местах, убранство храмов и предметы католич. культа уничтожались (см.: Lives of St. Ninian and St. Kentigern. 1874. P. CIII-CIV). Здание кафедрального собора использовалось неск. пресвитерианскими приходами и на протяжении XVII-XVIII вв. перестраивалось. После того как архиепископская кафедра была упразднена, соборный капитул распущен, а их владения конфискованы, ответственность за содержание храма перешла к прихожанам и здание собора стало ветшать. Крипта, в которой ранее находилась гробница К., с 1597 г. служила приходской церковью, с 1798 г.- усыпальницей. К 1835 г. все приходские общины, кроме одной, были выведены из собора, благодаря этому стала возможной реставрация храма (завершена в 1857). Память К. (13 янв.) указана в Римском Мартирологе, а также в календаре Римско-католической Церкви в Шотландии. К. почитается как покровитель католич. архиепископства Глазго, ему посвящено неск. католич. храмов в Шотландии. Ист.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 815-821; Lives of S. Ninian and S. Kentigern/Ed. A. P. Forbes. Edinb., 1874; Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. T. 2. P. 114-127; Phillimore E. The «Annales Cambriae» and Old-Welsh Genealogies from Harleian Ms. 3859//Y Cymmrodor. L., 1888. Vol. 9. P. 156; Vespers, Matins and Lauds for St. Kentigern, Patron Saint of Glasgow/Ed. G.-M. Hair, B. I. Knott. Glasgow, 2011; Registrum episcopatus Glasguensis: Munimenta ecclesie metropolitane Glasguensis a sede restaurata seculo ineunte XII ad reformatam religionem/Ed. C. Innes. Edinb., 1843. 2 t. Лит.: Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 362-373; The Book of Glasgow Cathedral/Ed. G. Eyre-Todd. Glasgow, 1898; Macgregor Chalmers P. The Shrines of S. Margaret and S. Kentigern. Glasgow, 1903; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 231-240; MacQueen J. Yvain, Ewen and Owein ap Urien//Transactions of the Dumfriesshire and Galloway Natural History and Antiquarian Society. Ser. 3. 1956. Vol. 33. P. 107-131; idem. A Reply to Professor Jackson//Ibid.

http://pravenc.ru/text/1684197.html

DSAM Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavallera, et J. de Guilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2:1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. LSJ Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, revised by Jones H. S. 1940 with a Supplement 1968. Oxford, impression 1994. JBL Journal of Biblical Literature. Philadelphia et al., 1881 – . JThS Journal of Theological Studies. London, 1900–1905; Oxford, 1905 – . 1 (1899/1900) – 50 (1949); NS 1 (1950) – . Mansi Mansi J. D. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collec- tio, in qua praeter ea quae Ph. Labbeus et G. Cossartius... et novissime N. Coleti in lucem edidere, ea omnia insuper suis in locis optime disposita exhibentur, quae J. D. Mansi... evulgavit... Florentiae/Venetiis, 1759–1798 (T. 1–31); Parisiis, —15— 1902–1915 (T. 32–48); Leipzig–Arnhem, 1923–1927 (T. 49–53). (Graz, r 1960–1961. T. 1–53 в 59). Muséon Le Muséon: Revue d’études orientales (Tijdschrift voor oriëntalisme). Louvain-La-Neuve; Louvain: 1 (1882) – 15 (1896), N. S. 1=19 (1900) – 14/15=33 (1913/14); 3. Ser. 1=33 (1915/16); 34 (1921) – . ОСА Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935 – . ОСР Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935 – . OS Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1952 – . ParOr Parole de l’Orient. Kaslik, Liban, 1970 – . PG Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series graeca. Parisiis, 1857–1866. T. 1–161. PL Patrologiae cursus completus/Accurante J.-P. Migne. Series latina. Parisiis, 1844–1864. T. 1–225. PO Patrologia Orientalis /Ed. R. Graffin, F. Nau. Paris, затем Turnhout и Roma; Turnhout, 1903 – . PTS Patristische Texte und Studien. Berlin, 1964 – . REG Revue des Études grecques. Paris, 1888 – . RESEE Revue des Études sud-est européennes. Bucarest, 1963 – . RThom Revue Thomiste. Tolouse, 1 (1893) – 22 (1914); N. S. 1–23 (1918) – 19–41 (1936); 42 (1937); 43 (1937) – 45 (1939) – Année 45–47; 46–54 (1946) – . SC Sources Chrétiennes. Paris, 1940 – . StMon Studia Monastica. Barcelona, 1959 – . StT Studi e Testi: Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano, 1900 – . ThPh Revue de Théologie et de Philosophie. Lausanne, 3. Ser. 1 (1951) – 27 (1977); 28 – 110 (1978) – . [Ранее: Théologie et philosophie 1 (1868) – 5 (1872); Revues de théologie et de Philosophie et compte rendu des principales publications scientifiques 6 (1873) – 44 (1911); N. S. 1 (1913) – 38 (1950)]. TLG Thesaurus Linguae Graecae E (CD). ViC Vigiliae Christianae: A Review of early Christian Life and Language. Amsterdam, 1947 – . Условные обозначения + добавляет < опускает Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н.К. Гаврюшин Часть II. Портреты. Раздел 1 Тайна «внутреннего Креста»: святитель Иннокентий (Борисов) «А находились еще и такие легкомысленные, опрометчивые судьи, которые произносили Иннокентию приговор осуждения». М. П. Погодин В 1811 году в журнале «Друг юношества» орловский помещик, сенатор И. В. Лопухин опубликовал свой «Разговор между двумя приятелями о сердечной перемене», посвятив его архиепископу Орловскому Досифею (Ильину) с прямо выраженным пожеланием: «для употребления в Вашей Севской семинарии». Сам характер посвящения не оставляет сомнений в особо доверительных отношениях между Лопухиным и орловским святителем. И это дает основания полагать, что взгляды известного мартиниста не могли так или иначе не сказываться на круге чтения учащихся духовной школы в течение того времени, которое преосвященный Досифей находился на орловской кафедре (1798–1817). Годом позже в Севской семинарии появился студент Иван Борисов – будущий святитель Иннокентий (1800–1857), в богословском творчестве и церковном служении которого это учебное заведение оставило неизгладимый след, как, впрочем, и у учившегося там десятилетием ранее известного философа А. Галича, адресата двух стихотворных посланий Пушкина. О «Картине человека» этого мыслителя Иннокентий отозвался как об одной из лучших философских книг 165 … В пору обучения в семинарии Ивану Борисову довелось приобщиться ко второй волне мартинистских влияний на русскую духовную книжность, и в ней он нашел немало для себя полезного, особенно в отношении понимания внутреннего человека... Конечно, тогда многие зачитывались мистическими писателями и проникались духом внутреннего христианства, но как по-разному раскрывали его в своем творческом и общественном служении! Сам будущий святитель достаточно выразительно говорит в своих лекциях о том значении, которое, по его убеждению, сыграло в истории духовного просвещения Новиковское общество. Оно, по его словам, «занималось сочинением и переводом полезных книг; напр., оно перевело Арндта – Путешествие к вечности благочестивой души, издало сочинение Ураний, или Слепец, под которым разумеется падшее состояние человека, и мн. др. Вообще, в то время начал было веять дух живой; но это веяние скоро прекратилось и заменилось духом порчи, и общество этих писателей рассеялось» 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Позитивизм . Первым таким учением явился созданный французским философом О. Контом (1798–1857) позитивизм. В XIX-XX вв. позитивизм распространился во многих, прежде всего англоязычных, странах и стал одним из наиболее авторитетных философских школ. Основная идея позитивизма сводится к тому, что философия не может быть учением, имеющим свой собственный предмет. Философский поиск истины – это тупиковый поиск, истина отыскивается не философским методом, а научным. Наука доказала свое право на обладание истиной, философия же до сих пор этого не смогла доказать, более того – до сих пор не существует единственной истинной философской системы. Если философия и может принести какую-то пользу человечеству, то только в том, чтобы исследовать науку, помогать ей, быть наукой о науке. Собственно философские, особенно метафизические проблемы – это псевдопроблемы. Ответы на вопросы о мире может дать лишь наука; религия и философия дают лишь видимость ответов, поэтому с возникновением науки они должны прекратить свое существование. Марксизм . В середине XIX века возникает марксизм – учение Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Одним из главных положений марксизма является совершенно новый взгляд на общество, получивший название исторического материализма. Суть его состоит в следующем. Исповедуя последовательный материализм, Маркс утверждает, что материальные отношения, в которые вступают люди в процессе свой производственной деятельности, определяют весь ход мировой истории. Миром правят не случайность и не приходи великих людей, а материальная закономерность, зная которую, люди смогут построить коммунистическое общество, в котором не будет экспуатации людей. Религия же уводит людей от истинной борьбы за свое светлое будущее в мир иллюзий. Поэтому религия вредна в плане достижения реального человеческого счастья, а возникает потому, что люди не знают о причинах своих социальных бед. «Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они – превратный мир» (1, т. 1, с. 414). Поэтому «упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (1, т. 1, с. 415).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

   ГЕТЕРОНОМНОСТЬ — подвластность индивида воздействию среды.    СИДЕРИЧЕСКИЙ — звездный, измеряемый относительно звезд период обращения планеты вокруг Солнца.    ТЕЛЛУРИЧЕСКОЕ — земное.    КОНТ Огюст (Conte) родился 19 января 1798 года в Монпелье, умер 5 сентября 1857 года в Париже. Философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. VII. Историческая школа 1. Общие предпосылки церковных преобразований    Вопрос о церковных преобразованиях в “эпоху великих реформ” был поставлен одним из первых. Положительные программы очень расходились и не были ясными. Но существовавшего порядка никто уже не защищал и не оправдывал. И в требовании коренных изменений сходились люди очень разных настроений и направлений, — достаточно сопоставить имена А. Н. Муравьева, М. П. Погодина и М. Н. Каткова...    Общим было сознание “лжи церковной” и требование свободы и гласности…    Очень резко высказывался на эту тему Катков в докладной записке, поданной министру народного просвещения в 1858-м году (напечатана она была только много позже). “Нельзя без грусти видеть; как в русской мысли постепенно усиливается равнодушие к интересам религии. Это следствие тех преград, которыми хотят насильственно отделять высшие интересы от живой мысли и живого слова образованного русского общества... Где возможно повторять только казенные и стереотипные фразы, там теряется доверие к религиозному чувству, там всякий поневоле совестится выражать его, и русский писатель никогда не посмеет говорить публике тоном такого религиозного убеждения, каким могут говорить писатели других стран... Эта насильственная недоступность, в которую поставлены у нас все интересы религии и Церкви, есть главная причина того бесплодия, которым поражена русская мысль и все наше образование...”    Такой суровый отзыв были тогда готовы повторить очень многие, — славянофилы прежде других. И именно тема свободы, внешней и внутренней, становится основной во всей славянофильской публицистике 60-х годов. Еще в 1855-м году Конст. Аксаков писал в своей известной записке “о внутреннем состоянии России” о свободе. “Деятельность мысли, духовная свобода есть призвание человека... Если найдутся злонамеренные люди, которые захотят распространять вредные мысли, то найдутся люди благонамеренные, которые обличат их, уничтожат вред и тем доставят новое торжество и новую силу правде. Истина, действующая свободно, всегда довольно сильна, чтобы защитить себя и разбить в прах всякую ложь. А если истина не в силах сама защитить себя, то ее ничто защитить не может. Но не верить в победоносную силу истины — значило бы не верить в истину... Это безбожие своего рода: ибо Бог есть истина...”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Brightman F. E. L iturgies Eastern and Western. I. Eastern Liturgies. Oxford, 1896. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonn, 1828–1897. Сокращенно — С. S. H. B. DцlgerF. Regesten der Kaiserurkunden des osmrцmischen Reiches. 5 pts. MьnichBerlin, 1924–1965. Geizer Η . Texte der Notitiae Episcopatum. Leipzig, 1901. Mansi J. D. S acrorum Conciliorum nova et amplissima Collectio. 31 vols. FlorenceVenice, 1759–1798. Meyer P. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster. Leipzig, 1894. MigneJ. — P. Patrologia Cursus Completus. Series GraecoLatina. 161 vols, in 166. Paris, 1857–1866. Сокращенно — PG. MigneJ. — P. Patrologia Cursus Completus. Series Latina. 221 vols. Paris, 1844–1855. Сокращенно — PL. Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi Sacra et Profana. 6 vols. Vienna, 1860–1890. Pitra J. B. A nalecta Sacra et Classica Spicilegio Solesmensi Parata. 8 vols. Paris, 1876–1888. Zachariae von Lingenthal К. E. Collectio Librorum Juris GraecoRomani Ineditorum. Leipzig, 1852. Zachariae von Lingenthal К. E. Jus GraecoRomanum. 7 vols. Leipzig, 1856–1884. 2. Оригинальные источники Acta Maximi, in PG. Vol. XC. Agapetus, Pope. Epistolae, in PL. Vol. LXVI. Anagnostes Johannes. De Excidio Thessalonicae (ed. I. Bekker), in C. S. H. B. Bonn, 1838. Athanasius. De Sententia Dionysii, in PG. Vol. XXV. Balsamon Theodore. Opera, in PG. Vol. CXXXVIII. Basil of Caesarea. De Spiritu Sancto; Epistolae, in PG. Vol. XXXII. Benjamin of Tudela. Itinerary (trans. M. N. Adler). Oxford, 1907. Blemmydas Nicephorus. Curriculum Vitae et Carmina (ed. A. Heisenberg). Leipzig, 1896. Cantacuzenus John, Emperor. Historiarum Libri IV (ed. L. Schopen) 3 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1828–1832. Cecaumenus. Strategicon (ed. B. Vassilieusky and V. Jernstedt). St. Petersburg, 1896. Chomatianus Demetrius. Responsiones, in PG. Vol. CXIX. Cinnamus Johannes. Historia (ed. A. Meineke), in C. S. H. B. Bonn, 1836. Codinus (PseudoCodinus). De OfficialibusPalatiiConstantinopolitani et de Officiis Magnae Ecclesiae Liber, in PG. Vol. CLVI.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наоборот, если человек сделал свой выбор в другую сторону, никто не в силах и ему доказать, что он ошибся. Всякий вправе действовать по своему лучшему усмотрению, и если не так действует, так для него хуже. Все мы в положении путника на горных вершинах, в узком проходе, где отовсюду дует снежная метель и туман слепит ему очи. Сквозь туман виднеются кое-где тропинки, но которая из них безопасна? Остановиться на месте – значит замерзнуть. Выбрать неверную тропу – разбиться до смерти. И которая тропинка верная – кто знает? Что нам делать в таком положении? «Будь тверд и мужествен, не страшись и не бойся» ( Втор. 31:6,7 – Слова Моисея Иисусу Навину). Сколько разумеешь правды, действуй в правду; сколько есть надежды в душе, живи во всей надежде и прими твердым духом все, что будет твоим уделом. А главное, не обольщайся никакой мечтою и не лги ни себе, ни другим, но иди путем своим, куда бы он ни привел, очистив взор и подняв голову. Если б и все кончилось со смертью , нельзя встретить смерть достойнее. А когда не все, то войдешь в иную страну прямым человеком, без софизмов на устах и безо всякой маски». 1 Конт Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье (1798–1857) – французский философ, социолог, родоначальник позитивизма, основоположник социологии как самостоятельной науки. 3 Стифен Джеймс Фицжеймс (1829–1894) – барон, английский юрист, судья, антилиберальный писатель. 4 Пилат Понтий – римский правитель Иудеи с 26–36 годов, судья Иисуса Христа, приговоривший Его к смертной казни под давлением иудеев. 6 Бокль Генри Томас (1821 – 1862) – английский историк, автор «Истории цивилизации в Англии», шахматист. 7 Местр Жозеф-Мари де (1753–1821) – граф, французский католический философ, литератор, политик, дипломат, сторонник политического консерватизма, иезуитский проповедник в среде русского высшего общества. 8 Бентам Джереми, Иеремия Бентам (1748–1832) – английский социолог, юрист, теоретик политического либерализма, родоначальник утилитаризма, одного из направлений в английской философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Поэтому все обрисованное в предшествующих отделах не вымерло и не вымрет, и полученные нами выводы сохранят свою силу в будущем, как бы ни складывалось оно в отношении политическо-социального строя. Та общая эволюция мира, о которой говорит христианская эсхатология, будет проходить свои фазы совершенно одинаково, на чем бы ни созидалось человеческое общество в отношении социально-политическом. Различные изменения и перевороты его не только не прекращают этой эволюции, но сами входят в нее, как составные части общего движения мира к предназначенным ему судьбам. И потому, констатируя в предшествуюших отделах всеобще-исторический факт борьбы трех основных концепций наивысшей силы бытия и то обстоятельство, что эзотерическая мистика поднялась в наше время во весь рост из кажущегося праха, – мы можем теперь взглянуть на доктрину христианской эсхатологии и на тот процесс, который она предсказывает в судьбах мира. Примечания Декарт, Рене (1596–1650) – знаменитый французский философ и математик. Общей причиной движения считал Бога, который создал материю. Автор книг «Геометрия», «Начало философии» и «Рассуждение о методе...» Локк, Джон (1632–1704) – английский мыслитель, материалист и либеральный идеолог. Автор «Опыта о человеческом разуме» (1690). Гоббс, Томас (1588–1679) – английский философ. Главные сочинения: «Левиафан» и «Основы философии». Шефтсбери, Антони Эшли Купер (1671–1713) – граф, английский философ-моралист, представитель деизма. Автор «Моралистов» (1709). Лессинг, Готхольд Эфраим (1729–1781) – немецкий драматург, основоположник немецкой классической литературы. Конт, Огюст (1798–1857) – французский социолог-позитивист. Главные сочинения – «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–1842) и «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–1854). Араго, Доминик Франсуа (1786–1853) – французский ученый в области астрономии. Фарадей, Майкл (1791–1867) – английский физик. Труды в области электромагнитного поля. Тиндаль, Джон (1820–1893) – английский физик. Шеврель, Мишель Эжен (1786–1889) – французский химик-органик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

В XVIII веке из этих Академий не вышло ничего философски ценного. Но с начала XIX века, по мере повышения образовательного уровня иерархов и когда богословские познания были органически усвоены, а не просто заучены, в этих Академиях появились признаки пробуждения живой философской мысли — конечно, религиозной. С 1814 года в Московской Академии начали устраивать так называемые «Ученые  беседы», основной темой которых было философское осознание богословского наследия и усвоение философской мысли Запада на основе этого наследия. Важно подчеркнуть, что эти «беседы» происходили за 9 лет до собраний «любомудров». Первым крупным  «академическим» мыслителем был  Ф.Голубинский (1797—1854). Он был христианским платоником, стремившимся преобразовать платонизм в духе святоотеческой литературы.Центр тяжести в его деятельности относится более к лекциям, чем к писаниям. Но влияние его как лектора и учителя было велико. У него появился ряд талантливых учеников, из которых наиболее одаренным был В.Кудрявцев — философски наиболее значительный мыслитель русской богословской школы.    Основной идеей Голубинского была идея бесконечного бытия,предваряющего всякое частное познание. Руководясь идеей бесконечного бытия, Голубинский пытался философски обосновать идею творения мира, причем он подчеркивал, что сотворенному миру присуща относительная самостоятельность, что в элементах сотворенного мира существуют начала «из себя самих действующие». В каждом частном бытии, говорил он, «есть свой центр». Голубинский отличал «истинное познание» от «неистинного». В духе на столетие позже появившегося интуитивизма он учил, что «ощущение должно быть объятием познаваемого». Другим выдающимся  мыслителем был Ф.Сидонский  (1805—1873). Вероятно, не без влияния английского эмпиризма, он придавал большое значение чувственному опыту, но утверждал, что путь философии ведет «от опыта к умозрению», завершающемуся «интеллектуальной благодатью». Его главное произведение — «Введение в науку философию». Нужно упомянуть также В.Карпова (1798—1857), снискавшего себе известность в качестве превосходного переводчика диалогов Платона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

9 . Слова из стихотворения знаменитого греческого поэта Дионисия Соломоса (1798–1857) «К Франческе Фрайзер». – Прим, перев. 10 Глубочайший смысл этих слов Господа замечательно показывает святой Исидор Пелусиотск ий в своем 165-м послании (PG 78, со1. 1273): «Сказанное о девстве «Не вси вмещают словесе сего, но им же дано есть» сказано не потому, что сие дано кому-то по некоему жребию (ибо тогда не предлагалось бы им Царствие Небесное в качестве награды), но дабы показать, во-первых, что подвизавшиеся в этом вышеестественном подвиге нуждаются в божественном приклонении; затем, что совет этот сходит с Небес, не устанавливая закон, но увещевая; в-третьих, что дано сие стоящим выше невоздержанности, призывающим вышнее поборничество, и хранящим сокровище посредством поста и бдения, и не отдающим самих себя зверю своей леностью и изнеженностью. Ведь если дано по жребию, то награда была бы излишней. Не по благодати сие дано, но дано желающим принять. Ибо нежелающим никто не даст». 11 Мы просим читателя не отождествлять это понятие с названием еретического движения на Руси, продолжавшего хлыстовщину и призывавшего как раз к физическому оскоплению. – Прим, перев. 12 Евангельская самарянка, согласно преданию, носила имя Фотина. После своего обращения ко Христу она проповедовала Евангелие и сподобилась мученической кончины. Память ее празднуется Церковью 20 марта. – Прим, перев. 13 Приведенный выше абзац отсутствовал в первоначальном тексте статьи, напечатанном в «Ортодоксос типос» – Е.Ф. 14 . Данная статья была написана во время обсуждения вопроса о признании Греческим Государством гражданского брака. Закон о гражданском браке был принят в Греции в 1982 г. – Прим, перев. 15 Центральная площадь Афин. – Прим, перев. 16Гора на северо-западе Фессалии. – Прим, перев. 17Гора на западе Лаконики (области Спарты), отделяющая ее от Мессении; юг Пелопоннеса. И Фессалия, и Лаконика издревле были бедными пастушьими областями. – Прим, перев. 18 ПАСОК (Πανελληνικ Σοσιαλιστικ Κνημα)– партия «Всегреческое социалистическое движение». А. Папандреу – лидер этой партии. – Прим, перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010