Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание М. М. Тучкова. Портрет. 1820–1826 гг. (Музей-заповедник «Бородинское поле») (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 2.01. 1780, Москва - 29.04.1852, Бородинский мон-рь), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря . Старшая дочь в большой семье подполковника в отставке Михаила Петровича Нарышкина (1753-1825) и его супруги Варвары Алексеевны, урожд. кнж. Волконской (1760-1827). В 1798 г. была выдана замуж за отставного прапорщика лейб-гвардии Измайловского полка Павла Михайловича Ласунского (1777-1829). Брак продлился лишь неск. месяцев и в 1804 г. по причине неверности супруга был расторгнут. В 1805 г. вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова (Тучков 4-й; род. 7 марта 1777, с 1808 генерал-майор), младшего сына ген.-поручика, действительного тайного советника А. В. Тучкова (1729-1799). В браке с Тучковым родилось трое сыновей: в 1806 г.- мертвый младенец, в 1808 г.- Михаил ( 1809 или 1810), в 1811 г.- Николай ( 1826). После окончания военных действий на территории Финляндии (русско-швед. война, 1808-1809) Тучковой было Высочайше позволено отправиться к мужу, с которым она не виделась «другой уже год» (РГВИА. Ф. 26. Оп. 1/52. Д. 432. Л. 146; Семенищева. 2012. С. 83-84). Весной 1809 г. Тучкова приехала в г. Або (ныне Турку, Финляндия), где квартировался Ревельский мушкетерский полк, шефом к-рого являлся ее супруг. С этого времени и до начала Отечественной войны 1812 г. она не расставалась с мужем. За год до начала войны, «в дни счастья», она получила откровение. ««Ton sort finira a Borodino» (Твоя судьба будет кончена в Бородине),- раздалось в душе... томило... до события ужасного»,- сообщала она в 1828 г. в письме митр. Московскому свт. Филарету (Дроздову) . 1 сент. 1812 г. Тучкова узнала о героической гибели супруга в сражении под Бородином (26 авг. 1812). В кон. окт. 1812 г., после оставления неприятелем Московской губ., она в сопровождении казначея Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря иером. Иоасафа приехала на Бородинское поле, чтобы найти тело мужа. Поиски оказались безрезультатными, но по просьбе Тучковой иеромонах творил над павшими заупокойные молитвы.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Словарь имен 320 АВГУСТИН АВРЕЛИЙ , блаженный (354–430) – епископ Гиппонский (с 395 г.), учитель Церкви; разработал учение о сотворении мира, грехопадении, искуплении и спасении, выработал концепцию историософии и эсхатологии, которые стали определяющими для западноевропейского христианского мира. В споре о благодати и свободе воли опроверг ересь пелагианства. Богословие блаж. Августина, связавшего христианство с неоплатонизмом, имело определяющее влияние в Средние века вплоть до Фомы Аквинского. Главные сочинения: «О граде Божьем» (413–426), «Исповедь» (400), «О Троице» (400–416). АКСАКОВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860) – философ, публицист, поэт, историк, разрабатывал общественно-политическую теорию славянофильства. АЛЕКСАНДР , св., епископ Александрийский († 326) – обличитель арианства. Созванные им в 320–321 гг. соборы анафематствовали Ария. Существенна была его роль и на I Вселенском соборе (I Никейском), где еще в диаконском сане он проявил себя активным защитником православия. АЛЕКСАНДР I (12.12.1777–19.11.1825) – российский император, на императорском престоле с 11.03.1801 г. Старший сын императора Павла Петровича и Марии Федоровны. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М.М. Сперанским. В 1805–1807 гг. участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807–1812 гг. сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806–1812) и Швецией (1808–1809). При Александре I к России были присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 г. возглавил в 1813–1814 гг. антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814–1815 гг. и организаторов Священного союза. АЛЕКСАНДР II (17.04.1818–1.03.1881) – российский император, на императорском престоле с. 18.02.1855. Сын императора Николая I и Александры Федоровны. Подписал в 1861 г. манифест об упразднении крепостного права и получил прозвание «Освободитель». Провел ряд реформ (земская, судебная, военная и т. п.). После Польского восстания 1863–1864 гг. перешел к реакционному внутриполитическому курсу. В царствование Александра II завершилось присоединение к России территорий Кавказа (1864), Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865–1881). С целью усиления влияния на Балканах и помощи национально-освободительному движению славянских народов Россия участвовала в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. На Александра II было совершено несколько покушений (1866, 1867, 1879:1880); убит народовольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич [до перехода в Православие в 1817 - Карл Магнус; Vitberg Carl Magnus] (15.01.1787, С.-Петербург - 12.01.1855, там же), российский живописец и архитектор. Сын ремесленника (лакировальщика), эмигранта из Швеции. С 1795 г. учился в Горном уч-ще, с 1798 г. в Анненской школе при лютеран. церкви св. Анны в С.-Петербурге; в 1802-1809 гг.- в АХ по классу исторической живописи у худож. Г. И. Угрюмова. За живописные работы 1807, 1808, 1809 гг. удостоен 3 золотых медалей АХ, был назначен помощником Угрюмова для обучения в натурном классе. Помимо живописи В. интересовался архитектурным проектированием, уделяя внимание вопросам технического строительства (в частности, разрабатывал эскизы цепного моста через Неву), но последовательного архитектурного образования он не получил и твердых знаний и навыков в этой области искусства не имел. Известность В. как архитектору принес его проект Христа Спасителя храма в Москве , создание к-рого предполагалось, согласно манифесту имп. Александра I, в честь «ознаменования благодарности… к Промыслу Божьему, спасшему Россию от грозившей ей гибели» в период Отечественной войны 1812 г. В конкурсе на проект храма участвовали крупнейшие российские зодчие. Грандиозная идея увлекла В., пытавшегося найти новые формы для национального храма-памятника. На формирование замысла особо повлияло общение с вице-президентом АХ А. Ф. Лабзиным, при содействии к-рого В. вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс» и кружок «Беседа любителей русского слова», объединявший известных своей приверженностью масонству А. С. Шишкова (президент Российской академии, в 1812-1814 гос. секретарь), поэта Г. Р. Державина , архит. Н. А. Львова, П. А. Кикина (член ВЭО, создатель Общества поощрения художеств) и др. Идея сооружения храма активно обсуждалась в этом кругу и была раскрыта в письме Кикина (от 17 дек. 1812) на имя приближенного к императору Шишкова (и, вероятно, т. о. преподнесена Александру I). Окружение В. оказало влияние на содержание проекта, но собственно масонские идеи и масонская символика отсутствовали в его программе.

http://pravenc.ru/text/158848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (11.02.1808, с. Долбино Лихвинского у. Калужской губ.- 25.10.1856, дер. Киреевская Слободка Орловского у. и губ.), фольклорист, переводчик, публицист, брат И. В. Киреевского . Род. в семье отставного секунд-майора Василия Ивановича Киреевского, служившего выборным уездным судьей. Детские и отроческие годы К. прошли в родовом имении Долбино, в 40 верстах от Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни . В каменной Успенской ц. (XVII в.) с. Долбина имелась чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы. Клир храма состоял из 2 священников, богослужения часто совершались в помещичьем доме. Семейные предания изображают Василия Ивановича человеком твердой воли, непреклонных убеждений и широких научных интересов. П. В. Киреевский. Портрет. 1840-е гг. (из кн.: «Песни, собранные П. В. Киреевским», 1911 г. URC). Худож. Дмитриев-Мамонов Э. А. П. В. Киреевский. Портрет. 1840-е гг. (из кн.: «Песни, собранные П. В. Киреевским», 1911 г. URC). Худож. Дмитриев-Мамонов Э. А. Мать К.- Авдотья Петровна Киреевская (урожд. Юшкова, во втором замужестве Елагина) также принадлежала к родовитой дворянской семье, получила прекрасное образование, увлекалась живописью, любила поэзию, занималась переводами. К. унаследовал черты обоих родителей: от отца - строгие моральные установки, осознание нравственного долга перед отечеством; от матери - дар художника, музыкальные способности. Летом 1812 г., с началом Отечественной войны, Киреевские уехали из Долбина в Орёл, где Василий Иванович устроил госпиталь для раненых, обеспечив им должный уход. В дер. Киреевская Слободка отец К. открыл приют для семей, пострадавших от франц. войск. Помогая лечить рус. и франц. солдат, он заразился тифом, 1 нояб. 1812 г. скончался и был похоронен в долбинской Успенской ц. В воспитании осиротевших И. и П. Киреевских огромную роль сыграл В. А. Жуковский , дядя Авдотьи Петровны, к-рый в 1813-1815 гг.

http://pravenc.ru/text/1840163.html

Биографический справочник Святитель Филарет Московский (1782–1867), церковный иерарх, яркий богослов и проповедник XIX века (в миру – Василий Михайлович Дроздов) родился в г. Коломне в семье диакона Михаила (позже – священника) кафедрального собора в честь Успения Божией Матери. В младенческие годы его воспитанием занимались родные бабушка и дедушка – соборный протоиерей Никита Филиппов. В девять лет Василий начинает обучение в Коломенской семинарии. В 1800 году он был принят в философский класс Троицкой семинарии в Сергиевом Посаде. Показав незаурядные способности к языкам, будущий святитель обратил на себя внимание устроителя семинарии Московского митрополита Платона (Левшина) . Окончив семинарию в ноябре 1803 года, он становится преподавателем греческого и еврейского языков, позже – учителем поэзии и высшего красноречия и риторики. С августа 1806 года Василий Михайлович назначается лаврским проповедником. 16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры Василий был пострижен в монашество с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого). 21 ноября 1808 года митрополит Платон рукоположил его в иеродиакона. В 1809 году он был переведен в Петербург. В 1811 году он становится архимандритом, и в 1812 году занимает пост ректора Санкт-Петербургской Духовной академии, становится профессором Богословских наук. В 1810–1817 гг. святитель разработал практически полный курс богословских и церковно-исторических наук, которые преподавались в Академии. Впервые в стенах Петербургской академии он читал лекции на русском языке. В 1817 году его возводят в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1819 году в сане архиепископа владыку назначают на Тверскую кафедру, а 3 июля 1821 года – на Московскую, где святитель служил почти полвека – до 1867 года – и пользовался большим авторитетом у современников. В 1826 году святитель Филарет был возведен в сан митрополита. В 1823 году была издана его первая книга – «Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Тираж быстро разошелся, появилось второе издание, и книга была переведена на греческий, английский и другие языки. Основным трудом его жизни можно считать начало перевода на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Глажево. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1808 и 1812. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Ленинградская область, Киришский район, деревня Глажево Координаты: 59.676773, 32.117809 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменная, однопрестольная, построена в 1810 году. К церкви приписаны пять часовен в селе Глажеве и в деревнях Подсонье, Манушкине, Наволоке и Кривашах. В 1899 в приходе состояли село Глажево и деревни Наволок, Манушкино, Подсонье, Криваши (266 дворов, 678 мужчин, 720 женщин). Настоятели: Песков Иоанн, священник - около 1821 г.; Мудролюбов Василий Петрович (около 1837 - ), священник, 1860-1880 гг.; Рубинов Василий, священник; Любимов Константин, священник, 1887-1888 гг.; Михайловский Павел Яковлевич, священник, 1888-1913 гг.; Кедров Александр Андреевич (Лунгачи, Новоладожский уезд, Санкт-Петербургская губ., 1899 - Ленинград, 21 октября 1937), священник (протоиерей?), арестован 30 сентября 1937 г., расстрелян. По материалам: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. - СПб. 1884. С. 257-260; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. - СПб. 1899. Ст. 405-406; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. Село Глажево в 100 вер. от Петербурга и в 50 вер. от Новой Ладоги, стоит на месте, прежде богатом “глажами” или морошкою, отчего село и получило свое имя. А может быть оно названо так потому, что расположено на гладкой и несколько возвышенной местности, с которой, во все стороны, открывается “гладь”. Село находится на левой стороне Волхова, близь дороги, ведущей от Чудова в Новую Ладогу. Кроме Волхова в приходе есть речка Влоя, впадающая в Волхов в 5 вер. от Глажева. По народному преданию, первая бывшая здесь деревянная церковь Владимирской Божией Матери сгорела в 1809 году. А так как эта церковь была уже ветха и находившаяся в ней храмовая икона Владимирской Божией Матери была писана в 1691 году, то можно предполагать, что сгоревшая в 1809 г. церковь была или первоначальною в здешнем погосте, или, по крайней мере, весьма древнею. На место сгоревшей построена нынешняя , каменная церковь, которая, будучи обновлена после пожара в 1812 году, стоит в том виде до ныне. На постройку ее было, по сказанию прихожан, собрано по 15 р. асс. с души, да церковной суммы было употреблено до 3,000 р. асс. Храм сооружен Петербургским купцом Василием Садофьевым. Антиминс в церкви старинный, льняной, освящен Аароном, еписк. Карельским и Ладожским в 1700 г. Он сохранился от сгоревшей церкви.

http://sobory.ru/article/?object=60372

Госома. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610-х гг. есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. Кроме того, в селе находился еще один деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты». По имени этого храма село в XVII-XVIII веках порой называли Борисоглебским. Впрочем, и Борисо-Глебская церковь, вероятно, вскоре обветшала, и поэтому в писцовых книгах 1653 году она уже не упоминается, зато названа «церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор Пономарев...»/На следующий год Покровская церковь названа вместе с приделом Святых Бориса и Глеба. В 1808-1812 гг. помещица Екатерина Фаддевна Тютчева построила вместо обветшавшего деревянного храма каменный. Неизвестно, были ли допущены какие-то просчеты архитектором и мастерами, то ли сама обстановка 1812 года не способствовала нормальному завершению работ, но позже на здании храма стали появляться трещины, и в 1895 году его пришлось разобрать из-за опасности обвала. Когда в 1895 году была из-за ветхости разобрана старая каменная церковь, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисо-Глебский храм в Госоме был освящен. Внутри здания сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Время закрытия храма достоверно не известно. В 1992 году здесь была возрождена приходская община. Восстановительные работы ведутся силами и на средства местного сельхозпредприятия. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) Реставрационные работы на храме начались в 2006 году за счет средств областной целевой программы " Охрана и сохранение историко-культурного наследия Брянской области 2006-2010 годы " . По этой программе на восстановление храма выделено 8,8 миллиона рублей, за счет чего и была выполнена реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. Храм освятил 6 августа 2009 г. епископ Брянский и Севский Феофилакт.

http://sobory.ru/article/?object=05020

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #63de4b830c Закрыть День памяти князя Петра Горчакова Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова 04:28 19.03.2024 36 Время на чтение 6 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память мч. 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720). Прмчч. Конона и сына его Конона (270-275). Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою во Иерусалиме (326). Прп. Аркадия Кипрского (IV). Прп. Фридолина Зекингенского (V-VI). Икон Божией Матери: Ченстоховской (I) «Благодатное Небо» (XIV) и Шестоковской (XVIII). Сегодня мы вспоминаем генерала от инфантерии, члена Госсовета князя Петра Дмитриевича Горчакова (1789-1868). Он родился в 1785 г. Поступил на службу юнкером в 1807 г. и в том же году произведен в прапорщики гвардейской артиллерии. Участвуя в кампании 1808-1809 гг. в Финляндии, в 1810-1811 гг. - в Турции, в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1813-1815 гг., Горчаков получил все чины до полковника включительно. В 1820 г. он был произведен в генерал-майоры и назначен управляющим Имеретией. Занимая этот пост, Горчаков принял участие в ряде экспедиций против горцев, проявляя при этом смелость и решительность. Генерал Ермолов остался очень доволен действиями Горчакова и в 1825 г. представил Горчакова к назначению командующим 22-й пехотной дивизией и исполняющим дела Кавказского областного начальника. В кампанию 1828-1829 гг. против Турции он командовал 18-й пехотной дивизией и за участие в штурме Силистрии был награжден орденом св. Владимира 2-й степени. В 1829 г. Петр Дмитриевич получил орден св. Георгия 4-й степени за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах. Произведенный в 1829 г. в генерал-лейтенанты, Горчаков командовал последовательно 19-й, 15-й и 12-й пехотными дивизиями, а с 1836 по 1851 гг. был генерал-губернатором Западной Сибири и командиром отдельного Сибирского корпуса. В 1851 г. Горчаков был назначен в распоряжение главнокомандующего Крымской армией князя Меншикова. Здесь он принял участие в сражении на р. Альме и, командуя войсками правого фланга, лично водил в атаку батальоны Владимирского пехотного полка. Назначенный командующим 6-м пехотным корпусом, Горчаков оставался в рядах Крымской армии до июня 1855 г., когда в связи с преклонным возрастом, он был назначен членом Государственного совета. П.Д.Горчаков умер в 1868 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/de...

Красноярск. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский храм в Красноярске построен в 1804-1822 гг. Каменный, с колокольней, 3 этажный, имеет 4 престола. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери Иверская (1866 г.). Восстановление храма начато в 1990г. При Благовещенском храме открыт монастырь - Благовещенский женский, 5 мая 1995 г. Сразу был заложен 2-этажный монастырский корпус, достроен в 1998 г. Всего сейчас здесь живет 40 насельниц.  Справочник-путеводитель Монастыри русской православной церкви, 2001 г. Благовещенская церковь (церковь Благовещения Пресвятые Богородицы) — первая церковь в Красноярске, построенная по чертежам, третий каменный храм в городе. Строили церковь енисейские каменщики, возглавляемые иркутским мастером Иваном Прохоровым. В 1808 году был завершен нижний теплый Благовещенский храм, и строительство приостановилось. В 1811 году «строителем» церкви вместо Пороховщикова был выбран купец П.Ф. Ларионов. В начале 1812 года взамен не понравившегося горожанам И. Прохорова был приглашен мастер из Енисейска И.И. Огрысков. Основные строительные работы были завершены в 1812 году. Строительство продолжалось до начала 1820-х годов. Двухэтажный храм имел четыре придела на двух этажах и каменную часовню в честь Иверския Иконы Божией Матери (1866 г.). Храм имел библиотеку и церковно-приходское попечительство. Один придел посвящался Александру Невскому. Александр I в 1820 году подарил церкви образ св. гнязя Александра Невского, написанный академиком Егоровым. В 1829-1831 годах красноярские мастера Е. Ушаков и Ф. Быкасов пристроили к западному фасаду церкви четырёхколонный портик и возвели вокруг здания кирпичную ограду. Позднее с южной стороны был возведен придельный храм Зосимы и Савватия, а к северному фасаду пристроили помещения ризницы и сторожевской с часовней Иверской богоматери. Одна из центральных улиц города, идущая от храма, стала называться Благовещенской, ныне улица им. Ленина. В советские времена были разрушены купольные завершения, а в церкви размещался пушно-меховой склад. Проект реставрации и воссоздания Благовещенской церкви выполнялся в 1983 году. Само же восстановление было выполнено уже в 21-м веке.

http://sobory.ru/article/?object=00951

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010