[Республика Камерун; франц. République du Cameroun; англ. Republic of Cameroon], гос-во в Центр. Африке. На западе омывается зал. Бонни (часть Гвинейского зал. Атлантического океана). Граничит на северо-западе с Нигерией, на северо-востоке с Чадом, на востоке с Центральноафриканской Республикой, на юге с Республикой Конго, Габоном, Экваториальной Гвинеей. Территория - 475 тыс. кв. км. Столица - г. Яунде (1,676 млн чел., 2010 г.). Другие крупные города: Дуала (1,978 млн чел.), Гаруа (519 тыс. чел.), Баменда (485,8 тыс. чел.), Маруа (394,6 тыс. чел.), Бафусам (347,5 тыс. чел.), Нгаундере (282,5 тыс. чел.), Бертуа (265,3 тыс. чел.). К. разделен на 10 провинций. Является членом ООН (1960), Африканского союза (1963), МВФ и МБРР (1963), Организации Исламского сотрудничества (1974), Экономического сообщества государств Центральной Африки (1983), ВТО (1995), Содружества (1995). Офиц. языки - французский и английский. География. Вдоль побережья зал. Бонни расположена низменность шириной до 150 км, в сев.-зап. части которой находится вулканический массив Камерун (высота 4100 м - высшая точка страны). Берега на севере плоские, песчаные или заболоченные, в юж. части в основном высокие и скалистые. К востоку от прибрежной низменности крутыми уступами поднимаются внутренние плоскогорья, занимающие большую часть страны. В центральной части К. возвышается нагорье Адамава с конусами потухших вулканов. Впадина Бенуэ отделяет нагорье от невысоких гор Мандара (средняя высота 800-1000 м). На крайнем севере страны расположены плоские озерно-аллювиальные равнины - впадины оз. Чад (высотой ок. 300 м). Климат К. экваториальный на юге и субэкваториальный в остальной части страны. Средние температуры самого теплого месяца (февр. или марта) 24-28°С, самого холодного (июля или авг.) 22-24°С. Количество осадков на севере в районах, прилегающих к оз. Чад, менее 500 мм, часто бывают засухи; во внутренних районах выпадает от 1,5 до 2 тыс. мм осадков в год; на побережье зал. Бонни - свыше 3 тыс. мм, на зап. и юго-зап. склонах массива Камерун, являющегося самым влажным местом в Африке,- до 9655 мм в год.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

Согласно данным переписи населения 2009 г., проведенной Кенийским национальным бюро статистики, в стране проживало 38,61 млн чел. По оценкам ООН в 2011 г. население К. достигло 41,61 млн чел. Большинство населения К. составляют народы, говорящие на нигеро-конголезских языках (64,6%; народы, проживающие на юге и юго-востоке страны), на нило-сахарских языках (30,4%; народы, проживающие на западе К.), на северо-востоке живут кушитские народы (оромо - 1,5%; сомали - 1,4%). Арабы составляют 0,3% (в т. ч. говорящие на нуби, креольском языке на арабской основе). Количество иностранцев незначительно (0,2%). Средняя ожидаемая продолжительность жизни 58 лет (мужчины - 56,7, женщины - 59,2). Естественный прирост населения - 2,86%. При средней плотности населения 70 чел. на кв. км наименее заселены пустынные территории северо-востока, наиболее - зап. часть страны. Степень урбанизации составляет 22%. Государственный строй К.- унитарное гос-во, форма правления -президентская республика. Согласно Конституции, принятой 27 авг. 2010 г., глава гос-ва, президент, избирается всеобщим тайным голосованием на 5 лет. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает и смещает членов правительства, судебных и местных органов власти, имеет право распустить парламент. Премьер-министр назначается президентом, к-рый формирует Кабинет министров из депутатов Национальной ассамблеи. Президент также назначает вице-президента, к-рый является его главным помощником в управлении страной и в случае необходимости выполняет президентские функции. Законодательную власть осуществляет Национальная ассамблея - однопалатный парламент в составе 224 депутатов, из которых 210 избираются в ходе всеобщих выборов, 12 назначаются президентом для представления «специальных интересов», а также генеральный прокурор и спикер парламента по должности. Срок полномочий Национальной ассамблеи - 5 лет. Правовая система К. смешанная, что обусловлено как особенностями процесса формирования национального права во время колониального периода, так и сложностью местных культурных, этнических и религ. традиций страны. Общетерриториальное право К. основано на англ. и обычном праве с учетом ряда особенностей. Судебная система К. построена преимущественно по англ. образцу: существуют гражданские, военные и мусульм. суды кади. Гражданские суды состоят из судов 4 уровней: окружных магистратских, судов магистратского резидента, Высокого суда и Апелляционного суда (высшая судебная инстанция).

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Разделы портала «Азбука веры» 21 Авг 2023 Перепись Росстата: доля домохозяйств, состоящих из одного человека, превысила 40% Более 40% домохозяйств в России состоят из одного человека, а их доля выросла вдвое за 20 лет, показала перепись. По этому показателю Россия догнала европейские страны. Среди причин роста числа одиночек — позднее вступление в брак Последняя Всероссийская перепись населения, проводившаяся в 2021 году, выявила 27,6 млн домохозяйств, состоящих из одного человека. Такой состав домохозяйств занял самую крупную долю среди всех видов, а именно 41,8% из 66,1 млн, следует из ее данных. С начала века доля одиночек выросла почти вдвое — с 22,3% в 2002 году. Результаты переписей в России проанализировали эксперты Института социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН Лидия Прокофьева и Ирина Корчагина в статье для свежего номера журнала «Демографическое обозрение» (ее изучил РБК).   Инфографика: РБК Преобладание одиночек в составе домохозяйств зафиксировано впервые за всю историю переписей населения в Российской Федерации. По итогам прошлой переписи в 2010 году одиноко проживали 14 млн россиян из 54,6 млн домохозяйств, но больше всего было семей, состоящих из двух человек, — 15,6 млн, или 28,5%. Перепись Росстата: доля домохозяйств, состоящих из одного человека, превысила 40% Более 40% домохозяйств в России состоят из одного человека, а их доля выросла вдвое за 20 лет, показала перепись. По этому показателю Россия догнала европейские страны. Среди причин роста числа одиночек — позднее вступление в брак Последняя Всероссийская перепись населения, проводившаяся в 2021 году, выявила 27,6 млн домохозяйств, состоящих из одного человека. Такой состав домохозяйств занял самую крупную долю среди всех видов, а именно 41,8% из 66,1 млн, следует из ее данных. С начала века доля одиночек выросла почти вдвое — с 22,3% в 2002 году. Результаты переписей в России проанализировали эксперты Института социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН Лидия Прокофьева и Ирина Корчагина в статье для свежего номера журнала «Демографическое обозрение» (ее изучил РБК).

http://azbyka.ru/news/rbk-perepis-pokaza...

1998. Vol. 49. N 2. P. 127-142; idem. Glasgow Diocese and the Claims of York//Ibid. 1999. Vol. 50. N 2. P. 89-101; idem. What " s in a Name?: Thaney of Enoch//Ibid. 2000. P. 51. N 1. P. 80-83; idem. A «Lost» Manuscript Life of St. Kentigern//Ibid. 2003. Vol. 54. N 2. P. 227-229; Gardner R. «Something Contrary to Sound Doctrine and to Catholic Faith»: A New Look at the Herbertian Fragment of the Life of St. Kentigern//Ibid. 1998. Vol. 49. N 2. P. 115-126; idem. Kentigern, Columba and Oswald: The Ripon Connection//Northern History. Leeds, 1999. Vol. 35. P. 1-26; Barrow G. W. S. King David I and Glasgow// Idem. The Kingdom of the Scots. Edinb., 20032. P. 203-213; Gough-Cooper H. Kentigern and Gonothigernus: A Scottish Saint and a Gaulish Bishop Identified//The Heroic Age. 2003. N 6 [Эл. ресурс: Broun D. Scottish Independence and the Idea of Britain: From the Picts to Alexander III. Edinb., 2007. P. 124-157; Davies J. R. Bishop Kentigern among the Britons//Saints " Cults in the Celtic World/Ed. S. Boardman et al. Woodbridge, 2009. P. 66-90; Birkett H. The Saints " s Lives of Jocelin of Furness: Hagiography, Patronage and Ecclesiastical Politics. Woodbridge, 2010. P. 85-113, 171-199; Turpie T. J. M. Scottish Saints " Cults and Pilgrimage from the Black Death to the Reformation, c. 1349-1560: Diss. Edinb., 2011. Р. 52, 172-178, 190-197. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1684197.html

В июне 1973 г. К. удалось достичь соглашения с Францией о предоставлении независимости через 5 лет. Однако 22 дек. 1974 г. был проведен референдум, на к-ром 94,6% жителей островов Мвали, Ндзуани и Нгазиджа проголосовали за независимость К., а 63,2% населения о-ва Майотта выступило против. 6 июля 1975 г. по итогам референдума палата депутатов в одностороннем порядке провозгласила независимую Республику Коморских Островов (РКО). Правительственный совет был упразднен, а его председатель А. Абдаллах стал президентом страны. Франция признала независимость нового государства, однако предоставила о-ву Майотта статус своей территориальной единицы. В нояб. 1975 г. РКО (в составе 4 островов) была принята в ООН. 5 июня 1975 г. была образована Апостольская администрация (с 2010 - Апостольский викариат) Коморских Островов. Тогда же на К. прибыли первые протестант. миссионеры из континентальной Африки, однако через 3 года они были изгнаны. Постколониальная история К. ознаменовалась чередой внутриполитических кризисов. 3 авг. 1975 г. в результате бескровного гос. переворота к власти пришел Национальный объединенный фронт К. (создан в кон. 1974) во главе с А. Суалихом. Национальное собрание было распущено, и создан Национальный исполнительный совет, в к-рый вошли представители всех островов, включая Майотту. 2 янв. 1976 г. президентом стал Суалих. Правительство, провозгласившее курс на «национальный социализм», национализировало собственность франц. колонистов и местные крупные землевладения, выслало из страны французских чиновников, отменило действие законов шариата и ограничило влияние мусульм. духовенства. В экономику вводились элементы планирования, создавались гос. плантации. В 1977 г. были распущены все политические партии и орг-ции. Падение жизненного уровня, рост безработицы и антиислам. политика вызвали волну недовольства населения и дестабилизацию обстановки в стране. Антиисламская политика правительства привела к убийству 13 мая 1978 г. Суалиха. Новое правительство Абдаллаха возобновило деятельность частных франц. и местных компаний, возвратило землю крупным собственникам. В окт. 1978 г. была принята новая конституция, страна получила название Федеральная Исламская Республика Коморские Острова (ФИРКО), ислам объявлен гос. религией. В 1979 г. была введена однопартийная система, правящей партией стал Коморский союз за прогресс (Удзима). Авторитарные методы правления Абдаллаха привели к новому гос. перевороту, в результате к-рого в ночь на 27 нояб. 1989 г. он был убит. Победу на президентских выборах 1990 г. одержал лидер партии Удзима С. М. Джохар. Конституция 1996 г. закрепила многопартийную систему.

http://pravenc.ru/text/1841864.html

VII)//Angelicum. R., 1996. Vol. 73. P. 401-433; Valle Rodr í guez C., del. San Julián de Toledo//La Controversia judeocristiana en España: (Desde los orígenes hasta el siglo XIII): Homenaje a D. Muñoz León/Ed. C. del Valle Rodríguez. Madrid, 1998. P. 119-130; Dom í nguez del Val U. Historia de la antigua literatura latina hispano-cristiana. Madrid, 1999. Vol. 4. P. 389-453; G ó mez Heredia A. Julián de Toledo, su «Ars grammatica» y su doctrina métrica de su «Conlatio de generibus metrorum»//Florentia Iliberitana: Rev. de estudios de antigüedad clásica. Granada, 1999. Vol. 10. P. 147-161; Jong M., de. Adding Insult to Injury: Julian of Toledo and His «Historia Wambae»//The Visigoths from the Migration Period to the 7th Cent.: An Ethnographic Perspective/Ed. P. Heather. Woodbridge, 1999. P. 373-402; Moreno Nieto L. Santos y beatos de Toledo. Toledo, 2003. P. 64-73; Ferreiro A. The Visigoths in Gaul and Iberia: A Suppl. Bibliography, 1984-2003. Leiden; Boston, 2006. N 2221-2274; idem. The Visigoths in Gaul and Iberia (Update): A Suppl. Bibliography, 2004-2006. Leiden; Boston, 2008. N 574-589; La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura/Ed. C. Codoñer Merino. Salamanca, 2010. P. 155-172. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия) МАКСИМ († между 408 и 423), проповедник и церковный писатель, еп. Туринский (Тавринский), проповедник и церковный писатель, св. (пам. 25 июня) МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Бережкое, В.И. Искушения чекиста Бокия: вечный революционер. СПб.: ГИОРД, 1999. 67, с. : ил., портр. Мы должны знать своих героев : [соловецкие участники гражданской войны, награжденные орденом «Красного Знамени» – А.П. Ногтев, А.К. Мельников, Н.К. Ярошенко, С.М. Зубков]//Новые Соловки. 1925. 22 февр. 8). Белоконь, А. Начальник СЛОНа: [А.П. Ногтев]//Север. 1994. 5/6. С. 163–168 Годы, люди, события). Ногтева, М. Невольник века: [А.П. Ногтев]//Северные просторы. 1994. 4. С. 42–45. Моисеев, СЛ. «Это был железный человек...»: [H.A. Френкель]//Соловецкий вестник. 1994. 82. С. 7. Флоренский, П.В. Нафталий Френкель//Наш современник. 2010. 7. С. 210–214. Соболева, ТА. История шифровального дела в России: [Г.И. Бокий, Ф.И Эйхманс, А.М. Горький]. М. : ОЛМА-пресс, 2002. с., л. ил. Kypamoe, ΑΛ. Эйхманс Федор Иванович//Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1 : История Архангельского Севера. С. 452. Эйхманс Федор Иванович (1897–30.09.1938): руководитель Вайгачской экспедиции//Календарь знаменательных и памятных дат, 2007: [Ненецкий автономный округ]. Нарьян- Мар, 2006. С. 108–109. Визиты в СЛОН «Персей» у нас в гостях//Новые Соловки. 1926. 13 июня. Ширяев, Б. Люди с моря: [экскурсия членов СОК на «Персей», стоящий на рейде Соловков]//Новые Соловки. 1926.13 июня. Научные работники центра в Соловках: [к дню празднования годовщины СОАОК прибыли на Соловки: от Акад. Наук – проф. П.Ю. Шмидт, от Центр. Бюро Краеведения – проф. Д.Д. Руднев, от Ленингр. ун-та им. Зиновьева и Парголовской биостанции – проф. А.Ф. Бенкен. Ученые осмотрели биолабораторию, биосад, музей, Преображенский заповедник, сельхоз в Муксальме и лисий питомник на Глубокой губе]//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 115–120. Простосердов, H. К приезду ленинградских гостей. Гости о Соловках//Новые Соловки. 1926. 4 июля. Научные работники центра в Соловках//Новые Соловки. 1926. 4 июля. Содерж.: Посещение сельхоза; Торжественное заседание в день годовщины СОАОК/Краевед. Работники центра о научных работах на Соловках. Письмо профессора Руднева//Новые Соловки. 1926. 15 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руси XV-XVI вв.: Заметки к оценке явления// Он же. Slavia Cyrillomethodiana: Источниковедение истории и культуры юж. славян и Древней Руси. М., 2010. С. 39-64; Попов Г. Новооткрити химнографски произведения на Климент Охридски и Константин Преславски//Български език. 1982. Год. 32. 1. С. 3-36; он же. Химнографското наследство на св. Климент Охридски//КМС. 2000. Кн. 13. С. 42-49; он же. Службата на слав. първоучител Методий в Хлудовия миней 156//Старобългарска лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 3-20; он же. Акростих в гимнографическом творчестве учеников Кирилла и Мефодия//Древнеслав. литургическая поэзия: XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, 15-21 авг. 2003). Тематический блок 14: Доклады. R.; Sofia, 2003. С. 30-55; он же. Проблеми на химнографското творчество на Климент Охридски: Към въпроса за пентикостарния състав на староизводните слав. триоди//Старобългаристика. 2008. Год. 32. 2. С. 3-58; он же. За принадлежността на старобълг. Канон за пренасяне мощите на св. Йоан Златоуст към химнографското творчество на Климент Охридски//Старобългарска лит-ра. 2009. Кн. 41/42. С. 31-43; В. Климент и Наум Охридски во народната mpaдuцuja. Ckonje, 1982; Добрев И. Бил ли е Климент Охридски епископ на Драговища//Старобългарска лит-ра. 1983. Кн. 13. С. 29-41; он же. Текстологични проблеми на Климентовото творчество//Там же. 1990. Кн. 22. С. 14-33; он же. Климентовото химнографско творчество и Октоихът//Хиляда и осемдесет години от смъртта на Наум Охридски. София, 1993. С. 107-123; он же. Фрайзингенски молитви//КМЕ. 2003. Т. 4. С. 306-315; Ваитапп W. Die Faszination des Heiligen bei Kliment Ochridski. Münch., 1983; Велковска Е. Наблюдения върху строежа на «Похвално слово за Кирил»//КМС. 1984. Кн. 1. С. 159-185; Николова С. Някои текстологически проблеми в панегиричното творчество на Климент Охридски: По мат-ли от «Похвално слово за пророк Илия»//Там же. С. 63-119; она же. Св. Климент Охридски и писмената култура на правосл. славяни през Средновековието//Там же. 2000. Кн. 13. С. 50-57; Коледаров П.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

В 1921 г. указом свт. Тихона , Патриарха Московского, настоятелем мон-ря был назначен архим. Аркадий (Гусев). За сопротивление изъятию церковных ценностей в 1923 г. его арестовали и осудили вместе с братией. С 1923 г. до закрытия мон-ря 19 авг. 1924 г. обязанности настоятеля исполнял игум. Пахомий (Шкамерга). В 1925 г. прошел ряд показательных судебных процессов над абалакскими иноками. 10 мая 1925 г. часть обители была передана группе обновленцев во главе со свящ. П. Д. Соколовым. С февр. по авг. 1927 г. на территории мон-ря содержался под стражей сщмч. Петр (Полянский) . В 30-х гг. XX в. был закрыт и обновленческий приход. На территории мон-ря размещались школа-интернат, дом престарелых, хозяйственные учреждения, в алтаре Троицкого храма была устроена кузница, а в самом храме - гараж. В 1989 г. обитель с разрушенными храмами и монастырскими постройками была возвращена Церкви, ее священноархимандритом стал еп. Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) . В 1994 году обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), который отслужил молебен перед Абалакской иконой Божией Матери. Юридически А. м. был зарегистрирован 22 нояб. 1996 г. В авг. 1998 г. наместником А. м. назначен игум. Зосима (Горшунов; впосл. архимандрит). В 1999 г. утвержден устав мон-ря. В том же году возобновлена традиция совершения крестного хода накануне дня памяти свт. Иоанна, митр. Тобольского (в июне). 17 мая 2007 г. было совершено торжественное освящение колокола подаренного мон-рю православными журналистами Тюменской области; 13 мая 2010 г. колокол подняли на колокольню. 6 окт. 2007 г. освящены и установлены кресты и купола на Знаменском соборе и церкви прп. Марии Египетской. 2012 г. закончена реставрация храма Марии Египетской, в 2013 г. - Никольского храма. Ежедневно в соборе совершаются богослужения. По традиции в день престольного праздника, 2 авг., в мон-ре проводится ежегодное собрание монашествующих Тобольской митрополии под председательством правящего архиерея.

http://pravenc.ru/text/62412.html

В храмах и монастырях К. и Г. е. находятся чудотворные иконы Божией Матери: Молченская (см. Иверская икона Божией Матери ) — в путивльском Рождество-Богородицком монастыре и в Софрониевой пустыни, Путивльская — в Преображенском соборе в Путивле, Дубовичская — в Преображенском храме в г. Кролевце, Воргольская в кафедральном Вознесенском соборе в Конотопе, Глинская «Рождества Пресв. Богородицы» икона (Пустынно-Глинская) и Нерукотворный образ Спасителя — в Глинской пуст. Ежегодно совершаются крестные ходы: из путивльского Преображенского собора — в Молченский монастырь с Молченской иконой Божией Матери (7 мая), из «Городка» (детинца летописного Путивля и места явления Путивльской иконы) — в городской собор (15 мая), из Глинской пуст.— в кафедральный Анастасиевский собор Глухова с Пустынно-Глинской иконой в память избавления Глухова от холеры в 1848 г. (1 авг.). Архиереи: еп. Пантелеимон (Романовский; 22 июня — 29 дек. 1993), архиеп. Ионафан (Елецких; 29 дек. 1993 —27 авг. 1995, с 1994 в сане архиепископа), еп. Анатолий (Гладкий; 27 авг. 1995 —30 марта 1999), еп. Иннокентий (Шестопаль; 30 марта 1999 — 8 мая 2008), архиеп. Лука (Коваленко; 8 мая 2008 —23 дек. 2010), еп. Иосиф (Масленников; 23 дек. 2010 — 20 июля 2012), еп. Роман (Кимович; с 22 июля 2012). Монастыри Действующие: Молченская Софрониева пуст. (мужская, в с. Нов. Слобода Путивльского р-на, основана в XV в. (?), впервые упом. в документах в 1591, закрыта в 1921, возобновлена в 2001), путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Путивле, основан в 1-й четв. XVII в. как мужской, закрыт в 1925, возобновлен в 1992 как мужской, с 1997 женский), Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (мужской, в с. Сосновка Глуховского р-на, основана в сер. XVII в., закрыта в 1922, возобновлена в 1942, вновь закрыта в 1961, вновь возрождена в 1994, с 1996 ставропигиальная). Упраздненные: путивльский в честь Преображения Господня (мужской, в Путивле, существовал в XIII в., упразднен в нач. XVII в.), путивльский Свято-Духов Новодевичий (женский, в Путивле, упом.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010