В греч. певч. рукописях Д. встречаются по крайней мере с XIII в. (Ath. Pantel. 49. Fol. 187-213, XIII в.; Lesb. Leim. 289. Fol. 11-23, 1500-1550 гг., и др.). В серии MMB опубликованы нотолинейные расшифровки Д., записанных в средневизант. нотации, представляющие напевы в невматическом стиле (ркп.: Cardiff. Tillyard. Cod. Peribleptos, 1280 г., Athen. Bibl. Nat. 974, 1300 г., и 884, 1341 г.; см.: The Hymns of the Oktoechus/Transl. H. J. W. Tillyard. Copenhague, 1949. Pt. 2. (MMB. Transcr.; 5)). Среди Д. присутствуют как известные по ныне принятому уставу тексты Д., так и не вошедшие в совр. Октоих. Существуют «авторские» редакции распевов Д.: Мануила Хрисафа (Ath. Pantel. 919. Fol. 1-32r, 1687 г.), Германа , митр. Нов. Патр (Ath. Xeropot. 360, 2-я пол. XVIII в.), Кириакоса Кулидаса Нафплиотиса (Ath. Pantel. 942, нач. XVIII в.), протопсалта Даниила (Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), Кирилла Ивирита (Lesb. Leim. 351. Fol. 345v - 351v, 1700-1750 гг.), Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 255, 1790-1800 гг.), протопсалта Иакова (Lesb. Leim. 234. Fol. 121-131, 1803 г.) (см. также: Χατζηγιακουμς. Μουσικ χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 425). В современной греч. традиции обычно поется кратким стихирарическим распевом, хотя в Анастасиматарии зафиксирован и краткий ирмологический распев (в нотации нового метода см.: Αναστασιματριον το Ιωννου Προτοψλτου. Αθναι, 2002). Лит.: Στθης. Χειργραφα; Χατζηγιακουμς. Μουσικ χειργραφα Τουρκοκρατας; Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. И. В. Старикова Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/178709.html

Учился в школе навигацких наук, затем совершенствовался в Англии. Служил на флоте с 1742 г. В 1752 г. Чичагов произведен в штабс-офицеры. В 1765-1766 гг. он возглавил экспедицию по отысканию Северного морского пути через Арктический бассейн к берегам Камчатки, организованную по инициативе М.В.Ломоносова. Две предпринятые попытки Чичагова из-за тяжелых льдов не увенчались успехом, но экспедиция собрала большой материал о природе Гренландского моря, составила подробные карты. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Чичагов командовал отрядом Донской флотилии, оборонявшей Керченский пролив. В 1773 г. за проведение 18 кампаний Чичагов награжден орденом Святого Георгия IV класса. За совершенные 20 морских кампаний в 1775 г. был произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегий. В 1782 г. Василий Яковлевич стал адмиралом. Командовал Балтийским флотом во время русско-шведской войны 1788-1790 гг., награжден орденами Андрея Первозванного и Святого Георгия I класса. С 1797 г. Чичагов находился в отставке. Его сын, П.В.Чичагов, пошел по стопам отца и также стал адмиралом. В.Я.Чичагов умер в 1809 г. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Надпись на его надгробном памятнике сочинила Императрица Екатерина II: «С тройною силою шли шведы на него. Узнав, он рек: Бог защитник мой. Не проглотят они нас. Отразив, пленил и победы получил». Именем Василия Чичагова названы острова на архипелаге Новая Земля, остров Чичагова в Александровском архипелаге у берегов Северной Америки, залив и мыс острова Науку-Хива в Южной Полинезии, мыс на острове Кюсю и гора на острове Шпицберген. Также сегодня мы вспоминаем живописца-портретиста, академика Д.Г.Левицкого (ок. 1735-1822). Дмитрий Григорьевич Левицкий родился около 1735 года в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравер. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А.П.Антропова. Есть сведения, что Дмитрий участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве в середине 1750-х гг.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

а) В церковном архиве хранятся: манифест о смерти Петра I и восшествии на Всероссийский престол супруги его Екатерины Алексеевны, напечатанный 1725 г. генваря 28 дня; манифест о смерти императрицы Екатерины Алексеевны, присланный 1727 г. мая 12 дня; манифест о присяге Петру II, печатанный 1727 г. мая 7 дня. б) В самой описи 1804 г. написано: «Антиминсов три, тонкаго холста, первый данный в оную церковь от Преосвященнаго архиепископа Досифея в 1732 году, во всем крепкий, вторый и третий – от Преосвященнаго епископа Епифания в 1694 году». Следовательно, ясно, что придельные престолы освящены никак не позже 1694 г. в) На то же указывает находящаяся в церковной библиотеке постная Триодь м. п. 1693 г., на которой надпись говорит: «В Димитриевскую церковь села Ряснаго, в отчину стольника и полковника сумскаго полка Андрея Герасимовича Кондратьева», т. е. того самого, который в 1708 г. был умерщвлен раскольничьеюшайкою бунтовщика Булавина па Дону. Кроме помянутой Триоди в нынешнем храме сохраняются древние книги: Евангелие в лист м. п. 1697 г. , другое м. п. 1748 г., цветная Триодь м. п. 1692 г., Служебник ч. п. 1747 г. В 1814–1815 гг. в Рясном построен каменный храм с тремя прежними престолами усердием владельцев Димитрия Андреевича и сына его Константина Димитриевича Хрущовых. Новый великолепный храм освящен был ахтырским протопопом Феодором Щербинским в октябре 1816 г. В настоящее время богослужение совершается на одном только среднем престоле, посвященном чествованию святого великомученика Димитрия (Мироточивого); престолы же, находящиеся в южной и северной стороне храма, по усердию благодетельного помещика Константина Хрущова, обновляются и приводятся в благолепное состояние. Храм отличается богатою утварью. Исповедные росписи и метрики Димитриев-ской церкви с. Рясного начинаются с 1739 г. По переписи 1732 г. в Рясном 412 душ муж. пола. По ведомостям число прихожан, жителей Рясного, Александровки и Таратуты, в 1730 г. – 578 муж., 558 жен., в 1750 г. – 619 муж., 603 жен., в 1770 г. – 660 муж., 674 жен., в 1790 г. – 700 муж., 708 жен., в 1810 г. – 744 муж., 772 жен., в 1820 г. – 673 муж., 732 жен., в 1830 г. – 673 муж., 655 жен., в 1840 г. – 688 муж., 773 жен., в 1850 г. – 903 муж., 1007 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При ручье Крутове, на северо-востоке от Валок, в 15 верстах. Слобода Огульцы в древних актах называется Угольцами, и это название прилично местности ее, так как она расположена в углу, образуемом здесь возвышенностью Курской; уже в делах 1708 и 1717 гг. видим сотню Угольчанскую10. Потому население Угольцев надобно признать близким ко времени населения Валок. Древняя угольчанская церковь Покрова Богоматери, по преданию, сожжена была татарами, и это было, без сомнения, в 1711 г., когда пострадали Водолага, Мерефа и другие поселения Харьковского полка. Ныне существующий деревянный храм построен в 1773 г. Помещица Надежда Соколовская в 1821 г. пожертвовала на ризы с прибором 145 р. сер., в 1825 г. на возобновление храма – 140 р. серебром, 1828 г. на сооружение новой деревянной колокольни – 1145 р. серебром, а в 1830 г. на дароносный и напрестольный кресты – 100 р. серебром. Протоиереем сей церкви Григорием Михайловским (умер в 1828 г.) в 1827 г. пожертвовано на покупку гробницы и напрестольного креста 286 р. серебром. В консисторском архиве сохранилась «запись младенческая с. Угольцев», за 1704 г. подписанная священником Андреем; далее следуют метрики с 1722 г. Ныне в приходе, причисленном по последнему штату к 3-му классу, состоит казенных крестьян – 1560 душ. муж., 1600 жен., а в прежние времена было: в 1730 г. – 533 муж., 492 жен. , в 1750 г. – 578 муж., 560 жен., в 1770 г. – 623 муж., 590 жен., в 1790 г. – 1160 муж., 1100 жен., в 1810 г. – 1343 муж., 1472 жен., в 1830 г. – 1591 муж., 1712 жен. пола. Ни одна слобода губернии не занимает такой счастливой местности, как Угольцы. Кроме того, что почва самая благодарная за труды хлебопашца, дворы крестьян все в садах. Большая часть их составляет отдельные хуторки с садом, пасекой и лесом. На самих полях стоят грушевые деревья. Крестьяне таким образом имеют в садах своих достаточный источник продовольствия. Слобода Угольцы в настоящее время остается почти единственною, которая еще удерживает в себе характер древней слободской жизни черкасов. В 1781 г. путешественник Зуев писал о черкасских поселениях: «Селений, поскольку многие домы стоят отдельно на своей земле, не составляя ни деревни, ни приселка, изчислить не можно, как разве по числу домов». Самая значительная часть огульчанских прихожан поныне живут точно так, каждый на своей земле. В весеннее и летнее время эти хутора тонут в садах, и под тенью деревьев – картина очаровательная! Жителям есть за что благодарить Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1896-1897 гг. по инициативе священника Базилевича по проекту черниговского губернского архитектора Николая Дмитриевича Маркелова вместо деревянного восьмерика был сведен каменный световой восьмерик, увенчанный сферической баней с глухим фонариком и маковкой. Деревянная колокольня построена, ориентировочно в первой трети XIX ст. Кирпичное ограждение вокруг церковного двора сведено в начале XX ст. Церковь понесла потери некоторых и перестроек в течение XX ст.: потерян иконостас, с западной стороны пристроен деревянный входной тамбур. Михайловская церковь и колокольня является уникальным комплексом церковной архитектуры XIX ст., которая совмещает народные архитектурные традиции с опытом профессионального зодчества. Деревянный храм Ображеевки в честь архангела Михаила построенный в 1670 г. сгорел от молнии в 1765 г. и на его место перевезен был из Самотучи небольшой храм. Нынешний каменный храм с деревянным куполом освящен в 1835 г. Из древних книг уцелело только евангелие м.п. 1677 г. По переписи 767 г. у священника давние земли, данные кафедрою: 7 нив под Шостку на 13 ½ четвертей, 6 нив под Полевичами на 8 четвертей; 8 нив в урочище Лозе на 8 четвертей; сенокос в 4 местах на 68 возов; 6 лесных рощ, всего в окружности на 2 версты и 450 саж. По гражданской ведомости в 1736 г. в Ображеевке козаков 84, посполитых 6; поселенцы кафедры не показаны. Число прихожан Ображеевской Михайловской церкви: в 1730 г. 568 м. 561 ж.; в 1750 г. 596 м. 595 ж.; в 1770 г. 640 м. 650 ж.; в 1790 г. 696 м. 720 ж.; 1810 г. 736 м. 785 ж.; в 1830 г. 931 м. 964 ж.; в 1850 г. 874 м. 1004 ж.; в 1860 г. 947 м. 1039 ж. Новогород-Северский уезд. Ивот и Ображеевка. Была построена в 1670 г. казаками и монастырскими крестьянами Преображенской слободки, с тех пор стала называться селом Ображеевкой Воронежской сотни Нежинского полка. Деревянная церковь стояла на невысоком холме Головачевки, с западной (Новгород-Северской) стороны села, откуда началась с первых лет ст. его хуторская застройка. Ображеевская церковь архистратига Михаила – верховного командующего Божьим войском ангелов – сгорела от удара молнии в 1765 г. На ее месте установили старую деревянную церковь, перевезенную из казацкого села Самотуги Сосницкой сотни Черниговского полка.

http://sobory.ru/article/?object=53083

Восточный административный округ (ВАО), Преображенское Архитектор: М.Ф. Казаков (?) Год постройки: Между 1809 и 1811 Архитектурный стиль: Псевдоготика Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Нижегородский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1790 и 1792 Домовая церковь Павла при Павловской (4-й городской) больнице Южный административный округ (ЮАО), Даниловский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1802 и 1807 Церковь Космы и Дамиана (Исцеления Спасителем расслабленного) на Маросейке Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1791 и 1793 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1788 и 1793 Архитектурный стиль: Классицизм Домовая церковь Александра Невского при бывшей Императорской академии коммерческих наук Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1849 и 1851 Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе Центральный административный округ (ЦАО), Замоскворечье Архитектор: М.Ф. Казаков (арх. его школы) Год постройки: Между 1805 и 1847 Архитектурный стиль: Классицизм Домовая церковь Димитрия царевича при Голицынской (1-й Градской) больнице Центральный административный округ (ЦАО), Якиманка Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1785 и 1801 Церковь Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1777 и 1788. Трапезная и колокольня - 1750-1752 Архитектурный стиль: Классицизм Кремль. Домовая церковь Казанской иконы Божией Матери при Резиденции Президента России Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: С.В. Самусенко (интерьер церкви), М.Ф. Казаков (архитектор здания Сената) Год постройки: Между 1995 и 1996. Оборудована в здании Сената постройки 1776-1787 гг

http://sobory.ru/architect/mfkazakov

В 1708 г. епископская типография была выкуплена львовским Свято-Успенским ставропигиальным братством, одновременно был заключен договор с еп. Иосифом (Шумлянским) о закрытии типографии собора св. Юра. После этого в братской типографии началась работа по подготовке 2-го издания Ирмологиона. Содержание книги по сравнению с 1-м изданием было исправлено, дополнено и приближено к рукописным источникам и практике того времени. Братство заключило договор со львовским типографом В. Ставницким, который обязывался внести в текст исправления и напечатать 800 экз. книги ( Там же. С. 32). После выхода части тиража в текст еще раз могли быть внесены изменения, т. к. существуют разночтения в экземплярах этого выпуска. Поскольку Львовское братство получило от Петра I привилегии продавать издания повсеместно (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 12. С. 614; Петрушевич. 1874. С. 36; Музичка. 2002. С. 242), впосл. оно широко распространяло оба издания Ирмологиона в Белоруссии, России, Молдавии. С них делали рукописные копии либо брали их содержание за основу, внося дополнения и изменения в рукописный текст согласно сложившимся местным традициям. Во 2-й пол. XVIII в. неск. наборных изданий Ирмологиона было подготовлено в греко-католич. типографиях Львова и Почаева. В 1757 г. вышло 3-е издание (братское, с предисловием еп. Льва (Шептицкого)), т. е. последнее львовское, в котором текст по сравнению с изданием 1709 г. сокращен. В сер. XVIII в. нотоиздательская инициатива временно перешла к Почаевской Успенской лавре, где в 1750 и 1793 гг. был переиздан супрасльский выпуск «Последования постригу…» с нотным образцом тропаря ( Ясиновський. 1994. С. 25). В Почаеве вышли не только Ирмологионы (1766, 1772, 1794) и Осмогласники (1793, 2 набора), но и сборники духовных песен: «Песни о Пресвятей Богородице, в иконе Почаевской, чудотворной» (1773; Львов, 2000р) и «Богогласник» (1790-1791, 1805, 1825). Типография Киево-Печерской Успенской лавры приступила к изданию Ирмологионов в 20-х гг. XVIII в., вероятно, в связи с тем, что при пожаре 1718 г.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Теперь, пользуясь соответственными документами, получаем для истории Смарагдовой фамилии Крыжановских следующее. Некто Франциск (Францишек) Антоний Млодецкий, мечник Новогродский, «в цели распространения славы Божией» задумал устроить церковь во имя Архангела Михаила в селе Великой Березянке, принадлежавшей к его владениям и входившей в состав «Кошеватого ключа» 54 . Заручившись на это соизволением униатского митрополита Афанасия Шептицкого (1729 –1746 гг.), Млодецкий обеспечивает наделом земли Березянских священников, освобождая их от всяких налогов и повинностей, при чём в эрекции 55 от 20 июня 1746 года указывает в настоятели предположенной церкви «досточтимого Михаила Крыжановского, как хорошо рекомендованного ему Духовной Консисторией со стороны поведения и нравственных качеств» 56 . По удостоверению 1 июня 1790 г., он был тогда в светском звании, но от начальства Киевской митрополии рекомендован 57 . 2 апреля 1750 г. в Рокитной была дана униатским Киевским митрополитом Флорианом Гребницким (1748–1762 гг.) интродукция (или ввод) «ксёндзу» Михаилу Крыжановскому на парафию селения Великой Березянки 58 . Отец его называется 59 Василием, а жена Татьяна 60 Васильевна была дочерью Василия Бу(й)т(д)ко – Бут(д)кевич-Будковского, после – священника села Косяковки (Таращанского у.), рукоположенного в сей сан Гервасием (Линцевским), епископом Переяславским (27 июля 1757 г. – † 22 декабря 1769 г.), в 1768 г. 61 . Об этом Василий Будко утверждают, что он некогда спас Млодецкого, помещика Кошеватского, от гайдамаков и получил в дар около 100 десятин в Великой Березянке (ср. стр. 195 62 ). Земля эта осталась зятю Михаилу Крыжановскому и потом перешла к его наследникам, а Пётр Михайлович Крыжановский увеличил полученные владения собственными приобретениями. По всей совокупности условий бесспорно, что I) о. Михаил Крыжановский сначала был священником униатским 63 , а потом принял православие. В доношении преосвящ. Гервасию (Линцевскому) от 18 марта 1769 года священник Кошеватской Рождество-Богородичной церкви о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. Собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 1702–1716 гг. Фотография. 2016 г. В 1716 г. к Н. Б. м. был приписан «Ветхий» Богородице-Рождественский мон-рь на р. Остёр близ Нежина со всеми угодьями. Универсалами гетмана П. Скоропадского от 14 сент. 1716 г. и 17 марта 1718 г. обитель «для прокормления мешкающих в ней братий» наделялась землями близ Нежина. Согласно архиву Черниговской духовной консистории 1782 г., Н. Б. м. благодаря вкладам жертвователей владел землями в местечках Салтыкова Девица и Мрин, селах Черняховка, Стольное, Волосковцы, Талалаевка, Мыльники, Степановка, Загоровка, Блистав (Блистово), Авдеевка. По ревизии того же года к обители были приписаны 800 крестьян (Там же. 173). 31 марта 1732 г. архиеп. Киевский, Галицкий и всея Малыя России Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что среди мон-рей Киевской епархии, за исключением Н. Б. м., ни в одном нет архимандритии. С 1743 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Владимир (Каменский), брат (дядя?) архиеп. Московского и Калужского Амвросия (Зертис-Каменского) , с 1746 г.- архим. Платон (Левицкий), выпускник московской Славяно-латинской академии, замечательный проповедник. В 1749-1756 гг. настоятелем Н. Б. м. был архим. Митрофан (Горленко), родственник свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского и Обоянского. При о. Митрофане в 1750 г. сгорели трапезная церковь и некоторые кельи, но в том же году был построен каменный корпус на 6 келий с погребами и кладовой. В 1754 г. архим. Митрофан просил Киевского и Галицкого митр. Тимофея (Щербацкого) выделить на восстановление зданий 3 тыс. р., а также вернуть в обитель б-ку митр. Стефана. В 1755 г. деньги были направлены, но книжное собрание не возвращено. В сент. 1757 г., при архим. Пахомии (Витвицком), во время городского пожара сгорела келья архимандрита, пострадали др. жилые постройки, колокольня. С 1776 г. настоятелем Н. Б. м. был архим. Дорофей (Возмуйлов; 1790), постриженик афонского Иверского мон-ря, в 1787 г. хиротонисанный во епископа Феодосийского и Мариупольского.

http://pravenc.ru/text/2564834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИШАНОВ Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. Вишанов Богоматерь с Младенцем. Икона из ц. арх. Михаила в Осеново. 90-е гг. XVIII в. Мастер Т. Вишанов Тома (Молера) (ок. 1750, Банско - ?), болг. худож., основоположник банской художественной школы. Вероятно, навыки иконописца получил, обучаясь в Сербии у худож. Теодора Крачуна. Большое влияние на В. оказало знакомство с западноевроп. живописью, определившее его выбор техники исполнения (отказ от темперы в пользу масла) и жанр - иконографию, ориентированную на барочные образы. По возвращении на родину принял прозвание Молера, ставшее впосл. родовой фамилией. В Болгарии сохранились неск. ансамблей храмовой росписи работы В., исполненные в новой для ее искусства технике масляной живописи. В 1798 г. В. расписал апсиду ц. св. Луки в одноименной келье Рильского мон-ря, вероятно, в то же самое время расписал нижнюю часть апсиды ц. св. Афанасия Александрийского в с. Бобошеве . Единственным ансамблем, полностью созданным В., вероятно с помощью сына Димитра Молерова (1780-1868), является роспись ц. Покрова Богородицы в келье св. Луки Рильского мон-ря (1811). В ее наосе представлены цикл Акафиста Богородицы, портрет ктитора мон. Феодосия; в притворе - полный цикл «Мытарства души»; здесь впервые в искусстве Болгарии появились назидательные сюжеты, такие как, напр., «Исповедь праведника и грешника». Сохранилось большое число икон работы В. Самые ранние, приписываемые ему, исполнены ок. 1784 г. для иконостаса ц. св. Архангелов в с. Будакалас, близ Будапешта; 1790 г. датирована икона «Богородица с ангелами и святыми» (частное собр., Банско). Вероятно, в 90-е гг. В. исполнял иконы для иконостаса кладбищенской церкви г. Банско. Иконы его письма находятся и в банской ц. Св. Троицы, а также в храмах сел Бобошево, Гостун, Добриниште, Осеново, Алеко-Константиново, Црынча и городов Благоевград, Разлог, Кюстендил, Пазарджик. В 1803 г. он расписал царские резные врата (Крипта, София), возможно происходящие из мон-ря Богородицы Икосифиниссы на юге Вост. Македонии (Греция).

http://pravenc.ru/text/158912.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010