159 . Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российский Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними: Оба читаны в публичных собраниях. – Воронеж: Тип. Губ. правл., 1799. – 26 с. – Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876.-Т. 1. -С. 331. 160 . История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. – Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1831. – Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876. -Т. 1. – С. 332. Ч. 1: [Содержащая общую историю сего княжества и города Пскова]. – 322 с., 1 л. ил. Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. – 144 с. Ч.3: [Содержащая историю псковской церковной иерархии]. – 172с. Ч.4: [Содержащая сокращенную Псковскую летопись, избранную из разных российских и чужестранных летописей и особенно из Псковской]. – 192 с., 1 л. табл. 161 . Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [ Ивана Ивановича Дмитриевского ], напечатанное сперва в Новом опыте Исторического словаря о российских писателях 1806 года, а ныне некоторыми обстоятельствами дополненное. – М.: Тип. Селивановского, Ценз. 1816. – 8 с. – Авт. установлен по изд: Путеводитель по библиогр., биобиблиогр., историогр./А.Г. Фомин. – Л., 1934. – С. 230. 162 . Краткое пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. – СПб.: Святейший Синод, 1829. – 12 с. – Авт. установлен по изд. 1811 г. с загл.: Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. То же. – 1853. – 10 с. 163 . Летопись древнего славено-русского княжеского города Изборска. – СПб.: Тип. Смирдина, 1825. – 62 с., 1 л. ил. – Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых.../Г.Н. Геннади. – Берлин, 1876. – Т. 1. -С. 332. – Отт. из: Отеч. зап. – 1825. – Ч. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непосредственно, или уже в виде отзвуков, доходило это правительственное регулирование идей и до духовной цензуры. Например, в 1806 году было составлено синодом и разослано по всем церквам объявление, утверждавшее, между прочим, что «Наполеон» мечтает в буйстве своем... похитить (о чем каждому человеку и помыслить ужасно) священное имя Мессии». После же тильзитского мира, указом 18 июля 1807 года запрещалось уже читать это объявление и заимствовать из него мысли для проповеди. И, конечно, цензура духовная тотчас же стала делать соответствующие замечания: «Союзных держав, хороши ли они в себе или худы, – сочинителю поносить не следует: ни Вавилоном, ни центром нечестия именовать никак не надлежит» 147 . Едва ли, затем, без каких-либо сторонних соображений или побуждений, синод, в ноябре 1814 года, на одном весьма благоприятном отзыве цензуры положил следующую резолюцию: дозволить, с тем, однако, чтобы, при напечатании оной, в надлежащем месте означено было, что переведена с иностранного языка, не именуя французской» 148 . Незначительное количество противораскольнических трудов в данное время и осторожность цензуры при их рассмотрении, также, без сомнения, стоит в связи с циркуляром по светской цензуре (в январе 1812), «чтобы в осуждение и осмеяние старообрядцев не дозволялось ничего печатать, поскольку от правительства приняты уже потребные к наставлению их меры» 149 . Что же касается противосекстанских сочинений, то такая зависимость не может подлежать сомнению. Еще на первом году своего царствования, в секретном рескрипте губернаторам, Александр I ясно выразил свою точку зрения на характер миссии среди сектантов: «И разумом и опытами давно уже дознано, что умственные заблуждения простого народа, прениями и увещаниями в мыслях его углубляясь, – единым забвением, добрым примером и терпимостью мало-помалу изглаждаются и исчезают. Вот правило, коего местному начальству должно с ними держаться, и на нем то основано было и повеление, данное о увещевании сих духоборцев, при возвращении их восвояси. Сие увещание никак не должно иметь вида допросов, состязания и открытого образу их мыслей насилия, но должно само собою и неприметно изливаться из добрых нравов духовенства, из жизни их, из поступков, и, наконец, из непринужденных, к случаю, и с видом ненамеренности, направленных на положение их разговоров».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

4) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 1 / 4 к. сер.), пожертвованный 15 октября 1796 года вдовствующею генерал-поручицей Марией Семеновной Римской-Корсаковой в пользу самобеднейших учеников в бурсе. 5) Билет в 35 р. 71 1 / 2 к. асс. (10 p. 20 1 / 2 к. сер.) данный на тот же предмет по завещанию г. Твердышевой 1799 г. сентября 28 дня. 6) Билет в 500 руб. сер. графа Феодора Андреевича Остермана, данный 5 февраля 1802 г. для награждения процентами с него воспитанников, отличившихся благонравием. В 1815 г. по предписанию комиссии дух. училищ проценты с сего билета назначено употреблять на покупку книг для награды отличившихся благонравием студентов Академии. 7) Билет в 1085 р. асс. (310 р. сер.) по завещанию архангельского епископа А поллоса. данный 1-го июля 1802 года на содержание процентами бедных учеников в бурсе. 8) Билет в 5000 р. асс. (1428 р. 57 1 / 2 к. сер.). 1806 г. августа 9 пожертвованный отставным подпоручиком гвардии Василием Григорьевичем Богдановичем на тот предмет, «чтобы получаемые с него ежегодно процентные деньги раздавать от начальства академического пяти человекам учащимся в пособие их содержания и в награду за их особенные успехи в науках при добропорядочном поведении жизни». 9) Билет в 500 р. асс. (142 р. 85 1 / 2 к. сер.) Серафима архиепископа тверского, который назначил проценты с него употреблять в награду успешнейшим и способнейшим к проповеданию слова Божия. Дан 27 -го июня 1801 года, когда Серафим был еще епископом смоленским 10) Билет в 4000 р. асс. (1142 р. 85 3 / 4 к. сер.). поступивший по завещанию митрополита Платона 27-го июня 1813 года на содержание отличных воспитанников славяно-греко-латинской Академии 273 . Таким образом при самом открытии Академии в ее ведение поступило из сумм славяно-греко-латинской Академии до 80,000 руб. ассигнациями. Правление Академия определило тогда же, чтобы «на проценты с суммы митрополита Платона содержать в Академии двух отличных по учению и благонравию студентов сверх штатного числа оных, которым в память покойного и для всегдашнего исполнения его учреждения именоваться Платоновыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

2430       Генинг B. Ф., Левченко B.H. Археология древностей – период зарождения науки (конец XVIII – 70-е годы XIX в.). Κ., 1992; Фролов Э.Д. Русская наука об античности: историографические очерки. СПб., 1999. 2431       Stritter J.G. Memoriae populorum, olim ad Danubium, Pontum Euxinum, paludem Maeotidem, Caucase, mare Caspium et inde magis ad septentriones incolentium et scriptoribus historiae byzantinae erutae et digestae. Vol. 1–4. СП6., 1771–1779. Перевод на pyc. яз. выполнил Василий Светов. 2432       Манганари Е. Атлас Черного и Азовского морей. Николаев, 1841; Taitbout De Marigny E. Atlas de la mer Noire et de la mer d’Azow. Odessa, 1850. 2433       Осипов В.И. Петербургская Академия наук и русско-немецкие научные связи в последней трети XVIII века. СПб., 1995; Тункина И.В. Русская наука… С. 40–55. 2434       Güldenstädt J.A. Reisen durch Russland und im caucasischen Geburg. I–II/Hrsg. von P.-S. Pallas. Spb., 1787,1791; pyc. пер.: Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770–1773 гг. СПб., 2002; Хрушкова Л.Г. Рец.: Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу…//Вестн. РГНФ. 2004. 3. С. 260–264. 2435       Pallas P.S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1974. Bd. 1–2. Lpz., 1799–1801. Ha pyc. яз. был переведен 2-й том, но издан спустя несколько десятилетий: Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам русского государства в 1793–1794 годах/Отв. ред. Б.В. Левшин; сост. Н.К. Ткачева; пер. A.JI. Бертье-Делагарда. M., 1999. (Научное наследство, 27). 2437       Naruszewicz A. Tauryka czyli Wiadomoci staroytne i póniesze o stanie i mieszkacach Krymu do naszych czasów. Warszawa, 1787; pyc. пер.: Нарушевич A. Таврикия, или известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма и его жителях до наших времен. Κ., 1788. 2438       Siestrencewisz Bohusz S. Histoire du Royaume de la Chersonèse Taurique: Histoire de la Tauride. 2 vols. Brunswick, 1800; 2е éd.: SPb., 1824. Pyc. пер.: Сестренцевич Богуш C. История царства Херсонеса Таврийского: В 2 т. СПб., 1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обязанность патриарха перед султаном состояла в контроле за сбором налогов (клирики были освобождены от уплаты податей, хотя могли по личному согласию платить особые налоги). Сам он не занимался сбором податей, это входило в обязанности старейшин местных общин, которые отвечали за ведение реестров. Кроме того, патриарх должен был наблюдать за проявлением какой бы то ни было политической нелояльности по отношению к турецкой власти и быстро подавлять таковую. Он был ответствен за поведение всех православных, их покорность и благонадежность. За любое восстание или массовое возмущение он расплачивался своей жизнью. Наиболее ярким примером такой ответственности может служить мученическая кончина патриарха Григория (1797–1799, 1806–1808, 1819–1821), который был повешен на воротах патриархии после начала в Греции освободительного восстания в 1821 г. В остальном Вселенский патриарх правил единолично, однако de facto патриарх, обязанный полностью подчиняться султану, не мог стать полноценным политическим главой православных. Скорее он выполнял роль посредника и проводника воли султана, вследствие чего на его плечи легла ответственность за все нестроения, возникавшие среди христиан. Споры между христианами разрешались церковным судом, в основе судопроизводства лежало византийское каноническое право и византийское обычное право. Митрополиты и епископы имели собственных чиновников по образцу патриаршего суда. В гражданских делах правосудие вершилось по принципу арбитражного суда. В провинции такие дела решались общиной, димогеронтами. Дела, имеющие религиозное значение (браки, наследство), слушались в суде епископов. Имелась возможность апелляции к патриаршему суду. Если одна из сторон не была удовлетворена решением, она могла обратиться в турецкий суд. Так поступали редко, поскольку турецкие суды были медлительными, дорогостоящими и часто коррумпированными, а дела решались в соответствии с Кораном. Уголовные преступления (государственная измена, убийство, воровство бунт) были в юрисдикции турецкого суда, кроме ситуации, когда обвиняемым был священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

60 Первое издание известной грамматики А. X. Востокова вышла в Спб. 1831 в В 1806 году А. X. Востоков писал к И. И. Дмитриеву: «Вы слыхали, может быть, или не слыхали, что я – страшный заика. Сей порок, с летами во мне увеличивающийся, сделал меня неловким, застенчивым, заградил мне все блестящие пути большого света, где язык есть лучший проводник. Мне осталось только вести жизнь кабинетскую и стараться награждать проворством пера непроворство языка моего». (Спб. II Отд. Ак. Наук, т. V, вып. 2, стр. XXII). В переписке Востокова, изданной под ред. Изм. Ив. Срезневского (там же), не только нет писем Снегирева, по и самое имя его ни разу не упоминается. 61 Каменецкий, Тит Алексеевичи (1790–1844), магистр, адюнкт геогра­фии и статистики в моек, универе, и директор коммерческого училища, издал «Краткое всеобщее землеописание в пользу детей» (М. 1818 и еще четыре изда­ние, последнее в 1827). 62 Малов, Михаил Яковлевич (1799–1849), из студентов моек, универ­ситета, магистр, служил при университете, а с 1819 г. адъюнктом читал в нем «частное гражданское право и об уголовном вообще и особенно о рус­ском., историю римского законодательства, до 1831 г. Он имел, по свидетель­ству одного современника, привычку начинать каждую лекцию словами: «чело­век, который...», и обращался с студентами очень нелюбезно, что вызвало однажды целую студенческую «историю», окончившуюся арестом нескольких студентов я удалением Малова. Упоминаемая Снегиревым речь его – кажется, единственное его произведение – носит следующее заглавие: «Слово о Благо­творном влиянии истинной нравственности на образование юношества» (М. 1831). См. биогр. словарь моск, проф., II, 22. 63 Исторический, Статистический к Географический Журнал издавался адъюнк­том м. у. Александром Матвеевичем Гавр и ловим, еыиь т проф. м. у. М. Г. Гаврилова, издававшего с 1800 по 1828 «Политический пере­водимый с немецкого и начатый в 1700 11. А. Сохацкпм. 64 Алфавитный указатель или » Ключ к Истории государства Российского, Карамзина» был окончен И. М. Строевым еще в 1828 году, по издал толь­ко в 1836.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Фихте происходил из бедной крестьянской семьи, рос без образования, и ждали его, по всей видимости, только труд и заботы по добыванию хлеба насущного. Но случилось так, что судьба его сложилась иначе. Когда Фихте было 8 лет, в село, где он жил, приехал богатый сосед-помещик, чтобы послушать знаменитого проповедника, который разъезжал по Германии. На проповедь он опоздал и был ужасно разочарован. Однако ему сказали, что здесь есть мальчик, который может практически дословно пересказать проповедь. Когда привели восьмилетнего Фихте, тот не просто пересказал осмысленно проповедь, но и повторил пафос знаменитого проповедника. Слушатель был настолько поражён, что выделил мальчику стипендию и отправил его учиться в школу, а затем в университет на теологический факультет – сначала в Йену, потом в Лейпциг. После смерти своего благодетеля Фихте стал испытывать нужду и вынужден был постоянно подрабатывать. Так и не окончив Лейпцигский университет, он устроился домашним учителем к одному студенту, и тот попросил его объяснить книги Канта. Фихте прочёл книги, пришёл от них в восторг и поехал в Кенигсберг встретиться с Кантом (тот принял его довольно холодно) и послушать его лекции (правда, их Фихте охарактеризовал как «снотворные»). Вскоре Фихте пишет свою первую работу – «Опыт критики всяческого откровения». Он выпустил её в свет анонимно, и читатели, не зная, кто автор, приписали её перу Канта, так что тот вынужден был выступить с публичным опровержением (хотя и сказал при этом, что согласен с положениями книги), чем привлёк внимание к молодому философу. После этого Фихте длительное время разъезжает по разным городам, преподаёт в Йенском университете, но после того как его обвинили в атеизме, он был вынужден уйти оттуда в 1799 г. Фихте преподаёт в Берлинском университете с перерывом с 1806 по 1810 гг., потом становится ректором этого университета – до 1812 г. Фихте это очень тяготило, потому что Германия в то время была оккупирована наполеоновскими войсками, а он был патриотом германской нации.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

2149 АСС 1792 г., 112, л. 1. – См. также АСС 1792 г., 97. – АСС., 1792 г., 127, л. 4. – АСС., 1811 г., 989, л. 41.Д. Мизко, «Нек. черты», 15. – ТКДА., 1863 г., I, 308. «Екатеринослав. архиереи», Н. М. 2150 Феодосийское викариатство екатеринославской епархии учреждено в 1787 г., 7 марта, вследствие обширности екатеринославской епархии; оно обнимало таврический полуостров, населённый в большинстве греками. Первый епископ Дорофей Возмуйлов был грек. Викариатство упразднено в 1799 году. – ПСЗ., 16.512. – Н. И. Григорович «Обз. учр.», 3 – прим. – П. Строев, «Списки», 490. 2151 АСС., 1792 г., 97, л. 1. Доклад св. синода 29 ноября; высочайшее утверждение 3 декабря 1792 г. 2162 См., напр., любопытное дело преосвященного Иова с кафедральным ризничным, старым игуменом Германом, которого преосвященный, за различные нестройности в ризнице, хотел приучить к 600, 700 и более публичных поклонов. – АСС., 1797 г., 184, лл. 137. – Также АСС., 1797 г., 600. 2163 См. книгу четвёртую, гл. IX. – Слова преосв. Иова в одном из его рапортов св. синоду, что в Минской епархии он «застал более 40 приходов развращенных по причине священников развратного поведения», следует принимать с большим ограничением в том смысле, что в этот счет входят вообще все приходы, в которых замечалось «расстройство», помимо их совращения в унию, а затем во-вторых, что слова эти основаны на непроверенных жалобах и вообще ваята круглая цифра. – АСС., 1797 г., 78, л. 133. 2180 «Военный губернатор Каменца Подольского, управляющий губерниями Минской, Волынской и Подольской», генерал-лейтенант, а потом (с 10 апреля 1797 года) генерал-от-инфантерии Александр Андреевич Беклешов, заступивший место Т. И. Тутолмина, родился 1 марта 1743 г., получил образование в сухопутном кадетском корпусе; после короткой службы при корпусе, участвовал в первой турецкой войне во флоте, с 1783 г. – губернатор рижский; с 1790 – наместник Орловского и Калужского наместничеств, со 2 декабря 1796 г. – Черниговский военный губернатор; в 4 декабря 1796 г. – в вышеприведённом звании. Вступил в эту должность 7 января 1797 г. Был впоследствии дважды генерал-прокурором и скончался в отставке в Риге 3 апреля 1806 г. – КС., 1890 г., 255304. «Александр Андреевич Беклешов, малороссийский генерал-губернатор, Киевский военный губернатор, генерал-прокурор», В. С. Иконникова . – СА., 5 отд., 534. – СА., 5 отд., 300. – АМДК., 1409=1414, лл. 2. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Важным этапом в эволюции личности Г. стало предпринятое им в 1786-1788 гг. путешествие по Италии. Впечатления от итал. природы, знакомство с памятниками античной архитектуры, а также общение с художницей А. Кауфман, писателем и философом К. Ф. Морицем способствовали окончательному самоопределению Г. в качестве поэта. Идя навстречу устремлениям Г., герц. Карл Август в 1788 г. освободил его от прежних обязанностей (при сохранении жалованья); в ведении Г. остались преимущественно вопросы культурной политики герц-ства (надзор за Йенским ун-том, а также руководство театром, устройство б-к и парков в Веймаре). Новое положение при дворе, предоставлявшее больше времени для творчества, разрыв с Ш. фон Штейн и гражданский брак с Христианой Вульпиус (с 1788, венчание состоялось в 1806) ознаменовали новый этап жизни Г. Естественнонаучные занятия приобрели характер попыток органического синтеза научного и поэтического видения природы (теория метаморфозы растений, учение о т. н. прафеномене), а эстетические предпочтения все более склонялись в сторону классицизма. Французская революция, к-рую Г. расценил как «ужаснейшее из всех событий», лишь утвердила в нем волю к гармонии. Переход Г. на позиции классицизма завершился в 1794 г., с началом творческого содружества с Ф. Шиллером, к-рое продолжалось вплоть до смерти последнего в 1805 г. Шиллер познакомил Г. с критической философией И. Канта и ввел в круг идей раннего нем. идеализма. В совместно издаваемых альманахах «Оры» (1794-1797) и «Пропилеи» (1798-1800) Г. и Шиллер развернули полемику против набиравшего силу романтизма. Одновременно Г. работал над философским романом «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796), горячо воспринятым как сторонниками классицизма, так и молодыми романтиками. В 1799-1801 гг. на почве общих натурфилософских интересов развился интенсивный идейный обмен между Г. и Ф. В. Й. Шеллингом . Начало позднего этапа жизни и творчества Г. ознаменовалось решительным разрывом с классицистскими идеалами, к к-рому его побудили как политические изменения в Европе, так и события частной жизни.

http://pravenc.ru/text/164939.html

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впосл. передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание уч-ща. Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все слав. рукописные книги из монастырской б-ки ( Куев К. Съдбата на сторобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 142), несмотря на то что при обители действовало уч-ще: в сер. XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали ок. 60 монахов, а в XIX в.- обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян ( Спространов Е. По възражданьето в град Охрид//СбНУНК. 1896. Кн. 3. С. 673-674); в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македон. писатель Г. Пырличев. От периода болг. церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в., см.: Гошев И. Старите печати на манастира «Св. Наум» в Македония//Сб. в памет на П. Ников. София, 1940. С. 91-108). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010