В целом сборы сведений о старце Феодоре Кузьмиче томским кружком его почитателей в 1907–1912 гг. дали несомненно ценные дополнения к существовавшим ранее письменным источникам (опубликованным и неопубликованным). Но следует отметить, что включение новых фактов в канву известных уже жизнеописаний в сводной книжке Н.А. Гурьева заметно страдает отсутствием профессионального исследовательского подхода. Это замечание может быть отнесено и к столичным работам того времени. 6. Свидетельства генерала А.Д. Соломки, сообщенные Е.С. Арзамасцевым Среди отдельных свидетельств, представленных томским кружком, особого источниковедческого рассмотрения требуют сообщения генерала Афанасия Даниловича Соломки, переданные московским жителем Е.С. Арзамасцевым И.Г. Чистякову. Они были опубликованы уже в первой небольшой книжке, отражавшей начало работы кружка и предварявшей будущее издание 286 . Свидетельства эти, относящиеся непосредственно к проблеме тайного ухода императора Александра Благословенного в Таганроге в 1825 г., вызвали широкий резонанс. Они были опубликованы в «Колоколе», «Огоньке», «Русском слове», «Свете», «Петербургской газете», «Петербургском листке» и других изданиях. Вагенмейстер А.Д. Соломка (в 1825 г. – полковник) входил в свиту Александра I в Таганроге. Н.К. Шильдер отметил, что А.Д. Соломка был одним из наиболее приближенных и доверенных лиц императора, который называл его «моя золотая соломка» 287 . Обращение к формулярному списку Афанасия Даниловича 288 убеждает в глубоком доверии государя к нему. А.Д. Соломка происходил из дворян Черниговской губ.; в 18 лет, с 1806 г., начал службу юнкером, через год был произведен в подпоручики, а в 1811 г. – в поручики. Судьба его резко изменилась в 1814 г.: Генерал А.Д. Соломка 18 сентября он «был потребован по Высочайшему повелению в Вену во время конгресса и находился там до 13 мая 1815 года, а потом был в вояжах при Государе Императоре в Мюнхен, Штутгарт, оттуда в походе до Парижа во время открывшейся в 1815-м году войны с французами и при осмотре Российской Армии в Вертю, что в Шампани, где за отличие по службе произведен в штабс-капитаны» 289 . В течение 11 лет (с сентября 1814 г. по ноябрь 1825 г.) А.Д. Соломка неизменно сопровождал Александра I почти во всех его значительных путешествиях: после Парижа – Брюссель, Дижон, Швейцария, Богемия, Берлин, Варшава, в 1817 г. – поездка по России, в 1818 г. – снова Варшава (сейм!), затем – конгресс в Аахене, Штутгарт, Веймар, Богемия и Вена. В 1819 г. – Петрозаводск, Архангельск, Торнео и «по всей Финляндии»; снова Варшава. «В 1820 году в июле и августе месяце находился с Его Величеством в путешествии по России и в Варшаве на сейме, затем из Варшавы следовал в Тропау и Лейбах на конгресс, откуда в мае месяце 1821 года через Тироль, Венгрию, Вену и Варшаву прибыл в С. Петербург» 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вассиан скончался в 1827 году с 24 на 25 марта, 82 лет от роду, и схоронен при дальних пещерах. Прибыв в Лавру и слыша прежде о старце Михаиле, Петр пожелал принять его благословение. «Прихожу к дверям его кельи», сказывал он: «стучусь в них, и Михаил, вышедши, прямо назвал меня по имени, спросив: «что ты, Петр, пришел?» – и благословил желание мое остаться в Лавре на послушании». Старец Михаил скончался 22 декабря 1815 года, на 93-м году от рождения, и погребен при Больничной церкви. Но, прожив около года в Лавре (с августа 1814 года по 22 марта 1815 г.), Петр не был уволен из семинарии и епархии своей и, по требованию начальства, должен был возвратиться в Тулу и опять взяться за учение. Чувствуя, однако ж, неодолимое стремление в Киев и к иноческой жизни, он в том же году (1815) уволился из семинарии. Таким образом, он не окончил полного курса образования, почему и называл сам себя всегда невеждою и неученым. По увольнении из семинарии, Петр думал, что не будет уже ему никакого препятствия к исполнению своего намерения; но вышло не так. Родители хотели пристроить его скорее к месту, поближе к себе, и заставили его определиться причетником и в родном своем селе на открывшееся место. Здесь была готова ему и невеста – сирота, дочь священника. По мягкости и кротости своего характера, он не противоречил воле родителей. Сделана была помолвка, и назначен день брака. Но, не дождавшись его, он ушел в другой раз в Киев. Впрочем, и в этот раз, после двухмесячного странствования, должен был опять возвратиться на родину, не быв опять уволен из епархиального ведомства. Возвратившись домой, Петр нашел свою невесту уже замужем. Между тем, родители нашли ему другую – в соседней Калужской епархии, дочь одного священника. Этот священник скоро умер, и родные желали, чтобы он занял его место. Петр и в этот раз не прекословил родителям и отправился в Калугу к тамошнему преосвященному с прошением предоставить ему место умершего священника, со взятием сироты – его дочери. Но архипастырь отказал Петру, по возвращении домой, оставалось жениться на сироте и быть простым причетником на прежнем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1812, 17 марта — в преддверии надвигающейся войны с Наполеоном Сперанский отставлен и выслан из столицы под надзор полиции. 11 июня — армия Наполеона пересекает границу России, переправляясь через Неман. Начало Отечественной войны. 4–5 августа — бои за Смоленск. 5 августа — главнокомандующим русской армией назначен граф М. И. Кутузов. 26 августа — Бородинская битва. 1 сентября — совет в Филях. Москва сдана французским войскам. 6 октября — Наполеон принимает решение покинуть Москву. 15 ноября — рассеянные французские войска переправляются через реку Березину. 25 декабря, Рождество Христово — окончание Отечественной войны. 1813,1/13 января — русские войска во главе с Aлekcahдpoм I и М. И. Кутузовым, пожалованным в князья Смоленские, переправляются через Неман. Начало европейской кампании. После скорой кончины Кутузова во главе войск поставлен возвращенный в армию М. Б. Барклай-де-Толли. 20 апреля/2 мая — поражение при Люцене. 8/20 мая — поражение при Бауцене. 23 мая/4 июня — плейсвицкое перемирие. 4–19 октября — «Битва народов» под Лейпцигом. Победа над Наполеоном. 1814, 18/30 марта — капитуляция Парижа. 25 марта/6 апреля — безоговорочное отречение Наполеона. 29 марта/10 апреля — отслужена православная литургия на месте, где был казнен Людobuk XVI. 22 апреля/4 мая — Наполеон прибывает на остров Эльба, где определено его пожизненное пребывание. 18/30 мая — заключен первый Парижский мирный договор. 13/25 июля — Aлekcahдp I возвращается в Петербург. 20 октября/1 ноября — открытие Венского конгресса. Начало «эпохи конгрессов». 22 декабря 1814–13 января 1815 — Франция, Англия, Австрия заключают тайный союз против России и Пруссии. 1815, ночь с 10 на 11 I с 22 на 23 февраля — Наполеон бежит с острова Эльба. 17 февраля/1 марта высаживается во Франции. 8/20 марта — обнаружив в Тюильри текст секретного антироссийского договора, Наполеон отсылает его Aлekcahдpy I; тот демонстративно уничтожает текст соглашения и остается верен коалиции. 6/18 июня — Наполеон терпит сокрушительное поражение при Ватерлоо и спустя четыре дня повторно отрекается от престола.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/8/

Иные были и последствия дела. 33 Что по учреждении Библейского Общества не только мысль о доставлении хлеба чадам русского отечества и русской церкви настойчивее всего проводима была Филаретом, но и самое дело этого доставления совершаемо было при деятельнейшем участии последнего даже до марта 1816 года, когда это дело поручено было ему официально, в доказательство этого, кроме вышеприведенного письма Филарета к своему родителю от 18 февраля 1813 года, мы укажем еще на некоторый данные. Так от 23 декабря 1814 г. он писал к секретарю Общества В. М. Попову: «в сочинении «О цели Библейских общества» не знаю, нужно ли что переменять. Нужно токмо малое дополнение, которое извещало бы, что теперь дело идет особенно о славянской Библии». Затем в том же письме Филарет высказывает свои заботы по выбору шрифта и литерных пунсонов для печатания славянской Библии и пр. (см. статью И. А. Чистовича , История перевода Библии на русский язык, в Христ. Чтении за 1872 г. ч. 1, стр. 419–421). Таким образом Филарету принадлежала: а) забота по изданию славянской Библии и б) редакция сочинения «О цели Библейских обществ». Ему же вероятно принадлежала редакция и настоящего предложения князя Голицына Св. Синоду, как мы о том догадываемся из сличения высказываемых здесь оснований к оправданию мысли о необходимости перевода Библии на русский язык с основаниями, которые потом высказывал и сам Филарет, как увидим в свое время. 35 Грамота Константинопольского патриарха Кирилла, о которой здесь идет речь, напечатана была, – не без цели конечно, – в русском переводе при Отчете Росс. Библ. Общества за 1814 г., вышедшем из печати в 1815 году. Издание Нового Завета на новогреческом языке вышло в свет в 1814 году в Лондоне иждивением Великобританского и иностранного Библ. Общества. 37 Срав. Чистовича, История перевода Библии на Русский язык в Христ. Чт. за 1872 г. Ч. 1, стр. 423. См. «Возглашение к христолюбивым читателям» при издании в 1819 году четвероевангелия в русском переводе, стр. VI. Спб. 1819. 38 Изв. Библ. Общ. за 1824 г. стр. 25. «Таким образом, – добавим к тому словами И. А. Чистовича, – Св. Синод отклонил от себя одобрение русского перевода к печатанию и издание его. Последующие подписи духовных особ под предисловиями были подписями только тех епископов, которые были членами комитета Российского Библейского Общества». См. Историю перевода Библии на русский язык, в Хр. Чт. за 1872 г. Ч. I, стр. 423–424.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

архиепископ с 10.08.1732 по 09.08.1738 на покое; 08.01.1741 Стефан (Калиновский), епископ рукоположен с 17.01.1739 по 18.08.1745 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Симон (Тодорский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 18.08.1745; архиепископ с15.03.1748 22.02.1754 Вениамин (Пуцек-Григорович), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 02.04.1758 по 15.09.1761 архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Гедеон (Криновский), епископ рукоположен с 07.10.1761 22.06.1763 Иннокентий (Нечаев), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 04.10.1763 по 29.05.1764 переименован епископ Псковский и Рижский Псковская и Рижская С 29 мая 1764 года Имена Сведения Иннокентий (Нечаев), епископ бывший епископ Псковский, Изборский и Нарвский с 29.05.1764; архиепископ с 22.09.1770 по 09.10.1798 на покое; 24.01.1799 бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 17.10.1798 по 16.10.1799 переименован архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский Псковская, Лифляндская и Курляндская С 16 октября 1799 года Имена Сведения бывший архиепископ Псковский и Рижский Мефодий с 16.10.1799 по 30.08.1814 на покое; 24.04.1818 (Смирнов), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 30.08.1814 02.02.1815 временно управлял с 15.02.1815 по 07.02.1816 бывший епископ Калужский и Боровский с 07.02.1816 по 24.01.1822 архиепископ Киевский и Галицкий Евгений (Казанцев), архиепископ бывший епископ Курский и Белгородский с 19.02.1822 по 30.09.1825 архиепископ Тобольский и Сибирский Мефодий (Пишнячевский), архиепископ бывший архиепископ Астраханский и Кавказский с 30.09.1825 по 30.04.183 переименован архиепископ Псковский и Лифляндский Псковская и Лифляндская С 30 апреля 1833 года Имена Сведения Мефодий (Пишнячевский), архиепископ бывший архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский с 30.04.1833 по 10.05.1834 на покое 10.07.1845 Нафанаил (Павловский), епископ бывший епископ Полтавский и Переяславский, с 12.05.1834; архиепископ с 15.06.1836 28.07.1849 Псковская и Порховская С 11 марта 1850 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

потому, что удельные и казенные крестьяне не знали над собой непосредственной власти помещика-хозяина; но в эпоху крепостного права, эпоху полного непризнания за личностью крепостного личных и юридических прав, крестьянин попадал в невыгодные для себя позиции. По этому удельные и казенные крестьяне испытывали и переживали все невзгоды своего бесправного положения. Если отсутствие непосредственной хозяйской руки и ставила этих крестьян в относительно выгодные условия, то за то те органы управления, которые действовали в удельных и казенных поместьях, не всегда удерживались в рамках законных, границы которых весьма смутно намечались, а потому нам приходится считаться со многими случаями проявления крестьянского недовольства, с волнениями, в особенности среди удельных крестьян. В 1815 г. волновались крестьяне дер. Медведок, Гжатского у., Смоленской губ., Липецкого удельного приказа. «Превратным истолкованием некоторых неблагосмыслящих людей Выс. манифеста 30 авг. 1814 г.», «будто все вообще подати прощены по 1814 г.», крестьяне отказались их вносить, «именующихся поверенными от них не выдали», вооружились, произвели несколько выстрелов и готовы были «на самое отчаянное предприятие». Виновных в неправильном истолковании манифеста решили задержать, это были: гжатский купец Богданов, экономический крестьянин Е. Егоров, священник Ф. Спиридонов. Чиновник гжатского Земского Суда читал на сходке статьи из манифеста 30 авг. 1814 г. Выставлена была и воинская команда «с ружьями и боевыми патронами для предания оной большой важности». Губернскому стряпчему-следователю жаловались на строгости со стороны удельных властей, что выразилось в том, что 1) «якобы никакого пособия им (крестьянам) за претерпенное от неприятеля разорение не исходатайствовано и что взыскание с них оброчных денег, кои Всемилостивейше прощены, производимо было с большим наказанием», 2) «что при наступлении весны не имеют на засев хлеба и через сие и совершенное разорение». Управляющий губернией обвинял гжатский земский суд в том, что он оказал «крайне неблагоразумные упущения и даже послабления крестьянам к своевольству». На место действия вол-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его внук Оноре III (1733-1793) в начале своего правления поддерживал дружественные отношения с епископами Ниццы и Вентимильи, последние претендовали на духовный патронат над М. В 1750 г. он аннулировал все документы, изданные епископской канцелярией Вентимильи в отношении княжества, а в следующем году заключил с епископом Ниццы конкордат, ограничивший церковную юрисдикцию еп-ства только делами духовной сферы, светское правление приходами сосредотачивалось в руках князя. В 1760 г. в М. была учреждена типография, в 1788 г. проведена реформа юстиции и управления. В 1793 г. Франция аннексировала М. Город Монако был переименован в Фор-д " Эркюль (франц. Форт Геракла) и включен в состав департамента Приморские Альпы. Кн. Оноре III был взят под стражу и умер в заключении в 1795 г. Однако несколько членов княжеской династии служили в революционной армии Франции. После присоединения М. к Франции проект создания еп-ства во главе с конституционным епископом не был реализован. В 1802-1833 гг. управление общиной в М. осуществлял епископ Ниццы. Оноре II, кн. Монако (1612–1662). Мастерская Ф. Шампаня. Ок. сер. XVII в. (Княжеский дворец, Монако) Оноре II, кн. Монако (1612–1662). Мастерская Ф. Шампаня. Ок. сер. XVII в. (Княжеский дворец, Монако) По Парижскому мирному договору 1814 г. княжество было восстановлено в границах 1793 г. и передано под протекторат Франции, по Парижскому миру 1815 г.- под протекторат Сардинского королевства. Династия Гримальди вновь оказалась у власти: в 1814 г. престол занял Оноре IV (1814-1819). Его преемник Оноре V (1819-1841) добился права утверждения всех актов, выпущенных канцелярией еп-ства Ницца по духовным делам княжества. В ходе революции 1848 г. в Италии от М. отделились города Ментона и Рокбрюн, провозгласившие независимость, но почти сразу оказавшиеся под властью Сардинского королевства. Территория М. уменьшилась с 24 до 2 кв. км. После присоединения в 1860 г. к Франции графства Ницца между М. и Францией был заключен договор (1861), по которому М.

http://pravenc.ru/text/2564096.html

• о Киеве, его святынях, желании святителя побывать в Киеве (письма 555, 556); • о Лебедянском Сезеновском монастыре (письмо 557); • о протоиерее Н. И. Флоринском (письма 549, 550, 557, 558, 559); • о протоиерее Д. А. Жданове (письма 549, 550, 559); • об архимандрите Лаврентии (письмо 540); • о генерале С. О. Бурачке (письма 540, 550); • о Н. В. Елагине (письмо 550); • об А. Д. Ушинском (письма 555, 556). Этот краткий перечень более главных предметов, заключающихся в изданных нами письмах епископа Феофана, показывает, что в них содержится много драгоценных сведений как о самом святителе, его затворнической жизни, его учено-литературной деятельности, так и о тех лицах, которые имели счастие состоять в близких отношениях или в переписке с великим святителем, питомцем Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии. Составил протоиерей И. Корольков . 149 [Сноски, помеченные цифрой со звездочкой, см. в разделе «Примечания» на с. 623, – Ред.; В версии для интернет примечания прот. И. Королькова возвращены на соответствующие страницы – Редакция Азбуки веры]. Примечание прот. И. Королькова – к стр. 515). Годом рождения епископа Феофана разные составители его биографий и некрологов считали 1813, 1814, 1815, 1817. Но в сообщенной нам метрической выписи из Орловской духовной Консистории годом рождения признается 1815 год. См. об этом в статье В. П. Рыбинского («Труды Киевской духовной академии». 1894. 3. С. 421), наши статьи в «Церковном вестнике» (1894. 16. С. 246–247); «Церковных ведомостях» (1894. 12. С. 393–395); в «Трудах Киевской духовной академии» (1894. 8); статьи И. Н. Корсунского в «Чтениях Общества любителей духовного просвещения» (1894. 5–6. С. 342); книгу протоиерея М. Хитрова «Преосвященный Феофан, затворник Вышенский » (изд. 2-е. 1905. С. 6). 150 Примечание прот. И. Королькова – к стр. 515). В декабре 1842 года иеромонах Феофан был перемещен на должность инспектора и преподавателя логики и психологии в Новгородскую духовную семинарию («Труды Киевской духовной академии» 1894. 3. С. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Так же называет язык Елизаветинской библии и титулярный советник Ермолаев из Астраханской губернии: “Прошу снабдить меня для бедных сирот и двух таковых же семейств, зависящих от бессильного моего попечения, двумя экземплярами Библии Ветхого и Нового завета на отечественном моем языке” [Отчет I: 99]. Церковнославянская Библия регулярно называется “русской” и в документах Московской синодальной типографии. В одном из писем обер-прокурор Синода А.Н. Голицын требует продать 1000 экземпляров “русской вновь отпечатанной Библии” [Дело о присылке Библий: 24; письмо от 12 января 1814 г.], хотя из контекста понятно, что речь идет о славянском тексте 3 . В документах Российского библейского общества такие словоупотребления встречаются регулярно [там же: 65, 67]. Противопоставление “славянской” и “русской” Библии появляется в отчетах РБО в 1815 г. в связи с сообщением о начале работы над русским переводом Библии. В отчете говорится, что Император, убежденный “во всеобщей великой пользе от чтения Слова Божия приобретаемой, повелел президенту Российского библейского общества, дабы предложил Святейшему Синоду искреннее Его Величества желание доставить россиянам способ читать Слово Божие на природном своем российском языке, яко вразумительнейшим для них славянского наречия, на котором книги Священного Писания у нас издаются” [Отчет III: 14]. В отчете за 1815 г. синодальные издания Библии уже называются славянскими, а не русскими 4 . Однако эпизодически употребление слова “русский” по отношению к славянскому тексту Библии мы встречаем и позднее. Например, в Отчете за 1816 год при перечислении имеющихся изданий Библии на разных языках упоминаются и “Библии русские” 5 , хотя до выхода параллельного славяно-русского издания Нового завета оставалось еще два года и русскими Библиями здесь могут называться только церковнославянские издания. Таким образом, в отчетах РБО постепенно стали называть “природным русским языком” Священного писания не церковнославянский язык, а язык готовящегося русского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Между тем первым делом нового короля, вступившего на престол под именем Карла XIII, было заключение мира с Россией: Швеция, изнуренная трудной и бесполезной войной, очень нуждалась в нем. Переговоры происходили в одном из городов Финляндии — Фридрихсгаме. 5 сентября 1809 года они были окончены, и мир был заключен. По этому миру Россия получала Аландские острова и всю Финляндию до реки Торнео и до границ с Норвегией. Вот каким образом Русские приобрели прекрасную Финляндию. Это приобретение было очень важным, можно сказать, даже необходимым для безопасности Петербурга. Не один раз он подвергался нападениям в те времена, когда только небольшое пространство отделяло его от Шведских владений; теперь же это пространство увеличилось до 3000 квадратных миль. На нем были высокие горы и скалы, во многих местах неприступные и везде трудные для нападения. Оно было заселено народом, в высочайшей степени честным, добрым, искренно преданным нашим государям, которые положили прочное основание этой преданности тем, что оставили Финляндию с теми же самыми правами и законами, какие были у нее в те времена, когда она принадлежала Швеции. Политическая жизнь ее осталась все та же; изменилось только имя ее владетеля, и изменилось с большими для нее выгодами: сильное могущество Русских императоров прочно защищало ее от волнений и бурь, какие были ее уделом во времена тревожного правления Шведских королей, всегда старавшихся вредить России через Финляндию. Спарта (Лакедемон) — древнегреческое государство, располагавшееся в южной части полуострова Пелопоннес. Спарта славилась мужеством и отвагой своих граждан, с детства получавших очень суровое («спартанское») воспитание. Спартанцы (спартиаты) — полноправные граждане Спарты. Бурбоны — королевская династия во Франции, правившая в 1589–1792, в 1814–1815 и 1815–1830 годы. Родоначальником правящей династии Бурбонов стал Генрих IV (1589–1610). Орден Черного Орла — первый высший королевский орден Пруссии, учрежденный в 1701 году по случаю провозглашения Пруссии королевством. Знак ордена — крест темно-голубой эмали с черными орлами в углах, по ним на оранжевой ленте или на цепи — чередующиеся фигуры орлов и сине-белые кружки с инициалами короля. На звезде ордена вокруг изображения черного орла был помещен девиз ордена: «Suum quique» («Каждому свое»).

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010