Причт составляли: священник, иногда диакон, дьячек и пономарь, или один дьячек. Содержание свое причт с 1806 по 1824 год получал от Клопицкой мызы и от прихожан. От мызы 44 р. асс., а от прихожан – 15 четвертей разного хлеба. С 1824 по 1840 год от мызы давалось, сперва 150, а потом – 170 руб. асс.; от крестьян руга. В 1843 г. положено священнику – 180 руб., дьячку – 70 р., пономарю – 60 р., просвирне – 30 р. с. С 1873 г. священник получает 240 р., пономарь – 80. Руга от прихожан собирается по-прежнему. Земли церковной, нарезанной в 1851 г., 33 десятины, в двух местах. Она вся пахатная; доходу с нее причт получает от 400 до 500 р. с. Прежние священники: Иоанн Евфимиев (1801–1803), Иаков Иоаннов, из пономарей в Глобицах, служивший сперва при здешней церкви дьячком и диаконом, умерший в 1819 году; Иаков Иоаннов 2-й, из Казанских певчих, служивший здесь диаконом; умер в 1835 г.; Василий Федоров Успенский, из окончивших курс спб. дух. семинарии; ум. в 1854 г.; Иоанн Алексеев Зосимовский, также из окончивших курс; служил сперва в Сердоболе; сюда переведен в 1854 г.; умер в 1862 г.; Алексей Фаддеев Белавин, из заштатных священников Новгородской епархии, временно служивший здесь до совершеннолетия дочери Зосимовского; Сергий Иаков Каменский, зять Зосимовского, из окончивших курс семинарии, бывший сельским учителем в Кузьмине, рукоположенный сюда Митр. Исидором и в 1873 г., по своему желанию, перевед. в Вильман- странд, в Финляндию; Иоанн Алексеев Несвицкий, служивший здесь немного долее года, потом уволенный за штат и, после переходов по разным местам, скончавшийся в 1882 г., в должности дьячка на Митрофаниевском кладбище. Ныне служит Михаил Федоров Лебедев, из окончивших курс, служивший сперва при Озерской Покровской, а потом при Гвоздинской церви (Гдов. У.), сюда переведенный в 1874 году. Он с 17 дек. 1882 г. исправляет должность благочинного. Диаконы: Стефан Митрофанов (1815–1816); Иаков Иоаннов (см. о священниках) (1816–1819); Василий Васильев Колумбов; Василий Иоаннов Зверев; Григорий Яковлев (умер в 1878 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

34 Граф Петр Христианович Витгенштейн (1768–1842), древнего германского происхождения, родился в Нежине. Службу начал в лейб-гвардии Семеновском полку. В Отече­ственную войну удачно оборонял пути в Санкт-Петербург. После смерти в 1813 г. светлейшего князя Кутузова-Смоленского – главнокомандующий русско-прусских войск в Евро­пе. После неудачных сражений под Люценом и Бауценом просил об увольнении. Заменен князем Барклаем-де-Толли. В 1818 г. – главнокомандующий армии, в 1826 г. – фельд­маршал, в 1834 г. – светлейший князь. 35 Кондратий Булавин, родившийся ок. 1660 т., – сотник бахмутской казачьей сотни, связанный с Мазепой. Бунт го­товился с 1705 г. Разгар бунта – в 1707 г. При этом Булавин захватил атаманское место. Разбитый войсками Царя Пет­ра I, кончил в 1708 г. жизнь самоубийством. Сторонники его во главе с Некрасовым бежали в Турцию. 36 В дубовом форштевне флагманского корабля «Импе­ратрица Мария», участвовавшего в Синопском бою 1853 г., был вделан по повелению Императора Николая I кусок фор­штевня прежнего корабля того же названия, на котором пережито было так много в октябре 1828 г. Этим подчерки­валась связь между обоими кораблями имени Императрицы- матери и благодарность Государя за чудесное спасение. 37 Павел Яковлевич Куприянов (1789–1874) с 1806 г. уча­ствовал в войнах. Зимовал в 1828 г. в Праводах, у подножия Балкан, когда вся остальная армия отошла за Дунай. Имел Георгия 3-й степени. Впоследствии был членом Военного совета. Император Николай I даровал дворянское достоин­ство Рижскому губернатору Верману, за которым замужем была единственная дочь Куприянова. 38 Афанасий Иванович Красовский – участник войн 1813–1815 гг., персидской, турецкой, усмирения Польского восстания. С 1834 г. – член Военного совета. С 1842 г. – командир корпуса. Имел орден Георгия 3-й степени, был генерал-адъютантом, генералом от инфантерии. Умер в 1843 г. 39 Выдержка из сборника «Пушкин и его время» (Харбин, 1938) под общей редакцией проф. К.И. Зайцева (будущего архимандрита Константина. – С. Ф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Таковы Новгородцевы, Пешехоновы, Белозеровы, Вологодские и др. В состав жителей села вошли также частью бывшие хозяева здешних мест – башкиры, с принятием христианской веры, от чего произошли именные фамилии (от имени восприемников при крещении), каковы: Родионовы, Васильевы, и татарские: Атмажитовы; частью – беглые, безпаспортные, которые были заполонены, и затем закрепощены, что в тогдашнее время практиковалось на Урале. Отсюда явились фамилии: Пленниковых, Горюшкиных, Бродягиных. Первый деревянный храм сгорел не позже 27 ноября 1814 г., так как в следующем, 1815 г., Преосвященным Иустином, епископом Пермским и Екатеринбургским, разрешено построить новый, каменный, во имя Знамения Божией Матери. Храм заложен в 1822 году, а освящён 8 июня 1885 г. Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским. Вскоре после освящения главного храма приступлено было к постройке придельного, в память обновления храма Воскресения Христова, каковой и был освящён в 1842 г. Каменный храм построен на средства наследников купца Расторгуева, во владение которого село Воскресенское перешло покупкою от прежнего владельца Демидова. В 1858 г. храм обнесён каменною оградою с чугунными решётками и тремя железными воротами. Приход состоит из села и 4 деревень: Воздвиженской – в 7 в., Знаменской – в 7 в., Клеопиной – в 10 в. и Григорьевой – в 12 в. Прихожан числится 3 419 д. мужского пола и 3 519 д. женского пола. Главное их занятие – земледелие и куренные работы, т.е. поставка угля в Каслинский и Сысертский заводы, а также работы на золотых приисках. Причта по штату положено: священников 2, псаломщиков 2. В с. Воскресенском с 1874 г, существует земская школа, а в деревне Клеопиной – школа грамоты (с 1900 г.). Гаевское село расположено на северо-западном берегу озера Гаево или Куяныш, в самой восточной части Екатеринбургского уезда. От Екатеринбурга оно отстоит в 90 вер. Почва чернозёмная и суглинистая; у самого села есть признаки медных руд, а именно – глины, проникнутой медной синью и зеленью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1779 Речь идёт о первой из статей П.И. Горского против архимандрита Михаила (Лузина) , с покушением в ней и в последующей статье дать уничтожающую критику всех его трудов. Статьи эти в академических кругах в своё время вызвали много разговоров. См.: П. Горский-Платонов . О трудах Архимандрита Михаила («Православное Обозрение», 1873 г. Т. I, 2, стр. 289–340). Вторая статья – в том же году и томе 4, стр. 560–693). «Ответ» архим. Михаила на первую из статей помещён в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1873 г., 3, стр. 139–166. 1780 Тимофея Васильевича Барсова, проф. церковного права в Петроградской Акад.; он окончил в этой последней в 1863 г. со степенью магистра, † 1904 г. 1781 Никандр (Николай Иван. Покровский), архиепископ Тульский, род. 17 мая 1815 г., † 29 июня 1893 г. В 1871–1874 гг. он присутствовал в Св. Синоде и участвовал в обсуждении вопроса о духовно-судебной реформе, тогда волновавшего церковные круги; примкнул к консервативной партии, после многих споров одержавшей верх над противниками (см. «Рус. Биогр. Слов.» Нааке-Нассау – Николай Николаевич Старший СПб. 1914, стр. 227). 1782 Любовь Васильевна – супруга проф. Егора Васильевича Амфитеатрова, рождённая Зверева. Она была родной сестрой Капитолины Васильевны, бывшей за проф. В.Д. Кудрявцевым, и тёткой Екатерине Ивановне Поспеловой (от сестры её, Елизаветы Васильевны Зверевой), бывшей в первом браке за бакалавром Д.Д. Корольковым, а во втором – за проф. Субботиным. Погребена Любовь Васильевна Амфитеатрова на Вознесенском, что за вокзалом, Сергиево-Посадском кладбище; на памятнике её день смерти её показан, по свидетельству дочери её Ел. Ег. Зверевой, неверно, 11 февраля, как, равным образом, неверно указывается он и в письме. Надо: 9 февраля. 1783 Он пошёл в городские головы от тоски по жене, а потом увлёкся городской деятельностью и стал энергичным городским хозяином. За успешную деятельность город представил его к чину действительного статск. советника (не зная об этом представлении, к тому же чину представила его и Академия), потом поднесли ему от города серебряную цепь городского головы, и наконец, повесили его портрет в городской думе, вопреки его протестам и, кстати сказать, скверно написанный; там он висит и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этот кодекс написан мелким изысканным унциальным шрифтом на прекрасном веллуме. Содержит 759 листов размером десять на десять дюймов – 617 листов Ветхого Завета и 142 листа Нового Завета. Кодекс Vaticanus является собственностью Римской католической церкви и хранится в Ватикане в Ватиканской библиотеке. Кодекс Sinaiticus. Кодекс Sinaiticus, или , греческий манускрипт четвёртого столетия, обычно считается самым важным свидетельством о тексте Нового Завета благодаря его древности, аккуратности и отсутствию пропусков. Рассказ об открытии рукописи – один из самых интригующих в истории текстологии. её обнаружил в монастыре св. Катерины на горе Синай граф Лобеготт Фридрих Константин фон Тишендорф (Tischendorf; 1815–1874). В своё первое посещение монастыря (1844) он увидел сорок три листа веллума, содержащие книги 1 Паралипоменон, Иеремии, Неемии и Есфири, в корзинке для ветоши, которою монахи растапливали печи. Тишендорф спас этот текст Септуагинты и в Германии передал его в библиотеку Лейпцигского университета. Там он и хранится до сих пор под названием кодекс Frederico-Augustanus. Второй визит Тишендорфа в 1853 г. оказался безрезультатным, но в 1859 г., когда он уже готов был вернуться домой с пустыми руками, монастырский эконом показал ему почти полную копию Писания и некоторых других книг. Эта рукопись содержит свыше половины Септуагинты и весь Новый Завет за исключением Мк. 16:9–20 и Ин. 7:53; 8:11 . Включены также апокрифы, дополненные «Посланием Варнавы» и значительной частью «Пастыря Ермы». Кодекс написан по-гречески крупными и отчётливыми унциальными буквами на 364 страницах (плюс сорок три в Лейпциге) размером тринадцать на четырнадцать дюймов. В 1933 г. Британское правительство приобрело его для Британского музея. В 1938 г. он был опубликован в виде фолианта, озаглавленного «Переписчики и корректоры кодекса Sinaiticus» (Scribes and Correctors of Codex Sinaiticus; см. Metzger, Text of the New Testament, 42–45). Кодекс Alexandrinus. Кодекс Alexandrinus ( A ) – это прекрасно сохранившаяся рукопись, уступающая в роли эталонного образца новозаветного текста только кодексу Sinaiticus. Хотя кое-кто датирует её концом четвёртого столетия (Kenyon, 129), вероятнее, что это работа александрийских писцов пятого века. В 1621 г. она была привезена в Константинополь патриархом Кириллом Лукарисом (Lucaris). Лукарис в 1624 г. передал её Томасу Роу (Roe), английскому послу в Турции, в дар королю Якову 1. Пока рукопись везли в Англию, Яков скончался, и получил её уже Карл I в 1627 г. – слишком поздно, чтобы использовать её при подготовке издания короля Иакова 1611 г. В 1757 г. Георг II подарил её Национальной библиотеке Британского музея.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Марк – игумен Оптиной Пустыни. 1826(31) † 18 марта 1909. В мире Михаил Никифорович Чебыкин. Из духовного звания, окончил курс в Костромской духовной семинарии. В число братства Оптиной Пустыни определен 9 сентября 1855 г., рясофором накрыт 15 февраля 1856 г., в монашество пострижен 7 сентября 1857 г. Исполнял клиросное послушание. 9 декабря 1857 г. рукоположен в иеродиакона, а 11 июня 1863 г. – в иеромонаха. 20 июня 1869 г. определен исполняющим должность настоятеля Мещевского монастыря. Утвержден в этой должности со званием строителя 18 ноября 1870 г. 9 мая 1874 г. возведен в сан игумена. 15 марта 1879 г. по расстроенному здоровью уволен от должности настоятеля. С 15 декабря 1879 г. проживал в Боровском Пафнутиевском монастыре. 8 октября 1882 г. указом Калужской духовной консистории возвращен в Оптину Пустынь под особый надзор настоятеля. – 51, 52, 63, 83, 97, 98, 99, 114, 192. Маркеллин – иеромонах, строитель Площанской Богородицкой пустыни, † 1834. Родом из московских купцов. 16-ти лет пришел в Белобережскую пустынь, в ней был пострижен и посвящен в иеромонаха. В 1815–1818 гг. был строителем Мценского Петропавловского монастыря, уволен оттуда по своему желанию в число братства Площанской пустыни. Некоторое время был экономом архиерейского дома в Орле при преосвященном Орловском Гаврииле. Оттуда назначен в Площанскую пустынь строителем, но, имея эту должность, еще два года жил в Орле. Был строителем пустыни 9 лет (с 1826 по 1834 г.), за это время закончена постройка соборной церкви и братского корпуса. Перед смертью о. Маркеллин 3 года болел. Скончался и похоронен в пустыни. – 31, 38. Матвеев – орловский помещик. – 247. Матвеева Наталья – дочь орловского помещика Матвеева. – 247, 248. Матрона – монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря, келейница м. Макарии (Сомовой). В мире Косторнова. – 189. Матфей – св. апостол и евангелист. Память 16 ноября и 30 июня. – 207, 242. Матфей – рясофорный послушник Оптиной Пустыни. 1830 † 18 февраля 1860. В мире Матфей Васильевич Попов. Из орловских мещан. В число братства определен на послушническую вакансию 16 октября 1859 г., рясофором накрыт 18 февраля 1860 г. Исполнял послушания будильщика и столяра. – 306.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Также мнение ученых и библеистов о том, что евангельская перикопа о женщине, взятой в прелюбодеянии, не написана апостолом Иоанном Богословом, основывается еще на том, что в разных рукописях этот отрывок находят в Евангелии от Луки, хотя его обычное место в новозаветных рукописях – в Евангелии от Иоанна . Протестантские библеисты Карл Лахман (1793-1851) и Константин фон Тишендорф (1815-1874) утверждали, что этот эпизод является позднейшей вставкой, основываясь на том, что: Профессор Иоаннис Д. Каравидопулос в «Введении в Новый Завет» пишет: «Никто не сомневается в принадлежности этого повествования древнему Преданию Церкви. Но в то же время нельзя утверждать, что оно с самого начала находилось в том самом месте Евангелия от Иоанна» . Об этом же пишет Брюс М. Мецгер: «Эта перикопа, обычно находящаяся в Ин. 7:53-8:11, должна рассматриваться как вставка в четвертое Евангелие» . Никто не сомневается в том, что история прощения Христом женщины, взятой в прелюбодеянии, была на самом деле. Библеисты говорят, что, скорее всего, этой истории не было изначально в Евангелии от Иоанна. Также Б. Мецгер встает на сторону тех ученых-исследователей, которые считают ее поздней вставкой переписчиков. При этом он предлагает не удалять ее вовсе из Евангелия, а поместить ее в конце, «делая сноску, информирующую читателя о том, что данная перикопа не имела определенного места в древних источниках» . Католический библеист Рэймонд Браунд высказывает мнение, что, хотя многие «считают этот рассказ каноническим, богодухновенным Писанием, он почти наверняка не вписывается в контекст Евангелия от Иоанна, несмотря на его возможность с 8:15» , то есть соотнесенность со словами «Вы судите по плоти; Я не сужу никого». Он считает рассказ вставкой, но все равно частью Писания. Нельзя не упомянуть о неординарном мнении американского библеиста Барта Эрмана, который считает историю о женщине, взятой в прелюбодеянии, которую простил Иисус Христос, составной из двух Преданий о Господе: о прощении грешницы и вмешательстве Спасителя в казнь по закону Моисееву .

http://bogoslov.ru/article/6167829

Коля, сын Ф. Н. Быстрова — 96, 178, 184, 234 Кондоуров — см. Кандауров Кондратенко Гавриил Павлович (1854–1924) — художник— 110, 113, 114, 116, 120 Коноплин, московский благотворитель — 244 Константин — Константин Константинович Романов (1858–1915) — великий князь; поэт (К. Р.); президент Академии наук — 156, 157, 163, 203, 210 Константин Николаевич (1827–1892) — великий князь, управляющий Морским министерством (1855–1880), наместник Царства Польского (1862–1863), председатель Государственного совета (1865–1881) — 130, 134, 145, 156, 163, 206 Константин I Великий (Флавий Валерий Константин) (ок. 285–337) — римский император (с 306 г.); поддерживал христианскую церковь; в 324–330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий — 73 Константин Петрович — см. Победоносцев К. П. Конфуций (ок. 551–479 до н. э.) — китайский мыслитель — 87, 232, 278 Коодзимацци (?) — 176 Корашевич — см. Карашевич П. И. Корзинкины — Иван Иванович (1841–1882) и Елизавета Григорьевна (? –1884) — московские купцы — 254 Корнилов Иван Петрович (1811–1901) — географ, историк школьного образования в России, член Совета министра народного просвещения (1868–1901); председатель Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета (1873–1876), почетный опекун — 81, 84, 123, 132, 135, 155, 158, 162, 177, 183, 185, 191, 235, 237 Корнилов Федор Петрович (1810–1900) — член Государственного совета; брат И. П. Корнилова — 82, 87, 280 Косма, отец — см. Преображенский (Косма). Коссович Каэтан (Касьян) Андреевич (1815–1883) — филолог, востоковед, санскритолог, профессор Петербургского университета; библиотекарь Императорской Публичной библиотеки — 136, 159, 162, 183, 191, 218, 235, 237 Костерев Павел Павлович, юнкер Павловского военного училища — 195 Костромской Платон — см. Платон (Фивейский Павел Симонович) Костюшко Тадеуш (1746–1817) — руководитель Польского восстания 1794 г. — 318 Костя, сын Е. К. Бюцова — 196 Коцебу Павел Евстафьевич (1801–1884) — граф, генерал–губернатор Варшавы (1874–1880); участник Крымской войны — 136

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Пеликан Александр Александрович (1845? — ?) — юрист; чиновник Азиатского департамента Министерства иностранных дел (с 1873 г.); вице–консул (с 1875 г.) и консул (с 1881 г.) в Йокохаме; позже — цензор Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (1887–1900); автор книг: «Прогрессирующая Япония» (СПб., 1895), «Очерки современной Японии» (СПб., 1904) и воспоминаний «Во второй половине XIX века» (Голос минувшего. 1914. 2–3) — 134, 173, 326 Пеликан Екатерина Дмитриевна — жена А. А. Пеликана; дочь Д. П. Победоносцева — 128, 134, 244, 273, 295, 305, 306 Пеликан Софья Гавриловна — см. Чеботарева С. Г. Пелусиот Преподобный — см. Исидор Пелусиот Перекусихина Мария Саввишна (1739–1824) — любимая камер–юнгфера императрицы Екатерины II — 158 Перелешин Владимир Петрович — полицмейстер Одессы; капитан–лейтенант — 314 Перовский Борис Алексеевич (1815–1881) — граф; генерал, начальник штаба Корпуса путей сообщения; член Государственного совета — 109 Перфильев Василий Степанович (1826–1890) — гражданский губернатор Москвы (1878–1887); камергер — 276 Перфильева Прасковья Федоровна (урожд. Толстая) (? –1887) — жена В. С. Перфильева — 264 Песлян — Песляк Наталья Александровна (урожд. Березина) (1823–1902) — 124 Петр — апостол, первым провозгласивший Иисуса Мессией — 136, 137, 171, 221 Петр (? –1326) — святой; митрополит Киевский, Московский и всея Руси (с 1308 г.); основатель Успенского собора, в котором покоятся его мощи — 259 Петр, отец — 170 Петр, сын Г. Г. Сретенского — Сретенский Петр Гавриилович — выпускник Московской Духовной семинарии (1870) и Московского университета (1874) — 265 Петр I Великий (1672–1725) — первый российский император (с 1721 г.) — 142, 167, 172, 318, 320 Петр Афанасьевич — см. Прозоров П. А. Петр Николаевич (1864–1931) — великий князь; генерал–инспектор по инженерной части, член Совета Главного управления коннозаводства; сын великого князя Николая Николаевича (старшего) — 118 Петров Григорий Михайлович (1794–1881) — потомственный почетный гражданин и кавалер — 83

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Санкт-Петербург. Часовня Христа Спасителя в домике Петра Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Часовня. Не действует.   Освящена в честь: Рождества Христова Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: г. Санкт-Петербург, Петровская наб., 6 Координаты: 59.953271, 30.330907 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Троицкому собору была приписана часовня, размещавшаяся в Домике Петра I – его „первоначальном дворце“. Петр и солдаты выстроили домик всего за три дня, 24–26 мая 1703 г., и последующие пять лет царь жил в нем до постройки Зимнего и Летнего дворцов. Здесь он праздновал основание Петербурга и сам „начертал план города“. Потомки бережно относились к этому старейшему в городе строению, и уже в 1723 г. вокруг него Д. Трезини выстроил каменный с галереей футляр, который в 1784 г. был возобновлен И.Б. Фоком, а в 1844 г. заменен новым по проекту Р.И. Кузьмина (чтимый образ в это время находился во временной часовне). Перед домиком в 1874 г. был поставлен бюст Петра I работы П.П. Забелло. В 1889 г. футляр с западной стороны расширили пристройкой по проекту Н.М. Салько. В 1910 г. А.И. фон Гоген составил чертеж более обширного защитного шатра, но он был отклонен. С середины XVIII века в столовой Домика (площадью 20 кв. м) размещалась часовня с чтимым образом Спасителя. По преданию, он был привезен из Греции для Царя Иоанна III и находился с ним в стоянии на Угре. Более правдоподобно другое мнение: образ написал для Царя Алексея Михайловича знаменитый иконописец Симон Ушаков. К Петру он попал от фельдмаршала гр. Ф.А. Головина, сопровождал Царя в походах и находился в его покое при кончине. В XIX веке икона стала одной из самых почитаемых в столице, и слова „идти“ или „ехать к Спасителю“ были понятны каждому петербуржцу. В 1815 г. для нее сделали киот из красного дерева, в 1860 г. – бронзовую раму, в 1872 г. – золотую ризу с драгоценными украшениями. Во время молебна перед образом, среди прочих, читалась молитва „Господи, щедрый и многомилостивый“, написанная Цесаревной Елизаветой Петровной. В 1878 г. в часовне был поставлен новый иконостас из бронзы, а старый отправлен в с. Коробово Костромской губернии, на родину Ивана Сусанина. Перед самой революцией и после нее в часовне служил бывший царский духовник прот. Николай Григорьевич Кедринский.

http://sobory.ru/article/?object=24731

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010