К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВАДОВСКИЙ Завадовский Петр Васильевич (10.01.1738 (по др. данным, 1739), с. Красновичи Стародубского полка, ныне Унечского р-на Брянской обл.-10.01.1812, С.-Петербург), гр., министр народного просвещения. Из малороссийского дворянского рода, отец - бунчуковый товарищ. З. окончил иезуитское училище в г. Орше, в 1760 г.- КДА, в том же году поступил на службу повытчиком в Малороссийскую коллегию в г. Глухове, с 1767 г.- в секретарской должности. В 1768 г., во время русско-тур. войны, назначен управляющим секретной канцелярией главнокомандующего 2-й действующей армией ген.-аншефа П. А. Румянцева. С 1769 г. премьер-майор, с 1773 г. полковник, служил в отряде под командованием А. В. Суворова . В 1774 г. принимал участие в редактировании условий Кючюк-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей. Граф П. В. Завадовский. Гравюра. 1883 г. (ГПИБ) Граф П. В. Завадовский. Гравюра. 1883 г. (ГПИБ) В 1775 г. З. был рекомендован Румянцевым имп. Екатерине II и назначен кабинет-секретарем. В 1776 г. генерал-адъютант Ее Императорского Величества, исполнял разные поручения императрицы. С 28 июня 1776 г. генерал-майор, с 1 янв. 1780 г. тайный советник. 1 янв. 1780 г. назначен сенатором и членом совета Воспитательного об-ва благородных девиц. С 1781 г. управлял учрежденным по его проекту С.-Петербургским дворянским банком, провел ревизию присутственных мест, обнаружив много нарушений в делопроизводстве. В 1784 г. З. назначен председателем Особого комитета для выработки положения о порядке канцелярского делопроизводства, к-рый под его рук. разработал «Проект о сокращении канцелярского порядка». В 1784-1796 гг. состоял председателем конторы строения Исаакиевского собора . 5 февр. 1785 г. З. было поручено обозреть систему преподавания в Пажеском корпусе и во всех школах ведомства Придворной конюшенной конторы, дворцовой и обер-егермейстерской канцелярий. Составил план обучения в них, а 26 февр. того же года был назначен заведующим Пажеским корпусом.

http://pravenc.ru/text/182415.html

Грэнвилл-Баркер Харли (1877–1946) — английский театровед, актер и режиссер. С 1900 по 1905 г. работал с Б. Шоу. В 1910 г. поставил пьесу Д. Голсуорси «Правосудие». Известный постановщик У. Шекспира. Среди его лучших трудов: «О драматическом методе» (1931), «О поэзии в драме» (1937) и «Польза драмы» (1946). Пинеро , сэр Артур Уинг (1855–1934) — английский драматург. Наибольшую известность ему принесли комедии-фарсы «Судья» (1885), «Амазонки» (1893), мелодрамы «Вторая миссис Тенкерей» (1893), «Известная миссис Эббсмит» (1895) и другие. Кэмпбелл Патрик (Пэт) (1865–1940) — английская актриса, прославившаяся эксцентрическими ролями. Роль Элизы Дулитл («Пигмалион») была написана Б. Шоу специально для нее. Она и Б. Шоу долго обменивались письмами, которые легли в основу пьесы Джерома Килти «Милый лжец» (1950). Эрминия — героиня поэмы итальянского поэта XVI b. Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1580). Чтобы спасти жизнь своему возлюбленному, рыцарю-крестоносцу Танкреду, она мечом отрезала свои волшебные волосы, обладавшие силой исцеления. Рихтер Жан-Поль Фредерик (настоящее имя: Иоганн Пауль Фридрих) (1763–1825) — немецкий писатель, романтик, любимый автор Т. Карлейля (см. примеч. 8 к гл. III/В файле — комментарий — прим. верст. /), романы «Геспер» (1795), «Зибенкэз» (1796). Тиндейл Уильям (ок. 1494–1536) — деятель Реформации, переводчик Библии, сожжен на костре. Ле Гальенн Ричард Томас (1866–1947) — английский поэт, писатель и критик. Суинберн Алджернон Чарльз (1837–1909) — английский поэт, близкий кружку прерафаэлитов, чья лирика отличалась самолюбованием, фривольностью, воспеванием чувственных наслаждений. Браунинг Роберт (1812–1889) — английский поэт и драматург. Много писал об Италии, где жил с женой поэтессой Элизабет Баррет (1806–1861) до ее кончины. Ричардсон Дороти Миллер (1873–1957) — английская писательница, представительница школы «потока сознания». Ее автобиографические романы, составившие цикл «Паломничество», публиковавшиеся между 1915–1967 гг., повествуют, в частности, и о ее интимных отношениях с Уэллсом.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Принять вызов у Франции могла только русская армия. Почему? Импульс петровских реформ оказался не менее сильным, чем революционная встряска. Россия превратилась в воинскую державу. Всё дворянство встало под ружьё. Да, Пётр Третий дал им лазейку, но вплоть до окончания наполеоновских войн правило балом воинское поколение дворян. Молодой революционный генерал прославился на весь мир в 1796 году. Суворов тогда пребывал в ссылке, но старался следить за европейскими событиями. В одном из писем русский полководец тонко проанализировал саму суть Бонапарта: «О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу, и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пьемонтцев. О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска – более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей! Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем. Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, – он погибнет». Так и случилось. Гений тактики соблазнился политическими почестями, проиграл собственной гордыне. Поразительно, что Суворов угадал возможность такого падения задолго до коронации. В 1812-м в России зародилась традиция демонизации Наполеона. Грабительские, даже святотатственные повадки захватчиков давали к этому повод. Но постараемся трезво разобраться в Наполеоне, осмыслить его политическое наследие.

http://pravmir.ru/napoleon-revolyutsionn...

…собрался на Самотек…— Близ Самотечной улицы в Москве находилось Троицко-Сухаревское подворье — резиденция митрополита в это время. 436 …конца нет претекстам. — Претекст здесь в значении: предлог (от франц. pretexte). 437 …иерея Беллюстина вызвал…— Подразумевается калязинский священник И. С. Беллюстин (1820–1890), автор книги «Описание сельского духовенства» (Лейпциг, 1858), напечатанной М. П. Погодиным против воли автора. Книга ярко освещала положение русского духовенства и вызвала большой шум и полемику в печати. Добролюбов дважды касался этой книги в «Современнике» (в статьях «Мысли светского человека о книге «Описание сельского духовенства» — 1859, и «Заграничные прения о положении русского духовенства» — 1860, 438 Голубинский, Е. Е. (1834–1912) — историк русской церкви, профессор Московской духовной академии. Его труды, носившие относительно либеральный характер, вызвали против него гонение со стороны К. П. Победоносцева и других представителей официальной церкви. Неоднократные упоминания о Голубинском в ряде статей и очерков Лескова имели полемический характер. 439 …в видах наибольшей аттенции…— для выражения наибольшего почтения. 440 …«нет тайны, которая не сделалась бы явною»…— не вполне точная цитата из евангелия от Луки, гл. VIII, 17. 441 Кавалерийский генерал Яшвиль — генерал-майор В. В. Яшвиль (1815–1864), убивший в 1842 году на дуэли кн. А. Н. Долгорукого и за это разжалованный в солдаты; впоследствии командовал полками. 442 …Нила — автора исследования «О буддизме». — Книга архиепископа Нила (Исаковича, 1796–1874) «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири», вышла в Петербурге в 1858 году и вызвала доброжелательную рецензию Добролюбова в «Современнике», 1858, (см. наст. изд. т.5, стр. 451 и след.). 443 Агафангел. — Лесков имеет в виду Соловьева (1812–1876), автора поданной в 1876 году записки о духовно-судебной реформе, направленной против Д. А. Толстого. 444 О тождестве бежавшего в Нью-Йорк иеродиакона Агапия…— Речь идет об Агапии (Андрее) Гончаренко (род. в начале 1830-х гг. в Киевской губ.), б. дьяконе посольской церкви в Афинах, не поладившем со своим начальством и бежавшем в Лондон. Некоторое время был наборщиком Вольной русской типографии в Лондоне. В 1872–1873 годах издавал в Сан-Франциско на русском языке религиозно-протестантский журнал «Свобода» (вышло четыре номера). 445

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

III. Акад. Правление от 17 февр. 1813 г. Представило: 1-е, что по расписанию суммы, получаемой Академией, 24.000 р., утвержденному м. Платоном 28 дек. 1807 г. назначено: на учителей и чиновников 6.210 р., на содержание бедных сирот (сверх процентных 486 р. 24 к. на то употребляемых) и на содержание академического дома 3.890 р., на жалованье студентам и ученикам, число коих простиралось до 500 чел. и более, выдавая от 14 до 24 р. судя по классам 9.900 р., всего же по расписанию к расходу назначено 20 т.р., а остальные 4 т.р. велено было хранить на предполагаемую постройку Академии, по каковому расписанию и происходило доселе употребление получаемой Академией суммы, так что ежели недоставало иногда по дороговизне припасов положенной по расписанию на содержание бедных учеников и академического дома, то сей недостаток дополняем был из суммы, остающейся от учительского жалованья, что и доказываемо было повсегодно в приходо-расходной книге, представляемой для поверки в Моск. Дух. Консисторию, а остающиеся 4 т.р. до прошлого 1812 г. всегда отсылаемы были для хранения в Сохранную Казну Имп. Моск. Восп. Дома. Следуя сему расписанию и на сей год Акад. Правление полагает, что по нынешней дороговизне жизненных припасов 20 т.р., назначенных по оному на содержание Академии, будет недоставать, а потому необходимо нужным находить из остающихся 4 т.р. оставить при Академии на непредвиденные случаи 1.000 р., всего же 21 т.р., а прочие три тысячи употребить можно по нынешним обстоятельствам на содержание студентов и учеников в других семинариях. 2) В Академии ныне находится, по ведомостям, всех студентов и учеников 1.610 человек. Почему Акад. Правление, взяв в рассмотрение все сие, представляет Вашему П-ву: 1-е, в академическом здании все учители как прежде помещались, так и ныне по исправлении повреждений, уже помещены, 2-е, студентов, и учеников на казенном содержании пищей, теплом и прислугою в Академии, по-прежнему можно содержать до 70 человек, каковое число по бедности их, уже и содержится.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пушечной батареей. После войны 1812 г. близ Спасских ворот был создан обширный Плац-парад, а внизу, у подножия холма, разбит предназначавшийся для гуляний уютный Тайницкий сад. В 1872 г. часть пространства Плац-парада была использована для размещения Военного, Севастопольского и др. павильонов Политехнической выставки, проходившей в то время в Москве. В 1893-1898 гг. на бровке холма по проекту худож. П. В. Жуковского был воздвигнут памятник царю-освободителю Александру II (скульптор А. М. Опекушин, архит. Н. В. Султанов). Близ Никольских ворот в 1908 г. установили выполненный по эскизу В. М. Васнецова крест в память о вел. кн. Сергее Александровиче. Усыпальница князя была устроена в одном из помещений Чудова мон-ря. В 1-й пол. XX в. оба памятника были уничтожены (в 2017 крест на месте гибели вел. князя восстановлен). В то же время были разрушены стоявший здесь Малый Николаевский дворец и все постройки кремлевских мон-рей. На освободившейся территории в 1930-1934 гг. по проекту И. И. Рерберга возведено здание Военной школы им. ВЦИК, разобранное в 2016 г. В 1940 г. на месте Плац-парада был разбит Большой Кремлевский сквер, в котором в 1967 г. был установлен памятник В. И. Ленину (скульптор В. Б. Пинчук, архит. С. Б. Сперанский). В 1994 г. он был перемещен в музей-заповедник «Горки Ленинские». I. Здание Арсенала было заложено в 1702 г., в период правления имп. Петра I, по его личному указу как военный склад, именовавшийся в то время Оружейным домом или, на европ. манер, Цейхгаузом. На разных этапах строительства привлекались как отечественные специалисты (М. Чоглоков, И. Салтанов, М. Ремезов и Д. Иванов), так и работавшие в России иностранцы (Х. Кондрат, И. Шумахер, И. Мускоп). В связи с затянувшейся войной со Швецией, а также по ряду др. причин строительство было завершено только в 1736 г. Но уже в следующем году Арсенал серьезно пострадал во время крупного пожара. Еще около полувека он простоял в полуразрушенном виде, пока в 1786-1796 гг. не были проведены восстановительные работы по проекту инженера А.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Начало XIX в. в России было ознаменовано созданием Румянцевского кружка, получившего свое название по имени канцлера графа Н. П. Румянцева (1754–1826), занимавшего высшие государственные должности, вплоть до председателя Государственного Совета в 1810–1812 г., основателя Русского национального музея древностей , впоследствии – Московский Публичный и Румянцевский музей, ныне – Российская государственная библиотека. После своего выхода в отставку Н. П. Румянцев, от юности проявлявший живой интерес к древностям вообще и памятникам славянской письменности в частности, решил посвятить себя собиранию рукописей и научно-издательской деятельности. Среди тех, с кем канцлер был связан своими научными интересами, были люди, снискавшие впоследствии себе славу на ниве изучения памятников славяно-русской письменности – митрополит Евгений (Болховитинов, 1767–1837), А. Х. Востоков (1781–1864), К. Ф. Калайдович (1792–1832), П. М. Строев (1796–1876) и многие другие. Для реализации издательских планов кружка, сопряженных с научными изысканиями, необходима была планомерная библиографическая работа. Именно это обстоятельство содействовало появлению целого ряда исследований и работ, имеющих непосредственное отношение к церковной библиографии. Следует отметить, что уже на начальном этапе оформления коллекции славянских рукописей Румянцевского музея началась библиографическая обработка собрания Н. П. Румянцева, завершившаяся в 1842 г. выходом Описания его части, подготовленной А. Х. Востоковым . В то время появился целый ряд библиографических трудов, посвященных различным славянским рукописным собраниям, подготовленным учеными-славистами, оказавшимися в ареале влияния Румянцевского кружка. Однако еще на начальном этапе работ по научному описанию славянских рукописей в России ощущалась необходимость в библиографическом словаре духовных российских писателей. При этом требовалось пособие с достаточно проработанной библиографической частью. Таким пособием стал Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина , подготовленный архиепископом, впоследствии митрополитом Евгением (Болховитиновым).

http://bogoslov.ru/article/6195212

военная администрация (1790-1791), Александру Морузи (1793-1796, 1799-1801), Константин Хангерли (1797-1799), Александру Суцу (1802, 1806, 1818-1821), Константин Ипсиланти (1802-1806, 1806-1807), Йоан Караджа (1812-1818), Скарлат Каллимаки (1821), правление дивана Валашского княжества (1821), тур. военная администрация (1821-1822, 1854), Григоре Александру Гика (1822-1828), Александр Дмитрий Гика (1834-1842, каймакам в 1856-1858), Георге Дмитрие Бибеску (1843-1848), правление временного правительства (1848), каймакам Константин Кантакузин (1848-1849), Барбу I Дмитрие Штирбей (1849-1853, 1854-1856), австр. военная администрация (1854-1856), каймакамы Йоан Ману, Эмануил Баляну и Йоан Александру Филипеску (1858-1859), Александру Йоан Куза (1859-1862). Ист.: Columna lui Traian: Revista mensual pentru istoria, linguistica i psicologia poporan. Bucur., 1883. Vol. 4; Documente privitoare la istoria Ardealului, Moldovei i rii Româneti/Ed. E. Veress. Bucur., 1929-1939. 11 vol.; Cronicile româneti. Bucur., 1943. Vol. 4. Pt. 1: Viaa i opera lui Radu Popescu; Cosmin M. Opere/Ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1958; Grigore Ureche. Letopiseul rii Moldovei/Ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1958; Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI/Publ. I. Bogdan, ed. P. P. Panaitescu. Bucur., 1959; FHDR. 1964-1975. Vol. 1-3; DRH. B. Tara Româneasc. Vol. 1-8, 11, 21-25, 27, 30-40; Literatura român veche, 1402-1647/Ed. G. M. i D. Zamfirescu. Bucur., 1969. Vol. 1: 1402-1647; Славяно-молдав. летописи XV-XVI вв./Сост.: Ф. А. Грекул. М., 1976; DRH. C. Transilvania. Vol. 10-16; DRH. D. Relaii între rile Române. Bucur., 1977. Vol. 1; Mihai Viteazul în contiina european: Documente externe. Bucur., 1982. Vol. 1; Constantin Cantacuzino. Isoria rii Româneti. Bucur., 1991; Axinte Uricarul. Cronica paralel a Moldovei i rii Româneti. Bucur., 1993. 2 pt.; Dimitrie Cantemir. Descrierea strii de odinioar i de astzi a Moldovei. Bucur., 2007. Vol. 2/Ed. D. Sluanschi, V. Eanu, A. Eanu; Relaiile externe ale rii Moldovei în documente i materiale, 1360-1858.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

30 сентября 2022 года на церемонии принятия в состав России четырех новых русских регионов Владимир Путин произнёс, по сути, идеологическую речь, в которой в полном согласии с традициями русской славянофильской (в широком смысле этого слова) мысли сформулировал ряд постулатов национальной идеологии. А в последние месяцы Президент своими указами начал, по сути, формулировать контуры государственной идеологии. В Указе Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» был дан перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. А в Указе Президента от 31.03.2023 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» впервые вводится важное понятие «самобытное государство-цивилизация». Повторил мысль о самобытном государстве-цивилизации Путин и 28 апреля 2023 года на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ, когда заявил о России как о « стране-цивилизации, одном из самобытных, суверенных центров огромного многополярного мира». Поскольку речь всерьёз заходит об идеологии, не мешало бы нам прояснить некоторые методологические вопросы, чтобы мы говорили об одном и том же, чтобы не было путаницы в понятиях. Итак. ПОНЯТИЕ ИДЕОЛОГИЯ. Сам термин «идеология» на исходе Великой французской революции в 1796 году ввёл в оборот французский философ, экономист и политический деятель Антуан Дестют де Траси, издавший в 1801-1815 годах четырехтомный труд «Элементы Идеологии», в котором он рассматривал идеологию как науку об идеях, на основе которых должны формироваться политика, мораль и общественное устройство. Дестют де Траси был представителем философии сенсуализма и входил в круг мыслителей, экономистов и общественных деятелей, которых стали называть «идеологами» (К.Ф.Вольней, П.Ж.Ж.Кабанис, М.-Дж.Дежерандо и другие). У этих людей, которые не чурались политики, вскоре возник конфликт с самим Наполеоном Бонапартом, который обозвал их «ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов». В декабре 1812 года потерпевший поражение в России Наполеон писал Государственному Совету: «Все несчастья, которые выпали на долю нашей прекрасной Франции, должны быть приписаны " идеологии " – этой туманной метафизике, которая с неподражаемой изобретательностью ищет во всём первопричины и готова обосновывать этими первопричинами законы человеческого общества, вместо того чтобы приспосабливать эти законы к тому, что нам известно из человеческого сердца и из уроков истории».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/15/id...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010