Ношуль. Церковь Стефана архидиакона. Карта и ближайшие объекты  Церковь в с. Ношуль была построена в 1808 году, а в 1814 году была освящена. Не действует. В 30-х годах прошлого века церковь была закрыли, разграбили. Предполагалось  в здании устройство клуба, в годы Великой Отечественной войны здание переоборудовали под склад,  с 90-х годов здание  пустовало. В настоящее время началось восстановление храма Стефана Великопермского. Восстановление  храма проводится силами и за счет жителей села. Стены здания, находятся в хорошем состоянии не требуют восстановления, ведутся работы по устройству кровли. Планируется восстановление храма в первозданном виде. Православный телеканал " Союз " Стефановская церковь в Ношульской волости Сольвычегодского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Ношульская волость была приписана к упраздненному в 1797 г. Лальскому уезду, затем к Усть-Сысольскому. Стефановская церковь строилась с 1808 г. тщанием прихожан, освящена в 1814 г. В 1890 г. тёплая церковь " по маловместительности и ветхости " была перестроена. Каменная, одноэтажная, холодная с теплым приделом, с каменной особой колокольней (в одном корпусе?). Престолы: в холодной церкви - во имя св. первомученика архидиакона Стефана; в тёплой церкви - на левой стороне во имя вмц. Параскевы, на правой стороне во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1788 г. при церкви числилось 976 человек, в 1868 г. - 1998. Православные приходы и монастыри Севера Над прилузским селом Ношуль засияли купола. Недавно главками здесь были увенчаны крыши местной достопримечательности – Стефановского храма дореволюционной постройки и восстановленной в прежнем виде каменной колокольни рядом с ним. Стефановская церковь в Ношуле до 1917 года считалась одной из самых изысканных в Коми крае. После революции от былого великолепия ничего не осталось. Под сводами храма был оборудован склад, по алтарной части проложили рельсы, чтобы удобнее перемещать мясные туши и другую поклажу. Если сама церковь уцелела, то возвышающаяся когда-то рядом с ней колокольня была разобрана. К началу нынешнего столетия Стефановский храм представлял собой полуразрушенное здание.

http://sobory.ru/article/?object=16410

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ (В 1913-1917 - Императорская Московская Духовная Академия, в 1944-1946 - Православный Богословский ин-т), преемница московской Славяно-греко-латинской академии , высшее духовное учебное заведение, действовавшее в 1814-1921 (1928) гг. в Троице-Сергиевой лавре и в Москве и после закрытия возрожденное в 1944 г. С 1944 г. составляет единый учебный комплекс с Православными Богословско-пастырскими курсами (с 1946 МДС). Основание и первые годы деятельности МДА основана указом имп. Александра I Павловича от 30 авг. 1814 г. об утверждении проекта Устава духовных академий, что стало 2-м этапом реализации реформы духовного образования. Проект реформы, составленный в 1808 г. и проверенный на 1-м выпуске СПбДА, в 1814 г. был исправлен и получил Высочайшее утверждение. В указе говорилось, что 1-й выпуск СПбДА обучение завершил, а значит, получили образование учителя для открытия по новому Уставу Московского духовно-учебного округа во главе с МДА; император призывал Комиссию духовных училищ (КДУ) при Синоде, призванную руководить российской духовно-учебной системой, обратить «свое внимание как на сих новообразованных учителей, так и на самыя училища, чтобы устроить их в прямом смысле: училищами истины» (ПСЗ. Т. 32. С. 910). Академия был открыта в Троице-Сергиевой лавре на месте старой Троицкой семинарии, т. к. здания Славяно-греко-латинской академии в Москве были «очень ветхи, не уместительны» ( Смирнов С. К. 1879. С. 1). 21 мая 1814 г. управляющему Московской епархией еп. Августину (Виноградскому) был прислан указ Синода, в к-ром высказывалось предложение о размещении новой академии в лавре, на что преосвященный дал согласие (Там же. С. 1-3). Академии были переданы здания Лаврской семинарии, в т. ч. нижний этаж т. н. царских чертогов, построенных при имп. Петре I Алексеевиче для проживания в них особ царской фамилии. Помимо этого академии был отдан верхний этаж «чертогов» и разрешено употребить на перестройку 30 тыс. р. ассигнациями из средств, принадлежавших Славяно-греко-латинской академии, хранившихся в Опекунском банке (РГИА. Ф. 802. Оп. 1. Д. 1116).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Печенга. Трифонов Печенгский монастырь в Печенге. Часовня 116-ти мучеников Печенгских. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Рождества Христова Год постройки:1808. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга Координаты: 69.543863, 31.213552 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ходе воссоздания монастыря территория его «нижней» усадьбы (современный п. Печенга) подверглась основательным перепланировкам, и активное строительство продолжалось до 1917 г. «В первые месяцы управления о. Ионафана Трифоново-Печенгским монастырём, над могилою 116 мучеников построена деревянная часовня в честь Рождества Христова…»  До создания часовни братская могила представляла собой небольшой могильный холмик с внушительным крестом, огороженный низким забором из штакетника: «Место древней обители было заселено самовольно поселившимися колонистами, а на могиле ста шестнадцати убиенных стоял деревянный крест, обнесённый деревянной решёткою и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника домиком, окружённым складочными амбарушками коренных жителей-лопарей Печенгского погоста». Очень высокая часовня (19 венцов) была значительно поднята над каменистой площадкой. В 1905–1908 гг. часовню перестроили в церковь Рождества Христова на массивном валунном фундаменте. В алтарной части располагалась специальная погребальная камера (крипта) с каменной плитой, по легенде накрывавшей останки погибших монахов. Монастырь официально ликвидирован большевиками в 1920 г., но продолжал существовать в период 1921–1940 гг., когда Печенга входила в состав Финляндии. Церковь Рождества Христова была властями передана лютеранской общине Петсамо.

http://sobory.ru/article/?object=42282

Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Расцвет богословской науки связан с успехами Санкт-Петербургских Духовных Школ Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. 11 декабря, 2009 Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. 2009 Интервью с ректором СПбДА епископом Гатчинским Амвросием — Ваше Преосвященство, в этом году исполняется 200 лет Санкт-Петербургским духовным школам. Какие вехи в истории школ вы считаете наиболее значимыми и почему? — Санкт-Петербургская православная духовная академия была выделена в качестве высшего учебного заведения из Александро-Невской академии в результате реформы 1808–1809 годов. Однако потребовалось целых 60 лет, чтобы найти тот оптимальный вариант учебной и научной организации академии, который и привел затем к расцвету богословской науки в конце XIX — начале XX века. Устав 1869 года стал одним из важнейших этапов в жизни высшей школы. Он задавал строгий регламент пополнения преподавательского состава академии. Экстраординарным профессором мог стать только выпускник, защитивший научную работу первого уровня — магистерскую диссертацию. Успешная защита работы второго уровня — докторской диссертации — давала шанс стать ординарным профессором и пользоваться дополнительными льготами и привилегиями. В этот же период начинают бурно развиваться академический журнал «Христианское чтение» и журнал «Церковный вестник», имевший публицистическую направленность. Благодаря введению четко разработанной системы гонораров за статьи и публикации профессура и студенчество получили дополнительный стимул для проведения научно-исследовательской работы и доведения ее результатов до приемлемого к публикации в журнале академического уровня. Серия статей иногда ложилась в основу магистерской или докторской работы.

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Анциферово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Верхне-Овсищская церковь Вознесения Господня. Пыталовский уезд (10 храмов). До 1917 г. - часть Островского уезда Псковской губернии. С 1920-1944 гг. в составе Латвии, с 1944 г. и поныне в составе Псковской епархии. Время образования прихода в селе Верхнее-Овсище, ныне Анциферово, теряется в дали веков. По крайней мере из записей Псковской летописи по списку М. Погодина под 1562 годом можно усматривать, что здесь в то время была уже церковь. «... в лето (1562 г.) приходили литовские люди во Псковщину от Улеха городка, Псковские волости воевали: Муравейно до Овсища Обои, Коровий Бор на Седячих, пришли без ведома и потому взяли много скота и людей посекоши и церкви пожгоша и дворы боярския, и земледельцев. Сия беда состалася сентября». Но от тех времён никаких исторических документов не сохранилось. Документальные данные в церковном архиве имеются лишь с 1801 г. Из клировых ведомостей за 1801-1814 гг. видно, что «Верхне-Овсищский древний деревянный храм к началу 19-го века совершенно обветшал; он стоял с правой стороны настоящего каменного храма. На месте его бывшего деревянного Алтаря похоронен священник отец Александр Ильмеников и оно ограждено решёткою. О времени построения этого деревянного храма данных нет. Между тем напрестольное Евангелие, сосуды и напрестольный крест – всё с меткою «1781 г.». Точно так же многие иконы и церковно-богослужебные книги 18-го века (1765, 1766 и 1795 гг.). Об этом же говорят и остатки старинного иконостаса искусной резьбы, старые венцы и др. В метрической книге прихода за 1780 г. настоятелем записан священник Елизар Михайлов. В метрической книге церкви за 1803 г. настоятелем записан Яков Иванов. С декабря 1803 по 1806 гг. священником записан Прокопий Прокопьев, диаконом Стефан Иванов, дьячек Иоанн Павлов, а пономарем Иван Иванов. С 1808 по 1830 гг. священником записан Георгий Петров. В 1830г. священниками записаны Георгий Петров и Косьма Михайлович Вяхновский. С 1831 по май 1844 гг. священником записан Косьма Михайлович Вяхновский. Дьячёк Пётр Прокопьевич Десницкий. Они и помогали строить новую каменную церковь в селе Анциферово в 1843 г. В 1843 г. имеется запись о том, что деревня Анциферово является вотчиной помещицы М.И. Самсоновой. В 1843 г. к церкви были приписаны прихожане из деревень: помещицы Боковой, барона Фитингофа, помещика Лосева, Казённого ведомства, помещицы Самсоновой. С мая 1844 по апрель 1871 г. священник Александр Ильменинов. Благочинный (11.03.1857 г.) священник Андрей Мутовозов.

http://sobory.ru/article/?object=11546

В 1838 году была заново переложена колокольня Вознесенского храма и отремонтирован южный придел, к которому пристроили помещение для ризницы и церковных сторожей. Все работы проводились на средства крестьянина Симеона Расковалова. Этот благотворитель, а затем и его сын Николай выделили немало средств для закупки ценной церковной утвари, облачений, колоколов. Южный, Симеоно-Аннинский придел Брусянской церкви был вновь освящен в 1840 году. По духовному завещанию Николая Расковалова в 1858 году началось строительство новой каменной церковной ограды, которое и завершилось в 1861 году. Было возведено капитальное сооружение из камня с мраморными столбами и металлическими решетками. В 1865-67 годах Вознесенская церковь снова перестраивалась. Усилиями местного священника М.Смышляева и стараниями прихожан холодный придел был соединен аркой с теплым, и храм стал отапливаться весь. В 1873 году храм был " обновлен " и снаружи. В конце XIX века сильно обветшала колокольня церкви, земский техник признал ее неустойчивой, и по распоряжению начальства возле храма устроили временную звонницу на восьми деревянных столбах. В состав прихода Вознесенской церкви Больших Брусян в 1915 году входили деревня Гилева, Чернобровкина и Колюткина. Прихожан насчитывалось 4 228 человек. В приходе имелось три часовни. Одна из них, Симеоновская, находилась на кладбище села, она была деревянная, построена в 1808 году из стен стоявшего там издавна храма. Другая была в деревне Чернобровкиной, деревянная, с колокольней и оградой, освященная в 1830 году во имя святого Модеста Иерусалимского. Третья часовня, тоже деревянная, с колокольней, освященная во имя Симеона Верхотурского, располагалась в деревне Колюткиной. В деревне Гилевой около 1895 года открылась церковно-приходская школа грамоты, которая содержалась объединенными усилиями как церкви, так и прихожан. В деревне Колюткиной работала " домашняя " школа, содержавшаяся на деньги родителей учеников. Закон Божий в этой школе преподавал священник из Большебрусянской Вознесенской церкви. В собственности церкви имелось 600 квадратных саженей усадебной земли (под церковным домом), пять десятин дарственной пахотной земли, 25 десятин сенокоса (без планов и межевых книг); деревянный дом для священника, крытый железом, со службами; два корпуса деревянных лавок. В 1910 году в Больших Брусянах начали строить новый каменный храм, но работы по его возведению затянулись на длительный срок. После революции 1917 года государство начало гонение на религию.

http://sobory.ru/article/?object=10989

Великая Черниговка. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Строительство Троицкой церкви в Великой Черниговке началось в 1810 году (по другим источникам – в 1808-м). До этого в селе была ветхая деревянная церквушка Спаса Нерукотворного Образа, которую после Никоновского раскола заняли старообрядцы. Приверженцам православия приходилось посещать храмы в окрестных селениях, пока не построили собственный, каменный. Несмотря на Отечественную войну 1812 года, строительство не прекращалось. В нем участвовали прихожане разных сословий и достатка, были пожертвования императорских особ и Харьковского губернатора (до 1917 года слобода Черниговка относилась к Старобельскому уезду Харьковской губернии). По тем временам возвели его очень быстро. После завершения строительства новый каменный храм двадцать лет стоял без ограды. Вокруг него располагалась торговая площадь, где устраивались большие ежегодные ярмарки. Завсегдатаем этих ярмарок был купец Анисим Евграфович Петрухин, привозивший на продажу различные металлические изделия (самовары, посуду, сельскохозяйственный инвентарь и прочее). Известен он стал тем, что часто продавал в кредит. От покупателя требовались лишь клятва перед церковью и расписка с указанием суммы долга, заверенная сторонами в присутствии священника. Через год купец возвращался на ярмарку и собирал долги. Был он человеком набожным, обязательно заходил в Свято-Троицкий храм и оставлял щедрые пожертвования. Но однажды купец пришел со своей бедой: у него пропал сын по имени то ли Андрей, то ли Андрон. Тогда перед алтарем он поклялся, что если сын найдется, купец поставит вокруг храма самую дорогую ограду. Через год Петрухин приехал и заказал в храме благодарственный молебен. Сын нашелся. Оказалось, тот пристал к одному из странствующих монахов и жил с тем в глухом лесу отшельником. Монах уговорил его написать письмо отцу – мол, жив-здоров. И отец приехал в храм, чтобы исполнить данный обет. Сделанная купцом ограда стоит по сей день. Фундамент ограды – двухметровые гранитные плиты одинакового размера, которые на лошадях везли издалека по бездорожью. На них – около семидесяти секций кованых решеток, украшенных стальной вязью между литыми чугунными лампадными стойками.

http://sobory.ru/article/?object=49099

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010