Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: " Воскресение Христа " (восточный фронтон), " Явление св. Троицы Аврааму " (южный), " Собор всех святых " (западный), " Покров Пр.Богородицы " (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери. Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

http://sobory.ru/article/?object=00903

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Христова на Песках (утраченная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В XVIII веке строительством дворцов и придворных зданий ведала Контора (Канцелярия) строения домов и садов, сыгравшая важную роль в русском искусстве. В первые полвека существования Петербурга мастера Канцелярии жили на правой стороне Невы, что было неудобно, ибо центр города со временем переместился на левый берег реки. Поэтому в 1752 им были отведены участки за Лиговским каналом, в местности, именуемой Пески, которая была перед этим четко распланирована. Пески были уже отчасти заселены, и с 1720-х здесь стояла деревянная церковь. К 1737 ее, правда, разобрали, и для мастеровых Канцелярии на углу позднейшего Греческого проспекта и 6-й Рождественской улицы пришлось строить новое здание, освященное 11 марта 1753 и просуществовавшее всего 35 лет. Оно было переделано из путевого дворца, перевезенного из Усть-Ижоры. Храм быстро обветшал, и в 1757–1759 П. Неелову и Игнатию Росси пришлось его ремонтировать. 18 июня 1766 церковь была расширена приделом Всех святых. По проекту П. Е. Егорова 18 сентября 1781 на главной площади слободы был заложен каменный, на 2000 человек, храм. Он строился в стиле классицизма: с ионическим портиком на фасаде, большим куполом (высотой 13 саж.) и двумя звонницами по углам. К концу 1783 каменщики Степана Судакова выстроили здание вчерне. Своим видом оно напоминало Троицкий собор Александро-Невского монастыря. При постройке использовались камень и дерево, оставшиеся от разобранных дворцовых построек. Первый Всесвятский придел был освящен 6 ноября 1787, Рождества Богородицы – 8 сентября 1788, а ровно через год состоялось освящение главного придела. Резчики Канцелярии во главе с И. Ф. Дункером исполнили пяти- и трехъярусные иконостасы, живописцы И. И. Бельский, А. П. Антропов, И. М. Тонков – образа, Ф. Д. Данилов и Ф. А. Щербаков – роспись. Лепку делали Иван Никитин и Андрей Лобашов. Главный придел митрополит Гавриил освятил в присутствии Цесаревича Павла и его супруги. В 1826 этот придел был сделан теплым. Здание церкви неоднократно реставрировалось и перестраивалось. Архитектор Я. В. Ветлужский поручил в 1850–1851 В. Ф. Небольсину и А. И. Шевцову перенести боковые приделы с середины храма к алтарной части. По эскизу знатока древнерусского орнамента Ф. Г. Солнцева, члена прихода, для этих приделов в мастерской Е. Скворцова были сделаны из липы новые иконостасы, а П. С. Титов расписал стены. Тогда же заменили главный иконостас. Дополнительные образа для него исполнил А. Федоров.

http://sobory.ru/article/?object=34868

Кривая Лука. Церковь Николая Чудотворца (деревянная). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1851. Адрес: Иркутская область, Киренский район, с.Кривая Лука. Координаты: 57.598621, 107.825161 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В Кривой Луке сохранилось здание построенной в 1851 г. деревянной церкви. Она была поставлена на более высоком месте в глубине террасы. К сегодняшнему дню стулья под стенами сооружения подгнили, и церковь сильно осела. Пол в ней оказался выдавленным вверх на целый метр. Церковное здание находится в неважном состоянии и никак не используется. По материалам: http://pribaikal.ru/more/article/11566.html Наибольшее распространение на Лене получили отдельно стоящие церкви. Самые древние и самые простые в Сибири – клетские (клеть – прямоугольный деревянный сруб). Именно к такому типу и относится деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, построенная в нашем селе. Помнится, у нас вызвала бурный восторг информация о церквях в замечательной книге И.Р. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии», особенно помещённые в ней фотографии и рисунки. Скорее всего, нечто подобное испытал и Георгий Иванович Хромов, т. к. чуть позже он прислал нам ксерокопии страниц из этой книги, посвященные храмам Киренского района. Автор книги называет нашу церковь одной из интереснейших в силу её архитектурных особенностей. Построена она была на сборные средства прихожан. Церковь имела очень живописную композицию, декоративность которой подчёркивалась скульптурно сочетающимися объёмами, галереей, рядом покрытий и наличием двух нарядных, непохожих друг на друга крылечек. Пластичность сооружения обогащалась за счёт бревенчатых стен, рубленных с остатком брёвен в углах. Она принадлежит к одному из необычных эволюционных направлений – народному, продолжая традиции XVII–XVIII веков. Сруб представляет кубический объём храма, дополненный с двух сторон более низкими объёмами апсиды и притвора, причём оба объёма рублены вместе с храмом едиными вещами. Необычно оформление оконных проёмов: колода с лучковой перемычкой превращена в наличник, стены сложены из брёвен диаметром 30–35 см. Монументальность и суровый облик постройки характерен для северных районов. Рядом с церковью была возведена деревянная колокольня, построена церковь была в конце XVIII века и освящена в 1788 году.

http://sobory.ru/article/?object=39376

Спасское. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Митрофана Воронежского , Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1763 и 1765. Колокольня - 1768. Архитектор:И.В. Мюллер Адрес: Россия, Республика Татарстан, Бугульминский район, село Спасское, улица Спасская, д. 18. Координаты: 54.421947, 52.936388 Проезд:Выезд из Бугульмы в юго-восточном направлении в сторону Бавлов и Оренбурга. На перекрестке с круговым движением с объездной вокруг города (автодорога Р-239) повернуть направо, а через 500 метров налево по указателю " Спасское, Татарская Дымская " . После этого через 9 км налево в центр села Спасское, еще через 800 метров направо. Через 500 метров церковь будет слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Однопрестольный каменный храм построен в 1765 г., в 1851 г. пристроены два придела, правый освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый во имя Святителя Митрофана Воронежского.  Крупная сельская церковь, первоначально выполненная в строгих формах классицизма. Перестройка 1851 г. придала храму облик, характерный для середины XIX в. и проектов К. Тона. Село основано знаменитым ученым-историком, географом, этнографом, путешественником Петром Ивановичем Рычковым (1712–1788) на пожалованных ему Екатериной II землях. Он же построил церковь, в которой в подземном склепе был похоронен. Могила сохранилась. Приделы построены внуком Петра Ивановича Александром Васильевичем Рычковым, который в год освящения приделов освободил от крепостной зависимости крестьян с. Спасское. Взято с сайта Архитектурное описание. Тип построек с осевой композицией. Объем церкви представляет собой восьмерик на четверике с сомкнутым восьмигранным сводом. С восточной стороны выступает пятигранная апсида, а с западной - прямоугольный одноэтажный объем трапезной. Колокольня утрачена. Традиционное объемно-планировочное решение совмещено со строгим декором классицизма. Из каталога-справочника. Р.А Айнутдинов, Е.В.Липаков, Р.Р.Хайрутдинов. " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г

http://sobory.ru/article/?object=14629

Автодеево. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Архитектор этой церкви Михаил Петрович Коринфский. На колокольне сохранился шпиль, а в интерьере – остатки иконостаса четкой классической композиции времени постройки церкви. В настоящее время здесь находится Никольский скит Серафимо-Дивеевского монастыря . Современные исследователи творчества Михаила Петровича Коринфского (1788-1851) считают, что проект храма в Автодееве выполнил именно этот знаменитый мастер русской архитектуры. Строительство Троицкой церкви приходится на период владения селом Рахмановыми. Известно, что они раскрепощали крестьян в 1861 году (поручик Фёдор Николаевич Рахманов передал крестьянам 540 десятин земли от своего имения, а его брат Михаил Николаевич от своего – 544,5 десятины). В 1890 году в Автодееве было 128 домов, в которых проживали 343 души мужского пола и 352 женского. Автодеево славилось своими пашнями, сенокосами, лесными угодьями и бортничеством. Здесь был и свой кирпичный завод. Предположительно на месте усадьбы Рахмановых находится изящная хозяйственная постройка необыкновенно прочной кладки. Из кирпича местного производства был построен и Автодеевский храм в честь Живоначальной Троицы с тёплым Никольским приделом. В начале XX века в приход входили: село Автодеево, деревни Теряевка, Клопока и Михайловка. Церковь была закрыта в 1936 году: в советские годы здание храма использовалось как колхозная мельница и зерносклад. Объект включен в справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области», изданный в 1980 году под редакцией профессора В.П. Фадеева. Вот как описывают Троицкую церковь авторы раздела «Памятники архитектуры» этого хрестоматийного издания С.Л. Агафонов и Ю.Г. Самойлов: «Основное сооружение представляет собой кубический объем, завершенный барабаном, с круглыми окнами и куполом. Алтарь полукруглый. С запада невысокая трапезная и трёхъярусная колокольня. В шестиколонных портиках, приставленных с южной и северной сторон к главному объему, угловые колонны придвинуты друг к другу. Четырёхгранная колокольня имеет портики в первом ярусе и вытянутые арочные проёмы в ярусе звона. Аналогичную структуру имеют и некоторые другие церкви Ардатовского района, построенные в те же годы (например, Рождественская церковь, 1820 год, в селе Нучарово).

http://sobory.ru/article/?object=12453

Чубаровское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца , Происхождения честных древ Креста Господня , Михаила Архангела Год постройки:Между 1769 и 1786. Год утраты:1930 (закрыта, разрушена) Адрес: Свердловская область, Ирбитский район, село Чубаровское (западная окраина села) Координаты: 57.645315, 63.486244 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм в с. Чубаровском каменный, двухэтажный, с четырьмя престолами. Главный храм построен в память Рождества Богородицы, приделы – в честь Происхождения честных древ, св. Николая Чудотворца и св. Архистратига Божия Михаила. Храм был заложен в 1769 г. и освящен в 1786 г.; строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижняго этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит... Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , изданной в 1902 году. В 1769 году заложена Рождество-Богородицкая церковь, каменная, четырёхпрестольная, двухэтажная. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящён 26 ноября 1786 года, придел во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского освящён 18 ноября 1771 года, придел в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня освящён 2 июня 1788 года, придел во имя архангела Михаила освящён в 1851 года. Храм строился он на средства прихожан. В алтарях двух церквей нижнего этажа и на солеях полы сделаны из мраморных квадратных плит. Церковь была закрыта в 1930 году. Чубаровское село (1 благочиние) Ирбитский уезд расположено на реке Нице, на восток от г. Ирбита, в 30 вер. от него и в 270 в. от Екатеринбурга. О происхождении названия села существуют два мнения. Первое производит название его от речки Чубаровки, текущей с севера и около села впадающей в р. Ницу; второе мнение, название речки и села производит от имени татарскаго наездника, князька Чубарки. Этот Чубарка, скрываясь от преследований сильнейшаго наездника Епанчи, с севера, из – за реки Туры, по речке, которую назвал своим именем, дошел до реки Ницы и здесь, на привольных поемных (пойменных) лугах, основал поселение Чубарово. С течением времени татары постепенно уходили в Сибирь, а их место занимали выходцы из России, переселявшиеся сюда по воле правительства.

http://sobory.ru/article/?object=42672

Бабушкина им., село. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Спасская Леденгская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Главная приходская церковь - Леденгская Спасская (1793 г.), каменная, построена на месте ветхой деревянной, существовавшей ещё в 1610 году. Местоположение: на 1755 год - Леденское Усолье Тотемского уезда (по окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года, где церковь называлась церковью Спаса Преображения); на 1859 год - Леденгский солеваренный завод, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Леденьге; сейчас - с. им. Бабушкина. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Иверская», сщмч. Климента Многострадального. Спасская церковь состояла при Леденгском соляном заводе. Указом Св. Синода от 1 июля 1867 г. за было предписано принять церковь в Вологодское епархиальное ведомство, вместе с принадлежащими ей капиталами и имуществом. На содержание причта с 1868 г. назначалось к отпуску из Государственного казначейства по 588 руб. в год. В 1788 г. при церкви числилось 242 человека, в 1868 г. - 1305. Леденгская Троицкая церковь, кладбищенская, 1837 года, деревянная (с. им. Бабушкина). Престол в честь Святой Троицы. Приписная Вотчинская Введенская церковь, 1868 года, каменная. Местоположение: на 1755 год - Тулупаново Тотемского уезда; на 1859 год - погост Вотчинский-Введенский, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Ронгаже; сейчас - д. Тупаново. Престолы в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный, Сретения Господня, свт. Николая Мирликийского. Малые острова России Клировая ведомость Спасской Леденгской церкви за 1851 год 1. Церковь построена 1793 года, вместо ветхой деревянной, тщанием прихожан, но по какому случаю и с которого времени восприяла она свое первоначальное существование в приходе, ни достоверных письменных сведений, ни справедливых преданий не имеется. 2. Зданием каменная, трехэтажная, в одной связи с колокольнею, ветхости и повреждения нет.

http://sobory.ru/article/?object=22314

Верхняя Шарденьга. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шарденгская Георгиевская церковь. Современное местоположение: с. Верхняя Шарденьга, Великоустюгский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Шарденгская Георгиевская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь построена вместо ветхой деревянной в 1817 г., верхняя церковь - в 1847 г., колокольня - в 1878 г. Престолы в честь: вмч. Георгия Победоносца - главный, Архангела Михаила (тёплый), Благовещения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, страстотерпцев Бориса и Глеба. Храм во имя Архистратига Михаила освящён 3 ноября 1874 г. Местоположение: на 1755 год - Шарденская волость, в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - погост Шарденский-Георгиевский, в 1-м стане Устюжского уезда, при рч. Большой Шарденьге. В 1788 г. в приходе числилось 662 человека, в 1868 г. - 1707. Приходское попечительство открыто 1 января 1871 г., председателем был избран церковный староста крестьянин Алексей Калининский. Кирпичная двухэтажная церковь в одной связи с массивной трёхярусной колокольней, завершённой высоким шпилем. Построена в 1817 г., верхний храм завершён в 1847 г., колокольня - 1878 г. Была интересна сочетанием традиционной для Устюга композиции - двусветный четверик, завершённый малым восьмериком, трапезной связанный с колокольней, с декором в духе классицизма. К настоящему времени сохранился лишь фрагмент одной из стен нижнего яруса колокольни. Клировая ведомость Шарденгской Георгиевской церкви за 1851 год 1. Показанная Георгиевская церковь начала строиться вместо ветхой деревянной сгоревшей, по благословению Преосвященного Арсения Епископа Вологодского и Устюгского и грамоте данной июля в 24-й день 1792 года. Теплая церковь, нижний этаж достроена в 1817 году. Холодная церковь, верхний этаж достроена в 1848 году тщанием прихожан и церковным иждивением. Когда же сия церковь восприяла свое первоначальное существование в приходе, при церкви никаких документов нет.

http://sobory.ru/article/?object=10492

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРИНФСКИЙ М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) Михаил Петрович (1788, г. Арзамас Нижегородского наместничества (с 1796 губерния) - 1851, Казань), рус. архитектор, работал в стилистике позднего классицизма. Отличительные черты его наследия, включающего ок. 100 построек и проектов,- четкая композиция, чистота классических форм, продуманность деталей, способность создавать целостный ансамбль и максимально использовать природный ландшафт. К. формировал в провинции архитектурную среду, не ставя масштаб зданий в зависимость от статуса городов и поселений. В роду К. были профессиональные резчики по дереву, специализировавшиеся на церковных иконостасах. Это послужило развитию интереса к храмовому зодчеству, которое занимает особое место в архитектурном наследии К. Решающим в его судьбе стало знакомство с арзамасским художником акад. А. В. Ступиным и учеба в его художественной школе (основана в 1802). В 1809 г. К. поступил на обучение к проф. имп. АХ А. Н. Воронихину, работал его помощником на строительстве с.-петербургского Казанского собора, дворца А. С. Строганова, дачи В. Н. Зиновьева (НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3632) и др. объектов, что определило профессиональное формирование К. В 1811 г. К. получил аттестат об окончании курса наук по части архитектуры и в звании классного художника 3-й степени вернулся в Арзамас, где в 1814 г. организовал архитектурное уч-ще. Однако в провинциальных условиях педагогический талант К. оказался невостребованным, уч-ще просуществовало недолго, и К. активно принялся за архитектурную практику. Одной из ранних его работ стала перестройка здания школы живописи Ступина в Арзамасе (не сохр.). Главный фасад был оформлен портиком с фронтоном, боковой фасад стилистически связан с главным, но являлся самостоятельным - в нем основной массив здания был глубоко отставлен от красной линии улицы и подчеркнут боковыми выступами со сложной ордерной обработкой окон.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010