распространялось в Китае. По мысли митр. Филофея Тобольского, в 1715 г. с согласия богдыхана в Пекин была отправлена первая русская миссия из 10 лиц под начальством архим. Илариона Лежайского. Богдыхан принял ее ласково, дал ей содержание и дозволил православное богослужение в каменной церкви при Русской роте. В 1721 г. туда отправлен был даже епископ св. Иннокентий, но не был допущен в Китай. Существование русской миссии в Пекине было упрочено трактатом России с Китаем 1728 г., причем содержание ее предоставлено русскому правительству; состав ее определен в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с переменой чрез каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась пределами попечения только о своей русской пастве, не пускаясь ни в пропаганду, ни в политику, как миссии западные, заслужив этим полное доверие подозрительных китайцев, служила постоянно удобной посредницей между Россией и Китаем. Состоявшие при ней молодые люди изучали китайский язык и делались хорошими драгоманами. В 1805 г. для нее учреждены новые штаты, с ассигновкой на ее содержание до 6500 р., и срок пребывания ее членов в Китае увеличен на 10 лет. С 1807 г. настоятелем миссии был назначен знаменитый после русский синолог архим. Иакинф Бичурин. За 13 лет своего пребывания в Китае он собрал массу сведений по части языка, литературы, нравов, религии, географии и истории Китая, Монголии и Тибета, но по возвращении в Россию в 1822 г. попал под суд за некоторые свои нравственные слабости и недостатки по управлению миссией, был лишен сана и заточен в Валаамский монастырь; здесь он пробыл около 5 лет, а потому и не мог воспользоваться своим ученым богатством для литературных трудов, пока в нем не приняло участия министерство народного просвещения, причислив его к своей службе. С 1827 г. начали печататься многочисленные его труды – до 15 обширных исследований и переводов, кроме многих журнальных статей – доставившие ему звание члена академии наук и обширную ученую известность в России и за границей. О. Иакинф скончался в 1853 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Воскресенский приходской каменный храм являлся наследником святынь от прежде существовавшего здесь мужского монастыря. Кроме целого ряда икон, написанных выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым, в церкви имелся старинный напрестольный крест. При описании храмовых церковных древностей в 1827 году приводится описание данной святыни: «…благоговейного кипарисового, серебром обложенного креста, который мерою в вышину 8-м, а поперек 4-х вершков, устроен он в лето Сотворения Мира 7207-м, как из имеющегося на нем вырезанною по серебру надписи значится, тщанием Стефана Васильева сына Леонтьева, в поминовение своих родственников, в коем как из этой же надписи видно, имеются мощи святых угодников Божьих…» Современники в середине XIX столетия отмечали такие замечательные храмовые святыни как образ Воскресения Христова в серебряной вызолоченной ризе, икону Казанской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, осыпанную жемчугом и драгоценными камнями, икону Смоленской Богородицы, в серебряной ризе украшенной жемчугом. По статистике в 1799 году в Воскресенском приходе в вотчине графа Николая Петровича Шереметьева числилось 116 дворов, где проживало 466 душ мужского пола и 502 женского пола, а по штату в церкви должно было служить четыре клирика, но фактически было два священника, дьякон, дьячок и пономарь. В своей работе архимандрит Макарий при описании каменной церкви указывает также на то, что «над папертью Воскресенской церкви в 1805 году устроена красивая колокольня внутри церковь Воскресенская окрашена краскою, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметьевым, после упраздненного им в Павлове железного завода». Данная датировка строительства колокольни, как нам кажется, является маловероятной, так как в начале XIX столетия возведение шатровых колоколен уже не было распространено. Скорее всего, под этой датой подразумевается капитальный ремонт колокольни, ее укрепление мощными контрфорсами, либо проведение каких-либо других строительных работ. Документально это наше предположение подтверждается только косвенно.

http://sobory.ru/article/?object=09076

Следующие дети о. Петра Мих. Крыжановского: 3) Александр, после архиеп. Смарагд, 4) Константин, скончавшийся в младенчестве, и 5) Семён (Симеон). Последний крещён 1 сентября 1805 г. 104 ; учился в Киевской Духовной Академии и окончил в числе студентов III курса (1825–1827 гг.) 105 , состоял потом в Киево-Подольском училище, где (по отзыву его ученика о. Севериана Павл. Вышинского) он «был прекраснейший учитель, лучше его не было. Преподавал греческий язык, умел заинтересовать. Все ученики слушали его с большим вниманием и напряжением. Бывало слышно, как муха в классе пролетит: – так все тихо сидели и слушали... Рассказывает, бывало, о Диогене, машет руками, делает жесты, – очень занимательно преподавал... Семён Петрович жил не для себя, а для общества, был беднейший; только любил пить горилку» (водку). Смарагд перетянул его в Полоцк 106 помощником секретаря Консистории в 1834 г., но он был там не долго, а потом, кажется, перешёл учителем гимназии в м. Немиров (Подольской губ.), но и тут не мог удержаться, и отправлен был (в 1836 г.) в Киев 107 . Ещё в 1828 г. Семён Крыжановский женился 108 на институтке Екатерине Тихоновне, потом жил на родовом хуторе при мельнице и отбирал «мирчуки» (т. е. известную определённую меру перемалываемого зерна), часто предаваясь пьянству, как свидетельствует и крестьянин деревни Буды Владимир Граждан, некогда арендовавший у него в селе Кисловке хутор и став водяной мельницы 109 . В 1859 г. Смарагд вызвал Семёна Петровича в Рязань, надеясь найти в нём верного помощника 110 , но прежняя, страсть усилилась до крайности 111 и причиняла архипастырю тяжкие скорби. Здесь Семён Крыжановский и скончался 6 сентября 1860 г. 112 , а в 1861 г. умер от скарлатины его сын Георгий 7½ лет 113 . Другой сын, Владимир Семёнович, по смерти отца жил сначала у Смарагда, потом у о. Н.И. Флоринского во Владимире и в Киеве; учился в 1-й Киевской гимназии. Он был горбун и слабого здоровья; получив часть Смарагдова наследства, дважды ездил лечиться за границу и там скончался 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Коломна. К наместнику лавры архим. Антонию м. Филарет писал 5 марта 1848 г.: «Письмо сие представить вам, о. наместник, Борисоглебскаго монастыря монахиня Олимпиада. Я посылаю ее к хотьковской игумении, которая желает иметь ее у себя. Но у меня другая забота. Для Коломенскаго Брусенскаго монастыря не вижу человека, соответствующаго потребности. Побеседуйте с сею монахинею о полезном для души, и между тем вникните в ея способность, и скажите мне, покажется ли вам, что она может принять высшее поручение с надеждою. Расположение духа ея всегда мне представлялось добрым». VIII. Пятидесятилетний юбилей службы игумена Тихона 182 Игумен Тихон, в Мире Иван Алексеевич Соколов, сын священника звенигородского уезда, села Огникова, Покровской церкви, родился в июне 1805 года; обучался сперва в звенигородском духовном училище, находящемся в Савво-Сторожевском монастыре, а с 1821 г. в Вифанской семинарии, близ Лавры преп. Сергия. Тогдашние ректора этой семинарии, архимандриты Никанор (1818–1826), впоследствии митрополит новгородский и санкт-петербургский, и Платон (с 15 февраля 1826 183 ), преемственно управляли Высокопетровским монастырем. По окончании в 1826 г. семинарского образования, с аттестатом 1-го разряда, Соколов мог бы и в Москве занять диаконское место, но предпочел быть священником близ родины – в селе Лужках звенигородского уезда. В этот сан рукоположен 1827 года 12 февраля, в кафедральном Архангельском соборе, архиепископом Грузинским Досифеем. Переведен через 20 лет службы в село Александровское волоколамского уезда; с 1852 г. священствовал бронницкого уезда в селе Алешине, где под наблюдением его построена прихожанами новая Космодамианская церковь ; в память войны 1853–1856 г. получил бронзовый крест на владимирской ленте. Вдовый сдал он свое место, в октябре 1865 г., зятю 184 и, по увольнении за штат, более года состоял ранним священником при московской Иоанно-Предтечевской, под Бором церкви; потом принят был преосвященным Игнатием, епископом можайским в Высокопетровский монастырь, 12 декабря 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Соколов Алексей Федорович; ок. 1767, Казанская губ.- 29.03.1827, Задонский мон-рь), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье священника Казанской епархии. По окончании Казанской ДС с 1 янв. 1793 по 1797 г. преподавал грамматику, риторику и всеобщую историю в этой же семинарии. В нояб. 1797 г. рукоположен во священника. Овдовев, 10 окт. 1798 г. принял монашеский постриг и поступил в КазДА. С 30 авг. 1799 г. архимандрит казанского в честь Преображения Господня мон-ря , ректор Казанской ДС, с 19 янв. 1800 по 1808 г. ректор КазДА, в 1805 г. вызывался в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповедничества. Антоний (Соколов), архиеп. Подольский Антоний (Соколов), архиеп. Подольский 2 февр. 1808 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, 23 сент. 1810 г. переведен на Воронежскую кафедру. Стараниями А. на пожертвования было построено 3-этажное здание Воронежской ДС с домовым храмом, а также возведен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на месте уединения свт. Тихона (Соколова) , еп. Воронежского. В дек. 1810 г. А. организовал курсы подготовки кандидатов в клир, в 1813 г. открыл приходские уч-ща в городах Новохопёрск и Землянск. В годы Отечественной войны 1812 г . благословил ополчение, принимал деятельное участие в сборе пожертвований (от мон-рей, приходов и клира Воронежской епархии было собрано более 50 тыс. р.), проповедями способствовал патриотическому подъему среди духовенства и паствы. В Задонске и Воронеже А. оставил о себе память как о справедливом, строгом и требовательном архипастыре, красноречивом проповеднике. С 7 февр. 1816 г. епископ Калужский и Боровский. На Калужской кафедре А. дважды принимал имп. Александра I вместе с вел. кн. Николаем Павловичем (впосл. имп. Николай I ) - в 1816 и 1817 гг. Знаток церковного пения, А. заботился о благолепии богослужений: направлял в Москву для обучения певчих и регентов. На Пасху в 1819 г. освятил новый кафедральный Свято-Троицкий собор в Калуге. Заботился о благоустройстве Черноостровского малоярославецкого мон-ря и Доброго Покровского мон-ря, пострадавшего в 1817 г. от пожара. 15 марта 1819 г. переведен на Подольскую кафедру и возведен в сан архиепископа. А. снискал любовь и уважение паствы; посещал светские собрания, стараясь привлечь представителей знати и чиновничества к участию в церковной жизни. 3 апр. 1823 г. по болезни уволен на покой в Задонский мон-рь Воронежской епархии.

http://pravenc.ru/text/116020.html

епископ Амвросий (Орнатский) (1778–07.01.1828) История Русской Православной Церкви епископ Амвросий (Орнатский) Епископ Пензенский и Саратовский, церковный историк, в разное время был настоятелем нескольких монастырей, кавалер ордена Святой Анны II степени. Биография В миру Андрей Антипович Орнатский. Родился в селе Чуди в семье дьякона Антипа Григорьева и Акулины Макаровой, дочери дьякона из села Носовского. Фамилию Орнатский получил первым в роду (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось бесфамильным) при окончании семинарии или академии. Впоследствии он «передаст» свою фамилию ставшим священниками двоюродным племянникам (по матери): Платону Иосифовичу (деду Философа и Иоанна Орнатских), Иоанну Михайловичу (деду епископа Семиреченского Пимена и Василия Белоликова) и их братьям. В 1792 окончил Кирилловское духовное училище, затем — Александро-Невскую академию (1800), после чего стал преподавателем Новгородской духовной семинарии. 16 июля 1805 Андрей постригся в монашество, приняв имя Амвросия. С 1808 — архимандрит, настоятель новгородского Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии. С 11 сентября 1811 года — настоятель новгородского Юрьева монастыря, с оставлением ректором семинарии. В марте 1812 назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря и одновременно председателем комитета духовной цензуры. В начале 1813 Синод возложил на о. Амвросия ответственную работу по «возобновлению московских монастырей, поврежденных французами». Награждён орденом святой Анны II степени (1814). Между всеми этими важными делами о. Амвросий продолжал научную работу — писал и публиковал «Историю российской иерархии». Последняя, седьмая книга вышла в 1815. 9 ноября 1819 года был назначен епископом Пензенским и Саратовским, но 11 января 1825 подал прошение об отставке «с дозволением иметь […] пребывание в Кирилло-Белозерском […] монастыре». По увольнении ему была назначена пенсия «для безбедного содержания и в пособие к изданию возложенной на него Св. Синодом книги» по 2000 рублей в год. 26 декабря 1827 (7 января 1828) преосвященный Амвросий скончался и погребён в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 11.08.1837), настоятель алатырского в честь Св. Троицы муж. мон-ря . Подвизался в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь , был другом прп. Серафима . В 1796 г. был возведен в сан игумена алатырского Свято-Троицкого мон-ря, в 1798 г.- в сан архимандрита. Ввел в мон-ре строгий Саровский устав. В 1801 г. построил ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г., перестроил в 1805-1808 гг. храм Св. Троицы и пристроил к нему трехъярусную колокольню высотой ок. 50 м. В 1803 г. особо почитаемая в обители чудотворная Казанская икона Божией Матери его стараниями была украшена золоченым киотом и серебряной ризой; в 1806 г. в Ключевской пуст., приписанной к мон-рю с 1764 г., был построен каменный храм, освященный в честь этой иконы. В 1818 г. А. А. были построены настоятельские покои и помещение для братии и послушников, в 1825 г. к ним пристроено каменное двухэтажное здание братских келий. В 1827 г. по причине слепоты А. А. вышел за штат. Отличался строгой подвижнической жизнью. Лит.: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь. М., 1906; ЖПодв. Сентябрь. С. 5. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский

http://pravenc.ru/text/62932.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ У НИКИТСКИХ ВОРОТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Вознесенский храм у Никитских ворот ( " Большое Вознесение " ), 2012. Фото Маргариты и Владимира Архиповых, с сайта sobory.ru Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685 - 1689 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был князь Г.А.Потемкин. Оказалось, что фундамент старой церкви Вознесения недостаточно крепок для возведения задуманного большого храма. Тогда Г.А. Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. Смерть помешала князю выполнить задуманное. По его завещанию в 1798 г. душеприказчики начали строительные работы. Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной. Колокольня при московской церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами, 1881 год. Из альбома Найденова Н. А. Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18 , строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение . В 1812 г. недостроенное здание обгорело. В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.

http://drevo-info.ru/articles/28179.html

В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов - 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева - 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб - 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь - 5 лет, Елисавета - 1 год. Диакон Андрей Степанов - 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева - 18 лет. Дьячек Иван Иванов - 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова - 31 год. Дети их: Василий - 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена - 6 лет, Пелагея - 3 года. Пономарь Алексей Михайлов - 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева - 21 год. Сын их Иван - 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей - 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия - 15 лет, Елена - 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова - 31 год. Дети ея: Сергей - 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина - 10 лет, Константин - 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария - 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова - 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев - 19 лет в философии прозванием Молков.

http://sobory.ru/article/?object=04737

Замечательные из старцев и подвижников Валаамской обители. Для тех, кто интересуется старцами и подвижниками Валаамской обители, считаем не лишним заметить, что со времени последнего возобновления монастыря, в трудах постничества свершили течение свое на Валааме сорок схимников, из которых десять, притом, были почтены саном священства. Приведём имена более замечательных из них. 1. Иеросхимонах Никон. Происходил из мещан города Арзамаса. Принял схиму в 1805 г. Много лет подвизался в пещере, с большими трудами изрытой в монастырской горе. Почил в 1822г. 2. Схимонах Николай. Быль келейником у о.Назария. Много лет подвизался в тесной пустынной кельи, где его удостоил посещением Император Александр Благословенный. Скончался в 1823 г. Погребён близ своей кельи. 3. Благочинный иеромонах Дамаскин. Происходил из дворовых людей. Замечателен трудолюбием и кротостью характера. Скончался 70 лет, в 1825 г. 4. Казначей иеромонах Арсений. Родом из Орловских купцов. Много лет трудился для обители и пробрёл для неё до 200 тысяч руб. асс. Вследствие разных недоразумений в обители, удалился на Афон, где и скончался в 1853 г. 5. Духовник иеросхимонах Антоний. Происходил из мещан гор. Феодосии. Пострижен на Валааме в монашество в 1824 г. Проходил разные послушания, но большую часть жизни провёл в пустыне. Был поражён параличным ударом: у него отнялась вся левая сторона, и в таком положении пробыл он до самой кончины, около 13 лет. Схиму принял в 1851 г., скончался в 1862-мъ, имея от роду 78 лет. 6. Иеросхимонах Евфимий. Из дворян. Отличался глубоким смирением. Принял схиму в 1827 г. Скончался 60 л. в 1829 г. 7. Схимонах Михаил. Из духовного звания. Пришёл на Валаам в 1820 г., а в 1828 г. принял схиму. Тридцать пять лет подвизался на Валааме, труждаяся в разных послушаниях Скончался на 81 г. от рождения, в 1854 г. 8. Схимонах Сергий. Из крестьян. Схиму принял в 1826 г. Около 60 лет подвизался на Валааме, в пустыне, в трудах, посте и молитвах. Скончался 80-ти лет в 1860 г. 9. Схимонах Серафим. Из крестьян. Принял схиму в 1853 г. Был богат, но пренебрёг богатством. Жил в трудах и в большом воздержании. Скончался в 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010