут с ними сильнии, и овны, и юнцы, и упиется земля от крове, и от тука их насытится. День бо суда Господня, и лето воздаяния суда Сионя). Когда Господь будет разрушать языческий мир мечем своим и уничтожать всех идолов, представляющих небо на земле (в Ассирии, Вавилонии и пр.), то меч Его снидет и на Идумею, на жителей её, которые постоянно желали погибели народа Божия; поразит их меч Господа с судом – по всей правде. От обильной жертвы меч Господа, как бы змей, нещадно пожирающий свою добычу, напитается кровью и наполнится жиром козлов и агнцев (ср. 2Цар.2:26 ). Такова будет жертва Господу в городе Восоре – столице Идумеи и по всей земле Идумейской: народ и его цари будут истребляться без пощады и без счету, как овцы и козлы. Это время суда Господня над притеснителями народа Божия, время воздаяния врагам Сиона за все их зло. 9–10. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней. (И обратятся дебри его в смолу, и земля его в жупел. И будет земля его горящи яко смола днем и нощию, и не угаснет в вечное время, и взыдет дым её высоце, в роды своя опустеет). Земля Идумейская будет опустошена, разрушена и выжжена: по долинам её потекут смоляные источники и серные потоки, и будут пламенеть и дымиться день и ночь, на веки, и дым этот взойдет к облакам и рассеется в поднебесном пространстве. Идумея погибнет так, как некогда погибли под серным дождем проклятые Богом города Содом и Гоморра (находившиеся в соседней долине Сиддим).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

(5) Подобным образом говорит об этом Даниил: «и видел я четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового; и явилось на нём десять рогов и среди их восстал ещё рог малый и выбил разом три рога из числа больших рогов» (7:8). Мы должны это понимать. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА Начиная с Иринея Лионского (Против ересей, V 30.4), Церковь датирует Откровение временем правления императора Домициана (81 96 н. э.). Но в середине XIX столетия в научных кругах возник взгляд, что Откровение было написано в 68 или 69 гг. н. э., поскольку в пророчестве о «звере из бездны» видится намек на возвращение Нерона («восьмой [царь] из числа семи» – 17:11). Действительно, можно ли было говорить о «восьми царях» при двенадцатом по счету римском императоре Домициане? Тут, однако, нужно учесть компилятивный характер Откровения, компоновавшегося из разного материала. Главы 4-18 содержат различные еврейские апокалипсисы, слегка переделанные автором Откровения с христианской точки зрения . Стихи, посвященные ожившему Нерону, напоминают соответствующие пророчества Сивиллиных книг, и вероятно, были заимствованы из какого-то похожего еврейского источника. При этом автор Откровения сам мог не понимать настоящего смысла этих пророчеств, либо переосмысливать их сообразно своему времени. Следующее далее пророчество о «десяти царях», восходящее к Книге Даниила, наводит на мысль, что Иоанн Богослов довольно некритично сводил разноплановый материал, пытаясь придать ему вид единого пророчества. Поэтому вполне можно согласиться с датировкой Иринея Лионского и других церковных авторов и считать временем создания Откровения конец I или даже начало II века н. э. XI (1) И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем . (2) А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца . (3) И дам двум свидетелям Моим (=Божиим), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней , будучи облечены во вретище.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

7 ст. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Открывая завесу будущего, апостол Петр говорит, что нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом Божиим, т. е. сохраняются силою и действием всемогущества Божия до дня суда и погибели нечестивых человек, когда мир погибнет от огня. 8 ст. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день ( Пс.89:5 ). У Господа время не так измеряется, как оно измеряется у людей, считающих время, как медленное и как скорое. Самого короткого времени, как наш день, для Бога достаточно для того, чтобы совершить такие дела, для исполнения которых по нашему счету времени нужен такой продолжительный период, как тысячи лет, и самый продолжительный период, например в тысячу лет, идет для Господа так быстро, как у нас один день. Поэтому для вечности мы должны применять иное измерение, если хотим правильно судить о времени пришествия Христова (Толк. ап. Еп. Михаила 294 ст.) А из того, что Господь не приводит своего обетования в исполнение, никак нельзя заключать, что Он медлит, подобному тому, как иногда медлит человек по слабости, по потворству, но единственно по своему долготерпению, ожидая нашего раскаяния. 9 ст. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 ст.       Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Хотя и долго терпит Господь по-своему милосердно, но предаваться беспечности в деле совершения своего спасения отнюдь не должно, ибо день Господень будет внезапен и неожидан, как неожиданный бывает появление воров в доме ночью. Тогда небеса с шумом прейдут, минуются, исчезнут, стихии же разгоревшись разрушатся, т. е. главные, составные части этого мира (вода, огонь, воздух и земля) разрушатся, но не уничтожатся; земля и все дела на ней сгорят, т. е. земля и все, что на ней есть: так называемая природа, и все, что есть дело рук человеческих, сгорит, уничтожится огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Mamф. IV, 12–17 ; Mapk. I, 14, 15 ; Лyk. IV, 14, 15 ; Иоанн. IV, 43–54. Иисус Христос пришел в Галилею около того времени, когда Иоанн Креститель заключен был в темницу галилейским тетрархом Иродом Антипой. Христос пришел в Галилею с проповедью евангелия царствии Божия. Галилеяне приняли Его, потому что, будучи на празднике, видели, что Он сделал в Иерусалиме во время праздника. Молва об Иисусе Христе разнеслась по всей окрестной стране. Он учил народ в синагогах и всеми был прославляем. Иисус опять прибыл в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В это время в Капернауме у одного царедворца, служившего у галилейского тетрарха Ирода Антипы, опасно заболел сын. Услышав, что Иисус Христос возвратился в Галилею, царедворец отправился к Нему и просил Его придти в его дом и исцелить сына его, который был при смерти. Увидев его, Господь сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Так сказал Господь потому что царедворец не имел правильных представлений о Нем. Царедворец видел в Нем только чудотворца, как бы наделенного особенною силою врача, но не видел Сына Божия, исцеляющего людей не только от болезней телесных, но и духовных. Царедворец однако не думал ни о чем, кроме болезни своего сына, и опять начал просить Иисуса Христа придти и исцелить его. «Господи! – говорил он, – приди, пока не умер сын мой». На эту убедительную просьбу отца Господь ответил: «Пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. От Каны до Капернаума около 30 верст; чудо было совершено в час пополудни, или, по еврейскому счету, в семь часов утра. Царедворец немедленно отправился домой после милостивых слов, сказанных ему Иисусом Христом. На дороге он остановился переночевать. А на другой день, когда он снова отправился в путь, встретили его слуги его и сказали: «Сын твой здоров». Он спросил у них: «В котором часу ему стало легче?» Ему сказали: «Вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этих слов отец узнал, что сын его выздоровел в тот самый час, в который Иисус сказал ему: «Сын твой здоров». И уверовал во Христа сам царедворец и весь дом его. Это было второе чудо, которое сотворил Иисус в Галилее. Проповедь Иисуса Христа в Назарете

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

    «Видишь ли, — говорит святитель Златоуст, — как Он ставит их не только превыше забот, злословий, опасностей и наветов, но убеждает их презирать то, что всего страшнее, презирать самую смерть, и не просто смерть, но смерть насильственную? Это вас избавит от истинной смерти, ибо хотя вас и будут умерщвлять, но не погубят того, что в вас есть самое лучшее, хотя бы о том и всемерно старались. Поэтому-то не сказал Он: души же не убивающих, но не могущих убить. Ибо хотя бы они и хотели это сделать, но не смогут!» Итак, если вы боитесь муки, то бойтесь муки гораздо более ужасной: А БОЙТЕСЬ БОЛЕЕ ТОГО, КТО МОЖЕТ И ДУШУ И ТЕЛО ПОГУБИТЬ В ГЕЕННЕ, бойтесь Того, Кто послал вас на это служение, Кто потребует от вас отчета в порученном вам деле и имеет власть наказать не здесь только, но и в самой вечности. Страх перед людьми отражайте страхом перед Богом. Смерть временная, для всех притом неизбежная, ничто в сравнении со смертью вечной, с наказанием в геенне. Так в кратких словах Господь утверждает учеников в учении о безсмертии души; дабы тогда, когда будут их умерщвлять и закалать, они не подумали, что терпят все потому, что оставлены, Он опять начинает речь о Божием Промысле, говоря: помните, что Промысл Божий простирается на самые, по-видимому, маловажные предметы: НЕ ДВЕ ЛИ, например, МАЛЫЕ ПТИЦЫ ПРОДАЮТСЯ ЗА АССАРИЙ? не продаются ли две малые птички, два каких-нибудь воробья или горлицы, за один ассарий, за самую мелкую монету? И НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ УПАДЕТ НА ЗЕМЛЮ, ни одна из них не попадет в расставленные сети, или не упадет мертвой из воздушного пространства или с дерева на землю, БЕЗ ВОЛИ и без попущения ОТЦА ВАШЕГО Небесного; У ВАС ЖЕ И ВОЛОСЫ НА ГОЛОВЕ ВСЕ СОЧТЕНЫ. «Если же Он знает все происходящее и может сохранить вас, и хочет, — говорит святитель Златоуст, — то каким бы вы ни подвергались страданиям, не думайте, что страждете потому, что Бог оставил вас. Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды. Это-то и составляет, собственно, избавление от бед». Итак, НЕ БОЙТЕСЬ ЖЕ: ВЫ ЛУЧШЕ МНОГИХ МАЛЫХ ПТИЦ, и Бог до мелочей знает все, что вас касается, и если Он не попустит, то никто не коснется вас. Самые волосы ваши на счету у Меня; неужели Я покину вас, которых так люблю? Так говорил Господь Своим ученикам, по замечанию святителя Златоуста, не потому, будто Бог считает волосы, но чтобы показать совершенное Божее ведение и великое попечение о людях. И хотя не говорит прямо, что Он есть Тот самый, Который может погубить душу и тело, но из сказанного уже ясно, что Он есть Судия... Итак, не будем бояться смерти, ибо мы воскреснем для жизни гораздо лучшей...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.    Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант — вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».    Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».    В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом — грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).    Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Порядок бесед блаж. Августина здесь тот же, что и в подлиннике.    имеется в виду пророчество Господа Иисуса Христа о суде над праведниками и грешниками (Мф.25:34-45)    «Нет, не умрете» — прим.сост. Беседа 2. О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна... (по общему счету 342) О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна (пролог)    1. В настоящий раз, братие, должна быть речь о жертве вечерней. Молились мы, воспевая, и молясь, воспевали: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс.140:2). В молитве познаем мы здесь человека, в воздеянии рук — крест. Это есть знак, который изображаем мы на челе, знак, коим спасаемся. Знак осмеянный, чтобы сделаться достойным почтения, презренный, чтобы стать славным. Бог является, чтобы, подобно человеку, молиться об избавлении от опасности. Бог приходит, чтобы, подобно человеку, умереть. И если бы познали Его люди, никогда «не распяли бы Господа славы» (1 Кор.2:8). Это жертвоприношение, где священнодействующий есть в то же время и жертва, избавляет нас пролитою кровию Создателя. Создал нас, когда был безкровным, а искупил нас кровию. Создал нас Тот, о Ком говорится в словах: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Им мы созданы. «Все, — говорится далее, — чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Вот Кем созданы мы. Теперь послушай, кем мы избавлены. «В Нем, — говорит евангелист, — была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Все это относится еще к Божеству, к тому, что пребывает неизменным, к тому, для созерцания чего должно иметь сердце предочищенное. «Свет, — говорит, — во тьме светит, и тьма не объяла его». Но пусть мрак обымет Его, чтобы не было мрака. Мрак — это грешники, неверующие. Итак, чтобы не было мрака, Слово стало плотью и обитало с нами. Видите Слово, видите Слово — плоть, видите Слово прежде плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть». Где тут кровь? Вот Он виновник бытия твоего, но еще не цена твоя. Когда же стал Он Спасителем твоим? Когда Слово стало плотью и обитало с нами?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010