А 16-е правило того же собора (Лаод.) повелевает: по субботам с другими Писаниями читать и Евангелие. Ибо прежде существующего теперь чина в молитвах и песнопениях в субботу совершались только молитвы и таким образом священники приносили безкровную жертву; Евангелие же или какое-либо другое Писание не читалось в церкви, так как на основании правил [Ап. 64; VI Всел. 55. Кормч. Изд. 1816 г. стр.53.] обыкновенно праздновали, но не постились и не преклоняли колен в субботу [Пр. изд. буквально, с добавл. из Вальсамона и Зонары.]. А 17-е (того же соб.) с заботливостию повелевает, чтобы псалмы Давида были разделяемы на кафизмы и чтобы между ними были чтения, дабы народ, утомляясь непрерывностию псалмопения, не удалялся от церкви [Изъясн. из Вальсамона. Таковое же указание цели постановления 17-го пр. соб. Лаод. и в слав. Кормч.: " Да не трудни бывше собравшеся, на леность уклонятся " . Стр.53. Пр. Пом. соб. с толк. стр.227-228.]. А 18-е (правило того же соб.) повелевает, чтобы и на девятом часе и на вечерни читались преданные молитвы и чтобы не слагал, кто хочет, собственных молитв и не произносил их в собраниях [Прав. с изъясн. из Зонары и Вальсам.]. Согласно с сими правилами определяет и 103-е (116-е) прав. собора Карфагенского, чтобы т.е. в молебствиях всякой литургии читались только те молитвы, которые составлены просвещеннейшими (мужами) и утверждены собором, и предначинательные, т.е. произносимые до божественного Евангелия, и молитвы предложения оглашенных, в которых священники предлагают их Богу, и молитвы при возложении рук на хиротонисуемых и бывших в покаянии, а не допускать молитв новых, вводимых некоторыми; ибо, что не испытано отцами - сомнительно и возбуждает страх, чтобы не было примешано несоответствующего правой вере [Из Зонары на прав. 106 Карф.]. А 19-е правило собора Лаодикийского говорит, что прежде должны быть молитвы об оглашенных и тех, которые находятся в покаянии, а потом молитвы о верных; потом, определяет правило, одним только освященным позволено входить в алтарь и (там) приобщаться. Ищи еще в 9-й гл. буквы Β правила 5-е и 20-е собора Гангрскаго.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Прав. 15 карф. собора 401 г. 173. Ориген более чем через 150 лет после своей смерти был предан анафеме Феофилом александрийским и затем вторично на константинопольском соборе 543 г. (Socrat., Hist. eccl.VII,45) [Migne, s.g., t.67, col.836], также Феодор мопсуестийский - на V всел. соборе, папа Гонорий на VI всел. соборе. В одном из своих посланий (185) Августин пишет ad Bonifac.-comitem: si vera essent, quae a Dooatistis objeeta sunt Caeciliano (en. карфагенскому) et nobis possent aliquando monstrari, ipsum jammortuum anathematizaremus [Migne, s.L, t.33, col.794]. 174. Чл.10 Послания восточных патриархов. Лев I в послании 18 (аи. 108) ad Theodor. ForojulieDsem пишет: Quod manens in corpore non recepit, consequi exutus earne Июп poterit. Nec necesse est, nos eorum, qui sic obierint merita actusque discutere, cum Dominus ieus noster, cujus judicia nequeunt comprehendi, quod sacerdotale minijsterium implere non potuit, suae justitiae reservaverit [Migne, s.L, t.54, col.1012]. 175. Прекрасно говорите об этом Киприан в одном из своих посланий (66) ad clerura Furnit. [Migne, s.1., t.4, col.397 и сл.]. 176. CyrillHierosol., Cateches. mystag. 5,9 [Migne, s.g., t.33, col.1116). Cyprian. ep.16,62 [Migne, s.L, t.4, col.268 и сл., col.400]. Hieron., Comment. in Jerem. c.11 [Migne, s.L, t.24, col.752 и сл.]; in Ezech. c.18 [Migne, s.1., t.25, col.167 и сл.]. диптихах см. Suicerus, Thesaurus, I,922-924; DiirCange, Glossarium, I,314; Kraus, Real-Encyklopadie, 1,364. 177. См. соответствующие места служебников: архиерейского и священнического. 178. Деяния всел. соб., V,189,191. Правило 82(93). Разсуждено такожде о отпущениях на свободу, бывающих в церкви, да будет прошение к царю (Ап. 72; IV всел.4; трул. 85; гангр.3; карф. 64). В этом правиле возобновляется постановление 64 карфагенского правила относительно того, что необходимо исходатайствовать у государственной власти подтверждение права церкви относительно освобождения рабов. Примечания: 179. Прав. 16 карф. собора 401 г.; в Кормчей пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

на 31 апост.; ср. 12 сард.; на 10 прав. 7 всел. соб.; на 26 гл. 1 тит. пом. и на 2-ю гл. тит. 8-го; на 18 прав. 1 всел. соб.). Но эта самая тенденция Вальсамона сообщала его толкованиям высокую практическую важность. Он являлся апологетом действующего права византийской церкви, и это доставило ему, по мнению современников и отдаленного потомства, первенство между всеми толкованиями канонического кодекса восточной церкви. Уже в 14 в. константинопольский патриарх Филофей называл его искуснейшим канонистом голос которого решает самые трудные и запутанные вопросы церковной практики. Даже светские юристы пользовались трудами Вальсамона, в особенности его толкованиями на номоканон, откуда они брали многие места в свои компиляции по гражданскому праву, например – в так называемый «Дополненный Прохирон», составленный в 14 веке. Сколько известно, один только голос на востоке отозвался о нашем канонисте не совсем одобрительно, укоряя его в некоторой непоследовательности и даже противоречиях. Это – Дмитрий Хоматин, архиепископ болгарский, автор значительной массы канонических ответов и трактатов, младший современник Вальсамона. И нельзя не сознаться, что приведенный упрек имеет свои основания. Так, напр., в толкованиях на номоканон Вальсамон отмечает один и тот же закон, то как принятый в Базилики, то как не принятый (Геймбах, История греко-рим. права, стр. 314; ср. 335). Равным образом в толкованиях на синтагму он не всегда следует своему принципу, что каноны должны иметь преимущество перед законами, и нередко отдает предпочтение этим последним (см. его толков. на 58-е прав. лаод. собора и на 90 и 146-е карфаг.). § 32. Алфавитная синтагма Властаря и  Επιτομ τν καννων Арменопула Толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, принятые высшей церковной властью, как необходимое руководство для правильного понимания и приложения к современной практике древних церковных канонов, сделались как бы необходимой принадлежностью канонического кодекса восточной церкви. Можно сказать, что на практике они ничем не отличались от самих правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Восприемники При крещении как младенцев, так и возрастных необходимо должны быть восприемники (Const apost 3. 16, св. Дион. Ареоп. De eccl. bapt. cap. 2 Тертул. о крещ. 8. Прав. катих. 81 стр. Треб. крещ. и пр.). При крещении возрастных, восприемники служат свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и, таким образом, устраняют в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и пр., и отвечают на вопросы при крещении за таких, которые, по болезни, не могут давать ответов сами за себя (VI Всел. Соб. пр. 59. VII Всел. Соб. пр. 14. Карф. пр. 54). При крещении детей, восприемники произносят за них исповедание веры и необходимые ответы, а впоследствии обязаны принять на себя попечение о их духовном воспитании, т. е. утверждении их в вере и благочестии (О долж. пресв. §87 прав. Кат. 81, стр. и пр.). Восприемников обыкновенно бывает два: мужщина и женщина. Впрочем, их может быть и больше; но все другие лица, кроме первой пары, считаются уже не восприемниками, а свидетелями крещения (Синод. ук. 1834 г., 18 Июн.). В случае же нужды, при младенце мужского пола довольно одного только восприемника, и при младенце женского пола – одной только восприемницы; наконец, в нужде смертной крещение может быть совершаемо даже и без восприемников (Больш. треб. указ. пред крещ. Л. 7 на обор.). Восприемниками могут быть только лица православного исповедания и «знающие нужные члены веры ко спасению; понеже восприемник зде держит лице крещаемаго и обеты за него Богу творит» (О долж. пресв. приходск. §80). Если же по причинам «политическим» случилось бы быть и иноверному лицу восприемником, то он обязан читать Символ веры Православной Церкви (Там же, примеч. 2-е.). Не должны быть восприемниками: – несовершеннолетние 25 ; – монахи и монахини (Номок. при бол. треб. Синод. ук. 1844 г., Окт. 17). Муж и жена не могут быть восприемниками одного младенца, но у одних родителей могут воспринимать разных детей разновременно (Там же. Указ. Св. Син. 17 Окт. 1884 г.). Отец и мать не могут быть восприемниками своего дитяти, в противном случае супружество их должно быть расторгнуто (Номок. пр. 209).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

187 Швец. О. Истинность старообряд. иерархии, стр. 12; Мина, иером. Разб. Апол. стар. иер., стр. 22; Механик., в Замеч. Е. Антон. ст. 345; Усов. Церк. Хрис. врем. без еписк., стр. 68. 188 Швец. Истинность, стр. 12; Мина иером. Разб. Аполог., стр. 19; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 345; Усов. Церк. Хрис. врем. без еписк., стр. 68. 189 Швец. Истин., стр. 13; Мина, иерох. Разб. Апол., стр. 20–21; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 345–346. 195 Вот подлинные слова бл. Иеронима: «Если в то время (на Никейском соборе) триста, даже того более, епископов приняли несколько таких человек, которых могли отвергнуть без всякого ущерба для Церкви, то я удивляюсь, что есть некоторые, и при том сторонники Никейского исповедания веры, так суровые, что полагают, будто три возвратившиеся из ссылки исповедника не должны были, в крайности, сделать ради спасения всего мира то, что столькие и такие мужи сделали по доброй воле» (Разгов. правосл. против люцифериан. в Твор. бл. Иерон. ч. IV, стр. 78–84). 198 Мина, иерох. Разб. Апол., стр. 29–30; Механ., в Зам. Е. Ант. стр. 348–349. Это место приводится и безпоповщинскими защитниками, напр., Коноваловым, в свою пользу (Прав. Путев. 1905 г., т. I, стр. 883). 218 О таких православных клириках говорится и в определении III всел. соб.: «единомудрствующим... с собором членам клира, читаем здесь, отнюдь никоим образом не подчиняться отступившим или отступающим епископам» (Деян. всел. соб. т. VII, стр. 93). 226 В ответах Пешехонова указываются еще 33 Ап. пр., Антиох. 5 пр., Карф. 10 пр., Сардик. 18 и 19 пр., 6 вс. с. 37 пр. Но все эти правила не приложимы к беглым попам (Бр. Сл. 1887, 1, 657–664). 227 Механик. (Брат. Сл. 1895, II, 26); Пав., архим. Собр. соч. 1, 317: И. Алекс. О бегст. иер. (Брат. Сл. 1889, I, 677–678). 233 Григ., м. Ист. др. Хр. Ц. 1, 280–281; Пав., архим. Собр. соч. 1, 360–361; Антон. Е. Рассмотр. кн. Механик., стр. 376–377. Читать далее Источник: Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества : Применит. к программе духов. семинарий/Сост. преп. Олонецкой духовной семинарии К. Плотников. - 7-е изд., вновь переработ. - Санкт-Петербург : Тип. И.В. Леонтьева, 1911. - II, 228 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

собора, «ради гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям принимают на себя, из корыстных целей.» Основание для подобного запрещения заключается в том, чтобы дать возможность иерархическим лицам свободно заниматься своим высшим, божественным служением, не дозволяя себе вмешательства в мирские дела и народные смятения для приобретения постыдной прибыли. Еще ап. Павел в послании к Тимофею запрещает епископу и вообще клирикам быть скверно стяжательными, корыстолюбивыми ( 1Тим.3:3–4 и дал.), повелевая им заниматься, после духовных дел, только своими семейными обязанностями. Каноны церковные дозволяют клирикам принимать на себя только попечения о сиротах, о церковных делах, о вдовах, бедных, беспомощных, но распоряжению своего духовного, или по поручению гражданского начальства, также дозволяется им воспитание детей, особенно преподавание закона Божия (IV всел. соб. 3 пр. VII всел. 10 правило). 81      ап. правило представляет собою дальнейшее разъяснение 6 ап. пр. Здесь запрещается духовным лицам не только вообще принимать на себя мирские занятия и попечения, как в 6 ап. пр., а в частности запрещается входить в дела народного управления, как такие дела, которые должны быть сторонними для лиц, занятых духовным управлением людей ко спасению: «Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но не упустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никто же может двум господам работати, по Господней заповеди» (Мф.6:24). Запрещение 81 ап. прав, вдаваться клирикам в народные управления основывается на учении самого Христа относительно духовной и светской власти в мире. Изречения Господа: «воздадите Кесарево, Кесареви и Божия, Богови» ( Лк.20:25 ) и «царство Мое несть от мира сего» ( Лк.18:36 ) ясно показывают раздельность, самобытность и неприкосновенность мирской, светской власти от власти духовной, при всей важности последней.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iz-...

190 Чижман приводит примеры епископских советов с следующим составом членов: 1) Кроме епископа: хартофилакс, протекдик, логофет, иеромнимон, сакелларий, второй пресвитер; 2) скевофилакс, протекдик и притонотарий; 3) Хартофилакс и протекдик; 4) Хартофилакс, протекдик, референдарий в иеромнимон. S. 219. 194 В новелле Алексия Комнена от 1094 г. представляется следующая аналогия в защиту такого высокого положения хартофилакса: «а как ныне мое царское величество узнало, что некоторые архиереи из соревнования пытаются умалить преимущество хартофилакса и, выставляя на вид правила, ими доказывают, что он не должен садиться выше архиереев, когда им должно собираться для какого-нибудь дела и сидеть с ними вместе прежде входа твоей святыни (т.е. патриарха): то моему царскому величеству показалось не ясным, чтобы дело одобрявшееся в течение столь долгого времени и принятое вследствие долговременного молчания как прежними патриархами, так и другими архиереями и даже теми самыми, которые ныне неосновательно смотрят против него, чтобы такое дело было отменено, как излишнее и отложено, как совершаемое по пренебрежению. Итак, определяется, что это дело основательное и вполне справедливое (!) И благо было бы, если бы архиереи и впредь не колебали недвижимое и узаконенное отцами... Но если некоторые из них, ревнуя о букве правила (ибо от смысла его отступили далеко) и еще будут стараться исполнить свое желание... то мое царское величество соизволяет истолковать и разъяснить состав правила.... Это самое правило (18 1 Всел. соб.) угрожает епитимиею и архиереям: почему, зная правило и тщательно исполняя букву его, неосновательно обманывали они свою совесть и с нарушением правила терпели и одобряли, что сидели ниже прежних хартофилаксов? В возмездие за пренебрежение священных правил мое царское величество повелевает таковым удалиться к своим церквам и в сем случае точно сообразуясь c церковным правилом и в отмщение пренебрегающим правила выводя теже самыя священныя правила – и проч. Эту новеллу можно читать в толковании Вальсамона к 18 прав. 1 Всел. собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

По постановлениям отцов, устроявших на соборах благочиние церковное, дьяконам нельзя сидеть посреди пресвитеров, и если он может сесть в присутствии пресвитера, то только с его позволения (18 правило Первого Всел. собора, 20 прав. соб. Лаодикийского, 7 правило Шестого Всел. собора.). Тем более это имеет свое приложение по отношению к причетникам. Несмотря на это, священнику не следует показывать ни превозношения, ни заносчивости в своем обращении с подчиненными членами клира. Нехорошо сделает священник, если будет смотреть как на слугу, на своего дьякона и псаломщика, и едва будет удостаивать их своей беседы, обращаясь к ним только с жестким повелительным словом. Соборные правила удерживают за ним власть по отношению к ним и право требовать от них возможного уважения к его сану. Но едва ли кто одобрит его, если он без всякого повода со стороны своих клириков, с буквальной точностью будет держаться указанных правил. Они занимают хотя низшее положение по отношению к священнику, но все же, по своему служению, и весьма часто и по происхождению, братья его, хотя и меньше. Братским обращением с ними, полным близкого и теплого участия к ним, священник более, чем другим чем-либо, может привязать их к себе и сделать их преданными и исполнительными слугами и помощниками себе в разных отношениях. Скажут, что, пожалуй, уважать не будут священника подчиненные члены его причта, если он слишком приблизит их к себе и станет обращаться с ними запанибрата. Едва ли это можно допустить по отношению к большинству лиц, стоящих на низших степенях клира. У людей нельзя не предполагать сознания своего положения, и оно не дозволит им переступить границы должного почитания своего настоятеля. Если же кто забудется, священник всегда может напомнить таковому о его зависимом положении и о том месте, какое ему принадлежит в ряду других. Но и это, когда есть к тому вызов, лучше делать не строгим начальническим тоном, а в духе братского вразумления. Последнее больше может подействовать на забывающегося, тогда как начальническая строгость, при выговоре, может оскорбить подвергшегося ему, и не столько исправит его, сколько возбудит в нем неудовольствие на священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

386 В своем толковании на это правило Зонара, между прочим, пишет: « ... А противоречит оно, т.е. 25-е (34-е) пр. Карфаг. соб., и в ином отношении другому правилу; ибо 21-е пр. Лаодик. соб, повелевает, что иподиаконы не должны прикасаться к священному». Там же, стр. 459. 388 «Постановлено и сие: аще некоторые небрегут о приобретении Кафолическому единению мест, принадлежащих к престолу их: да обличатся от соседних тщательных Епископов, дабы не отлагали сего дела…» 397 13-е пр. св. Василия В. гласит: «Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн». 401 Мнение Зонары разделяет и Аристин, истолковавший синопсис настоящего правила также согласно с полным его текстом. 403 Апост. 29-е и 30-е, 45-е, 77-е и 78-е, 83-е; Никейск. 1-го 8-е, 17-е, 19-е; Халкид. 9-е; Трул. 7-е, 30-е, 48-е, (два решения), 51-е, 64-е, 87-е (два решения·), 88-е, 91-е, 92-е (два решения), 93-е, (четыре решения), 94-е (два решения), 98-е, 99-е; 7-го всел. 2-е, 3-е (два решения), 4-е, 5-е, 9-е, 12-е (два решения), 13-е, 14-е, 17-е (два решения), 18-е, 19-е (три решения); Анкир. 4-е, 7-е, 12-е, 15-е (два решения), 16-е, 25-е; Неокес. 2-е, 5-е, 8-е (два решения); Антиох. 10-е, 12-е; Сардик. 1-е, 3-е, 7-е, 11-е; Карф. 12-е (два решения), 13-е (два решения), 15-е (15-е–18-е), (четыре решения), 45-е (54-е), 55-е (66-е) (три решения), 71-е (82-е) (два решения), 104-е (117-е), 120-е (134-е) (три решения), 132-е (147-е); Константиноп. в хр. св. Апост. предислов., прав. 2-е (два решения), 3-е, 6-е (четыре решения), 7-е, 9-е, 10-е (два решения), 13-е; Григория Неокес. 1-е (2-е); Василия В. 26-е (два решения), 37-е, 40-е, 43-е, 48-е, 51-е, 53-е, 77-е, 78-е и 79, 80-е (два решения), 88-е. 406 Халкид. 5-е; Кар. 85-е (96-е), 88-е (99-е), 93-е (103-е), 93-е (104-е), 97-е (109-е и 110-е), 100-е (113-е), 117-е (131-е), 118-е (132-е), 127-е (141-е); св. Василия В. 15-е я 16-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Испов., II, отв. на вопр. 49. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное. 8-е Блаженство. Блаженство сие принадлежит тем, которые возвещают истину, обличая пороки и беззаконие нечестивых. за что преследует их великая ненависть, так что часто они лишаются и жизни, как-то потерпел Иоан Креститель от Ирода и другие. Оно принадлежит всем учителем Церкви, проповедникам Евангелия, исповедникам, которые за учение свое и спасительное наставление часто получают в награду ненависть и неблагодарность от учеников и слушателей своих. – Испов., II, отв. на вопр. 60. Учитель, хотя бы и мирянин, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит 97 ибо все будут научены Богом ( Ин.6:54 ). – Апост. Постанов. кн. VIII, гл. 32. Аще кто подложные книги нечестивых, аки святыя, в церкви оглашает ко вреду народа и клира, да будет извержен. – Прав. св. Апост., 60. Обучающиеся гражданским законам не должны употреблять языческих обычаев, именно: ходить в театры, или совершать так называемые килистры, или одеваться в одежды, не находящиеся в общем употреблении, ни в то время, когда начинают учение, ни тогда, когда приходят к концу его, ни вообще в течение этого обучения. Если кто отныне осмелится делать так, да будет отлучен. – I Всел. соб. прав. 71. См. еще (выше об уважении к ближним) Катих. стр. 116. б) Обязанности распространения и утверждения доброй нравственности между людьми; соблазн и его вред. См. выше (о духовных делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 48. См. ниже (о нехристианах) Катих. стр. 77; срав. (первая половина, о вменении) Испов., III, отв. на вопр. 44 и 45. Кроме телесного убийства нет ли убийства духовного? Родь духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской ( Мф.18:6 ). Катих. стр. 111. Сия заповедь (шестая) учит, чтобы ни один человек, боящийся Бога, не совершал убийства не только телесного, но и душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010