на время утратило интерес к России. Ситуация изменилась, когда в мае 1808 г. в Испании началось восстание против наполеоновской оккупации. Д. увидел в нем начало конца тильзитской системы. Острота англо-амер. противостояния, которое позже (в 1812-1815) обернулось войной, не помешала Д. правильно оценивать характер и масштаб исходивших от Наполеона угроз. Д. называл Наполеона «бичом, терзающим землю, первым и главным апостолом разорения людей и издевательства над нравственностью» (письмо к С. Родни 10 февр. 1810). В авг. 1808 г. Д. направил в С.-Петербург амер. посланника У. Шорта; однако в силу сложного стечения обстоятельств Шорт задержался в Париже, и фактически обмен первыми посланниками между США и Россией состоялся лишь в 1809-1810 гг., при следующем президенте - Дж. Мэдисоне. С апр. 1809 г. Д. жил в своем виргинском поместье Монтиселло. Он стал инициатором создания (март 1825) и первым ректором ун-та Виргинии в Шарлотсвилле. Д. был крещен в англикан. Церкви (с 1776 Епископальная церковь в США), всю жизнь принадлежал к ней, был членом приходского совета, регулярно посещал литургии (но нет свидетельств, что принимал Св. Причастие); отпет и похоронен по англикан. обряду. В его б-ке (6,5 тыс. томов, положила начало Б-ке Конгресса США) 552 книги посвящены богословию. Религиозность Д. отличалась таким своеобразием, что проф. М. Питерсен, исследователь текстов Д., писал, что Д. «принадлежал к секте, состоявшей из него одного». Изучение взглядов Д. затрудняется тем, что его рукописное наследие - гл. обр. письма, по к-рым рассеяны многочисленные богословские размышления,- колоссально по объему, так что в старых собраниях его документов опубликована лишь малая часть. В 1950 г. проф. Дж. Бойд начал комментированную публикацию всех текстов Д. (The Papers of Thomas Jefferson), к-рая рассчитана на 60 томов и по уровню и качеству комментариев считается эталонной для амер. и мировой текстологии; однако 33-й том, опубликованный в янв. 2007 г., охватывает период лишь до кон. апр.

http://pravenc.ru/text/171835.html

Семинария должна была располагаться при полоцком кафедральном Софийском соборе, но поскольку соборные здания занимал военный госпиталь, то пришлось разместить ее в архиерейском имении Струнь, в 6 верстах от Полоцка. Впоследствии семинария неоднократно переезжала: в 1808 г. в здания при полоцком Софийском соборе; в 1812 г. – в имение Судиловичи Лепельского уезда Витебской губернии; в 1821 г. – в Полоцк, а в 1856 г. – в В 1823 г. Белорусская греко-униатская духовная семинария была преобразована в семинарию из 2 отделений – высшего и низшего, с отдельным низшим трехклассным училищем при В 1828 г. семинария стала трехклассной, а низшее училище при ней – двухклассным, с двухгодичным курсом обучения в каждом классе училища и семинарии, в которой каждый класс имел свое название: низший – «риторика», средний – «философия», старший – В 1840 г. учебное заведение было переименовано в Полоцкую духовную семинарию, а в 1871 г. – в Витебскую духовную Изначально существование семинарии сопровождалось финансовыми затруднениями. Еще архиепископ Ираклий (Лисовский) столкнулся с примером незаконного использования семинарских денежных сумм, вернуть которые получилось только частично, по суду, в 1790 г. после 5-летних безрезультатных переговоров с держателями этого капитала и открытого игнорирования нежелания папского нунция в Варшаве предавать огласке исчезновение денег белорусского униатского С 1806 г. семинария финансировалась за счет имений и денежных сумм, изъятых у базилиан государственной казной. В 1808 г. архиепископ Ираклий определил ежегодное финансирование в 5 тыс. рублей и бесплатное питание для содержания в семинарии 50 учащихся из бедных семей и В связи с закрытием высшего пиарского училища, указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. средства, собираемые с бывших иезуитских имений, были переданы семинарии для учреждения при ней высших классов – духовной Имения сначала находились под управлением Полоцкого архиепископа; в 1830–1833 гг. семинарское правление было выведено из материальной зависимости от епархиального архиерея и стало самостоятельно распоряжаться доходами от фундушевых семинарских имений Гутово, Дзвонь, Мягели, Новый Двор, Судиловичи и Черствяты. В 1842 г. все семинарские имения перешли в казну, а взамен семинария получила государственное финансирование своей деятельности по установленным

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

«Не было прихожан, не было и дохода... Но несмотря на это скота у иерея было таки довольно. За то не было у него ни гумна, ни овина. Снопы сушили в избе почти каждый день, по полтора суслона (15 снопов); и почти каждый же день молотили в сенях; сени были большие. Молотили в простые дни, молотили в воскресные и праздничные, молотили, наконец, и в св. Пасху. Работы эти исполнялись при помощи единственного причетника – пономаря, который отвечал иерею и за работника... даже кормил скот его... – Жена иерея – «попадья» отличалась неопрятностью. Полы у ней мылись однажды в год – перед Пасхой и то при помощи железного заступа, которым и отскаркивали накопившуюся в течение года грязь»... 4) Александр Иванов Арефенский, 1808 – 1818 гг. 588 , – из дьячков сей опустевшей пустыни; рукоположен во пресвитера в 1808 г. и в этом сане прожил на Наглимозере еще 10 лет. Этот ревностный пресвитер оставил по себе в пустыни незабвенный памятник – каменный храм. Не будь его, не позаботься он и не употреби своих трудов – теперь, быть может, даже не было бы следов Наглимозерской обители. Александр Иванович видя храмы опустевшей пустыни приходящими в развалины, испросил у новгородского митрополита Амвросия сборную книгу «на поправку ветхостей» и сам лично отправился в сбор... благо требы не задерживали; а богослужение отправлять быть может не на что... Он, говорят, был смел и потому без доклада входил к высокопоставленным лицам, прося жертв... Раз таким образом будто бы забрался к какому-то великому князю и получил разом 60 рублей: жертва, по тогдашнему времени, значительная... Вследствие энергии сборщика и сбор производился скоро и успешно. Собрав значительную сумму, Арефенский испросил благословение Амвросия построить новый каменный храм. Посему «разобрав построенную иноком Тимофеем ветхую, деревянную церковь , заложил, в 1809 г., на том же месте», каменный с колокольней храм, который и был окончен в 1812 году и, при помощи продолжавшихся сборов, снабжен всеми потребностями – утварью и ризницей... Храм этот разделен на два: западная его часть теплая, восточная – холодная... 17 января 1813 года были освящены два (?) придела теплого храма протоиереем г. Каргополя Иоанном Нечаевым. – К сожалению строитель почему-то переменил название главного храма: вместо иконы Б. М. Неопалимыя Купины, посвятил во имя Тихвинской Б. М. Главный же храмовой престол переделал в придельный, поместив его на левой северной стороне теплого храма; на правой, южной – во имя Св. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 апреля 1834 г. состоялось увольнение его от управления епархией с назначением ему по болезни пенсии по 3200 рублей в год. Получив указ об увольнении в Киево-Печерскую лавру, преосвященный Мефодий вновь просил: «Но поскольку в течение времени крайне оскудел я в зрении так, что не могу отправиться теперь в путь, наипаче дальнейший, то и вынуждаюсь остаться в Пскове и иметь пребывание в третьеклассном Спасо-Мирожском монастыре для удобнейшаго моего пользования… не благоволено ли будет дозволить по вышеупомянутой причине иметь мне жительство в Спасо-Мирожском монастыре с управлением онаго и с разрешением притом, чтобы настоятель сего монастыря был мне подчинен по примеру наместников». Определением Св. Синода 6 июня 1834 г. просьба была уважена. В 1838 г. 12-го марта преосвященному Мефодию дан был в управление мгарский Спасо-Преображенский Лубенский монастырь в Полтавской епархии, где он и жил до конца жизни своей. Скончался он 10 июня 1845 г. и погребен в соборном храме Лубенского монастыря. Амвросий (в миру – Андрей Антипович Орнатский), сын диакона, родился в 1775 г. в Новгородской губернии в погосте Чуди Череповецкого уезда. В 1785 г. поступил для обучения в Кирилло-Белозерское училище, переименованное потом в семинарию, и в 1791 г. продолжал образование в С.-Петербург­ской академии. С 1800 г. состоял учителем в Новгород­ской духовной семинарии, 13 марта 1804. г. сделан там префектом, 16 июня 1805 г. пострижен в монашество с именем Амвросия и 28 августа того же года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 февраля 1808 г. он назначен был ректором Новгородской семинарии и 9 февраля 1808 г. произведен в архимандрита Антониева монастыря и определен присутствующим в консистории. 11 сентября 1811 г. архимандрит Амвросий был перемещен в Юрьев монастырь с оставлением при всех занимаемых должностях; а 26 марта 1812 г. назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря и председательствующим в Московском комитете духовной цензуры. В Москве архимандрит Амвросий показал особое старание и попечение по возобновлению некоторых монастырей, пострадавших от неприятельского нашествия. В это же время, в 1807–1815 гг., вышел в свет и бессмертный его труд «История Российской иерархии». В 1816 г. при освободившейся вакансии викарного епископа в Новгороде Новгородский митрополит Амвросий выразил желание иметь своим викарием в Новгороде архимандрита Амвросия. 7 февраля 1816 г. Государь утвердил доклад Св. Синода об этом, и архимандрит Амвросий 6 марта был наречен, а 12 марта хиротонисан в епископа Старорусского. При нем 21 мая 1818 г. скончался митрополит Амвросий, и преосвященному епископу Амвросию дан был 27 мая 1818 г. следующий указ из Св. Синода:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Глажево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1812. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Ленинградская область, Киришский район, деревня Глажево Координаты: 59.676773, 32.117809 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная, однопрестольная, построена в 1810 году. К церкви приписаны пять часовен в селе Глажеве и в деревнях Подсонье, Манушкине, Наволоке и Кривашах. В 1899 в приходе состояли село Глажево и деревни Наволок, Манушкино, Подсонье, Криваши (266 дворов, 678 мужчин, 720 женщин). Настоятели: Песков Иоанн, священник - около 1821 г.; Мудролюбов Василий Петрович (около 1837 - ), священник, 1860-1880 гг.; Рубинов Василий, священник; Любимов Константин, священник, 1887-1888 гг.; Михайловский Павел Яковлевич, священник, 1888-1913 гг.; Кедров Александр Андреевич (Лунгачи, Новоладожский уезд, Санкт-Петербургская губ., 1899 - Ленинград, 21 октября 1937), священник (протоиерей?), арестован 30 сентября 1937 г., расстрелян. По материалам: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. - СПб. 1884. С. 257-260; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. - СПб. 1899. Ст. 405-406; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. Село Глажево в 100 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, стоит на месте, прежде богатом “глажами” или морошкою, отчего село и получило свое имя. А может быть оно названо так потому, что расположено на гладкой и несколько возвышенной местности, с которой, во все стороны, открывается “гладь”. Село находится на левой стороне Волхова, близь дороги, ведущей от Чудова в Новую Ладогу. Кроме Волхова в приходе есть речка Влоя, впадающая в Волхов в 5 вер. от Глажева. По народному преданию, первая бывшая здесь деревянная церковь Владимирской Божией Матери сгорела в 1809 году. А так как эта церковь была уже ветха и находившаяся в ней храмовая икона Владимирской Божией Матери была писана в 1691 году, то можно предполагать, что сгоревшая в 1809 г. церковь была или первоначальною в здешнем погосте, или, по крайней мере, весьма древнею. На место сгоревшей построена нынешняя , каменная церковь, которая, будучи обновлена после пожара в 1812 году, стоит в том виде до ныне. На постройку ее было, по сказанию прихожан, собрано по 15 р. асс. с души, да церковной суммы было употреблено до 3,000 р. асс. Храм сооружен Петербургским купцом Василием Садофьевым. Антиминс в церкви старинный, льняной, освящен Аароном, еписк. Карельским и Ладожским в 1700 г. Он сохранился от сгоревшей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60372

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (11.02.1808, с. Долбино Лихвинского у. Калужской губ.- 25.10.1856, дер. Киреевская Слободка Орловского у. и губ.), фольклорист, переводчик, публицист, брат И. В. Киреевского . Род. в семье отставного секунд-майора Василия Ивановича Киреевского, служившего выборным уездным судьей. Детские и отроческие годы К. прошли в родовом имении Долбино, в 40 верстах от Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . В каменной Успенской ц. (XVII в.) с. Долбина имелась чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы. Клир храма состоял из 2 священников, богослужения часто совершались в помещичьем доме. Семейные предания изображают Василия Ивановича человеком твердой воли, непреклонных убеждений и широких научных интересов. П. В. Киреевский. Портрет. 1840-е гг. (из кн.: «Песни, собранные П. В. Киреевским», 1911 г. URC). Худож. Дмитриев-Мамонов Э. А. П. В. Киреевский. Портрет. 1840-е гг. (из кн.: «Песни, собранные П. В. Киреевским», 1911 г. URC). Худож. Дмитриев-Мамонов Э. А. Мать К.- Авдотья Петровна Киреевская (урожд. Юшкова, во втором замужестве Елагина) также принадлежала к родовитой дворянской семье, получила прекрасное образование, увлекалась живописью, любила поэзию, занималась переводами. К. унаследовал черты обоих родителей: от отца - строгие моральные установки, осознание нравственного долга перед отечеством; от матери - дар художника, музыкальные способности. Летом 1812 г., с началом Отечественной войны, Киреевские уехали из Долбина в Орёл, где Василий Иванович устроил госпиталь для раненых, обеспечив им должный уход. В дер. Киреевская Слободка отец К. открыл приют для семей, пострадавших от франц. войск. Помогая лечить рус. и франц. солдат, он заразился тифом, 1 нояб. 1812 г. скончался и был похоронен в долбинской Успенской ц. В воспитании осиротевших И. и П. Киреевских огромную роль сыграл В. А. Жуковский , дядя Авдотьи Петровны, к-рый в 1813-1815 гг.

http://pravenc.ru/text/1840163.html

Варфоломей 11 февр. 1799 г. сообщил митр. Гавриилу о намерении перестроить соборную церковь. Митрополит распорядился «вместо ветхой новую на том же месте строить». В 1800 г. разобрали старый собор, возвели 1-й этаж, но из-за нехватки средств строительство затянулось на 10 лет (до 1809). За это время сменились 4 настоятеля. В 1802 г. на средства (3 тыс. р.), выделенные имп. Александром I, был надстроен 2-й этаж и произведена отделка нижней зимней церкви, которую 12 июня 1802 г. освятили в честь Сретения Господня. 12 июня 1809 г. строителем (1807-1823) иером. Иларионом (Кирилловым) был освящен верхний храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1808 г. в К. м. были построены трапезная, хлебная, кухня, настоятельские кельи, заложена колокольня. На 1-м этаже юж. корпуса устроили братские кельи; позднее надстроенный верхний этаж занимал настоятель, келейники и архив. В сев. корпусе находились кельи, трапезная и пекарня. В 1810-1812 гг. в зап. части монастырского каре была возведена 36-метровая колокольня с главным колоколом весом 204 пуда. В 1812-1817 гг. с сев. стороны К. м. были построены 16 братских келий и кладовая. В 1813-1815 гг. в юго-вост. части каре вместо деревянной Никольской ц. был возведен сохранившийся одноименный храм (больничный и кладбищенский). Под 2 папертями находились захоронения благотворителей и иноков, в т. ч. игум. Никона, иеромонахов Сильвестра и Иустина (Рыбалковского), «трудолюбивого монаха» Корнилия (Теплицына), рясофорного инока Петра (Пшеницына), с.-петербургского купца И. Г. Кокушкина и московского Кекшева, семей Ганжевичей, Балясных, Мединцовых и Пефт. В сев.-зап. башне хранились хлебные запасы, в юго-западной устроили кладовую для провизии и квасоварню с погребом. В вост. башне ворот располагалась монастырская б-ка, за ней - кельи, впосл. монастырский музей и аптека. По сторонам от колокольни находились 2 внутренних двора - юж. настоятельский и сев. хозяйственный с трапезной. На пристани была поставлена часовня во имя свт. Николая Чудотворца (1815).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

От всех до последней минуты всё скрывали и всех нас обманывали… не верили возможности, чтобы до Москвы дошел дерзкий враг… — Ф. В. Ростопчин и сам до последнего дня не верил в возможность оставления Москвы и, естественно, не оповещал москвичей об этом. М. И. Кутузов известил его о своем решении только 1 сентября. А одна из «афиш» Ростопчина — от 30 августа — была исполнена уверенности в том, что врага еще можно разбить. «Братцы, — призывал граф, — сила наша многочисленна и готова положить живот, защищая отечество. Не впустим злодея в Москву, но надо пособить и нам свое дело сделать Я вас призываю именем Божией матери на защиту храмов господних, Москвы, земли русской. Вооружайтесь, кто чем может, и конные и пешие; возьмите только на три дня хлеба. Идите собирайтесь тотчас на Трех Горах. Я буду с вами и вместе истребим злодея…» (см.: Ростопчина, Семейная хроника, с. 35–36). Эти афиши печатались в «Московских ведомостях» и развешивались по городу (см.: Тартаковский Л. Г. Военная публицистика 1812 г. М., 1967, с. 58). Водосвятие (водоосвящение) состоит в том, что священник троекратно погружает в воду крест, якобы придавая ей тем самым сверхъестественные свойства. Разве мы прежде не воевали? То с немцами, то с Турцией или со шведами… — Имеются в виду война с Пруссией 1757–1760 гг., русско-турецкие войны 1768–1774, 1787–1791, 1806–1812 гг. и русско-шведские войны 1788–1790, 1808–1809 гг. … Тильзитский мир, очень невыгодный для России… — По Тильзитскому миру, заключенному 25 июня 1807 г. между Россией и Францией, первая соглашалась на создание герцогства Варшавского и присоединялась к континентальной торговой блокаде Великобритании. … главнокомандующим в Москве был граф Гудович… года три… — Фельдмаршал Иван Васильевич Гудович (1741–1820) в 1809 г. был назначен военным генерал-губернатором Москвы и членом Государственного совета. Через три года он оставил службу. На вид ему было лет пятьдесят… — Ф. В. Ростопчин родился 12 марта 1765 г. в Москве в семье бывшего военного, ведшего свое происхождение из «древнего, благородного славного рода потомков Бориса Давыдовича Ростопчи, прибывшего из Крыма при великом князе Василии Иоанновиче», — гласит жалованная грамота, даровавшая ему по указу Павла I графский титул (см.: Ростопчина, Семейная хроника, с.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епархии. История экзархатов, митрополий, епархий (см. также по периодам) МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121668_10.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010