Огюст Конт (1798–1857), основатель позитивизма и новой позитивистской религии. Предмет этой религии – человечество как единое и истинное Великое Существо (le Grand Etre). Все индивидуальные души, прошедшие, настоящие и будущие, через любовь к нему и через единение друг с другом образуют внутреннее субъективное единство, или душу Великого Существа; дурные люди не могут входить в состав Великого Существа, в отличие от полезных животных, помогающих земному человечеству. Контовская религия человечества имела свои святцы (в которые входили Адам Смит, Жозеф де Местр. Фридрих II Прусский, Данте и Шекспир) и свой позитивный катехизис. 37 Вот что писал об этом Герцен в «Былом и думах» ( А. И. Герцен. Полное собрание сочинений в тридцати томах. T. IX. М., 1954–1966, стр. 156–157): ...Хомяков был действительно опасный противник; закалившийся старый бретёр диалектики, он пользовался малейшим рассеянием, малейшей уступкой. Необыкновенно даровитый человек, обладавший страшной эрудицией, он, как средневековые рыцари, караулившие Богородицу, спал вооруженный. Во всякое время дня и ночи он был готов на запутаннейший спор и употреблял для торжества своего славянского воззрения все на свете – от казуистики византийских богословов до тонкостей изворотливого легиста... А в своем дневнике за 1844 г. Герцен пишет о «лукавстве» Хомякова (op. cit., т. II, стр. 397). Флоренский, в отличие от Герцена, не сомневался в интеллектуальной добросовестности мыслителя. 38 Это замечание Флоренского – особенно метко. Действительно, Хомяков считал, что непогрешимость является атрибутом всей Церкви, и находил подтверждение своему взгляду в Послании восточных патриархов к папе Пию IX, которое было написано в ответ на энциклику «In suprema Petri ApOSlolica Sede» (6 мая 1848 г.). Мыслитель назвал Послание патриархов «самым значительным событием в церковной истории за много веков» (op. cit., т. II, стр. 61), особенно подчеркивая то его положение, в котором говорилось, что в Православии ни патриархи, ни Соборы не вправе вводить изменения, так как «самое тело Церкви», то есть самый народ, является хранителем благочестия (там же, стр. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Однако никогда еще человек не был так духовно беспомощен, как в современном мире, в котором царит атмосфера бездуховности и безбожия. Все, что произошло в XX веке и продолжает совершаться сейчас, свидетельствует о том, что христианская цивилизация переживает глубокий религиозный кризис. Человечество отказалось от бесценного дара искупления, который дал ему Господь наш Иисус Христос, и начало поиски спасения в самом себе. В силу данной человеку свободы он пошел по иному пути. «В пределах самого христианского человечества, – пишет И. Ильин, – оставляя в стороне другие религии, образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру» 1 . Этот процесс берет свое начало еще от эпохи Возрождения (сер. XIV – нач. XVII в.в.) и приобретает широкий размах в эпоху Просвещения (XVIII в.), когда мощно заявила о себе утопическая вера в то, что мы, люди, можем и должны победить страдания и смерть своими силами и стать счастливыми здесь, на земле. Духовному началу был противопоставлен человеческий разум (ratio), который выдвигался как окончательный арбитр истины. Философы Просвещения были первыми осознанно антихристианскими учеными. Их целью было дискредитация Христианства и создание нового мировоззрения . Так основатель позитивизма Огюст Конт (1798–1857) надеялся заменить позитивизмом в Европе «“христианство, дабы повести мир по совершенно новому пути”». Духовное переустройство Запада – первейшая из целей позитивизма. Позитивизм – это духовная форма призванная встать на место веры в Бога 2 . Как мы видим, в одном они очень даже преуспели, Христос был изгнан из сердца человека и люди вновь смогли ощутить всю полноту тоски богооставленности. Уже начиная с XVIII века и по сей день человек находится в непрерывном искании смысла и цели своей жизни, потому что рационалистический подход к решению духовных потребностей человека не смог дать должного ответа. Человеческий разум не может дать сколько-нибудь объективный ответ на вопрос о причине страдания и смерти, и каково вообще предназначение человека в мировой истории?!

http://azbyka.ru/problema-smysla-zhizni-...

Мы довели количество сокращений до минимума, чтобы избавить читателей от необходимости утомительных поисков. В книге используются следующие сокращения: Anal. Boll.: Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1882. RB: Revue Bénédictine , abbaye de Maredsous, 1884. CIG: Corpus Inscriptionum Graecorum. 4 vol. Berlin, 1825–1877. CIL: Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. DACL: Dictionnaire d " Archéologie chrétienne et de Liturgie. Paris, 1924–1953. DHGE: Dictionnaire d " Histoire et de Géographie ecclésiastiques. Paris, 1912. Didasc.: La Didascalie des douze Apôtres. Paris, 1912. Friedlaender-Wissowa: Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von August bis zum Ausgang der Antonine. Bd. 1–4. Leipzig, 1921–1923. Geste: La Geste du sang. Textes choisis et traduits par A. Hamman. Paris, 1953. Ictys: Coll. Lettres chrétiennes. Paris, 1957. Mansi: J. D. Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio , 31 vol. Florenzia-Venezia, 1757–1798. Orelli: J. G. Orelli. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio . 2 vol. Zürich, 1828. PG: J. P. Migne. Patrologiagraeca. Paris, 1857–1865. PL: J. P. Migne. Patrologia latina. Paris, 1844–1864. PLS: Patrologiae latinae Supplementum. Éd. Hamman, 1958–1974. Pauly-Wissowa: A. Pauly. Real-Encyclopaedie der classischen Altertumswissenschaften. 1893. RAC: Reallexikon für Antike und Christentum. 1941. ThWNT: Theologisches Wörterbuch zum neuen Testament. Stuttgart, 1933. TU: Texte und Untersuchungen. Berlin, 1883. В примечаниях указываются лишь наиболее важные из использованных исследований. Библиография на русском языке Источники Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. с греч., вступ. ст., коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб, 1999. Евсевий Памфил. Церковная история/Коммент. и прим. С. Л. Кравца. М, 1993. Иисус Христос в документах истории/Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Г. Деревенского. СПб, 1998. Ириней. Творения. М, 1996. Ориген Александрийский. О началах. Новосибирск, 1993. Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. и прим. П. Преображенского . СПб, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Первым был издан учебник догматики ректора Киевской духовной академии (КДА) архимандрита Антония (Амфитеатрова) 3 , впоследствии архиепископа Казанского, подготовленный на основе лекций, читавшихся им с 1841 по 1847 год. Данный труд был написан под руководством митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) (1779–1857), который в свою очередь обращался за советом к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) (1782–1867). По указанию святителя Филарета (Амфитеатрова) полный курс, рассчитанный на два учебных года и завершенный уже к 1843 году, в 1844–1845 учебных годах сравнивался с курсом протоиерея Петра Матвеевича Терновского (1798–1874), читавшимся в другом отделении семинарии, а в 1846–1847 учебных годах проходил апробацию различными преподавателями уже в обоих отделениях. После получения положительных отзывов « Догматическое богословие …» рассматривалось на 11 заседаниях Конференций Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий. Получив полное одобрение, труд вышел из печати в 1848 году и до 1862 года выдержал 8 изданий, а его автор был удостоен степени доктора богословия. На протяжении 20 лет — с 1848 по 1867 год — «Догматическое богословие…» было главным учебным пособием в духовных учебных заведениях. Это пособие использовалось также для подготовки к экзаменам в академиях и различных светских учреждениях. Оно было переведено на французский и греческий языки и распространялось в Болгарии, Сербии и Молдавии. В 1849 году началась публикация «Православно-догматического богословия», составленного митрополитом Макарием (Булгаковым) 4 . Публикация была предварена изданием в 1847 году «Введения в православное богословие», представляющего собой переработку конспектов догматики для Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА), составленных на основании руководства святителя Димитрия Ростовского (1651–1709). За этот труд автор удостоился степени доктора богословия. «Православно-догматическое богословие» вышло в 1849–1853 годах в пяти томах и к 1895 году выдержало пять изданий 5 . За эту догматическую систему автор был удостоен полной демидовской премии и благодарности государя императора. В 1867 году издается сокращенный вариант догматики под названием «Руководство к изучению Православного догматического богословия», ставший учебником для духовных семинарий.

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

Заключение . Конвенциональная теория значения представляет собой форму семантического релятивизма. Подобно другим формам релятивизма, конвенционализм внутренне противоречив. Сама теория о том, что всякое значение относительно, является нерелятивистской концепцией. Это осмысленное высказывание, предназначенное для характеристики всех осмысленных высказываний. Это неконвенциональное высказывание, утверждающее, что все высказывания конвенциональны. Библиография : G. Frege. Uber Sinn und Redeutung («On Sense and Reference»)//P. Geach, ed. and trans., Translations from the Philosophical Writings of Gottlob Frege. E. Gilson, Linguistics and Philosophy. J. Harris, Against Relativism. Plato. Cratylus. F. Saussure, Cours de Linguistique Générale (1916). → Course In General Linguistics. Thomas Aquinas, Summa Theologica, 1.84–86. Ludwig Wittgenstein, Philosophical Investigations. Конт, Огюст (COMTE. AUGUSTE) Огюст Конт (1798–1857) происходил из семьи французских католиков, приверженцев рационализма (см. рационализм). Он изучал естественные науки и был секретарём Сен-Симона (Saint-Simon) в Ecole Polytechnique. По его словам, он «естественным образом перестал верить в Бога» в возрасте четырнадцати лет. Конта называют отцом как позитивизма, так и социологии. Последний термин им и введён в обращение. Он создал мистический (см. мистицизм), нетеистический, гуманистический религиозный культ, верховным жрецом которого определил себя самого (см. гуманизм секулярный). Главные труды Конта – это «Курс позитивной философии Огюста Конта» (1830–1842; англ. перев. 1853) и «Катехизис позитивной религии» (1852; англ. перев. 1858). В «Катехизис» входит календарь светских «святых». Позитивистская философия Конта . Имея гносеологическую отправную точку в виде антиметафизического агностицизма Иммануила °Канта и исторической диалектики Г. В. Ф. °Гегеля, Конт сформулировал свой «закон развития». Последний предусматривает три стадии развития человечества: это теологическая (детство) – древнейшая стадия; метафизическая (юность) – средневековая; и позитивистская (взрослость) – современная.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Карпова (1798–1857), снискавшего себе известность в качестве превосходного переводчика диалогов Платона. В нем было очень сильно влияние немецкого идеализма, особенно Гегеля, которого он стремился «оправославить». Главной задачей он ставил преодоление рационализма, что возможно лишь через проникновение познания – верой. «Философия, развиваясь в недрах христианства, – писал он, – не может сделаться рационалистической». Ту же тенденцию «гегелианства, исправленного православием », можно найти у профессора Киевской Академии С. С. Гогоцкого (1813–1889), чрезвычайно плодовитого писателя, поднявшего философский уровень Киевской Академии на большую высоту. Но самым выдающимся мыслителем, вышедшим из Киевской Академии (впоследствии – профессора Московской Академии), нужно считать Памфила Даниловича Юркевича (1827–1874). Едва ли не единственный из «академических» мыслителей, он снискал себе известность в более широких кругах своим очерком «Из науки о человеческом духе», посвященном критике материалистического учения Н. Чернышевского, главным образом его книги «Антропологический принцип в философии». Юркевич одним из первых обратил внимание на гносеологическую несостоятельность материализма вообще и той грубой формы его, в которой он изложен у Чернышевского в частности. Юркевич подчеркивает, что у материализма есть свои исторические заслуги – стремление ничего не принимать на веру, исходя только из непосредственно-данного, каковым материалисту представляется физическая реальность материи. Но, продолжает Юркевич, отвергая всякую веру, материализм, силою вещей, кончает новой мифологией, например, утверждением перехода количества в качество («Не миф ли, – пишет он, – что в вещах количественное переходит в качественное?») и новой верой в слепую Материю как в субстанцию всех вещей. «Идея абсолютной физики, – пишет он, – составляет тот основной его недостаток, из которого могут быть выведены его другие недостатки». Далее Юркевич замечает, что материализм терпит крушение при попытке перехода от тела к душе.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/och...

Его записки рисуют, с одной стороны, те препятствия, которые он встречал на своем пути, а с другой стороны, они показывают ту поддержку, которую он находил для своих начинаний в самых разнообразных кругах общества, включая просвещенных представителей имперской власти. Его опыт доказывает, как много можно было достичь частным лицом в дореволюционной России при наличии энергии и практической умелости. Вместе с тем, эта автобиография свидетельствует, что основной слабостью страны была и остается пассивность основной массы населения и отсутствие у него инициативы и гражданского мужества. Автобиография М. С. Зернова Вторая глава. Гимназия. М. С. Зернов Я и мой младший брат Дмитрий учились в Первой Московской гимназии. Тогда свирепствовал «Толстовский классицизм» 13 . Строгость была такова, что обычно из 50 учеников первого класса без задержки доходили до окончания гимназии не более 4–5 человек. Но не взирая на все это, мы отдавали минимум своего старания на изучение нелюбимых древних языков. Зато охотно занимались другими предметами, не преподаваемыми в гимназиях. Одни увлекались естествоведением, другие историей, иные политическими науками. В нашей семье особенным успехом пользовалась философия. Главной причиной того было семинарское образование моих старших братьев. Тогда семинаристы последних классов могли не посещать регулярно семинарии, а только сдавать т.н. четвертные зачеты и представлять сочинения на темы б.ч. богословско-философского содержания. Таким образом семинаристы приучались к большей самостоятельности в занятиях и должны были читать много книг разного содержания. Поэтому мои старшие братья имели большую начитанность и очень интересовались философскими трактатами. К тому же располагал их к ним приглашенный воспитатель И. В. Неговоров. Окончив первым учеником Черниговскую семинарию, он был отправлен на казенный счет в Московскую Духовную Академию, однако он решил непременно перейти в университет, куда в то время семинаристов не принимали. После усиленных хлопот, ему назначен был строгий экзамен, который он отлично выдержал и был принят на физико-математический факультет Московского университета. Живя у нас, он окончил курс, но, получив место учителя гимназии, он до самой своей смерти не покинул нашего дома. Это был редкостный человек: широко образованный, бескорыстный, скромный, идеалист. Под его руководством мы часто устраивали беседы по разным литературно-научным вопросам. В этих интересных собраниях мы с младшим братом сперва были только слушателями, а потом сделались и активными участниками, посильно разбираясь в системах Декарта (1596–1650), Канта (1724–1804), Гегеля (1770–1831), Огюста Конта (1798–1857).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Позитивизм моррасианского толка — Шарль Моррас (1868—1952) — французский публицист и писатель, основатель монархической группировки «Аксьон Франсез» (1899) и ультрареакционной газеты под тем же названием (1908—1944). Развивал идеи основателя позитивизма О. Конта (1798—1857) о порядке как «основе прогресса». За коллаборационистскую деятельность в период оккупации Франции был приговорен к пожизненному тюремному заключению (в 1951 г. помилован в связи с преклонным возрастом). Бидо Жорж (1899—1983) — французский политический деятель, один из основателей (с 1944 г.) католической партии «Народно-республиканское движение»; в 1944—1948 и 1953—1954 гг. был министром иностранных дел, в 1946 и 1949—1950 гг. — премьер-министром. 154 Молле Ги (1905—1975) — французский государственный и политический деятель; в 1946—1969 гг. Генеральный секретарь социалистической партии. Лакост Робер (р. 1898) — министр-социалист в правительстве радикал-социалиста А. Кея (1948—1949), автор серии антинародных декретов о горняках от 19 сентября 1948 г., следствием чего была всеобщая забастовка горняков (4 октября — 28 ноября 1948 г.), завершившаяся безрезультатно. Мендес-Франс Пьер (1907—1982) — французский политический деятель, премьер-министр в июне 1954 — феврале 1955 г. ...поскольку «Нувель ревю Франсез» перестала выходить... — После освобождения Франции журнал за коллаборационистскую деятельность в период второй мировой войны был запрещен; издание возобновилось в 1953 г. под названием «Нувель нувель ревю Франсез». 155 Тьери Молнье ( наст. имя Жак Луи Талагран, р. 1909) — французский писатель и литературный критик реакционного толка. Нимье Роже (1925—1962) — французский писатель, автор романов, проникнутых скепсисом, аполитичностью. Лоран Жак (р. 1919) — французский писатель и публицист, известный также под псевдонимом Сесиль Сен-Лоран. В публицистических статьях сочетал декларации против «ангажированной» литературы с попыткой реабилитировать коллаборационистов. Бриссон Пьер (1896—1965) — французский публицист, возглавлявший издание «Фигаро» с 1934 по 1965 г. (с интервалом в период войны — с ноября 1942 по август 1944 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

829 Впервые: Руль. 1929. 2480. 23 января. С.3, 4. Эта статья представляет собой отклик на материалы диспута, происходившего в Париже 1 марта 1928 г. между П.Н.Милюковым и Н.А.Бердяевым . Проблемой, ставшей предметом диспута, стало существование «левой» ориентации в религиозно-общественных движениях, когда «левизна» как-то оправдывалась доводамихристианства (например, христианский социализм). Н.А.Бердяев отстаивал тезис, по которому борьба за Бога есть одновременно борьба за человека, за его высшее свободное творческое развитие. Статья Н.А.Бердяева, написанная по материалам его выступления «Православие и свободомыслие. К спорам о христианстве и свободе» была помещена в журнале «Современные записки» (1928. Т.36. С.428–458). Выступление П. Н. Милюкова было опубликовано в виде статьи «Традиционная религия и свободная мысль» (Там же. Т.37. С.375–408). Он заявил, что спор с Н.А.Бердяевым невозможен: «У Бердяева всегда остается в резерве ответ, что, хотя в мире «натуральном» все это, быть может и так, но сам натуральный мир ... есть лишь тень китайского фонаря. Со своей стороны я не мог не ограничить своей темы – миром явлений, не пытаясь «прорываться» в мир непознаваемого...». Таким образом, каждый из диспутантов остался на своих позициях. 830 Конт Огюст (1798–1857) – французский философ, основатель позитивизма, учившем о трех стадиях в развитии человечества, первая из которых проходит под знаком религии, вторая – философии, а третья, современная – под знаком науки. 831 «Обезьяний процесс» – распространенное название судебного процесса, происходившего 10–21 июля 1925 г. в гор.Дейтон (США) над учителем Д.Скопсом, который преподавал в школе эволюционную теорию Ч.Дарвина. Осуждение Д.Скопса вызвало возмущение многих, хотя формально судьи были правы, ссылаясь на законы, запрещающие преподавать дарвинизм. 832 Впервые: Kantstudien. Bd.31. Berlin, 1926. На русском языке публикуется в переводе А.Ермичева. 834 Введенский Александр Иванович (1856–1925) – философ-кантианец, заведующий кафедрой философии Санкт-Петербургского университета, воспитатель нескольких поколений русских философов. Основная его работа «Логика как часть теории познания» (1 издание – 1909 г.; всего было 4 издания).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010