Княжево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах в 1578 г. как вотчина " Богоявленского монастыря, что за ветошным рядом " . По тем же книгам, в селе значится деревянная Покровская церковь. 9 декабря 1799 г. церковь ночью сгорела по неизвестной причине, а 5 марта 1800 г. архиепископом Рязанским и Зарайским Симоном (Лаговым) дана благословенная грамота на построение в том же селе на старом месте новой церкви. Через год деревянная церковь была построена и освящена. Позже был пристроен к храму придел пророка Илии, который освятил священник рязанского кафедрального собора Иоанн Иоаннов 1 октября 1806 г. Левый придел в честь святого Давида Солунского был сооружен купцом Давидом Широковым по плану одобренному епископом Рязанским и Зарайским Гавриилом (Городковым) 14 ноября 1849 г. Колокольня пристроена к храму в 1816 г., а в 1860 г. переделана заново. В 1911 г. тщанием прихожан около ветхой деревянной церкви построена новая каменная и освящена в честь Покрова Богородицы, правый придел во имя Илии Пророка, а левый придел - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святого Давида Солунского. Около новой церкви была установлена деревянная звонница на четырех столпах, купленная в селе Раменки. В 1920-е гг. церковь была закрыта и отдана во владение колхоза. В послевоенные годы в церкви размещался крахмало-паточный завод. В 2001 г. при храме была зарегистрирована православная община. Источник информации: http://vedomosti.meparh.ru/ Княжево в качестве села упоминается в Коломенских писцовых книгах 1578 г. и значится вотчиною в Мещерской волости Богоявленского монастыря, «что на Москве за ветошным рядом». В выписи с Коломенских книг письма и меры 1626-1627 гг. указана в вотчине Богоявленского монастыря, что на Москве, в селе Княжеве церковь Покрова Св. Богородицы… Вместо упоминаемой в XVII ст. Покровской деревянной церкви, сгоревшей со всею утварью 9 декабря 1799 г. в ночное время от неизвестной причины, 5 марта 1800 г. преосвящ. Симоном дана была благословенная грамота на построение в том селе новой церкви в прежнее храмонаименование Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся в конце села, на старом кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=13424

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Саров. Успенская пустынь. Церковь Николая Чудотворца в надвратной колокольне. Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1789 и 1799. Архитектор:Карл Иванович Бланк Ссылки:   Адрес: Россия, Нижегородская область, Дивеевский район, г. Саров, проспект Мира, 27А Координаты: 54.925662, 43.326623 Проезд:Закрытое административно-территориальное образование. Вьезд по спецпропускам. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель - Святыми вратами. Эта колокольня сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год и в 1999 году отметила свое 200-летие. Колокольня строилась на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота - 81 метр. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подняться на обзорные площадки колокольни. В хорошую погоду с них можно было увидеть колокольню и храмы Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим Карлом Ивановичем Бланком. Однако подтверждающих ее документов пока не найдено. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол весил 1200 пудов (более 19 т). Его назвали " Тысячник " , он занимал третий ярус. Колокол отливали в монастыре. Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов. Восемь колоколов весили от 2 до 56 пудов, другие были еще меньше.

http://sobory.ru/article/?object=37254

Феофилакт, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Русанов Фёдор Гаврилович) Родился в 1765 году в семье причётника Набережной волости Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В 1792 году пострижен в монашество. В 1793 году рукоположен во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположен во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря. С 29 мая 1796 года – настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. С 8 ноября 1798 года – настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года – настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 25 октября 1803 года – архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. С 29 ноября 1807 года – член новоучреждённого Комитета по усовершенствованию духовных училищ, который 26 июня 1808 года преобразован в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разорённых во время Отечественной войны 1812 года. В декабре 1813 года архиепископ Феофилакт вернулся в Рязанскую епархию. С 14 мая 1817 года – первый русский экзарх Грузии. С 28 декабря 1818 года именовался архиепископом Карталинским и Кахетинским. С 1 февраля 1819 года – митрополит Карталинский и Кахетинский. Скончался 19 июля 1821 года от тифа. Погребён в Бодбийском Сигнахском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

4. – Реестр книгам, расхищенным неприятелем во время вторжения в Москву 1812 года Из всеобщей истории in 4°. 15. Encyclopédie méthodique, à Paris. 68 томов. 26. Büschings Magazin 2-ter u. 3-ter Theil. Hamb. 1767. in 8°. 23. Tableau des revolutions de l´Europe par M-r Koch. 2 tomes, à Paris. 1790. 24. Letres historiques, critiques et politiques sur les évenemens qui se sont passes depuis 1778 jusqu´à present, a Londres. 1787. 14 tomes. 25. Unser Jahrhundert, oder Darstellung der interessantesten Merkwürdigkeiten und Begebenheiten, und der grössten Manner desselben. 3 Theile. Altona 1795. 25а. История XVIII столетия. Часть IV. Москва. 1806 27. Politique de tous les cabinets de l´Europe. 2 tomes, à Paris. 1794. 42.Schlötzers Staatsanzeigen 2-ter Theil. Gòttingen. 1782. 46. Mercure historiques et politique etc., 1693, tome XV. Из Российской истории 17. Указ о учреждении Воспитательного дома, in fol. 42b. Список 7-классным чиновникам 1811 и 1812 года, in fol. 56. Diarium itineris in Moscoviam. Viennae Aust., in fol. 54. Царственный летописец, в Спб. 1792. 4°. 132.Histoire de Pierre I, par M-r Mavillon, a Amst. 1742. 4°. 194. Описание всех в Российском государстве обитавших народов. Соч. проф. Георгия. 3 части, в Спб. 4°. in 8°. 10. Духовный регламент. 1721. 47. Общий тариф. 1796. 86. Повествователь древностей Российских. Изд Н. Новиковым. Ч. I. Спб. 1776. 87. Dissertations sur les antiguités de la Russie par Gatterie. St Pet. 1795. 91 Ядро Российской истории кн. Хилкова, в Москве, 1770. 92.Chilkows Kern Russischer Geschichte, Moskwa. 1786. 93. Новое ядро Российской истории. Соч. Нехачина. 2 части. Москва. 1795. 181. Жизнь Минина. Спб. 1799. 231. Деяния Петра I. Соч Ив. Голиковым. Ч. 1, 4 и 7. Москва. 1788. – Дополнение к Деяниям Петра I. Часть 1 и 15 239. Etat présent de la grande Russie par Perry 1717. 326Ь.Жизнь Екатерины II. Москва 1801. 326b. Lobrede auf Catharina II. Riga. 1802. 327. Potemkin – Halle. 1804. 328. Жизнь Павла I Москва. 1805. 333. Tagebuch eines französischen Offziers ets Amst 1776.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Вешаловка. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Знамения строилась с 1768 по 1784 год на средства Я.А. Татищева, сына любимого денщика царя Петра I А.Д. Татищева. Автором проекта, как предполагают, был знаменитый русский зодчий Василий Баженов. Основанием для этого суждения стали особенности архитектурных приемов, которые использовал автор. Тем более известно, что двоюродный брат владельца усадьбы Я.А. Татищева Петр Алексеевич Татищев (1730-1801) входил в попечительский совет Московского университета. В 1765 году он выплатил долг В.И. Баженова Академии художеств за пенсионерскую поездку по Европе. Однако каких-либо документов, подтверждающих причастность Баженова к строительству в Знаменском (Вешаловке), пока не обнаружено. Материал из книги «Земля Липецкая» из серии Наследие народов Российской Федерации. 2003. С. 102 Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов. Знаменская церковь – уникальное культовое сооружение конца XVIII века, не имеющее прямых аналогов даже в творчестве самого Баженова. Храм сооружён в стилевых формах русской псевдоготики. Особенностью этого стилевого направления было сочетание планировочных и объемно-пространственных принципов классицизма с использованием свободно трактуемых форм древнерусского зодчества и отдельных мотивов европейской готики. Одним из самых ярких примеров «русской псевдоготики» и стала церковь Знамения. Островерхие четырехгранные шатры и шпили, стрельчатые арки и окна уживаются с русским пятиглавием и классическими пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=08989

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грузино. Собор Андрея Первозванного. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Андрея Первозванного , Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских , Петра и Павла Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:Между 1805 и 1822. Год утраты:приблизительно 1943 (разрушен в ходе боевых действий) Архитектор:Ф.И. Демерцов, В.П. Стасов Адрес: Новгородская область, Чудовский район, Грузино Координаты: 59.145557, 31.881482 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Граф Алексей Андреевич Аракчеев справедливо заслужил ненависть своих современников и нынешняго поколения людей за свою небывалую жестокость и кровожадность, но и его можно помянуть добром, если вспомнить о построенном им «Андреевском Соборе» в его имении «Грузино», ныне село того же имени по Тихвинскому тракту Новгородского уезда и губернии, в 13 верстах от станции Николаевской железной дороги «Чудово». Собор этот замечателен красотой и оригинальностью своего внутренняго убранства и особенно тем, что в нем граф Аракчеев всячески постарался увековечить память о своих благодетелях, Императорах Павле 1 и Александре 1, а также и различныя события из своей жизни. Разсматривая собор и его достопримечательности, восхищаешься их красотой, оригинальностью и изяществом их работы и невольно забываешь о тех грубых и пошлых расчетах, по которым создались некоторые памятники и произведения искусства. Собор заложен графом Аракчеевым 5 мая 1805 года (в это число в 1799 году Аракчеев получил графский титул) на месте древней деревянной (?) церкви, построенной 6 июня 1793 года, освящен 20 сентября 1806 года, в день рождения Императора Павла 1 (в 1754 году) и назван Андреевским, в честь апостола Андрея Первозваннаго, который, по преданию, посетил это место, водрузил на нем крест, отчего будто бы это место и называется «Грузино», и предсказал, что здесь будет христианство процветать. Строителем собора был тот же архитектор, какой строил Аракчееву в Грузине дом («Аракчеевский дворец»), Феодор Иванович Демерцов. Он построил собор в виде продолговатаго, широкаго, одноэтажнаго здания простой архитектуры ранняго «empire» с двускатной крышей, с треугольными римскими фронтонами на все стороны храма, при чем восточный и западный фронтоны поддерживают 8 ионических колонн (по 4 колонны на каждой стороне); средняя часть храма увенчана массивным двойным куполом в виде высокой шапки с полукруглым верхом, заканчивающимся другим куполом, продолговатым, меньшаго размера, с крестом и шаром наверху; кроме того, большой купол украшен 14 ионическими колоннами. Колокольня построена отдельно от храма, на запад.

http://sobory.ru/article/?object=35059

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010