Павел Юрьевич Львов (1770–1825), воспитанник Московского Университетского пансиона, был сотрудником Московского Журнала Карамзина, с которым однако ж разошелся. Он написал три повести: «Российская Памела» (1789), «Роза и Любим» (1790) и «Александр и Юлия». Первая из этих повестей, представляющая подражание Ричардсону, дала повод издателю «Меркурия» Клушину назвать его Антирихардсоном. В 1801 году Львов был избран в члены Российской Академии и с открытия «Беседы любителей русского слова» сделался членом ее и ревностным защитником спорного слога. Он написал много переводных и оригинальных стихотворений 91 . Мы указали на более важных подражателей Карамзина. Было много и других. Подражали главным образом Письмам Русского Путешественника и Бедной Лизе. Подражая Карамзину и Стерну, наши писатели увлекались еще французским писателем Верном, который написал два путешествия и считался у французов наравне со Стерном. Бедной Лизе также было много подражаний, какова: «Бедная Маша» А. Измайлова (1801), «Обольщенная Генриетта, или торжество обмана над слабостью и заблуждением, истинная повесть» Ивана Свечинского (1801), «Несчастная Маргарита, истинная российская повесть» (1803), «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор»; «История бедной Марьи»; «Инна» Каменева; «Марьина Роща» Жуковского. Но повестями и путешествиями не ограничивалось сантиментальное направление; оно распространено было во всей литературе, во всех формам прозы и поэзии: и в песне, и послании, эпитафии и надписи, в драме и комедии – повсюду лились обильные слезы радости или печали, слышались воздыхания, умиления, восхищения. Сантиментальное направление, доведенное последователями Карамзина до смешных крайностей, вызвало сатиру в литературе. Князь Горчаков в послании к князю Долгорукову в таком виде изображает русскую словесность, находящуюся под влиянием этого направления: К словесности на час мы нашей обратимся! Произведеньями ее не восхитимся... В ней модных авторов французско-русский лик Стремится искажать отеческий язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Император Александр I Павлович (12.12.1777, вступ. на престол 1801, † 19.11.1825, по др. сведениям — 20.1.1864). Фредерик Сезар де Лагарп (La Нагре, 1754-1838) — швейцарский адвокат, политический деятель. В 1780-х гг. приглашен Екатериной II как воспитатель ее внука — будущего Императора Александра I. Неоднократно пытался влиять через последнего на внешнюю и внутреннюю политику России. Адам Ежи (Юрий) Чарторыйский (Czartoryscy, 1770-1861) — польский и русский государственый деятель, один из ближайших друзей Александра I, член «Негласного комитета», в 1804-1806 гг. министр иностранных дел; впоследствии активно выступал за независимость Польши. Император Николай I Павлович (1825 † 1855). Император Александр II Николаевич (17.4.1818, вступ. на престол 1855, † l-3.1881). Свобода крестьянам от крепостной зависимости была дарована Царским манифестом 1861 года. Дальнейшие либеральные преобразования правительства Императора Александра II закрепились в университетской (1863), судебной (1864), городской (1870), военной (1863-1874) и других реформах. Земские органы самоуправления учреждались реформой от 1.1.1864 для руководства хозяйственными делами: строительством и управлением местных дорог, школ, больниц, благотворительных учреждений, заведования продовольственным делом, организацией поземельного кредита, пропаганды агрономических знаний, улучшением кустарной промышленности, организацией земской статистики и т.п. Их деятельность регламентировалась «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864). «Излюбленные» — наиболее приближенные к Императору Александру II сановники, которыми были в разные периоды: Я. И. Ростовцев, С. С. Ланской, П. А. Валуев, А. М. Горчаков, П. А. Шувалов, Д. А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов. «Диктатура сердца» — принятое в литературе название временного правления начальника Верховной распорядительной комиссии М. Т. Лорис-Меликова (1825 † 12.12.1888), ставшего фактически диктатором после взрыва, произведенного в Зимнем дворце С. Н. Халтуриным в феврале 1880 г. Комиссия была упразднена по ходатайству самого Лорис-Меликова, и он был назначен министром внутренних дел и одновременно шефом жандармов. Лорис-Меликов несколько ослабил систему полицейского надзора, поставил вопрос о проведении ряда реформ (введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей, отмена подушной подати, и т.д.). К рассмотрению проектов этих реформ пытался привлечь представителей либеральной общественности. Все эти меры были большей частью одобрены Имп. Александром Николаевичем. После его убийства Лорис-Меликов вышел в отставку (1881) и, оставаясь членом Государственного совета, жил преимущественно за границей.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

И вот ряды последнего теперь легко пополнялись из первой; 985 затем в книгу своих обвинений на «никониан» раскол занес много обвинений новых, конечно, не зачеркивая старых: стал обвинять за порядки жизни государственной, общественной и домашней; наконец, толки о наступлении царства антихриста в общем соответствовали давним этого рода толкам в расколе и распаляли фанатизм его последователей. В. – § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX – § 43. Миссии в этот период. – Литература по расколу § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX Изменение правительственных отношений к расколу началось при Петре III (1761–2). В начале 1762 года последовали два указа: одним раскольники сопоставлялись, в отношении религиозной свободы, с иноверцами, жившими внутри империи, 986 другим прекращались, в видах предупреждения самосожжений, производившиеся за содержание раскола следствия о раскольниках. 987 Екатерина II (1762–1796) действовала в духе полной «терпимости». Возникшее при ней направление пережило, с частными колебаниями в ту и другую сторону, два царствования: в сторону строгости при Павле I (1796–1801), в сторону снисходительности при Александре I (1801–1825), именно более широкой в начале царствования и более ограниченной в конце. Общий характер законодательства о расколе времен Великой императрицы сказался в факте упразднения того учреждения, которым создавалось исключительное положение раскольников в государстве, – «Раскольнической конторы», с подчинением их ведению общих присутственных мест (1763), 988 и в запрещении употреблять – и в актах, и в «разговоре» – наименование «раскольник» (1783 г.): это значило, что «светская власть» решилась «не вмешиваться в различение, кого считать за православных и кого за заблуждающихся, признавая своею обязанностью лишь то, чтобы «наблюдать, дабы каждый поступал по государственным узаконениям». 989 Что же, – приравнивались ли через это раскольники к иноверцам? Когда, в 1800 году, при императоре Павле, был возбужден вопрос о том, следует ли брать с раскольников штраф за небытие у исповеди, то Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

19. Запрещается духовенству говорить на кафедре или издавать сочинения о делах политических, наипаче же относительных до Государственного правления ПСЗ-1. Т. XXVI. 19684. Царствование Александра I (1801–1825) 1801 г., мая 22. – Именный, данный Синоду. – Об освобождении священников и диаконов от телесного наказания Желая дать пример уважения к сященному сану в народе и вместе укоренить в нем самом то чувство почтения к себе и ужаса к пороку, каковое служителям Вышнего, приносящим бескровные жертвы, должно быть паче других свойственно, признали Мы за благо Высочайшую конфирмацию декабря 9 дня 1796 года на докладе святейшего Синода положенную и вскоре потом оставленную без исполнения, привести навсегда в полную ее силу и действие, повелевая отныне впредь Священников и Диаконов, в уголовные преступления впадших и судом обличенных, от телесного наказания освободить. ПСЗ-1. Т. XXVI. 19885. 1802 г., января 25. – Именный, данный Новороссийскому Гражданскому Губернатору Миклашевскому. – О переселении обитающих в Новороссийской и Слободской-Украинской Губерниях Духоборцов на поля, лежащие в Мариупольском уезде, по течению речки Молочной Вняв прошению от Духоборцев, в Слободской-Украинской Губернии обитающих, и получив таковое ж от некоторых из них в Губернии, вам вверенной, живущих, о соединении их в одно место и водворении, сколько можно, отделено от прочих, Я признал за благо, сколько по уважению претерпенного сими людьми разорения, столько и по тому предположению, что таковое отделение считаю Я надежнейшим средством к погашению их ереси и к пресечению влияния ее на других, переселить их в Новороссийскую Губернию в Мариупольский уезд на обильных полях, лежащих по течению речки Молочной. К произведению сего намерения в действие поручаю вам: 1. Избрав надежного, благонравного и скромных правил чиновника, объявить чрез него Духоборцам, во вверенной вам Губернии живущим, что, снисходя на прошение их и желая в разоренном их состоянии дать нужную помощь, соизволяю Я переселить их на вышеозначенное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для этого посмотрим состояние дел всей Европы того времени. Вы помните, каким потрясением была для всех Французская революция. Несколько государств, исчезнувших из списка Европейских стран, и несколько других, вновь образованных государств, почти полностью изменили Европу. В начале XIX столетия, то есть в то время, о котором мы ведем разговор, всеобщее волнение в Европе начало утихать: во Франции появился удачливый воин, который смог своим необыкновенным умом обуздать необузданных. Вы видели, что его могущество было сильно в 1801 году и что для его усиления он искал благосклонности императора Павла I. Общее недовольство Англичанами сблизило их, и война уже готова была начаться, как вдруг разнеслась весть о кончине императора. Кроткий Александр не мог без сожаления думать о нарушении мира, только что заключенного после ужасного кровопролития, происходившего в Европе на протяжении нескольких лет в период Французской революции, и направил свои усилия на то, чтобы примирить государства. Успехом увенчались действия августейшего посредника, и раньше, чем закончился 1801 год, мирные договоры были заключены не только между Россией и Англией, бывшими на грани разрыва, но даже и между другими несогласными между собой государствами, кроме Франции и Англии. Обыкновенное недовольство их друг другом обозначилось в то время сильнее, чем когда-либо. Однако в начале 1802 года Амьенский мир положил конец и их разногласиям. Примирение было не совсем искренним со стороны Англии и было достигнуто за счет могущества первого консула Франции, могущества, которое в тот год было подкреплено новой и, по справедливости сказать, истинной славой: 18 апреля, в первый день Пасхи , Бонапарт восстановил христианскую религию, уничтоженную было во Франции во времена безумной революции. Благотворные последствия этого даже трудно перечислить. Представьте себе страну, в которой в течение многих лет была забыта священнейшая обязанность человека — благоговение к его Творцу, и, следовательно, все другие обязанности, связанные с ней.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Дальнейшему распространению идей камерализма в России способствовала популяризация государственных программ Фридриха II (Пруссия) и Иосифа II (Австрия), русский перевод основных работ Юсти (1772) и Зонненфельса(1787), Шлецера (1805) и Сарториуса (1812), а также приезд в Россию на преподавательскую работу Х.А. Шлецера и М.А. Балугьянского. Что же касается контрреволюционной и антилиберальной реакции в российской официальной риторике и политической практике (как и в русском общественном сознании), то ее первые признаки появились еще в конце правления Екатерины II. Короткое павловское царствование (1796-1801) представляет собой первую попытку формирования правительственного курса на консервативно-романтической основе. Антимонархические либеральные настроения и конституционалистские увлечения первого десятилетия правления Александра I (годы правления: 1801-1825) несколько ослабили, но все же не остановили распространение консервативной идеологии среди правящей элиты. Небезынтересно, что в первой четверти XIX века общественную поддержку официальному консерватизму довольно часто оказывали те, кто еще недавно сочувствовал развернувшимся под влиянием Великой французской революции процессам глобального общественного переустройства. Однако прогресс продвигался слишком стремительно даже для многих из тех, кто разделял мнение о неизбежности и необходимости отдельных серьезных перемен. Процесс поворота от радикального отрицания традиционных политических и социальных институтов к восстановлению утраченной ценностной ориентировки предшествующих поколений в конце 1810-х годов заметен, в частности, у таких первоначальных антагонистов и крупных идеологов российского реформизма, как Н.М. Карамзин и М.М. Сперанский. Большую роль в оформлении николаевской государственной идеологии сыграли и такие государственные и церковные деятели, как адмирал А.С. Шишков, поэт Г.Р. Державин, митрополит Московский Филарет (Дроздов), а также фактический глава александровского Комитета министров последних лет А.А.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Эпоха дворцовых переворотов, по мнению В.О. Ключевского и целой череды солидарных с ним авторов, завершилась в 1762 году, по мнению других - в 1797 году, по мнению третьих - в 1801 году, а кто-то считает декабрьский путч 1825 года последней попыткой осуществления дворцового переворота в России. 1797 год, в связи с произошедшим тогда изменением Павлом I петровского порядка престолонаследия и введением порядка наследования престола по закону наследниками мужского пола, а значит и устранением первопричины начала «эпохи дворцовых переворотов», можно было с полным основанием назвать годом её завершения. Но это, впрочем, не уберегло самого Павла I, убитого в результате заговора и государственного переворота, организованного англичанами и на деньги англичан в 1801 году. Англичане были очень напуганы усилением России, ставшей восприниматься ими уже к концу XVIII века, наряду с Францией, как опасной конкуренткой в борьбе за мировую геополитическую гегемонию. Тот факт, что император Павел I одобрил идею Наполеона Бонапарта о совместном русско-французском сухопутном походе в Индию, а донские казаки выдвинулись по его распоряжению в сторону Оренбурга, для его реализации, заставил их оперативно изыскать средства, организовать из приближённых Павла I и гвардейских офицеров заговор и, осуществить их руками физическое устранение враждебного Англии российского императора. Устранение Павла I являлось не только политическим убийством, в результате хорошо спланированного заговора в его окружении, осуществлённого под руководством английских спецслужб. Оно в большей степени являлось именно государственным переворотом, в силу того, что по результатам его, Россия полностью изменила свой вектор внешней политики. Напуганный этим событием, император Александр I, вынужден был, опасаясь разделить судьбу отца, отменить совместный с Францией поход в Индию, разорвать союзнические отношения с Францией, вступить на стороне англичан и в интересах Англии в череду «наполеоновских войн» и понести из-за этого большие разорения и потери.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Всякая полемика с протестантизмом была тогда запрещена. За выступление против лютеранства лишился сана и монашества и был заключён в тюрьму архиепископ Феофилакт (Лопатинский). Из-за противодействия пролютерански настроенного правительства снизилась эффективность православной миссии в Сибири 119 . После благоприятного для Православия царствования Елизаветы Петровны (1741–1761) протестантизм вновь усилился при Ekamepuhe II (1762–1796). Немка и лютеранка по происхождению, она, согласно законам Российской империи, должна была прежде вступления на императорский престол принять Православие. Изучая православную веру перед своим обручением, будущая императрица в одном из своих писем делает интересное замечание: «Так как я не нахожу почти никакого различия между верой греческою и лютеранскою, то я решилась переменить религию» 120 . Интересным для нас это замечание представляется тем, что оно, вероятно, свидетельствует о том состоянии придворного богословия, которое имело место после известного и некогда весьма влиятельного богослова – Феофана (Прокоповича) . Ведь если бы будущая императрица изучала Православие в его чистом виде, то она вряд ли смогла бы не заметить глубокого различия между вероучением православным и лютеранским: Ekamepuha II была весьма умной женщиной. Германофилом считали и императора Nabлa I (1796–1801), при котором продолжалось переселение немцев в Россию. При нём, 6 сентября 1800 года, дополнительные права получили меннониты, в частности, освобождение от военной и гражданской службы, а также от присяги перед судом. Но в целом фигура Nabлa I весьма загадочна. В настоящее время принято считать, что некоторые лица постарались составить об этом императоре искажённое в худшую сторону представление. Император Aлekcahдp I (1801–1825), имевший склонность к мистицизму, в декабре 1812 года организовал «Библейское общество», в которое вступил сам вместе с некоторыми другими представителями царствующей фамилии. Вместе с православными, в этом обществе состояли представители иных, в том числе протестантских, конфессий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Oxford, 2014.    Першин Ю.Ю. Политическая теология в топологии рационального дискурса//Личность. Культура. Общество. 2011. Т.13, вып.1 (61–62). С. 246–252; Фетисов М. Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия//Социологическое обозрение. 2018. Т.17. С. 30–55; Кондуров В.Е. Политическая теология Карла Шмитта: дискурс и метод//Труды Института государства и права РАН. 2019. Т.14, С.49–77; Савищенко А.Н. Политическая теология: в поисках целостности//Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. С. 190–195.  Шмитт К. Политическая теология/пер. с нем.; заключит. статья и сост. А. Ф. Филиппова. М., 2000.  Савищенко А.Н. Политическая теология: в поисках целостности. С.192.  Жирнов Н.Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические идеи Эдмунда Бёрка. М., 2022. С.166–171. Священному союзу посвящена обширная историография, см. избранные отечественные и зарубежные работы: Надлер В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т. 1–5. Рига, 1886–1892; Пресняков А. Е. Идеология Священного Союза//Анналы. 1923. 3; Шебунин А. Н. Европейская контрреволюция первой четверти XIX века. Л., 1925; Büchler F. Die geistigen Wurzeln der heiligen Allianz. Freiburg im Breisgau, 1929; Schaeder H. Autokratie und Heilige Allianz nach neuen Quellen. Darmstadt, 1963; Ley F. Alexandre I et sa Sainte-Alliance (1811–1825). P., 1975; Pyta W. Idee und Wirklichkeit der „Heiligen Allianz“//Neue Wege der Ideengeschichte. Festschrift für Kurt Kluxen zum 85. Geburtstag (hg. von F. L. Kroll). Paderborn, 1996. S. 315–345; Парсамов В. С. Александр I и проблема общеевропейского единства в 1814–1815 гг.//Вестник истории, литературы и искусства. 2007. Т. 4. С. 312–323; Menger Ph. Die Heilige Allianz. Religion und Politik bei Alexander I. (1801–1825) (Historische Mitteilungen Beiheft 87). Stuttgart, 2014.  Фраза из письма английского политического деятеля лорда Т. Эрскина к швейцарцу Ф.-С. Лагарпу от 1 августа 1814 г., которое опубликовано в изд.: Андреев А. Ю., Тозато-Риго Д.

http://bogoslov.ru/article/6175891

2031 Архиеп. Иннокентий (в миру Иван Алексеевич Борисов; 1800–1857) – 1-й магистр I курса Киевской ДА (1823); впоследствии ее ректор (с 1830 по 1840 г.; с 1836 г. одновременно викарный еп. Чигиринский). Учредитель журнала «Воскресное чтение»; как проповедник снискал славу «Русского Златоуста»; специализировался в области философии и экзегетики; отстаивал необходимость библейской критики (см.: Иннокентий, архиеп. О религии откровенной//Соч.: В 11 т. СПб., 1877. Т. XI). Архиеп. Херсонский и Таврический с 1848 по 1857 г. 2032 Гр. Н. А. Протасов (1798–1855) – обер-прокурор Св. Синода (1836–1855), выступал за тотальный государственный контроль над Русской церковью; проводил последовательную политику изгнания латинского языка из преподавания, был сторонником признания старославянской версии Библии равноценной Вульгате и Септуагинте; с его именем связана реформа духовных учебных заведений, при которой за образец был взят батальон военных кантонистов (см.: Ростиславов Д. И. С.-Петербургская духовная академия при графе Протасове//ВЕ. 1883. Т. IV. Кн. 7–8; Т. V. Кн. 9). 2033 Кн. С. М. Голицын (1774–1859) – попечитель Московского учебного округа (1830–1835), член Государственного совета (с 1836 г.). 2034 Вероятно, техническая ошибка: П. Х. Обольянинов (1752–1841) – генерал от инфантерии, генерал-прокурор Сената (1800–1801), московский губернский предводитель дворянства (1817–1832) – к тому времени умер. 2035 Кн. А. П. Оболенский (1769–1852) – тайный советник, попечитель Московского учебного округа (1817–1825) – также к 1855 г. скончался. 2036 Кн. П. С. Мещерский (1778–1856) – действительный тайный советник; с 1813 г. – директор С.-Петербургского комитета Библейского общества; с 1817 г. – обер-секретарь Св. Синода, пожизненный член Главного управления училищ. Занимался миссионерской деятельностью в Поволжье и Западном крае, борьбой с раскольниками. 2037 Гр. С. Г. Строганов (1794–1882) – попечитель Московского учебного округа (1835–1847), учредитель публичной рисовальной школы (1825), председатель Московского общества истории и древностей российских; основатель Московского археологического общества (1859). См., однако, нелицеприятную его характеристику у Гилярова: Из пережитого. 2009. Т. 1. С. 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010