(7 марта 1780 или 1783, с. Горня-Добриня близ г. Пожега - 14 сент. 1860, Белград), кн. Сербии (1830-1839, 1858-1860). Род. в семье Теодора Михаиловича († 1802) и Вишны († 1817). Воспитывался сводным братом, торговцем Миланом Обреновичем (1767 (1780) - 1810), сыном его матери от предыдущего брака с Обреном Мартиновичем († 1777). Унаследовав состояние Милана, Милош в благодарность взял его фамилию Обренович. Родные братья Милоша Йован (1786-1850) и Еврем (1790-1856) впосл. стали военными и гос. деятелями. В 1805 г. женился на Любице Вукоманович (1785-1843): кумом на свадьбе был Карагеоргий, лидер 1-го серб. восстания, основатель династии Карагеоргиевичей , конкурировавшей впосл. с О. за правление Сербией. Во время 1-го восстания Милош воевал за Белград и Ужице, получил чин воеводы, в 1810 г. стал комендантом Ужицкой и Рудникской нахий, в 1813 г.- комендантом Ужице. При подавлении восстания, не имея средств для защиты и желая уберечь жителей от карательной операции, сдал Ужице османам. Поступил на службу к османским властям и в 1814 г. стал обер-князем Крагуевацкой, Чачакской и Рудникской нахий. В том же году предотвратил возобновление восстания, считая, что у сербов нет ресурсов. 11 апр. 1815 г. избран вождем 2-го сербского восстания, целью которого он объявил не полное освобождение сербов от тур. власти, а расширение их прав. Благодаря такой политике тур. власти не увидели в восстании серьезной угрозы и предоставили сербам в Белградском пашалыке ряд прав. Убийство Карагеоргия (1817), планировавшего начать новое антиосманское восстание, традиционно приписывается Милошу. В том же году Сербская скупщина провозгласила его наследным серб. князем, но османские власти этого не признали. Кн. Милош постепенно вытеснял турок из местных органов управления и начал формировать серб. институции, прежде всего серб. суд, взял под контроль сбор налогов и работу таможни на пограничных переходах. На переговорах с османскими властями он всегда требовал выполнения условий перемирий, заключенных в этот период между Россией и Османской империей и предусматривавших создание автономного Княжества Сербия (Бухарестского договора 1812 г., Аккерманской конвенции 1826 г. и Адрианопольского договора 1829 г.). В результате в 1830 г. Стамбул утвердил создание княжества в границах Белградского пашалыка и признал Милоша князем с правом передачи власти по наследству.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

(Так мудрых называют безрассудные) Но и они едва ли мудрым нравятся; И вот, как Лот и Авраам, пошли они В свои пределы каждый, да никто из них 1765 Впредь не смутится теснотою пастбища 36 . Немало ж сил вы, о друзья, потратили, Уговорить пытаясь седину мою! Вы отдали мне первенство, взамен прося Еще какой-то верности. Так верен я! 1770 Но верностью не вашей злонамеренной. Во всем согласья вы хотели полного. Во всем? Да кто ж до этого додумался? Кому служу я большинству иль Господу? Скорей огонь вам ледяным покажется 1775 И реки вспять теченье обратят свое, Чем отступлю я от пути спасения. С тех пор и стал открыто сторониться я Всех ваших дел, из омута церковного С трудом пытаясь выбраться, навек уйти 1780 От подлецов, собраний и речей пустых. Те ж, кто меня поддерживал, все люд простой, Весьма тогда скорбели из-за этого, Они стенали, воздевали к Господу В молитве руки. Что там! Как умершего, 1785 Меня живого принялись оплакивать! Скажите, кто все это может вынести?! Вот их слова «Неужто оставляешь нас, Свои колосья, жатву изобильную? Народ, тобой же обращенный к Истине? 1790 Кто при дверях пока, а кто внутри уже, А кто и внешним вышел проповедовать. И что? Кому вручаешь ты детей своих? Трудов хотя бы ради, здесь положенных, Остаток дней нам посвяти и Господу, 1795 А после дай сопроводить твой дух к Нему». Больших усилий стоило мне выстоять, Но скоро избавленье Бог пожаловал... Сбросил оковы (ρρηξα δεσμ) Они явились, как-то наспех званные, Египетские вместе с Македонскими 1800 Тайн и законов Божиих вершители. Явились ради мира, но повеял вдруг Неласковый, холодный ветер западный. И что же? Тут же против них Восток восстал. И вот с оскалом вепря на устах своих (Коль выражаться в подражанье трагику) Они сошлись, блеща глазами яростно. И в этой распре, более влекомые Страстями, чем рассудком, и мое они Решили дело разобрать злосчастное, 1810 Подняв постановления отжившие, Да и не связанные вовсе с делом тем В них не было вражды ко мне иль замысла Дать кафедру другому. Но хотелось им

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Т. 25. 31 Май : статья: Les finances et la proprieté en Turquie par Eugène Poujad. NB. D’après les traditions Libanaises, en l’an 260 de l’Egire les habitants du Liban commencerent à descendre dans la Beckaa (Целесирию), depuis longtemps occupée par les Bedouins 458 . 357 Отсюда и до «15 Января 1849 г.» весь рассказ о водометных колодцах напечатан был почти слово в слово в Журнале Министерства Народного Просвещения 1855 г., в Литературных Прибавлениях к нему, 3, в виде отдельной статьи под заглавием: Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Ред. 360 Volney, Voyage en Syrie et en Egypte, pendant les années 1783, 1784 et 1785. Vol. II, Paris, 1790. Ред. 362 Следует читать Менандра. Указанное место, из недошедшего до нас труда Менандра, приводится Иосифом Флавием в его Иудейск. древностях, кн. IX, гл. 14-я, изд. Didot, Paris, 1845, v. I, р. 365, где тирский царь именуется Елулей (λουλαος). Ред. 365 Wilhelm Tyr. XIII, 3… Et canamellas, unde praetiossima usibus et saluti mortalium necessaria maxime conficitur Zachara: unde per institores ad ultimas orbis partes deportatur. 366 Henry Maundrell, A Journey from Aleppo to Jerusalem, at Easter A. D. 1697. Oxford, 1703, p. 50. Ред. 370 Смотри отчет мой о Сирийской церкви в 1847 году. II. – Об отчете см. у Сырку «Описание бумаг еп. Порфирия», стр. 158. Ред. 380 В издании Рагтнеу’я Hieroclis Sydecdemus и пр., Berolini, 1886. стр. 93, последние две епархии соединены в одну: κμη ριθας Τρχωνος. Ред. 381 В рукописи 18-го века, содержащей грамоты, письма и проч. и хранящейся в библиотеке святогробского подворья в Константинополе, стр. 365. 387 Вместо нижеследующего периода, в рукописи епископа Порфирия было следующее: Не знаю как объяснить это, и замечаю только, что и в Рас-ель-Айнских водометных колодцах близ Тира живая вода на срединной поверхности казалась мне стоячей, тогда как с быстротой бежала по желобам. Стало быть, есть возможность воде, непрестанно поднимающейся снизу и протекающей боковыми отверстиями, быть спокойной и как бы неподвижной в самом устье искусственного хранилища её. Впрочем, в Рас-ель-Айне я ничего не бросал в средину водоемов и потому не знаю и не могу сказать теперь, увлекло ли бы сучец или солому движение тамошней воды. Ред. 409 Это сказание было переписано для меня на арабском языке и хранится в моей библиотеке. II. – Ныне рукопись принадлежит Императ. Публичной Библиотеке. См. Отчет Библиотеки за 1883 г., стр. 170, 3. Ред. 419 Σωκρτου κκλησιαστικ στορα, Ζ, κα, μξ; Θεοφνου Χρονογραφα, σελ. 39 парижского издания. 422 О пределах апостольского патриаршего Иерусалимского престола и о подвластных ему епархиях. Составлено по повелению Блаженнейшего патриарха Афанасия письмоводителем его, монахом Анфимом, в Иерусалиме 1838 г. в путешествие по Св. местам 1830 г. 4 изд. СПб. 1840 г. Ред. 438 В начале этого сообщения сделана еписк. Порфирием отметка карандашом: Это было в 1848 году. Ред. 442

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

С 1785 по 1790 год Нью-Йорк оставался столицей молодых Соединенных Штатов, до 1796 года он оставался также и столицей штата. Его население выросло с 12 тыс. в 1783 года до более чем 900 тыс. к моменту окончания Гражданской войны. Жителей же тогдашнего Большого Нью-Йорка насчитывалось ок. 1,5 млн. После сооружения канала Эри в 1825 году и прокладки железных дорог, связавших Нью-Йорк с Олбани , Буффало , Чикаго , а к 1870 году и с Тихоокеанским побережьем, весь материк стал для Нью-Йорка выгодным рынком сбыта. Тем временем город превращался и в крупный международный торговый порт; этому способствовали регулярное морское сообщение между Нью-Йорком и Европой, бурное развитие банковского и страхового бизнеса, благодаря чему нью-йоркские купцы стали влиятельными посредниками в экспорте хлопка с американского Юга в Новую Англию и Европу. 1880-е годы были отмечены ростом числа иммигрантов из Южной и Восточной Европы, что к началу XX в. существенно повлияло на этнический облик Нью-Йорка. В 1920 году самую многочисленную иностранную диаспору в городе составляли выходцы из России (ок. 489 тыс. человек, преимущественно евреи). Второе место занимали итальянцы – почти 393 тыс. человек. Сокращение иммиграции, обусловленное введением в 1920-х годах жестких ограничений на въезд в страну иностранцев, частично компенсировалось внутренней миграцией афроамериканцев, хлынувших в Нью-Йорк во время и после Второй мировой войны, а также мощным притоком пуэрториканцев в середине 1940-х годов. Религия Нью-Йорк - кафедральный город Нью-Йоркской (ПЦА), Восточно-Американской (РПЦЗ), Нью-Йоркской (АнтПЦ) епархий. Ранее в городе располагались недействующие ныне кафедры Московского и Болгарского Патриархатов. Использованные материалы Редакция текста от: 02.07.2011 21:49:29 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17889.html

В трактире маклер сказал, что даже останется наверняк в руках N, так как Гиляров никоим образом не сможет заплатить долга в 25 000 и не только в два года, как будет следовать 1775 по заключенному условию, а никогда. Дача была заложена из 10% годовых, и в 1885 году была собственностью г. N с множеством книг, почему-то не взятых с чужой уже дачи. В 1882 г. Никита Петрович был жестоко 1776 тесним кредиторами. 25 000 р(ублей), полученные под дачу, скоро 1777 пошли на уплату долгов и издание неудавшегося журнала «Радуга», и в 83 г. еле-еле мог выплачивать, 1778 и не в срок, процентов 2500 р(ублей). В 1880 г. бумажный фабрикант и торговец в Москве, Ключин, предлагал Н(иките) П(етровичу) продать ему фабрику за 80 000 р(ублей) с условием 1779 найма помещения для типографии, конторы и квартиры в его доме около Зарядья. 1780 Это выгодное предложение было по необъяснимой 1781 для практического ума причине (отвергнуто). Можно полагать, что с фабрикой расстаться Н(иките) П(етровичу) было 1782 тяжко, как доброй матери с своим ребенком. Любовь к фабрике доходила до смешного; напр(имер), Н(икита) П(етрович) устроил при ней кабинет с камином и уставил его хорошей 1783 мебелью, повесил большие круглые часы в 25 р(ублей), между тем как в конторе газеты красовалась развалющая мебель и часишки с гирями, стоящие рубля полтора. Разные добавления Никита Петрович, 1784 дав согласие Основскому 1785 хлопотать о разрешении издавать газету, начал усиленно придумывать название газеты и сел в вагон, не придумав названия. Придумывая новое название 1786 будущей газете, 1787 просил каждого хорошего 1788 гостя в этом смысле; но гости все упоминали 1789 названия умерших изданий, и за это сердился. Так, напр(имер), Алексею Афан(асьевичу) Александрову 1790 он сказал: «Какой вы, извините, бестолковый: ведь я вам говорил не раз, что для новой 1791 газеты требуется необходимо новое название». – «Я бы назвал просто своим именем: газета Гилярова-Платонова, и баста». – «Приберегите для себя заголовок газеты по фамилии: задумаете сами быть издателем, тогда газету свою и назовите: газета Алексея Афанасьевича Александрова». Н(икита) П(етрович) заставлял придумать название и детей своих; они наконец придумали: «Труба». В вагоне Н(икита) П(етрович) придумал название «Слава», но передумал: самохвальство. «Я под русским 1792 словом слава разумел латинское fama». «Современные известия» придуманы были уже в Петербурге, в гостинице. – «Название хотя 1793 длинновато, но надоело уже придумывать. Надоело уже и слышать одно и то же: газета, газета, газета».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Известный русский астроном Никита Иванович Попов (1720–1782), автора нескольких астрономических работ, в том числе академических календарей на 1755–1760 годы, также выпускник МДА. География занимала важное место в числе наук, преподававшихся в Академии. Ее выпускник знаменитый исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников (1713–1755) оставил выдающийся труд «Описание земли Камчатки» (1755), переведенный на многие языки и неоднократно переиздававшийся. Крашенинников написал также несколько работ по ботанике. Медицина в истории Академии имела особое значение. Из числа ее учеников, владевших латынью, вплоть до конца 18 века «рекрутировались» студенты медицинских училищ и школ, открывшихся при Петре I. В 1802 году в Академии было введено чтение специального двухлетнего курса медицины. Медицинская подготовка признавалась необходимой не только для тех, кто в дальнейшем хотел посвятить себя медицине, но и для избиравших путь пастырского служения. В числе известных медиков, вышедших из стен Московской духовной школы, можно назвать таких, как Петр Васильевич Постников – первый русский доктор медицины и философии; Семен Герасимович Зыбелин – один из первых русских профессоров медицины в Московском университете; Григорий Яковлевич Высоцкий – профессор Медицинской академии, президент Физикомедицинского общества, главный доктор Мариинской Московской больницы. Иван Иванович Ястребцев (1776 – после 1839) защитил докторскую диссертацию «О функциях нервной системы». Большую известность получила его книга «О системе наук, приличных в наше время детям, назначаемым к образованнейшему классу общества» (1833). Из стен Академии вьт тттл и замечательные деятели русской промышленности и сельского хозяйства. Среди них – Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758), первооткрыватель и разработчик русской рецептуры и технологии изготовления фарфора. Известно, что в 18 веке такое производство в Европе только начиналось и способы его изготовления были строго засекречены. Иван Иванович Комов (? – 1790) – профессор земледелия в Московском университете, автор книг «О земледельческих орудиях» (1785) и «О земледелии» (1788).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Оттон Андреевич, подполковник, рождение 1785 † 1822 Лудовик Андреевич, статский советник, бывший волынский вице-губернатор; рождение 7 мая 1786; женат на Шавкиной Александр Андреевич, подполковник; рождение 1790 Август Андреевич Юлия Андреевна, за Блау Фредерика Андреевна, за фон-дер-Вейде КОЛЕНО VI: Лудвиг Иванович, рождение 15 июля 1832 Рейнгольд Иванович, рождение 18 июня 1834 Анна Ивановна Александр Лудвигович, рождение 28 апреля 1818 Владимир Лудвигович, рождение 8 февраля 1820 Лудвиг Лудвигович, рождение 7 марта 1821 Андрей Лудвигович, рождение 24 декабря 1823 Леонид Лудвигович, рождение 30 марта 1825 Платон Лудвигович, рождение 18 января 1829 Мария Лудвиговна Анна Лудвиговна Андрей Иванович 5) находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и эстляндским губернатором; при Императоре Павле был в той же должности, с переименованием в тайные советники. Карл Романович Врангель служил, при Императоре Павле, генералом от инфантерии. Генрих-Вильгельм Врангель, живший в первой половине одиннадцатого века, имел от брака с Христиною-Еленою Дельвиг, сына (рождение 1737 † 1780), женатого на Варваре-Шарлотте Криднер. У них были: сын и две дочери: 1) Гедвига-Варвара (рождение 1758 † 1838) была за Бернгардом-Вильгельмом Врангелем; 2) Юлия-Вильгельмина была за Готгардтом-Иоанном Гельфрейхом; 3) Пётр (рождение 15 апреля 1760 † 1807), артиллерии майор, от брака с Доротеею-Маргаритою-Варварою Фрейман (рождение 1768 † 10 октября 1806), оставил 2 сыновей и 3 дочерей: а) Елисавету Петровну (рождение 1795 † 1818); б) Юлию Петровну (рождение 1797 † 1810); в) Шарлотту Петровну, за Готгардтом-Генрихом-Теодором Коскулем; г) Фердинанда Петровича, (рождение 18 февраля 1796); бывшего правителем российских северо-американских колоний, ныне вице-адмирала и управляющего морским министерством; женатого на баронессе Елисавете Россильон; у них сын Пётр (рождение 13 ноября 1831); д) Егора Петровича, генерал-лейтенанта, кавалера белого орла и попечителя виленского учебного округа (рождение 13 февраля 1803), женатого на Каролине Швебс; у них сын Фёдор Егорович (рождение 5 марта 1840) и четыре дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Однако гностик не перестаёт заниматься ими и тогда, когда уже достиг ступени гностического совершенства. На первом плане у него стоит, конечно, гносис; однако, в связи с этим, он не перестаёт заниматься, как делом уже второстепенным, и науками, которые служат предварительным упражнением к гносису, от каждой получая то, что может быть полезно истине 1785 . Если иметь в виду, что гносис – такое состояние, которое подлежит постепенному развитию и всегда требует соответствующих упражнений со стороны человека, то, очевидно, занятие гностика науками служит одним из средств ко гностическому преуспеянию. Но науки имеют, по Клименту, и другое значение для гностика. Высшая мудрость, к приобретению которой гностик стремится, заключается в Св. Писании: в сравнении с этой мудростью человеческие науки – суть элементарные знания, почему Апостол и запрещает достигшему гностической высоты опять возвращаться за мудростью к греческой философии – этому элементарному и подготовительному знанию истины 1786 . Но изучение Св. Писаний, их толкование по канону гностического предания – с целью достижения гностической мудрости требует напряжённых, умственных и нравственных усилий. Хотя гностик всегда желал бы предаваться этому труду приобретения высшей мудрости, но по человеческой немощи, должен по временам давать отдых своим силам. И вот на досуге – в минуты подобного душевного ослабления – он занимается греческой философией и другими науками: это служит у него как бы десертом к обеду 1787 . Но занимается ли гностик науками, имея в виду пользу от них, или же предаётся им, как развлечению в часы досуга, – он должен касаться их лишь настолько, насколько прилично и полезно, – и затем возвращаться домой – к философии 1788 . Иначе он отступит от главнейшего и необходимейшего 1789 ; прельстившись служанками истинной мудрости, пренебрежёт госпожой 1790 . Но как ни необходимо для гностика предварительное занятие философией и прочими светскими науками, все же не последним принадлежит существенная роль в происхождении гносиса: они служат только содействующей, а не точной причиной гносиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Н. Зиновьев не сообщает. Впрочем, в этом журнале отсутствуют все материалы, касающиеся 1789 г. Он обрывается на записи от 7 ноября 1788 г. из Немура (далее в публикации следует отрывок дневника В. Н. Зиновьева за 1790 г., рассказывающий о жизни в Санкт-Петербурге). Ничего не говорится о встрече с Карамзиным и в позднейших (1806 г.) воспоминаниях В. Н. Зиновьева, где рассказывается о возвращении в Россию, но не из Италии (как указано в «Письмах русского путешественника», а вслед за ними и Ю. М. Лотманом), а из Франции и Швейцарии через Германию вместе с семейством Кошелевых. Кстати сказать, в Цюрихе русские путешественники посетили Лафатера, которого «застали заваленного бумагами в его кабинете и весьма зahяmoro».[lxxviii] 10 (?) августа 1789 г. в этот же кабинет вошел Путешественник и также не был сразу принят Лафатером, который, сославшись на занятость, оставил его на некоторое время одного «разбирать физиогномические рисунки». Затем Лафатер «повел» Путешественника в «собрание цирихских ученых, к профессору Брейтингеру, где рекомендовал хозяину и гостям как своего npuяmeля»[lxxix]. Путешественник к этому времени уже был знаком с Лафатером по переписке (Карамзин вступил в переписку с Лафатером в 1786 г.) и по дороге в Лейпциг (письмо из Мейсена от 13 июля) цитировал своему спутнику - «прагскому студенту» одно из писем цюрихского мыcлumeля[lxxx]. Кроме того, В. Н. Зиновьев никак не мог «путешествовать по Италии с Сен-Мартеном». Второй раз (первый раз он был в Италии дипломатическим курьером в 1774 г.) он отправился, согласно журналу путешествия, в Венецию из Вены через Триест и прибыл туда 5 ноября 1784 г., а 19 (8) декабря того же года приехал в Лион, «чтобы просветить себя»: в письме упоминаются глава лионской ложи, «выдающийся мacoh»[lxxxi] Ж.-Б. Виллермоз и др., но не Ceh-Mapmeh.[lxxxii] Затем в письме из Парижа от 9 января 1786 г. В. Н. Зиновьев сообщал C. Р. Воронцову, что «благополучно пробыл в Лионе две недели». Сюда он приехал, вероятно, из Пармы, где был в сентябре 1785 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

«Успех Ежемесячных сочипений, прибавляет к этому Милютин, побудил и многих других писателей приняться также за издание журналов, число которых с 1759 г. стало увеличиваться заметно и постоянно. Таким образом Ежемесячные сочинения не только приохотили к чтению русскую публику, не только распространили в ней множество полезных сведений.... но и положили прочное начало русской журналистике» 428 . Московские ведомости. После того, как издание первых русских Ведомостей в 1728 г. было перенесено в Петербург, Москва оставалась без своей газеты до 1750 г. Вскоре после открытия университета, положено было издавать при нем Московские Ведомости. Первыми редакторами были профессора университета, Поповский и Барсов. Сначала Московские Ведомости имели чисто официальный характер. В состав их входили высочайшие приказы, придворные известия и разные объявления; литературных статей в первые годы почти не было. Ведомости получили более обширный объем и более разнообразный и интересный характер по содержанию с того времени, как, по предложению куратора университета, Хераскова, в 1779 г. их взял в аренду па 10 лет, вместе с университетской типографией, знаменитый Н. И. Новиков. Новиков стал прилагать к Ведомостям разные прибавления, каковы были: «Экономический магазин» (1780–1789), «Городская и деревенская библиотека» (1782–1786), «Прибавления к Московским Ведомостям», содержащие в себе статьи исторические, физические и нравоучительные (1783–1784), «Детское чтение» (1785–1789), «Магазин натуральной истории» (1788–1790). Праздное время, в пользу употребленное ( 1759–1760). Оно издавалось при шляхетском кадетском корпусе еженедельно по листу из 16 страниц. Журнал этот имел характер чисто литературный и составлялся по образцу литературного отдела Ежемесячных сочинений Миллера. В нем помещались также стихотворения и разные статьи или рассуждения в форме посланий, разговоров, снов и проч. Напр. Разговоры богов: 1) каким образом побеждать сердца; 2) о премудрости; 3) сравнение любви со скупостью; 4) о красноречии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010