При построении храма, редкое усердие и неутомимую деятельность показал покойный протоиерей Михаил Васильевич Логановский. Им одним собрано от доброхотных дателей более 70 т. р. асс. Много потрудился в этом святом деле церковный староста, купец Наум Семенович Павловский, прослуживший старостой семь трехлетий, или 21 год. Кроме этих лиц, членами строительной комиссии были: действительный тайный советник, Аркадий Иванович Нелидов, коммерции советник Иван Федорович Жербин, купцы Александр Брызгалов, Иван Якимов и Николай Фомин. По настоятельному убеждению протоиерея Логановского, к ним присоединился впоследствии почетный гражданин Феодор Алексеевич Гудков, пожертвовавший на построение церкви более, нежели кто либо из прочих строителей и жертвователей. О причте церкви От основания церкви до 1841 г. при Екатерингофской церкви всегда состоял один священник и диакон. Неизвестно, когда последний был включен в штат причта церковного. Преемственный порядок священников можно указать с сороковых годов прошлого столетия, на основании тех записок, какие были адресуемы на имя священника начальниками разных ведомств, или господами, о дозволении вступить в брак подведомственным им лицам, или крепостным людям. Так, от 1748 до 1759 г. значится священник Алексей Парамонов, и вь тоже время, неоднократно упоминается Аникита Яковлев. Тот и другой оказываются совершающими требы в приходе, Была-ли это попытка завести другой штат, или один из них был прикомандирован по болезни другого, определить трудно; но с 1760 года этой двойственности нет. От 1760 года порядок священников следующий: Алексей Яковлев (1760–1763), Яков Григорьев с 15-го мая 1763 до 1800, Иоанн Алексеев (1801–1809), Платон Георгиев (1810–1820), Михаил Никитин Малеин (1821–1823), Иоанн Торопогрицкий (1823–1825), протоиерей Михаил Логановский (1825–1841). В 1841 г. штат удвоен. В помощь священнику Михаилу Логановскому определен был к сей церкви вторым священником, бывший в городе Риге, при Алексиевской церкви, священник Николай Фасанов (ныне протоиерей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Однако, на протяжении всего XIX и в начале XX веков происходил неуклонный рост числа православных обителей. При Екатерине II вновь отрыто было только 3 монастыря, в царствование Александра I (18011825 гг.) – 4, при Николае I (1825 – 1855 гг.) – 15, а при Александре II (1855 – 1881 гг.) – уже 31 монастырь. Множество монастырей, особенно женских, было открыто в два последних царствования. Определением Синода от 9 мая 1881 года учреждение новых монастырей предоставлялось власти епархиальных архиереев. С 1965 года существовал порядок, согласно которому жизнь всех новых монастырей строилась на началах общежития. В начале XX столетия число православных монастырей приблизилось к тысяче, что составило почти столько же, сколько их было при Петре Великом; но теперь они представляли собой не малобратственные, а, зачастую, весьма многолюдные обители. Издание декрета об отделении Церкви от государства в январе 1918 года и ряд позднейших мероприятий советской власти поставили монастыри в совершенно новые условия. Содержание монастырей за счёт средств из государственной казны прекратилось. Монастыри стали закрываться уже в начале 1920-х годов. К 1939 году на территории Советского Союза не осталось ни одного монастыря. Большинство монахов погибли во время репрессий. Стремительный рост числа монастырей наблюдался у нас после обретения церковью свободы в 1990-е годы, так что ко времени Архиерейского Собора 2000 года Русская Церковь насчитывала уже 541 обитель. Поместный Собор 1917 – 1918 годов издал особое определение «О монастырях и монашествующих». На основании 4-го правила Халкидонского, 21-го правила VII Вселенского и 4-го правила Двукратного Соборов монашествующим предписывалось до конца жизни нести послушание в тех монастырях, где они отрекались от мира. В соответствии с этим «Определением», восстанавливался древний обычай избрания настоятелей и наместников братией с тем, чтобы епархиальный архиерей, в случае одобрения избранного, представлял его на утверждение в Священный Синод. Такой же порядок предусматривался и для поставления настоятельниц женских обителей. Казначей, ризничий, благочинный и эконом должны, согласно «Определению», назначаться епархиальным архиереем по представлению настоятеля. Поместный Собор подчеркнул преимущества общежительства перед особожительством и рекомендовал всем монастырям по возможности вводить у себя общежительный устав. Важнейшей заботой монастырского начальства и братии должно было стать строго уставное богослужение, «без пропусков и без замен чтением того, что положено петь, и сопровождаемое словом назидания» 241 . Собором было высказано пожелание, чтобы в каждой обители для духовного окормления насельников имелись старец или старица, начитанные в Священном Писании и святоотеческих творениях и способные к духовному руководству. В мужских монастырях духовник должен избираться настоятелем и братией и утверждаться епархиальным архиереем, а в женских – назначаться епископом из числа монашествующих пресвитеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

При императрице Елизавете (1741-1761 гг.) отменены были: прежние строгости. Набожная царица щедро одаривала монастыри. По Указу 1760 г. позволено было постригать всех желающих посвятить себя иноческому подвигу. Новым, после реформ Петра I, радикальным переворотом в жизни монастырей явился Указ Екатерины II о секуляризации церковных земель (1764 г.). Этот Указ положил конец монастырскому землевладению в России, Все населенные церковные земли, большая часть которых принадлежала монастырям, переходили в казну. Государство, однако, принимало на себя обязательство часть средств, поступавших от секуляризованных земель, выделять на церковные нужды, в том числе и на содержание монастырей. Для этой цели заново составили монастырские штаты, а монастыри в этих штатах распределили по 3 классам. В 1-й класс вошли Лавры (в середине XIX в. их было четыре: Киево-Печерская, Троице-Сергиева, Александро-Невская и Успенская Почаевская), ставропигиальные и крупнейшие, особенно знаменитые монастыри. Оклад монастырей зависел от их класса. Большая часть монастырей осталась, однако, за штатами, и лишь некоторые из них дозволено было сохранить, с тем, чтобы они содержались на доброхотные приношения православных людей. Все заштатные монастыри, в отличие от штатных, жили по общежительному уставу. Таким образом, основная часть монастырей была закрыта. Однако на протяжении всего XIX и в начале XX вв. происходил неуклонный рост числа православных обителей. При Екатерине II вновь открыто было только 3 монастыря, в царствование Александра I (1801-1825 гг.) — 4, при Николае I (1825-1855 гг.) — 15, а при Александре II (1855-1881 гг.) — уже 31 монастырь. Множество монастырей, особенно женских, было открыто в два последних царствования. Определением Синода от 9 мая 1881 г. учреждение новых монастырей предоставлялось власти епархиальных архиереев. С 1865 г. существовал порядок, согласно которому жизнь всех новых монастырей строилась на началах общежития. В начале XX столетия число православных монастырей приблизилось к тысяче, что составило почти столько же, сколько их было при Петре Великом; но теперь они представляли собой не малобратственные, а зачастую весьма многочисленные обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРТИРИЙ (ГОРБАЧЕВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мартирий (Горбачевич) ( 1801 - 1873 ), архимандрит , б. настоятель Свияжского Успенского монастыря В миру Горбачевич Михаил Семёнович, родился 7 сентября 1801 года в городе Бельске Гродненской губернии в семье мещан. Белорус по происхождению. В декабре 1808 года был определен в город Минск к архиерейскому дому, где был певчим в «Минской вокальной музыке» — сначала дискантом (в 1809, 1810, 1812 и 1813 гг.), а потом (в 1815 и 1816 гг.) альтом, причем после состоял иногда надзирателем или даже учителем пения. 23 сентября 1817 года в семинарию поступил из архиерейского хора. В 1825 году окончил Минскую духовную семинарию по I разряду, в 1829 году - Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия . 26 сентября 1829 года комиссией духовных училищ удостоен степени магистра и определен профессором греческого и немецкого языков в Киевскую духовную семинарию . В октябре того же года определён членом семинарского правления по учебной части; 15 октября определен помощником ректора и инспектора по освидетельствованию экономических закупок. 9 марта 1830 года пострижен в монашество с наречением имени Мартирий в Киево-Братском училищном монастыре архимандритом Смарагдом (Крыжановским) . 30 апреля 1830 года рукоположен во иеродиакона , а 6 мая во - иеромонаха епископом Чигиринским Кириллом (Куницким) , викарием Киевской митрополии. 15 февраля 1831 года перемещён в Санкт-Петербургскую духовную академию бакалавром богословских наук. 22 сентября того же года направлен ректором Пермской духовной семинарии и профессором богословских наук. 4 ноября 1831 года произведён во архимандрита с усвоением лично третьего класса. 20 ноября того же года определён членом строительного комитета при семинарии, а 20 декабря - членом Пермской духовной консистории и цензором проповедей.

http://drevo-info.ru/articles/13674766.h...

В 1797 г. в Саратове Павел I (1796-1801) учредил Контору опекунства иностранных колоний. Чтобы не ущемлять национальных интересов колонистов, практически не знавших рус. языка, вся переписка конторы с колониями велась на нем. языке, получившем в колониях статус официального. Рус. язык не преподавался в нем. конфессиональных школах до 80-х гг. XIX в. 17 сент. 1800 г. появилась «Инструкция внутреннего распорядка и управления немецкими колониями в России», в к-рой подчинение лютеран. церковному закону называлось основной обязанностью колонистов, подробно описывались функции священнослужителей и определялось их содержание за счет колонистов. В т. н. Всемилостивейшей привилегии Павла I от 6 сент. 1800 г. дополнительные права (освобождение от военной и гражданской службы на все времена, от присяги перед судом, свобода ремесел и др.) были даны меннонитам. При Александре I (1801-1825) появились поселения лютеран вблизи Одессы, на побережье Чёрного м. и в Крыму. По указу Александра I от 20 февр. 1804 г. и в соответствии с определенным имущественным цензом вновь началась вербовка колонистов, особенно тех, которые «могли служить образцом в крестьянском деле и в ремесле», а также «хороших землевладельцев, знавших толк в виноградарстве, в выращивании тутовника и других полезных растений или имевших опыт в скотоводстве...». В этот период появились колонии в Херсонской и Екатеринославской губерниях, в Бессарабии и на Юж. Кавказе. С 1814 по 1842 г. в Бессарабию переселялись колонисты из Польши, ранее эмигрировавшие сюда из Пруссии и Вюртемберга. В 40-х - 70-х гг. новые колонии появились на Волыни и в Подолье, а также в Поволжье. Позднее возникло множество дочерних нем. поселений на Сев. Кавказе, в Оренбургской губ., на территории совр. Башкортостана, Ср. Азии, Сибири и совр. Казахстана. На Волынь немцы переселялись в 1812, 1831, 1861 гг. из Германии и Польши. В 1804 г. и с 1816 до 1842 г. шло наиболее интенсивное переселение немцев из Вюртемберга на земли близ Одессы, в Бессарабию, в Крым и на Юж. Кавказ. В 1809-1810 гг. переселенцы из Пфальца, Эльзаса и Великого герц-ва Баден прибывали на территорию совр. Одесской обл. Всего в причерноморских областях, в Бессарабии и на Юж. Кавказе была основана 181 материнская колония. В 1817-1818 гг. первые нем. переселенцы обосновывались в Закавказье. Последние дочерние нем. колонии в России были основаны в 1927-1928 гг. на берегах Амура.

http://pravenc.ru/text/186839.html

Однажды, возвращаясь в с. Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной Богородице-Рождественской пустыни близ Курска . Настоятель о. Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем в честь прп. Илариона Великого . Около 1800 г. пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Дария Кутукова , будущая Сезеновская преподобная. Иларион стал ее духовным руководителем, общался также с иеросхим. Агапитом (Болховитиновым) (+ 1825), старцем Задонского Богородицкого монастыря. В 1801 году о. Иларион был арестован, пещеры закрыты. По утверждению историка свящ. И. Добролюбова, в фонде архива Рязанской консистории хранилось дело, согласно которому в мае 1801 г. данковский протопоп доносил епархиальному начальству: " ...близ Алексеевского, Головинщина тож, находятся пустынники и живут в построенных ими кельях, почему консистория предписала… пустынников разослать по своим местам, а келии уничтожить, о чем и сообщить в светскую команду " . Сначала Илариона заключили в острог, затем наложили на него шестимесячную епитимию (с весны по осень) в раненбургском Петропавловском монастыре . Настоятель иером. Паисий и братия встретили о. Илариона дружелюбно, т. к. слава о его добродетельной жизни утвердилась прочно. По окончании епитимии о. Иларион вернулся в овраги, обнаружил, что разрушены и пещеры, и лесная келья близ с. Каликина. Два месяца жил в доме некоего крестьянина в селе, затем - в церковной караулке в с. Головинщине. Около 1807 года к преподобному обратился помещик соседнего с. Карповка кн. Михаил Александрович Долгоруков с просьбой помолиться об избавлении от засухи на полях. В тот же день пошел дождь. В благодарность Долгоруков построил для о. Илариона келью у Иверского храма. Княгиня Долгорукова собственноручно обила сукном все стены кельи. Старец жил здесь несколько лет. К этому времени относится предсказание о. Илариона об исходе войны 1812 года . Многие помещики, соседи князя Долгорукова, приезжали к преподобному за советом: куда уезжать от надвигающихся полчищ Наполеона. Тот отвечал: «...супостат посрамится», «...пусть он взял Москву - на деревне остановится» . В Карповке о. Илариона часто посещала Кутукова , подобно своему наставнику переходившая с места на место. Для нее была выстроена келья близ церкви в с. Головинщине, где девица по благословению о. Илариона занималась выпеканием просфор для окрестных храмов. Также прп. Иларион тесно общался с другим подвижником, юродивым Иоанном Сезёновским , помогал ему в устроении храма, а впоследствии и Сезёновского женского монастыря , пожертвовав сначала 5 тыс. р. (получил от помещика Хрущёва), а затем 100 тыс. р. (получил от помещика Звягина). Окормлял многих насельниц Сезёновского Иоанно-Казанского девичьего монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13672318.h...

Russia: Spiritual Renewal The seeds of spiritual renewal, planted in the previous century especially through the work of Saint Paisy Velichkovsky, blossomed in Russia in the 19th century, even though the Church continued to live under the domination of the State. While the Church was subject to strict governmental control and censorship, and while there was no patriarch and no church councils during the entire century, the life of faith continued to show itself in the lives of the Russian saints, missionaries, theologians, and writers of the period. Many of the disciples of Saint Paisy Velichkovsky in Moldavia returned to Russia in 1801 after the new young Tsar Alexander I (r. 1801–1825) granted political pardon to those who had fled from Russia in the previous years. These disciples spread the ideals and practices of the Non-Possessors-contemplation and mysticism (hesychasm) in hermitages and small monasteries (sketes), spiritual eldership, ­healing and prophetic gifts, and missionary zeal-all of which had been virtually submerged in Russia ever since the victory of the Possessors in the 16th century. It has been said of Saint Paisy that he “was for Russian monasticism at the end of the eighteenth and in the nineteenth centuries, as well as for contemporary monks living a true monastic life, the same as Saint Anthony the Great was for the Egyptian monks and the desert dwellers of the Levant. From him stems also that great tradition of Optina elders, headed by Hieromonk Leonid.” The Elders of Optina The Optina Pustyn Monastery had dwindled to almost nothing by the end of the 18th century, but Metropolitan Platon of Moscow, seeing its potential, sent a disciple of Saint Paisy, named Avramy, to go there and direct the rebuilding process. The first in the illustrious line of holy, clairvoyant Optina elders (startsi) was Elder Leonid (1768–1841), who came there in 1829 after spending some time at the Monastery of Valaam which had sent the famous missionary team to Alaska, including Saint Herman. Elder Leonid suffered great persecution from his fellow monks, who were not used to the practice of spiritual eldership, and who perhaps resented the many visitors who came to the holy elder seeking spiritual guidance. Eventually Metropolitan Philaret of Kiev intervened to defend him.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм Вознесения Господня построили на месте деревянной церкви в середине XVIII века. Однако при строительстве зодчие допустили ошибку, не учтя слабость грунта. Храм начал оседать и трескаться, поэтому в 1796-1801 годы на его месте возвели новый собор в торжественном классическом стиле. Считается, что автором проекта собора был сын Матвея Казакова Василий, умерший ещё при жизни отца. Во время строительства Вознесенского собора случайно обрели мощи Феодосия Тотемского. 25 лет спустя к собору пристроили массивную двусветную трапезную. Внутреннее убранство храма разрушили и разграбили, уничтожили монастырскую колокольню, вторую по высоте в Вологодской губернии. Строили её 43 года, разрушали тоже долго: с 30-х по 60-е годы XX столетия. http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/ Главную роль в ансамбле играет соседний Вознесенский собор. Эта монументальная, значительных размеров постройка безраздельно господствует в общей панораме монастыря и особенно эффектно смотрится из-за речки. Первый деревянный храм Вознесения появился здесь вскоре после 1690 года. В 1757—1764 годах его сменило каменное сооружение, которое, однако, стало быстро оседать и разрушаться из-за слабого грунта. Поэтому в 1796—1801 годах был построен новый собор. Свой нынешний облик он приобрел к 1825 году, после пристройки к нему с западной стороны обширной трапезной с приделами и портиком. Вознесенский собор, своеобразный памятник зрелого классицизма, выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне и, видимо, по проекту какого-то столичного зодчего. Архитектор И. Б. Медведев недавно установил, что этим зодчим был В. М. Казаков, сын прославленного М. Ф. Казакова. Здание отличает подчеркнутая парадность и строгая торжественность. Особенно эффектен основной объем храма с характерно центрическим построением и особой трактовкой форм, свойственной рубежу XVIII—XIX веков. Его крупный двусветный четверик поставлен на невысокий подклет и имеет с востока в центре большой полукруглый выступ апсиды. Массивность и нерасчлененность собора подчеркивает плоский, довольно Скромный декор. Лишь красивые четырехколонные портики коринфского ордера с крутыми фронтонами оформляют северный и южный фасады. Особенно выразительно завершение здания. Большой цилиндрический барабан с куполом, увенчанный малым барабанчиком и главкой типа вазы, возвышается над центром храма; его окружают четыре таких же барабанчика с главками, расположенные над углами. Все барабаны украшает рустовка, которая контрастирует с гладкими стенами храма, оживленными лишь треугольными сандриками над крупными нижними окнами.

http://sobory.ru/article/?object=06304

Глава III. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIX ВЕКЕ 1. Русская Православная Церковь в 1801–1825 годы В 1801 году после убийства императора Павла на Российский престол взошел его сын Александр I. В начале своего царствования император мало интересовался церковными делами. Ближайшее его окружение составляли католик князь Чарторыжский и безрелигиозные люди – князь Новосильцев, граф Кочубей, граф Строганов. Из его сотрудников один М.М. Сперанский, происходивший из духовного сословия и выпускник Петербургской Семинарии, хорошо знал церковные дела. Александр I поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судебных учреждений империи. Сперанский первым в окружении царя поднял вопрос о состоянии Церкви, о духовном образовании и положении духовенства. Для проведения реформ по Ведомству Православного исповедания решено было назначить в Синод нового способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 году обер-прокурором стал друг юности царя князь А.Н. Голицын. С именем этого деятеля связано непомерное усиление обер-прокурорской власти, совершенно несравнимой с полномочиями обер-прокуроров XVIII века. Голицын не получил никакого религиозного образования, и в молодости к Церкви относился неприязненно. Но поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел и занялся чтением религиозных книг. С годами он проникся религиозными настроениями. Но как это обыкновенно случалось со светскими людьми, оторванными от родной Православной веры, князь Голицын в поисках истины обратился к западным богословским и мистическим книгам, и поначалу увлекся католицизмом, а потом – бездогматным мистицизмом. Мечтательная религиозность, мистическое любопытство сочетались в нем с властным, деспотическим характером. В 1807 году по утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий (Подобедов) , архиепископ Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков и обер-священник И. Державин, а также Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год Комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 году началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Можно даже думать, что это именно мистическое движение Византии, Болгарии и отчасти Западной Европы, замолкшее в конце XIV века, с новой силой возродилось через четыре столетия. Побывав на Афоне неизбежной школе для монашества старой формы, старец Паисий вдохновился высоким образом исихастов старого времени и все это движение религиозной мысли перенес в Молдавию. Отсюда уже оно перешло в Россию. Отражение афоно-молдавского мистицизма XVIII века мы видим также в каком-то не вполне еще выясненном движении, появившемся в той же Оптиной пустыни в первой половине прошлого века. Влияние о. Матвея на Гоголя, Киреевских, о Макария на них же, на Шевырева, Погодина, Максимовича, Норова, Леонида (Кавелина) , Т. Филиппова, Климента (Зедергольма) и других, повидимому также обязано традициям Паисиевой школы. Припомним, что в начале XIX века в Россию уходят наиболее даровитые и деятельные иноки Нямецкого монастыря. Из них назовем следующих: I). Архимандрит Софрониевой пустыни в Курской губернии Феодосий, ученик старца Василия и товарищ Паисия. В 1767–1787 годах он был настоятелем в валашского Мерополянского монастыря, а после второй турецкой войны приглашен Потемкиным в Россию. II). Старец Клеопа, настоятель Островской пустыни, в которой им был введен афонский устав старца Паисия, знакомого ему лично по Афону и Молдавии. III). Иеромонах Клеопа малорусс, постриженик Паисия в Нямецком монастыре. В 1801 году он перешел в Россию, сначала в Белобережскую пустынь орловской губ., а затем – на Валаам († 1816). IV). Схимонах Феодор, уроженец г. Карачево, пострижен в Нямецком монастыре. В 1801 году он покинул Молдавию и скитался по русским обителям, живя в Белобережском, Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях. († 1822 г.). Житие его, составленное на основании автобиографических записок, напечатанных в 1849 году. V). Схимонах Афанасий, известный переписчик при Паисии, бывший ротмистр какого-то гусарского полка. С 1777 года он жил во Флорищевой пустыни и других монастырях († 1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010