(1857-1895) и Покровскую ц. (1853-1904) в Орле, Воскресенскую ц. в с. Плещееве Орловского у.); архит. Орловской казенной палаты Ф. И. Данилов и строитель-подрядчик И. Е. Измайлов (строительство Казанской ц. в с. Куракине Орловской губ., перестройка Введенской ц. одноименного мон-ря в Орле и др.); губ. архит. И. П. Лутохин (1856-1866; перестройка Михаило-Архангельской, Никитско-Ахтырской церквей в Орле) и др. С 60-х гг. XIX в. в Орловском регионе отказались от столичных проектов. Сельские кирпичные храмы возводили по единому образцу: 2-светный куб с небольшим восьмериком и главкой средних размеров на широкой граненой шее, апсида (граненая или полукруглая), короткая невысокая трапезная, 2- или 3-ярусная колокольня (напр., Всехсвятская ц. в с. Лаврове, возведенная в 1874). В XIX - 1-й четв. XX в. в Орле был устроен ряд домовых храмов при светских и учебных заведениях: Иоанно-Богословский (1828, в 1891 перенесен в пристройку, закрыт в 1918) в здании ДС (архит. Петонди, 1824-1826); в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1833, закрыт в 1918) в больничном корпусе богоугодных заведений, созданных в 1831 г.; арх. Михаила в здании Бахтина кадетского корпуса (1837-1843); в здании Александровского реального уч-ща (1873-1875; церковная пристройка расширена в 1895-1896); в муж. гимназии, открытой в 1808 г. в здании постройки 1795 г. (закрыт вскоре после 1918); Зачатия прав. Анны в здании Александровского ин-та благородных девиц (1865); в здании исправительного арестантского отд-ния, созданного в 1870 г. (в 1908-1917 - Центральной каторжной тюрьмы); св. царицы Александры (освящен в 1897) на территории Дома трудолюбия. Отдельной группой сооружений являются часовни XIX - нач. XX в., большая часть к-рых была украшена неорус. декором. В Орле это ротондальная однокупольная часовня (нач. XIX в.) в стиле классицизма рядом с ц. арх. Михаила; Всехсвятская часовня (освящена в 1912; была приписана к храму Звенигородского полка, закрыта в нач. 10-х гг. XX в. и вскоре разрушена) на Братском военном кладбище, открытом в 1890 г.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

  Литература Анисимов Е.В. Государственные реформы Петра Великого. СПб., 1997. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2011. Анисимов Е.В. Петр Первый: благо или зло для России? М., 2017. Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань, 1883. Верховской П.В. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России. Т.1–2. Ростов-на-Дону, 1916. Востоков Н.М. Святейший Синод и отношения его к другим государственным учреждениям при императоре Петре I//Журнал министерства народного просвещения. 1875. Июль. С. 52–85; Август. С. 153–198; Декабрь. С. 358–378. Горчаков М.И. Монастырский приказ. СПб., 1868. Живов В.М. Из церковной истории времен Петра Великого: исследования и материалы. М., 2004. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881. Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886. Ольшевский Н.М. Святейший Правительствующий Синод при Петре Великом, его организация и деятельность. Киев, 1894. Павленко Н.И. Петр I и его время. М., 1989. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., 1998. Павленко Н.И. Царевич Алексей. М., 2008. Павленко Н.И. Петр Первый. М., 2010. Панченко А.М. Русская культура в начале петровских реформ. Л., 1984. Панченко А.М. Церковная реформа и культура Петровской эпохи//XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1–2. Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1. СПб., 1900. Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович//Сочинения. Т. 5. М., 1880. Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII века. Казань, 1913. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700—1917//История Русской Церкви: в 9 т. Т. 8. ч. 1. М., 1996. Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т.1. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868.

http://e-vestnik.ru/analytics/petr_i_pro...

Ю.П. Спегальский Церковь построена в 1539 году на месте более ранней, деревянной, срубленной в 1488 году во время сильного мора (эпидемии). В 1639 году построен придел святой великомученицы Параскевы Пятницы. В 1745 году со своим причтом приписана к церкви святого Василия на Горке. В 1763 году в приходе было 154 прихожанина. По штатам 1764 года как городской церкви, имевшей в приходе более 20 душ, полагалось иметь священника, дьячка и пономаря, деньги от продажи свечей оставались на церковные нужды. В 1786 году церковь в документах указана как полуразрушенная от пожара, назначена к упразднению, в 1794 году приписана к Ново-Вознесенской церкви, оставалась приписной в XIX - начале XX веков. В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. 8 апреля 1842 года протоиерей Николай Милевский обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова. В 1842-1843 годах церковь обновлена старанием старосты церкви, псковского купца Ладыгина на средства его свояченицы Наталии Михайловны Постниковой и прихожан. Тогда же был сделан новый иконостас, художником Денисовым написаны новые иконы. Обновлённый храм освящен 2 июля 1844 года как храм Святой Анастасии Узорешительницы. Звонница храма заменена колокольней с каменным крыльцом, пристроенным, по устному преданию, помещицей Валуевой в 1827 году. В документах начала XX века церковь названа по двум святым: Анастасии Римляныни и Анастасии Узорешительницы. С 1916 года здесь служили протоиерей Михаил Поспелов и священник Михаил Гривский. Сведения о них после 1917 года не выявлены. Церковь закрыта до Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки. Первое богослужение после многолетнего перерыва состоялось 4 января 2007 года, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы. Информация с сайта  Древний город Псков Церковь Анастасии Римлянки в Кузнецах расположена в центре, в историческом районе – Кузнечной слободе. Обиходные названия: церковь Анастасии Римлянки, церковь Анастасии в Кузнецах. Название церкви было дано в 1377 году. По легенде, ее построил Василий Дол в память о жене и дочери, которые носили одно имя – Анастасия. Это была церковь, которую построили за один день во время великого мора. Храм, который стоит сейчас, построен в 1539 году и освящен во имя святой Анастасии Узорешительницы.

http://sobory.ru/article/?object=00510

Во 2-й половине XIX в. появились многочисленные «учебные руководства» по истории РПЦ, освещавшие и ее синодальный период, а также специальные исследования некоторых его хронологических этапов и отдельных проблем. Перу автора «Руководства по русской истории» П.В. Знаменского принадлежит ряд монографических исследований по специальным вопросам истории синодального периода РПЦ: Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. 2–4, 9; Чтения из истории Русской Церкви за время царствования императора Александра I. Казань, 1885; Приходское духовенство со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873 (за этот труд автор был удостоен ученой степени доктора богословия); Основные начала духовно-учебной реформы в царствование императора Александра I. Казань, 1878; Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881; История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Казань, 1891–1892. 3 т.; Богословская полемика 60-х годов: Об отношении Православия к современной жизни. Казань, 1909. Среди обобщающих трудов, вышедших в начале XX в., выделяются следующие монографии: Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1: Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода, 1721–1725. СПб., 1900; Русская Церковь в XIX в. СПб., 1901; Верховский П. В. Очерки по истории Русской Церкви в XVIII и XX столетиях. Варшава, 1912. Т. 1; Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов нД, 1916. 2 т. В отличие от официозных трудов С.Г. Рункевича исследования П.В. Верховского отличаются объективностью и большой научной добросовестностью. В настоящее время синодальному периоду в истории Православной Церкви посвящены специальные главы в светских вузовских учебниках (История России XIX – начала XX в. М., 1998; Федоров В.А. История России, 1861–1917. М., 1998). В конце XIX – начале XX в. появились монографии по различным вопросам синодальной эпохи. Авторами их были преимущественно профессора Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской духовных академий, а также чиновники Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

234 Синодальное послание от 18 мая 1913 года (Церковные ведомости. 1913. 20. С. 277–286), посвященное рассмотрению вопроса об Имени Божием и обращенное ко «всечестным братиям, во иночестве подвизающимся», возмутило Новоселова не столько по существу, сколько по форме – как выражение усвоенного православной иерархией ложного католического взгляда на значение авторитета в сфере Церкви. «Наша иерархия привыкла смотреть на себя (и привила этот взгляд пастве) глазами римского католика, видящего в своем первоиерархе непогрешимого судью в области веры... Изрекая строгий, безапелляционный приговор афонитам-имяславцам, Синод исходил из сознания иерархической непогрешимости. Вот что читаем мы в этом Послании: “Теперь, когда высказались и Константинопольская и Российская церковная власть, их (имяславцев) дальнейшее настаивание на своем будет уже противоборством истине”. Оставляя сейчас в стороне вопрос о том, которая из споривших сторон была права по существу, я обращаю ваше внимание лишь на ясно выраженное в вышеприведенных словах Послания убеждение Синода в непогрешимом авторитете иерархии» ( Новоселов М. А. Письма к друзьям (Письмо 11-е). М., 1994. С. 128–147). 235 Гефсиманский Черниговский скит – подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; основан в 1844 г. прп. Антонием (Медведевым), наместником Лавры, при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова) ; в 1847 г. при ските основано пещерное отделение. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь находившейся в скиту Ее чудотворной Черниговской иконы. После революции 1917 г. скит был закрыт; монашеская жизнь вновь возродилась здесь в 1990 г. 237 Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892), франц. писатель, историк и филолог; в 8-томной «Истории происхождения христианства» дал рационалистическую критику Евангелия при объяснении чудес, сотворенных Спасителем. 238 Давид Фридрих Штраус (1808–1874), нем. историк, философ, публицист; в книге «Жизнь Иисуса в критической переработке» пытался истолковать евангельские сказания как совокупность мифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

В 1808 г. насчитывалось 443 правосл. мон-ря без приписных (349 мужских и 94 женских), 3118 монахов, 1148 послушников. В 1815 г. действовали 478 мон-рей (387 мужских и 91 женский), в которых проживали 6,6 тыс. чел. (4,9 тыс. монахов и 1,7 тыс. монахинь). В течение XIX в. количество муж. мон-рей возросло в 1,5 раза, а женских - в 4,9; численность монахов увеличилась в 3,1 раза, а монахинь - в 9,2. Рост обителей происходил благодаря восстановлению упраздненных после 1764 г. мон-рей, созданию новых, переходу в Русскую Церковь старообрядческих обителей, а также за счет мон-рей, находившихся на территориях, вошедших в этот период в состав России (напр., в Грузии и Бессарабии). В 1914 г. насчитывалось 1025 мон-рей и общин и 94 629 монашествующих (29 128 монахов и монахинь и 65 501 послушников и послушниц). В монастырских владениях с привлечением наемного труда монахи занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, ското- и птицеводством, пчеловодством и часто внедряли самые прогрессивные технологии. Также обители сдавали свои владения в аренду, с кон. XIX в. богатые мон-ри занимались и финансовой деятельностью, имели вклады в банках и давали деньги в ссуду. Ок. 20 монастырей, расположенных в Заволжье, Приуралье и Сибири, имели миссионерский характер: тобольский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь , тюменский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Усть-Киренский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Селенгинский во имя Святой Троицы мужской монастырь и др. Деятельность единоверческих обителей (см. в ст. Единоверие ) способствовала возвращению в Русскую Церковь старообрядцев (напр., Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 70-х гг. XIX в. московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь был преобразован в миссионерский и призван стать координационным центром миссионерства в России. Просвещением, миссионерством и обслуживанием паломников занимались рус. монастыри, расположенные за пределами России. К 1917 г. действовали 15 таких обителей (10 мужских и 5 женских) с 709 насельниками (638 монахами и 71 послушником): 4 в Китае, 6 в США и 5 в Палестине. Многие монахи служили в русских зарубежных духовных миссиях и способствовали распространению Православия по всему миру (см., напр., в статьях: Аляскинская (Кадьякская) духовная миссия , Пекинская духовная миссия , Корейская духовная миссия , Японская духовная православная миссия ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Литература:  1. ПАМО, т.2. - Москва, «Искусство», 1975 г. 2. Протоиерей Олег Пэнэжко. Храмы Ступинского района Московской области. 3. А.А. Колмовской. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Павелецкое). - Москва, «Спутник+», 2003 г. 4. М.М. Дунаев. К югу от Москвы. - Москва, «Искусство», 1978 г. Хатунь на реке Лопасне - одно из самых древних поселений Подмосковья, известное с 1339 года. Это был форпост на границе Московского княжества. Спустя годы Хатунь утратила оборонное значение и превратилась в дворцовое село, центр волости. Позднее село переместилось несколько выше по течению реки. Из переписных книг XVI столетия известно, что ещё в то далёкое время, в Хатуне, существовала деревянная церковь Воскресения Христова. Храм на Городище, внутри крепостных валов, стоял до 1957 года. Пришедший в запустение этот храм был разобран якобы на строительный материал для детского сада в Михнево. Церковь была сохранена благодаря особому распоряжению святителя Филарета, Митрополита Московского. Кроме того, кладбищенская церковь была обшита тёсом и покрыта железом, как имеющая особую духовную и историческую ценность. Помимо этого храма, на посаде находились ещё четыре деревянные церкви - Рождества Богородицы, великомученика Георгия и др. Эти храмы просуществовали до начала XVII века, после чего на месте старых деревянных церквей были установлены небольшие часовни-памятники. После 1917 года эти часовенки были уничтожены. В 1708 году Хатунская волость была милостиво пожалована князю Григорию Фёдоровичу Долгорукову, бывшему послом в Польше, затем её унаследовал его старший сын Алексей. После каких-то интриг и тёмных дел о подложном завещании Хатунская волость была конфискована у Долгоруковых и в 1773 году была пожалована А. Г. Орлову-Чесменскому (1737-1808). При подъезде к селу Хатунь возвышается необыкновенной красоты храм, построенный при содействии хозяина села, младшего из братьев Орловых - Алексеем в 1785 году, взамен старой деревянной церкви. Строительство было приурочено к рождению дочери Анны. Новая церковь имела три престола, главный во славу Рождества Пресвятой Богородицы, придел во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских и придел в честь Воскресения Христова. Территория храма была окружена забором с кирпичными столбиками-колоннами. Напротив главного входа в ограде устроены Святые ворота, сохранившиеся в своём первозданном виде до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=01844

А. Беглов предупредил, что от книги не стоит ждать рассказов о религиозной жизни православного прихода. Его задачей было «дать социальную и хозяйственную рамку» для рассказа о приходе, а также рассмотреть  юридические вопросы. Монография посвящена приходу синодального периода: в отличие от допетровского времени, когда в центре стояли вопросы взаимоотношений вотчинника или приходской общины с духовенством, в имперский период основной акцент приходится на отношения причта и епархиального начальства, отметил историк. В книге он анализирует «историю того, как  приход стал синодальным, на это ушло около 100 лет». Ключевой момент в этом процессе – церковная реформа 1808 г., которая «забыта, но показывает всю трагичность церковной истории»: создав «идеальную систему церковного образования», которая дала Церкви выдающихся ученых и иерархов, она все бремя финансирования этой системы возложила на приходы и тем самым «нанесла существенный и болезненный  удар» по ним. В этой реформе и в целом – в «утилитарном подходе власти к приходу» автор видит предпосылки кризиса православного прихода. С 1860-х гг. в общественной мысли начинаются поиски путей преодоления кризиса. В книге рассматривается общественная дискуссия второй половины XIX в., предметом которой стал приход. В нее были включены старшие славянофилы, земские деятели, обсуждались вопросы сословности духовенства, его материального положения, прав и полномочий мирян, разных моделей приходского устройства. Эта дискуссия, а также  «первые всполохи «приходской революции» 1905 г. сыграли свою роль в деятельности Предсоборного присутствия и Поместного собора, на котором обсуждение проблем прихода носило «ключевой, парадигмальный характер», продолжил автор.   Соборная дискуссия еще продолжалась, но, не дожидаясь ее итогов, ситуация с приходом  разрешилась сама собой в ходе «церковной революции» 1917 г., когда прихожане во многих епархиях «стихийным  образом» перестроили отношения с епархиальным руководством. Эту ситуацию историк уподобляет слоеному пирогу, где нижним слоем можно считать приходы, следующим – сословные конфликты, а сверху все это «залито слоем политического конфликта, который проникал во все слои и их окрашивал». В ответ на эти процессы церковная власть «пыталась обуздать «приходскую революцию» – по наблюдениям историка, меры, которые предлагал Поместный собор, были «вполне консервативны».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5 марта 1806 года архитектор представил «сочинённые» им для постройки вокруг Спасского собора на торговой площади каменной ограды, а также на отведённое место план и рисунок для делания решётки. Строительство каменной ограды начато в 1806 году и закончено в 1808 году. При строительстве каменной ограды вокруг собора с левой стороны вместо ограды были построены каменные палатки для торговли. Служители собора жили в городе, в своих собственных домах. При выходе на пенсию на их место назначались новые служители, которые жилья в городе не имели. Для строительства домов служителям собора в 1814 году дано разрешение об отводе земли на Казанской (бывш.Большевиков) улице под Спасское подворье. Было построено три двухэтажных каменных дома, которые существуют до сих пор. Спустя 100 лет, к 1915 году Спасский собор представлял собой величественное сооружение в духе раннего классицизма. В плане это равноконечный греческий крест, удлиненный с запада небольшой трапезной и папертью. Высота храма 22, длина 15.5, ширина 13 сажень (по современным меркам длина -32 метра, высота — 47 метров). Своды в верхнем летнем храме котловые с 8-ю круглыми окнами, в приделах — стрельчатые. В церкви поставлены 4 гладких четырёхгранных столба с карнизами вверху. Окна с дугообразными и прямыми перемычками, устроены под самыми пятами сводов; наличники у них гладкие. Алтарь квадратный, своды в нём в виде круговой дуги. Стены сплошной кладки с наружи украшены орнаментом из квадратиков с полукружиями, покрытыми голубой краской. На фронтонах (кроме западного) выдаются белые кирпичные треугольники. По середине верхней церкви обведён гладкий пояс, тоже голубой краски; ниже его карниз из зубчиков и местами из поясков. На углах стены пилястры. Иконостас 1797 года; в нем чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя, копия со взятой в 1647 году по царскому указу в Москву (находится ныне в Новоспасском монастыре). Икона одних размеров с подлинником и написана искусным изографом; пожалована вятчанам вместо взятой в 1648 году. Украшена из царских сокровищ ризой и драгоценными камнями и имеет надпись, гласящую об этом пожертвовании. К сожалению, после революции 1917 года судьба храма сложилась трагично. При обследовании церквей города Вятки в 1924 году Горкоммунотдел пришёл к выводу , что Спасский собор, как вполне отвечающий техническим соображениям, можно «приспособить под жильё или какие-либо культучреждения. Что же касается других церквей, то они к использованию не подходят». Так Спасский собор чудом остался не разрушен.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010