Arhiva Teologia i învmântul teologic: perspectivele de dezvoltare 22 mai 2019 22:14 Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президента Научно-образовательной теологической ассоциации, председателя Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополита Волоколамского Илариона на II Международном научном симпозиуме «Теология в современном научном и образовательном пространстве: субъекты, куррикула (curricula), компетенции». Уважаемый Владимир Михайлович, уважаемые участники нашего заседания! Начну свое выступление цитатой из прозвучавшего сегодня приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который отмечает, что «наша общая задача — обеспечить качество преподавания теологии. Для этого необходимо критическое осмысление соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также содержания теологического образования на всех уровнях — от бакалавриата до аспирантуры». Я хотел бы также напомнить о словах Президента Российской Федерации В.В. Путина, которые прозвучали на Всероссийской конференции по теологии в МИФИ 1 ноября 2018 года. В своем приветствии участникам конференции глава российского государства призвал использовать ресурс теологии в системе подготовки кадров для государственной службы в сфере межрелигиозных отношений, подготовки преподавателей высшей и средней школ. Эти две цитаты из приветствий нашего Патриарха и нашего Президента в значительной степени отражают основные векторы, которые определяют развитие теологического образования в современной России. Я бы обозначил эти векторы следующим образом. Первый — это постоянное повышение качества теологического образования. А второй — это востребованность теологического образования для развития России на современном этапе. Если говорить о повышении качества теологического образования, то оно осуществляется сразу на нескольких уровнях и сразу по нескольким направлениям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5438961...

Arhiva Consecinele tragediei de la Krîmsk vzute de un martor ocular 16 iulie 2012 12:38 О происходящем в Крымске рассказал непосредственный очевидец событий — архимандрит Трифон (Плотников), руководитель отдела по социальному служению Екатеринодарской епархии . Добираться до Крымска стало сложнее: чем ближе к городу, тем больше поток автомашин — и легковых, и большегрузных, и небольших грузовичков. Так что мы при расстоянии от Краснодара в сто километров однажды добирались более трех часов. Особенно плотная пробка на самом въезде. Всюду через определенные промежутки экипажи ДПС. Их, по сообщению прессы, на трассе задействовано порядка 50. Впрочем, выезжать не менее сложно. Может быть, с небольшим крюком, но гораздо свободнее добираться в Крымск через Славянск-на-Кубани. Этот маршрут мы опробовали, когда возвращались 13 июля в Краснодар. Нам теперь в Крымске приходится бывать практически каждый день. 10 июля ночью встречали вторую группу волонтеров из Синодального отдела социального служения : Дмитрия Чувеева, Алексея Артошина, Антона Русакова и Максима Морозова. Из аэропорта сразу повезли их в Крымск. Дмитрий принял на себя общее руководство штабом, Алексей взялся за информационное обеспечение. С каждым днем ситуация в городе заметно меняется. Из домов выгребают мусор, складывают у дороги, мусор начинают вывозить, и все интенсивнее: полные грузовики встречаешь постоянно. В некоторых местах города продолжают откачивать воду: низина есть низина. По внутреннему ощущению — отошел налет некоей безысходности, беспомощности, который раньше имел место у некоторых. Все занимаются делом: то здесь, то там видишь электриков, ковыряющихся в электрощите или протягивающих новый кабель, специалистов из бюро технической инвентаризации, парами обходящих домовладения. Город поделен на зоны ответственности между всеми муниципальными образованиями края. Все что касается населения — в их компетенции. В двух таких штабах мы побывали — Брюховецкого и Кореновского районов. В первом — встретили главу Брюховецкого района Владимира Мусатова, который вел очередное рабочее заседание. От него узнали, что в их секторе более 800 проживающих и что делается все необходимое, чтобы помочь людям пережить эти страшные дни.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2287284...

Arhiva A fost aprobate deciziile Judectoriei general-bisericeti din 10 martie 2016 1 aprilie 2016 15:34 Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a aprobat deciziile adoptate de Judecata bisericeasc a Bisericii Ortodoxe Ruse la edina din 10 martie 2016. Cercetând demersul lui Serghie Mihailovici Taratuhin, fostul cleric al Eparhiei de Cita, cu rugmintea de a fi repus în treapta de preot de care a fost lipsit în anul 2006 de ctre episcopul de Cita i Zabaikalie Evstafii (actualmente arhiepiscop de Alexandrovsk i Iuriev-Polski), dosarul a fost trimis la examinare suplimentar. În acelai timp arhiereului eparhial i s-a recomandat s-l atrag pe S.M. Taratuhin la serviciul bisericesc, inclusiv dac mitropolitul de Cita i Petrovsk-Zabaikalie Vladimir va considera necesar – la slujirea în altar sau la stran, binecuvântându-i purtarea sutanei i a stihirii. În rezultatul cercetrii materialelor i ascultând prile referitor la cauza protoiereului Pavel Ivatski, clericul interzis spre slujire al Eparhiei de Gheorghievsk, cu privire la reexaminarea deciziei episcopului de Gheorghievsk i Praskoveia Ghedeon, s-a hotrât a considera legal decizia adoptat de arhiereul eparhiot cu privire la interzicerea spre slujire a protoiereului Pavel Ivatski. În acelai timp a considera c terminul de zece ani al acestei interdicii este prea mare i a-l limita la cinci ani. Referitor la demersul protoiereului Boris Kalanikov, clericul interzis spre slujire al Eparhiei de Nijni Novgorod, cu rugmintea de reexaminare a deciziei consiliului eparhial de Nijni Novgorod privind interzicerea de slujire preoeasc pe un termen de un an, Judecata general-bisericeasc a Patriarhiei Moscovei a decis c materialele documentare, precum i mrturiile prilor nu permit de a pune la îndoial legalitatea deciziei mitropolitului de Nijni Novgorod i Arzamas Gheorghii cu privire la interzicerea slujirii protoiereului Boris Kalanikov din cauza prsirii samovolnice a locului de slujire, din care cauz a lsa în vigoare aceast decizie. În corespundere cu punctul 4 al articolului 56 al Regulamentului cu privire la Judecata bisericeasc a Bisericii Ortodoxe Ruse, decizia va intra în vigoare din momentul aprobrii ei de Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii. În corespundere cu punctul 5 al aceluiai articol decizia Judeci general-bisericeti de instana a doua este irevocabil. Patriarchia.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4419000...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Arhiva Trebuie s facem pe placul lui Dumnezeu, nu al lumii 6 decembrie 2013 17:56 Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» 12, 2013). В последнее время немало сказано о том, что в российских неправославных религиозных общинах государству и обществу следует поддерживать те направления, которые крепко связаны с нашей страной, опираются на появившиеся внутри нее идеи, тексты, тенденции, школы, структуры. Известно, например, что у нас есть своя, берущая начало еще в дореволюционных временах, традиция толкования ислама, и сегодня в обществе существует высокая степень консенсуса относительно того, что в России нужно поддерживать именно ее. Даже многие российские протестанты — члены сообщества, вроде бы укорененного исключительно в западной традиции, — сегодня говорят о полезности опираться именно на российский опыт богословия и религиозной практики, сложившихся в общине баптистов, евангелистов, пятидесятников, чья история в стране насчитывает более века. Впрочем, для нас, православных христиан, исключительно важно посмотреть на самих себя. Если уж мусульмане и протестанты задумываются о том, что делать в случае противоречий между российской и зарубежной традициями, и нередко выбирают российскую мысль, то нам, когда-то воспринявшим веру извне, но ныне имеющим уже более чем тысячелетнюю традицию православной мысли, учености и благочестия, традицию Предания, стоило бы уделять ей первостепенное внимание. Кому-то мои слова могут не понравиться, но я убежден, что настало время преодолеть «парижское пленение» русского богословия, свежим взглядом посмотреть на соотношение в российском, украинском, белорусском православном интеллектуальном и культурном пространстве тех тенденций, которые были инициированы богословами диаспор XX века, и той традиции, которая возникала в православных странах в период их свободной жизни, когда не было приспособления ни к доминирующему западному окружению, ни к тоталитарным безбожным режимам.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3420209...

Для таких детей в Духовно-просветительском историко-культурном центре «Достояние» открыли две группы кратковременного (на четыре часа) пребывания без питания и сна. В первой по утрам развивающими играми под руководством опытных педагогов занимаются малыши в возрасте полутора-трех лет. Во вторую после обеда приходят младшие школьники. Это своеобразная альтернатива группам продленного дня, где ребята выполняют все домашние задания. Но не только: важнейшая педагогическая составляющая старшей группы — социализация детей, которая достигается посредством совместной подготовки и проведения праздников (в том числе, разумеется, и христианских). Необходимая база в «Достоянии» для этого есть. Центр действует в отреставрированном здании памятника федерального значения «Гостиные ряды» под эгидой Богородице-Рождественского (Никитского) храма. В центре работает 33 педагога по десяткам направлений (психологический практикум для родителей, иностранные языки, изобразительное искусство, военно-патриотический клуб, вокал, шахматная секция и многое другое). ...И лыжные маршруты как бонус «В режиме пилотного проекта формат этих групп мы обкатали самостоятельно как одно из наших профильных направлений, — рассказывает руководитель центра Наталья Бурова. — Работа подросткового клуба и временных групп пребывания детей планировалась и осуществлялась и прежде, ведь они крайне востребованы обществом. Поэтому к участию проекта " В помощь маме " в грантовом конкурсе мы были готовы». Грант «Православной инициативы» объемом 597 тыс. руб. поможет поднять это начинание на качественно новый уровень и встроить его в общеепархиальную систему благотворительной деятельности, оператором которой выступает действующая в форме автономной некоммерческой организации Православная благотворительная миссия «Милосердный самарянин». И хотя очные занятия в группах из-за роста заболеваемости коронавирусом в Калужской области приостановлены, будем надеяться, новый режим ограничений не продлится долго (тем более на работу самого центра «Достояние» напрямую он не повлиял). Дополнительно укрепляет уверенность в устойчивом развитии всех этих звеньев работа «Милосердного самарянина» на перспективу, в том числе и долгосрочную.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5760642...

В штатном инженерном исполнении здание комплектуется шестью электрическими радиаторами. «Если все включить в сеть, через два часа в храме уже комфортно даже в сильные морозы, а вообще здание прогревается примерно за полчаса», — отмечает отец Андрей. Староста прихода в Средней Якушке Анатолий Родионов опробовал немного иную схему прогрева: вечером накануне Литургии включает пару радиаторов — и утром внутри уже тепло. Что при первом, что при втором варианте затраты на электроэнергию примерно одинаковы и составляют около 700 рублей в месяц в отопительный сезон. Остальное зависит от фантазии заказчика: можно отделать здание снаружи и внутри практически любым материалом (например, клееным брусом), пристроить обширный притвор, отапливать храм газом (если населенный пункт газифицирован). Рассчитать общестроительную смету на завершенных объектах не так-то просто. Поскольку приходы самостоятельно подбирали подрядчиков, имея возможность финансировать стройку поэтапно, разница в бюджете даже для территорий одинаковой климатической зоны может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, некоторые принципиальные стадии финансировали меценаты, а протоиерею Алексию Исаеву, как и многим другим, со строительством и убранством помог благотворительный интернет-проект для малообеспеченных храмов «Помоги-приходу.ру» . Однако теперь общинам в регионах, которые только планируют присоединиться к программе, нет необходимости обзванивать коллег и оценивать косвенные затраты. С этого года фактически общецерковным оператором «Сельского храма» стало Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино» . Авторы проекта передали туда всю документацию, и теперь именно «Софрино» выступает в качестве куратора и организатора работ на новых площадках. «Это очень интересное начинание. Прежде всего, это полностью отечественная разработка, включая инновационную систему отопления, — говорит заместитель заведующего отделом продаж ХПП  " Софрино " Александр Туленцев. — Сегодня мы готовы предложить три варианта сооружений: приходской дом, небольшой храм и храм чуть просторнее — с трапезной частью.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5749366...

Современные, стремительно развивающиеся события в России и мире заставляют нас по-новому оценить важность нашего взаимодействия. За последний год стало понятно, что России необходимо мобилизовать все свои силы и ресурсы перед лицом внешних и внутренних угроз. Политический и экономических кризис, о глубине и сложности которого не мне вам рассказывать, открывает перед российским обществом и более глубинный, онтологический кризис всей системы ценностей, подвергшейся за последние десятилетия катастрофической девальвации. Оценивая свои внутренние силы и ресурсы, мы прекрасно понимаем, что, несмотря на размеры нашей территории, силу нашего ядерного оружия, наш энергетический и экономический потенциал, главной ценностью нашей российской цивилизации остается ее человеческий капитал. Потенциал человеческого капитала в России беспрецедентно велик и уникален, его наращивание — залог не только выживания, но и новых цивилизационных перспектив нашего государства. Мобилизовать этот ресурс, высвободить силы, таланты и возможности народа — задача номер один для России сегодня. Чтобы решить эту задачу, никакие внешние меры, испробованные на нашем народе в XX веке, не будут успешными. И мы все это прекрасно понимаем. России нужно качественно новое гражданское общество не только профессионалов в своей сфере, но патриотов, людей, способных в своей жизни руководствоваться не одними меркантильными и эгоистическими интересами. Перед нами стоит задача воспитания личности, полноценного члена общества, ответственного за себя, за свою семью, страну и за свое дело. Как сформировать такую гармоничную личность в стране, в которой по причине еще совсем недавней, с исторической точки зрения, страшной политической катастрофы нравственные ценности были обрушены? Нематериальные, ценностные критерии практически не брались в расчет при принятии каких бы то ни было решений — личных, общественных, государственных. Главные трансляторы этих ценностей — семья и школа — находились в глубоком и затяжном кризисе. Семья — важнейший базовый общественный институт — оказалась разрубленной с точки зрения преемственности поколений, рассеченной немыслимым количеством разводов и личных трагедий. Поэтому колоссальная нагрузка и ответственность в России сегодня ложится на образовательную систему всех уровней.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3818333...

Но боюсь, что нашими современниками этот образ может быть до конца воспринят лишь умом. Найти сейчас семью, в которой была бы совершенная любовь, очень трудно. Во всем мире идет катастрофический процесс разрушения института семьи, но из опыта общения с молодыми людьми я знаю, что у них сохраняется желание создать счастливую семью, в которой есть любовь. В России по статистике создание семьи (и, конечно, счастливой, кто же хочет создавать несчастную семью?) для девушек является первоочередной задачей, для юношей создание семьи — на втором месте после карьеры. К сожалению, семейная жизнь далеко не всегда складывается благополучно. Люди влюбляются, женятся, а потом начинается какой-то другой, разрушительный процесс внутри семьи. В России около половины семей распадается. Например, в 2013 году в Москве было заключено 92843 брака и зарегистрировано 42385 разводов. Как справиться с этой бедой? Основа семейной жизни, без которой невозможно быть счастливым, — любовь, но само понятие любви в наше время искажено. Мы думаем, что любовь — это когда нас любят или когда нам кто-то нравится, и такой любви ищут многие. Им приятна красота людей противоположного пола, звук их голоса, очертания тела, блеск глаз, коса, мужественный шрам на щеке. Но ведь это не любовь. Это естественное стремление к лицам другого пола, которое Бог вложил в нас для того, чтобы продолжался человеческий род. В другой пол вложены те качества, которых нам самим недостает: у мужчин — женственности, у женщин — мужественности, — для того, чтобы мы друг друга восполняли. Но это еще не любовь. Любовь — это готовность жертвовать собой, желание сделать другого человека счастливым, готовность терпеть другого, терпеть его недостатки, терпеть его слабости, терпеть его несовершенства. И не просто терпеть молча, стиснув зубы, со злобой, с раздражением, а с надеждой, с надеждой на изменение к лучшему. Помогать ему в его нравственном росте, в его духовном совершенствовании. Когда ты готов всего себя отдать другому: и душу, и тело, и чувства, и время, и достаток, — все для другого. Вот эта верность другому во всем и есть любовь — основа брака. Но если в семье нет намерения жить, приумножая любовь, нет этого желания, этой цели, тогда чувства могут измениться, и то, что люди называют любовью, может иссякнуть.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3718995...

Но, с другой стороны, как я убежден, сегодня наступает время стояния гораздо более организованного, осмысленного, объединяющего. Не может быть достойного грядущего у православной цивилизации, если ее по кускам будут встраивать в чужой, противоречащий ее идеалам политический, мировоззренческий и ценностный проект. Нет у нас будущего, если мы позволим нас разделить и противопоставить друг другу. Мы предадим память наших святых и великих предков, если примиримся с духовным порабощением какого-либо народа нашей цивилизации, если проявим теплохладность, безразличие, если будем жить по принципу «своя хата с краю», если предпочтем личный житейский комфорт тем великим целям, которые стоят перед православным миром, — целям преображения своей жизни и жизни всего человечества по закону Христову. В связи с поведением некоторой части украинских, да и российских, элит в контексте последних событий многажды вспоминались пронзительные евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будут и сердце ваше» (Мф. 6:21). Слова эти как нельзя более актуальны сегодня. У многих сокровище — и материальное, и духовное — далеко за границей. Как только возникает реальная опасность серьезного спора с западными элитами, возникает животный страх это сокровище потерять, страх, который потом облекают в такие вроде бы разумные политические, правовые и даже псевдобогословские аргументы. Но тот, кто боится, всегда проигрывает. Тот, кто отступает, потеряет все. Тот, кто договаривается по преимуществу на чужих условиях, постепенно становящихся все более жесткими, — когда-то будет повержен и уничтожен уже безо всякой возможности договориться или даже просто рассчитывать на милосердие. Об этом говорит история многих лидеров, пошедших по пути бесконечных уступок. Сегодня нельзя не уважать выбор любой части украинского общества, в том числе сторонников ориентации на Запад. Никто не должен этот выбор объявлять невозможным или пытаться силой его изменить. Но точно так же нельзя исключать из будущего страны выбор тех десятков миллионов людей, которые отождествляют себя с православной цивилизацией, которые считают Киев, Почаев, Харьков, Одессу, Херсонес, Севастополь значимыми ее центрами. Без участия этих людей в определении будущего Украины, без возможности для них строить жизнь согласно своему мировоззрению в стране, как и во всей восточной части Европы, никогда не будет подлинного справедливого мира.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3585542...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010