119–134); он не упоминает о печатном Большом Катехизисе. Притом он, при рассмотрении Катехизиса, делает извлечения из состязания, находившегося в его экземпляре Катехизиса; а состязание обыкновенно помешается только в рукописных Катехизисах. Писатель же Бесед к глаголемому старообрядцу, указывая на Большой Катехизис, имел под руками одно из Гродненских изданий, как можно удостовериться из сличения с ними глав и листов, указываемых им в означенных местах. В 1846 году г. Ундольский писал о себе, что он видел два экземпляра Катехизиса, напечатанного при Патриархе Филарете, именно в Преображенском и Рогожском кладбищах, в Москве; но жаль, что он сообщил слишком мало подробностей об этих экземплярах. Чт. Общ. Ист. и Древ, год 1-й. 3. 90 Мы не можем прейти молчанием одного предания, устно сохраняемого между любителями старых книг. По этому преданию, Катехизис Лаврентия был напечатан при Патриархе Филарете; но по напечатании святейший Патриарх Филарет послал два экземпляра на рассмотрение православных Восточных Патриархов. По рассмотрении Катехизис не был одобрен Вселенскими Патриархами. Почему все напечатанные экземпляры, по распоряжению святейшаго Патриарха Филарета, были сожжены. Остались только дефекты. Из сих дефектов собрано в последствии пять экземпляров, между которыми впрочем ни одного нет полного. Эти экземпляры существуют до ныне: два из ним находились еще недавно в Москве, в бывшем Преображенском и Рогожском кладбищах. (Их-то, без сомнения, видел г. Ундольский, если только справедливо приведенное нами предание. См. предыдущее примечание). Два очевидца, сообщившие нам это сведение, свидетельствовали вместе с тем, что в бумаге и в характере письма виденных ими дефектов находятся несомненные признаки того, что Катехизис был напечатан в начале 17-го столетия. Предание достойное внимания. 91 Мы имеем под руками три Гродненских издания: одно 1783-го года в лист, другое 1787 в большую 4-ю долю и третье 1788 года в лист. Все они между собою сходны, даже количеством листов и слов на каждой странице, исключая того, что в издании 1783 года (вероятно это первое издание в Гродно) после 168 листа поставлено на следующем не 169, а 118, и с этого числа опять в последовательном порядке идет счет листов до самого конца книги; почему на последнем листе в этом издании стоит число 346, а в изданиях 1787 и 1788 года число 395.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Безродов Василий Вас. В1766 г. обучался в грамматике Безсонов Фёдор. Состоял певчим. В 1783 г. уволен, во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129). Бережков Ефим Козьм. 1788 г. обучался в синтаксеме, 1789 г. из риторики произведен в пономари в с. Бережки (Арх. Суз, кон. 1789 г., 983). Березин Иван Ив, 1771 г. из инфимы определен в с. Березники, Юр. у., пономарём «для лучшаго пропитания» (утверждено место); 1774 г.– дьячкомъ (Арх. Суз. кон. 1774 г., «для пропитания». Березин Никита Ив. В 1755 г. обучался в грамматике. Благовестов Иван. Состоял певчим. В 1783 г. уволен во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129. Благовещенский Александр. 1788 г. обучался в инфиме. 1792 г. из риторики исключён за малоуспешность (Арх. Суз. конс. 1792 г., 118) Бланшев Василий. 1779 г. из синтаксимы дьячком к церкви Живоносного Источника г. Суздаля (Арх., Суз, кон. 1779 г., 7). Богдановский Дмитрий Никит. В 1764 г. характеризован: «Studet diligenter et mores probos servat» 1776 г., как слушатель богословии, священ, в с. Тейково (Арх. Суз. кон. 1767 г., Богданов Артемий Гавр. Поступил в семинарию 1763 г. В 1769 г. обучался в школе синтаксимы. Богданов Василий. 1788 г. обучался в школе аналогии. Богданов Иван. 1786 г. обучался в аналогии. Богданов Пётр. 1781 г. обучался в аналогии. Богданский Фёдор. 1786 г. обучался в аналогии. Боголепов Иван. В 1774 г. взят в семинарию. 1781 г. из риторики определен священ. Троицкой церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1781 г., 207). Боголепов Стефан Ив. В 1771 г. обучался в классе аналогии. Боголюбов Алексей, 1774 г. поступил в семинарию, 1776 г. определен дьячком к Источниковской церкви г. Суздаля (Арх, Суз. кон. 1776 г., 18). Боголюбов Алексей Петров. 1781 г. из риторики в приказные Суздальского уездного суда (Арх. Суз.кон. 1781 г., 337). Богоявленский Яков. В 1788 г. учился в грамматике. В 1790 г. из синтаксимы пономарём в с. Заполицы (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 66). Браденский Иван. В 1786 г. обучался в школе поэзии, 1787 г. – свящ. в с. Алексино (Арх. Суз.кон. 1787 г., 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Чти «Пращицы» ответ 14; «Обличения неправды раскольнической», л.116–122; «Розыска о раскольничьей брынской вере» часть 1, главы 8 и 9. 13 Чти к сим книжицу «Историческое известие о раскольниках», печатанную в Санкт-Петербурге 1787 года, с.9–11. 16 «Обличение неправды раскольнической», лист 117 на обороте; разных сочинений преосвященного Платона, митрополита Московского, том 6, с.21–24. 22 «Историческое известие о раскольниках», печатанное в Санкт-Петербурге 1787 года, с.15. «Новое полное историческое известие о старообрядцах», печатанное в Санкт-Петербурге 1794 года, с.8. 24 Взято из книги раскольничьей, называемой «История о отцах и страдальцах соловецких». Чти к сим «Полное историческое известие о старообрядцах», печатанное, как выше сказано, 1794 года, с.10–12. 25 «Увет духовный», лист 49 на обороте до 70; «Историческое известие о раскольниках», с.17–20; «Полное историческое известие о старообрядцах», с.13–22. О сих книгах выше помянуто. 26 «Историческое известие о раскольниках», с.21–23; «Полное историческое известие о старообрядцах», с.28–33. 28 Сии истории и другие, как то о белом клобуке, возложенном якобы от Константина императора на Папу Сильвестра, а потом чудными происшествиями якобы в Новгород пересланного от Филофея патриарха к архиепископу Василию, выпечатаны ухищрением раскольников, и надобно думать, что в польском городе Гродне, как и большой их катехизис, в котором на конце припечатано, что типом-де издана сия книга в типографии его королевского величества гродненской в лета от создания мира 7291. И поскольку оные распущены здесь развратниками в простой народ, то и нужно лжу их и нелепость изобличить так, чтоб самих издателей постыдить, а простодушных читателей предостеречь; ученикам же, сей трактат имеющим у себя, внушить, чтоб они теми лжами их же раскольников могли уличать. Поскольку ж на сем месте такового обличения писать не совместно, то отлагаем оное на конец сея книги и приложим, елико возможно будет, с особливым тщанием. 29 Автор использует также другой вариант наименования этого толка «онофриевщина» – примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

После смерти имп. Марии Терезии (1780) И. начал править самостоятельно, продолжив начатые ею преобразования, однако его реформы носили более радикальный и часто противоречивый характер. И. провел реформы в области гос. управления, экономики и социальных отношений. В сфере гос. управления И. столкнулся с проблемами, связанными с устройством империи, в каждой части к-рой сохранялись собственные органы власти при отсутствии централизованной системы управления, единой армии, системы налогообложения, денежной единицы и т. д. Попытки централизации и унификации гос-ва, предпринимавшиеся имп. Карлом VI и Марией Терезией, были завершены проведенными И. реформами королевской канцелярии, палаты суда и управления финансами (в т. ч. через слияние 13 различных региональных учреждений). Наиболее важной из реформ является реорганизация гос. управления Венгрии (1785), Ломбардии и Австрийских Нидерландов (1787). В Венгрии И. стремился поставить под свой контроль сословия, положить конец венг. обособленности и отменить конституцию. Он ликвидировал комитатскую систему (обл. автономию) и разделил страну на 10 адм. округов во главе с комиссарами. Император отказался короноваться венг. короной св. Стефана (Иштвана) и приказал перевезти ее в Вену, за что в Венгрии его называли «король в шляпе». В целях унификации И. проводил политику германизации многонационального населения империи, в т. ч. сделал нем. язык обязательным в делопроизводстве (1784) на территории всех подвластных Габсбургам земель, кроме Ломбардии и Австрийских Нидерландов, где итал. и франц. языки признавались «пригодными» в гос. управлении. Эта реформа вызвала недовольство подданных и стала одной из причин восстаний в конце правления И. В экономике важнейшим мероприятием стала отмена крепостного права, давшая возможность крестьянам выбирать место проживания, заключать сделки; помещикам запрещалось сгонять крестьян с их наделов и чинить препятствия их хозяйственной деятельности. Однако перевод крестьян на выкупные платежи зависел от желания помещика. В итоге в Галиции барщина была отменена только в 1786 г., а в Венгрии в 1787 г. Как и имп. Мария Терезия, в экономической сфере И. следовал принципам меркантилизма, ограничивая ввоз иностранных и поощряя экспорт отечественных товаров, поддерживая развитие мануфактур, в т. ч. путем предоставления льгот предпринимателям-протестантам, переселявшимся в Австрию из Рейнской обл. и Нидерландов. Религ. льготы коснулись и православных, игравших важную роль в венской торговле, а также иудеев, в финансовых капиталах к-рых нуждался двор. Реализуя идеи Просвещения, император открывал богоугодные заведения, больницы, приюты для глухонемых. Экономические и социальные реформы И. способствовали модернизации империи Габсбургов.

http://pravenc.ru/text/673653.html

Карл-Вильгельм, рождение 1786 † 1788 Фридрих, рождение 16 января 1787 † 28 июля Екатерина-Елена, за Гиршфельтом Генриетта-Христина, за генерал-майором Гарпе Евва, рождение 1780 † 1805; за майором ф. Траубенберг Гертруда-Каролина, за ротмистром ф. Дресслер Шарлотта, за Рейнгольдтом ф. Ренненкампф Анна-Доротея, за Петром Пальшау Христофор-Бернгард, рождение 22 июля 1786; женат на баронессе Магдалине-Вильгельмине-Шарлотте Стакельберг Екатерина-Магдалина, рождение 1778 † 1806; за майором Карлом ф. Крузенштерн Карл-Пётр-Эрнест, рождение 27-го сентября 1772 † 10 мая 1794 Генрих-Иоанн, флота капитан-лейтенант, рождение 19 марта 1775 † 1850; женат 1) на Елене-Маргарите-Софие Бенкендорф, рождение 1784 † 1807; 2) на графине Марие-де-Лагарди (от 1-го брака 2 сына и 2 дочери; от 2-го брака 3 сына и 3 дочери) Георг-Густав, рождение 1781 † 1784 Христофор Иванович, тайный советник, бывший курляндский губернатор, рождение 17 декабря 1782; женат на Юлие ф. Штрандманн, 15 ноября 1790 † 20 июня 1830 Вильгельм-Лудвиг, рождение 1784 † 1786 Конрад-Георг, рождение 28 апреля 1786; женат на баронессе Эмилие Тизенгаузен Екатерина-Маргарита-Елисавета, рождение 1774 † 1836, 1) за Карлом ф. Рамм; 2) за ландратом ф. Клуген Гертруда-Елена Анна-Вильгельмина Юлия-Христина, рождение 1790 † 1841, за Фридрихом ф. Толь Амалия-Елисавета, за майором Квитницким Пётр-Генрих, рождение 1782 † 1822; женат на Софие Клапир-де-Колонг Карл, рождение 1785 † 1806 Германн-Иоанн, рождение 1787 Христофор-Мориц, рождение 1790 † 1825 Магдалина-Анна, за бароном Георгом Стакельберг Генриетта, за Густавом ф. Глазенап КОЛЕНО V: Лудвиг Иванович, подполковник, рождение 5 февраля 1799 Рейнгольд Иванович, рождение 20 июля 1804 Виктор Иванович, рождение 24 ноября 1806, убит в польскую кампанию 1831 Вильгельмина-Беата-Юлия Наталия-Юлия-Екатерина Всеволод Фёдорович, генерал-майор и коломенский уездный предводитель дворянства, рождение 20 августа 1804; женат на Наталье Петровне Глебовой-Стрешневой (у них две дочери) Виктор Фёдорович, рождение 20 августа 1805 † в июне 1823

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1188 Мнение об этом Ростоцкого имеет большой вес. Он был назначен визитатором в Литву и объезжал много мест. Особенно ясно он его высказал в письме к Смогоржевскому от 12 июня 1787 г. (Арх. ун. м., 1000). 1193 Там же, (общ. нумер.) 993, – письмо Левинского от 2 января 1787 г.; русск. Арх. 1867 г., стр. 1570. 1206 В одном письме Виктор говорил, что он ожидал встретить затруднения с противной (униатской, польской) стороны, но почти не встречает их. Там же, стр. 373. 1215 «Нашел я в них (в монашествующих обоего пола) застарелое бродяжество, самовольное по лесам, по пасекам и по селам в мирских домах ночевание.» Там же, донесение Виктора, л. 457. 1216 «Православное сего края священство, быв в одном почти протопопов наблюдении, пришло в такое неустройство, что поправление онаго требовало моего здесь немаловременнаго бытия.» Там же. Виктор, как увидим, и впоследствии держался предубеждения против протопопов и не хотел знать духовных правлений. 1217 Виктор подробно рассказывал, как известный нам смилянский протопоп Радзимовский ездил с униатами и взыскивал королевскую подать, оставляя часть ее в свою пользу, как он от имени Ксаверия Любомирского продавал презенты (право на занятие прихода), как он не защищал своего духовенства от панских и униатских обид. Виктор в своем донесении привел даже дошедшие до него слова жены Радзимовского, сказанные ею в ответ на просьбу одного православного священника защитить его от грабительств униатских: «если священникам беда, то нам хорошо, а если им хорошо, то нам худо.» Радзимовский был удален от должности. О заслугах его нет в донесении ни слова. Там же, л. 456. 1221 Если верить униатскому известию, белоруссы-монахи очень тяготились властию над ними приехавших с Георгием малороссов, которые расправлялись с ними по-казацки. См. выше, стр. 11, прим ч. 3. 1227 Вся эта история рассказана и подтверждена документами униатским архипресвитером Бродовичем в сочинении: Widok-przemocy. Львов 1861 г. 1228 Арх. ун. м., 1000,–письмо из Почаева генерального викария Иерофея Корчинского от 28 октября 1786 г.; там же, письмо неизвестного из Чернобыля от 17 декабря того же года.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Наблюдается усиление при дворе антирусской партии, возглавляемой великим визирем…», «Султан ведет себя нерешительно…», «Сторонники визиря спровоцируют где-нибудь на границе, скорее всего у Очакова, драку и, сложа вину на нас, вынудят двор к войне…» Один за другим приходят сообщения от русского посланника Якова Ивановича Булгакова в Константинополе. Потемкин всеми силами пытается ход событий изменить: настоятельно требует проявлять дружелюбие к турецким капитанам, дипломатам и купцам. С ними следует обходиться «сколь можно ласковее, уклоняясь от малейшего повода к распре и оскорблению, оказывая при том им всякую справедливость и снисхождение». Но к середине 1787 года становится очевидно: войны не миновать. Старший член Черноморского правления контр-адмирал Н.С. Мордвинов отдает распоряжение приступить к срочной подготовке обороны Севастополя. Вход в бухту закрывают старыми фрегатами и бомбардирским кораблем, превращенным в гигантскую плавучую батарею. На очередном заседании Дивана – Государственного совета в странах Востока – Яков Иванович Булгаков категорически отвергает ультиматум турецкой стороны: возвращение Крыма, отказ от Кучук-Кайнарджийских соглашений, запрет Черноморского флота. Под охраной его уводят в Семибашенный замок – Еди-Куле – тюрьму для врагов султана. 13 августа 1787 года Турция объявляет войну России. Усиленный и обновленный за «мирные» лета флот под красным с золотистым полумесяцем флагом устремляется к Очакову. На перехват ему выходит в море Черноморская эскадра. «Хотя бы всем погибнуть, но должно показать всю неустрашимость к нападению и истреблению неприятеля. Сие объявить всем офицерам Вашим. Где завидите флот турецкий, атакуйте его во что бы то ни стало, хотя бы всем пропасть», – записку такого содержания получает от Потемкина командующий эскадрой граф Войнович. Авангард русского флота возглавляет Федор Ушаков. (Продолжение следует.) Рейтинг: 9.9 Голосов: 165 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 9140 4 марта 2013, 22:17

http://pravoslavie.ru/54257.html

Поэтому было предложено разрушить все монархии и установить во всем мире власть политиков-временщиков, которые бы реализовывали бы примат политики над экономикой на практике. В 1784 году в городе Веймаре собрались немецкие приверженцы примата политики над экономикой. Среди них был великий немецкий поэт Йоганн Вольфганг фон Гете. В трагедии «Фауст» он описал замысел выпустить необеспеченные деньги и на них собрать у себя все золото: «один билетик ста монетам равняется теперь». Благодаря Йоганну Вольфгангу фон Гете мир уже на протяжении двухсот лет знает о том, что приверженцы примата политики над экономикой выпускают необеспеченные деньги и скупают на них золото. В 1787 году одна из ячеек примата политики над экономикой под руководством видного теоретика этого примата Адама Вайсхаупта была раскрыта и изгнана из Баварии. Власти Баварии издали книгу с документами, свидетельствовавшими о планах ячейки по свержению монархий, и разослали ее всем правительствам Европы. Французский король Людовик XVI не внял этому предупреждению и вскоре попал на гильотину. Адам Вайсхаупт со своей командой перебрался из Баварии в город Гота, где правил герцог Эрнст II Саксен-Гота-Альтенбургский (его псевдоним в ячейке А.Вайсхайпта был «Тималеон»). Этот герцог был единственным монархом Европы, который поддержал революцию во Франции в 1789 году. Так в 1787 году город Гота стал европейской столицей примата политики над экономикой. Это важное обстоятельство. Правители Готы помогали тем, кто выступал за установление примата политики над экономикой, а те отвечали им взаимностью, правда, в своих собственных интересах. Умер А.Вайсхаупт в Готе в 1830 году уже при правлении Эрнста I, первого герцога Саксен-Кобург-Готского (1784-1844). Именно этот монарх основал Саксен-Кобург-Готскую династию, которая сегодня правит в Великобритании и ряде других европейских государств. У герцога Эрнста I было 9 братьев и сестер. Приверженцы примата политики над экономикой небескорыстно продвигали всех членов этой семьи на европейские троны.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/kultur...

6 Я.А. [Амфитеатров Я . К.] Евгений, митрополит Киевский и Галицкий//Северная пчела. 1837. 61. С. 243–244. 8 Ивановский А. Д. Памяти высокопреосвященного Евгения, митрополита Киевского//Журнал министерства народного просвещения (далее – ЖМНП). 1867. 12. С. 701–757. 11 Ивановский А. Евгеньевский сборник. Материалы для биографии митрополита Евгения. СПб. 1871. Вып. 1. 12 Хорошев А. С. Периодизация новгородской историографии XVIII – нача­ла XX вв.//Русский город. Исследования и материалы. М., 1984. Вып. 7. С. 64. 13 Цамутали А. М. История Великого Новгорода в освещении русской ис­ториографии XIX – начала XX вв.//Новгородский исторический сборник. Л., 1982. 1. С. 97. 14 Письма Евгения к профессору Г. Н. Городчанинову//Евгеньевский сбор­ник. Материалы для биографии митрополита Евгения. СПб., 1871. Вып. 1. С. 20. 15 Краткое описание жизней древних философов, сочиненное г. Фенелоном, архиепископом Кембрийским. Переведено с французского в Московской академии. 1787 г. М., 1788. 16 Похвальное слово чему-нибудь, посвященное от сочинителя кому-нибудь, а от переводчика никому, с присовокуплением похвального письма ничему. М., 1787. 17 Парнасская история, заключающаяся в 2-х книгах… Переведено С. Евфимием Болховитиновым. М., 1788. 18 Удовольствие от способностей воображения. Английская поэма в 3-х песнях, сочинения г. Акенсида С французского на русский язык переведена С. Евфимием Болховитиновым. М., 1788. 19 Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископом Кесгольмского и Ладожского и Викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий, изданное особенно для любителей и почитателей памяти сего преосвященного В.С.П.П.Е. Болховитиновым. СПб., 1796. 20 Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, собранное из историй, архивных записок и сказаний В.С.П.П.Е. Болховитиновым. Воронеж, 1800.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010