Павлов доказал принадлежность Д. еще одного небольшого сочинения о запрещенных браках, находящегося в слав. переводе в Кормчих книгах, и впервые издал его греч. оригинал (Περ ϒμων ϒνμη// Павлов. 1887. С. 111-113; C. 110, 112. Примеч. 4 - обоснование атрибуции). Ранее этот текст считался анонимным либо приписывался синоду, издавшему «том Сисиния». Но эпитет «блаженной памяти», примененный к патриарху Сисинию, заставляет датировать сочинение более поздним периодом, а общность его содержания с каноническими произведениями Д. позволяет атрибутировать его этому канонисту. В небольшом трактате Д. анализирует браки в 7-й степени родства и свойства. Он приходит к выводу, что брак в 7-й степени родства не является безусловно запрещенным; тем более допустим брак в 7-й степени свойства, поскольку свойство качественно отличается от родства и не создает столь сильной близости между людьми, как это последнее. К тому же, отмечает Д., «том Сисиния» довел запрещение браков свойственников только до 6-й степени. Канонический трактат (Μελτη) появился во фрагментарном слав. переводе (неудовлетворительного качества) уже в Древнеславянской Кормчей ( Бенешевич. ДСК. Т. 2. С. 192-195; ср.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 354-355), тогда как Περ ϒμων ϒνμη (также в плохом переводе) вошло в состав Кормчих книг позднее. Однако в печатной Кормчей (Иосифовской, а также Никоновской и синодальной) оба этих текста находятся почти рядом, в гл. 52 где помещены различные «статьи» «о беззаконных брацех». Сочинения названы соответственно «От иныя главы» (Кормчая. 1650. Гл. 52. С. 1243-1246; Кормчая, 1653/1787. Ч. 2. Гл. 51. Л. 242-243) и «Тогоже собора» (Кормчая. 1650. Гл. 52. С. 1234-1236; Кормчая, 1653/1787. Ч. 2. Гл. 51. Л. 237-238. Имеется в виду напечатанный перед этим «свиток» (том) Собора при патриархе Сисинии). Наконец, нельзя исключить авторство Д. в отношении 6 канонических трактатов, долгое время остававшихся неизданными и опубликованных в 1966 г. Даррузесом (De privilegiis metropolitarum; Oratio de ordinatione episcoporum; Oratio ecclesiastica; Oratio contra Alexium I imperatorem; Oratio antirrhetica; De matrimoniis). Издатель ранее полагал, что они, за исключением 1-го, принадлежат Д. ( Darrouzès. Démétrius de Cyzique. 1960. Col. 209-210). В. Лоран считал, что Д. является автором всех 6 трактатов ( Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062-1063); Х. Г. Бек высказывался аналогичным образом, но не был уверен в принадлежности Д. 1-го трактата ( Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 532).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Русский навигатор. Часть 5 «Слова ваши – бабьи сказки, я надеюсь на моих капитанов», – был ответ контр-адмирала Войновича на робкие советы помощников переждать непогоду. Штиль царил в укромной Севастопольской бухте, за пределами же Ахтияра настроение Черного моря портилось с каждым часом. Но русские моряки рвались в бой, воодушевленные известием о первой победе. 21 августа 1787 года в окрестностях Кинбурнской косы рейдировали 44-пушечный фрегат «Скорый» и 12-пушечный бот «Битюг». В тающей утренней дымке со стороны Очакова к ним стремительно приближались десять галер и бомбардирский корабль. Получив на свое предложение сложить оружие очевидный ответ: «Русские не сдаются!», в 3 часа по полудню турки открыли огонь. До 6 вечера русский фрегат успел облегчить боекомплект на 587 ядер и потопить галеру. Затем, обрубив якоря, «Битюг» и «Скорый» на всех парусах отошли к устью Днепра. Не остановил их и ураганный огонь очаковских батарей, прикрывавших вход в Днепровский залив. Потеряв троих матросов убитыми и одного раненым, наши корабли укрылись в бухте Глубокая пристань. «Вам представляется честь встревожить султана в его серале… Кажется, турецкие силы не страшны, когда фрегат и бот не потрусили целого флота», – писал начальник потемкинской канцелярии Василий Попов старшему члену Черноморского правления Николаю Мордвинову. 31 августа 1787 года русская эскадра вышла в открытое море. Не стоит пренебрегать насущной метеосводкой. И то, что случилось с Черноморским флотом в его первом боевом походе, – печальное тому подтверждение. Мощнейший многодневный шторм обрушился на эскадру у берегов Варны (Болгария). Мачты ломались, как щепы, лопались ванты, в клочья рвались паруса. Все утаенные просчеты и недоделки отечественных судостроителей наяву материализовались в человеческие жертвы. Исчез в пучине фрегат «Крым». В первый же день лишилась мачт «Мария Магдалина». Полуразрушенную, беспомощную, ее отнесло к Босфору, где вместе с 400 членами экипажа она сдана была неприятелю в плен наемным капитаном-англичанином Тизделем.

http://pravoslavie.ru/54411.html

Когда же стало понятно, что так легко выпутаться из этих неприятностей не удастся, вот тогда она и решила сделать оргвыводы. Прежде всего, дала отставку Бецкому. По старости, разумеется. " Чтобы не иметь дела с невыносимыми пререканиями и придирками, которые происходят от старческой дряхлости, самодурства и недостатка доброй воли... " - писала она М.Гримму в июне 1787 года. Действительно, в это время Бецкому было уже за 80. Но на самом же деле причина, как нам кажется, была все же в другом. Как педагог и воспитатель, он никогда бы не согласился с той линией поведения, что избрала Екатерина, выстраивая свои нынешние отношения с сыном. Не в силах взирать на это равнодушно, как противоречащее всем нормам морали да и просто житейской логике, он и воспротивился. Значит, не знал подлинной причины избранной Екатериной тактики. Даже его, одного из очень немногих, кому доверяла, не посвятила она в свою тайну. Отсюда, от неведения, - " невыносимые пререкания и придирки " , против которых Екатерина, похоже, мало что могла возразить. Не желая и далее находиться под критическим огнем Ивана Ивановича, дабы не раскрыть себя, предпочла заменить его человеком, который не только не будет с ней спорить, но и станет послушно исполнять любое ее распоряжение и который будет молчать, в страхе потерять монаршее расположение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Глава VI Под опекой Т ак опекуном А.Г. Бобринского с 1787 года стал Петр Васильевич Завадовский (1738-1812), тот самый, с которым он, еще учась в Кадетском корпусе, встречался на обедах у Бецкого. Императрица давно и хорошо знала Завадовского, а первые одиннадцать месяцев знакомства - очень близко, даже слишком. Еще в ноябре 1775 года его, как своего дельного секретаря, представил Ее Величеству генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев. Узнав, с какого времени тот у него служит, заметила, приветливо улыбнувшись, что как раз с тех пор стала наконец понимать суть дел, изложенных в присылаемых ей документах. А до этого разбирала с большим трудом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но в то самое время, когда императрица занималась попечением о распоряжении православных церквей и духовенства малороссийских епархий, в заграничной части сего же народа видела беспрестанное нарушение всех договоров польского правительства о безопасности и свободе исповедания православной веры; и хотя в 1785 г. с согласия польского короля определила она туда особого епископа, коадъютора Киевской митрополии, по словам ее в указе о нем 27 марта сказанным, для удобнейшего охранения исповедующих закон наш благочестивый в Польше; позволила ему даже дать присягу королю польскому (которую он по получении от него привилегии 1787 мая 7 в Тулчине при послах иностранных и российском и дал) для ходатайства за обидимых повелела снабдить его всеми актами договоров 1768, 1773 и 1775 гг. с Польшей, выпиской всех прав и привилегий, издревле жалованных православным от тамошнего правительства и справкой обо всех церквях и монастырях, православных с 1717 г. завладенных униатами; уполномочила его сноситься со всеми тамошними духовными и гражданскими начальствами и с российским в Варшаве послом об обидах; являться с ним на сеймы польские; в нужных случаях требовать наставления от своего митрополита; укрощать свое духовенство и не допускать до состязаний; для просвещения его завести училище; о завладенных до 1717 г. церквях дожидаться решения назначенной в 1775 г. комиссии и к спорным до 1768 г. с униатами церквям священников не производить и проч. 216 , но все сии кроткие меры императрицы были безуспешны, и удовлетворение жалоб всегда было отсрочиваемо. Дух неприязни таился только от страха российского оружия. А когда с осени 1787 г. Оттоманская Порта объявила России войну и в следующем году Швеция, то начались в Польше и Литве явные притеснения православным. С октября 1788 г. открывшийся четырехлетний сейм и сеймовая конфедерация издала враждебные им постановления под предлогом, якобы православное духовенство подущает единоверный себе народ к бунту и имеет приготовленные у себя к тому ножи и другие орудия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Преосвященный Виктор знал цену образованию. Еще, будучи в Могилёве кафедральным наместником при преосвященном Георгии, он «тем горячее» ходатайствовал пред преосвященным за оказание получившим образование «архипастырской милости», «чем усерднее хотел всякому дать знать, что учение непрерывным союзом влечет за собою награждение» 1833 . Обстоятельства, сопровождавшие ero архиерейскую деятельность, поставили его в такое положение, когда ему был дорог всякий не только сколько-нибудь образованный, но и просто грамотный человек. Вынужденный первые годы своего архиерейства провести почти в постоянных разъездах, преосвященный Виктор не упускал случая, где только было можно, выказать свои заботы о нарождавшемся рассаднике духовного образования. Во время долгих дней «ожидания» в Киеве, в разъездах по Украине, преосвященный то подбирал учителей для своей семинарии, то побуждал духовенство теплее относиться к этому заведению и не только отсылать туда своих «пришедших в возраст» детей, позаботиться дать им и некоторую домашнюю подготовку. То обстоятельство, что по семинарии не велось за всё время архиерейства преосвященного Виктора в Слуцке никакой отчётности 1834 , не даёт возможности обрисовать в полноте состояние, в каком семинария находилась в 17851789 гг.. Однако, некоторые, хотя и отрывочные, сведения об этом периоде истории семинарии всё же сохранились. Семинарская жизнь, по всему видно, шла давно заведённым порядком, с каждым годом получая улучшение. 5 октября 1785 года в семинарию был назначен учитель риторики, «с обучением притом латинскому и немецкому языках, истории и географии 1835 . В том же 1785 году в семинарию был назначен и учитель «латинскаго языка, российскаго чтения и письма», т. е., очевидно, низших классов 1836 . С начала 1787/8 учебного года в семинарии было уже три учителя – «высших», «средних» и «низших» классов – и появился префект 1837 . Учение, после этого, пошло полным ходом. Учеников было немного. По крайней мере, в сентябре 1787 года их в семинарии было всего 27 1838 . Преосвященный Виктор, вспоминая впоследствии время 178589 гг., говорит, что в семинарии тогда было до 100 учеников 1839 ; но преосвященный, очевидно, разумеет в этом случае или общую цифру учеников семинарии за все четыре года – 1785–1789, или же какой либо благоприятный момент, когда учащихся в епархии «семинаристов» действительно было до ста человек, но не иначе, как считая в этой цифре и воспитанников украинских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

616 «Annexa», 278. – См. ABAKXVI, 379. – КЕВ., 1873 г., 133. «Сост. украинск. церквей». – Ср. АВАК., XVI, 368. 369. 617 «Annexa», 303. – КЕВ., 1873 г., 133134. «Сост. украинск. церквей». – Бельск от Варшавы 24 мили; Заблудов от Бельска – 4 мили, от Слуцка 50 миль. – АМДК., 222, лл. 6. 7. – «Письма», XX. 625 КС., 1890 г., IV, 175, «Путешествие императрицы EkamepuhыII в южную Россию в 1787 году», Г. В. Есипова. 629 КС., 1890 г., IV, 394. 395. 410. «Путеш. имп. Екатерины», Г. В. Есипова. – РС., 1892., II, 10. 11. «Князь де-Линь в России в 1780 и 17871788 гг.» В. А. Бильбасова. 632 Станислав Богуш Сестренцевич, архиепископ Могилёвский и митрополит всех римскокатолических церквей в России, родился 3 сентября 1731 г. в нынешнем Троцком уезде; получил образование в Кальвинской гимназии в Слуцке (родители Сестренцевича были кальвинского исповедания), затем заграницей в Кролевце, Франкфурте, Амстердаме и Лондон. Готовился к духовному поприщу, но поступил в польские гусары и дослужился до капитанского чина. После дуэли, от которой у него осталось воспоминание на всю жизнь в виде раны на руке, Сестренцевич вышел из военной службы и поступил гувернёром в дом князя Радзивила. Влюбившись в одну знатную польку, добивался её руки и с этой целью перешёл в римскокатолическую веру. В 1762 г. учился в римскокатолических училищах. С 1782 г. – архиепископ Могилёвский, с 1789 г. – митрополит. Скончался 1 декабря 1825 г. – «Encyh. powsz». 636 КС., 1889 г., II, 388. «Киевское городское управление в 1786 году (по протоколам заседаний городской думы)», Н. Молчановского. В этой статье приведён, между прочим, церемониал встречи государыни представителями города. 640 19 декабря 1786 г. – КЕВ., 1873 г., 136. «Сост. украин. Церквей». – 11 декабря 1786 г. он был ещё в Слуцке. – « Письма», XVIII. 641 На встречу государыни была составлена речь и митрополитом Самуилом, произнесённая им 31 января. – КЕВ., 1873 г., 679681. «Приветственные речи митрополита Киевского Самуила императрице Екатерине II, произнесённая во время пребывания её величества в Киеве в 1787 г.»

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Быт.50 1850 г.до Р.Х. Смерть Иосифа. 1806 г.до Р.Х. Год смерти Аменемхета III. Его правление продолжалось 48 лет, в течение которых Египет процветал и развивался. После него воцарился Аменемхет IV. Его правление продолжалось 9 лет и было периодом постоянной внутригосударственной борьбы за власть. 1802 г.до Р.Х. Год смерти Аменемхета IV. Воцаряется последняя правительница из 12-ой династии фараонов – Себекрофну. 1791 г.до Р.Х. Окончание 4летнего правления Себекрофну и времени 12-ой династии фараонов. Наступает период 13-ой династии. Периоды правления фараонов сокращаются, империя начинает ослабевать. Семитские племена из Ханаана и Сирии, которые по историческим записям назывались “гиксос”, использовали внутреннюю нестабильность для обретения политического влияния. Весьма возможно, что, в течение этого периода, некоторые “гиксос” даже становились фараонами. 1787 г.до Р.Х. С 1787 г.д.н.э. Египтом управляет несколько династий. В это время Яхмос I становится первым правителем 18-ой династии фараонов. Он начал намеренно искоренять присутствие израильтян “гиксос” с политической арены. Некоторые из них были вынуждены покинуть страну. Израильтяне начинают испытывать все большее угнетение. Яхмос I или один из последующих за ним (напр.) Тутмос I был назван “царем, который не знал Иосифа”. Исх. 1:8 1580 г.до Р.Х. Вслед за своим отцом Яхмосом I воцаряется Аменхотеп I, который приумножает богатства своего отца. 1560 г.до Р.Х. Тутмос I становится фараоном и продолжает 18ю династию. Угнетение израильтян в Египте усиливается. Во время его правления рождается Моисей. Враждебность по отношению к израильтянам, возможно, была также вызвана военными конфликтами с Палестиной и Сирией. После Тутмоса I воцаряется его сын Тутмос II. 1540–1535 г.до Р.Х. Выходит повеление фараона о том, чтобы у израильтян были умерщвляемы все младенцы мужеского пола. Рождается Моисей. Дочь фараона Хетшепсут находит Моисея в корзинке на берегу реки. Моисей живет в доме фараона как сын. Исх.2 1527 г.до Р.Х. Тутмос III становится одним из величайших фараонов 18-ой династии. Вероятно, некоторое время он совмещал правление с принцессой Хетшепсут, которая также имела титул и права фараона.

http://azbyka.ru/shemy/egipetskij_period...

(1) Лужнический пустынник (Лужницкий старец) – псевдоним, часто встречавшийся на страницах «Вестника Европы». Пушкин считал, что все статьи за этой подписью писаны редактором журнала М. Т. Каченовским. В 1819 г. появилась статья Каченовского, направленная против «Истории государства Российского» Карамзина. Эта статья, напечатанная в пяти номерах журнала, подписана «Ф.» и названа «Письма киевского жителя к его другу»; статья содержала разбор предисловия Карамзина и двух переводов этого предисловия. (2) Чухонская деревня. С пометой «Тентелева деревня» Н. И. Гнедич напечатал в «Сыне отечества» в 1816 г. статью «О вольном переводе Бюргеровой Леноры», в которой сравнивал два вольных подражания «Леноре» Бюргера: «Людмилу» Жуковского и «Ольгу» Катенина. (3) Безрукий инвалид. В «Сыне отечества» 29 декабря 1819 г. появилось «Письмо к издателю» за подписью В. Кл – нов, по-видимому писанное Р. Зотовым. Автор сообщал о себе, будто бы он потерял на войне руку и глаз. Он хвалил петербургскую французскую труппу и критиковал русскую. (4) Семенова Екатерина (1786–1849) и Сосницкая Е. Я. (1799–1855) – драматические актрисы. Колосова Е. И. (1782–1869) – артистка балета; театральная молодежь посещала дом Колосовой не только ради нее, но и ради ее дочери Александры Михайловны, с необычайным успехом дебютировавшей в конце 1818 г. Истомина А. И. (1799–1848) – артистка балета. (5) Большой каменный театр – главный театр в Петербурге в начале XIX b., на месте нынешней Консерватории. (6) Жорж (1787–1867) – французская трагическая актриса, гастролировавшая в России в 1808–1812 гг. (7) Измеренные строки Лобанова. Семенова выступала в роли Клитемнестры в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде», переведенной в 1815 г. М. Е. Лобановым (1787–1846). (8) Пестрые переводы. Имеются в виду «Заира» Вольтера (1809), перевод пяти авторов, «Гораций» Корнеля (1817) – четырех авторов, «Медея» Лонжепьера (1819) – пяти авторов и др. (9) Валберхова – Вальберхова М. И. (1788–1867), драматическая актриса. До 1812 г. выступала в трагедиях; ей покровительствовал А. Шаховской, видя в ней соперницу Семеновой. В 1812 г. она ушла и вернулась на сцену в 1815 г. уже в качестве комической актрисы. Пушкин перечисляет пьесы ее репертуара: «Дидона», трагедия Княжнина; «Ревнивая жена», комедия Дефоржа; «Мизантроп» Мольера (Вальберхова выступала в роли Селимены, в русском переводе переименованной в Прелестину); «Нечаянный заклад», комедия Седена; «Пустодомы», комедия А. А. Шаховского.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

После 3 лет работы школ Рейкс пригласил У. Фокса, У. Уилберфорса , Дж. и Ч. Уэсли , Дж. Ханвея оценить достигнутые результаты. 3 нояб. 1783 г. он опубликовал статью, посвященную пропаганде В. ш., в «Глостерширском журнале», 25 нояб. 1783 г. она была перепечатана лондонским «Журналом для джентльменов», затем у Дж. Уэсли в «Арминианском журнале». Постепенно школы нового типа появились во мн. районах Великобритании. Против В. ш. высказывались нек-рые преподаватели духовных учебных заведений, духовные лица и политические деятели. В Шотландии обучение в воскресный день, а тем более светскими лицами было воспринято как нарушение 4-й заповеди. Тем не менее в Англии, Ирландии и Уэльсе количество В. ш. продолжало расти. Деятельность Рейкса получила полное признание, когда он был удостоен аудиенции у кор. Георга III и кор. Шарлотты. Король одобрил начинание Рейкса и заявил, что «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а королева стала патронессой В. ш. Вскоре практика показала, что школы, где преподаватели-волонтеры (в т. ч. и директора) работали бесплатно, более эффективны. Со временем этот тип школы становится основным. Уэсли писал, что в Болтоне (Англия) в 1787 г. в В. ш. работали 80 учителей, к-рые «не получали никакой награды, кроме награды от Господа». В 1798 г. в Ноттингеме У. Синглтоном (методистом) и С. Фоксом (квакером) была организована первая школа для молодых работниц ткацких фабрик, в 1815 г. В. ш. для взрослых появились в Лондоне, а затем и по всей стране. Большое внимание в них уделялось социальной работе и развитию новых социально-экономических институтов, напр. сберегательных касс, касс взаимопомощи и т. д. В 1787 г. Рейкс в письме, опубликованном в «Журнале для джентльменов», сообщал, что В. ш. посещали 250 тыс. детей. По парламентской переписи Англии и Уэльса 1818 г. в В. ш. обучались 47 225 учащихся; в 1833 г.- 1 548 890 чел. В 1880 г., 100 лет спустя после появления первой школы, в Великобритании насчитывалось 6 695 399 учеников и 647 704 учителя.

http://pravenc.ru/text/155346.html

«Измаил взят, слава Богу! Победа наша…» Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила 24 декабря, 2018 Что еще писал Суворов Потемкину и почему мы вспоминаем штурм Измаила Взятие крепости позволило России избежать изоляции и вести войну сразу с несколькими могущественными государствами. 24 декабря – День воинской славы, установленный в честь взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова в 1790 году. Об этом событии вспоминает протоиерей Александр Ильяшенко. Протоиерей Александр Ильяшенко Война 1787-1791 гг. была не первая русско-турецкая война. Еще в XVII веке при царе Алексее Михайловиче донские казаки захватили Азов и выдержали длительную осаду, которую вела огромная турецкая армия. Но, поскольку тогда Русь не могла ввязываться в большую войну с Турцией, царь приказал казакам Азов оставить. Это было примерно за полтора столетия до штурма Измаила. В начале XVIII века Прутский поход, предпринятый Петром Великим, окончился полной неудачей, сам император едва не оказался в плену и избег его лишь ценой большого выкупа и территориальных уступок. Но, начиная со второй половины XVIII века, военное счастье стало сопутствовать русской армии. Турки, потерпевшие ряд поражений от русских войск, чтобы как-то компенсировать неудачи, потребовали очень серьезных уступок от царского правительства, в том числе они требовали право проводить досмотр русских торговых судов, которые проходили мимо их владений. Такие условия Россия, конечно, принять не могла. Не получив никакого ответа на это требование, турки в 1787 году объявили России войну. К тому моменту сложилась напряженная международная обстановка. Англия, Франция, Польша и несколько других европейских стран планировали оказать помощь Турции, у которой дела складывались неудачно. Потому в конце 1790 года в городе Систове была собрана конференция, где христианская Европа, будем говорить обобщенно, решала вопрос о помощи мусульманской Турции против православной России. Если бы этот союз сложился, то Россия оказалась бы одновременно в изоляции и перед сильной коалицией, что поставило бы Россию в очень трудное положение. «Извольте поспешить туда для принятия всех частей в Вашу команду…»

http://pravmir.ru/izmail-vzyat-slava-bog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010