Молебен о павших в Отечественной войне 1812-1814 годов состоится 25 декабря в храме Христа Спасителя 21 декабря, 2006. Редакция " Правмира " Русская армия, вынужденно отступая, перед численно Превосходящим противником, не уступила врагу ни в одном сражении. С Божией помощью русские воины преодолели и несметную силу неприятеля, и собственную немощь разногласия. Гордый и сильный враг испытал на себе всю силу возмездия Божиего, он бежал вспять из России. Патриарший кафедральный собор — Храм Христа Спасителя — ныне является главным воинским храмом России. На памятных досках его стен сохраняются многие имена воинов-героев Отечественной войны 1812-1814 годов, многие даты и названия мест сражений, в которых перед лицом всего мира прославилось христолюбивое воинство российское. В Храме Христа Спасителя благоговейно сохраняется благодарная память обо всех российских воинах — защитниках Веры и Отечества, возносится о них молитва ко Господу Спасителю нашему. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с 1997 года ежегодно 25 декабря в Храме Христа Спасителя совершается молитвенное поминовение военачальников и воинов, павших в Отечественной войне 1812-1814 годов, и всех российских воинов во все прошедшие годы за Веру, Отечество и други своя живот свой положивших. В силу сложившейся в Храме Христа Спасителя традиции день 25 декабря становится днем церковного поминовения всех российских воинов, беззаветно служивших своей Родине, до конца исполнивших свой воинский долг. 25 декабря сего года в 9.00 в Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная Литургия. По окончании Литургии будут отслужены заупокойная лития, а также торжественный молебен с возглашением многолетия всему Российскому воинству. Богослужение возглавит преосвященный Савва, епископ Красногорский, викарий Московской епархии. Московский Кафедральный Храм Христа Спасителя изначально создан как памятник воинской славы России, в благодарение Творцу за Его благодатную помощь в великом вооруженном противостоянии наполеоновскому нашествию 1812 года. Тогда христолюбивое воинство России, ее армия, ее народ противоборствовали ополчившемуся на наше Православное Отечество безбожию, стремившемуся покорить мир не только оружием, но и соблазнами власти, славы и обогащения. Возглавляемые признанным военным гением, воюющим «на земле с небом», значительно превосходящие численно, войска врага, покорившие многие государства, на своем пути оставляли свидетельства богоотступничества, разоряя и опустошая храмы и монастыри, глумясь над святынями нашего народа.

http://pravmir.ru/moleben-o-pavshix-v-ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Основатель медицинского образования на Урале и герой Отечественной войны 1812 года Из истории славной династии Гамалея 17.02.2021 841 Время на чтение 3 минуты В начале января пермская патриотическая общественность отдала дань памяти героям Отечественной войны 1812 года. Во время мероприятия вспоминали не только хорошо известных героев той войны, но и пермяков – участниках русско-наполеоновских войн. Особняком стоит и ставшая с недавнего времени известная в стране фамилия Гамалея. Николай Фёдорович Гамалея, чьим именем назван Центральный институт эпидемиологии и микробиологии, был внуком много лет прожившего в Перми Михаила Леонтьевича Гамалея, которого многие краеведы не без оснований считают основателем медицинского образования на Урале. Один из сыновей Михаила Леонтьевича, уроженец Перми Николай Михайлович Гамалея (1795 – 1859), был участником Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов. О Николае Михайловиче (как впрочем, и о других героях-пермяках) стало известно благодаря сайту «Забытые имена Пермской губернии», в котором собран довольно обширный материал, повествующий нам о подвигах наших героических предков. Как повествует сайт, «по окончании в 1810 году курса наук в Московском университете Гамалея вступил 4 марта того же года в службу в департамент уделов. Служа здесь, он 8 апреля получил чин коллежского регистратора, а 17 ноября того же года был определен в канцелярию комитета, Высочайше учрежденного по делам Лифляндским. Получив 21 октября 1811 и 12 апреля 1812 годов чины губернского и коллежского секретаря, Гамалея бросил гражданскую службу и по вызову военного начальства поступил в Санкт-Петербургское ополчение, созданное для защиты России от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года, с переименованием в подпоручики. В составе Санкт-Петербургского ополчения Гамалея после изгнания Наполеона из России принял участие в заграничном походе русской армии. Сражался в Польше, Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии, Вюртемберге, Бадене, Швейцарии и Франции. Принимал непосредственное участие во Втором сражении под Полоцком, где за отличие был награждён орденом Святой Анны 4-й степени. Затем Гамалея сражался в бою под Чашниками, баталии под Смолянами и в битве при реке Березине. В последнем сражении он был ранен в ногу пулей навылет и за отличие произведен в поручики. В последний раз он принимал участие в военных действиях, во время осады крепости Модлин»...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/os...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дмитров. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Сретения Господня на посаде, «что на реке Березовец», известна с XVII века. Позже из-за ветхости она была разобрана. Ныне существующий каменный храм Сретения Господня построен в 1814 году на средства Дмитровского купца Ивана Большакова и купца Петра Коровьева. Под его фундаментов «ввиду мягкости грунта» находятся дубовые плоты. Храм увенчан миниатюрным пятиглавием с центральным световым барабаном. Интерьеры отличаются простотой форм, особенно трапезная. На окнах кованные крестчатые решетки. Храм строился в годы Отечественной войны 1812 года и посвящен победе над Наполеоном. Одним из подарков Сретенскому храму была риза, расшитая золотыми колосьями, датируемая 1812 годом. Колокольня церкви была окончательно перестроена в 1883 году тщанием прихожан и жертвователей по проекту Сергея Филипповича Федотова. Старая колокольня 1814 года постройки «в связи со слабостью грунта и непрочностью основания получила большое отклонение, угрожала падением», поэтому после осмотра губернским архитектором в 1879 году была признана аварийной и разобрана. Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвящен великому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел храма посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Третий придел храма ранее был посвящен Казанской Божией матери, но, когда храм был возвращен церкви, настоятель отец Борис получил разрешение митрополита устроить придел во имя Владимирской Божией Матери, дабы не уменьшить значимость храма Казанской Божией Матери в Подлипичье. В советское время храм использовался под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись, иконостас, утварь утрачены. В церкви сохранились несколько старых икон. В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви. По книге «Святыни земли Дмитровской», 2005 год Первая деревянная церковь Сретения Господня на реке Березовец, известна с XVII века. Впоследствии из-за ветхости она была разобрана. Каменный храм Сретения Господня построен в 1814 г. в память победы России над Наполеоном. Построен на средства Дмитровских купцов Ивана Большакова и Бориса Короваева. Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвящен великому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел освящен во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского. Третий придел храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В советское время богослужение в храме было прекращено, а здание храма использовалось под склад. В 1992 г. храм возвращен верующим.

http://sobory.ru/article/?object=03755

поиск:   разделы   рассылка О тематических разделах XI выставки " Православная Русь " " Церковь, власть и народ. Уроки преодоления смуты и обретения единства " Источник:  Татьянин день По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла c 4 по 8 ноября 2012 года в Москве в Центральном выставочном зале " Манеж " пройдет XI Церковно-общественная выставка-форум " Православная Русь – к Дню народного единства " . Центральная тема выставки: " Церковь, власть и народ. Уроки преодоления смуты и обретения единства " . Экспозиции, подготовленные Патриаршим советом по культуре, Синодальными учреждениями, епархиями, ставропигиальными монастырями, Правительством Москвы и Санкт-Петербурга, посвящены памятным событиям, имеющим общероссийское значение: 1150-летию зарождения российской государственности; 400-летию мученической кончины святого Патриарха Ермогена; 400-летию победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления смуты; 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года; 100-летию преставления равноапостольного Николая Японского. Вашему вниманию предлагается описание тематических разделов выставки " Православная Русь " . 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года В конце XVIII века Россия вступила в коалицию против революционной Франции и участвовала в Наполеоновских войнах. После поражения союзников в Европе началась Отечественная война 1812 года. Несмотря на взятие Наполеоном Москвы, война закончилась разгромом его полумиллионной армии. В 1813 году русская армия освободила Германию от французской оккупации и в 1814 году заняла Париж. 24 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в пределы России. Армия Наполеона насчитывала свыше 600 тысяч человек и 1420 орудий. Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года. Русское командование начало отход вглубь страны. Этим был сорван стратегический план Наполеона. Народная война Нашествие " двунадесяти языков " и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России. Сразу же после появления неприятельской армии зародилось стихийное партизанское движение. Партизаны наносили значительный урон иноземцам, уничтожали вражеских солдат, расстраивали тылы. В ходе войны в ряды русской регулярной армии влились воины Кавказа, отряды калмыков, казахов, башкир, чувашей, татар, мордвы, марийцев, чувашей.

http://religare.ru/2_97677.html

Мазунино. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Преображенская церковь, архитектор: Семен Дудин, Сарапульский район, с. Мазунино, дата постройки: между 1814 и 1836г.г. История этого храма уходит в далекий 1812 г. Строить его начали пленные французы, которые осели в наших местах. В советское время, как и во многих святынях, здесь располагался колхозный склад. Приход образован в 1814 г., воссоздан 19.04.1999 г. В 1994 г. в полуразрушенном Преображенском храме начались службы. Объект культурного наследия (памятники истории и культуры) регионального (Удмуртской Республики) значения – Постановление Правительства УР 966 от 17.09.2001г. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   с. Мазунино (Преображенское) Сарапульского уезда. Воскресенская кладбищенская церковь (1847 г.) В начале XVIII в. близ д. Мазунинская в с. Момылево была построена церковь во имя Преображения Господня. Крестьяне этого села из-за неудобства жительства переехали в д. Мазунинскую и по указу Казанской духовной консистории от 12 декабря 1743 г. 56 образовали самостоятельный приход, состоящий из одной деревни с построением деревянной церкви во имя Преображения Господня. После завершения строительства церкви в д. Мазунинской церковь в с. Момылево была сожжена. 19 марта 1773 г. Казанской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 627 на строительство вместо ветхой деревянной церкви каменного храма с тем же названием и с приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Каменная церковь была построена в 1782 г., освящена во имя Преображения Господня 18 января 1795 г., а придел – в честь Казанской иконы Божьей Матери – 18 января 1785 г. Новая (третья) каменная церковь была построена в 1814 г. на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви – главный – освящен 28 мая 1846 г. во имя Преображения Господня, в теплой церкви – правый – освящен 18 января 1821 г. во имя Казанской иконы Божьей Матери, левый – освящен 17 января 1835 г. в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских.

http://sobory.ru/article/?object=02837

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАЙЛОВ (Измайлов) Филипп Филиппович (1794, Москва - 27.11.1861, там же; в ПБЭ: 1794-1863; по данным Ш. А. Гумерова, 1797-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ (26 авг. 1831 - июль 1840), обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ (6 янв. 1841 - 20 окт. 1856), автор автобиографических сочинений, содержащих сведения по истории РПЦ и Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 1-й пол.- сер. XIX в. Род. в семье московского свящ. Филиппа Ивановича Исмайлова, служившего в ц. свт. Николая на Болвановке (в семье было еще 5 дочерей). Чтению, письму, начаткам древнегреч. и лат. языков и др. наук обучался дома, в 8 лет был отдан в Славяно-греко-латинскую академию (1802-1814). Когда И. было 10 лет, умерла его мать; детей взяла на воспитание 17-летняя старшая сестра. С 15 лет И. давал частные уроки. Особое предпочтение отдавал точным наукам, в МГУ слушал курс лекций физика П. И. Страхова. Учился в Перервинской ДС (1814-1816), где играл в студенческом театре, и в МДА (1816-1820), к-рую окончил со степенью магистра. Период жизни до 26 лет, «время воспитания и образования», И. описал в соч. «Взгляд на собственную прошедшую жизнь» (изд. в 1860), к-рое считалось «первым опытом автобиографии современного нам человека из духовного звания» ( Троицкий. 1860. С. 538). В книге содержится яркое и подробное описание домашнего уклада жизни московского священника на рубеже XVIII и XIX вв., духовных учебных заведений, а также событий 1812 г. Уйти в ополчение или в кавалерию И. помешало запрещение митр. Московского Платона (Левшина ; † 1812) вербовать учащихся духовных учебных заведений. Отец И. продолжал служение в Москве, детей отправил к родственникам во Владимирскую губ. И. рассказывает о жизни военного времени в подмосковных селах, в занятой французами Москве, в Троице-Сергиевой лавре , о разорении французами Москвы и ее восстановлении жителями города, о др. событиях. С симпатией И. отозвался о ректоре Перервинской ДС и ректоре МДА (1816-1819) еп. Калужском и Боровском Филарете (Амфитеатрове) . Служение в России

http://pravenc.ru/text/674987.html

Никанор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Клементьевский Николай Степанович) Родился 26 ноября 1787 года в семье священника церкви Успения Божией Матери Сергиева Посада. В 1797 году определен в Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. В 1809 году по окончании духовной семинарии назначен учителем в ней же. В апреле 1812 года архимандритом Евгением (Казанцевым, † 1871) пострижен в монашество; рукоположен во иеродиакона митрополитом Платоном (Левшиным , † 1812), а в иеромонаха – епископом Августином (Виноградским . † 1819). В июле 1813 года назначен проповедником Московской духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1814 году определен бакалавром исторических наук Московской духовной академии и членом академического цензурного комитета. Через два месяца назначен наместником Троице-Сергиевой лавры с возведением 31 октября 1814 года в сан архимандрита; одновременно назначен настоятелем Спасо-Вифанского монастыря. В августе 1818 года определен ректором и профессором богословия в Вифанскую духовную семинарию с назначением в члены Московской духовной консистории и перемещением в Коломенский Голутвин монастырь. 19 апреля 1819 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, с поручением управления Троице-Сергиевой пустынью. С 1827 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии. 26 августа 1831 года назначен епископом Калужским и Боровским. С 5 сентября 1834 года – епископ Минский и Гродненский. 21 апреля 1835 года возведен в сан архиепископа. С 1839 года именовался Минским и Бобруйским. С 28 января 1840 года – архиепископ Волынский и Житомирский и архимандрит Успенской Почаевской лавры. В 1842 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 17 января 1843 года назначен архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским с оставлением в должности архиепископа Волынского и Житомирского. С 4 ноября 1848 года – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Возобновить празднование победы над наполеоновскими войсками» В Перми почтили память героев Отечественной войны 1812 года 12.01.2022 800 Время на чтение 3 минуты Фото: Михаила Гооге Мероприятие было приурочено к очередной годовщины издания манифеста Императора Александра I от 25 декабря 1812 года (7 января 1813 года по новому стилю) «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Манифест был издан в освобожденном от наполеоновских войск городе Вильно (сейчас Вильнюс). А с 1814 года эта дата отмечалась в России как памятная. Организатором мероприятия выступили члены пермского отделения «Русского Собрания». В Перми одними из первых, кто пытается возродить, забытые памятные даты, являются представители Юнармии. Несмотря на школьные каникулы, 7 января участники юнармейского медиаотряда«Феникс» во главе со своим руководителем Александром Сергеевичем Куляпиным, пришли на Егошихинский некрополь, расчистили снег с дороги, ведущей к саркофагу героя Отечественной войны 1812 года, майора и командира Ширванского пехотного полка Н.А.Теплова, возложили цветы, посетили стоящий рядом храм Успения Богородицы, чтобы поставить свечи за воинов, отдавших свои жизни в этой войне. В настоящее время эта дата памятной не является и ассоциируется у подавляющего большинства граждан исключительно с православным праздником Рождества Христова. Но как говорится: «слов из песни не выкинешь». Юнармейский медиаотряд «Феникс» им. Адмирала П.С.Нахимова создан на базе медиа-студии «Династия» МАОУ СОШ 135 г. Перми. Ребята являются военными корреспондентами, в их деятельность входят как освещение всех военно-патриотические мероприятий, так и участие в них, в том числе и 8 сентября, когда отмечается годовщина Бородинского сражения. Свои материалы они выкладывают на электронном сайте и в группе ВК. С каждым годом всё больше и больше молодежи приходит на это памятное место. Студент-историк «Высшей школы экономики» Михаил Гооге участвует в субботнике уже второй год:

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/12/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Увековечить память забытого героя О необходимости наименования улицы в Перми в честь героя Отечественной войны 1812 года Н.А. Теплова 20.03.2023 375 Фото: Фото Александр Куляпин В рамках подготовки к 300-летию Перми патриотическая общественность всё чаще возвращается к идее назвать новые улицы города именами защитников Отечества. Уже традиционно главным «претендентом» становится имя участника Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов, командира Ширванского пехотного полка, майора Николая Афанасьевича Теплова (1776-1813). Саркофаг-памятник герою Смоленского и Бородинского сражений, умершему от ран в Перми в октябре 1813 года, находится вблизи Успенской церкви на Егошихинском некрополе. Ежегодно местные юнармейцы из медиаотряда «Феникс», учащиеся пермских школ, представители Городского совета старшеклассников, да и просто неравнодушные граждане проводят уборку снега и листвы вокруг памятника, приносят свежие цветы. А в годовщину Бородинского сражения (8 сентября) уже несколько лет проводятся «уроки мужества» и торжественные возложения цветов к саркофагу героя. «Сейчас много говорят о необходимости помнить и уважать свое прошлое, чтить память о героях и защитниках Отечества», – говорит депутат Пермской городской думы Алексей Овчинников, который взял на себя ответственность по процессу присвоения одной из новых улиц Перми имени Н.А. Теплова. «Наименование улицы в честь героя Отечественной войны 1812 года Н.А. Теплова станет ещё одним кирпичиком укрепления национального самосознания и уважения к истории страны». Как известно, присвоение названий новым улицам Перми – дело совсем непростое. Однако если уж взялся за дело, то нужно довести его до конца. Тем более, когда стоит вопрос о патриотическом воспитании молодёжи и возрождении национальной исторической памяти. Не один майор Теплов был доселе забытым героем Отечества. Много фамилий сражавшихся за Родину во всех войнах помнит история. И далеко не все удостоились чести быть увековеченными в памяти граждан.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/20/uv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010