б) В 1821 году совершилась милость Божья над прихожанами, крестьянами Пименом и Фёклой Лукьяновыми, кои одержимы были беснованием; по отправлении в церкви молебнов и по прочтении молитв, установленных святыми отцами, над главами их, они исцелены благодатью Божьею и до сего времени находятся в полном смысле и здравии. в) В 1831 году от холеры умерло 42 человека, в 1848 году 26 человек. Число прихожан: в 1730 году 524 муж., 510 жен., в 1750 году 558 муж., 540 жен., в 1770 году 591 муж., 561 жен., в 1790 году 753 муж., 749 жен., в 1800 году 669 муж., 704 жен., в 1810 году 780 муж., 795 жен., в 1830 году 816 муж., 868 жен., в 1850 году 651 муж., 713 жен., в том числе казённых 236 муж., 228 жен. III Округ Межиреческий Заключает в себе частью черкасские, частью русские, или дочеркасские поселения; к последним относятся города Каменный, Курган, Пристайлово, Боровое. МЕЖИРИЧ Бывший город, ныне слобода, в 22 верстах от Лебедина, на дороге из Гадяча в Сумы; название своё получил от того, что лежит между рек и гор: на юге его – река Псел, на востоке река Ольшанка, на севере – горы. При такой местности, естественно, что преследуемые униею казаки рано поселились здесь; – а чтобы ещё более обезопасить себя, устроили своими руками крепость. Вот как описывали Межиричь в 1784 году. «В той слободе насыпной земляной вал, сделанный с 1642 года, вышиною от горизонта в 2 сажени, шириною в заложении на 4 сажени; с одной стороны сухой ров, глубиною в 2, шириною в 4 сажени; с другой стороны на высокой горе стоит старинный земляной замок, вышиною в 1 сажень, а вокруг его обведён сухой ров, глубиною в сажень, шириною в 2 сажени; в нём не имеется никакого строения». До 1642 года здесь было Городецкое городище. Слобода Межиричь до 1765 года была сотенным местечком сумского полка, – а с 1765 года до 1781 года Комиссарским городком. По делам видно, что здесь было и духовное Правление. В плане Межерича, выданном 1777 года июля 27 дня, в Межириче показано 8 церквей: соборная Успенская, Николаевская и Троицкая внутри вала городского; за валом – Покровская, Крестовоздвиженская, Архангельская, Преображенская и Воскресенская.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По старой описи, в 1750 году, выдан был храм Борового антиминс на белом холсте, освященный Святителем Иосафом. Без сомнения это было для нового Боровского храма. В 1782 году Змиевским протоиереем Иосафом Погорлевским освящен был третий храм в Боровом, который построен был из пластин дубового леса, на новом месте. Храм сей и доселе стоит, быв поправлен в недавнее время. Из древних событий прихода сохранилось одно в Чугуевской переписке. Белгородский воевода князь Ромодановский писал Чугуевскому Воеводе: «В нынешнем 176 (1668) г. Мая 5 бил челом нам в обозе, под Котельвою в Государеве шатаре, Змиевского уезду села Бороваго Кодрашка Некрасов на тебя. В 176 (1668) г. приходили под село их изменники ходили в походе и отбили 6 лошадей, и из тех де лошадей достались ему, Кодрашке, лошадь и ту лошадь ты у него отнял. И тебе, Господине, Змиевцу Кодрашке Некрасову лошадь, которую у него ты взял, отдать ему». Число чад православия по исповедной росписи за 1737 год показано: а) духовных 20 муж., 20 жен.; б) однодворцев 358 муж., 350 жен. Донцы находились здесь только временно. Затем было прихожан: в 1770 г. 299 муж., 279 жен.; в 1790 г. 358 муж., 380 жен.; в 1810 г. 480 муж., 503 жен.; в 1830 г. 531 муж.; 557 жен.; в 1850 г. 506 муж., 515 жен. душ. Уменьшение прихожан зависело от того, что значительное число их переселилос на Каквказ. От холеры умерло в 1831 году 20 человек. ВЕДЕНСКОЕ и ТЕРНОВОЕ Первое в 14, второе в 16 верстах от Чугуева, то и другое на берегу реки Уд. Земли Тернового и Введенского в 1647 году отведены были боярским детям Чугуевской службы. «Да на той же р. Удах детей боярских Максима Степанова с товарищи. Да в ней земли на р. Удах на правой стороне Терновая поляна, а по правой стороне Терновая поляна, а по левую сторону устье речки Рогани». Так говорит Чугуевская писцовая Терновое и Введенское называются селами в делах 1674 года, а в 1663 г. видим Терновского Богоявленского священика Макария Григорьева. Таким образом первые храмы в Введенском и Терновом построены не позже 1655 года. В 1728 году храм с приделом Козьмы и Дамиана сгорел. Нынешний храм Введенского построен в 1777 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иными словами, Бичер, американец в седьмом поколении, стал на рубеже 1820–1830-х годов невольным наблюдателем того, как из жизни США стало уходить нечто крайне важное. Речь идет о том, что протестантизм (прежде всего кальвинизм в его двух главных американских разновидностях — конгрегационалистской и пресвитерианской), утвердившись в Новой Англии, заложив там b XVII веке основы американской цивилизации и особой, проникнутой духом­ пуританства культуры, затем, в XVIII столетии, пришел в определенный упадок. Позднее, пережив обновление в процессе «первого» (1730–1750-е годы) и «второго» (1790–1840-е годы, когда помимо традиционных к этому времени форм кальвинизма все активнее заявляли о себе методисты, баптисты, а также адвентисты, квакеры, мормоны) «великого религиозного пробуждения», он столкнулся с отделением Церкви от власти (в Коннектикуте финансирование конгрегационалистской и пресвитерианских Церквей из казны штата было отменено в 1818 году), утратил примерное единство и стал стремительно реформироваться. По ходу непрерывного духовного землетрясения, вдохновленного ростом национального самосознания, конституцией США (с ее политически осмысленной идеей ковенанта, или религиозного плюрализма), расширением территории страны (возникновение группы штатов на Западе и на Юге, уклад жизни которых был иным, чем на доминировавшем ранее Северо-Востоке), существовали как сравнительно консервативные разновидности протестантизма, так и нечто не только несомненно либеральное, учитывавшее рост эмиграции, духовные запросы негров, ситуацию жизни на фронтире (подвижной границе между заселенной и незаселенной территорией), но и радикально сектантское. В общем и целом это означало умаление прав кальвинистской доктрины о предопределении, всего, что связано с необходимостью строгой общественной морали, представлением о религиозном долге и духовной власти магистратов, и соответствующий перенос акцентов с размышлений о грехе, с воцерковления, распознания признаков своей избранности Богом на личный поиск спасения, ищущего точку опоры в индивидуальном чтении Библии, в благочестии, центр которого — сердце верующего.

http://pravoslavie.ru/39314.html

Этот обычай был известен в Древнехеттском (Куссарском) царстве, где, согласно одному клинописному тексту XIII века, царь Анитта (ок. 17901750) проклял город Хаттусу после его завоевания и полного разрушения 283 . В античной истории Агамемнон проклял Трою; Крес проклял Сидон после его разрушения, а также того, кто посмел бы восстановить его 284 . О Иерихоне вновь говорится уже весьма скоро, в той же книге Иисуса Навина (18:21). Далее мы встречаем «город Пальм» в Суд. 3:13 . И вновь под именем Иерихон – во 2Цар. 10:5 . По всей видимости, разрушенный город быстро начал вновь заселяться, хотя и без возведения оборонительных стен и других фортификационных сооружений. То есть, до времен израильского царя Ахава (869 – 850) 285 Иерихон не был в собственном смысле городом, а только лишь поселением. В правление Ахава город был «построен» неким Ахиилом из Вефилянином. На этом человеке сбылось пророческое проклятие Иисуса Навина: «на первенце своем Авираме он положил основание его, и на младшем своем Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина» ( 3Цар. 16:34 ). Бл. Феодорит видит значение запрета на восстановление города в посвященности его Богу: «Поскольку Иисус посвятил город сей Богу, то не без причины разрушил его, признав неприличным, чтобы отделенное Богу соделалось местом общего жительства, а на тех, которые бы начали строить сей город, положил клятву, именно же, что вознамерившийся нарушить сие определение и положивший основание городу, потеряет первородного из сынов, а воздвигший и врата утратит и последнего сына» 286 . Рамбан, средневековый еврейский комментатор Писания, полагает, что смысл этого запрета состоит в том, чтобы руины городских стен напоминали грядущим поколениям о чуде, совершенном Богом 287 . Победа над Иерихоном вдохновила израильтян и повергла в страх обитателей Палестины. Господь и дальше сражался бы за Израиль, хананеи истреблялись бы не силою меча, но Духом Божиим. Священная война могла завершиться скорой и всецелой победой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Варвара-София, рождение 1725 † 1750, за Иоанном Лёвёнштерна Адам-Лудвиг, рождение 29 августа 1757 † 8 октября 1823; женат 1) на Екатерине Бенкендорф, рождение 16 августа 1749 † 20 ноября 1785; 2) на графине Вильгельмине Стенбок, рождённой баронессе Тизенгаузен (от каждого брака по 3 сына и по 2 дочери) Генриетта, за Багговутом Екатерина, за майором Германом Бенкендорф Германн, эстляндский ландрат, рождение 4 марта 1744 † 22 января 1815; женат на Софие-Доротее ф. Курсель, рождение 1 февраля 1753 † 24 декабря 1829 Пётр, эстляндский ландрат, рождение 17 января 1745 † 28 января 1812; женат на Елене-Гертруде ф. Курсель, рождение 10 ноября 1751 † 18 марта 1819 Иоанн, эстляндский ландрат, рождение 16 июня 1749 † в октябре 1802; женат на Анне-Елисавете Сталь ф. Голштейн † 1824 Лудвиг-Карл, майор, рождение 20 мая 1757 † 11 февраля 1828; женат 1) на Генриетте ф. Дюкер † 1794; 2) на Елеоноре ф. Врангель (все дети от 1-го брака) Екатерина-Гертруда, за бароном Арндтом-Дитрихом Паленом Христина-Елисавета, за Германом Бенкендорф КОЛЕНО IV: Иоанн, рождение 11 февраля 1776 † 21 февраля 1807; женат на Графине Вильгельмине-Юлие Стенбок Лудвиг-Рейнгольд, майор, рождение 10 февраля 1777 † 23 июня 1808; женат на графине Елисавете Стенбок Христофор, генерал-майор, рождение 16 августа 1779; женат 1) на Наталие де-Гастоди † 1799; 2) на Шарлотте Багговут (от 1-го брака сын; от 2-го брака дочь) София, за Корсаковым Елисавета, за графом Магнусом Стенбок Пётр-Магнус-Карл, полковник Вильгельм-Германн, майор, рождение 1791 † 1832 Адам-Лудвиг-Магнус, статский советник, рождение 1-го марта 1798; женат на Юлие Вальтер Христина-Августина Амалия, за генерал-майором Александром ф. дер-Ховен Пётр-Георг, рождение 1769 † 1772 Германн, 25 ноября 1770 † 10 января 1790 Пётр-Георг, генерал-майор, рождение 31 марта 1773 † 1850; женат на Люцие Дьякевич Мориц-Лудвиг, генерал майор, рождение 1 августа 1774 † 25 июля 1803 Карл-Адам, рождение 1776 † 1780 Христофор-Генрих, женат на Каролине Цвейг Бернгард, рождение 22 декабря 1781 † 5 января 1801

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

К нему же: «На письмо ваше от 14 мая, нами полученное 17 ответствуем: стоящих по мнению вашему сотника и 100 человек казаков под Коломаком вывесть и поставить под Высокополье, которое у самих переходов неприятельских стоить. Токмо приказать, дабы непрестанные разъезды чинили, и что о неприятельском переходе уведают, давали бы вам и стоящим полкам в кампаментах под Коломаком, и в Валки, потому же через нарочнаго и нам. Мая 17 1728 г. при Полтаве». Эти предписания, показывая, какие тревоги вообще происходили между слобожанами при известии о диких крымцах, вместе показывают и военное значение Высокополья. Здесь более, чем гделибо, должны были наблюдать осторожность. В окрестностях Высокополья поныне остается множество курганов и насыпей, особенно по берегу р. Коломака. Г. Пассек, внимательно осматривавший эти насыпи и даже раскапывавший иные из них, насчитал около Высокополья до 146 курганов и несколько городищ. Распоряжения Вейсбаха и полковника Лесевицкого дают видеть, что по р. Коломаку обыкновенно стояли сторожевые посты Ахтырского полка, особенно при слухах о движениях крымцев. То же видно и по донесению 1694 г. Эти посты окапывались, дабы, как пишет Вейсбах, «что возможность допустит, чинить отпор» неприятелю. По насыпям стояли дозоры и маяки. Вот происхождение большей части насыпей высокопольских и коломацких, которых весьма много! Г. Пассек склоняется к тому, чтобы все насыпи, расположенные по р. Коломаку и около Высокополья, признать за остатки глубокой древности. Мы не говорим, что все насыпи и курганы около Высокополья и Коломака принадлежат слободским казакам. Очень хорошо известно, что курганы Слободской Украйны встречаются в межевых и других актах времени самого первого поселения казаков слободами. Но мы указываем только на значение Высокополья и Коломака, опущенное из внимания г. Пассеком, может быть, и потому, что ему не известна была по актам Коломацкая сторожевая линия. Число прихожан: в 1730 г. – 158 муж., 140 жен., в 1750 г. – 174 муж., 146 жен., в 1770 г. – 480 муж., 425 жен., в 1790 г. – 963 муж.,926 жен., в 1800 г. – 1193 муж., 1176 жен., в 1810 г. – 1345 муж., 1333 жен., в 1830 г. – 1268 муж., 1215 жен., в 1850 г. – 1360 муж.,1418 жен. пола. Приход по штату 4-го класса. Малая часть прихожан – помещичьи крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вопрос, считать ли М. религ. группой или же этноконфессиональным сообществом, остается открытым. М., эмигрировавшие в XVI в. в Польшу, а из нее в Россию, в этническом отношении представляли собой фламандцев, голландцев, фризов и нижних саксонцев. Они всегда жили обособленно, что способствовало сохранению ими своих обычаев и языка XVI-XVII вв. До переселения в Россию М. были более 200 лет польск. подданными. Еще в 1750 г. в Польше во всех меннонитских общинах богослужения совершались на голл. языке, в Данциге, к-рый был присоединен к Пруссии в 1793 г., проповеди читали на голл. языке еще в 1790 г., т. е. после переселения первых М. в Россию. М., переселившиеся в Россию, окончательно утратили знание голл. языка, только в некоторых меннонитских семьях сохранились старые голл. книги: Библии, катехизисы, песенники и др. Даже на территории Сев. Германии, где с XVI в. существовали меннонитские общины, основанные выходцами из Нидерландов, немецкий в качестве языка богослужения и проповедей стал использоваться не ранее XVIII в.: в Гамбурге и Альтоне - с 1786 г., во Фридрихштадте - после 1826 г., в Крефельде - с 1839 г., в Эмдене - с 1889 г., в вестфальской колонии Гронау - с 1922 г. Разговорным языком М. в России оставался особый диалект т. н. платдойч (Plattdeutsche), богослужебным и литературным являлся исключительно лит. нем. язык. Это обстоятельство вводит многих в заблуждение и дает повод ошибочно считать М. немцами. На голл. происхождение М. в Зап. Пруссии, потомки к-рых впосл. переселились частью в Россию, указывается и во мн. научных трудах по истории М. В России изначально М. отличали от нем. колонистов. В кн. «Наши колонии» А. А. Клауса, чиновника Мин-ва гос. имуществ, приведено письмо 1806 г. А. Э. дю Плесси, герцога Ришелье, херсонского военного губернатора, министру внутренних дел, в к-ром М. противопоставляются немцам. К этому письму автор книги делает следующее примечание: «Термин «немецкий» не относится до меннонитов, которые составляют совершенно отдельную категорию поселенцев.

http://pravenc.ru/text/2562994.html

«Успех Ежемесячных сочипений, прибавляет к этому Милютин, побудил и многих других писателей приняться также за издание журналов, число которых с 1759 г. стало увеличиваться заметно и постоянно. Таким образом Ежемесячные сочинения не только приохотили к чтению русскую публику, не только распространили в ней множество полезных сведений.... но и положили прочное начало русской журналистике» 428 . Московские ведомости. После того, как издание первых русских Ведомостей в 1728 г. было перенесено в Петербург, Москва оставалась без своей газеты до 1750 г. Вскоре после открытия университета, положено было издавать при нем Московские Ведомости. Первыми редакторами были профессора университета, Поповский и Барсов. Сначала Московские Ведомости имели чисто официальный характер. В состав их входили высочайшие приказы, придворные известия и разные объявления; литературных статей в первые годы почти не было. Ведомости получили более обширный объем и более разнообразный и интересный характер по содержанию с того времени, как, по предложению куратора университета, Хераскова, в 1779 г. их взял в аренду па 10 лет, вместе с университетской типографией, знаменитый Н. И. Новиков. Новиков стал прилагать к Ведомостям разные прибавления, каковы были: «Экономический магазин» (1780–1789), «Городская и деревенская библиотека» (1782–1786), «Прибавления к Московским Ведомостям», содержащие в себе статьи исторические, физические и нравоучительные (1783–1784), «Детское чтение» (1785–1789), «Магазин натуральной истории» (1788–1790). Праздное время, в пользу употребленное ( 1759–1760). Оно издавалось при шляхетском кадетском корпусе еженедельно по листу из 16 страниц. Журнал этот имел характер чисто литературный и составлялся по образцу литературного отдела Ежемесячных сочинений Миллера. В нем помещались также стихотворения и разные статьи или рассуждения в форме посланий, разговоров, снов и проч. Напр. Разговоры богов: 1) каким образом побеждать сердца; 2) о премудрости; 3) сравнение любви со скупостью; 4) о красноречии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В Духовных академиях философия была на протяжении всего XVIII века одним из основных предметов, считавшимся необходимым как для подготовки к восприятию богословского знания, так и для его научного обоснования. В 1750-е годы в Академиях происходит постепенный переход от латинской к протестантской схоластике, основанной на систематизации идей Лейбница, предложенной Хр. Вольфом. Именно выпускники Академии наряду с приглашенными из-за границы профессорами, начали преподавание философии в российских университетах. Наряду с вольфианством они опирались также на идеи представителей французского Просвещения и английского эмпиризма. Наибольшей самостоятельностью отличается в этот период мысль М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды. М.В. Ломоносов (1711–1765) был одним из наиболее выдающихся русских ученых-энциклопедистов. Его творческая деятельность поистине многостороння: ему принадлежат значительные достижения в области физики, химии, русской истории, языкознания, ценное поэтическое наследие, осуществление одной из важнейших реформ русского литературного языка, организация (вместе с гр. И. Шуваловым) Московского университета – в соединении с искренней религиозной верой ставила перед ним ряд важных методологических и религиозно-философских вопросов. Изучал философию в Славяно-греко-латинской и Киево-могилянской академиях, а затем у Вольфа в Марбургском университете. Большое влияние оказали на него идеи Лейбница и Декарта. Последовательно отстаивая концепцию двойственной истины, – понимаемую как взаимную независимость и в тоже время взаимную дополняемость религии и науки, точнее, частных наук и богословия, – как обоснования свободы научного исследования, он вместе с тем указывал и на собственное религиозное значение «испытания натуры». А.Н. Радищев (1749–1802) может рассматриваться как наиболее значительный представитель русского Просвещения. Он испытал влияние идей Просвещения, а также Лейбница. Наиболее известными сочинениями Радищева являются «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) и ода «Вольность». Именно они оказали определяющее влияние на становление русской оппозиционной и радикально-революционной мысли. Публикация «Путешествия…» стала причиной преследования Радищева, закончившегося его ссылкой в Илимский острог. Однако наибольшее философское значение имеет написанный им в ссылке трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Искусно выстраивая здесь своеобразный диалог основных философских направлений своей эпохи (материализма, деизма, спиритуализма), Радищев в первых частях раскрывает различные аспекты телесной организации человека и приводит аргументы в пользу его смертности. Однако в дальнейшем, указывая на несводимость познания к чувственному опыту, приходит к выводу о простоте, неделимости и, следовательно, бессмертии человеческой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАПАРЕД [франц. Claparède] Давид (6.02.1727, Женева - 12.06. 1801, там же), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства , кальвинист. пастор. К. происходил из влиятельной женевской семьи; его отец был кальвинист. пастором в Женеве, мать - сестрой городского синдика. К. получил светское и религ. образование в Женевском ун-те (1746-1750), а также слушал курс богословия в Лейденском ун-те (1752). После нескольких безуспешных попыток занять светскую профессорскую кафедру в Женевском ун-те К. решил стать пастором. В 1758 г. он был избран пастором коммуны Жюси близ Женевы; с 1761 по 1790 г. был пастором в Женеве. В 1763 г. он стал профессором теологии в Женевском ун-те, где преподавал библейскую экзегезу и нравственное богословие до 1798 г. С 1770 по 1774 г. К. был ректором Женевского ун-та; с 1795 по 1801 г.- деканом женевского Собрания пасторов (Compagnie des pasteurs). По воспоминаниям современников, К. был талантливым лектором и проповедником; некоторые его проповеди были собраны и изданы посмертно его родственником Ж. Л. Р. Клапаредом (Sermons. 1805). Кроме соч. «Рассуждения о евангельских чудесах» К. опубликовал ряд философско-богословских трактатов на лат. языке, отражающих тематику лекций, к-рые он читал в ун-те (список см.: La France protestante. 1852. P. 469-470). Оставшийся после К. архив, содержащий среди прочего рукописи его произведений и учебных курсов, а также некоторые письма К., в наст. время хранится в Женевской б-ке (Manuscrits David Claparède//Biblioth. de Genève. Dép. des manuscrits et des archives privées. Ms. fr. 3301-3400). «Рассуждения о евангельских чудесах» Известность среди реформатских богословов и полемистов своего времени К. приобрел благодаря соч. «Рассуждения о евангельских чудесах» (Considérations sur les miracles de l " Evangile. 1765), в котором он вступил в полемику с франц. писателем и философом Ж. Ж. Руссо (1712-1778).

http://pravenc.ru/text/1841241.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010