Четырехлетний учебный курс в академии разделялся на 2 двухлетних отд-ния, на первом из к-рых - младшем - читались небогословские дисциплины, а на втором - старшем - богословские. При формировании преподавательского состава МДА летом 1814 г. в преподавательскую корпорацию были включены, кроме ректора и инспектора, 12 наставников: 2 - по богословскому классу, 1 - по церковной истории, 1 - по философскому классу, 2 - по словесному, 1 - по историческому, 1 - по математическому, 2 - по языковому (по еврейскому и греческому языкам) и 2 - по новым языкам (французскому и немецкому). Пять определенных в богословский класс преподавателей должны были скорректировать учебную деятельность на ближайшие 2 года. Так, один из бакалавров богословия - иером. Ермоген (Сперанский) - занял должность библиотекаря, другой - иером. Никанор (Клементьевский) - стал помощником инспектора, а в окт. того же года был определен наместником лавры, впосл. получил звание бакалавра церковной истории. Только один из преподавателей, имевших отношение к богословскому классу, инспектор архим. Филарет (Амфитеатров) читал лекции по экзегетике для студентов 1-го курса. В 1816 г., при переходе 1-го курса МДА в старшее, богословское, отд-ние, он стал ректором и начал чтение лекций по богословию (продолжение экзегетики и догматическое богословие). Кроме архим. Филарета лекции по богословию с 1816 г. читали иером. Ермоген (обличительное богословие) и бакалавр Левитский (нравственное богословие), а по церковной истории - архим. Никанор. Почти с самого момента открытия за деятельностью МДА следил буд. митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , определявший жизнь академии на протяжении мн. лет (1821-1867). Уже в 1815 г., на исходе 1-го года пребывания академии в лавре, ректор СПбДА архим. Филарет по поручению КДУ проводил ревизию МДА; это повторилось в 1818 г., при 1-м выпуске академии, и в 1820 г. В дальнейшем, став правящим Московским архиереем, свт. Филарет почти ежегодно присутствовал на академических переводных и выпускных экзаменах. Историк МДА прот. С. К. Смирнов предлагал считать «Филаретовским» 55-летний период в деятельности академии: от кончины митр. Платона (Левшина) в 1812 г. до кончины свт. Филарета в 1867 г. Святителю принадлежала и первая оценка состояния МДА в 1815 г., через год после открытия: «Академия, судя по недавнему ее существованию, находится в хорошем состоянии» ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 1. С. 243). Деятельность по Уставу 1814 г. (1814-1869)

http://pravenc.ru/text/2564190.html

В том же году Хауге был заточен в тюрьму, в к-рой провел ок. 10 лет. Ослабленное здоровье не позволило ему после выхода из заключения (1814) продолжить активную миссионерскую деятельность, он поселился близ Кристиании и писал теологические труды, оставаясь духовным лидером основанного им движения мирян, получившего большое влияние в церковной и общественной жизни Н. В завещании Хауге, предостерегая своих сторонников от сектантства и раскола, призвал не порывать с официальной церковью, но при этом продолжать встречаться в частных «собраниях друзей» и не оставлять стремлений к миссионерской деятельности. После смерти Хауге (1824) движение возглавил Й. Хаугвальдстад (1770-1850). Н. в XIX в. В 1807 г. нейтральная Дания-Н. стала союзницей Наполеона, что тяжело отразилось на Н., т. к. из-за континентальной блокады Великобритании был ограничен ввоз жизненно необходимого зерна. Большую роль в спасении от голода жителей сев. областей Н. сыграла поморская торговля. В 1810 г. наследником престола Швеции стал французский маршал Ж. Б. Бернадот (впосл. кронпринц Карл Юхан). Согласно договору 1812 г. между Россией и Швецией, последней за военную помощь против Наполеона была обещана Н. (как компенсация за Финляндию, утраченную в 1809). В марте-апр. 1813 г. согласие на присоединение Н. к Швеции дали Великобритания и Пруссия. Дания-Н. оставалась союзницей Франции до 1814 г. После поражения наполеоновских войск в битве под Лейпцигом (окт. 1813) армия под командованием Карла Юхана вступила на территорию Датско-Норвежского королевства. В мае 1813 г. Кристиан Фредерик, наследник дат. трона (впосл. дат. кор. Кристиан VIII), отправился в Н. в качестве вице-короля (наместника). 14 янв. 1814 г. был подписан датско-швед. Кильский мирный договор, согласно к-рому дат. кор. Фредерик VI уступал Н. Швеции, сохранив при этом за Данией бывшие заморские территории Н. (Исландию, Фарерские острова и Гренландию). Кильский договор вызвал в Н. всеобщий протест: прихожане городских и сельских церквей приносили присягу в том, что готовы защищать независимость Н.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Деятельность Филарета — сначала как преподавателя и ректора академии, потом как архиерея и ревизора духовных школ — простирается от одной реформы до другой, от выхода в свет Устава 1814 г. до утверждения Устава 1869 г. Необходимость реформирования духовного в начале XIX века была очевидна. Наполеоновские войны, особенно события 1812 г. стали потрясением, равного которому русское общество не знало со времени Петровских преобразований. «Гроза 12-го года» резко усилила религиозные настроения, которые, впрочем, стали развиваться не в духе Православия, а в направлении неопределенного мистицизма, масонства, сектантства. В этих условиях разработка нового Устава духовных заведений имела огромное значение. Однако во главе Комиссии духовных училищ, занимавшейся Уставом, стоял мистик М. М. Сперанский, поэтому подготовленный им Устав был исправлен и дополнен сначала под руководством митрополита Феофилакта (Русанова), а затем — архимандрита Филарета. Новый Устав, утвержденный в 1814 году, уделял особое внимание изучению древних языков и древней истории, особенно священной и церковной, познанию лучших образцов духовной словесности, и, наконец, богословию. Большое значение придавалось сочинениям и вообще письменным упражнениям учащихся. Поощрялось «возможно обильное чтение вне-учебных источников». Также требовалось, чтобы учителя и ученики «всегда держались на одной линии с последними открытиями и успехами каждой науки». Согласно Уставу, Высшая Школа выделялась в самостоятельную учебную единицу с двумя двухгодичными курсами: в первом изучались в основном науки словесные и исторические, а во втором — философские и богословские. После первого и оказавшегося удачным выпуска реформированной Петербургской академии Святейший Синод приступил к преобразованию академии московской. Составление проекта преобразования поручили архимандриту Филарету, который подготовил его в кратчайшие сроки — всего за полгода, несмотря на то что работал в одиночку. В 1814 г. новый устав был введен и в Московской духовной Академии, которая, начиная с этого времени, на многие десятилетия стала творческой лабораторией, где создавались, применялись на практике и доводились до совершенства новые учебные программы и методы преподавания. Только здесь, под руководством и наблюдением просвещеннейшего митрополита Филарета, могли успешно осуществиться весьма смелые для того времени проекты и нововведения.

http://bogoslov.ru/article/6170678

Кстати, слава «спасителя Петербурга» помогла впоследствии Витгенштейну избежать опалы и обвинений в ошибках при попытке окружения Наполеона около Березины, когда из-за вмешательства Государя в дела армии в обход Кутузова, а также медлительности корпусов адмирала Чичагова и графа Витгенштейна французскому императору удалось улизнуть. В 1814 году в связи с ранением генерал уехал лечиться в Германию, но уже на следующий год принимал участие в походе русских войск во Францию. После войны Витгенштейн получил ряд повышений, назначен был шефом гусарского полка, вошел в Госсовет Империи, а в 1826 году стал генерал-фельдмаршалом. Военная карьера графа Витгенштейна фактически завершилась в ходе Русско-турецкой войны 1828–29 гг., когда, будучи главнокомандующим армии, граф не сумел справиться с поставленной задачей быстрой войны. После приезда в армию Императора он попросил отставить его с поста главнокомандующего и удалился с театра военных действий. Умер граф после долгой болезни по пути на воды во Львове, похоронен же был в своем родовом поместье. На сегодня в Сиверском городском поселении каждый год проходит традиционный военно-исторический фестиваль «Памяти предков будем достойны!», посвящённый герою Отечественной войны 1812 года, спасителю Санкт-Петербурга генерал-фельдмаршалу П.Х. Витгенштейну. Фестиваль исторической реконструкции первой значимой победы русской армии в 1812 году в сражении под Клястицами — трехдневный бой между французами и отдельным корпусом русской армии на Петербургском направлении у деревни Клястицы (ныне Россонский район Витебской области, Белоруссия). Источник: Спецпроект – православный журнал «Война 1812 года: Хроника. Ровно 200 лет назад». Фотографии Дмитрия Павловича Андрей Геннадьевич Буховецкий, член Союза краеведов России, член патриотического Российского проекта «Памяти предков будем достойны», член Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «ТАЙФУН», Международный отдел, г. Полоцк, Беларусь Лампада памяти Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/26/gr...

«К вечеру весь форштат (предместье. – В.Н.) был объят пламенем; наши солдаты укрывались в садах, но и там жар усилился до того, что фрукты на деревьях были совершенно испечены. Солдаты, лакомясь ими, говорили между собою: “Не поверят нам дома, что в Смоленске мы снимали с деревьев печеные яблоки”», – приводит слова участников тех событий историк М.И. Богданович. Наполеоновские офицеры свидетельствуют: «Среди вражеских стрелков, засевших в садах на правом берегу Днепра, один в особенности выделялся своей отвагой и стойкостью. Поместившийся как раз против нас, на самом берегу за ивами, и которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал; он всё не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день по переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидали распростертого ниц и убитого ядром нашего противника – унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на своем посту» . Артиллерийский офицер наполеоновской армии вюртембергский немец Фабер дю Фор был художником-любителем и оставил для истории свои рисунки о войне 1812 года. Есть среди них и тот, на котором он запечатлел поразившего его русского стрелка. Приведенные выше слова – подпись Ф. Кауслера к рисунку своего сослуживца Фабера. В 1812 году русский человек жил подвигом – подвигом долга , чести и любви… И за это стяжал славу. Земную – от людей: однополчан, военачальников, соотечественников, государя императора… Иногда бывал незаслуженно забытым, обойденным в наградах или недолжным образом оцененным, как это водится на грешной земле. И потому как добрый христианин на полное воздаяние надеялся лишь в мире ином. Не случайно император Александр I в своем манифесте 1814 года, выражая благодарность всем сословиям за ратную службу в годы войны и даруя «разные льготы и милости» крестьянству, «в самое грозное время самолютейшей войны» показавшему «дух Православия, верности и мужества», начинает свое обращение к ним словами: «Крестьяне, верный наш народ, да получат мзду свою от Бога». Ибо от Творца человек получает славу, которая не чета здешней, – истинную, непреходящую, усыновляющую Небесному Отцу, дающую вечную жизнь со Христом в Боге и вводящую в Его вечное Царство, которому не будет конца.

http://pravoslavie.ru/61891.html

– Самое время идти теперь за Эльбу. Но как воротимся? С рылом в крови! Дважды раненный в голову, причем второй раз смертельно, он сумел выжить, когда врачи только беспомощно разводили руками. А в последний год жизни он стал одним из немногих полководцев, которые могли выиграть войну тогда, когда всему миру казалось, что война проиграна. За Бородинское сражение 31 августа 1812 года светлейший князь Голенищев-Кутузов был произведен в звание фельдмаршала, и в этом звании ему суждено было прожить последние восемь месяцев жизни. Тарутинский маневр Кутузова стал одним из невиданных доселе шедевров мирового полководческого искусства. Покуда Наполеон, сидя в Москве, ждал от русского царя капитуляции, наша армия отдохнула, воспрянула духом и значительно пополнилась. Прекратились споры о том, правильно ли поступил главнокомандующий, теперь все видели гениальность его замысла и выгоду избранной ИМ позиции. Дальнейшая победа Кутузова над Бонапартом состояла не в генеральном сражении, а в том, что он не дал неприятелю уйти из России через богатые земли Орловщины и Малороссии, заставив незваных гостей отступать по разоренной войной старой Смоленской дороге. Одновременно с этим Михаил Илларионович вынужден был отстаивать свой план медленного истребления «Великой армии», спорить с теми, кто требовал от него окружить остатки французских войск и взять их в плен. Удивительно и то, что Наполеон, не проиграв Кутузову ни одного сражения, полностью потерял свою могущественную армию и уполз из России, удовольствовавшись лишь награбленным добром. Забавно, но французы, благодаря этому, и по сей день считают войну 1812 года успешной! Они уверяют, что победили в Бородинской битве, взяли Москву, прекрасно поживились – чем тебе не победная кампания! Но как бы то ни было, в действительности полную победу одержал не Наполеон, а более мудрый полководец – Михаил Илларионович Кутузов. Великолепная лебединая песня! В декабре 1812 года через Неман из России в Европу вернулись 18 тысяч жалких, оборванных и обмороженных людей, которых уже трудно было назвать солдатами. В русском плену оказалось 130 тысяч, а 350 тысяч европейцев из многоразличных стран навеки остались лежать на бескрайних и прекрасных российских просторах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

родства и т.д. За разрешением сих и подобных вопросов главные священники, каждый раз, входят представлениями в Св. Синод. В начале текущего столетия число полевых и корпусных обер-священников значительно умножилось против предшествующего периода. Так в 1816 году, по желанию главнокомандующего Грузией, благочинный кавказской инспекции назван корпусным священником кавказского отдельного корпуса 49 . В кампании 1812 и следующих годов в корпуса 50 , независимо от больших действующих армий, определялись временные корпусные священники, которые, по соединении корпусов с большими армиями, обращались в полки к своим прежним местам. В военное время, при главной действующей армии, находился полевой обер-священник 51 . Так мы видели, что в 1812 г. протоиерею Торопогрицкому Высочайше повелено следовать в поход по направлению лейб-гвардии преображенского полка к Вильне и находиться там, при главной квартире, для исправления священнослужения и духовных треб по означенному полку. Вместе с этим Торопогрицкому же поручено отправлять и благочинническую должность над духовенством лейб-гвардейских и прочих полков, находящихся при нем в походе. При назначении Торопогрицкого, в 1814 году, корпусным священником гвардейского корпуса, Св. Синод предписал обер-священнику армии и флота снабдить его существующими постановлениями, касательно полевых обер-священников. Св. Синод неохотно соглашался на учреждение, без особенной нужды, должности полевых обер-священников. Так, в 1812 году, главнокомандующий 3 западной обсервационной армии просил Св. Синод назначить находящегося при нем протоиерея Левицкого полевым обер-священником, но эта просьба оставлена без удовлетворения. Учрежденные полевые обер-священники, при главных действующих армиях, по случаю упразднения главных штабов этих армий, получали новое назначение. В 1862 году I армия и армейские корпуса со штабами образовали три округа: варшавский, виленский и киевский. Кутневич признал нужным должность главного 52 священника, находящегося в Варшаве, с его управлением, упразднить, предоставив ему право пользоваться положенным ему жалованьем в течение года, или до получения нового назначения, а вверенное ему духовенство – подчинить своей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. Имп. Александр I. Раскрашенная гравюра. 1814 г. 7 июля имп. Александр I, уступив уговорам приближенных, покинул Главную квартиру и направился в С.-Петербург, чтобы военные неудачи не бросили тень на имп. власть. Несмотря на отъезд из армии, роль имп. Александра I в О. в. не была пассивной, как это неоднократно утверждалось в исторической лит-ре. Являясь верховным руководителем гос-ва, он принимал все важнейшие стратегические и военно-политические решения. Уже в первые месяцы войны российский император объявил борьбу с Наполеоном I всенародным делом и начал антинаполеоновскую пропаганду, оказывавшую значительное влияние на общественное мнение не только в России, но и в Зап. Европе. Однако главная заслуга Александра I заключалась в его непоколебимом решении не заключать мир до тех пор, пока на территории России останется хотя бы один неприятельский солдат. Твердая позиция российского императора свела на нет саму возможность победы Наполеона I, став в конечном счете одной из главных причин буд. триумфа России. 6 июля 1812 г. имп. Александр I подписал манифест «О сборе внутри государства земского ополчения», к-рый свидетельствовал о том, что в борьбе с вторгнувшимся в пределы России врагом император решил сделать основную ставку на Православие и народную войну. Император обращался ко всем своим подданным, «ко всем сословиям и состояниям, духовным и мирским», приглашая их «единодушным и общим восстанием содействовать против всех вражеских замыслов и покушений» (ПСЗ. Т. 32. 25176. C. 388). Он предлагал поражать неприятеля «на каждом шаге» «всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам». Манифест содержал знаменитую фразу: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют». По свидетельству современников, манифест оказал существенное влияние на патриотическое настроение широких масс. Прямо противоположное впечатление он производил на офицеров Великой армии, которые увидели в нем «призыв к бесконечной войне» и усомнились в победоносном завершении своего похода. «Как и когда,- писал лейтенант О. Рёдер фон Бомсдорф,- будет закончена борьба с самодержцем девятой части земли, который призвал… своих подданных истреблять нас любыми находящимися в их распоряжении средствами» ( R ö der von Bomsdorff O. W. Mittheilungen aus dem russischen Feldzuge. Lpz., 1816. Bd. 1. S. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2581703.html

Константин Николаевич (18.05.1787, Вологда - 7.07. 1855, там же), поэт. Из старинного дворянского рода. В 1797-1802 гг. воспитывался в частных пансионах в С.-Петербурге. Впервые выступил в печати с переводом на франц. язык речи Московского митр. Платона (Левшина) (Discours pour le couronnement de Sa Majesté L " Empereur de toutes les Russie Alexandre I/Prononcé le 15 sept. 1801 par mgr. Platon, archévèque metropolitain de Moscou. СПб., 1801). С 1802 г. служил в Мин-ве народного просвещения. Во время войны с Наполеоном I 1806-1807 гг. вступил в ополчение, принимал участие в боевых действиях в Пруссии, ранен в сражении под Гейльсбергом, награжден орденом св. Анны 3-й степени. Более года был в отпуске, с осени 1808 г. служил в лейб-гвардии Егерском полку, участвовал в русско-швед. войне (1808-1809). С мая 1809 г. вновь находился в отпуске, с июля того же года - в отставке. С дек. 1809 г. жил в Москве, дружил с В. А. Жуковским , П. А. Вяземским , печатался в «Вестнике Европы». В янв. 1812 г. переехал в С.-Петербург, в апр. того же года поступил на службу в Публичную б-ку помощником хранителя рукописей. После начала Отечественной войны 1812 г. нек-рое время жил в Москве, затем в Н. Новгороде, в марте 1813 г. был зачислен в Рыльский пехотный полк штабс-капитаном. В 1813-1814 гг. участвовал в заграничном походе рус. армии, служил адъютантом при ген. Н. Н. Раевском, за участие в сражении под Лейпцигом награжден орденом св. Анны 2-й степени, после капитуляции франц. армии с марта по май 1814 г. пробыл в Париже. В апр. 1816 г. вышел в отставку, жил в Москве и имении Хантоново Новгородской губ., готовил к изданию «Опыты в стихах и прозе» (СПб., 1817. 2 ч.). С авг. 1817 г. служил помощником библиотекаря в Публичной б-ке в С.-Петербурге. В июле 1818 г. назначен в Коллегию иностранных дел и направлен в рус. миссию в Неаполь. В нач. 1819 г. прибыл в Рим, в февр.- в Неаполь. С кон. 1820 г. служил в рус. миссии в Риме. В Италии у Б. проявились признаки психического расстройства, вскоре принявшего тяжелую форму. Неск. раз Б. подавал императору прошения об отставке и позволении постричься в монахи. С 1824 г. находился в психиатрической клинике в Зонненштайне (Германия), с 1828 г.- в Москве под наблюдением врача. В 1833 г. получил офиц. увольнение от службы, остаток жизни провел в Вологде на попечении родных. Редкие посетители (Н. В. Берг, С. П. Шевырёв) вспоминали о набожности Б., о его молитвах в минуты просветления. Поэт умер от тифа, на его погребении присутствовало вологодское духовенство во главе с Вологодским еп. Феогностом (Лебедевым) . Б. похоронен в Димитриевом Прилуцком муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/77684.html

Ни у кого нет столько святых, как у нас». Отцу Николаю за тридцать, но выглядит он намного старше. Аскетическое лицо, суровое выражение глаз. Взгляд его теплеет, в голосе слышатся добрые нотки, когда он произносит свою проповедь. И уж совсем он для нас свой, наш батюшка, когда после богослужения расстается с нами, осеняя крестом для целования, улыбаясь, кажется, каждому из прихожан. Иногда, глядя на него, я думаю: «Вот к кому относится без прикрас, без архаичности слово " добротолюбие " ». Ведь что может быть тяжелее, чем нести бремя священника с пожизненной причастностью к непостижимому, страшному Таинству Евхаристии, с ответственностью за каждое свое деяние, слово перед Самим Богом. И зная по их исповедям, что это за люди, сколько греховного, падшего в них, что скрывается за этими лицами, зная все это – провожать этих людей с такой улыбкой, благословлять их с любовью Крестом Животворящим – это ли не добротолюбие? - Нестяжательство – что это, по-Вашему? - В эпоху Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии выходил замечательный патриотический журнал «Сын Отечества». Его важнейшими темами было то, что определялось как миссия русского народа, что называлось в журнале «народным характером», его особенностями, отличием русской цивилизации от западной. В «Отрывке из обозрения происшествий 1814 года» рассматривается «тот образ, каковым обнаружился ныне народный характер, особливо двух великих народов». Описав, как мужественно, самоотреченно «вел себя в последнюю войну великий духом народ российский» и как бесчинствовали и как грабили «с разбойнической жадностью», оскверняли святыни захватчики, как на сожжение Москвы русские ответили сохранением Парижа, автор заключает: «Сие, никаких прикрас не содержащее описание всего происшедшего в 1812 в Москве и в 1814 в Париже показывает нам ясно решительную противоположность в характеристиках обоих народов». Особенно любопытна такая подробность. «Парижане употребляли присутствие победителей на свое обогащение, возвысив на все цены и тем увеличив свои доходы».

http://ruskline.ru/swr/2020/11/15/v_sraz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010