Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Иосиф (Масленников), еп. Запорожский и Мелитопольский. Фотография. 2010 г. Иосиф (Масленников), еп. Запорожский и Мелитопольский. Фотография. 2010 г. (Масленников Алексей Александрович; род. 3.11.1978, с. Слободзея (ныне Слобозия, Республика Молдова)), архиеп. Роменский и Бурынский. С 1992 г. живет на Украине. Исполнял послушание пономаря, иподиакона в Симферопольской епархии. 22 марта 1996 г. пострижен в рясофор с именем Филипп. 24 марта 1996 г. Запорожским и Мелитопольским еп. Василием (Злотолинским ; впосл. архиепископ) рукоположен во диакона. 7 янв. 1997 г. рукоположен во иерея, 4 апр. того же года пострижен в мантию с именем Иосиф. В 2000 г. удостоен права ношения наперсного креста. В 2001 г. возведен в сан игумена. В 2004 г. окончил Белгородскую ДС, в 2006 г.- заочно КДА. С авг. 1997 по май 2005 г. был настоятелем храма во имя вмч. Димитрия Солунского и храма во имя блгв. кн. Олега Брянского в с. Астраханка Мелитопольского р-на Запорожской обл. В июле 2005 г. был назначен настоятелем Воскресенской ц. в г. Витебске (Белоруссия). В дек. 2006 г. переведен на должность настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Запорожья. 19 июня 2008 г. возведен в сан архимандрита. 11 нояб. 2008 г. определен Свящ. Синодом Украинской Православной Церкви (УПЦ) епископом Вольнянским, викарием Запорожской епархии. 18 нояб. в трапезном храме Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресвятой Богородицы хиротонию И. во епископа возглавил Киевский и всея Украины митр. Владимир (Сабодан) . 14 апр. 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ назначен епископом Запорожским и Мелитопольским, 24 нояб. того же года - председателем Синодального отдела по делам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. 23 дек. 2010 г. назначен епископом Конотопским и Глуховским. 20 июля 2012 г. назначен епископом Ямпольским, викарием Конотопской епархии. 15 марта 2013 г. освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи. 25 сент. того же года назначен правящим архиереем новоучрежденной Роменской епархии. 17 авг. 2015 г. митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведён в сан архиепископа. Соч.: Слово... при наречении в еп. Вильнянского, викария Запорожской [Электр. ресурс]. Лит.: Журнали зaciдahhя Свящ. Синоду Украïнськоï Православноï Церкви biд 11 листопада 2008 Iocuф, Зanopiзьkuй i Meлimonoльcьkuй//orthodox.org.ua/uk/node/3810; Журнали зaciдahhя Свящ. Синоду Украïнськоï Православноï Церкви biд 14 kbimhя 2009 [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578521.html

В 2010 г. продолжилась практика перенесения святынь из одних частей Московского Патриархата в другие для поклонения. Так, с 18 июля по 19 авг. 2010 г. в Москве находилась чудотворная икона Божией Матери « Призри на смирение » из Введенского монастыря Киева, а в период с 22 нояб. по 6 дек. 2010 г. на Украине пребывала Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление», которая хранится в крестовом храме рабочей Патриаршей резиденции в Москве. Переходя к характеристике внутренней жизни епархий и приходов РПЦ, Патриарх Кирилл напомнил, что Архиерейское Совещание 2010 г. распространило на все епархии инициативу епархиального собрания г. Москвы о введении на всех приходах штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников. Однако это решение, по мнению Патриарха, реализовывалось недостаточно успешно, в особенности в сельских приходах. Докладчик предложил постепенное решение проблемы. На первом этапе следовало обратить внимание на введение упомянутых штатных должностей, в первую очередь, в крупных приходах, особенно в городских, а также в благочиниях. Лица, занимающие эти должности, должны иметь доход, который позволял бы им полностью посвятить себя возложенному на них служению. Для подготовки необходимых кадров профильными Синодальными отделами организовывались специальные курсы. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те было создано отделение молодежной и социальной работы, куда епархии могут направлять своих представителей для получения полного высшего образования по соответствующим специальностям. Патриарх Кирилл указал на необходимость отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и недорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местностях, где трудно собрать необходимые для строительства средства. Это вызвано соотношением численности населения и количеством приходящихся на него храмов: в среднем по России на один храм приходится 11 600 чел. населения, исторически относящегося к Православию; лучший показатель по России – 3 000 чел.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Юрчук Михаил Иванович; 1962-2021), митр. Луганский и Алчевский Митрофан (Юрчук Михаил Иванович; 1962-2021), митр. Луганский и Алчевский (Юрчук Михаил Иванович; 19.11.1962, пос. Белогорье Хмельницкой обл. УССР - 18 июня 2021, г. Луганск), митр. Луганский и Алчевский. Из рабочей семьи. В 1981 г. окончил среднюю школу. В 1981-1983 гг. проходил срочную армейскую службу. Затем был иподиаконом у Винницкого архиеп. Агафангела (Саввина ; впосл. митрополит), по рекомендации которого в 1984 г. принят в Одесскую ДС. В 1987 г., по окончании семинарии, поступил в МДА. В 1988 г. в рамках обмена студентами между Русской и Польской Православными Церквами был направлен в Христианскую теологическую академию в Варшаве , к-рую окончил в 1993 г. с ученой степенью магистра богословия. Во время обучения в Варшаве исполнял обязанности воспитателя и преподавателя Варшавской ДС. 21 авг. 1990 г. принял постриг с именем Митрофан в Троице-Сергиевой лавре. 1 сент. того же года был рукоположен во диакона, 16 сент.- во иерея. В 1994 г. был принят в число братии Киево-Печерской лавры и начал преподавать в КДА и КДС. Занимал должность инспектора, затем - проректора. В 1994 г. возведен в сан игумена, в 1995 г.- в сан архимандрита. 30 июля 2000 г. хиротонисан во епископа Переяслава-Хмельницкого, викария Киевской митрополии, назначен управляющим делами Украинской Православной Церкви (УПЦ). 9 июля 2003 г. возведен в сан архиепископа. 22 нояб. 2006 г. назначен председателем Синодальной комиссии по диалогу с Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ), 31 мая 2007 г.- архиепископом Белоцерковским и Богуславским. 9 сент. 2009 г. возглавил возобновленную Синодальную комиссию УПЦ по диалогу с УАПЦ и рабочую группу по подготовке диалога с представителями УПЦ КП. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ, с 5 марта 2010 г. член президиума. С 29 янв. 2010 г. председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики (до 23 окт. 2014), член Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, с 23 окт. 2014 г. член Комиссии по вопросам отношения к инославию и др. религиям. 14 июня 2011 г. назначен настоятелем Серафима Саровского преподобного мужского монастыря в г. Белая Церковь. 8 мая 2012 г. был назначен председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ. Освобожден от должности управляющего делами УПЦ, оставлен в числе постоянных членов Синода УПЦ. 20 июля 2012 г. назначен архиепископом Луганским и Алчевским. 28 авг. 2014 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2563446.html

В сент. 2009 г. указом Патриарха Московского и вся Руси Кирилла В. назначен временно управляющим Пензенской епархией. 31 мая 2010 г. решением Свящ. Синода утвержден правящим епископом Пензенским и Кузнецким с освобождением от обязанностей наместника Николо—Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Решением Свящ. Синода от 6 октября 2010 г. В. назначен ректором Пензенской духовной семинарии. 27-28 декабря 2011 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Пензенской обл. 26 июля 2012 г. назначен главой новообразованной Пензенской митрополии . C 26 июля 2012 г. по 19 авг. 2013 г. был временно управляющим Сердобской епархией. 1 авг. 2012 г. возведён в сан митрополита. 25 дек. 2013 г. переведён на Рязанскую кафедру и назначен главой Рязанской митрополии. 19 марта 2014 г. утверждён в должности священноархимандрита Троицкого мужского монастыря города Рязани. 30 мая того же года назначен также временно управляющим Скопинской епархией. 22 окт. 2015 г. переведён на Оренбургскую кафедру, на должность главы Оренбургской митрополии. Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. утвержден в должности священноархимандрита Димитриевского мужского монастыря г. Оренбурга. С дек. 2017 г. по март 2018 г. временно исполнял обязанности ректора Оренбургской духовной семинарии. В. награжден орденами св. Владимира 3-й (1980) и 2-й степени (1988), св. Даниила Московского 2-й степени (2000), свт. Иннокентия, митр. Московского 2-й степени (2013). Лит.: Наречение и хиротония архим. Вениамина (Зарицкого) во еп. Люберецкого, викария Московской епархии//ЖМП. 2003. 8. С. 18-24; Еп. Люберецкий Вениамин//ЦВ. М., 2003. 15 (268). С. 10. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/150293.html

По решению Синода ГПЦ от 18 авг. 2003 г. Сагареджойско-Гурджаанская епархия была разделена на Гурджаанско-Велисцихскую и Сагареджойско-Ниноцминдскую. Правящим архиереем Сагареджойско-Ниноцминдской епархии был избран и хиротонисан настоятель лавры Давидгареджи архим. Лука (Ломидзе), к-рый управляет епархией по сей день ( Вардосанидзе. 2010. С. 513). Клир Сагареджойско-Гурджаанской епархии составляют еп. Лука, игумен, 2 иеромонаха, 4 монаха, 11 монахинь, 2 протоиерея, 9 иереев. Архиереи. Епископы Н. е. Захария (1553-1556), Малахия (1557-1560), Силуан (1561-1584), Иосиф (предположительно Чолокашвили; 20-е гг. XVII в.- 1638), Косма (1639 - 40-е гг. XVII в.), Закария (Макашвили; 1651-1654), Иосиф (Макашвили; 1665 - кон. 60-х гг. XVII в.), Николай (Андроникашвили; 1671-1676), Арсений (1679-1691), Иосиф (сын Арагвского эристава; 1692-1697), Иосиф (Вачнадзе; 1702-1737), Митрофаний (брат Арагвского эристави Баиндура; 1738-1740), Иоанн (Джандиери (также Моуравис-дзе); 1741-1743), Иоанн (Джорджадзе (также Барамишвили); ок. 1743), Савва (Тусисшвили; 1744-1784), Иоанн ( Макашвили; 1784-1795), Антоний (Багратиони; 1786-1787, впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний II ), Михаил (Инасаридзе; 1796-1802), Стефан (Джорджадзе (также Ениселт Моуравис-дзе); 1803-1811), Каллистрат (Цинцадзе; 31 окт. 1925 - 1927), Ефрем (Сидамонидзе; 1927-1928), Иерофей (Аивазашвили; 16 дек. 1928-1942), Димитрий (Лазаришвили; 23 мая 1943-1947), Димитрий (Иашвили; 1952-1958); управляющие Н. е. Алавердские и Бодбийские епископы: Алавердский Давид (Бурдуладзе; кон. 50-х гг. XX в.- † 1963), Алавердский и Бодбийский Роман (Петриашвили; 1967-1971), Бодбийский Иларион (Самхарадзе; 1975-1978), Афанасий (Чахвашвили; Бодбийский в 1978-1991, Алавердский в 1992, Бодбийский в 1993-1995), Бодбийский Даниил (Датуашвили; 22 мая - дек. 1992), Бодбийский Давид (Махарадзе; 21 дек. 1992 - 28 авг. 1993); Сагареджойско-Гурджаанские епископы: Авраам (Гармелиа; 1996-1998), Андрей (Гвазава; 18 окт. 1998 - 2001), Вахтанг (Ахвледиани; 2001-2002); епископ Сагареджойско-Ниноцминдский Лука (Ломидзе; с 18 авг. 2003) ( Шаоршадзе. 2008. С. 157). Храмы и монастыри Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

10 окт. 2009 г. решением Свящ. Синода РПЦ назначен по поставлении во епископа Павлово-Посадского викарием Московской епархии. 29 нояб. того же года хиротонисан во епископа в Христа Спасителя храме в Москве. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . 25 дек. 2009 г. утвержден в должности наместника ставропигиального Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря (до 28 июля 2012). С 5 марта 2010 г. председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. С дек. 2010 по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного адм. округа Москвы (Петропавловское благочиние). 22 марта того же года назначен на Ставропольскую и Невинномысскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; включен в состав Высшего Церковного Совета РПЦ. 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Ставропольской митрополии. 18 июля возведен в сан митрополита. 1 авг. 2012 г. указом Президента РФ включен в состав Совета по делам казачества при Президенте России. С июня по дек. 2012 г. временно управлял Георгиевской епархией, с марта по июль 2014 г. временно управлял Элистинской епархией. Указом Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева) от 16 ноября 2017 г. назначен почетным настоятелем храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле г. Москвы, в связи с усвоением храму статуса казачьего. Награжден орденами блгв. кн. Даниила Московского 3-й и 2-й степени. Соч.: Православие - основа мировоззрения и жизненной философии казачества: Интервью//ЖМП. 2010. 5. С. 48-53. Лит.: Наречение и хиротония//ЖМП. 2010. 1. С. 19-24; Определения Свящ. Синода//Там же. 2012. 7. С. 11-12. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1840339.html

Определением Синода РПЦ от 31 мая 2010 г. прот. Аркадий избран епископом Орехово-Зуевским, викарием Московкой епархии. 17 июля того же года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. 18 июля возведен в сан архимандрита. 20 авг. в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря Патриарх Кирилл совершил наречение и 21 авг. возглавил архиерейскую хиротонию П. 22 дек. 2010 г. назначен управляющим приходами на территории Северо-Восточного адм. округа г. Москвы (Троицкое благочиние). Определением Синода от 22 марта 2011 г. включен в состав Высшего Церковного Совета РПЦ. На том же заседании Синода переведен на Смоленскую и Вяземскую епархию с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Решением Синода РПЦ от 5-6 окт. 2011 г. утвержден настоятелем (священноархимандритом) Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря. Определением Синода РПЦ от 27-28 дек. 2011 г. включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (15 марта 2012 г. переименован в Патриаршую комиссию по вопросам семьи и защиты материнства; см. ст. Патриаршие комиссии ). 12 марта 2013 г. освобожден от управления Смоленской епархией и назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. С 16 марта 2013 г. управляет Восточным викариатством г. Москвы. 2 апр. 2018 г. возглавил Комиссию по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. 2 апр. 2018 г. назначен председателем Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 11 мая 2020 г. назначен почетным настоятелем храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, при Центральной клинической больнице святителя Алексия г. Москвы. В янв. 2021 г. включен в экспертный совет Фонда для тяжелобольных детей «Круг добра».

http://pravenc.ru/text/2578872.html

Макарий (Оксиюк; 22 апр. 1945 - 7 июля 1951; впосл. митрополит), архиеп. Фотий (Топиро; 27 дек. 1951 - 20 авг. 1952), архиеп. Панкратий (Кашперук; 15 нояб. 1952 - 23 июля 1956), архиеп. Палладий (Каминский; 23 июля 1956 - 31 мая 1960), архиеп. Григорий (Закаляк; 15 сент. 1960 - 15 окт. 1964), архиеп. Дамиан (Марчук; 15 окт. 1964 - 8 окт. 1965, до 10 сент. 1965 епископ), митр. Николай (Юрик; 31 окт. 1965 - 23 нояб. 1983, до 18 апр. 1966 епископ, до 17 июня 1971 архиепископ), митр. Никодим (Руснак; 23 нояб. 1983 - 13 сент. 1989, до 9 апр. 1985 архиепископ), архиеп. Ириней (Середний; 13 сент. 1989 - 10 апр. 1990, в наст. время митрополит), еп. Андрей (Горак; 18 апр. 1990 - июль 1992, перешел в неканоническую УПЦ КП), Тернопольский еп. Сергий (Генсицкий; июль-сентябрь 1992, в. у., в наст. время митрополит), архиеп. Августин (Маркевич; 20 сент. 1992 - 20 июля 2012, до 28 июля 1998 епископ, в наст. время митрополит), еп. Филарет (Кучеров; с 20 июля 2012, с 28 июля 2017 в сане архиепископа, с 17 авг. 2019 в сане митрополита). Монастыри Действующие: Межигорский Онуфриевский (мужской; основан в 1993, в 2007 зарегистрирован в с. Мельничном Турковского р-на, в 2010 переведен в с. Межигорье того же района), львовский в честь Преображения Господня (женский; основан в 2003 в с. Сопошин Жолковского р-на, с 2004 во Львове). Упраздненные: Богородице-Рождественский Синеводский (мужской, в бывш. г. Синеводск (или Синеволодск), ныне урочище Монастырище близ пос. В. Синевидное Сколевского р-на; упом. под 1240), Юрьевский (мужской, во Львове; основан после 1269 (1280?), сожжен в 1340, вновь упом. с 1493, с 1700 униатский), Михайловский (мужской, во Львове; упом. под 1250, упразднен до XVI в.), Созанский Михайловский (мужской, в с. Созань совр. Старосамборского р-на; упом. под 1291), Полонинский Задеревачский (мужской, близ совр. с. Задеревач Стрыйского р-на; упом. в XIII в.), Смольницкий Успенский (мужской, в с. Смольница совр. Старосамборского р-на; упом. с 1407, с 1691 униатский), Подгородищенский Онуфриевский (мужской, с.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Сергий ехать в Пехлеви отказался. 18 июля 1938 г. Смелов отправил Архиерейскому Синоду РПЦЗ письмо с просьбой «разрешить ему принести покаяние перед Епископом Урмийским Иоанном для воссоединения с Церковью и получения права на исполнение обязанностей псаломщика в Казвине». Синод разрешение дал (Там же. Д. 170. Л. 3). Позднее Синод предписал архим. Виталию провести чин воссоединения Смелова через исповедь и всенародное покаяние в тегеранском храме (Указ 195 от 9 марта 1939 г.), т. к. у него не было возможности прибыть в Багдад к еп. Урмийскому Иоанну. Однако в Тегеран Смелов не прибыл скорее всего из-за болезни и попросил разрешения у архим. Виталия «сделать это в Казвине у священника Сергия Бадалова» (Там же. Д. 176. Л. 3). На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ 22 июля/4 авг. 1939 г. было зачитано письмо архим. Виталия, в котором сообщалось, что Смелов «перед смертью покаявшийся и отрекшийся от обновленческих заблуждений» умер в Казвине (Там же. Д. 180. Л. 2). Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 4 марта 1941 г. иером. Владимир (Малышев) из Русской духовной миссии в Иерусалиме был назначен 2-м священником храма в Тегеране. Свято-Николаевский храм, размещенный в доме на ул. Аромане, не мог принять всех прихожан, особенно по большим праздникам. К нач. 40-х гг. XX в. положение изменилось. 6 февр. 1941 г. на сев. окраине Тегерана, напротив миссии США, был приобретен земельный участок, где 21 авг. 1944 г. состоялась торжественная закладка церкви. 8 марта 1945 г. были водружены кресты на купола храма. Из молитвенного дома был перенесен и установлен в новом храме иконостас, ранее принадлежавший Александро-Невской посольской ц. 9 апр. 1945 г. состоялось освящение нового храма. 1946-2010 гг. После кончины архим. Виталия (Сергеева) в 1946 г. настоятелем Свято-Николаевского собора в Тегеране стал иером. Владимир (Малышев), возведенный в сан архимандрита. Архим. Владимир при храме открыл классы по изучению рус. языка и Закона Божия. Для молодежи прихода устраивал летние лагеря.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ ИСПОВЕДНИК [Греч. Μξιμος Ομολογητς] (580 - 13.08.662, Лазика (Зап. Грузия)), прп. (пам. 21 янв., 13 авг.), отец Церкви. Источники Основные житийные материалы Известны 2, существенно расходящиеся между собой, версии жизни М. И. Первая основана гл. обр. на его Большом греч. Житии (BHG, N 1234), к-рое имеется в 3 отличающихся редакциях, датируемых X-XI вв. ( Neil. 2001; Roosen. 2010). Вторая версия основана на сир. псогосе («поругании»), к-рый был написан противником М. И. монофелитом Григорием Решайнским (см. ст. Монофелитство ) в кон. VII или нач. VIII в. и опубликован С. Броком ( Brock. 1973; рус. пер.: Григорий Решайнский. 2004. С. 322-331; далее - Vita syr.). Большое греч. Житие, судя по надписанию в редакции 1, было создано в Х в. студийским мон. Михаилом Эксабулитом; однако, по мнению П. Аллен и Б. Нил, он является не автором, а, скорее, редактором этого Жития. Наиболее пространная редакция Большого греч. Жития - редакция 3 (XI в., Neil, Allen. 2003). Она наименее надежна с т. зр. последовательности событий (особенно это касается периода ссылки и судов над М. И.). Редакция 1 (PG. 90. Col. 68-109) содержит отдельные «Документы из ссылки» в правильном порядке, но в сокращенном виде; она зависит от редакции 2 (неизданной); в ней имеется лакуна, восполненная Р. Девресом по редакции 2 ( Devreesse. 1928. P. 18-23). Имеется также Житие (BHG, N 1236d), зависящее от 3-й редакции Большого греч. Жития (не издано, содержится в единственной рукописи Bucur. Acad. Romana. 610 (418), XVI в.). Пространное «Житие и страдания Максима» (Vita et passio Maximi; CPG, 7707/1) известно в 2 редакциях: 1-я редакция (Recensio Mosquensis; BHG, N 1233m) издана на основе московской рукописи (ГИМ. Син. греч. 380 (162), 1022 г.; Муретов. 1913; Епифанович. 1917. С. 1-10); 2-я редакция (Recensio Atheniensis; BHG, N 1233n) не издана, содержится в афинской рукописи (Athen. gr. 2560, XI в.,). По мнению М. Д. Муретова ( Муретов. 1913. С. 2) и Р. Бракке ( Bracke. 1980. P. 327-383, 424-429), это Житие (называемое редакцией 4) самое древнее, однако Я. Л. ван Дитен ( Dieten. 1982) и Аллен ( Allen. 1985) считают самой древней эпитому в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 329-332). Только в нем и еще более краткой эпитоме (BHG, N 1236; Епифанович. 1917. С. 21-22) имеется рассказ о пребывании М. И. при дворе имп. Ираклия, о его уходе в мон-рь в Хрисополе и о том, что он был похоронен в мон-ре св. Арсения ( Allen. 1985. P. 18). Б. Росен убедительно показал, что Жития BHG, N 1233m, 1233n и 1234 происходят независимо от 1 утраченного источника ( Roosen. 2010). Соотношение Большого греч. Жития и его редакций с др. Житиями и эпитомами весьма сложное и продолжает быть предметом споров (см.: Ibidem). Наиболее полное издание Жития М. И. в рус. переводе осуществлено Муретовым ( Муретов. 1913).

http://pravenc.ru/text/2561638.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010