Невельская Екатерина Ивановна (р. 1835), жена Невельского Г. И. – 48, 385, 804, 805, 891 Невельской Геннадий Иванович (1813–1876), исследователь Дальнего Востока, адмирал, начальник Амурской экспедиции 1849-55 гг., автор известных Чехову работ – 41, 46, 47–48, 108, 143, 168, 173, 177, 185, 222, 225, 375, 383, 385, 502, 507, 519, 783, 792, 801, 803, 804, 805, 839, 840, 841, 844, 856, 889, 891 Негелев Иоирд (р. 1837), крестьянин из ссыльных, содержатель «семейных бань» в Александровске – 106, 157, 327, 488, 822 «Неделя», ежедневн. лит. политич. газета. Петербург, 1866–1901, ред. изд. с 1874 г. П. А. Гайдебуров. с 1893 – В. П. Гайдебуров – 188, 757, 799, 827, 846 Некрасов Николай Алексеевич (1821–1878) – 35, 77, 134, 198, 532, 772, 829, 849 «Железная дорога» – 77 «Маша» – 128, 532, 849 «Размышление у парадного подъезда» – 35, 772 «Русские женщины» – 134, 829 Непомнящая Лукерья, «вавилонская блудница» – 74, 407, 810, 811 Непомнящая Наталья (р. 1864), поселка Александровского, бродяга – 70, 403, 810 Непомнящий Андрей (Заруба) (р. 1852), поселенец Рыковского – 402 Непомнящий Иван (р. 1845), поселенец Александровского, портной – 69, 401 Непомнящий Иван Петрович 35 лет (число лет входит в имя), поселенец Рыковского, женат на поселке Березниковой Марии – 69, 266, 402, 602, 862 Непомнящий Иван 20 л. (р. 1834), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Непомнящий Мустафа (р. 1835), поселенец Андрее-Ивановского, бродяга – 69 Непомнящий Франц Осипович (р. 1843), поселенец Рыковского, бродяга – 69 Нерчинский старожил, псевдоним корреспондента «Московских ведомостей» – 353, 731–732, 884, 889 Нессельроде Карл Васильевич (1780–1862), граф, министр иностранных дел (1816–1856) – 383, 804 «Нива», еженедельн. петерб. иллюстрированный литерат. и политич. журнал, изд. А. Ф. Маркса (1870–1918) – 645, 782 Никитин, лавочник в Александровске – 90, 340, 468, 818, 834, 882 Никитин И. А., ученик Иркутского технического училища, один из спутников Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751 Николаев, майор («легендарный майор»), начальник Дуйского поста, первый начальник Сахалина в 1860-е гг. – 178, 179, 316–317, 321, 322, 512, 513, 525, 654, 655, 656–657, 664, 828, 842

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Иркутская Основана 12.1706. Тобольское викариатство. Самостоятельная с 15.01.1727 (по ААО – с 1721 г.). Именовалась: Иркутская и Неречинская 1644 ; с 31.05.1816 г. – Иркутская, Неречинская и Якутская; с 26.07.1852 (по др. 1854 г.) – Иркутская и Неречинская, паки; с 12.03.1894 – Иркутская и Верхоленская; Иркутская и Читинская; с 08.04.1994 – Иркутская и Ангарская. Викарные кафедры: Селенгинская, Киренская, Читинская, Нижнеудинская, Нерченская, Якутская. 15.12.1706 21.01.1714 Варлаам Косовский (Косанский) 08.09.1721 01.10.1721 15.01.1727 26.11.1731 25.11.1732 26.07.1747 18.04.1753 30.03.1771 05.12.1772 01.08.1789 09.12.1789 08.06.1814 18.10.1814 05.06.1830 26.07.1830 28.06.1831 18.07.1831 22.06.1835 22.06.1835 23.04.1838 Иннокентий III Александров 23.04.1838 24.12.1853 24.12.1853 03.11.1856 03.11.1856 29.08.1860 13.09.1860 21.01.1873 31.03.1873 02.02.1892 02.02.1892 28.03.1892 28.03.1892 29.06.1911 25.07.1911 11.12.1915 26.01.1916 20.11(03.12)1918 07(20)12.1918 15(28)01.1924 15(28)01.1924 06(19)11.1925 27.06(10.07).1924 26.07(04.08)1924 05(18)11.1926 05(18)11.1926 05(18)04.1927 02(15)09.1927 24.04(07.05)1929 11(24)04.1929 12(25)06.1930 Варсонофий Лузин 12(25)06.1930 03(16)06.1933 29.05(11.06)1933 09.1937 11.1943 12. 1943 13(26)02.1943 21.05(03.06)1948 21.05(03.06)1948 08(21)02.1949 08(21)02.1949 08(20)02.1958 08(20)02.1958 18(31)05.1973 18(31)05.1973 26.03(08.04)1975 Владимир Котляров 26.03(08.04)1975 11(24)04.1980 11(24)04.1980 13(26)04.1980 14(27)04.1980 03(16)07.1982 Мефодий Немцов 03(16)07.1982 04(17)12.1984 04(17)12.1984 12(25)01.1990 12(25)01.1990 22.01(04.02)1990 22.01(04.02)1990 Иркутская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Киренская, Нижнеудинская, Зиминская. 11(24)09.1922 31.05(13.06)1923 27.04(10.05)1925 27.04(10.05)1925 11.1926 01(14)11.1926 09.1930 08(21)01.1931 08(21)01.1931 20.10(02.11)1932 24.04(07.05)1938 1645 На епархии не был. Отрешенный царем Петром («по суду Синода» за мнимую связь с постриженной бывшей царицей Евдокией) от Крутицкой кафедры, Игнатий (Смола), по его ходатайству, в Иркутск послан не был, а отпущен «за старостию на обещание в Нилову пустыню», откуда после шестилетнего заточения назначен Коломенским митрополитом и членом Святейшего Синода. Вскоре подвергся новым репрессиям по делу Льва (Юрлова) (Соловьев Н. А., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып 1. М., 1894. С. 108–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Асигкрит Верещагин, бакалавр патристики с 28 окт. 1853 г. Ныне архимандрит, инспектор Олонецкой семинарии. Магистр, архим. Феофан Говоров, в другой раз бакалавр с 12 апр. 1855 г.: преподавал церковное законоведение; в сентябре 1855 г. определен ректором Олонецкой семинарии. Ныне настоятель посольской русской церкви в Константинополе. Магистр, соборн. иером. Валериан Орлов, с 6 ноября 1855 года, бакалавр церковного законоведения. Магистр, П. И. Шалфеев, бакалавр патристики, с 6 ноября 1855 года. Магистр, М. О. Коялович, с 12 мая 1856 г., бакалавр обличительного богословия. Профессоры и бакалавры философии Магистр, надв. сов. И. Я. Ветринский, с 13 авг. 1814 г. бакалавр, с 10 сент. 1818 г. орд. профессор: преподавал в 1814–1822 г. историю философии; в 1823–1826 г. философию; в 1826 г. авг. 4 определен цензором Главного цензурного комитета. После (с 21 мая 1834 г.) был директором Могилевской гимназии. Магистр, Т. Ф. Никольский, с 13 авг. 1814 г. бакалавр: преподавал философию. Скончался в 1848 г. протоиереем Казанского собора в С.-Петербурге. Магистр, И. М. Певницкий, с 26 июля 1821 г. бакалавр: преподавал философию; в сентябре 1823 г. поступил в Стутгард к православной церкви при гробе Великой Княгини Екатерины Павловны. Ныне протоиерей при церкви Зимнего дворца. Магистр, А. Красносельский, из здешних воспитанников, с 28 сент. 1823 г. бакалавр, с 17 ноября 1828 г. орд. профессор: преподавал историю философии. Скончался в 1830 г. Магистр, Д. С. Вершинский, с 16 ноября 1816 г. бакалавр; с 20 марта 1830 г. орд. профессор: преподавал философию и историю философии; в 1835 г. определен протоиереем к посольской церкви в Париже. Магистр, свящ. Ф. Ф. Сидонский, бакалавр с 20 марта 1830 г. по 19 окт. 1833 г.: преподавал сначала, несколько времени, историю философии, а с 1831 г. – философию. Ст. сов. и кавалер ордена св. Анны 2-й ст., магистр, В. Н. Карпов, из бакалавров Киевской академии, 19 окт. 1833 г.; в 1835 г. 15 окт. возведен в звание орд. профессора: преподавал до 1844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1788 г. открылась школа в Вел. Устюге, преобразованная из Великоустюжской семинарии. Преподавание в ней велось на базе семинарских курсов. В 1806 г. школа была преобразована в духовное уч-ще. В 1813 г. в уч-ще насчитывалось 247 воспитанников, в 1900 г.- 148 воспитанников. Программа изучалась в 7 основных классах: богословском, философском, риторическом, пиитическом, высшем грамматическом, среднем грамматическом, низшем грамматическом и 3 классах «необязательных»: греческом, немецком, французском. В нач. XIX в. в В. е. начала складываться сеть низших духовных учебных заведений. В 1805 г. по инициативе прот. тотемского Богоявленского собора Максима Савинова в Тотьме было открыто уездное уч-ще, в 1807 г. начало работу первое в В. е. приходское уч-ще. Вскоре приходские уч-ща появились в Вологде (одно открылось в 1807, второе - в 1838), в Верховажском посаде (1810), 3 уч-ща в Вел. Устюге (1810, одно закрылось в 1814), в Вельске (существовало в 1816-1831), в Грязовце (1823), в Никольске (1837), в Красноборске (1847). Приходские муж. уч-ща были организованы в городах Лальске (1834), Кадникове (1835), Усть-Сысольске (1835). Жен. приходские уч-ща существовали в Кадникове (1838), Грязовце (1840), Яренске (1843), Вел. Устюге (1844), в Вологде в 1843-1852 гг. при муж. приходском уч-ще действовала жен. приходская школа. В ходе реформы духовно-учебных заведений в В. е. были созданы уездные духовные уч-ща: Вологодское (1814), Тотемское (1815), Никольское (1822), Яренское (1821, в 1871 переведено в Усть-Сысольск), Вельское (существовало в 1822-1879). При еп. Палладии при уездных уч-щах открылись приготовительные классы. В 1888 г. начало работу Вологодское епархиальное жен. уч-ще (преобразовано из приюта при Горнем жен. мон-ре), в 1901 г. в нем насчитывалось 236 воспитанниц. В 1893 г. при уч-ще организована жен. одноклассная церковноприходская образцовая школа. В 1888 г. открылось Великоустюжское епархиальное 3-классное жен. уч-ще (преобразовано из учебно-воспитательного приюта при Иоанно-Предтеченском мон-ре, с 1896 - 6-классное), в 1901 г. в нем обучались 227 воспитанниц. С 1896 г. при уч-ще действовала начальная одноклассная образцовая школа для девочек.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Брэ Оттон де (1807— после 1870) — граф, баварский дипломат, посол в России в 1833, 1843, 1849—1852 гг. (Это Император)… тонко понимающий свой собственный народ, внутреннее управление которым сопряжено у него с замечательным знанием положения дел. Барант Амабль Проспер де (1782—1866) — французский дипломат, посол в России в 1835—1840 гг. Такой человек не может быть судим как обыкновенные смертные. Его голос, глубокий и повелительный, его магнетизирующий взгляд, пристально всматривающийся в привлекший его внимание предмет, но часто становящийся холодным и неподвижным, благодаря привычке скорее подавлять, чем скрывать чувства, его гордый лоб, черты его лица, напоминающие Аполлона и Юпитера, весь облик его, более благородный, чем мягкий, — все это производит на каждого, кто бы ни приближался к нему, могущественное воздействие. Он покоряет чужую волю, потому что в совершенстве властвует над своей собственной. Кюстин Астольф де (1790—1857) — маркиз, французский писатель При разговоре с Его Величеством случилось нечто ужасное, а именно, что я, смутясь, на сделанный мне по-французски вопрос: «Как долго вы находились в военной службе в Пруссии?» отвечал по-немецки, после чего Император продолжал разговор на немецком языке, на котором превосходно изъяснялся. Гаклендер Фридрих (1816—1877) — немецкий писатель Раздраженному состоянию Императора приписывают и внезапный приказ о высылке убийцы Пушкина, барона Дантеса: он был посажен в открытые сани и, как бродяга, провезен до границы; его семья не была предупреждена о таковом решении. Барант Амабль Проспер де (1782—1866) — французский дипломат, посол в России в 1835—1840 гг. Не могу умолчать об одном случае, который произвел большое впечатление, он может дать понятие о характере Императора. Вообще, особенно в делах, он строго отдает приказания и говорит быстро. Часто он дурно обращается с офицерами и генералами. Это и было у него с одним артиллерийским генералом. Он почувствовал, что зашел слишком далеко и перешел границы справедливости. На следующий день он созвал перед своей палаткой весь генеральный штаб и публично извинился перед генералом, который в полном смущении склонился поцеловать у него руку. Император заключил его в свои объятия.

http://pravoslavie.ru/1779.html

71 В недавнее время: Schneckenburger Annotatio ad ер. lac. p. 144. p. 144 sq.;Wieseler Ueber die Brüder des Herrn, in den Theologischen Studien 1842. Hft 1. s. 71 bis 125.; E. Arnaud Récherches crit sur l " ep. de Jude. Strassb. 1851 во введении; Hofmann в Lichtenstein Lebensgeschichte Iesu s. 100 bis 124. Представители противоположного мнения в недавнее время: Olshausen – Echtheit sämmtlicher Schriften des N. Т. s. 127 ff.; Credner Einleitung s. 571 ff.; A. H. Blom de τος δελφος et τας δελφας τ ορ. Lugd. B. 1839; Ph. Schaff Das Verhältniss des Iacobus, Bruders des Herrn, zu Iacobus AIphäi Berl. 1842.; также Baumgarten Die Apostelgeschichte Th. 1. 1852: и Thiersch Die Kirche im apostolischcn Zeitalter. 1852. (Последний едва ли согласно с своим воззрением на время написания послания Иакова); не решенным оставляют этот вопрос de Wette Einleitung, Neander Apostolisches Zeitalter (1 Ausg) s. 422 ff. и др. 72 О Павле: Joh Chrysostomus ες τν πςοον Παλον λγοι ζ. Opp. ed. Duc. Т. V. p. 511 sqq., ed. Bened. 11, 477 sqq. – Marsil Ficinus de laboribus ac aerumnis d. Pauli ap. Opp. Basil 1361 Vol. I.-Ge. Maior Vita Pauli ap. Vitemb. 1555. Op. 1. p. 1. p 1. sqq.–S. Garcaeus de S. Paulo ap. narratio. 1566. 8,–Thom. Massutius Pablus apostolus s. vita S. Pauli ap. libb. XV historice et dogmatice explicate. Lugd 1633. 4,–F. Spanheim de conversationis Paulinae epocha deque Pauli historia. Opp. T. 11. p. 311.–Tib Hemsterhuis de ap. Paulo, в Symbl. Duisb. 1, 1– Негт. Witsius Praelectiones de vita et reb. gest. Pauli ар., в Meletemata Leidensia. Lugd. B. 1703. p. 1. bis 246. – loach Lange Comm. hist. hermen. de vita et epistolis apostoli Pauli. Hal. 1718. 4. La vie de S. Paul. Paris 1736. 3 voll. 12.–Wilh. Paley Horae Paulinae, oder Beweis der Glaubwürdigkeit der Geschichte und der Aechtheit der Schriften des Apostels Paulus. Aus dem Englischen von Henke. Helmst 1797.–I. B. Gerhauser Der Charakter und die Theologie des Apostels Paulus. Landsh. 1816. – L.T. Hensen Der Apostel Paulus, sein Leben, Wirken und seine Schriften. Herausgegeben von Lücke Götting. 1830 – Neander Ceschichte der Pflanzung der christlichen Kirche durch die Apostel Th. 1. s 99 bis. 413. – Tholück Einleitende Bemerkungen in das Studium der Paulinischen Briefe, Leben, Charakter und Sprache des Paulus betreffend, в его Vermischten Schriften 11, 172. ff. – E. Köllner Ueber den Geist, die Lehre und das Leben des Apostels Paulus. Darmst 1835. – F. C. Baur Paulus der Apostel Jesu Christi, sein Leben und Wirken, seine Briefe und seine Lehre Tüb. 1845. 2. Ausg. besorgt von E. Zeller 1866; (последнее сочинение с его разрушительным воззрением на деятельность Павла надобно сопоставить с противоложным изображением ее в Die Apostelgeschichte Baumgarten. 3 Bde. 1852) – A. Hausrath Der Apostel Paulus. Heidelb. 1863. О сочинениях, касающихся хронологии жизни Павловой см. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

сделан инспектором. От службы был уволен 1802 г. августа 21, определен на ту же должность 1802 г. декабря 15; коллежским советником произведен 1808 г. августа 4; статским советником 1816 г. апреля 29. 1807 г. ноября 23 дня, по именному Высочайшему повелению, за отличную службу, награжден бриллиантовым перстнем, 1810 г. сентября 8 дня получил Высочайшее благоволение чрез г. тайного советника, сенатора и кавалера Обрезкова за похвальное отправление обязанностей звания своего. 1811 года февраля 25, за усердную службу и отличные труды, по должности оказанные, награжден орденом св. равноапостольного князя Владимира 4-й ст. 1820 г. апреля 29, по Высочайшему повелению объявлена ему за отличную службу признательность чрез г-на управляющего министерством внутренних дел графа Виктора Павловича Кочубея. 1822 г. февраля 28, по уважению долговременной и отличной службы, по Высочайшему соизволению, в поощрение впредь к продолжению службы с равным усердием, прибавлено к получаемому им по штату жалованью 1000 руб. в год. 1826 февраля 12, в вознаграждение отличных трудов и усердия к службе, Всемилостивейше пожалован ему орден св. Анны 2-й степени, 1830 года августа 22, за 35-ти-летнюю беспорочную службу, награжден знаком отличия. Всемилостивейше пожалован на перемену прежнего знака отличия беспорочной службы за 40 лет. К ордену св. Анны 2-й степени Всемилостивейше пожалована Императорская корона. Умер от болезни 1835 года июня 6 дня. Учившиеся в семинарии Как и в прежней, непреобразованной семинарии, так и в описываемое нами время почти все ученики были родопроисхождением из духовного звания и преимущественно Пермской епархии 122 . Кончавшие курс в семинарии поступали или в академии, или в учители духовных училищ, или же на священнослужительские места; не многие выходили в гражданское ведомство. Прежде однако, чем будем говорить о дальнейшей карьере учеников описываемого нами времени, приведем здесь распоряжения высшего начальства, доказывающие его заботливость не об обучении только в семинарии, но и об устроении судьбы их по окончании учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf (некролог) В ночь на 7-е апреля этого года, скончался, после продолжительной и тяжкой болезни, знаменитый русский филолог, протоиерей Герасим Петрович Павский , на 76 году от рождения. Г. П. Павский был сын священника лугского уезда, павского погоста. Он получил первоначальное воспитание в псковской семинарии и, по окончании в ней курса наук, был определен на должность учителя арифметики и репетитора по медицинскому классу в месте своего воспитания. Когда в Петербурге, в 1809 г., открыта была духовная академия, Г. П. поступил в нее для продолжения учения, и по выходе из академии, в 1813 г., первым магистром, был назначен в это же заведение профессором еврейского языка. В 1816 г., он получил место законоучителя, которое занимал, впрочем, недолго, в царскосельском лицее, а в 1819 г. определен преподавателем богословия во вновь открытый тогда петербургский университет. В 1826 г., Павскому поручено было преподавание закона Божия Наследнику Цесаревичу, ныне царствующему Государю Императору; в 1827 г. – Великим Княжнам Марии и Ольге Николаевнам, а в 1833 г. – Великой Княжне Александре Николаевне. Эту обязанность он исполнял до 1835 г., когда уволен был, по болезни, и от должности профессора духовной академии. Кроме педагогических трудов, Павский принимал участие в занятиях разных комитетов. В 1819 и 1820 годах, он был членом комитета по составлению дополнительных правил устава духовной цензуры; с 1818 по 1827 г., состоял членом комитета духовной цензуры, участвуя в то же время в трудах библейского общества, а в 1825 г. был назначен членом комитета для разсмотрения мистических книг, сильно распространенных в России после 1812 года. Занятия Г. П. по переводу священных книг на русский язык и замечательные педагогические труды доставили ему высшую ученую степень – доктора богословия. Коммиссия духовных училищ утвердила Павского в этой степени в 1821 году. Но важнейшими трудами Г. П., доставившими ему громкую известность в ученом мире, были перевод на русский язык св. книг Ветхого Завета и занятия филологией, плодом которых было издание «Филологических наблюдений над составом русского языка», вышедших в свет сначала в 1841 и 1842 годах, а потом, вторым изданием, в 1850 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν» на глас βαρς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ξγησις) Г. К. (Gregor. 40 кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др. Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов ( Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. 47, Gregor. 40 Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).

http://pravenc.ru/text/164381.html

…сцены из «Фауста»… — Имеется в виду пушкинская «Сцена из Фауста (1825). 775 …баллада «Жил на свете рыцарь бедный». — Эту балладу, с образом героя которой соотнесен Мышкин, читает Аглая в романе «Идиот» (см. наст. изд., т. 6). 776 Перечтите «Дон-Жуана»… — Имеется в виду «Каменный гость» (1830). 777 Какие глубокие, фантастические образы в поэме «Пир во время чумы» — страдальческое предчувствие своего грядущего. — «Маленькая трагедия» «Пир во время чумы» (1830) навеяна сценой из драмы английского поэта Дж. Вильсона (1755–1854) «Чумный город» (1816). 778 Однажды, странствуя среди долины дикой в то, во что они поверили. — Достоевский имеет в виду стихотворение Пушкина «Странник» («Однажды, странствуя среди долины дикой…», 1835) — переложение отрывка из книги английского поэта и пуританского проповедника Джона Беньяна (1628–1688) «Путь паломника» (1678–1684. Первый русский прозаический перевод 1782 г.). В библиотеке Достоевского было это сочинение Беньяна, — вероятно, русский перевод 1878 г. под заглавием: «Путешествие пилигрима в небесную страну и духовная война». См.: Благой Д. Джон Беньян. Пушкин и Лев Толстой.// Благой Д. От Кантемира до наших дней. М., 1972. Т. 1. С. 334–365. Достоевский читал пушкинского «Странника» в салоне Е. А. Штакеншнейдер. «Ересиархом» и «сектатором» Достоевский называет Беньяна как фанатического приверженца учения пуританской церкви. 779 …религиозные же строфы из Корана или «Подражания Корану» — грозная кровавая сила ее? — Речь идет о цикле стихотворений Пушкина «Подражания Корану» (1824). Мотивы и образы «Подражаний Корану» были использованы Достоевским в романе «Преступление и наказание», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Характеризуя «Подражания Корану» как «религиозные» строфы (как и усматривая в «Страннике» отражение «религиозного мистицизма»), Достоевский переосмыслял эти произведения в духе своего мировоззрения: на самом деле Пушкина в Коране, как и в книге Беньяна, привлекали в первую очередь их яркая образность и поэтическое содержание, которые давали поэту широкий простор для лирико-философских и биографических ассоциаций. 780

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010