См. ниже (здесь же) прав. 40 – VI Всел. соб. Обеты должны даваться по зрелом размышлении, сознательно и свободно и потому в известном возрасте. Потребно же теперь изъявить то, что девою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и предпочетшая жить во освящении. Обеты же тогда признаем действительными, когда возраст достиг совершенного разума; ибо детские слова в сем деле не подобает почитать совершенно твердыми. Но имеющую более шестнадцати лет возраста, имеющую власть над своими помышлениями, долго испытываемую и пребывшую твердою в намерении и с молением просящую о своем принятии, подобает, наконец, принимать в чин дев и обет таковые утверждать и за нарушение наказывать неотменно. Ибо многих родители и братия и некие из родственников прежде совершенного возраста приводят не по собственному их стремлению к безбрачию, но промышляя чрез то для себя нечто житейское: таковых не должно легко принимать, доколе не узнаем ясно собственного их расположения. Вас. Вел. пр. 18. Поскольку прилепляться к Богу посредством удаления от шума житейского очень спасительно, то нам должно принимать избравших монашеский образ жизни не без исследования безвременно, но соблюдать и в отношении к ним правило, преданное нам от отцов; поэтому должно принимать обет жизни по Богу тогда, когда он тверд, сознателен и рассудителен, после полного раскрытия разума. Итак, имеющий принять на себя иго монашеское пусть будет не менее десяти лет; впрочем, и здесь зависит от усмотрения предстоятеля, не найдет ли он полезнее продлить для него срок вступления и утверждения в монашеской жизни. Ибо хотя Вас. Вел. в своих священных правилах узаконяет причислять к чину дев добровольно посвящаю себя Богу и избирающую девство по исполнении ей семнадцати лет; но мы, последовав примеру правил вдов и диаконисс, соответственно с ними назначили избравшим монашескую жизнь указанный срок. У божественного Апостола написано, что вдовица должна быть избираема в церкви шестидесяти лет ( 1Тим.5:9 ); а священные правила предали рукополагать диакониссу сорока лет; поскольку усмотрели, что Церковь по благодати Божией стала крепче и идет вперед и верные тверды и благонадежны в соблюдении божественных заповедей. Тоже и мы, хорошо усмотрев соответственно сему определили скорее назнаменовать на имеющем начать подвиги по Богу благословение благодати как бы печать какую, доводя его таким образом до того, чтобы он долго не медлил и не колебался или, лучше сказать, побуждая к избранию добра и утверждению в нем. VI Всел. соб. пр. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

2 Zachariae a Lingenthal: Collectio Libr. jur. gr – romani ineditorum. Lipsiae 1852. Επανογωγη το νμου π Βασλιου κα Λεοντος κα λξανδρου. T. III. a. 87–88. 4 Кормчая книга так толкует наименование патриарха: «Аще кто вопрошает тя, глаголя, что есть патриархово именование? И отвещай ему: патри (πατρι) толкуется отцем, а еже арх (αρχη) начало сказуется, яко быти патриарх еже всем есть отцем начало, малейшим и великим». Гл. 67. Сказание о мантии патриархов. 5 Исключение составляет распространительное толкование слова: «еретик». Это толкование принадлежит государственному законодательству, именно впервые установлено Юстинианом (см. нов. 109), а затем удержано и в позднейшем законодательстве. Между тем каноническое право тщательно различает понятия еретик, раскольник и проч. См. Св. Вас. Вел. прав. 1. 8 См. также толкование к 28 прав. Халкид. соб. Иначе толкует Аристин; он разделяет именно это насильственное и не доброе толкование: «одинаковыя преимущества и одинаковую честь – гов. он в комментарии к 3-му прав. II Всел. соб. с римским епископом должен иметь и епископ Константинопольский, как и в 28 прав. Халкидонскаго собора понято это правило, потому что этот город есть новый Рим и получил честь быть градом царя и синклита. Ибо предлог «по» здесь обозначает не честь, но время, подобно тому, как если бы кто сказал: по многом времени и епископ Константинопольский получил ровную честь с епископом Римским». 13 Le Quien, Oriens christianus, T. I. Этот счет далеко не точен: в Асийском округе было несравненно более митрополитов. Припомним, что в цветущую эпоху К-польского патриархата Русская митрополия занимала 61-е место. 16 Таким порядком назначались все русские митрополиты Киевского или домосковского периода. В Московский период этот порядок изменяется в смысле приближения к каноническому: мало по малу патриарх только рукополагает и утверждает избранника русского собора 18 Примеров приложения К-польским патриархом права интерпретации ц. канонов можно найти во множестве в толкованиях Вальсамона, в Acta et diplomata Th. Miklosich и в Русской Исторической Библиотеке т. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Крещение, по правилам св. Церкви, должно быть совершаемо в церкви, и только в случае нужды дозволяется совершать его в доме (VI Всел. Соб., прав. 31, 59: Дух. Регл. 2, § 9; Книга о долж. Прасв. прих., § 83 и Инстр. Благоч., § 6) 1108 . Крещение не должно быть совершаемо ни в какой другой жидкости, кроме воды. Вода должна быть чистая, не смешанная с другим веществом, не искусственная (Прав. Исп. ч. 1, вопр. 103 и Испов. Вост. Патр., гл. 16) 1109 . В одной и той же воде можно крестить несколько младенцев, не отливая от нее и не приливая вновь. Имена же всех младенцев должно произносить порознь одно после другого (1733 года, июля 18-го, опред. Свят. Син., гл. 2-я) 1110 . В зимнее время не крестить в весьма холодной воде (Инстр. Благ., пункт 15). Воду после крещения должно выливать в чистыя места [Номок., прав. 199, 7206 (1696), дек. 26-го; Патр. Андр. Указн., ст. 3-я]. Во время крещения возжигать при купели три свечи [Соборн. Деян., бывших в Москве 7175 (1667) г., 2, пункт 9-й]. Взрослого, т. е. начиная с семилетнего возраста (Тимоф. Александр., прав. 1). желающего креститься, Святая Церковь не прежде допускает до святого крещения, как наперед испытав, искренно ли он желает оставить прежние заблуждения и войти в общение с Православной Церковью, и огласив его, т. е. научив вере Христовой. Оглашение совершается и при крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники (νδοχος), которые и поручаются за веру крещаемого (Прав. Испов., ч. 1, вопр. 103. Прав. Катех. Послед. крещ. в Требнике) 1111 . По образцу крещения младенцев совершается крещение детей до семилетнего возраста 1112 . Оглашение совершается одинаково над всяким младенцем, имеет ли младенец православных родителей или иноверных 1113 . Над возрастными же оглашение совершается не над всеми одинаково. Иначе, например, оно совершается над иудеями, иначе над магометанами 1114 . При крещении возрастных соблюдается следующее: желающие креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяются от общества неверующих, при чем нарекают им христианское имя 1115 . Затем совершаются три оглашения. Указано их совершать у церковных дверей. В первом оглашении желающие креститься подробно исчисляют заблуждения их веры – иудеи свои (Чинопослед. соедин. из инов. к Прав. Церк. и в особой книжке), магометане свои (там же), отрекаются от них и изъявляют желание сочетаться Христу. Во втором оглашении раздельно исповедуют догматы Православной Церкви и читают клятвенное исповедание, что они отвергаются от всех прежних заблуждений, приемлют догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха или нищеты, долга или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Первое и второе оглашение бывает только над возрастными. Третье оглашение совершается и над возрастными и над младенцами. В нем совершается отрицание сатаны и сочетание Христу 1116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

19      ап. прав, запрещается производить в клир бывших женатыми на двух сестрах или племяннице. Оно читается так: «имевший в супружестве двух сестер, или племянницу не может быти в клире.» Здесь идет речь, как и в 18 ап. пр., о лицах, с которыми клирикам не дозволяется вступать в брак. 19 ап. пр. устраняет из клира лиц, осквернивших свой брачный союз кровосмешением. Хотя церковь , на основании заповеди ап. Павла ( 1Кор. 7:12–16 ), не требует непременно расторжения браков, заключенных до крещения, однако, для вступления кого-либо из язычников новообращенных в клир, требовалось, чтобы их брак не был заключен в близких степенях родства. 19 ап. пр., запрещая принимать в клир имевших в супружестве двух сестер (после одной другую) или племянницу, тем самым показывает, что брак от времен апостольских был запрещен совершенно до четвертой степени, а в боковых линиях до трех степеней включительно. Правила о родстве в основаниях своих церковью христианскою заимствованы из закона Моисеева ( Лев. 18:6–14; 15–18 ). В Новом Завете мы почти не находим указаний на этот предмет. В общих выражениях касались этого вопроса и отцы церкви в первые века христианства. Даже в 5 пр. Феофила Алекс, позволяется новообращенному из язычества, женатому на своей родственнице, оставаться в клире, если он был введен в него по неведению его брака на родственнице, и, если он после крещения не сообщался с нею. Только уже 6 всел. собор в 53 и 54 прав, дал положительное указание на то, в каких степенях родства плотского и духовного запрещается брак, служащий вместе с тем и препятствием для вступления в клир. В 53 пр. 6 всел. соб. запрещается вступать в брак восприемнику с матерями воспринятых детей, а в 54 прав, того же собора говорится: «аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерью, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матер и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконного супружества.»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

О взаимных отношениях клириков между собою, в сфере своих служебных обязанностей, говорится: в 29, 15, 33, 13, 55, 56, 28, 11 45, 65, 70, 71, 72 и 73 ап. правилах. 29 ап. правило подвергает извержению из сана и отлучению от церкви как принявшего за деньги рукоположение клирика, так и рукоположившего: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною Петром.» Господь Христос, сообщая апостолам сокровища своей Божествен, благодати ко спасению верующих, заповедал им: «туне приясте, туне дадите» (Мф.10:8). Апостолы, верные этому слову Спасителя, так и поступали в церкви Христовой. А когда Симон волхв думал за деньги приобрести от апостолов дары Святого Духа для чудотворений, то ап. Петр в ответ сказал ему: «сребро твое да будет с тобою в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати» ( Деян.8:18,20 ). От Симона волхва произошло поносное имя симонии, или святокупства, когда кто за деньги старается получить, или другому сообщить благодать священства, и таким образом непродаемую благодать Св. Духа делает предметом купли, чем–то служебным, подчиненным. Апостольское правило полагает за симонию чрезвычайное, двойное наказание: и извержение из сана, и отлучение от церкви. Такому же наказанию правило подвергает и рукополагающего за деньги, как виновного вдвойне, и в корыстном злоупотреблении даров благодати, и в поставлении заведомо недостойных служителей церкви. Взять за рукоположение, когда бы то ни было, прежде ли, после ли, вовремя ли рукоположения, по правилам церковным, все равно (Вас. Вел. 90 пр.). Не только за рукоположение, но кто из епископов или пресвитеров требует за преподаниие святого причастия денег или чего иного, тот должен быть извержен, по 23 пр. VI всел. соб. Точно также должен быть извержен, по 19 пр. VII всел. соб. и тот, кто за деньги принимает в монашество. 15 ап. прав, запрещает пресвитерам и прочим клирикам переходить из одного прихода или епархии в другое место без воли своего епископа: «Аще кто, пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, в иный от идет, и совсем преместяся, в другом жити будет без воли епископа своею: таковому повелеваем не служити более, и наипаче, аще своего епископа, призывающего ею к возвращению, не послушал.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

Отсюда: а) хотя в пасении стада Христова участвуют все вообще лица, освященные на служение Церкви, или преимущественно на совершение таинств, – так как они учением и священнодействием водительствуют души ко спасению: но церковное правительство, в собственном смысле, составляют только предстоятели Церкви (Епископы), обладающие всем полномочием духовным и в учении, и в священнодействии и во власти духовной. Этот то высший чин пастырей составляет собственно так называемую иерархию Церкви; они по преимуществу и называются Иерархами. 23 б) Лица, не имеющие ни тайнодейственной, ни пастырской власти в Церкви, а только одни служебные должности, хотя бы и принадлежали к церковному клиру, не могут составлять церковного правительства, и след, отдельно не представляют в себе церковную иерархию. Таковы напр. диаконы. I Всел. прав. 18-е говорит: «диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они служители суть Епископа и низшие Пресвитеров; ниже сидети позволено диаконам посреди Пресвитеров (сн. VI Всел. пр. 7. Лаод. пр. 20). Таковы лица монашествующие, не имеющие священного сана. «Монашествующие, говорит IV вселенский Собор, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у Епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри» (прав. 4). Сн. Соф. Соб. (879) прав. 2: «обеты монашества содержат долг повиновения и ученичества, а не учительства или начальствования; монашествующие обещаются не иных пасти, а пасомыми быть». Так как Церковь имеет над собой единую, верховную и вечную Главу, Иисуса Христа: то уже по этому самому церковная видимая власть не может быть неограниченной. Но рассматривая раздельно состав Церкви, мы можем точнее определить значение в ней власти иерархической. Церковь , как мы сказали выше, имеет две стороны: внешнюю, видимую, составляемую обществом верующих, и внутреннюю или духовную, заключающую в себе учение веры, таинства, духовные права Церкви, и благодать Божию, во всем этом действующую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Единственно еп. Апполинарий категорически отказался его подписать. Это случилось еще до возвращения митр. Платона из Европы. Вернувшись, он собрал всех епископов в Нью Иорк и 18/31 января 1927 года огласил послание к Американской пастве, где говорится, что «Синод архиереев в Карловцах не каноничен, что ему поэтому не следует подчиняться и что Американская епархия отселе будет считаться «самоопределяющейся церковью». Все епископы это обращение одобрили за исключением епископа Аполлинария, который заявил, что архиерейский Синод он признавал и признает каноничным, как по своему происхождению, так и по составу его теперешнему, повиновался и повинуется ему как судебно-административной власти; права Американской епархии на «самоопределяемость церковную» отрицает. В ответ на такое заявление митр. Платон со своими викариями устранили его от управления диоцезией Сан-Франциско и от настоятельства прихода Свято-Троицкого Собора и лишили его всех прав служения в церквах Америки. Синод в ответ на незаконное устранение епископа Аполлинария, указом от 14/27 апреля 1927 г. ном. 464 определил: «так как означенное решение митр. Платона и его викариев состоялось с нарушением священных канонов (9 правила Третьего Вселенского Собора, 16 прав. Двукр. Соб., Третьего прав. 7-го Всел. Соб., 19 и 23 прав. Антиох. Соб., 12 прав. Лаодик. Соб., 13-го прав. Карфаг. Соб. и друг.), согласно коим епископы увольняются и их кафедры замещаются по суду архиереев всей церковной области, на архиерейском Соборе...» решение митр. Платона считать неканоническим и, как таковое, недействительным. 18 /31 марта 1927 г. Архиерейский Синод определил: а) В ысокопреосвящ. митр. Платона освободить от управления Сев.-Американской епархией, с запрещением ему священнослужения в пределах Сев.-Американской епархии; б) впредь до назначения в Америку нового архиерея временное управление названной епархией поручить Преосвященному Аполлинарию, епископу Сан-Францискому». Митрополит Платон 2-го февраля 1927 года учредил «Священный Синод», назначив председателем его епископа Бруклинского Евфимия, сиро-араба.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Амвросия Констант. патр. Анфимом 14 окт, 1846 г., за 2 недели до чиноприёма его в раскол, д) акт Константинопольской патриархии от 18 марта 1876 г., в коем высказан взгляд Греческой Церкви на иерархию от м. Амвросия, как на недействительную, е) определение Поместного Собора Русской Церкви 1667 г. о расколе и о лицах священного сана в нём вообще, как осудившее и отлучившее их, ж) каноны древней Вселенской Церкви, как то: 1-ое прав. Васил. Велик., 4 прав. 2 Всел. соб. о Максиме Кинике, – V-й Всероссийский Миссионерский Съезд обращается к Поместному Собору Русской Церкви с молением, при разрешении сего вопроса, считаться еще и с тем обстоятельством, что положительное решение вопроса о чиноприёме лиц австрийского раскола, без видимого и основательного къ сему побуждения со стороны массы австрийского раскола, до сих пор и в мысли не желающей воссоединиться с Православною Церковью , как якобы еретической, по их убеждению, может повредить самой Православной Церкви в глазах верующего православного народа по своей видимой и противоречивой неустойчивости, а посему необходимо считать австрийскую иерархию по-прежнему самочинной, незаконной, безблагодатной, неканоничной и принимать клириков австрийской иерархии как мирян, согласно 1 прав. св. Васил. Вел. и 37 гл. кн. Кормчей – посл. Констант. соб. к Мартирию епископу, – где сказано: „яко потщаливии мирстии человецы поставляются в сан, в нем же беша». Журнал пленарного заседания за 8, от 2 августа Слушали доклад 1-й секции по вопросам, касающимся клятв патриарха Макария и Собора 1656 года. По обсуждении доклада, собрание большинством голосов против 4-х приняло следующие положения: 1) Клятвы патр. Макария и Собора 1656 г. были положены отнюдь не на всех крестящихся двуперстно, а только на тех, которые с двуперстием соединяли еретическое мудрование, которые двуперстию усвояли значение неизменяемого догмата веры, которые хулили церковь и которые, вследствие того, отделились от православных христиан, употреблявших троеперстие, по примеру всех восточных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В своей местной Церкви, то есть во вверенной ему епархии, епископ есть главный учитель и главный правитель, а также, – что особенно важно, – «обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение», их «первый совершитель и священнодействователь» 147 . Только епископу предоставлено в Церкви право: а) рукоположения в священные степени (χειροτονα, ordination) – 1Тим.5:22 ; Тит.1:5 ; Апост. правила 1-е и 2-е; б) освящения мира (ποησι χρσματο) – Карф. соб. прав. 6-е; и антиминса – см. VII Всел. соб. прав. 7-е; Симеон Солунск. О свящ. и таинствах, гл. 127. «Звание епископа так необходимо в Церкви, что без него ни Церковь церковью, ни Христианин христианином, не только быть, но и называться не может» 148 . Одну из важнейших забот епископата составляет непрерывное восполнение церковной иерархии. По словам св. Епифания, «чин епископов существует для рождения отцов, ибо ему свойственно такое распространение отцов в Церкви» 149 . Вторую степень священства, низшую епископской по дарованной ей благодати и подчиненную ей, составляют пресвитеры. Они заимствуют свои благодатные полномочия от епископа чрез таинственное рукоположение, сами же не имеют права, да и не в силах 150 рукоположить кого-либо в священный сан: подобная попытка со стороны пресвитера, при любых обстоятельствах, была бы лишь тщетным святотатственным посягательством на непринадлежащие ему права – посягательством, караемым по всей строгости церковных законов 151 . Само собой разумеется, что и лицо, рукоположенное пресвитером или собранием пресвитеров, никогда и ни под каким видом не может быть признано имеющим какую-либо священную степень, как безусловно чуждое благодати священства. Что среди иерархических лиц первенствующей Церкви с самого начала были различные по достоинству степени епископа и пресвитера (в позднейшем значении этих терминов), видно из повествования св. Иринея Лионского о встрече ап. Павла в Милете с ефесскими пастырями, которых дееписатель называет сначала «пресвитерами» ( Деян.20:17–18 ), а затем «епископами» ( Деян.20:28 ). «Когда, – говорит св. Ириней, – епископы и пресвитеры, пришедшие из Ефеса и других ближайших городов, собрались в Милете,... то (ап. Павел), свидетельствуя им о многом, ... прибавил: знаю, что уже не увидите лица моего» 152 . Таким образом, св. Ириней ясно различает епископов от .пресвитеров в среде ефесских «пресвитеров-епископов», а его свидетельство чрезвычайно важно, так как он мог точно знать или от св. Поликарпа, еп. Смирнского, или от кого-либо из преемников призывавшихся в Милет пастырей, – кого именно призывал туда ап. Павел. Пресвитеры также имеют власть учить, священнодействовать и управлять в Церкви, но совершают это свое служение в зависимости и под наблюдением своего епископа. Они не должны преступать его воли (Апост. правило 39-е) и подлежат его надзору и суду ( 1Тим.5:17, 19 ). Пресвитер может совершать все таинства и священнодействия кроме хиротонии, освящения мира и антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания. Аще кто от клира скопит себе самого, да будет извержен. Ибо убийца есть самого себе. Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Прав. свят. Ап. 22 – 24. Срав. также 1 Всел. соб. прав. 1 и Прав. св. Anocm 21 90 . γ) Богатство; бедствия и несчастия. Богатство и христианское употребление его; предосудительность любостяжания, расточительности и скупости. – См. выше (об обетах) Гангр. соб. пр. 21. Если они (богатство и вещи мирские) приходят к кому обильно по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель и не должен желать их с чрезмерною жадностью сердца, по словам свящ. Псалмопевца: богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ). Испов., II, отв. на вопр. 31. Любостяжание есть неумеренное желание богатства и имущества. О сем грехе Писание говорит: ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.18:16 ). И Апостол: сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Противоположная сему пороку добродетель есть щедрость, как сказано: он 91 расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки ( Пс.111:9 ). От любостяжания рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, бесчеловечие, огрубение сердца, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие подобные. Посему кто хочет избежать сего греха, должен памятовать произвольную нищету Христа Господа нашего, как Он сам говорит о Себе: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. Притом должен помышлять, что он приставник богатства, а не господин и что в день суда должен отдать отчет Богу в своем управлении. Испов., III, отв. на вопр. 26 и 27. Почему любостяжание относится к идолопоклонству? Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). потому что любостяжательный человек более работает богатству, чем Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010