Послесловие Мы подводим итог нашему краткому исследованию, предлагая следующие выводы и замечания: 1) Вселенский Патриархат не имел никакого канонического права вмешиваться в юрисдикцию иной Поместной Церкви (в данном случае Русской) и, следовательно, совершил серьезнейшее каноническое преступление, а именно вторжение. 2) Со стороны раскольников не было искреннего покаяния. 3) Священный Синод Вселенского Патриархата по ошибке, не имея канонических полномочий и вне своей юрисдикции вынес безапелляционное решение по каноническим делам бывших клириков иной церковной юрисдикции — Русской Церкви. 4) Вселенский Патриархат не имел канонического права восстанавливать в сане раскольников другой церковной юрисдикции, поскольку в данном случае мы имеем дело и с таким нарушением, как вторжение на чужую территорию. Право принимать апелляции также недействительно. 5) Отец Никита верно замечает, что Патриарх — не Папа и не «первый без равных», но, тем не менее, все же замалчивает новую экуменическую теорию «первого без равных», которая вышла из недр Вселенского Патриархата, поскольку первым ее ввел Преосвященный митрополит Пергамский г-н Зизиулас, а дополнил Преосвященный Архиепископ Американский Элпидофор. 6) Попрание священных канонов и произвол, откуда бы они ни исходили, не врачуются, не легализуются со временем, но это возможно путем возвращения к соблюдению священных канонов, которые богодухновенно установили святые и богоносные отцы, и канонического порядка Церкви, равно как и возложением ответственности на тех, кто творит беззаконие и попирает каноны. Попытка отца Никиты представить «всю правду» об украинском вопросе оказалась в высшей степени неудачной. Несмотря на утверждение автора о том, что все, о чем он повествует, способствует демонстрации «всей правды», все, чего ему в итоге удается добиться, так это дать читателю ложную и дезориентирующую картину украинского вопроса, по всей вероятности для того, чтобы не прийти в противоречие с вышестоящей церковной властью — Вселенским Патриархатом, избежать «перипетий», как ему самому, так и монастырю, к которому он принадлежит, потому что демонстрация «всей правды» дорого станет, будет сопровождаться гонениями и скорбями для всех тех, кто дерзнет разойтись с той линией, которую очертила его вышестоящая церковная власть. Брошюра, к сожалению, изобилует неточностями, ложными оценками исторических фактов, перетолкованием священных канонов, умалчиванием некоторых из них и ущемлением нашего канонического предания и церковной практики. Во всем тексте, от начала до конца видно отвращение к Русской Церкви, которая виновата во всем и за все несет ответственность. Действия же Вселенского Патриархата, напротив, во всем святы, богоугодны и согласны со священными канонами. Причем настолько святы и богоугодны, что излишним становится даже созыв Всеправославного Собора.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5730956...

Но послужить людям с ограниченными возможностями здоровья важно для нас и по другой причине, не только для получения награды на небесах. Мы здесь, на земле уже нуждаемся в том, чтобы помогать этим людям, потому что это помогает нам избавиться от наших греховных склонностей и приобрести добродетели, которых нет в нашей душе. К сожалению, мы так формируемся современной жизнью, что отторгаемся от несовершенства этого мира, некоторым людям неприятно видеть инвалидов. Грех сребролюбия святыми отцами понимается не только как любовь к деньгам, но и как любовь и привязанность к внешней красоте, к внешним удобствам жизни. И для того, чтобы бороться с этим грехом, мы можем помогать инвалидам, не пренебрегая их внешним несовершенством. Господь, когда пришел на землю и стал человеком, не брезговал ничем. Он воспринял все наши физические особенности. И, будучи Богом, Духом — Бог есть Дух – соединился с человеческим телом и душой, и стал человеком. Мы должны думать не о внешнем, а о внутреннем, о том, что составляет основу человека. Мы должны увидеть внутреннюю красоту души. Современный мир – мир в глянцевой обложке, он живет внешностью. Наша задача как христиан — смотреть глубже, увидеть за внешними особенностями самое главное — уникальный образ, личность, созданную Богом. Часто мир отторгает этих людей, строит для них гетто. И все время рассматриваются различные проекты, в которых инвалиды или старики должны находиться в особом положении, в особом месте. Как раз наша задача — включить их в свою жизнь, не отторгаться от них, не создавать для них отдельных условий, а сделать так, чтобы они жили среди нас. Забота об инвалидах — это критерий нравственного здоровья общества, критерий наличия любви, о которой мы так много говорим в Церкви. Вы все, дорогие друзья, получили проект итогового документа съезда. Может быть, нужно найти другие, более сильные слова для того, чтобы обратить внимание на нужду людей, которых мы называем инвалидами. И есть перечень дел, которые уже делаются в Церкви.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3653774...

Arhiva Biserica transmire produse alimentare persoanelor nevoiae din întreaga ar. Not informativ din 13 iulie 2020 13 iulie 2020 18:34 В России и других странах епархии закупают, формируют и передают нуждающимся тысячи продуктовых наборов. Средства на их приобретение передает Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению : на сайте Милосердие.ru продолжается сбор пожертвований на обеспечение продуктами наиболее нуждающихся семей. В России и других странах работают 101 епархиальная горячая линия,  действуют более 100 добровольческих служб, почти 7 тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи. Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в новой информационной сводке Синодального отдела по благотворительности. Справка охватывает период с 4 по 13 июля. Епархии и церковные социальные проекты могут присылать информацию о своем служении на почту пресс-службы Синодального отдела по благотворительности diaconia@yandex.ru. Статистика: Основные тенденции: Основные новости Службы добровольцев и горячие линии Сестричества милосердия Центры помощи семье Службы помощи бездомным Посещение священниками больных коронавирусом Другие новости церковной социальной деятельности в период эпидемии Предыдущие информационные сводки о помощи Церкви в России и в других странах в период карантина:  с 10 по 20 мая ,  с 21 по 28 мая ,  с 29 мая по 4 июня ,  с 5 по 12 июня ,  с 13 по 19 июня ,  с 20 по 26 июня ,  с 27 июня по 3 июля . В связи с пандемией в епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На сайте Милосердие.ru открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды. Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ru, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом Еда и суммой пожертвования. Например, Еда 300. Епархии и церковные социальные проекты могут направлять информацию о своем служении на почту пресс-службы Синодального отдела по благотворительности diaconia@yandex.ru. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5662936...

Arhiva Protoiereul Vsevolod Ciaplin: Fracionarea eparhiilor nu este o reform i nici o inovaie pentru Biseric 22 august 2011 12:22 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в программе «Комментарий недели» на телеканале «Союз» изложил свое мнение о процессе дробления епархий Русской Православной Церкви . По поводу создания новых епархий высказываются разные мнения, в основном положительные, поскольку люди понимают, что развитие церковной жизни становится все более и более стремительным .  Но в то же самое время появились и некоторые критические отзывы, которые, откровенно говоря, достаточно сложно понять. Святейший Патриарх по поводу создания новых епархий сказал следующее: «Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работающему не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь на высокой " колокольне " , сосредоточиться нельзя». Действительно, часто бывает так, что в одной епархии существует 300, 400, а то и 500 приходов и это, конечно, вызывает определенные сложности в управлении. Увы, бывает так, что приход может быть посещен архиереем раз в пять лет, а то и реже. Бывают случаи, когда священник может увидеть архиерея только на богослужении, но практически не в состоянии попасть к нему на прием для более или менее состоятельного разговора. По этому поводу люди жалуются, высказываются критические замечания. И поэтому создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти. Создание новых епархий позволит преодолеть не только тяжкое наследие советского времени, но и те искажения церковной жизни, которые существовали в синодальный период, когда епархии действительно были крупными и когда была достаточно слабой связь между архиереем, духовенством и народом. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/1602287...

Arhiva „Epoca noii mucenicii. Discriminarea cretinilor în diferite regiuni ale lumii”. Discursul mitropolitului Ilarion de Volokolamsk la Academia Teologic din Moscova 22 februarie 2012 09:00 21 февраля 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей , ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Московские духовные школы , где выступил с лекцией перед учащимися и преподавателями. Ваше Высокопреосвященство, дорогие члены профессорско-преподавательской корпорации Московской Духовной академии, братья и сестры! Тема моей лекции связана с положением христиан в тех странах, где они составляют меньшинство. Сегодня эта тема приобрела особую остроту и актуальность. Нашу эпоху справедливо называют эпохой нового мученичества, ибо в целом ряде стран христиане подвергаются массовым преследованиям, гонениям и дискриминации. 30 ноября — 1 декабря 2011 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» была проведена конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». Я выступил на этом форуме с докладом, в котором привел многочисленные факты дискриминации христиан в разных странах. На прошлой неделе интернет-сайт Седмица.ru открыл специальную новостную рубрику «Гонения на которая призвана в режиме реального времени знакомить читателей с фактами насилия над христианами в разных уголках мира. Я также хотел бы перечислить несколько интернет-ресурсов на английском языке. В основном это сайты правозащитных организаций, которые специализируются на мониторинге ситуации, связанной с положением христиан, обеспечении материальной и юридической помощи преследуемым христианам. 1) Международная организация по защите преследуемых христиан «Всемирная христианская солидарность («Christian Solidarity Worldwide») поддерживает интернет ресурс (http://www.csw.org.uk), где представлена статистика гонений по регионам, аналитические материалы, многочисленные видеоролики. Эта организация, штаб-квартира которой находится в Великобритании, оказывает также юридическую поддержку преследуемым христианам в странах, где исповедание христианства в той или иной форме запрещено законом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2025287...

Arhiva S ne inem de adevrul Evangheliei 9 septembrie 2014 13:56 Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» 9, 2014). Недавно во время дискуссии на телеканале «Спас» мне напомнили про феномен «православия-лайт», православия «гламурного», «глянцевого». В общем, модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей. Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности». Полагаю, что вызов этого «православия» — не просто облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать для нас главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение. Христианский идеал, конечно, прямо противоположен обывательскому. Прочтите Евангелие, и сразу это поймете. Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять. Нас не просто пытаются приучить к жесткому набору установок этого общества. Мы часто слышим окрики: не поддерживайте и даже не пытайтесь накликать события, которые этот общественный уклад могут разрушить; не предлагайте спокойно и сытно живущему человеку ничего, что ему будет неприятно и непонятно; не напоминайте лишний раз о том, что земная жизнь ценна ровно настолько, насколько она подчинена цели достижения жизни вечной. Так открыто говорят многие представители медийной власти. Так тихо советуют некоторые экономические и политические властители. Но кроме возражения им — громкого или тихого — нам очень важно не забыть христианского идеала. Не дать размыть и заболтать его. Быть верными ему в слове и деле.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3731820...

Arhiva Protoiereul Vsevolod Ceaplin: Se apropie timpul când va trebui de restabilit legtura cu poporul 1 aprilie 2013 13:22 Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» 4, 2013). В последние несколько недель для многих людей, привыкших в материальном и социальном отношении прочно стоять на ногах, — словно мир поколебался. Средства, казалось бы, вовремя выведенные и надежно спрятанные, вдруг оказались под угрозой. Некоторых «неприкасаемых» стали подвергать допросам на Западе, а человек, еще недавно претендовавший на то, чтобы вершить судьбы, при странных обстоятельствах был найден мертвым в Англии. Незадолго перед тем он дал интервью, из которого видно, что это был абсолютно несчастный человек, потерявший смысл жизни. Мало кто заметил, что вечером 23 марта, когда о кончине этого человека еще не было известно, Святейший Патриарх Кирилл, говоря проповедь после всенощного бдения в Сретенском монастыре, произнес такие слова: «Давайте максимально напряжем свою память и вспомним: мы видели счастливым хоть одного злого человека? Он может быть внешне благополучным, он может быть богатым, он может занимать высокое положение, но может ли он быть счастливым, живущим мирной, спокойной, радостной жизнью, в окружении близких ему, любимых людей? У этого человека нет любимых людей, потому что любовь и злоба несовместимы. Что же получается? Грех приносит человеку несчастье, а иначе и быть и не может». Сейчас многие рассуждают иначе, злорадствуя и пытаясь доказать себе и окружающим: со мной этого не будет, я не такой. Но трагическая судьба бывшего олигарха номер один должна натолкнуть нас на совсем другие мысли. Спросим себя: не боимся ли мы такой судьбы, которая может поджидать каждого из нас, даже если у нас совсем мало денег, связей и влияния, но мы все над этим корпим не меньше, чем покойный политик от бизнеса и бизнесмен от политики. Слишком многие из нас привыкли считать, что по-настоящему главное в жизни — это деньги, власть, влияние, связи, возможность управлять чужими судьбами, толпа почитателей и соратников. Но христианину, особенно в период Великого поста, очень полезно вспомнить: все это не только рухнет для нас в один миг, но никогда не сделает нас по-настоящему счастливыми, особенно если мы только ради всего этого живем. Все эти вещи — раскрашенный гроб, который всегда может развалиться и открыть внутреннюю нечистоту. Все это не настоящее. Истинное же благо, истинное Отечество, истинное счастье — в Царствии Божием, к которому мы призваны и к которому должны стремиться. Если не стремимся, то обязательно будем несчастны. Если живем только ради материальных вещей, значит, все наши надежды, вся наша уверенность в этих вещах будут посрамлены.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2883493...

Arhiva Raportul preedintelui Departamentului sinodal pentru cooperare între Biseric i societate, prezentat în cadrul edinei Consiliului pentru cooperare cu organizaiile religioase de pe lâng Preedintele Federaiei Ruse 6 iulie 2012 12:01 4 июля 2012 года в Кремле под председательством руководителя Администрации Президента РФ С.Б. Иванова состоялось заседание Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. В ходе заседания с докладом выступил председатель Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Комиссией по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ регулярно проводится мониторинг ситуаций, чреватых межнациональными и межрелигиозными конфликтами, в частности, резонансных инцидентов, следственных и судебных процессов. В случае возникновения межнациональных конфликтов или их угрозы участники комиссии выступали с заявлениями и совместно обращались к аудитории СМИ, а также посещали субъекты Российской Федерации и направляли в них запросы. Участники комиссии неоднократно проводили консультации с экспертами в области права, этнологии и религиоведения, выстраивали диалог с представителями региональных органов власти и религиозных общин, работающими в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Базовые идеи, возникавшие в ходе работы комиссии: а) в клубах, ресторанах и барах должны быть вывешены ясно изложенные правила поведения, помогающие молодым людям научиться достойному пребыванию в общественных местах; б) необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения безопасного досуга молодежи, в том числе через использование качественной системы видеонаблюдения в помещениях и на прилегающих к ним территориях, а также их должное освещение; в) охрана упомянутых учреждений призвана словом и делом предотвращать агрессию и конфликтные ситуации, а не оставаться безучастной. Крайне важно пресекать принесение в места проведения досуга травматического и холодного оружия, наркотических средств и других недопустимых предметов; д) конфликтные инциденты должны получать более решительную реакцию правоохранительных органов, особенно в случае попыток вовлечь в бытовой конфликт группы лиц, объединенных по этническому и религиозному признаку. Крайне опасно отсутствие реагирования полиции на сигналы, поступающие из ресторанов, баров, ночных клубов. Комиссия создана в марте 2011 года, провела семь заседаний. Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2326202...

«В этом году на наполняемости, конечно, сказалась пандемия, — сетует Галина Саунова. — Направляют нуждающихся к нам и городские власти, и полиция, и даже сами жители (был случай — предоставили кров бездомной женщине, ютившейся в подъезде). Сейчас принимаем свободно, очереди пока нет. Помогать стараемся и местным, и приезжим». Живое свидетельство ее словам — гражданка Узбекистана Эльвира Сафажева, приехавшая в Россию пару лет назад на заработки и беременной оставшаяся без работы, жилья и средств к существованию. Разумный компромисс: краткосрочные группы без питания и сна Деятельность «Материнского ковчега» выявила барьеры, мешающие дальнейшей социализации женщин, и помогла снизить их остроту. Подобные учреждения предоставляют кров не навсегда, а на ограниченный промежуток времени. Значит, самой подопечной надо активно консультироваться с юридическими службами, посещать медицинские организации, бегать по государственным инстанциям. Но кто же в это время присмотрит за младенцем? Для этого был создан проект «Ковчег — детям!», включающий индивидуальные занятия с малышами во время отсутствия мамы. Поскольку это проект сопровождения, организуемый по международным стандартам милосердия, его осуществление на практике оказывается достаточно дорогим и трудоемким. Запустить его удалось на отдельный президентский грант объемом 2 403 тыс. руб. На сезон 2020/21 проект «Ковчег — детям!» одержал победу и в международном грантовом конкурсе «Православная инициатива», в рамках которого одобрена заявка на 598 тыс. руб. «Эта деятельность, в свою очередь, выявила смежные, пограничные проблемы, которые возникают у одиноких мам, — рассказывает заведующий епархиальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Алексий Пелевин. — Некоторые мамы готовы раньше выйти из декретного отпуска на неполный рабочий день. Но в ясли у нас большая очередь, а на няню вся зарплата и будет уходить. А у мам, которые растят школьников, попросту не остается на них времени, и дети либо постоянно сидят за компьютером, либо пагубно " воспитываются " улицей».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5760642...

Традиция эта достаточно обширна. Посмотрим хотя бы на социальное богословие Греции, на русскую религиозную философию конца XIX — начала XX века, на многочисленных сербских духовных авторов первой половины XX века. И в первую очередь, следует посмотреть на те мысли и на тот опыт, которые были свойственны русскому Православию, нашим иерархам, нашим духовным школам, нашим известным пастырям на рубеже позапрошлого и прошлого веков. Особое внимание должно быть уделено наследию новомучеников, которые не случайно пострадали за слово Христовой истины, за бескомпромиссное исполнение Евангелия, за стремление приложить общественную реальность, как предреволюционную, так и послереволюционную, к тому общественному идеалу — идеалу единства, идеалу памятования о Царстве Божием, идеалу соборного измерения веры и церковности, который неизбежно вытекает из православного миросозерцания, из нестесненной, неприспосабливающейся ни к кому верности Христу и Его слову. Да, нам могут сказать, что веру мы приняли от греков и что богословие, соединенное с греческой философией, является интеллектуально наиболее проработанным. Однако не будем забывать, что в православной традиции большую роль сыграли и другие стили мышления, в частности, еврейский и латинский, при всем нашем несогласии с последующим развитием католичества и иудейства. Не забудем и о том, что русская христианская мысль отнюдь не должна восприниматься как что-то второстепенное по отношению к греческой. В православной традиции всегда в равной степени почитались разные тексты: от крупных научных богословских трактатов до кратких слов, которые произносили юродивые. Между этими двумя полюсами много другого — соборные определения, литургические тексты, пастырская проповедь, полемика с иноверцами и безбожниками, апологетика, наставления и письма известных духовников, изречения старцев. Все эти явления христианской мысли, безотносительно к их форме, в истории Церкви многажды отражали Божественное откровение. И если мы посмотрим на все это многообразие христианского послания в русской традиции, то мы увидим, что очень часто именно она стремилась быть максимально близкой к Писанию, к откровению Самого Бога, даже если это откровение кому-то в те или иные моменты казалось неудобным, неполиткорректным, слишком острым для успокоенной совести обывателя.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3420209...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010