2027 Митр. Никанор (в миру Николай Степанович Клементьевский; 1787–1856) – выпускник Троицкой ДС (1809); оставлен преподавателем греческого и еврейского языков; с 1818 г. – ректор Вифанской ДС; позднее викарный епископ и член С.-Петербургской консистории; с 1840 г. архиеп. Волынский и Житомирский, с 1843 г. – одновременно и Варшавский и Новогеоргиевский. После смерти митр. С.-Петербургского Антония (Рафальского) был назначен на его место. 2028 Митр. Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров; 1779–1857) – выпускник Севской ДС (1798), настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря (с 1813 г.); по настоянию митр. Филарета (Дроздова) стал инспектором С.-Петербургской ДА (1814), в том же году переведен с сохранением должности в только что реформированную МДА; с 1815 г. – ее ректор; автор официального пособия по догматическому богословию. Будучи до Григория (Постникова) архиепископом в Казани, боролся с расколом, занимался миссионерской деятельностью; до конца жизни был категорическим противником перевода Библии на русский язык. Митр. Киевским и Галицким состоял в 1834–1857 гг. 2029 Митр. Григорий (в миру Егор Петрович Постников; 1784–1860) – 3-й магистр I курса С.-Петербургской ДА (1814), один из любимых учеников митр. Филарета (Дроздова) ; оставлен преподавателем богословия; вице-президент Российского библейского общества, участник перевода Библии на русский язык; автор первых русских пособий по герменевтике, догматическому богословию, полемическому богословию и апологетике (1819); основатель церковной журналистики («Христианское чтение», 1821; «Православный собеседник», 1855); радикальный и последовательный борец с расколом. Архиеп. Казанским и Свияжским был с 1848 г.; затем, с 1856 г., – митр. Новгородским и С.-Петербургским. 2030 Архиеп. Евгений (в миру Андрей Евфимович Казанцев; 1778–1871) – по окончании Троицкой ДС (1800) был назначен митр. Платоном (Лёвшиным) преподавателем высшей грамматики, а по принятии монашества (1804) – префектом Вифанской ДС. Впоследствии сблизился с Филаретом (Дроздовым) и во вновь открытой С.-Петербургской ДА Евгений стал правой рукой (инспектором) митр. Филарета (ректора). Почетный член Московского университета и Общества любителей древней письменности; блестящий проповедник. Ярославскую и Ростовскую архиепископию возглавлял в 1837–1853 гг. См. о нем: Головщиков К. Д. Архиепископ Евгений Казанцев: Биобиблиогр. очерк. Владимир, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Mansi – Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. D. Mansi. Florence-Venice, 1759–1798 PG – Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J.-P. Migne . Paris, 1857–66. PL – Patrologiae cursus completus. Series latina/Ed. J.-P. Migne . Paris, 1857–66. PTS – Patristische Texte und Studien Глава 3. Действительные причины иконоборческой смуты Наиболее верным путем, ведущим к разгадке сути полемики между преподобным Иоанном и императором, будет исследование тех пунктов, по которым их мнения об иконах расходятся. Сравнение двух документов – “текста Гевонда” и трактата преподобного Иоанна – очевидно показывает, в чем состоит различие их отношения к иконопочитанию. На самом деле проблема в том, какое положение занимали иконы в церкви и насколько были богословски оправданы те формы их почитания, которые были приняты в то время.Так, император утверждает: “…мы славим Бога, спасшего нас посредством Своего Единородного Сына, явленного миру в том же образе; и мы прославляем святых, но что касается дерева и красок, мы не воздаем им никакой чести” 101 . На основании этой выдержки из писаний Льва IIIЛ. Барнард заключает, что “иконы были неотъемлемой частью имперской ортодоксии, которую император всячески желал сохранить. Но Лев не приписывал им никакого значения, кроме как напоминания об изображенных на них личностях. Так, хотя он не возражает против их присутствия в церкви, но их почитание он находит неприемлемым.Ветхозаветный херувим оправдывает их использование, но дереву и краскам не должно воздаваться никакого поклонения” 102 . “Дерево и краски” иконесть не что иное, как материя, которая, по мнению императора, не подлежит никакому почитанию.В этом почитании он видел извращение, поскольку вместо Бога честь воздавалась материи. Именно этот аспект критики со стороны мусульман убедил императора 103 . Итак, влияние мусульман было не столь однозначным, как представлялось в предыдущей главе, а имело свои богословские “тонкости”. Мы можем заключить, что исторические обстоятельства заставили императора изменить свой взгляд на иконы. Пережив политический кризис и поражения византийской империи в битвах с арабами, император видел в этом знамение Божественного прещения, так как богословский этос теократического государства, каким являлась Византия, приписывал все политические и экономические несчастья, выпадавшие на империю, Божию гневу.В такой ситуации Лев подверг рассмотрению все возможные причины для выпавшей на его страну Божественной немилости. Будучи подстегиваем критикой мусульман, Лев склонился к убеждению, что виновником всех бед явилось растущее почитание икон, которое можно было в его внешних проявлениях отожествить с идолослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

114 Мансуров Борис Павлович (1826–1910) – государственный и общественный деятель, историк-палестиновед. Командированный в ноябре 1856 г. вел. кн. Константином Николаевичем в Палестину, Мансуров провел подготовительные работы по приобретению первых русских участков в Иерусалиме (1857–1860), созданию Палестинского Комитета (1859) и возведению Русских Построек (1860–1864). Управляющий делами Палестинского Комитета (1860), управляющий делами Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИД (с 1864), практически главный распорядитель всего русского дела в Святой Земле в 1858–1889 гг. Член-учредитель Православного Палестинского Общества (1882), член Совета Общества (1882–1883) и его почетный член. Сенатор (1865), член Государственного Совета (1872). 115 Поликарп (Радкевич Феодосий Иванович; 1798–1867), епископ. Окончил Киевскую духовную академию (1823). Инспектор Волынской ДС (1823), архимандрит, ректор Могилевской (1829) и Смоленской (1836) ДС. Настоятель русской посольской церкви в Афинах (1843–1850). Епископ Одесский, викарий Херсонской епархии (1853), Орловский и Севский (1858). В 1857 г., при избрании кандидатуры в начальники возобновляемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Поликарп, по памяти службы в Греции (т. е., по тогдашней МИДовской географии, «на Востоке»), был не только, с неосторожной поспешностью, назначен на этот пост (см. ниже, документ 64), но и озвучен в таковом качестве в Константинополе (см. письмо великого визиря: документ 67) и чуть было не снабжен высочайше одобренным напутственным отношением (документ 68). Однако при «смотринах» епископа в Петербурге, после неуместно им заявленных при первом же визите в МИД условий и амбиций, назначение было дезавуировано князем А. М. Горчаковым . Поликарпа отправили обратно в епархию, под официальным предлогом – для нового всеподданнейшего доклада – внезапной болезни (ср. запись в дневнике Порфирия: примеч. к документу 71). 117 Адлерберг Мария Васильевна (урожд. Нелидова; 1797–1870), графиня – супруга министра двора графа В.Ф. Адлерберга, мать А.В. и Н.В. Адлербергов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Александр определён в 1777, бывший игум. Лебедянского Троицкого монастыря; † 18 июля 1789. Филарет в 1789 перев. из Рязанского Троицкого монастыря; † 1800. Маркелл , в 1800–10, перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Смарагд , с 1810; † 9 янв. 1814. Павлин 18 янв. 1814 перев. из Данковского Покровского монастыря; † 16 мар. 1824. Илиодор Чистяков , с 4 мая 1824 по 15 мая 1825, перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Гедеон Вишневский произведён 26 июля 1825; в 1828 перев. в Рязанский Троицкий мнтрь. Аркадий 11 февр. 1828 перев. из Скопинского Духова монастыря; до 1830. Иоанн Чистяков произведён 1 июня 1830, а 9 мая 1831 перев. в Козловский Троицкий мнтрь. Павел , в 1832–36, перев. в Солотчинский мнтрь. Иннокентий 25 мая 1837 перев. из Раненбургской Петропавловской пустыни; † 1857 … [ Феофил , 1854–56 (в Адрес-Календарях).] Феофил в 1857 перев. из Скопинского Духова монастыря; † в 1859. Феодосий в 1859 перев. из Пронской Спасской пустыни; в 1862–64 архим. Виталий , 1865–69. 5 Радовицкий Николаевский, в Егорьевском уезде, от Рязани 70 вёрст, основан в второй половине XVI века. Ныне третьеклассный. [V, 662.] Игумены Иона Рогожа , основатель, прежде 1584. Антоний , 1616. Иосиф , 1620–28. Евфимий , 1634–36. Антоний , 1642, 52, мар. Иосиф определён 23 янв. 1653; до 1660. Нифонт , 1663–67. Иоасаф , в февр. 1668. Ферапонт , 1670–73. Иаков , 1677–81. Игнатий , 1681–87. Иларион , 1688–97. Герасим , 1697–1700. Давид , 1700–2. Архимандриты Иродион , 1702–5. Мисаил , 1706–11. Иосиф , 1712–16. Софоний , 1717 и 1718, а 2 февр. перев. в Коломенский Спасский мнтрь. Гедеон , 1718–38, перев. в Муромский Благовещенский мнтрь. Иоасаф 1739 перев. из Солотчинского монастыря; до 1755. Манассия , в 1755–59, перев. в Рязанский Духов. Антоний , в 1759–62; † ... Игумены Викентий , бывший игум. Крестомаровский, в 1762–81, уволен на покой. Иоаким определён 5 июля 1781; до 1797. Сергий в 1798 перев. из Рязанского Троицкого, а в 1804 уволен. Гедеон произведён 21 мая 1805; до 1808. Виссарион произведён 6 дек. 1808; до 1811.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1836 г. свт. Филарет писал, что иером. Максим «по неоднократной и настоятельной просьбе от должности строителя увольняется с благодарностью за понесенное им служение и с тем, чтобы преемник с вниманием доставлял старцу мирное пребывание» в обители. 31 авг. того же года М. П. м. возглавил игум. (с 1851 архимандрит) Сергий († 1857), бывш. настоятель московского Сретенского мон-ря. В 1848 г. митр. Филарет поручил благочинному, наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. прп. Антонию (Медведеву) , отобрать неск. пешношских насельников для перевода в Оршин в честь Вознесения Господня монастырь и устроения там общежития. Однако братия М. П. м. отказалась покидать родную обитель, даже рискуя навлечь на себя гнев святителя (Там же. 2015. Т. 5. С. 239). В 1854 г. неск. монахов М. П. м. направились для введения общежития в Чуркинскую пуст. (см. Чуркинский Высокогорский в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ). В мае 1857 г. М. П. м. возглавил иером. Мефодий († 1869), ученик и келейник архим. Макария (Брюшкова), возведенный 30 дек. 1862 г. в сан архимандрита. Обитель неоднократно посещали свт. Филарет (Дроздов), свт. Иннокентий (Вениаминов) , викарий Московской епархии еп. Дмитровский сщмч. Серафим (Звездинский) . Среди лиц, погребенных в М. П. м., известны благотворитель мон. Нифонт (Верёвкин; † 1676), кн. А. И. Шаховской (1690-1737), боевой генерал кн. М. П. Волконский (1755-1805), директор С.-Петербургского дворянского банка кн. И. А. Вяземский (1722-1798), надворный советник барон С. С. Тухачевский († 1800), дмитровские помещики А. П. Юшков († 1804), городничий И. М. Квашнин († 1800) и др. В обители находились родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамонтовых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых. В кон. XIX в. в М. П. м. была открыта школа-приют на 15 сирот, для к-рой в 1901 г. выстроили отдельное здание. В 1902 г. в мон-ре проведен водопровод. К обители была приписана деревянная Мефодиева часовня, поставленная в лесу на месте предполагаемого первоначального поселения основателя. Ежегодно 14 июня к ней совершался крестный ход из М. П. м. В 2 верстах от мон-ря находилась часовня св. Иоанна Предтечи, крестный ход к к-рой совершался 24 июня. Для братии, стремившейся к «особенному уединению», в 2 верстах от М. П. м., в лесу, в 1793 г. иеромонахами Самуилом, Дорофеем и Иосифом была устроена пустынь с 2 кельями, плетневой оградой, прудом, садом, огородом. В 12 верстах от М. П. м., на берегу р. Сестры, стояла мукомольная «о 6 поставах» мельница ( Калайдович. 1866. С. 22-23).

http://pravenc.ru/text/2563092.html

К осуществлению замысла патриарха Досифея в XVIII в. был близок прп. Никодим Святогорец , глава движения колливадов , издавший в 1782 г. в Венеции «Добротолюбие», в к-рое вошли 2-й трактат из 1-й «Триады в защиту священнобезмолвствующих», Святогорский томос, «150 глав» и 3 аскетических трактата Г. П. К 1798 г. по просьбе своего друга прп. Афанасия Паросского он подготовил для издания в Вене 3-томное собрание сочинений Г. П. на основе афонских рукописей, к-рые были конфискованы австр. полицией из венского греч. изд-ва вместе с тайно публиковавшейся там лит-рой в поддержку освободительной борьбы греков против османского ига. Однако Константину Визурулису, знатному представителю греч. общины в Вене, удалось добыть один из томов и вернуть его на Афон в Великую Лавру (подробнее см.: Rigo. 1997. P. 165-182; Meyendorff. Introduction. P. 337-338). Предисловие прп. Никодима к этому изданию было опубликовано в ж. Εκκλησιαστικ Αλθεια (1883. Τ. 4. Σ. 93-101). 2-я пол. XIX в. была отмечена изданием полного корпуса гомилий Г. П. Сначала попечительством Иерусалимского патриарха Кирилла II в 1857 г. было выполнено издание 41 гомилии ( Κλεοπς. 1857), а неск. годами позже К. Икономос опубликовал вместе с письмом «К Иоанну и Феодору» и 4 молитвами святителя оставшиеся 22 гомилии, сопроводив их введением и примечаниями. В 1890 г. было издано письмо «К анониму» ( Treu ). В 1892 г. в сопровождающих посмертное изд. «Истории Афона» еп. Порфирия (Успенского) «Оправданиях» (Ч. 3. Т. 2. СПб., 1892) наряду с др. текстами, имеющими отношение к богословским спорам XIV в., были опубликованы отрывки из «Триад», 2 первых писем «К Акиндину», 3 слов «Против Григоры», а также пространные выдержки из «150 глав» (по ркп. Lavra 1945 (Ω 133), 1708 г.). В 1895 г. еп. Арсений (Иващенко) независимо от Икономоса издал письмо «К Иоанну и Феодору» и 2 гомилии (49 и 50). В нач. XX в. в ж. Εκκλησιαστικς Θρος Г. Папамихаил опубликовал 2-е письмо «К Акиндину» и 1-е «К Варлааму» (1913, 1914). В 1922 г. К. Диовуниотис издал письмо «К своей Церкви» в ж.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

По­доб­ное вы­ра­же­ние встре­ча­ет­ся и у преподобного Ио­ан­на, ко­то­рый на­зы­вает свя­тых “жи­ли­щем Бо­жи­им” 98 . Рас­смот­рев бо­лее под­роб­но ис­точ­ни­ки и ис­то­ри­че­ские до­ку­мен­ты, мы мо­жем за­клю­чить эту гла­ву ут­вер­жде­ни­ем, что те тео­рии со­вре­мен­ных ис­то­ри­ков-ви­зан­то­ло­гов, ко­то­рые пы­та­ют­ся пред­ста­вить ико­но­бор­че­ст­во 720-х го­дов как ре­зуль­тат ус­туп­ки со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ра мусульман­ской кри­ти­ке хри­сти­ан­ских обы­ча­ев, долж­ны быть от­верг­ну­ты как не­со­стоя­тель­ные. Ñàì ïî ñå­бе этос ис­ла­ма, ис­клю­чаю­щий изо­бра­же­ния, не мог подвигнуть хри­сти­ан­ско­го им­пе­ра­то­ра на выступление про­тив Церк­ви. Как мы ви­дим из пер­во­го трак­та­та, преподобный Ио­анн во­все не при­пи­сы­ва­ет ка­ких бы то ни бы­ло мусульман­ских взгля­дов сво­им про­тив­ни­кам; ýòî òåì áî­лее при­ме­ча­тель­но, ес­ли при­нять во вни­ма­ние, что преподобный Ио­анн был в со­вер­шен­ст­ве зна­ком с мусульман­ским бо­го­сло­ви­ем 99 è íà­пи­сал це­лый от­дель­ный трак­тат, где рас­кры­ва­ет за­блу­ж­де­ния мусуль ­ ìàí 100 . Список сокращений Mansi Sacrorum concil ­ io ­ rum nova et amplissima collectio/Ed. D. Man­­si. Florence – Venice, 1759–1798 Patrologiae cursus completus . Series graeca / Ed. J.-P. Migne . Paris, 1857 – 66. Patrologiae cursus completus . Series latina/ Ed. J.-P. Migne . Paris, 1857 – 66. Patristische Texte und Studien ( Продолжение следует ) 1 См. Meyendorff J. A Study of Gregory Palamas . London, 1959 — í аиболее удачный анализ учения святителя Григория Паламы в свете Восточной святоотеческой традиции. 2 Преподобный Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова про­тив отвер­гаю­щих свя­тые ико­ны 1, 24 . S . 114. Çäåñü è äàëåå ññûëêè äàþòñÿ â íàøåì ïåðåâîäå íà êðèòè÷åñêîå èçäàíèå òâîðåíèé Ïðåïîäîáíîãî â ãðå÷åñêîì ïîäëèííèêå: Die Schriften des Johannes von Damask u s. Vol. III./Ed. B. Kotter // PTS 17. Berlin, 1973. Ñóùåñòâóåò íåïëîõîé ïåðåâîä Â. Â. ×åðòûêèíà, âîøåäøèé â 1 — é òîì Òâорений преподобного Иоанна под редакцией А. Сагарды (см. Полное собрание творений Св. Иоанна Дамаскина/Ред. А. Сагарда . СПб., 1913. С. 347–372). Несмотря на это, вышеупомянутому изданию Б. Коттера отдано предпочтение, поскольку, обладая академической достоверностью, оно предлагает наиболее полный анализ всех рукописей, содержащих подлинный текст “Слова”. Аналогичные академические издания использованы при всех остальных ссылках на святоотеческие и исторические первоисточники.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

262 Вопреки сомнениям Антонина, митрополит Филарет не только внимательно читал его донесение от 18 октября 1865 г., но и прислал в Св. Синод подробный раздраженный разбор с замечаниями и оргвыводами. См. выше документ от 10 декабря 1865 г. 263 Под «высокопоставленным лицом», как отмечалось выше, митрополит Филарет имел в виду посланника в Константинополе Н.П. Игнатьева, а не консула в Иерусалиме А.Н. Карцова. 264 Филарет (Амфитеатров; 1779–1857), митрополит – выдающийся церковный деятель. Окончил Севскую ДС (1797); принял монашеский постриг (1798); рукоположен во иеромонаха (1799); возведен в сан архимандрита (1804). Ректор Тобольской ДС (1810). Инспектор СПбДА, доктор богословия (1813); при открытии МДА (1.10.1814) назначен инспектором, а с марта 1816 г. ректором МДА. Епископ Калужский и Боровский (1819), епископ Рязанский (1825), архиепископ Казанский (1828), Ярославский и член Св. Синода (1836), митрополит Киевский (1837–1857). В России, говорили, было тогда одновременно «три Филарета – мудрый (Дроздов; Московский), ученый (Гумилевский; Черниговский) и благоговейный (Амфитеатров; Киевский)». 265 Архимандрит Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах (18501860) и затем в Константинополе (1860–1865). Позже, в 1865–1869 гг., назначенный и.д. начальника РДМ в Иерусалиме, он официально оставался на том же посту. 267 В период обострения отношений Русской Церкви с Иерусалимской петербургское начальство, светское и церковное, пыталось использовать для давления на Патриарха Кирилла II личные дружественные контакты А.Н. Муравьева и А.С. Норова , которые обратились к Блаженнейшему Кириллу с «вразумительными» письмами. Эти письма, естественно, не вызвали с иерусалимской стороны ничего кроме раздражения. 268 У императрицы Марии Александровны была собственная концепция женского Благотворительного комитета, который занимался бы сбором средств для нуждающихся православных Востока – сербов, болгар, греков, арабов. Формально поддержав инициативу вел. кн. Константина Николаевича по созданию Палестинского комитета, императрица не отказалась и от своего замысла – Благотворительного комитета – и до самой своей смерти, на протяжении двух десятилетий, постоянно оказывала из своих источников помощь Русской Духовной Миссии, для финансирования которой при канцелярии императрицы была учреждена так называемая Иерусалимская касса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Арсений (Верещагин) епископ, рукоположен с 22.12.1773 по 1.04.1775; еп. Тверской и Кашинский Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский, викарий Новгородской епархии с 1.04.1775 по 15.03.1787 переименован еп. Архангельский и Олонецкий Архангельская и Олонецкая С 15 марта 1787 года Кафедра в Архангельске Вениамин (Краснопевков-Румовский), епископ, бывший еп. Архангелогородский и Холмогорский с 15.03.1787 по 26.10.1798; еп. Нижегородский и Арзамасский Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 26.10.1798 по 16.10.1799 переименован еп. Архангельский и Холмогорский Архангельская и Холмогорская С 16 октября 1799 года Аполлос (Байбаков) епископ, бывший еп. Архангельский и Олонецкий с 16.10.1799 †14.05.1801 Евлампий (Введенский) епископ, рукоположен с 29.06.1801 по 16.04.1809 еп. Калужский и Боровский Парфений (Петров) епископ, рукоположен с 6.06.1809 †22.07.1819 Иосиф (Величковский) епископ, рукоположен с 9.11.1819 по 3.07.1821 еп. Смоленский и Дорогобужский Неофит (Докучаев-Платонов) епископ, рукоположен с 15.08.1821 †8.06.1825 Аарон (Нарциссов) епископ, рукоположен с 14.02.1826 по 14.09.1830 на покое; †15.01.1842 Георгий (Ящуржинский) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 16.08.1830 по 30.06.1845 архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 30.06.1845 по 4.12.1854 еп. Пензенский и Саранский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 8.12.1854 по 20.07.1857 еп. Нижегородский и Арзамасский Александр (Павлович) епископ, рукоположен с 17.11.1857 по 13.09.1860 еп. Полтавский и Переяславский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Полтавский и Переяславский с 13.09.1860 по 18.08.1871 еп. Черниговский и Нежинский Ювеналий (Карюков) епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 16.08.1871 по 25.12.1876 еп. Орловский и Севский Макарий (Миролюбов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский с 25.12.1876 по 23.05.1879

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010