3019 АСС., 1799 г., 140, л. 75. «В рассуждении достаточных угодий», монастырю ничего не было отведено из казённых дач. 3032 Гавриил, из «киевскаго поспольства», родился в1739 г., принял пострижение в Киевском Златоверхомихайловском монастыре в 1775 г. и был здесь некоторое время казначеем. В 1787 г. перешёл в Слуцкий Троицкий монастырь, откуда переведён в Минский Петропавловский, где и был до назначения туда Лазаря. Игуменом Брестского Симеоновского монастыря он состоял с июня 1796 г. – АСС., 1798 г., 226, лл. 3435. 3037 Софрония, из малороссийских мещан, родился в 1734 г. Принял пострижение в Святогорском монастыре в 1755 г. и тогда же был рукоположен в дьякона. Через пять лет переведён в Киевософийский кафедральный монастырь и рукоположенв иеромонаха. В 1768 г. назначен строителем в Сокольский Преображенский монастырь, в 1776 г. – игуменом в Жаботинский. В 1784 г., по прошению, уволен на покой в Киевский Златоверхомихайловский монастырь. Через год перешёл в епархию преосвященного Виктора и в 1786 г. определён быть настоятелем Заблудовского монастыря. 27 января 1796 г. переведён в Слуцкий Братский Преображенский. По упразднении последнего, Софрония был помещён в число братии Троицкого монастыря, где и находился до определения в Брест. – АСС., 1798 г., 230, лл. 23. 3052 Золотом 51 р., серебром 292 р. 60 κ., ассигнациями 348 р. 60 к. Счёт 30 января 1798 г. – АСС., 1812 384, л. 226. 3099 АСС., 1799 г., 320. – АСС., 1803 г., 757.– АСС., 1807 г., 252. – АСС., 1810 г., 951. – АСС., 1811 г., 718. 3102 АСС., 1797 г., 78, л. 132. АСС., 1810 г., 446. Для ревизии двух монастырей был послан соборный протоиерей. 3114 Преосвященный в своё оправдание возражал на это, что консистории было известно его «распоряжение», чтобы «всякия объявляемые кем бы то ни было словесные приказания его преосвященства почитать белую бумагу». А консистория продолжала настаивать, что «хотя таковое определение и было, но оно служило единственно только к угнетению консистории, потому что и после сего определения, подобно как и прежде, оная консистория принуждена была действовать более по словесным его преосвященства резолюциям, каковым исполнением хотя надеялась смягчить его гнев, но он, преосвященный, часто отрекался от таковых и даже письменных резолюций и сам себе уничтожал оныя, делая за сии строжайшие выговоры консистории, а потом по-прежнему продолжал повелевать на словах, говоря, что не консистория, а он за все пред высшим начальством отвечать будет, из чего открывается ясно, что помянутое определение делано с предосудительным намерением дабы совершенно поработить консисторию – – –». – АСС., 1812 г., 384, лл. 245. 294. 295.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) За годы настоятельства иером. Адриан передал К. м. значительное число икон в драгоценных окладах (в т. ч. Спасителя, Успения Божией Матери (список Киево-Печерской), Тихвинскую, Казанскую с предстоящими прп. Арсением, святыми Адрианом и Наталией и др.), утварь, 90 «церковных и отеческих» книг. В 1796 г. майор П. И. Челищев вложил в К. м. часть ризы Пресв. Богородицы в хрустальном окладе. Е. И. Савелова пожертвовала иером. Адриану часть ризы Господней. Старец Адриан возобновил уединенное жительство для опытных иноков. По благословению митр. Гавриила в 90-х гг. XVIII в. на Св. горе он устроил скит в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом был построен кирпичный заводик. 13 июня 1796 г. иером. Иона освятил скитскую ц. Казанской иконы Божией Матери. Жертвователь, ярославский купец Федор Тулупов (в иночестве Фаддей; † 1799), стал первым насельником скита. После кончины он был похоронен у алтаря (могила утрачена). В церкви непрерывно читалась Псалтирь с поминовением благотворителей обители. Близ скита находились фруктовый сад и источник прп. Арсения. В 3 верстах от К. м., на Змеиной горе, иером. Адриан выстроил 2 кельи и благословил на отшельничество прибывших на остров преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосиму (Верховского) . Вскоре немного поодаль от них построил 3-ю келью иером. Сильвестр (Петров; 1765/6-1813). Старцы, следуя афонской практике, творили Иисусову молитву, плели корзины и лапти, делали лукошки из бересты, вырезали из дерева посуду, переплетали книги, собирали ягоды и грибы. На всенощное бдение и литургию они приходили в мон-рь. Ок. 1800 г. коневские пустынники приобрели столь широкую известность, что, тяготясь мирской славой, покинули остров. Иером. Адриан, отказавшись от настоятельства, вернулся в Симонов мон-рь. 1799-1917 гг. Строитель (1798-1801) иером.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Зала митрополичьих покоев, называвшаяся прежде царской палатой, украшена портретами государей с государынями и архимандритов лавры. Портреты государей и государынь суть (не в порядке их размещения в зале, а в порядке хронологическом): Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584), Иоанна Алексеевича (1682–1696) с его супругой Парасковьей Федоровной († 1723), Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй супруги царя Алексея Михайловича († 1694), Петра Великого (1682–1725) с Екатериной I (1725–1727), Петра II (1727–1730), Анны Иоанновны (1730–1740), Елизаветы Петровны (1741–1761), Екатерины Великой (1762–1796, в одной из других комнат еще другой портрет Екатерины) и Павла Петровича (1796–1801) с Марией Федоровной († 1828). Портреты архимандритов лавры суть: преподобного Дионисия (1610–1633, в списке настоятелей Афанасия Вольховского (1752–1758, после епископа Тверского и Ростовского, 67), Гедеона Криновского (1758–1761, после епископа Псковского, 68), Лаврентия Хоцятовича (1761–1766, 69), митрополита Платона (1766–1812, 70), архиепископа Августина (1812–1819, 71) и митрополита Филарета (1821–1867, 73, большая фотография с малого портрета). Сохранилась в покоях старинная из росписных изразцов печь. При построении трапезной церкви была уничтожена и значительная часть южного корпуса келей, остаток от которого представляет собой нынешний Варваринский корпус. В описи лавры 1768 года он значится имеющим шестнадцать сажен с аршином длины и семь сажен с полуаршином ширины. Возобновленный после пожара 1746 года корпус стоял до 1827 года, когда был разобран и когда на его месте поставлен был новый корпус. В 1840 году новый корпус горел и был возобновлен. Прежде чем называться, по церкви, Варваринским, корпус назывался Донским (и просто Доном: в архиве лаврском есть дело о вырытии в 1811 г. кладезя против Дону, т. е. нашего корпуса, и трапезного алтаря). Отчего корпус назывался Донским – сказать не можем. (Может быть, оттого, что он был под горой, нанизу, в каковом значении употребляется выражение «на дону», cfr. в Словаре Даля слово «низ»; может, потому, что он был ссыльным корпусом для монахов худых нравов, представлявших собою своего рода Донское казачество.) В 1892 году, кроме Варваринской церкви, в нем помещались: в верхнем этаже – братская больница, в нижнем этаже – монастырская аптека и больница для странников и вообще людей

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

Древний Воскресенский собор являлся основным архитектурным элементом ансамбля кремля, где с XIV века также располагались деревянные храмы Похвалы Богородицы и Успенский. При Успенской церкви существовал монастырь, в котором, согласно преданию, провела свои последние годы княгиня Анна Дмитриевна Кашинская. Древние памятники бывшего кремля до наших дней не сохранились. Воскресенская церковь, не раз страдавшая от пожаров, один из которых случился в 1767 г., к концу XVIII в. стала разрушаться и было решено начать строительство нового храма. Но строители сначала потерпели неудачу. Воздвигнутое в 1781–1787 г.г. здание дало трещины и его разобрали. В 1796–1804 г.г. собор был выстроен вновь. На одной из стен нового здания имелась надпись, из которой известно, что собор был заложен в 1796 г., в конце царствования Екатерины II, его строительство велось в частности на средства, пожалованные императрицей в сумме 7 тысяч рублей с благословения епископа Тверского и Кашинского Иринея. 29 ноября 1812 г., когда французами были заняты Москва и Дмитров и неприятель находился в 100 верстах от Кашина, в Воскресенском соборе отслужили литургию у чудотворной Смоленской иконы Божией Матери и после службы с крестным ходом проводили икону за город со звоном колоколов «по всему граду» при большом стечении людей. При Воскресенском соборе городским обществом каждые три года избирался соборный староста, его помощник, смотритель и надзиратель. Власти города стремились обустроить церковь самым лучшим образом. Так, в 1814 г. городской голова Иван Григорьевич Жданов и смотритель церкви Д. Воробьев заплатили московскому купцу Г. Дмитриеву 6 тысяч рублей за установку в соборе трех иконостасов. Рамы на более чем 20 иконах за счет И. Г. Жданова, пожертвовавшего более 4 тысяч рублей, были позолочены червонным золотом. Отделочные работы в стенах собора продолжались еще до 1817 года. В 1817 г. состоялось освящение нового собора, после чего жители Кашина подали прошение тверскому епископу о перенесении мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой Успенской церкви обратно в Воскресенский собор, мотивируя это фактом избавления города от французов, находившихся в 1812 г. недалеко от Кашина. Прошение было удовлетворено и мощи княгини Анны перенесли в Воскресенский собор, ставший для жителей местом пребывания святой заступницы. В просторечии собор Воскресения Христова до сих пор называют «собором Анны Кашинской».

http://sobory.ru/article/?object=00016

4. – Реестр книгам, расхищенным неприятелем во время вторжения в Москву 1812 года Из всеобщей истории in 4°. 15. Encyclopédie méthodique, à Paris. 68 томов. 26. Büschings Magazin 2-ter u. 3-ter Theil. Hamb. 1767. in 8°. 23. Tableau des revolutions de l´Europe par M-r Koch. 2 tomes, à Paris. 1790. 24. Letres historiques, critiques et politiques sur les évenemens qui se sont passes depuis 1778 jusqu´à present, a Londres. 1787. 14 tomes. 25. Unser Jahrhundert, oder Darstellung der interessantesten Merkwürdigkeiten und Begebenheiten, und der grössten Manner desselben. 3 Theile. Altona 1795. 25а. История XVIII столетия. Часть IV. Москва. 1806 27. Politique de tous les cabinets de l´Europe. 2 tomes, à Paris. 1794. 42.Schlötzers Staatsanzeigen 2-ter Theil. Gòttingen. 1782. 46. Mercure historiques et politique etc., 1693, tome XV. Из Российской истории 17. Указ о учреждении Воспитательного дома, in fol. 42b. Список 7-классным чиновникам 1811 и 1812 года, in fol. 56. Diarium itineris in Moscoviam. Viennae Aust., in fol. 54. Царственный летописец, в Спб. 1792. 4°. 132.Histoire de Pierre I, par M-r Mavillon, a Amst. 1742. 4°. 194. Описание всех в Российском государстве обитавших народов. Соч. проф. Георгия. 3 части, в Спб. 4°. in 8°. 10. Духовный регламент. 1721. 47. Общий тариф. 1796. 86. Повествователь древностей Российских. Изд Н. Новиковым. Ч. I. Спб. 1776. 87. Dissertations sur les antiguités de la Russie par Gatterie. St Pet. 1795. 91 Ядро Российской истории кн. Хилкова, в Москве, 1770. 92.Chilkows Kern Russischer Geschichte, Moskwa. 1786. 93. Новое ядро Российской истории. Соч. Нехачина. 2 части. Москва. 1795. 181. Жизнь Минина. Спб. 1799. 231. Деяния Петра I. Соч Ив. Голиковым. Ч. 1, 4 и 7. Москва. 1788. – Дополнение к Деяниям Петра I. Часть 1 и 15 239. Etat présent de la grande Russie par Perry 1717. 326Ь.Жизнь Екатерины II. Москва 1801. 326b. Lobrede auf Catharina II. Riga. 1802. 327. Potemkin – Halle. 1804. 328. Жизнь Павла I Москва. 1805. 333. Tagebuch eines französischen Offziers ets Amst 1776.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Михновка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Михновка ранее называлось селом Рождественским, которое в XVII в. было поместьем Тютчевых. В 1703 г. вдова последнего помещика продала имение смоленскому митрополиту Сильвестру II. Сильвестр основал в селе архирейский двор и стал инициатором строительства деревянной (с 1785 г. — каменной) церкви во имя Рождества Богородицы. Храм построен в классическом стиле с элементами барокко (сильно пострадал от пожара во время войны 1812 г.). От названия храма и село стало называться Рождественским. Позже село переименовали в Новый Двор. В 1796 г. к юго-востоку от церкви был возведен миниатюрный храм-усыпальница Нила Столбенского, в котором были похоронены родители помещика А. Щукинского. В 1812 г. через село Рождественское французская армия проходила дважды. В нём на ночлег, 4-5 августа 1812 г., останавливался император Наполеон. Отсюда он наблюдал за сражением, происходившим в Смоленске и глядел на город, охваченный пожаром. Позже, при отступлении французов, село было полностью сожжено. В 1815 г. на средства помещика А. Щукинского (его имение Александровка находилось недалеко от Рождественкого) были восстановлены и храм, и весь архирейский комплекс (дом, богадельня, Рождественская и Ниловская церкви, церковно-приходская школа, каменная ограда). В архитектуре храма наблюдается своеобразный сплав традиций барокко и классицизма. Массивный объём центрального четверика завершает пологий гранёный купол с главкой. Небольшие главы, кроме того, располагались над жертвенником и ризницей главного престола и над алтарями приделов. Величественный облик Рождественской церкви производил большое впечатление на посетителей Нового Двора. Епископ Антоний Амфитеатров (1859-1866 гг.) называл её «сельским собором». Богатством отличалось и внутреннее убранство церкви. На сплошной кирпичной стене иконостаса висели иконы старинного письма. Шесть образов нижнего (местного) ряда покрывали серебряные оклады, отлитые на средства прихожанина Рождественской церкви, полковника Александра Никитовича Грибского. Особым почитанием в храме Нового Двора пользовалась икона Божией Матери «Скорбящих утешение». В 1848 и 1855 гг. во время эпидемий холеры местные жители крестным ходом несли эту икону по окрестным селениям, служа в каждой деревне молебен. И в обоих случаях вскоре после этих крестных ходов распространение болезни пошло на спад. Среди других икон выделялись красотой и мастерством исполнения образ Божией Матери «Живоносный источник» и икона Божией Матери «Новодворская», список с иконы находившейся в Михайловом монастыре Киева, изготовленный в 1873 г.

http://sobory.ru/article/?object=14419

С 29 мая 1796 года — настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом и законоучитель кадетского корпуса. Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление, был известен при дворе и вскоре занял почётное положение. С 8 ноября 1798 года — настоятель Новгородского Антониева монастыря. Член Святейшего Синода в звании асессора. С 1799 года — настоятель Новгородского Валдайского Иверского монастыря. 30 октября 1799 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Как первому епископу вновь учрежденной Калужской епархии, ему пришлось устраивать Епархиальное управление, Духовную консисторию, устанавливать границы епархии, бороться с расколом и прочее. В управлении епархией проявилась его твёрдая независимость и самостоятельность. С подчиненным ему духовенством он был обходителен и справедлив. С 25 октября 1803 года — архиепископ. В 1806 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Благодаря своим талантам и способностям архиепископ Феофилакт стал известен в высших кругах общества, подружился с обер-прокурором Святейшего Синода князем А. Н. Голицыным; был приятелем однокашника по семинарии М. М. Сперанского. Он стремился к поднятию русской церкви — поднять авторитет приходского священства. С этой целью по его инициативе и при поддержке Сперанского был в ноябре 1807 года учреждён Комитет по усовершенствованию духовных училищ, преобразованный 26 июня 1808 года в Комиссию духовных училищ. С 5 марта 1809 года — архиепископ Рязанский и Зарайский. После отставки в 1812 годы М. М. Сперанского значение Феофилакта значительно ослабело. Его постарались удалить из Санкт-Петербурга; 27 ноября 1812 года, получив именной указ императора Александра I, архиепископ Феофилакт возглавил Экстраординарную комиссию по приведению в порядок епархий, разоренных во время Отечественной войны 1812 года. Ему же император поручил провести расследования действия архиепископа Могилёвского Варлаама (Шишацкого) во время оккупации Могилёва французами, по результатам которого Варлаам, объявленный явным клятвопреступником, был лишён архиерейского сана и священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

в г. Чудово (1827, не сохр.), Троицкая ц. в дер. Менюше Шимского р-на (1841). Преобладавший базиликальный тип 3-частного однокупольного храма с колокольней над притвором представляли собой церкви: Преображенская в дер. Песчаное Новгородского р-на (1785, 1828); Успенская в с. Марёве (1796); Успенская кладбищенская в Боровичах, ныне собор (1798-1800, 1839-1840, венчающая часть перестроена в 1911); Троицкая в дер. Сопины Боровичского р-на (1800); Никольская в пос. Волхов Мост Чудовского р-на (1803, не сохр.); Екатерининская в дер. Ровное Боровичского р-на (1802); Богоявленский собор Николаевского Перекомского Розважского мон-ря (1806, не сохр.); Георгиевская ц. в дер. Вел. Село Старорусского р-на (1807, полностью перестроена); Лазаревская в дер. Сергово Новгородского р-на (1811); Смоленская в дер. Марково Поддорского р-на (1811, перестроена в 1876); Троицкая в дер. Боровно Окуловского р-на (1812); Покровская в дер. Волок Боровичского р-на (1812); Рождество-Богородицкая в с. Оскуй Чудовского р-на (1812, расширена в 1886); Знаменская в дер. Любыни Шимского р-на (1815); Преображенская в дер. Еглино Валдайского р-на (1815); Успенская в дер. Молочково Солецкого р-на (1815); Покровская в г. Пестово (1820); Троицкая в дер. Перетно Окуловского р-на (1820); Тихвинская в дер. Любони Боровичского р-на (1820); Знаменская в дер. Ст. Ракомо Новгородского р-на (1824, руины); Троицкая на погосте Видимирь Хвойнинского р-на (1824-1853); Покровская в дер. Короцко (1825, руины); Богоявленский собор в г. Холм (1826, не сохр.); Вознесенская ц. в дер. Чёрной Батецкого р-на (1828); Введенская в дер. Наволок Валдайского р-на (1829); вмц. Параскевы в Ст. Тарасове (совр. дер. Тарасово Демянского р-на, 1829, перестроена); Иоанно-Богословская в дер. Нагово Старорусского р-на (1832, не сохр.); Иоанно-Предтеченская в дер. Шедомицы Боровичского р-на (1834); Васильевская в дер. Чёрной Пестовского р-на (1834); в честь Уверения ап. Фомы в дер. Зайцево (1836); Покровская в дер. Дубровке (1834-1837); Рождество-Богородицкая в дер.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

патриархи М. к. Ц. и АПЦ обменивались взаимными визитами, участвуя в заседаниях Синода приглашающей стороны. События гражданской войны, начавшейся в 2011 г. в Сирии, и резкое повышение террористической угрозы на Ближ. Востоке способствовали консолидации православных, католических и нехалкидонских Церквей в регионе. Так, 14 апр. 2014 г. патриархи Григорий III и Иоанн Х в сопровождении духовенства других конфессий посетили после освобождения сирийское сел. Маалула , где находится древний мелькитский монастырь мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). Список патриархов М. к. Ц. (Порядковые номера мелькитских католич. патриархов продолжают нумерацию Антиохийских патриархов доуниат. периода): Кирилл VI Танас (1724-1759), Афанасий IV(V) Джаухар (1759-1764), Максим II Хаким (1760/61 [интронизация] - 1761), Феодосий V(VI) Даххан (1761-1788), Афанасий IV(V) Джаухар, вторично (1788-1794), Кирилл VII Сайядж (1794-1796), Агапий II (III) Матар (1796-1812), Игнатий IV Сарруф (1812), Афанасий V (VI) Матар (1813), Макарий IV Тавиль (1813-1815), Игнатий V Каттан (1816-1833), Максим III Мазлум (1833-1855), Климент Бахус (1856-1864), Григорий II Юсуф (1864-1897), Петр (Бутрус) IV Джарайджери (1898-1902), Кирилл VIII Джаха (1902-1916), Димитрий Кади (1919-1925), Кирилл IX Мугабгаб (1925-1947), Максим IV Саиг (1947-1967), Максим V Хаким (1967-2000), Григорий III Лахам (с 2000). Ист.: Mansi. 1961. T. 46: Synodi Melchitarum, 1716-1902; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и полит. отношениях. М., 2007; Григорович-Барский В. Г. Странствования по святым местам Востока. М., 2004. Ч. 1; Неофит Кипрский. Об арабо-католиках или униатах//Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX в. СПб., 1901. Т. 1. С. 171-187. (ППС; Т. 19. Вып. 1); Rabbath A. Documents inédits pour servir à l " histoire du christianisme en Orient (XVI-XIX siècle). P.; Lpz., 1905-1910. 2 t.; Лит.: Avril A., d " . Les Grecs melkites: Étude historique//ROC. 1898. T. 3. P. 1-30, 265-281; Charon C.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Кегостров. Церковь Илии Пророка (старая). Ильинская церковь на Кегострове /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:Между 1796 и 1799. 1812- отдельно стоящая колокольня. Год утраты:приблизительно 1935 Адрес: Архангельская область, Приморский район, Кегостров Координаты: 64.532274, 40.454288 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя св. пророка Илии с приделом священномученика Власия построена в 1796 г., Власьевский престол освящён в 1796 г., Ильинский - в 1799 г. В 1807 г., вследствие подмыва берега р. Северная Двина, церковь перенесена на новое место. На южной стороне трапезы в 1811 г. устроен Никольский придел. В 1873 г. Власьевский придел перемещён из холодного отделения храма в трапезу (с северной стороны). Церковь одноэтажная, крестообразная, с пятью шатровыми главами над главным холодным храмом и двумя над придельными - тёплыми; главы завершаются деревянными восьмиконечными крестами; снаружи церковь обшита тёсом. В 1812 г. построена отдельно стоящая деревянная колокольня высотой 7 саж., в 1899 г. она заменена новой колокольней. Церковь в 1863 г. обнесена деревянной оградой с двумя воротами. В 1930-х гг. в храме размещалась воинская часть, затем библиотека и клуб, в начале 1970-х гг. здание сгорело. Его Преосвященствомъ, Преосвященнейшимъ преподано Архипастырское причту, церковно-приходскому попечительству и прихожанамъ Кегостровскаго прихода, Архангельскаго уезда, за устройство новой колокольни при приходской церкви. Архангельские епархиальные ведомости, 1899 г., 30 сентября, с. 399. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40116

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010