Основателем монастыря на месте подвигов преподобного Нила был иеромонах Герман из братии ближайшего к острову Столобному Николаевского Рожковского монастыря. Он построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. К нему стали присоединяться многие, желавшие подвизаться под его руководством, и начали строить себе деревянные кельи. Поэтому иеромонах Герман в 1594 году испросил у патриарха Иова разрешение устроить на острове иноческую обитель с общежительным уставом. Так была открыта Нилова пустынь. Довольно быстро монастырь начал возвышаться и процветать, особенно благодаря покровительству и вкладам русских царей – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их ближайших бояр – Б.М. Лыкова, Милославских, Ромодановских. Впоследствии крупные пожертвования в Нилову пустынь делали граф И.П. Мусин-Пушкин, княгиня П.П. Шаховская, князь Ф.Ф. Волконский, князь Г.А. Потемкин-Таврический, барон А.Г. Строганов, известный промышленник, осташковский уроженец С.Я. Яковлев и многие другие. После пожара 1665 года, уничтожившего деревянные постройки, началось каменное строительство, продолжавшееся с перерывами до конца XIX в. В 1867 году автор «Исторического описания Ниловой Столобенской пустыни» В.П. Успенский отмечал, что монастырь по зданиям своим в настоящее время может быть причислен к лучшим обителям России. Создание архитектурного ансамбля Ниловой пустыни связано с именами известных европейских и российских зодчих – К. Росси, А. Мельникова, И. Шарлеманя, А. Боттани, тверских и осташковских архитекторов – И. Львова, Е. Свинкина, Ф. и И. Ананьиных. Центром монастырского ансамбля является величественный Богоявленский собор, построенный в 1821-33 г.г. в стиле классицизма по проекту И.И. Шарлеманя на месте храма одноименного названия XVII в. с четырехярусной колокольней. Ныне в комплекс Ниловой пустыни входят также трапезная (1669-1804), больничная церковь Всех Святых с кельями (1600-1723), ограда с башнями (1766), надвратная церковь Петра и Павла (1760-1764), настоятельский (1723-1794), архиерейский (1680-1838) и братский (1675-1838) корпуса, надвратная церковь Нила Столобенского (1751-1755), монастырская гостиница (1734-1799), странноприимный дом (1737-1809), конный двор (1762-1764), церковь Воздвижения (1784-1788), Архиерейская пристань (1814), гранитная набережная (1833-1851), входная Светлицкая башня (1879).

http://sobory.ru/article/?object=00012

В настоящее время монастырь включает более 20 построек. Строительство самой ранней из них – Больничной церкви (Всех Святых) с кельями - было завершено в 1701 г. Через 54 года (в 1755 г.) завершили строительство надвратной церкви Нила Столобенского, затем через 9 лет (в 1764 г.) надвратной церкви Петра и Павла, и конного двора, а еще через 2 года (в 1766 г.) - монастырской ограды с башнями. В 1769 г. были сданы судоремонтные мастерские, баня, сторожка и ограда фруктового сада. Около двух столетий строилась, расширялась и перестраивалась трапезная палата. Окончательный облик она приняла в 1781 г. (через 15 лет после завершения работ над оградой), затем еще через 7 лет (в 1788 г.) была открыта Крестовоздвиженская церковь, через 6 лет (в 1794 г.) завершились работы на настоятельском корпусе, а в 1799 г. (через 5 лет) – на монастырской гостинице. В XVIII в. было возведено 12 построек. В начале XIX в. завершилось строительство странноприимного дома (1809 г.), через 5 лет – архиерейской пристани (1814 г.), через 4 года – последнего из монастырских амбаров (1818 г.). За 12 лет был построен главный собор монастыря - собор Богоявления (1833 г.), а вскоре (через 5 лет), завершились работы по расширению братского корпуса (велись 150 лет). За это время были завершены работы по развитию архиерейских келий (1838). Последними крупными сооружениями явились гранитная набережная (окончание в 1851 г.) и Светлицкая сторожевая башня, строительство которой завершилось в 1863 г. За XIX в. было возведено 8 построек. В дальнейшем серьезных построек больше не осуществлялось, что совпало с отменой крепостного права. В целом застройка монастыря получилась больше похожа на светско-дворцовую петербургскую, чем на монастырско-крепостную соловецкую. Несмотря на различие функциональных, стилистических, хронологических особенностей, все здания Ниловой пустыни представляли единый и гармоничный архитектурный комплекс, являющийся ныне уникальным архитектурным и ландшафтным памятником мирового уровня. В общей сложности, в Ниловой пустыни стоят пять каменных церквей и 25 каменных зданий. По сути, это целый город на острове.

http://sobory.ru/article/?object=00012

414 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Изыскание о проповеднике XIII столетия Владимирском архиепископе Серапионе/Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1843. Ч. 1. С. 92–111; 193–205. 415 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1860. 416 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. М., 1847–1848. 5 т. То же. 2-е изд. М., 1850–1851. 3 т. 417 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. 2-е изд. Харьков, 1859–1861. 2 кн. 418 . Филарет (Гумилевский) , митр. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861–1864. 8 т. То же. 2-е изд., доп. Чернигов, 1865. 2 т. Отд. 1, 3. 419 . Хондемир. История монголов. От древнейших времен до Тамерлана. Пер. с персидск./Предисл. и прим. В. Григорьева. СПб., 1834. 420 . Чертков А. Д. Описание древних русских монет. М., 1834. Прибавление 1-е. 1837. Прибавление 2-е. 1838. Прибавление 3-е. 1842. 421 . Шевырев С. П. История русской словесности, преимущественно древней. М., 1846–1860. 4 ч. 422 . Шевырев С. П. Поездка в Кирилле-Белозерский монастырь... в 1847 г. М., 1850. 2 ч. 423 . Ярлыки, сиречь жалованные грамоты, иже давали первые цари ордынские и сущие по них вси святейшим преосвященным митрополитам Киевским и всея Руссии/Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 6. С. 10–26. 424 . Abulghasi Bahadur Chani. Historia Mongolorum et Tataromm, nunc primum Tatarice edita. Casanï Ex Universitatis Imperialis typ., 1825. (Абульгази. Родословная тюркского племени. Соч. Абуль-Гази/Пер. Г. Саблукова . Казань, 1854.) 425 . Acta Patriarchatus Constantinopolitani (1315–1402)/Ed. F. Miklosich, I. Muller. Vindob., 1860. 2 t. 426 . Acta sanctorum quot quot to orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur, quae ex Latinis et Graecis, aliarunque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustravit loannes Bollandus. 1643– 1902. 60 v. 1733–1743. V. 32–36. Acta... Augusti. 61.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Верхняя Шарденьга. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шарденгская Георгиевская церковь. Современное местоположение: с. Верхняя Шарденьга, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Шарденгская Георгиевская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь построена вместо ветхой деревянной в 1817 г., верхняя церковь - в 1847 г., колокольня - в 1878 г. Престолы в честь: вмч. Георгия Победоносца - главный, Архангела Михаила (тёплый), Благовещения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм во имя Архистратига Михаила освящён 3 ноября 1874 г. Местоположение: на 1755 год - Шарденская волость, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - погост Шарденский-Георгиевский, в 1-м стане Устюжского уезда, при рч. Большой Шарденьге. В 1788 г. в приходе числилось 662 человека, в 1868 г. - 1707. Приходское попечительство открыто 1 января 1871 г., председателем был избран церковный староста крестьянин Алексей Калининский. Кирпичная двухэтажная церковь в одной связи с массивной трёхярусной колокольней, завершённой высоким шпилем. Построена в 1817 г., верхний храм завершён в 1847 г., колокольня - 1878 г. Была интересна сочетанием традиционной для Устюга композиции - двусветный четверик, завершённый малым восьмериком, трапезной связанный с колокольней, с декором в духе классицизма. К настоящему времени сохранился лишь фрагмент одной из стен нижнего яруса колокольни. Клировая ведомость Шарденгской Георгиевской церкви за 1851 год 1. Показанная Георгиевская церковь начала строиться вместо ветхой деревянной сгоревшей, по благословению Преосвященного Арсения Епископа Вологодского и Устюгского и грамоте данной июля в 24-й день 1792 года. Теплая церковь, нижний этаж достроена в 1817 году. Холодная церковь, верхний этаж достроена в 1848 году тщанием прихожан и церковным иждивением. Когда же сия церковь восприяла свое первоначальное существование в приходе, при церкви никаких документов нет.

http://sobory.ru/article/?object=10492

Покойный член Государственного Совета, сенатор, шталмейстер Высочайшего Двора Александр Александрович Римский-Корсаков и я выехали в Людвигслюст в качестве представителей Высшего монархического совета и возложили венок на ее гроб. Всенощную и литургию служили в храме священник Николай Бер (бывший дипломат) и диакон Вдовенко. Пел небольшой хор под управлением Н.П. Афонского. На панихиде после литургии, совершенной в усыпальнице, у гроба, с одной стороны стояли великий герцог с супругой, дочь покойной, кронпринцесса Прусская Цецилия, герцог Брауншвейгский с супругой Фредерикой, дочерью императора Вильгельма II. Против них, как бы представляя Россию, стояли А.А. Римский-Корсаков и я. Вблизи церкви находится могила графа Александра Мусина-Пушкина, который, находясь в летучем отряде Чернышева, вытеснил 20 февраля 1813 г. французов из Берлина и первый оповестил жителей города, что заключен союз между Россией и Пруссией. Он был недолго комендантом Берлина и заслужил общую любовь. 9(21) марта 1813 г. граф Мусин-Пушкин был смертельно ранен в сражении у Люненбурга и погребен в Людвигслюсте. В Шверине с 1879 г., после замужества Великой Княжны Анастасии Михайловны, существовала в дворце церковь во имя св. Анастасии Узорешительницы. В 1904 г., после бракосочетания сына вдовствующей великой герцогини с немецкой лютеранской принцессой, церковь во дворце была закрыта и иконостас перенесен в Людвигслюст. В 1851 г. дочь Великого Князя Михаила Павловича Екатерина вышла замуж за Георга-Августа, герцога Мекленбург-Стрелицкого. В г. Ремплине у нее была походная церковь , устроенная ее родителем. С 1884 г. она была помещена в герцогском дворце. С кончиной Великой Княгини Екатерины Михайловны в 1894 г. богослужения в ней более не совершались. Третья дочь Императора Павла I, Екатерина, родившаяся в 1788 г., состояла с 1809 г. в браке с Петром- Фридрихом Георгием, принцем Ольденбургским; после же его кончины в 1812 г. вышла в 1816 г. замуж за принца, вскоре короля, Вюртембергского Фридриха Вильгельма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

489 Constantine VII Progenitors. Vita Basilii. Мир заключен и пленники отпущены в 817 г. ( Assemani . Kalendaria Ecclesiae Universae. T. 2). У Георгия монаха по некото­рым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван – Комис, граф ( Stritteri . Bulgarica. § 73). В этом Комисе нельзя не узнать милого Цока. 491 О божествах болгарских св. Григорий в переводе Маладовой летописи у князя Оболенского (ОболенскийМ. А. Летописец Переяславля Суздальского//Временник МОИДР. М., 1851. Кн. IX). См.: Черниговские Епархиальные Известия. 1863, 1864. 492 Симеон Логофет: «Крум, по обычаю народа устроив жертвенник за золотыми воротами, принес в жертву множество скота и людей; потом, погрузив ноги у морского берега, омылся водою и очистил народ свой ( Stritteri . Bulgarica). О руссах Святослава Лев Диакон: «совершая празднество, умертвили младенцев и петухов, погрузив их в воды Дуная» ( Leo Diaconus . Historia. Bonnae, 1828). 493 Феофилактово житие мучеников в переводе Савельева (Савельев-Рости- славич Н.В. Славянский сборник), впервые объяснявшего Византийскую путаницу о болгарских князьях, но не везде удачно. О происхождении болгаров подробное исследование С. Уварова: De Bulgarorum utrorum que origine et sedibus antiquissimis. Dorpatiae, 1853. Сочинитель, знакомый с источниками и пособиями, доказывает, что Дунайские болгары – славяне и их родина – Карпаты, тогда как родина Волжских болгаров – Кавказ. 494 Поныне еще видны здесь остатки каменных бойниц у земляного вала. По на­родному говору Гдовск в древности назывался Вдовск, потому будто бы, что дан был во владение вдовствующей вел. кн. Ольге. По книге Большого чертежа: «от Иваня града 70 верст у Чудского озера град Гдов» (Книга, глаголемая Большой Чертеж/Изд. Спасский Г. И. М., 1846). 496 Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 3. В 1662 г. «за Покров­ским Озерским монастырем – 33 двора». 497 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Новый и полный гео­графический словарь Российского государства/Под ред. Л. М. Максимовича: В 6 ч. М., 1788–1789. Ч. 2 (далее – Новый и полный географический словарь. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Николая Чудотворца, что в Столпах. Маросейка, угол Армянского и М. Златоустовского переулков. Существовала в 1626 году, но нынешняя построена несколько позднее. Верхний храм Рождества Богородицы. Приделы: 1) Рождества Предтечи, 2) Симеона и Анны, З) Преподобного Сергия. Введения во храм Пресвятой Богородицы, что в бывшем Новинском монастыре. Построена неизвестно когда, обновлена в 1854 году. Приделы: 1) Рождества Предтечи, 2) Всех Святых. Монастырь существовал с начала XV века по 1764 год. Междупатриаршество Преподобного Пимена, что в Новых Воротниках, в Сущеве. Обыкновенно называется «Пимена Нового». Главная церковь , построена в 1658 году; приделы, трапезная и колокольня XIX века. Главный престол Св. Троицы. Другой придел Владимирской Божией Матери. 94. Воздвижения Креста Господня, что на Пометном Вражке. Плющиха, уголъ Б. Воздвиженского и М. Вражского переулков. Построена в 1658 году, перестроена в 1798. Колокольня 1846 года. Приделы: 1) Всех Скорбящих Радости, 2) Архангела Гавриила. Живоначальной Троицы, что на Листах. Сретенка, близ Сухаревой башни. Главная церковь построена стрельцами в 1661 году, трапезная в 1680. Колокольня 1788 года. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Алексея Митрополита. Спаса Нерукотворного Образа, в Заиконоспасском монастыре. Построена князем Ф.Ф. Волконским, освящена 20 ноября 1661 года, обновлена в 1742 и 1851 годах. Вверху церковь Всех Скорбящих Радости. Колокольня построена в XX веке архитектором З. И. Ивановым . Харитона Исповедника, что в Огородниках. Мясницкая, Харитоновский переулок. Церковь и колокольня перестроены в 1652–1662 годах, трапезная XIX века. Главный престол Владимирской Божией Матери. Приделы: 1) Архангела Михаила, 2) Харитона Исповедника, 3) Андрея Критского . В день Св. Харитона венчался на царство Алексей Михайлович. Иоанна Златоуста , в Златоустовском монастыре. Построена в 1663 году на месте прежней, стоявшей с 1482 года. Колокольня построена в 1746 году. Иоанна Богослова, что в Бронной. Тверской бульвар, Богословский переулок. Построена в 1665 году, обновлялась в 1686 и 1842 годах. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Митрофана Воронежского .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Возведенный за короткие сроки храм был назван в честь Преображения Господня с пределом Донской иконы Божией Матери. 9 июня в 1759 был освящён главный храм Преображения Господня. В 1775 г. после кончины игумена Лаврентия (в схиме Лазаря), который умел поддерживать отношения с казаками, у монастыря снова стали отнимать земли, сенокосы. Летом 1785 года Усть-Медведицкий мужской монастырь был преобразован в женский, в монастырь были переведены сорок девиц из Сиротинской станицы составляющих девичье собрание. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова († 1827 г.), устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от Преосвященного Тихона III еп. Воронежского. Спустя три года 1788 г. указом императора было велено все сверх штатные монастыри Воронежской епархии упразднить. Под этот указ попал и Усть-Медведицкий монастырь. Спустя десять лет обитель была вновь восстановлена. Ходатайствовал перед высшим начальством об открытии монастыря Войсковой атаман В.П. Орлов. Открыть его предполагалось для израненных на службах казаков и престарелых их жен. С момента открытия М. Карпова возвращается в монастырь уже постриженная в монашество с именем Александра в 1801 году (в схиме Мария)), её преемницею стала игумения Августа. Заслуга ее в том, что она обучала девочек церковному пению. При ней открылся новый источник благотворного влияния на край: малолетние дочери не богатых старшин и казаков, некоторое время жили в монастыре, затем благочестивые отроковица возвращались домой. Монастырь пользовался большим уважением. После смерти игумении Августы 1835 году на игуменство вступила Афанасия. В 1835 году было объявлено Высочайше утвержденное положение, в этом положении не было упомянуто о пособии определенном монастырю в 1798 году. На восстановление прав ушли годы, только в 1851 г благодаря Государю Императору Николаю Павловичу, вопрос обеспечение монастыря был решён. 1847 году, после смерти игумении Афанасии, настоятельнице монастыря стала казначея Вирсавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Христа Спасителя в Москве. Фото 1881 г. 25 декабря Император Александр издал манифест о возведении в Москве храма в память спасения России от французов и в память всех воинов, погибших на полях сражений: «Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов...» (Ст. 373–374; 685). 1813 Без даты Арзамасцы решают в честь победы построить в городе большой собор. Проект обсуждался весь 1813 год (Ар. 153). 15 августа Епископ Иона посетил Саровскую пустынь, остался доволен ее благоустройством и порядком (С. 67). 22 августа Указ Тамбовской духовной консистории о награждении строителя Нифонта правом использовать при богослужении набедренник и игуменский посох «за примерное поведение, неусыпным трудам и попечительности». Возмущение по этому поводу братии обители: в общежительном монастыре любое выделение «равного среди равных» считалось непринятым. Особенно протестовал казначей отец Савватий (С. 67). 1814 Без даты На дальней пустыньке у преподобного Серафима разобран мшаник для пчел и перевезен на «Маслиху» (С. 33). В 1814 году епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов; 1770–1825) рукоположил ученика преподобного Серафима отца Тимона во иеромонаха (Житие преподобного Тимона Надеевского). Епископ Нижегородский Моисей Близнецов-Платонов Апрель Русские войска вошли в Париж (ВЛ. 32). 1814–1842 Построение Воскресенского Собора в Арзамасе в честь победы над Наполеоном (Ар. 154). Воскресенский собор был заложен в 1814 году. Его проект в стиле русского классицизма выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский (1788–1851), ученик художника А. В. Ступина, а затем – архитектора А. Н. Воронихина. Перед началом строительства был разобран прежний обветшавший собор Воскресения Христова, который стоял в другом месте города. На месте нового собора находились деревянные домики обывателей. Их скупали на слом и употребляли на обжиг кирпичей. Для строительства храма специально открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными». Кладка стен продолжалась с 1814 по 1821 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

283. с. Любомирка 223 (при р. Случи) волости Ново-Чарторийской, от Житомира 80 вер., от Новоград Волынска 70 вер., от ближ. ж.-дор. полуст. Мирополя 6 вер., от ближ. почт. ст. Любара 13 вер., от ближ. приход. м Новой-Чартории 2 вер., с. Тарановки – 3 версты. Приход 7-го кл. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1839 г. на церк. сумму и из дерева, пожертвованного генералом Дублянским. Деревянная, на кам. фунд., крепка и вместительна. При ней дерев. на кам. фунд. колокольня. На северной стороне храма имеется придел, где помещается древняя, особо чтимая всеми окрестными поселенцами – благодатная икона святителя Николая; письменных документов, относящихся к истории этой иконы нет. Отпусты бывают 12 и 24 июня. Копии метрич. книг хранятся с 1756 г. Земли всего по проекту от 1853 года значится 43 десятины, но из этой земли одна десятина сенокоса занята под полотно Ю-Зап. ж. дороги, а причитающиеся за неё 38 p. внесены Волын. дух. Консисторией для хранения в Гос. Банк. Затем в 1873 г. Волын. люстрационною Комиссией сделана в пользу причта дополнительная нарезка 14 дес. пахот. земли и 2 дес. сенок. с лесом, так что в настоящее время в фактическом пользовании причта имеется земли: усад. 2 дес., сенок. в четырёх сменах 15 дес. и пахот в трёх сменах 42 дес. – всего 59 десятин. Причт: свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Для свящ. дом и хоз. постройки весьма ветхи, в полуразвалинах; для псаломщ. нет ни дома, ни хоз. построек. Церк.-приход. школа сущ. с 1872 г. Дворов – 61½, прихожан – 469 д. об. п. Свящ. Иоанн Феодор. Лопухович (с 1881 г.) и псаломщ. – Евгений Червинский (с 1887 года). 284. с. Мартиновка (при рч. Папищевке) волости Райковской, от Житомира 100 вер., от Новоград Волынска 100 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 25 вер., от ближ. почт. ст. Любаря 20 вер., от ближ. приход. с. Северин. 3 вер., с. Воробиевки 4 вер. и с. Вишнополя – 5 вёрст. Приход 7-го кл. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Построена в 1766 г. В 1878 г. покрыта жестью, покрашена, а иконостас обновлён, позолочен. Деревянная, с такою же колокольней. Копии метрич. книг хранятся с 1766 г. Земли: усад. 1 дес., пахот. 30 дес., сенок. и под лесом 10 десятин. На эту землю имеется эрекция, данная в 1788 г. 1 ноября. Недостающее количество земли – 1,200 саж. – по проекту от 1851 г. предположено дорезать. На эту землю, кроме того, имеется план, а межевой книги нет. Причт: свящ. – 300 р псаломщ. – 50 р. Причтовые дома и хоз. постройки новы и хороши. Церк.-приход. школа сущ. с 1872 г. Есть водяная мельница. Дворов – 79, прихожан – 654 д. об. п. Свящ. – Евгений Евстафиев. Викторовский (с 1887 г.) и псаломщ. – Антоний Феодор. Сынюшевич (с 1886 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010