Опять скандал! Капитана наверху не было, и вахтенный офицер смотрел на архимандрита – как будто хотел его съесть, но не решался заметить, что на шканцах сидеть нельзя. Это, конечно, знал и сам отец Аввакум, но по рассеянности забыл, не приписывая этому никакой существенной важности. Другие, кто тут был, улыбались – и тоже ничего не говорили. А сам он не догадывался и, «отдохнув», стал опять ходить» 78 . Корабельному священнику часто приходилось убеждаться в том, какая хрупкая грань отделяет на море жизнь человека от смерти. Дойдя до берегов Японии, «Паллада» встала на рейде близ Нагасаки рядом с русским корветом «Оливуц». И отец Аввакум, в записи от 23 сентября, отмечает: «В 10 часов я поехал на корвет отпеть панихиду по утонувшем в этот день за 2 года назад в Камчатке бывшем командире его Иване Сущове с тремя матросами» 79 . Не прошло и месяца, как в записи от 22 октября читаем: «В 6 часов обедня и панихида по усопшим – матери и брате Ивана Семеновича Унковского, о смерти которых вчера привезено известие» 80 . Вот еще одно сообщение, датированное 13 ноября: «Поутру отпел панихиду по князе Урусове» 81 . (Урусов Сергей Степанович – князь, гардемарин, затем мичман на «Палладе»). Но члены экипажа не роптали на судьбу, смиренно вверяя свои жизни Промыслу Божию. «Исполнился год нашему путешествию. Обедня и благодарственный молебен» 82 , – записал отец Аввакум в своем дневнике под 7 октября. Для членов экипажа отец Аввакум был духовным наставником, следовавшим апостольской заповеди: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ( 1Пет 3:15 ). Так что на борту «Паллады» отцу Аввакуму приходилось быть и законоучителем: «Я толковал юнкеру Лазареву катехизис» 83 , – отметил он в записи под 26 октября. Здесь речь шла о 13-летнем Михаиле Лазареве, – сыне адмирала М. П. Лазарева (1788–1851), который участвовал в экспедиции в качестве юнкера флота. А что касается кротости, то корабельному священнику ее было не занимать. По словам Гончарова, отец Аввакум «как сам лично не имел врагов, всеми любимый и сам всех любивший, то и не предполагал их нигде и ни в ком: ни на море, ни на суше, ни в людях, ни в кораблях. У него была вражда только к одной большой пушке как совершенно не нужному в его глазах предмету, которая стояла в его каюте и отнимала у него много простора и свету» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1) Впервые житие преп. Сергия, краткое, сокращенное) было напечатано в Москве в 1641 году в Прологе и несколько раз было в нем перепечатываемо (1642, 1643, 1659, 1660 и пр. Указания различных изданий Пролога см. у архим. Сергия в его труде «Полный месяцеслов Востока», М. 1875 г., ч. I, стр. 281–289); у И. Каратаева «Описание славянорусских книг, напечатанных кирилловскими буквами, т. I, СПб. 1883 г., 519, 535 и др.; у В.М. Ундольского в «Хронологич. указателе славянорусских книг церковной печати» 1491–1864 гг. (с дополнениями А.О. Бычкова и A.E. Виктοрова), М. 1871 г., и др. 2) Через пять лет (в 1646 г.) оно появилось, в редакции Симона Азарьина, вместе с службой и похвальным словом преп. Сергию (и вместе с службой и житием преп. Никону Радонежскому), в Москве же, в 4, 45, 192 и 2 лл. См. В.М. Ундольского о. с., 587 и Каратаева, 613. 3) Вторично эта редакция жития, принадлежащая Симону Азарьину и при печатании в XVII в. подвергшаяся сокращению, была издана в первоначальном виде в 1888 г. под заглавием: Книга о чудесах преп. Сергия. Творение Симона Азарьина. Сообщил С.О. Платонов. (Памятники древней письменности LXX. СПб 1888 г., в типографии В. Балашева, VI + 8 немеч., +131+3 снимка рукописи. 4) Предисловие к этому житию, написанное Азарьиным, было напечатано еще ранее во «Временнике» Московск. общества Истории п Древностей Российских. (М. 1851 г., т. X, стр. 2–13) С.К. Смирновым. – «Предисловие Троицкого келаря Симона Азарьина к сказанию о новоявленных чудесах преп. Сергия». Летописные сокращения жития Епифаниевы были напечатаны: 5)       в Софийском Временнике, изд. П.М. Строевым, М. 1820 г., т. I, стр. 396–402. 6)       В Полном Собрании Русских Летописей т. VI, СПб. 1853 г., стр. 120–122. 7)       В Русской Летописи по Никонову списку, изд. Академии наук, ч. IV, СПб. 1788 г., стр. 203–239. Подробные жития Епифаниевы были изданы: 8)       в 1853 г. – Житие преп. Сергия Радонежского, литографированное с рукописи XVI в., с 682 рисунками. В Сергиевой лавре 1853 г., в л., 2–378 лл. (Ундольский о. с. 3659. Базунов 333).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Марэна Жития восточных пустынных отцов, 1771 г. (Michel Ange Marin. Les vies des pères des déserts d " Orient. Т. I-IX). Священный Крит Фл. Корнелия (Creta Sacra Flaminii Cornelii 1755 г.). Деяний св. (Acta SS.) Октябрь, Т. IV, 1780 г. Морчелли Христианская Африка, 1780 г. (Morcelli Africa christiana). Мингарелли Греческие кодексы у нанианских патрициев в Венеции 1784 г. (Mingareli Codices graeci apud nanianos pamiucios Venetos). Деяний св. (Acta SS.) Октябрь, Т. V, 1786 г. Морчелли Календарь константинопольской церкви (VIII-IX в.), 1788 г. (Morcelli Calendarium ecclesiae Conctantinipol). Очень полезное и редкое издание. Деяний св. (Acta SS.) Октябрь, Т. VI, 1794 г. Анжело Мая Новое собрание древних писателей 10 томов 1825–1838 года. (Vemerum Scriptorum nova collectio. Т. I- X). Его же Мая Spicilegium Romanum 10 томов 1839–1844. Его же Nova patrum Bibliotheca 7 том. 1844–1854. Бинтерим Примечательнейшия достопамятности христиан. кафолической церкви, 7 томов, 1825–1833 г. (Die iorzuglichsmen Denkourdigkeimen der Christ – katholisch. Kirche Bande 7). Буассонада Неизданное греческое, 1832 (Anectoda Graeca. Boissonade. Т. I-IV). Миня Полный курс патрологии. (Cursus Compl. Patrologiae. Migne.) Латинские отцы и писатели до 12 в. включительно изданы между 1844 и 1863 годами в 220 томах (ССХХ), греческие отцы и писатели до 15 века, от 1857 г. до 1866 г., в 161 томе. В сем труде много есть относящегося до агиологии. Издано довольно жизнеописаний вновь, особенно Метафрастовых. Т. Деяний св. (Acta SS.) Октябрь, Т. VII, 1845 г. Ручная книга церковной географии и статистики от времен апостольских до начала XVI столетия, Ф. Вильча, 1846 г. (Handbuch der kirchlichen Geographie und Statistik... von J. E. Th.Wiltsch.). Миня. Словарь святоописательный. (Dicmionaire hagiographique етс. М. l " Abbé Migne. 1850 г.). Фесслера Патрология 1850–1851 г. (Institutiones patrogiae). Деяний св. (Acta SS.) Октябрь, Т. VIII, 1853 г. Вейденбаха Календарь (Calendarium historico-christianum и проч. Weidenbach. Regensburg. 1855 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

291 Дивов Павел Гаврилович – дипломат. Неоднократно управлял – в отсутствие К.В. Нессельроде – Министерством иностранных дел (1820–1838). 292 Полетика Петр Иванович (1773–1849) – дипломат. Сын украинского дворянина и пленной турчанки. Окончил Сухопутный Шляхетный корпус. Назначен императором Павлом в свиту Его Величества (1796). Переводчик Коллегии иностранных дел (1798). Советник посольства в Филадельфии (1809), в Рио-де-Жанейро (1811), в Мадриде (1812). В 1814 году он был произведен в статские советники и определен «для занятий по дипломатической части» к фельдмаршалу М.Б. Барклаю де Толли. Чрезвычайный и полномочный посланник в Филадельфии (1817). Уполномоченный от МИДа при заключении конвенций с Великобританией и США о торговле и мореплавании в Тихом океане (1824). Оставаясь в штате МИДа, назначен сенатором (1825). 294 Поленов Василий Алексеевич – директор Департамента внутренних сношений МИД (18321849) и Департамента хозяйственных и счетных дел (1832–1833), а также управляющий II Главным архивом (1832–1851). 295 Фонтон Антон (1780–1864) – дипломат. В 1799 г. перешел из французского подданства в русское и был определен в Коллегию иностранных дел, с причислением к русской миссии в Константинополе. Прикомандирован к главнокомандующему Задунайской армией князю Прозоровскому (1809), главный переводчик на Бухарестском конгрессе (1811–1812). Первый драгоман миссии в Константинополе (1812–1818); первый драгоман Азиатского департамента (1822), управляющий вновь созданным Отделением восточных языков (1823). Непременный член Совета МИДа (1832). 296 Дашков Дмитрий Васильевич (1788–1839) – дипломат, государственный деятель, поэт, писатель, переводчик. С 1810 г. на службе в министерстве юстиции. 14 июля 1818 года, в чине статского советника, назначен вторым советником при русском посольстве в Константинополе. В конце 1819 г. командирован на Ближний Восток с поручением обследовать российские консульства и, посетив под видом простого путешественника Иерусалим, собрать там «обстоятельнейшие сведения, в коих посланник имеет надобность, дабы вместе с французским послом в Константинополе приступить к окончательному распоряжению по делу о Святом Гробе Господнем» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Известен своей идиллией «Поль и Вирджиния» (1788), в которой прозвучали культурные и поэтические темы романтизма. 181 Солипсизм – философское учение, признающее достоверным лишь существование мыслящего субъекта, а весь остальной мир рассматривающее как состояния или полагания его сознания. В последовательной форме солипсизм в истории философии практически не был выражен, но его элементы, в сочетании с объективно-идеалистическими предпосылками, имеются, например, у Дж. Беркли и И. Г. Фихте. 188 Персонаж, от лица которого написан «Дневник лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева (первая публикация – Отечественные записки. 1850. 189 Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку (лат.). По древнему мифу, богу Юпитеру приглянулась дочь финикийского царя Европа. Юпитер превратился в быка и похитил ее (или же послал за ней быка, доставившего Европу на о. Крит Юпитеру). 201 Из гущи жизни загребайте прямо (пер. Б. Л. Пастернака) (Гете И. В. Фауст. Т. 1: «Театральное вступление»). 202 Тамже, 125,137. См. также письмо Тургенева Леонтьеву от 11 февр. 1855 г. Тургенев, указ. соч., письма, II, 259, 553. Goethe, Faust, l, Vorspiel auf dem Theater, 167 (Lustige Person). 208 Анненков П. В. Литературные воспоминания (1960), 393; также Клемон М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1934), 60–62. 213 Возможно, Иваск имеет в виду Правина из повести А. А. Бестужева-Марлинского «Фрегат «Надежда " » (1833). 220 Комедия И. С. Тургенева «Месяц в деревне» была поставлена в Московском Художественном театре К. С. Станиславским в конце 1909 г. Весь спектакль, по отзывам критиков, был подчинен эстетической тональности «тонкого эстета» Ракитина, мастерски сыгранного Станиславским. Спектакль с большой лирической силой воскрешал на сцене поэзию ушедшего прошлого барских усадеб, делал акцент на красоте и благородстве внутреннего мира человека. 222 Руфь и Вооз – персонажи ветхозаветной «Книги Руфи». Оставшись без мужа, Руфь становится женой его родственника Вооза. 223 Письмо от 12 июня 1851 г. Л IX, 84–88.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Летописец Переяславля-Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 годов)/Изд. М. Оболенский. – М., 1851. Летописец, содержащий в себе Российскую историю от 6360 (852) до 796(1598) года. – М., 1819. Летопись о многих мятежах и о разорении Московского Государства от внутренних и внешних неприятелей . – 2-е изд. – М., 1788. Линдеман И.К. Два русских колокола в Швеции: [Доклад ими. Московскому археологическому обществу 30 марта 199]//Древности: Труды Московского археологического общества. – 1914. – Т. 23, вын. 2. Протоколы. – С. 265–266, 268. Любецкий С.М. Отголоски старины (Историческая мозаика). – М., 1867. Макарий (Миролюбов Н.К) Церковно-историческое описание города Старой Русы. – Новгород, 1866. Макарий (Миролюбов Н.К.) Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. – Ч. 1–2. – М., 1860. Максимов С.В. Сибирь и каторга. – Ч. 1–3. – СПб., 1871. Максимович Л.М. Путеводитель к древностям и достопримечательностям московским. – В 4-х ч. – Ч. 1–2. – М., 1792; Ч. 4. – М., 1793. Малов Е.А. Историческое описание церквей города Казани. – Вып. 2. – Казань, 1894. Мамонтов С. На пепелище Грозного царя//Русское слово. – 1910. – Марков А.В. Беломорские былины, записанные А. Марковым. – М., 1901. Мартынов А.А. Московские колокола//Русский архив. – 1896. – – С. 90–98; 2. – С. 274–278; 3. – С. 393–400; 4. – С. 555–561. Марченко. Приключение русских колоколов, отправленных в Сербию в 1863 г.//Русская Старина. – 1898. – 4. – С. 149–153. Материалы, собранные для XII съезда отдельными предварительными комитетами: От Полтавской духовной консистории//Труды 12 археологического съезда в Харькове. – М., 1905. – Т. 2. – С. 523–546. Мекензи, Уоллес. Петербург, Москва и славянофилы, с точки зрения англичанина//Древняя и Новая Россия. – 1879. – Т. 15, 1, октябрь. – С. 90–121. Мелетий, иеромонах. Путешествие во Иерусалим Саровской общежительной пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. – М., 1798. Мельхиседек (Сокольников), архимандрит. Краткое историческое описание Рыхловской пустыни. – М., 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

40 «Vita Sancti Stephani junioris, monachi et martyris», l. с. (loco citato, лат. – в указанном месте) col. 1137–1138. 41 Ibid, col. 1177–1178. cnf. S. Nicephori «Breviarium historicum». Edidit Carolus De Boor. 1880, p. 72, cnf. «Theophanis Chronographia» v.1, p. 436–437. 42 Martyrium S. Andreæ A. SS. Octobrii t. VIII. Brüssel 1853, ad diem 17-am, p. 141 n. 45., cnf. p. 148, n. 15. 43 Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, Τ. 3, σελ. 385, cnf. Karl Schwarzlose a. a. O. (am angegebenen Ort, нем., – в указанном месте) S. 77–74. 46 Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, Τ. 3, σελ. 467. François Lenormant. «La Grande-Grèce: paysages et histoire». Paris. A. Lévy, 1881, t. 2, p. 387. 49 Еще в 1-й половине 6-го века при патриархе Мине в одном только Константинополе числилось более 80 монастырей. Stefano Antonio Morcelli. «Kalendarium ecclesiæ Constantinopolitanæ» 2 Vols. Romæ. Monaldini et Giunchi, 1788, t. 2, p. 21, 213–215. 52 Philipp Jaffé. «Regesta pontificum Romanorum» Berolini. Veit et Socius. 1851, n. 903, p. 106. cnf. Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, Τ. 3, ατ. σελ. 186–187. ср. Эдвард Гиббон. «История упадка и разрушения Римской империи» в 7 томах. Москва. 1883–1886, т. 5, стр. 147. 53 S. Nicephori Constantinopolitani. Canones, ex Consiliis. J.-P. Migne. Series Græca, t. 100, col. 857–858, can. XXII: το μοναχικν νδς σχμα, φβ στρατεας λλ τιν πανουργ, κα τοτο μετ τν νγκην τν πκρισιν ποϑμενος и т. д. 55 Пято-шестой Трулльский Собор 691–692 г., правило 40. А что правила этого собора были одним из главных руководящих кодексов церковного права в иконоборческий период, об этом см. замечательное свидетельство S. Nicephori Patriarchæ Constantinopolitani. Apologeticus Minor pro sacres imaginibus. J.-P. Migne. Series Græca, t. 100, col. 845–846–C. 56 Пято-шестой Трулльский Собор 691–692 г., правило 4, см. толкование Феодора Вальсамона на это правило. 62 S. Nicephori «Breviarium historicum» p. 72: ς πολλος ξαπατ διδσκων δξης τς παροσης καταφρονεν οκων τε κα σιγγενεας περορν κα τς βασιλεους αλς ποστρφεσϑαι κα πρς τν μονρη βον μεταρρυϑμζεσϑαι. cnf. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 437: ς πολλους νουϑετονια πρς τν μονρη βον κα καταφρονεν πεϑοντα βασιλικν ξιωμτων κα χρημτων.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

Вступив в пределы Венгрии, войска двинулись внутрь страны. Неприятель все отступал пред ними, поражаемый в различных сражениях (напр. при с. Галаце, Гаркале и др.), пока наконец предводитель венгерцев Гергейне сложил оружие при Вилагосе, 13 августа 1849 г. За эту кампанию Наскевич получил австрийские ордена Стефана и Марии Терезии первых степеней. Император же Николай наградил его воинскими почестями, присвоенными только особе Государя и рескриптом, заключавшимся словами «Ваш друг», 5-го октября 1850 г. исполнилось 50-тилетие службы фельдмаршала, при этом Государь лично вручил ему в Варшаве фельдмаршальский жезл, осыпанный бриллиантами. На 72 году от рождения Паскевич принял личное участие и в Восточной войне 1853–56 годов. Деятельность его в этой войне ограничилась, впрочем, коротким временем в апреле и мае 1854 года, главным образом при неудачной осаде крепости Силистрии. При этом он не выказал обычной своей решительности и энергии, чему причиной была излишняя в то время боязнь Австрии и западных держав. Паскевич скончался в Варшаве 20-го января 1856 г. По случаю его смерти, был наложен 9-ти дневный траур на войска. Погребен он в своем поместье, селе Ивановском. Князь Варшавский был женат на Елизавете Алексеевне Грибоедовой, дочери помещика Смоленской губернии. Он имел сына Феодора и дочерей: Александру (замужем за Балашевым), Анну (за князем Волконским) и Анастасию (за князем Лобановым-Ростовским). 3. Адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788–1851 гг.) Лазарев, устроитель знаменитого черноморского флота, так безвременно погибшего в роковую севастопольскую кампанию, был из числа наиболее замечательных личностей своего времени. Изумительно трудолюбивый и одаренный блестящими способностями, он оказал родине важные услуги на поприщах боевом и военно-административном, своими же кругосветными плаваниями послужил и науке. Административные способности он особенно выказал, управляя, в течение 18-ти лет, черноморским флотом, причем поставил его на ту высоту блеска и достоинства, на которой этот флот находится пред войной 1853–56 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРИНФСКИЙ М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) М. П. Коринфский. Портрет. XIX в. Неизвестный художник (Национальный музей Республики Татарстан) Михаил Петрович (1788, г. Арзамас Нижегородского наместничества (с 1796 губерния) - 1851, Казань), рус. архитектор, работал в стилистике позднего классицизма. Отличительные черты его наследия, включающего ок. 100 построек и проектов,- четкая композиция, чистота классических форм, продуманность деталей, способность создавать целостный ансамбль и максимально использовать природный ландшафт. К. формировал в провинции архитектурную среду, не ставя масштаб зданий в зависимость от статуса городов и поселений. В роду К. были профессиональные резчики по дереву, специализировавшиеся на церковных иконостасах. Это послужило развитию интереса к храмовому зодчеству, которое занимает особое место в архитектурном наследии К. Решающим в его судьбе стало знакомство с арзамасским художником акад. А. В. Ступиным и учеба в его художественной школе (основана в 1802). В 1809 г. К. поступил на обучение к проф. имп. АХ А. Н. Воронихину, работал его помощником на строительстве с.-петербургского Казанского собора, дворца А. С. Строганова, дачи В. Н. Зиновьева (НАРТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 3632) и др. объектов, что определило профессиональное формирование К. В 1811 г. К. получил аттестат об окончании курса наук по части архитектуры и в звании классного художника 3-й степени вернулся в Арзамас, где в 1814 г. организовал архитектурное уч-ще. Однако в провинциальных условиях педагогический талант К. оказался невостребованным, уч-ще просуществовало недолго, и К. активно принялся за архитектурную практику. Одной из ранних его работ стала перестройка здания школы живописи Ступина в Арзамасе (не сохр.). Главный фасад был оформлен портиком с фронтоном, боковой фасад стилистически связан с главным, но являлся самостоятельным - в нем основной массив здания был глубоко отставлен от красной линии улицы и подчеркнут боковыми выступами со сложной ордерной обработкой окон.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

Пособиями к грамматическому познанию языка священных книг, кроме сочинений Буксторфа, Симониса, Шультенса, Михаелиса, Штоккия, могут служить: Hebräisches Elementarbuch von W. Gesenius. 1 Theil: Hebräische Grammatik. Neu bearbeitet von Rüdi­ger. 16 Auflage. 2 Theil: Hebräisches Lesebuch mit Anmerkungen. 8 Auflage. Leipzig. 1851. – Ewald, Ausführliches Lehrbuch der hebräischen Sprache des alten Bundes. 5 Ausg. Lpz. 1844, и He­bräische Sprachlehre für Anfänger. Mit einem Uebungsbuche. Lpz. 184.2· – G. Ben. Winer, Grammatik des biblischen und targumischen Chaldaismus. 2 Auflage. Lpz. 1842. – Краткая еврейская грамматика для обучающихся священному языку в духовных училищах. М. 1822, и Избранные места из книг В. 3. на священном языке, изд. 3. М. 1831. –Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms als sichere Grundlage der neutestamentlichen Exegese. Bearbeitet von Dr. Georg Benedict Winer. Sechste verbesserte Auf­lage. Leipzig. 1854. – Наставление греческого языка, с присовокуплением слов, находящихся в Н. З. соч. Семена Протасова. М. 1788. Риторика III. Логика § 66. Польза логики Толкователь священного Писания должен пользоваться логикою 1) при изъяснении мест Писания связию мыслей или выводом одних истин из других: потому что и сами священные писатели употребляли обыкновенные способы умозаключения, или соединения и вывода одних мыслей из других, для доказательства предлагаемой истины. Напр. Апостол Павел, желая вывесть из заблуждения тех, которые говорили, яко воскресения мертвых несть ( 1Кор.15:12 ), употребляет следующее умозаключение: аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (ст.13); но эта мысль ложна, потому что Христос воста (ст.20); следовательно, ложно и то, что служит основанием этой мысли, именно, что воскресения мертвых несть. Последняя мысль хотя и не выражена прямо Апостолом, однако ж представляется необходимым следствием предыдущих мыслей 105 . 2) при рассмотрении частей или составлении, так называемого, анализа изъясняемой книги 106 , потому что знание частей книги и взаимного отношения их очень много способствует к уразумению мыслей, содержащихся в ней; наконец

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010