В конце XVIII - начале XIX века в Донском храме велись значительные работы по украшению его интерьеров: в 1785 году ярославский столяр Федор Зеркальников сделал резной иконостас в придел Артемия Веркольского, в 1806 - в центральный храм. Большой вклад в благоустройство внес живописец Андрей Денисов: в 1786-1798 годах он поновлял многие старые иконы, в 1803–1806 - выполнял стенное письмо в церкви, в 1808-1811 - писал новые иконы для иконостаса. Особо чтимой в приходе являлась икона Донской Богоматери. В 1899 году Донская церковь была «почти вся вновь перестроена» одним из владельцев Ярославской Большой мануфактуры А.А. Карзинкиным, израсходовавшим на ее расширение около 50 000 рублей. Донская церковь находилась на городской окраине, часть ее прихожан являлась жителями Бутырской и Донской слобод, а другая часть - крестьянами окрестных деревень, поэтому со времени основания храм имел двойственный статус. В одних источниках значится, что «оная церковь приписана к городским по благословению Преосвященного Авраама… Приход у нее - бутырские жители, притом и несколько деревень»; в других она числится в Ярославском уезде. Только в конце XIX века церковь была окончательно причислена к IV благочинному округу города, но и позднее в официальных документах именовалась как Донская в селе Новофедоровском Ярославского уезда. Донской церкви принадлежала деревянная часовня на Донском кладбище, устроенная в 1905 году. С 16 ноября 1896 года в храме служил священник Константин Григорьевич Наумов, вместе с Федором Петровичем Успенским он основал журнал «Приходская жизнь» в 1898 году, но 23 декабря 1905 вышел из состава редакции. Донское приходское попечительство значится в Объединенном попечительстве закоторосльных церквей с момента образования последнего. На средства прихода содержались две церковно-приходские школы - одна городская в Донской слободе, другая сельская - в деревне Осовых. Ежегодно неподалеку от Донской церкви, на Бутырском лугу, проводился трехдневный весенний праздник солнца - «Солонины», который жители всей закоторосльной части почитали «священным долгом посетить». Подобные праздники являлись отголоском язычества, они устраивались и в других русских городах, только назывались по-иному: в Костроме и Твери - Ерилы, во Владимире - Юнины, в Нерехте - Конюковки. Название праздника произошло от слова солнце (солон). Он совершался весело, оживленно. Любопытно отметить, что в начале XX века ярославцы уже не помнили, что они праздновали в эти дни. Вот как корреспондент местной газеты «Голос» объяснил происхождение слова: «Старики говорят, что в былые годы в это время здешние мясники начинали засаливать туши (для солонины) и этот торжественный момент проводили в веселии и питии».

http://sobory.ru/article/?object=20766

К 1784-1787 гг. относится один из самых знаменитых проектов К.- первая перестройка дома В. М. Долгорукова-Крымского на Б. Дмитровке для Благородного собрания. Главной частью этого проекта стал встроенный во внутренний двор дома колоссальный Колонный зал, предназначенный для балов. Мощная коринфская колоннада из 28 гладких деревянных колонн, отделанных белым искусственным мрамором, поддерживает подвесной зеркальный деревянный свод с распалубками над полуциркульными окнами верхнего света. Первоначально зал не имел балкона (добавлен в нач. XIX в.). До пожара 1812 г. стены зала были расчленены коринфскими пилястрами, а потолок украшен живописным плафоном с арматурами и картушами (здание восстановил ученик К. Бакарёв; фасады перестроены в 1903 А. Ф. Мейснером). После посещения летом 1785 г. Москвы имп. Екатерина осталась довольна классицистическим зданием Сената, отметив, что оно «превзошло ее ожидания». Напротив, псевдоготические постройки Баженова в подмосковном с. Царицыне ей не понравились. Показавшиеся императрице тесными и неудобными дворцовые павильоны приказано было срыть до основания, а на их месте возвести новый дворец. Начальник ЭКС М. М. Измайлов поручил составить новые проекты дворца одновременно Баженову и К. Однако в янв. 1786 г. проект Баженова был отклонен, а сам он отстранен от строительства в Царицыне и близлежащих селах Булатникове и Конькове (где намечались дворцы для великих князей) и отправлен в отпуск. Строительство было поручено К., назначенному главным архитектором ЭКС. В авг. 1786 г. К. уже имел чин надворного советника. Но из-за военных расходов гос-ва финансирование строительства в Царицыне постоянно урезалось. Только к 1789 г. возвели 1-й этаж большого дворца. В 1793 г. было приказано достроенный лишь наполовину дворец спешно завершить и возвести под крышу. После смерти Екатерины II в 1796 г. недостроенное здание, как и мн. др. грандиозные проекты императрицы, забросили. К., по-видимому, был передан частный заказ, выполнявшийся Баженовым для Измайлова. Строительство белокаменной Владимирской ц. в усадьбе Быково (ныне Раменского р-на Московской обл.) было начато в 1783 г. Проект, вероятно выполненный Баженовым, исследователи относят к кон. 70-х гг. XVIII в. А. Г. Борис предполагает, что постройка была закончена в кон. 80-х гг. XVIII в. под рук. К. Несколько видоизменив первоначальный проект, он пристроил к овальному в плане 2-этажному храму, схожему по композиции с Преображенской ц. (1783-1788) в Вифанском монастыре близ Троице-Сергиевой лавры, 2-этажную трапезную с парными башнями-колокольнями и полукруглой лестницей на зап. фасаде. В целом изменения первоначального проекта были незначительными. К. придал башням более строгий классический вид, а также привнес нек-рые «псевдорусские» декоративные мотивы. Новшеством была торжественная изогнутая лестница на 2-й этаж. Видимо, К. создал также классицистический интерьер церкви с полуциркульной заалтарной колоннадой.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

За год или за два до неприятельского нашествия… мамзель Марс и там играла. — Французская актриса Марс (наст, имя и фамилия — Анн Франсуаз Ипполит Буте; 1779— 1847) состояла в труппе «Комеди Франсез» сначала на амплуа инженю, а затем первых любовниц, кокеток, субреток в комедиях Мольера, Мариво, Этьенна, Делавиня и др. … временно устроили театр на Никитской, в доме Познякова… — На сцене частного театра в доме П. А. Познякова (ныне это д. 26 по ул. Герцена; перестроен) играли и русская и французская труппы. М. И. Пыляев заметил, что «театр П. А. Познякова славился своею роскошью, зимним садом Спектакли считались первыми в Москве…» (Пыляев, Старая Москва, с. 146). В 1812 г. здесь устраивались спектакли для французов. «Объезжая правую сторону обширного пепелища, — вспоминал в своих записках “Двенадцатый год” кн. А. А. Шаховской, — я заехал в уцелевший дом Познякова, где жил вице-король Италии и давались оставшимися в Москве французскими актерами спектакли Во внутренности дома не только все уцелело, но еще было нанесено множество фортепьян и не принадлежащих к нему зеркал и мебелей, а за сценою домашнего театра брошены остатки священнических риз, из которых выкроены кафтаны и костюмы для комедий, разгонявших тоску жертв Наполеонова властолюбия” (РА, 1886, No 11, с. 387). М. И. Римская-Корсакова так писала о состоявшемся в этом театре 13 мая 1813 г. бале-маскараде: “…хотя Москва и обгорела до костей, но мы в радости не унываем, а торжествуем из последних копеек Позняков дал маскарад-театр. И каково же, что через полтора года мы торжествуем тут, где французы тоже играли комедию…” (см.: Гершензон, с. 50). … и выстроили… после первой холеры, новый университет. — Университетское здание на Моховой улице (ныне просп. Маркса, д. 18), построенное по проекту М. Ф. Казакова в 1786–1793 гг., сгорело в 1812 г.; было восстановлено через четыре года под руководством архитектора Д. И. Жилярди, сохранившего основные объемы и внутреннюю планировку, но перестроившего фасад. В дальнейшем здание существенно не перестраивалось.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

В 1670 году Гомель получил Магдебургское право. К середине XVII века город пришёл в упадок. Он подвергся значительным разрушениям, число жителей сильно сократились, многие ремёсла исчезли. В 1730 - 1772 годы владельцем Гомеля был подканцлер, а затем канцлер литовский Ф.М. Чарторыйский. При его владении городом замок был перестроен в довольно мощную крепость (воздвигнута новая деревянная стена и дубовые башни с бойницами, через ров были переброшены подъёмные мосты). В составе Российской империи В 1772 году при первом разделе Речи Посполитой Гомель вошел в состав Российской империи . Через три года Екатерина II подарила " деревню Гомий в пять тысяч душ " известному военначальнику и государственному деятелю графу П.А. Румянцеву-Задунайскому. По его распоряжению в конце XVIII века на берегу реки Сож закладывается дворец, а вокруг него разбивается парк. В 1796 - 1826 годах владельцем Гомеля был Н.П. Румянцев, канцлер, министр иностранных дел России. В 1779 году староство включало 82 деревни с 12665 дворами. Н.П. Румянцев, не желая присутствия в своём городе уездных чиновников, добился превращения Гомеля в частнособственническое местечко при условии постройки им нового города, где бы разместится уездный центр. В 1796 году создана Белорусская губерния. Город стал уездным городом Рогачёвской провинции. В 1802 году губернию разделили на две - Витебскую и Могилёвскую. Значительная часть Гомельской области и Гомель были включены в Могилёвскую губернию. При образовании в составе Могилёвской губернии уездов, Гомель вошёл в Белицкий уезд. Строительство Н.П. Румянцевым нового уездного центра Новая Белица осуществлялось в 1777 - 1786 годах на левом берегу реки Сож в 3 верстах от Гомеля. В 1834 году дворцовая часть Гомеля была приобретена И.Ф. Паскевичем, а в 1837 году император Николай I подарил ему оставшуюся часть города с прилегающими землями. В 1852 году новый владелец Гомеля князь И.Ф. Паскевич перевёл уездный центр в Гомель с переименованием уезда в Гомельский, объявив Новую Белицу заштатным городом, а в 1854 году она была присоединена к Гомелю в качестве предместья (ныне - Новобелицкий район Гомеля). Он также частично перестраивает дворец. Гомельский дворцово-парковый ансамбль Румянцевых - Паскевичей стал " одной из самых объемных и весомых частей богатого культурного наследия республики " .

http://drevo-info.ru/articles/17874.html

за уничтожением оной Штат сей тогда же приписан к Духовской с Усохи. ВОСКРЕСЕНСКАЯ в Домантовой стене построена и освящена 1З94 года; по Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Георгиевской, в наличности тогда не оказавшейся, а после пожара 1788 года упразднена. БОГОЯВЛЕНСКАЯ со Кстовы в Бродах за Петропавловским нынешним Собором ко Пскове реке построена каменная 1З97 года; в 1701 году занята под Крепостное укрепление; в 1710 разрушена от взрыва пороха, но перестроена, и по Штатам 1764 положена с окладным жалованьем, а в 1786 году упразднена. ПОКРОВСКАЯ в Домантове стене над Рыбницким рядом каменная между Церквами Рождества и Святаго Духа основана 1З98 года; в 16 столетии учреждена быть Собором, а в 1701 году засыпана для Крепостных укреплений. МИХАЙЛОВСКАЯ в женском Монастыре основана в 1З98 году. СТЕФАНА APXIДUAKOHA в Мирожском Монастыре построена 1404 года; перестроена каменная в 1546 году. НИКОЛАЕВСКАЯ на Взвозе построена 1404 года; по Штатам 1764 положена была с жалованным окладом: но до оных еще уничтожилась, а на место ее в Штат поставлена Власьевская. СВЯТОГО НИКОЛАЯ над греблею к стене над Рыбницким рядом построена была 1404 года. В 1417 году учреждена быть Собором. СВЯТОГО АФАНАСИЯ построена одним днем 1407 года; перестроена каменная в 1483 году. СВ. МУЧЕНИЦ СОФИИ, ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВЕ построена каменная 1415 года. ВАРВАРЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ на Усохе строена 1420 года. СПАССКАЯ деревянная на месте первоначальной Власьевской на площади построена во время мору одним днем 1420 года. БОРИСОГЛЕБСКАЯ возле Петропавловской, на месте коей выстроена в 1819 году Казанская, построена была 1453 года; с 1786 года приписана к Петропавловскому Собору. СПАССКАЯ на торгу перестроена 1434 года; в 1453 году учреждена быть Собором и перестроена каменная в 1543 году. СВ. АФАНАСИЯ в Домантове стене (Каменная перестроена 1438 года) ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ у Старого Костра (Каменная перестроена 1438 года) ПОХВАЛЫ БОГОРОДИЦЫ с Полонища на Романове Горке построена деревянная 1442 года; в 14б2 году учреждена быть Собором; в 1466 построена каменная; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом; но в 1786 году упразднена.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Любим. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (ц. Введения) построен в 1786 году на средства прихожан и купцов Сажиных. Каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней, перестроенной в 1840 году. В этом же году был сооружен тамбур перед северным входом в храм. Иконостас пятиярусный, резной. Храм расписан во второй половине XIX века. Престолов три: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Храм действующий. Первоисточник информации: Монастыри и храмы земли Ярославской: краткая иллюстрированная энциклопедия. [В 3 т.]/[Авт.-сост.: М. Шиманская, С.Метелица]. - Ярославль; Рыбинск. Дом печати, 2000. Т.2 : Переславль-Залесский. Любим. Мышкин. Некоуз. Некрасовское. Пошехонье. Пречистое. Романово-Борисоглебск 1 благоч. округ. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на кладбище, зданием каменная—приходская. Престолов в ней три: в летней—холодной—Введения во храм Пресвятой Богородицы, в теплой, с правой стороны—Спаса Нерукотворенного Образа, с левой—во имя Св. Василья Блаженного Московского Чудотворца. Построена в 1786 г. тщанием и иждивением купцов Сажиных. Земли церк. 28 д. 588 кв. с. Церковный дом для помещения священно-церковнослужителей, деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте. Церковного капитала в бил. 5855 р. Прихожан 172м. и 190 ж. Прихожане живут за рекой Учей, вблизи церкви. При церкви каменный флигель в церковной ограде, построен сиб. купцом Тимофеем Козулиным для жительства бедных, сторожа и просфорни. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причтового капитала в проц. бум. 11986 р. (по данным 1908г.) В 1786 г. на кладбище, оставшемся от упраздненного Афанасьевского монастыря, была построена каменная Введенская церковь с приделами Нерукотворного Образа и св. Василия Блаженного (второй из них в наше время не существует). Храм не закрывался в советское время, в основном сохранив убранство XVIII-XIX в., а также часть святынь, передававшихся в него из закрытых церквей Любимского района. Ныне - один из двух действующих любимских храмов. Источник: сайт " Воскресенское.Обнора " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Построена в 1786 году, до этого в этих местах находилась Афанасьевская мужская пустынь, от которой осталась только старая сторожка. 12 января 2008. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05385

Дмитровичи. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1786. Адрес: Беларусь, Брестская область, Каменецкий район, с. Дмитровичи Координаты: 52.491491, 23.777864 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенская церковь д. Дмитровичи была построена из дерева на средства прихожан с помощью священника Федора Будиловича в 1786 году. Некоторые исторические факты свидетельствуют, что церковь не возводилась, а была перестроена из храма, который действовал раньнее 1740 года. Внесена в список историко-культурных ценностей РБ (1786 г.). По материалам официального сайта Каменецкого благочиния Перед самым въездом в Беловежскую Пущу, прямо у дороги, путешественника встречает и провожает появившаяся тут в 1786 году униатская, построенная на деньги сельчан и при активной деятельности священника Фёдора Будиловича, небольшая деревянная Спасо-Преображенская церковь. В начале ХХ века в приходе Преображенской церкви насчитывалось 5034 прихожан в 16 деревнях. Церковь никогда не закрывалась. Как мы видим, храм решён прямоугольным срубом, поставленным на бутовый фундамент. С востока к основному объёму прирублен прируб низкого притвора (выделяющаяся апсида с восточной стороны - отсутствует). Главный фасад завершён фронтоном с двумя небольшими ромбовидными проёмами (люкарнами) в центре. Крышу прорезает небольшой восьмериковый барабан, увенчанный луковичной главкой. По правую сторону от главной оси памятника деревянной архитектуры отдельно поставлена позднее выстроенная каркасная четвериковая, тяжёловатая по пропорциям, звонница. Территория церкви обнесена каменной оградой. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27547

СВЯТАГО ДУХА СО YCOXI, во Пскове женский, построен 1З8З г. и находился близ Церкви Св. Николая на Усохе; упразднен был до Штатов 1764 года; а по оным Церковь его положена с окладным жалованьем вместо Рождественской, в наличности тогда не оказавшейся: но в 1786 году упразднена. НИКОЛАЕВСКИЙ НА ВОЛКУ или ВОЛОКУ, мужской, на левом берегу реки Великой выше Снетогорского Монастыря, после к оному и приписанный, упоминается при построении в нем Церкви каменной 1З94 года. Вторично Церковь сия перестроена 1483 года, а разобрана для Снетогорских строений уже в 1817 году. Земли его в 1786 году отданы Успенской Пороменской Церкви. МИХАИЛО – АРХАНГЕЛЬСКИЙ, женский, с Поля на Песках во Пскове, упоминается при построении в нем каменной Архангельской Церкви в 1З99 г. Он упразднен до Духовных Штатов 1764 года; а по Штатам Церковь его назначена приходскою с жалованьем на место Георгиевской, в наличности тогда не оказавшейся. Но в 1786 году и сия упразднена. СПАССКАЯ НЕРУКОТВОРЕННОГО ОБРАЗА с поля во Пскове, мужская Пустынь, иначе называвшеяся Образский Монастырь с Поля за городом, на реке Промежице, упоминается при построении в ней новой Церкви 1414 г. Там имел в 1581 году стан свой Король Стефан Баторий. Упразднен по издании Духовного Регламента. НИКОЛАЕВСКИЙ НА ПЕСКАХ во Пскове, мужской, против верхних на реке Пскове решеток за Петропавловскою Церковию упоминается при построении в нем каменной Николаевской Церкви 1419 г. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ В ПЕСКАХ на бугре во Пскове, женский, на земле уступленной Монахиням Перхурием Сопешкою, Монахом, Монастырь строен 1420 года. НИКИТИНА САВВИНСКАЯ Пустынь мужская на реке Многе за городом упоминается 1442 года. В 16 столетии была приписана к Пантелеимонову Монастырю и потом к Архиерейскому дому: а с 1651 года к Печерскому Монастырю. СВ. МУЧЕНИК ЕВСТРАТИЯ И ДРУЖИНЫ, мужской Монастырь на Запсковье у Гремячих ворот упоминается 1447 года. После обращен в подворье Крыпецкого Монастыря. ВОСКРЕСЕНСКИЙ СО СТАДИЩА на Запсковье, женский, упоминается при перестройке каменной его Церкви 1458 года. Он упразднен при Штатах 1764 года и Церковь оного обращена в приходскую; а в 1786 году приписана к Варламиевской на Запсковье.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

ТРОИЦКИЙ деревянный Собор основан в 9б5 году. ВЛАСЬЕВСКАЯ первоначальная приходская бывшая построена в 970 году на площади; основание ее отыскали Псковичи в 1420 году и на оном во время мора тогда построили одним днем деревянную Спаскую Церковь . ТРОИЦКИЙ каменный Собор основан в 1138 году. СВЯТАГО ДИМИТРИЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА деревянная Церковь близ площади основана Князем Всеволодом Мстиславичем, который в ней и погребен был 1138 года. А каменная из плиты с кирпичом на место ее была основана в 114З году; посл включена в Домантову стену и перестроена из сплошной плиты 1523 года Князем Аведом и потом учреждена быть Собором. По Штатам 1764 года положена с окладным жалованьем вместо Покровской Церкви, тогда в наличности не оказавшейся: но в 1786 году упразднена. Здание ее однако ж цело. СПАСКАЯ каменная в Мирожском Монастыре основана в 115б году. СВЯТАГО МУЧЕНИКА ТИМОФЕЯ ГАЗСКАГО создана Князем Домантом в 1268 году. СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ в Домантове стене создана тем же Князем в 1269 году; перестроена каменная в 1548 году; по Штатам 1764 положена была с окладом жалованным, но за ветхостью и разрушением Штат ее приписан к Воскресенской в Домантове же стене. СВЯТАГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА построена в Домантове стене тем же Князем 1272 г. РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ над Псковою рекою со Кстовы, близ Петропавловской Церкви, каменная, основана 1З10 года; разрушена в 1710 году от взрыва близ ее хранившегося пороха. ВАСИЛИЯ ВЕЛИКАГО у Труперховских ворот построена Курляндцем Долем, в крещении Василием около 1ЗЗ7 года. МИХАЙЛО и ГАВРИИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ на Большой улице основана 1ЗЗ9 года ; с 1439 учреждена быть Собором; перестроена вновь 1694 года; по Штатам 1764 года положена с жалованным окладом: но 1786 приписана к Запсковской Козмодамианской; возобновлена в 1819 году и внов освящена июля 12-го. ПОКРОВСКАЯ за Среднею стеною от Нового Торга в большом городе построена 1352 года; по Штатам 1764 года положена с окладом жалованья. СОФИЙСКАЯ в Домантове стене построена 1354 года; перестроена каменная в 1415 году; с 1357 года учреждена Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Собор. Действует.   Престолы: Ахтырской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1773 и 1786. Трапезная перестроена к 1803, расширена в 1870. Колокольня - 1819-1823. Архитектор:И.П. Лутохин (реконструкция 1870 г.) Ссылки:     Адрес: Россия, Орловская область, г. Орёл, ул. 5-го Августа, д. 18 Координаты: 52.96042, 36.08633 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010