[viii] Д. Несколько слов о духовной цензуре//Вестник Европы, 1869, 12. - С. 890. [ix] Пономарев А. И. А. Котович «Духовная цензура в России (1799-1855)» (СПб., 1909)//Журнал министерства народного просвещения, 1909, 9. - С. 151. [x] Нужно ли преобразование духовной цензуры//Православное обозрение, 1862, 3. - С. 98. (Эта статья  была написана по поводу заседания комиссии, учрежденной для пересмотра, дополнения и изменения постановлений по делам книгопечатания. 19 марта 1862 года состоялось первое заседание этой комиссии. - М. А.). [xi] Там же. - С. 102. [xii] Д. Несколько слов о духовной цензуре//Вестник Европы, 1869, 12. - С. 891. [xiii] К примеру, духовный писатель священник И. С. Беллюстин анонимно издал свое сочинение «Описание сельского духовенства» в 1858 году в Лейпциге, а в 1859 году совместно с бывшим служащим Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры Н. В. Елагиным священник Беллюстин выпустил в Берлине сборник «Русское духовенство». (См.: Русские писатели 1800-1917: биографический словарь. Т. 1. М., 1989. С. 218). [xiv] Светлов П. Я., профессор протоиерей. Духовная цензура (pia desideria русского богослова по поводу 8-го пункта Высочайшего указа 12 декабря). - СПб., 1905. - С. 8-9. [xv] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 596. [xvi] Там же. - С. 596-597. [xvii] Там же. - С. 602. [xviii] Кизеветтер А. А. Духовная цензура в России (Ал. Котович: «Духовная цензура в России 1799-1855 гг.». СПб., 1909. Стран. XVI + 604)/Кизеветтер А. А. Исторические очерки. - М. 1912. - С. 205. [xix] Котович А. Н. Комитеты духовно-цензурные. Богословская энциклопедия. Т. 12. - СПб., 1910. - Стлб. 482. [xx] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 368. [xxi] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 372. [xxii] Там же. - С. 373. [xxiii] Там же. [xxiv] Там же. - С. 374. [xxv] Там же. - С. 389. [xxvi] Там же. - С. 389-390. [xxvii] Котович А. Н. Духовная цензура в России (1799-1855 гг.). - СПб., 1909. - С. 398.

http://bogoslov.ru/article/311692

359 Русская Старина, 1892 г., февраль, Заметки фон-Герлаха о пребывании в Петербурге, с 18 января по 8 апреля 1826 года, (с нем. И. И. Ореус), стр. 381. 364 «Вестн. Евр.» 1868 г., «Российское Библейское общество», т. V, 263; т. VI, стр. 247–248. Неизлишне заметить, что даже А. Ф. Лабзина поражала эта нетерпимость мистиков: «Спрашивается, писал он Карнееву, по поводу высылки из Петербурга архиеп. Антония Знаменского, почему сии внутренние христиане не терпят никаких себе возражений?» Р. Арх. 1892. А. Ф. Лабзин и его ссылка, 12, стр. 361 365 Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 г.), изд. А. Н. Львовым. (СПБ. 1900), стр. 63–64. Письмо не датированное, но относящееся к 13 июня 1824 г.; ср. стр. 74, 81 и др. 366 А. Пыпин. Общественное движение при Александре I, «Исторические очерки» (Спб. 1871), стр. 315–316. 367 «Р. Стар.», 1905, февраль, стр. 194, 203. Автобиография Юрьевского арх., Фотия. Это замечание Фотия о своей тактике может служить ключом и к объяснению подлинного смысла той переписки, которая в эти годы скрытой борьбы происходила между ним и Голицыным (см. Русск. Ст., 1882, март-июнь, август. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822–1825 году. Переписка, сообщ. Н. Барсов ). Приходится удивляться лишь сдержанности, проявленной обеими сторонами в этих письмах. Совершенно не касаясь злободневных вопросов, они как замечает их издатель, «содержат в себе общие пиэгистические рассуждения в ответ на таковые же вопросы и указания Фотия» (Март, стр. 770, предисловие). 370 Этот эпизод, многократно воспроизводимый в характеристиках данной эпохи, обстоятельно, хотя и компилятивно, изложен в ст. И. Остроглазова «История одной редкой и замечательной книги». Библиографические Записки, 1892 г. 3, 4, 5, 8, 9 и 10. 374 Чтения в Имп. Общ. Истории и Древн. Росс., 1838 г., III, Записки адмирала А. С. Шишкова, стр. 43. Читать далее Источник: Духовная цензура в России. (1799-1855 гг.) : [Дис.]/Ал. Котович. - Санкт-Петербург : тип. " Родник " , 1909. - XVI, 608, XIII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Комиссия духовных училищ, в виду такого отзыва, нашла возможным снять запрет с Размышлений, хотя окончательное решение дела предоставила гражданской цензуре. Но тогда министр народного просвещения подтвердил, чтобы книга оставалась под запрещением, пока духовная цензура ее не одобрит. В таком безвыходном положении, Крылов обратился в комиссию с просьбою о снятии запрещения с книги и ее одобрении, но она опять ответила уклончиво. Наконец, уже в 1817–1819 гг. книга эта была напечатана с разрешения светской цензуры. Итак, гражданская цензура, несмотря на неясность терминов устава, фактически весьма просто определила свое отношение к духовной цензуре. Богословие, катехизис, проповедь и толкование догматов – вот, по ее убеждению, весь объем духовной цензуры. И, как видим, высшая духовная власть не возражала в этом деле по существу, да и не могла возражать: жизнь слишком опередила положение 1799 года о «Комиссии для свидетельствования книг церковных». Сама московская духовная цензура, далеко отступив пред натиском гражданской и, за учреждением академических духовно-цензурных комитетов, фактически прекратив свою деятельность, была, по-видимому, вполне довольна неясностью своей полу-стертой вывески. В 1813 году она возвращает издателю (правда с приложением тяжких обвинений) перевод «Торжество Евангелия», так как «образ изложения мыслей более походит на романический, нежели на церковный, почему книга сия и не может отнестись к классу книг, до церкви и учений церковных касающихся, и, следовательно, не принадлежит до учрежденной в Москве цензуры». В 1827 году, за несколько месяцев до официального закрытия цензуры, в нее было прислано московской консисторией стихотворное переложение «Страдания и смерть Богочеловека». Оно было возвращено цензурой без рассмотрения на том основании, что «не касается прямо до учрежденной в Москве духовной цензуры, рассматривающей сочинения и переводы, до церкви и учений церковных касающиеся 53 . Гражданская цензура, расширяя насчет духовной пределы своей компетенции, могла действовать тем увереннее, что на ее стороне были симпатии не только авторов, но и издателей сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 10. СПб., 1896. Волков А.А. Амфитеатров Яков Космич//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 206. ГринченкоН.А., ПатрушеваН.Г., РаскинД.И. Цензура в России XIX – начала XX вв.//Русские писатели, 1800–1917: биогр. слов. М., 2007. Т. 5. С. 775–791. Карпук Д.А. Духовная цензура в России во второй половине XIX в. (по материалам фонда Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета)//Христианское чтение. 2015. С. 210–251. Котович А.Н. Духовная цензура в России (1799–1855 гг.). СПб., 1909. Лесков Н. С. Церковные интриганы. Исторические картины//Исторический вестник. 1881. Т. 8. 5. С. 364–390. Макарий (Булгаков) , еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855. Письма Филарета, митрополита Московского, к Макарию, митрополиту Московскому//Церковный вестник. 1883. 13. С. 10–11. Полунов А. Ю, Соловьев И. В. Жизнь и труды академика Е. Е. Голубинского с приложением «Воспоминаний» Е. Е. Голубинского. М., 1998. Раздорский А. И., Д. Б. К. Илиодор (Чистяков) , архиеп. Курский и Белгородский//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 233–235. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. V. Ч. 1. М., 1887. Титов Ф. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Киев, 1895. Т. I: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митр. Макария (1816–1857 г.). Титов Ф. , прот. Московский митрополит Макарий Булгаков . Киев, 1915. Т. III: Литовский период в жизни митрополита Макария (1868–1879 гг.). Епархиальная деятельность митрополита в Литве и приложения. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. Dmitry Karpuk. Metropolitan Macarius (Bulgakov) and Ecclesiastical Censorship in the 19th Century. Metropolitan Macarius (Bulgakov) is one of the most eminent bishops of the 19th century. He was best known, not only in the Russian Empire but also beyond its borders, for his fundamental studies in dogmatic theology and church history.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К этому времени была построена основная часть существующего здания. Алтарь с апсидой отделен 8 колоннами от обхода (деамбулатория) с 4 капеллами. Алтарь перекрыт коробовым сводом, деамбулаторий - крестовыми. Трансепт имеет по 1 капелле с восточной стороны каждого из рукавов, над средокрестьем возвышается низкая массивная башня. С целью обеспечения доступа к открытой крипте вост. часть храма поднята над уровнем пола в нефе на высоту человеческого роста. Особенности архитектуры базилики подчеркивают мемориальное назначение. Крипта с гробницей И., расположенная под средокрестьем, является центральной точкой храма. Зап. часть здания (в основном разобрана в кон. XVIII в.), почти не уступающая по ширине трансепту, состояла из 3 очень широких нефов, причем северный включал в себя башню. Интерьер нефа и трансепта обильно освещен за счет больших окон клеристория. Ок. 1100 г. деревянное перекрытие нефа было заменено кирпичными сводами, возведение к-рых над широкими центральным и боковыми нефами потребовало дополнительных опор. В главном нефе недалеко от стен были поставлены дополнительные 4-колонные опоры, разбившие его на 5 травей. Между новыми опорами и стенами на 2 уровнях были перекинуты арки. В боковых нефах своды опирались на поставленный по центру каждого из них ряд колонн. По свидетельству архит. К. Перро (1669), неф был перекрыт цилиндрическим сводом, что подтверждается архитектурными исследованиями. К. Дж. Конант считал подлинными существующие сомкнутые своды, относя перестройку храма (включая апсиду) к 1130-1168 гг. ( Conant. 1959. P. 105-106); эта т. зр. воспроизводится и поныне (см., напр.: Laule B., Laule U. 1997. P. 159). 27 мая 1562 г. базилика была разграблена гугенотами, к-рые нанесли зданию сильные повреждения. В 1591 г. рухнула верхняя часть колокольни (восстановлена в 1592). В 1793 г. храм был закрыт и разорен, в 1799 г. продан как строительный материал за 1900 франков, однако за невыплатой возвращен в собственность гос-ва. В 1804 г. руины базилики (к тому времени была разобрана вся зап. часть) переданы католическому епископу. В 1808 г. был образован приходский совет, к-рый сразу же начал восстановительные работы. В 1840 г. базилика была признана историческим памятником. В 1855 г. архит. Ш. Жоли-Летерм приступил к разборке руин и восстановлению храма в романском стиле, в связи с чем в 1858 г. были разобраны портал в стиле пламенеющей готики (1474) и др. поздние пристройки. Работы проводились на средства, собранные по подписке (1859), объявленной еп. Пуатье кард. Луи Эдуаром Пи. В 1869-1875 гг. была восстановлена зап. часть храма, в т. ч. зап. фасад (из-за того что на его месте прошла улица, глубина храма была уменьшена на 2 травеи). Освящение состоялось в 1875 г., но работы по оформлению интерьера продолжались до 1885 г. В 2000 г. базилика была объявлена памятником всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО. В 2003-2004 гг. проведена реставрация храма.

http://pravenc.ru/text/389089.html

… его занимали детали послевоенного раздела громадной Османской империи .— Османская империя (или Оттоманская) — официальное название султанской Турции. Сложилась в XV—XVI вв. в результате турецких завоеваний в Азии, Европе, Африке. В период наибольшего расширения включала, кроме собственно Турции, весь Балканский полуостров, значительные территории на севере Африки, Месопотамию и др. С конца XVII в. стала постепенно терять завоеванные территории. (Окончательно распалась в 1918 г. после 1й мировой войны.) После окончания Крымской войны по условиям Парижского мирного договора 1856 г. Россия возвращала Турции занятый русскими войсками Карск (в обмен на Севастополь и другие русские города, занятые союзниками). Черное море объявлялось нейтральным с запрещением России и Турции иметь там военный флот и базы. Россия отказывалась от притязаний на «покровительство» православным подданным Османской империи, а так-же уступала южную часть Бессарабии и признавала коллективный протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией, оставшихся под суверенитетом султана. Восточная война — одно из названий Крымской войны 1853—1856 гг.,. Что оставили ненавистного всем Клейнмихеля — прекрасно, что намереваются отправить туда же Василия Долгорукова — правильно ..:— Клейнмихель Петр Андреевич (1793—1869) — граф, русский государственный деятель. В 1842—1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил постройкой железной дороги Петербург — Москва; уволен за злоупотребления по службе. Долгоруков Василий Андреевич (1804—1868) — князь, русский государственный деятель. С 1853 г. был военным министром, в 1856—1866 гг.— шефом жандармов и главным начальником III Отделения. Жена его, графиня Аграфена Федоровна, уже не была тою «Клеопатрою Невы», которую воспевали Баратынский и Пушкин…— Закревская Аграфена Федоровна (урожд. графиня Толстая; 1799—1879), с 1818 г. жена А. А. Закревского, предмет увлечения Е. А. Баратынского, П. А. Вяземского, А. С. Пушкина. О влюбленности Пушкина в Закревскую существует запись в дневнике А. А. Олениной. Вяземский писал А. И. Тургеневу, что Пушкин «целое лето кружился в вихре петербургской жизни» и воспевал Закревскую. Ей посвящены стихотворения Пушкина (1828): «Портрет» («С своей пылающей душою…»), «Наперсник» («Твоих признаний, жалоб нежных…»), «Счастлив, кто избран своенравно…». Имя Аграфена Пушкин включил в свой так называемый «дон-жуанский список» (1829).

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Среди других лиц, похороненных в Знаменской ц. в XVII-XVIII вв.- Ирина Борисовна Шереметева, урожд. кнж. Черкасская († 1 марта 1616), жена гос. деятеля боярина Ф. И. Шереметева; крупные гос. деятели князья Я. К. Черкасский († 1666), М. Я. Черкасский († 27 июня 1712), М. А. Черкасский († 29 нояб. 1721), А. М. Черкасский (1680-1742). Перестроенная на средства внука кн. А. М. Черкасского гр. Н. П. Шереметева Знаменская ц. была обращена в фамильную усыпальницу графов Шереметевых, при этом погребения Романовых и их родственников тщательно сохраняли, обновляли надгробия, заменяя древние. Одной из первых в новой усыпальнице была похоронена кнг. Е. Б. Урусова (урожд. гр. Шереметева; 1717-1799). В нач. XIX в. в усыпальницу были перенесены останки гр. П. Б. Шереметева (1713-1788) и его супруги В. А. Шереметевой (урожд. кнж. Черкасской; 1711-1767). Позднее там были похоронены: гр. В. П. Разумовская (урожд. гр. Шереметева; 1750-1824), гр. Н. Д. Шереметев (1838-1843), гр. А. С. Шереметева (1811-1849). В 20-30-х гг. XX в. усыпальница была разорена. Наряду с древнейшими усыпальницами обители формировалось монастырское кладбище, которое к 1917 г. занимало 2/3 территории Н. П. м. Там были похоронены мн. представители дворянских родов (в т. ч. Балк-Полевых, Бекетовых, Колычевых, Новосильцовых, представители дворянских ветвей рода Шереметевых и др.), московских купеческих фамилий (Какориных, Полетаевых, Четвериковых и др.), сформировался фамильный некрополь Алексеевых. Среди известных лиц, похороненных в Н. П. м.,- инокиня Досифея (кнж. Тараканова; † 1810), убитый французами в 1812 г. священник ц. Сорока мучеников Севастийских Петр Гаврилов, художники Ф. С. Рокотов (1735-1808) и В. С. Смирнов (1858-1890), экономист, проф. Дерптского ун-та П. Е. Медовиков (1818-1855), сенатор, акад. С.-Петерб. АН И. И. Давыдов (1794-1863). В 1918 г. на новой части кладбища был похоронен гр. С. Д. Шереметев. В 1919 г. монастырское кладбище было закрыто для захоронений ( Козлов. 1991. С. 49). В 1924-1925 гг. администрация исправительных учреждений, размещенных в обители, добилась разрешения на удаление части надгробных памятников, к кон. 1927 г. некрополь был по сути полностью уничтожен (Там же. С. 52). В настоящее время на месте кладбища разбит сад, сохранившиеся надгробные памятники XVIII-XIX вв. помещены у стен Н. П. м.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

1014 При Моск. Академии на собранные пожертвования была образована стипендия имени прот. А. В. Горского. 1016 Протоиерей Евгений Иванович Попов , земляк (костромич) А. В. Горского, скончавшийся в одном с ним году; магистр С.-Петербургской Академии. 33 года священствовал в Лондоне; много потрудился для ознакомления англичан с православной Церковью; почти все сочинения Овербека о соединении англиканской Церкви с православной были переведены им на русск. язык и напечатаны в «Христ. Чтении». 1017 В августе 1875 г. происходила в Бонне 2-ая старокатолическая конфе­ренция друзей церковного единения. На этой конференции, между прочим, присутствовали в качестве делегатов рект. СПБ. Акад. прот. И. Л. Янышев и проф. той же Академии И. Т. Осинин. 1020 Очевидно, разумеются два предшествующих труда С. К. Смирнова: «История Моск. славяно-греко-латинской академии» М. 1855 г. (в 1857 г. удостоена от Академии наук демидовской премии) и позже – «История Троицкой лаврской семинарии», М. 1867 г. (в 1868 г. удостоена уваровской премии в 500 р. от Академии Наук и награды в 400 р. от Св. Синода). 1023 Означенные сообщения частью использованы С. К. Смирновым в составленной им «Истории Моск. Дух. Акад. до ее преобразования». М. 1879 г. (см. стр. 272–273). 1025 Имеется в виду неприятный случай с студентом пятого курса Михаи­лом Лаговским (см. выше). В Святейшем Синоде незадолго пред этим хотели уничтожить ученые академические степени и прекратить по ним пенсии. Большого труда стоило м. Филарету отстоять ученые степени, но в окончившем V курсе были утверждены только 6 магистров, 11 кандидатов – с правом на по­лучение степени по выслуге 2-х лет с одобрения местного начальства. – См. о сем гр. М. В. Толстого «Воспоминания о моей жизни и учении в Серг. посаде (1825–1830 гг.), ст. в «Богосл. В.» 1894 г., 10–12 кн. и отд. брош., а также С. Смирнова «Истор. Моск. Акал.», стр. 273. 1027 Исидор (Яков Сергеевич Никольский), род. в 1799 г., окончил курс в СПБ. Академии в 1825 г. и оставлен бакалавром по кафедре Свящ. Писания; с 1834 г. епископом; с 1844 г. экзарх Грузии; с 1858 г. митрополит Киев­ский; с 1860 г., митрополит С.-Петербургский; ум. 7 сент. 1892 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ситхе, в 1845 г.) и Рижская (1850). Кроме того, в семинарию преобразован существовавший дотоле в Харькове духовный коллегиум. Увеличилось число уездных духовных училищ, отчасти за счет приходских училищ, значительно сократившихся. По почину обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова (1799–1855), до этого исполнявшего обязанности министра народного просвещения и заменившего с 1836 г. Нечаева, пересмотрены были уставы духовно-учебных заведений (1808 и 1814 гг.). В 1838 г. в семинарии введено было преподавание библейской истории и историческое учение об отцах Церкви, усилено изучение Священного Писания и русской церковной истории. Предписано было по праздникам вести катехизические беседы, которые могли бы служить образцом для бесед священника с прихожанами. В 1839 г. упразднена была комиссия духовных училищ и заменена духовно-учебным комитетом. В том же плане хозяйственный комитет был преобразован в хозяйственное управление при Синоде. В 1840 г. преобразованы были духовные училища. В намерение графа Протасова входило, за счет сокращения общеобразовательных предметов, введение новых предметов, «особенно полезных в общежитии и в житейском быту священника, как то: естественные науки, начало медицины и сельское хозяйство, дабы готовящиеся преимущественно в сельские священники, чрез приобретение нужных сведений в сих науках, могли иметь благотворное влияние на благосостояние народное». Из главных предметов признавалось полезным особенно приспособить к обязанностям сельского священника богословие пастырское и собеседовательное, из общеобразовательных предметов «преподавать всем ученикам логику и психологию, российскую словесность, историю, физику и геометрию, языки греческий и латинский». Протоиерей Г. Флоровский в упоминавшейся книге, ссылаясь на архимандрита Никодима (Казанцева), будущего епископа Енисейского, привлеченного к работе по составлению новых уставов, приводит, с его слов, данные ему Протасовым указания: «Из семинарий поступают в священники по селам. Им надо знать сельский быт и уметь быть полезным крестьянину даже в его делах житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

670 Система ректора киево-могилянской коллегии Иоасафа Кроковского (находящаяся в рукописи в библиотеке киево-печерской лавры) «Tractatus theologici in collegio kiiowo-mohileano traditi et explicati» читана была с 1693 по 1697 гг. (Ист. киев. акад. Булгакова, Спб. 1843, стр. 69). Disputationes et controversiae здесь постоянно встречаются, как это видно из конспекта упоминаемой системы, приведенного в «Ист. киев. акад.» Булгакова, на стр. 69–74. 671 Система Феофилакта Лопатинского, ректора московской славяно-латинской академии (находящаяся в рукописи в библиотеке московской духовн. академии) озаглавливается следующим образом. Scientia sacra disputationibus theologicis ss. Ecclesiae Orientali, Scripturae Conciliis et patribus consentaneis, speculative et controverse illustrate in collegio Petro Alexiewiano Mosquensi an. 1706–1710. Ист. моск.-славяно-гр.-лат. акад. С. Смирнова , Москва 1855, стр. 136. 672 Система Сильвестра Лебединского , ректора казанской академии, в первый раз изданная в Петерб. в 1799 г., озаглавливается следующим образом: Compendium Theologiae classicum didactico-polemicum, doctrinae orthodoxae christianae maxime consonum, per theoremata et quaestiones expositum etc. Основательная оценка приемов изложения этой системы сделана в «Истории старой казанской духовной академии 1797–1818 г., А. Благовещенского», Казань 1875, стр. 86–87. 673 Вот пример ответов на возражения из § 136 первой книги: Tertia objection est, quae susperioris, quam confirmat, est veluti instantla, ut vocant, seu defensio Deus promittit quaedam minatur, quae tamen non facit, ergo est mutabilis etc. Resp. Qui vel promittit vel minatur absolute, et non facit, vere mutabilis est: Deus vero vel quae promisit, vel quae minatus est et non facit, etpromisit et minatus est subintellectis conditionibus etc. Quodsi instes interrogando: si promissiones et comminationes pendent ex conditionibus; hoc ipso mutabules sunt, quia ex mutabilitatibus pendens: conditions enim illae sunt mutabiles. Resp. Nihil aliud jam nos respondere hic posse, nisi confitere, ut et ante fecimus, esse hoc unum ex mysteriis Dei incomprehensibilis ineffabilibus etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010