Папулово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Папулово – село в Большемурашкинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Престолы: главный (холодный) – в честь Покрова Божией Матери, придел (тёплый) – в честь мученика Евграфа. Датировка объекта – 1816 год. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/BM.htm Село Папулово (до 1922 г. в составе Княгининского уезда Нижегородской губернии) расположено на берегу реки Сундовик. Ныне существующая здесь каменная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в начале XIX столетия взамен деревянной. В клировой ведомости этого прихода за 1798 год отмечалось: «Оная Покровская церковь деревянная весьма ветхая, штату быть положено священнику, безпридельная, ризницею скудна». Первое упоминание в архивных документах о каменном Покровском храме относится к 1822 г., когда в клировой ведомости сообщалось, что здание церкви построено в 1816 г. В более поздних аналогичных документах говорится о том, что строительство храма осуществлялось «тщанием прихожан и от доброхотных дателей подаянием», то есть на их личные средства без участия каких-либо жертвователей и благотворителей. Однако, согласно сохранившейся описи церковного имущества, составленной в 1848 г. духовенством данной церкви, строительство храма осуществлялось на протяжении нескольких лет «тщанием помещика Евграфа Борисовича Моисеева и тщанием прихожан». К сожалению, автор проекта храма в Папулово не установлен: проектные чертежи и переписка о строительстве среди архивных документов не обнаружены. Первоначально к 1816 г. была выстроена трапезная часть церкви (прямоугольная в плане), где благочинным протоиереем Тимофеем Крутовским из Большемурашкинской Христо-Рождественской церкви, по благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), был освящен придел во имя мученика Евграфа. Святой мученик Евграф являлся небесным покровителем храмоздателя церкви помещика Е.Б. Моисеева. Отсюда и посвящение данного придела. В самой поздней из сохранившихся до наших дней клировой ведомости за 1916 г. записано о том, что придел в церкви был освящен 10 декабря 1817 г.

http://sobory.ru/article/?object=09574

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (загородный). /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1689. В 1794 перенесён за город. Год утраты:приблизительно 1935 (снесён) Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, на месте здания по адресу ул. Индустриальная, д. 42 Координаты: 53.165614, 45.027745 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В. Спасо-Преображенский монастырь, 3 класса, в 1 версте от города Пензы. Основан между 1667 — 1689 годами и находился в самом городе; с 1764 года пришел в ветхость; с 1798 года по желанию жителей был перенесен на настоящее место. В 1849 году в монастыре построена церковь Рождества Христова, имеющая подобие Вифлеемской пещеры. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Пензенский Спасо-Преображенский монастырь, основанный в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой, был перенесен в 1794 году из-за своего неудобного положения, за черту города, на юго-восток, к Вознесенскому кладбищу. Первым монастырским храмом стала кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779- 1784 годах. В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже. В 1816-1817 годах действительная статская советница А.А.Евреинова, над могилой своего мужа - пензенского вице-губернатора А.М.Евреинова, выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М.Е.Вигель. В 1821-1828 годах был сооружен каменый Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселева, над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселева, построила двухэтажный каменный храм во имя Живоночальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живоночальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова, освященные в 1862 году, а внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского и Рождества Христова, освященные соответственно в 1852, 1853 и 1855 годах. Последний придел, располагавшийся в центре нижнего этажа, представлял собой отдельную церковь, устроенную по образцу Палестинского Вифлеемского храма.

http://sobory.ru/article/?object=05619

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЩЕРСКИЙ Петр Сергеевич (июль 1778 (1779 ?) - в ночь c 31.12. 1856 на 1.01.1857, С.-Петербург), кн., действительный тайный советник, херсонский губернатор (1808-1809), обер-прокурор Синода (1817-1833), сенатор (1833-1856/57). Род. в семье советника канцелярии Коллегии иностранных дел статского советника кн. Сергея Васильевича Мещерского (1737-1781) и Александры (Анны) Ивановны Мещерской, урожденной Кушелевой (1753-?). По муж. линии происходил из старинного рода бояр Мещерских, обладавших княжеским титулом, по женской - был праправнуком боярина Артамона Сергеевича Матвеева, воспитателя Наталии Кирилловны Нарышкиной, супруги царя Алексея Михайловича и матери имп. Петра I Алексеевича . М. получил домашнее образование, еще в детстве был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Семеновский полк. 22 апр. 1797 г. поступил на действительную военную службу в звании прапорщика. 8 сент. 1798 г. уволен в отставку с мундиром. 5 дек. 1805 г. М. присвоили чин камер-юнкера и он был определен на службу членом Конторы опекунства новороссийских иностранных поселенцев. Проявил себя добросовестным исполнителем в деле поселений для иностранцев. В 1808-1809 гг. занимал должность херсонского гражданского губернатора. Оказывал помощь иностранным поселенцам в крае, особенно внимательно относился к вопросам улучшения быта. Осуществлял вспомоществования, в т. ч. и из собственных средств. Первой женой М. была Екатерина Ивановна (1782-1851), дочь правителя Костромского наместничества, сенатора, генерал-поручика Ивана Львовича Чернышёва (1736-1793) и Евдокии Дмитриевны Ланской (не ранее 1760-1816). В 1808 г. у супругов род. единственный сын Элим (1808-1844), впосл. известный дипломат и писатель. Второй женой М. стала Прасковья Егоровна Панова († 1860). 8 июня 1809 г. М. после присвоения ему чина действительного статского советника был назначен обер-прокурором 2-го отд-ния 5-го департамента Правительствующего Сената и прослужил в этой должности до 1817 г. В окт. 1812 г. был командирован в Москву с различными поручениями. В 1813 г. М. избран одним из директоров С.-Петербургского комитета Библейского об-ва. В 1816 г. утвержден действительным членом совета Императорского человеколюбивого об-ва. С 1824 г. помощник главного попечителя. По поводу увольнения М. в 1846 г. по собственному желанию с этого почетного поста митр. С.-Петербургский и Новгородский Антоний (Рафальский) , первенствующий член Синода, писал: «…не могу не изъявить Вашему сиятельству искреннего моего сожаления о потере в Вас сотрудника, неусыпному и истинному христианскому попечению коего Человеколюбивое общество обязано учреждением большей части существующих ныне в ведении его благотворительных заведений и настоящим их состоянием для пользы неимущих» ( Панов. 1857. С. 1492).

http://pravenc.ru/text/2563150.html

А.Н. Надеждин Должностные лица С учреждения семинарии, определены в ней следующие должностные лица: ректор, инспектор, эконом, профессора и вообще преподаватели, секретарь правления, библиотекарь, врач, впоследствии и помощник инспектора. Представляем список всех этих должностных лиц в хронологическом порядке, с 1809 по 1841 год. а) Ректоры Ректоры, обыкновенно по назначению Комиссии духовных училищ, все были в монашеском сане, магистры или доктора богословия, архимандриты, но большей части настоятели какого-либо монастыря. 17 Ректор обязан был преподавать богословие. С должностью ректора семинарии соединялись обыкновенно должности: члена академической конференции, духовно-цензурного комитета, присутствующего в консистории и благочинного над законоучителями светских учебных заведений 18 . 1) Анатолий (Андрей) Максимович, из малороссиян, (воспитанник александроневской семинарии), был сначала учителем поэзии и греческого языка в старой семинарии, в 1798 г. произведен во священника к Успенской Спасосенновской церкви, где приобрел известность как проповедник катехизатор. В 1809 г. вступил в монашество и определён Комиссией дух. учил, ректором вновь открытой петербургской семинарии; архимандрит Сергиевой пустыни; в июле 1809 г., с открытием академической конференции, избран ее членом; правил семинарией до 1812 г., когда назначен епископом полтавским. В 1816 г. – архиепископ минский и литовский, в 1832 г. – симбирский, а в 1842 г. за старостию уволен на покой. 2) Мефодий Пишнячевский, (из воспитанников киевской академии и московского университета), бывший префект и профессор киевской академии, потом инспектор и профессор философии с. -петербургской семинарии, с 15 февраля 1810 г. и ректор Александреневского училища; архимандрита Сергиевой пустыни; правил семинарией с 15 марта 1812 г. по сентябрь 1813 г., когда назначен викарием старорусским. Впоследствии – епископ полтавский и переяславский, потом астраханский (1824 г.), наконец псковский; в 1834 г. уволен на покой. 3) Иннокентий Смирнов , (московской Перервинской семинарии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 1763 † 1826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович) Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии. Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь . С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь. Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу. В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников. В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете. Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей. 6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия. Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России. По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Красноярск. Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых Год постройки:Между 1816 и 1822. Год утраты:Не установлен. Архитектор:И. Огрысков, И. Быкасов, Ф. Быкасов Адрес: г. Красноярск, ул. Красной Армии, д. 10. Координаты: 56.013899, 92.855823 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Всехсвятская церковь была уничтожена в 30-е годы XX века — одной из первых в Красноярске. После сноса на месте церкви с 1940-х годов начали строить завод «Квант». Всехсвятский приход открыт в начале XIX века. В конце XVIII века, на месте ныне существующей каменной церкви, была деревянная, во имя всех Святых, ограда которой служила кладбищем для городских обывателей. Церковь эта в 1797 году сгорела со всем ее имуществом и документами. В 1797 году Проесвященным Варлаамом, архиепископом Тобольским и Сибирским разрешено было купцу Ивану Ильину не место сгоревшей церкви перенести упраздненную, за построением каменной, старую градо-Красноярскую деревянную Покровскую церковь, с освящением ее во имя Всех Святых, какова в 1798 году и была постройкой и полным оборудованием ее окончена и 2 июня тогоже года освящена во имя всех Святых. И эта церковь в 1812 году, в день вступления французских полчищ в Москву, сгорела. После этого уже населившимися в районе кладбищенской Всех-Святской церкви и было возбуждено ходатайство о разрешении постройки ныне существующей каменной Всехсвятской церкви и оботкрытии самостоятельного прихода, при чем городское кладбище было перенесено на гору, где оно и находится и по наши дни. В настоящее время Всехсвятский приход занимает район между рекой Енисеем и рекой Качей от Падалкина переулка до линии Сибирской железной дороги. Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1820 году. Престолов в ней три; 1-й во имя Всех Святых, 2-й во имя Святителя и Чудотворца Николая и 3-й в честь Успения Божией Матери. При церкви имеется библиотека, состоящая из 127 томов книг разного содержания. Часовня при церкви одна, каменная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, построена в начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=13922

М.И. Коялович 23-го ноября отошёл к Богу великий западнорусский святитель и великий защитник западнорусского народа, литовский митрополит Иосиф. Жизнь этого необыкновенного человека есть, можно сказать, история всей западной России новейшего времени. Его нельзя отделить от неё, с какой бы стороны мы ни смотрели на эту страну. Поэтому нельзя говорить о митрополите Иосифе, не касаясь важнейших событий западной России, не проникая до основ русской и православной жизни этой страны, которой он верно служил с самой ранней юности и до последней минуты жизни. Митрополит Иосиф родился в 1798 году 1 в селе Павловке, Киевской губернии, Липовицкого уезда. Отец усопшего был униатским 2 священником села Павловки, а в последствии православным протоиереем в епархии сына, именно, в селе Дзекушки, Виленской губернии, Лидского уезда. По народности митрополит Иосиф был русским из малороссийского племени, из того племени, которое, как бы, в самой крови своей заключает стремление к русской православной жизни и из которого вышло столько знаменитых поборников западнорусской церкви и народа. По семейному преданию, слышанному нами в 1851 г. от отца митрополита Иосифа, в ту минуту, когда родился будущий великий иерарх западнорусский, имевший, по воле Провидения, воссоединить с православною церковью полтора миллиона униатского народа, колокол православной церкви в Павловке ударил к заутрени. Событие это в связи с тем, что ещё дед покойного был православным, имело не малое влияние на развитие его с самой ранней юности. Он считал православную Павловецкую церковь родною себе и, по собственным его словам, слышанным нами, часто бегал в неё из дому к богослужению. Но в то время, когда юная душа его роднилась и свыклась с православием , кругом его, как увидим ниже, подготовлялась конечная гибель в пользу латинства всего униатства и эта гибель носилась над главою Иосифа с первых шагов его образования. Он воспитывался сперва, до 1816 г., в Немировской гимназии, руководимой злейшим польским патриотом Чацким, а потом до 1820 г. в главной семинарии, т. е. духовной академии, бывшей при Виленском университете, руководимом лучшими силами партии Чарторыйского. Нужно было иметь великую крепость русской народности и великую силу ума, чтобы понять внутреннюю ложь этого великолепного по внешности просвещения Виленского университета, и не пасть в нём подобно многим другим униатам-белоруссам и малороссам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Липецкой епархии), в 4 км от г. Павловска, к юго-востоку от с. Белогорья Подгоренского р-на Воронежской обл., на правом берегу р. Дон. Начало Б. м. положила казачья вдова Мария Константиновна Шерстюкова (1740-1822). По благословению старца Киево-Печерской лавры в 1796-1798 гг. близ слободы Белогорье (на месте существовавших, вероятно с XIV в., пещер) она выкопала пещеру в горе на 8 сажень (ок. 16 м) и стала в ней подвизаться. Вскоре Шерстюкова стяжала известность старицы, к ней стали приходить паломники, к-рые продолжали пещерокопательство. Ежегодно пещеры посещали более 30 тыс. чел. из Воронежа, Ставрополя, Чернигова, Астрахани, С.-Петербурга и др. Местное духовенство с недоверием относилось к пещерокопателям, подозревая в них сектантские и раскольнические действия, пещеры неоднократно закрывали, Шерстюкову преследовали. В 1800 г. священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному прот. Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 г. на основании донесения белогорского благочинного свящ. Иоанна Ставрова еп. Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. В 1807 г. вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. В 1811 г. белогорское духовенство, обеспокоенное расширением пещер и продажей свечей не в пользу епархии, безрезультатно обращалось к еп. Воронежскому Антонию (Соколову) . В 1816 г., после освящения в слободе Белогорье Преображенского храма, еп. Воронежский Епифаний (Канивецкий) объявил о Высочайшем повелении упразднить пещеры, а пещерокопательницу отдать под суд.

http://pravenc.ru/text/77930.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010