Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Троицкий собор в Новомосковске. 1778–1780 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Днепропетровской епархии, существовало в период не позднее нояб. 1928 - нач. 1929 г., возобновлено в 2009 г. Близ Новоселицы (с 1794 Новомосковск, ныне Днепропетровской обл., Украина), на берегу р. Самара, в зданиях упраздненного Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (ныне монастырь возрожден) в 1791 г. был устроен загородный архиерейский дом Екатеринославских (Новороссийских и Днепровских в 1797-1803) епископов со скитом. В 1915-1917 гг. в праздник свт. Николая Чудотворца, 6 дек., проводился крестный ход из бывш. Самарского Николаевского мон-ря в Новомосковск и в Екатеринослав (в 1797-1802 Новороссийск, в 1926-2016 Днепропетровск, ныне Днепр, Украина) с главной святыней края - местночтимой Самарской чудотворной иконой Пресв. Богородицы (список с Ахтырской иконы Божией Матери ). Образ находился в Никольском храме Самарского загородного архиерейского дома до его упразднения в 1928 г. В докладе патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) от управляющего Екатеринославской епархией Бахмутского еп. Иоанникия (Соколовского) от 24 июля 1923 г. сообщалось о том, что в Новомосковске остался верным канонической Церкви только бывш. настоятель храма Толгской иконы Божией Матери свящ. Петр (впосл. Новомосковский еп. Иоасаф (Попов)), лишенный властями прихода; настоятель Троицкого собора прот. Георгий Даценко перешел в обновленчество (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 201. Л. 2-7). Образование Н. в. не позднее нояб. 1928 г. было обусловлено нек-рым облегчением положения Церкви после издания «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Синода, когда власти разрешили регистрировать региональные органы церковного управления.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

сост. А.Попов I. Г. Городище и Городищенский уезд Уездный город Городище лежит на правом берегу р. Кичкилейки под 53° 16 сев. шир. и 63° 22 вост. долг., от Пензы в 48½ в. и от соседних городов Пензенской губернии: Саранска в 120 в. и Мокшана в 88 в. Время основания города в точности неизвестно, предполагается, однако, что простроен он вскорости после Мокшана, т. е. во второй половине XVI в. До 1780 г. он был слободою, в 1780 сделан уездным городом Пензенской губ., в 1797 г. упразднен и причислен к Саратовской губ., а в 1801 г., при восстановлении Пензенской губернии, снова причислен к ней в качестве уездного города. Город занимает пространство 151 д. 550 с. Жителей по последним статистическим данным: муж. п. 2246, ж. п. 2581, обоего пола 4827, в том числе: православных 4816, католиков 4, лютеран 1, евреев 3, магометан 3. В Городищах церквей – собор 1, домовых 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Учебных заведений: уездное училище, одноклассные мужское и женское училища. Городищенский уезд, находящийся на восточной части Пензенской губернии, лежит на границах Пензенского, Саранского и Мокшанского уездов Пензенской губ., Корсунского и Сызранского уездов, Симбирской губ., и Кузнецкого уезда, Саратовской губ. Пространство его равняется 6047,7 кв. верст=629,865 дес., в числе которых 242,398 дес. находятся под лесом, 124,285 д. под посевом, а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Городищенском уезде по последним статистическим данным числится м. п. 84,609, ж. п. 86,003, обоего пола 170,612, в том числе, православных 165,659, раскольников 2221, католиков 60, лютеран 9, евреев 12, магометан 2651. В уезде церквей – приходских 72, при женском монастыре 1, кладбищенских 9, единоверческих 1, часовен и молитвенных домов 10. В числе церквей – каменных 31, деревянных 52. Школ церковно-приходских 32, школ грамоты 12, училищ земских и министерск. 34. Первый благочиннический округ 1) Троицкая в г. Городищах соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделами в честь Покрова Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Немиров. Троицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Прежде обитель именовалась Свято-Николаевской. Есть мнение, что поначалу она располагалась в с. Монастырское или в урочище «Монастырек» с. Селевинцы. В самом Немирове обитель упоминается со 2-й пол. XVIII в. В 1780-х гг. монастырь стал женским. В 1797 г. граф Винцентий Потоцкий наделил его угодьями. Обитель содержала училище для сирот из семей церковнослужителей. В 1929 г. монастырь закрыли. Позже он вновь открылся, но в 1950-х гг. был повторно упразднен. 7 марта 1996 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение обители с названием Свято-Троицкой – по имени единственного уцелевшего храма. 9 февраля 2006 г. Свящ. Синод УПЦ утвердил в монастыре ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. В одном из помещений обители открыт музей ее истории. В XIX в. в монастыре возвели 3 каменных церкви – Успения Пресвятой Богородицы (1809), свт. Николая Мирликийского (главная, 1845) и Св.Троицы (1876-1881), а также 2 колокольни: большую (1873) и малую (для колокола, отлитого в память спасения царя Александра III при крушении поезда 17 окт. 1888 г.). Сохранился лишь храм Св. Троицы. Основные сооружения: церковь Св. Троицы, каменная, сооружена в 1876-1881 гг.; часовня с колодцем выстроена к 1998 г.; колокольня выстроена к 1998 г. Храм, сооруженный в монастыре. 18 мая 2006 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил чин освящения крестов для этого храма. http://www.svyatyni.org.ua/ Женский монастырь был основан в Немирове в 1645 году, но в 1692 году был разрушен татарами. Польский историк А. Ролле в одном из своих сочинений писал, что Феодор Билоцкий поселился недалеко от Немирова в живописном месте, недалеко от " скита " . Монашеская жизнь на месте обители возродилась в 1783 году. Возрождаемый монастырь был назван во имя святителя Николая Мирликийского. Первые инокини поселились на месте дворца графа В. Потоцкого. В 1797 году граф официально подтвердил свое разрешение и подарил новосозданному монастырю земельные угодья.

http://sobory.ru/article/?object=26581

сост. А.Попов II. Город Инсар и Инсарский уезд Уездный город Инсар лежит при рр. Инсаре и Иссе под 53° 52 сев. шир. и 62° 3 вост. долг., от г. Пензы в 96¼ в. и от соседних городов Пензенской губ.: Мокшана 56 в., Наровчата 56 в., Н.-Ломова 75 в., Краснослободска 89 в. и Саранска 75 в. Основан он в конце XVII стол., в 1708 г. присоединен был к Азовской губ., в 1725 г. с переименованием Азовской губернии в Воронежскую – к той же провинции Воронежской губ.; с 1780 г. по 1797 г. был уездным городом Пензенского наместничества, с 1797 по 1801 г. – Симбирского, а с 1801 г. снова сделан уездным городом Пензенской губернии. Город занимает пространство 199 д. 231 с. Жителей числится по статистическим данным м. п. 2031, ж. п. 2146, обоего пола 4177, в том числе: православных 4150, католиков 18 и магометан 9. Учебных заведений: городское четырехклассное училище, нач. мужское и женское училища. В г. Инсаре церквей: собор 1, приходских 2, приписных 1, кладбищенских 1, часовен и молитвенных домов 1. Церкви все каменные. Инсарский уезд, находящийся на северной части Пензенской губернии, лежит на границах Краснослободского, Наровчатского, Мокшанского и Саранского уездов Пензенской губернии и Лукояновского Нижегородской губернии. Пространство уезда равняется 3983,2 кв. в.=411917 д., в числе которых леса 55663 д., под посевами 150221 д., а остальные под лугами, поселением и т.п. Жителей в Инсарском уезде по последним статистическим данным числится м. п. 101,276, ж. п. 101,995, всего 203,271, в том числе: православных 186,834, католиков 21, евреев 5, магометан 16,411. В заштатном городе Шишкееве православных жителей м. п. 1853, ж. п. 2123, обоего пола 3976. В уезде церквей – приходских 83, приписных 3, домовых 1, кладбищенских 5, при женском монастыре 1, часовен и молитвенных домов 1. В числе церквей каменных 38, деревянных 55. Школ церковно-приходских 35, школ грамоты 22, училищ земских 30. Первый благочиннический округ 1) Города Инсара соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Никольским и Предтеченским, каменный, построен в 1816–28 г., а перестроен в 1882–87 г., расстоянием от г. Пензы 96 в. При нем кладбищенская церковь в честь Владимирской иконы Б. Матери, каменная, построена в 1834 г. К соборной же церкви приписана Вознесенская церковь , каменная, построенная в 1774 г. Причта положено: протоиерей, священник, диакон и 4 псаломщика. Земли 33 д. В пользу причта капитал 1460 р. С капитала при Вознесенской церкви причт пользуется % в количестве 155 р. Прихожан м. п. 1981, ж. п. 2007; при Вознесенской церкви прихожан м. п. 24, ж. п. 26. Приход состоит из городских жителей и дер. Васиной Поляны (в 3 в.), Нижней Вязеры (в 6 в.) и Паевки (в 4 в.). В городе 4-хклассное городское училище, нач. мужское и женское училища. В дер. Н. Вязере школа грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Владимирец. Введенский монастырь. Введенский женский монастырь Карта и ближайшие объекты Достоверно известно, что с 1462 года в пригороде Владимирец существовала церковь. Храм, существующий до сих пор, сооружен в 1797 году (другой источник указывал 1780 год) на соседнем холме. Каменная церковь святого Николая Чудотворца имеет два придела: во имя Рождества Богородицы и святителя Димитрия Ростовского чудотворца. В конце XVI века Владимирец превратился в обычный погост, который выгорел в 1875 году, не пострадала лишь церковь. В 1931 году с храма сняли и разбили все семь колоколов. Во время оккупации в Великую Отечественную войну завоеватели превратили храм в конюшню, а убегая, прихватили с собой огромный иконостас. В 1990 году здесь был основан монастырь. В настоящее время ведутся восстановительные работы в храме. Свято-Введенский монастырь расположен в уединенном уголке Псковщины, в ста километ­рах от губернского центра, на живописных холмах Судомской возвышенности. Если ехать от Пскова, то до­рога до районного города Острова и далее довольно долго тянется через обширные монотонные равнины. Но вот вы приближаетесь к старинному селению Маршавицы, и глаз привлекают все более высокие окрестные холмы. Дорога начинает между ними пет­лять, не всегда решаясь подняться на вершины. К ней все ближе подступают сосновые боры, чередуясь с болотистыми низинами, деревни становятся все бо­лее малолюдны. И вот, выворачивая из-за очередной горы, владимирецкая дорога неожиданно открывает взору чудесную картину: на вершине дальнего высо­кого холма стоит белостенный храм с голубоватыми куполами. Как долго блуждавший в потемках утом­ленный путник, увидевший наконец далекий свет, устремляется к нему, так и дорога, увидев церковь, как будто вспомнив о своем назначении, оставляет блуждания и, уже не сворачивая ни на метр в сторону, стремится прямо к ней. Далекий проселок оказывает­ся дорогой к храму. И вот он, древний Владимирец. Дремучие леса окру­жают его со всех сторон. Не всегда местные дороги оказываются проезжими для автомобильного транс­порта.

http://sobory.ru/article/?object=05602

Вощажниково. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь скорее всего построена в 1700 годах, тогда, когда велось строительство церкви Рождества Богородицы. В 1780-е годы Троицкая церковь была перестроена. Для её осмотра приезжали известный московский архитектор К. Бланк и крепостной архитектор Шереметева А. Миронов. Возможно, одному из этих мастеров и принадлежит проект надстройки храма. В верхней летней церкви сохранились фрески выполненные крепостными художниками Н. Шереметева в 1791-1794 годах. В росписи храма, скорее всего принимал участие крепостной живописец Иван Аргунов, приезжавший в Вощажниково в эти годы. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 О позволении строить новую церковь в Вощажникове говорится в указе Петра Борисовича Шереметева от 19 апреля 1782 г.: «…приходские люди имели желание чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и зделать в два этажа … а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную вновь каменную церковь строит просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строится будет план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста дерев…». Церковь предполагалось построить двухэтажную, следующим указом П.Б. Шереметева от 16 ноября 1782 г. велено «один храм зделать и освятить во имя Спаса Нерукотворнаго, а другой во имя Живоначальной Троицы или Воскресения Христова как они пожелают. На построение той церкви выдать из доходов его сиятелства денег сто пятьдесят рублев …». Строившееся здание упало, возобновили строительство в 1786 г. Согласно описи имущества 1796 г., Троицкая церковь «…заложена в 1782 году. Совершенным строением окончина и украшена 1796-го году. Освящена самим его преосвященством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня». В 1805 г. в Вощажникове стояли две каменные церкви «первая о двух этажах в верху во имя Св. Живоначальныя Троицы, в исподней Св. Вм. Параскевы, нареченныя Пятницы, вторая Рождества Пресвятой Богородицы с пределом Николая Чудотворца …». Впоследствии придел Николая чудотворца устроили в Троицкой церкви. В литературе указан год начала строительства – 1782, различаются данные о времени окончания – 17961 или 1797 гг. Документы подтверждают дату заложения церкви и уточняют год ее освящения (1782-1796 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=15095

Иркутск. Вознесенский монастырь. Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, Епископа Иркутского /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1669. Адрес: Россия, город Иркутск, улица Полярная, между д. 86а и д 98 Координаты: 52.328243, 104.2671 Проезд:общественным транспортом до остановки Мелькомбинат Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь Вознесения Господня и Иннокентия, Епископа Иркутского (Вознесенский иркутский монастырь) — мужской православный монастырь в Иркутске. Основан старцем Герасимом в 1669, одновременно с деревянной Спасской церковью, в четырёх верстах от Иркутского острога, в густых лесах на противоположном берегу Ангары. В 1764 вошел в число обителей третьего класса, в 1797 — второго, в 1836 возведен в первый класс; с 1861 стал общежительным. Всего к началу ХХ века число проживающих в нем колебалось от 150 до 200 человек. Пятую церковь построили в 1780-1783 вместо прежней деревянной Успения Пресвятой Богородицы. Церковь имела два престола: во имя Успения Божьей Матери и во имя Преподобного Сергея Радонежского. В 1874-1875 с западной стороны церкви пристроили каменную трапезную с братской кухней. В 1910 вокруг монастыря возводится новая ограда, включившая в себя южную стену Успенской церкви. В архитектуре здания главенствуют формы барокко, они соседствуют с элементами классицизма. В годы советской власти в храме размещался клуб. Сейчас церковь передана в Иркутскую епархию; здание реставрируется. Кроме церквей на территории монастыря было три каменные часовни: первая над могилой старца Герасима (1802); вторая над святым колодцем (1836); третья над могилой архимандрита Синесия (1864-1865 (1870?). В 1919 в стенах монастыря разместился иркутский сводный госпиталь. К началу 1933 все церковные здания, за исключением Успенской церкви, были снесены. К нашим дням из монастырских строений сохранились следующие: Успенская церковь с трапезной, два каменных братских корпуса, школа с братской кухней (бывший дом настоятеля), каменно-деревянные службы, кухня, ризница, гостиница для странников.

http://sobory.ru/article/?object=32552

История Русской Америки, как принято считать, началась с середины XVII века, когда кочи Семена Дежнева и Федора Алексеева открыли пролив, разделяющий Азию и Америку. Однако собственно Америку русские обнаружили лишь в 1732 году, когда экспедиция под руководством военного геодезиста Михаила Гвоздева на боте «Святой Гавриил» подошла к американской земле. Через 9 лет, в 1741 году, во время второй Камчатской экспедиции, Аляски достигли корабли Витуса Беринга и Алексея Гвоздева, которые обследовали значительную часть северо-западного побережья Америки и острова Алеутской гряды. По праву первооткрывателей Аляска вскоре была признана русским владением в Северной Америке, однако большого интереса российские власти к новым землям не проявили. Тем временем, в 1780-е годы на берег Аляски высадились первые русские поселенцы и занялись ее изучением. Освоение Америки связано в первую очередь с именем купца Григория Шелихова - «российского Колумба», как называл его Г.Р.Державин. При нем на Аляске основалось около 160 русских поселенцев и зародилось название нового края - «Русская Америка». В царствование Екатерины Великой, в 1794 году на Аляске была открыта православная миссия, а при Павле I освоение новых земель приобрело более организованный характер в связи с учреждением Русско-Американской компании (1797 г.) под руководством Николая Резанова, которой было дано право открывать и завоевывать новые земли в Америке. В 1798 г. русскими поселенцами был основан Новоархангельск (ныне г. Ситка в Канаде), а в годы царствования Императора Александра I стараниями «русского конкистадора» купца Александра Баранова, назначенного главным правителем края (1802 г.), наши владения в Америке распространились на юге до Калифорнии (Форт Росс к северу от Сан-Франциско). В 1821 году Император Александр I издал указ запрещавший плавание в Тихом океане иностранных судов севернее 51° с.ш., тем самым дав понять, что Берингово море является внутренним морем России. К середине XIX века общая площадь американских территорий, освоенных русскими, достигла 10% территории современных США.

http://ruskline.ru/history/2014/03/31/ut...

М.Г. Мальцев Скачать epub pdf Доклад на научно-богословской конференции на тему: «История военного и морского духовенства в Российской империи в конце XIX – начале XX вв.», прошедшей в СПбПДА в сентябре 2013 года. В последние годы наблюдается значительный рост интереса к жизни и деятельности протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского , и поэтому весьма актуальным является написание его подробной научной биографии. Задача эта непростая, поскольку историография вопроса до сих пор остается практически неразработанной, в то время как источников, посвященных жизни и деятельности протопресвитера, до нас дошло достаточно много.В настоящей статье, рассмотрены источники, затрагивающие связь протопресвитера со своей малой родиной – Вологодской землей (в ее современных границах). 1 . Причем они хранятся не только в центральных (главным образом, в РГИА), но и в региональных и даже некоторых зарубежных архивах, что значительно осложняет работу исследователя. Главными документами, позволяющими изучить его родословную и выявить подробности детских лет, являются клировые ведомости Желобовской церкви и материалы фонда Белозерского духовного училища. Поскольку до 1788 года Белозерский уезд входил в состав Вологодской епархии, самые ранние клировые ведомости Желобовской церкви хранятся в фонде 496 «Вологодская духовная консистория» Государственного архива Вологодской области (ГАВО). В нем, в частности, имеются ведомости за 1763:1766, 1774 и 1780 годы 2 . Клировые ведомости за 1788:1789, 1791–1797:1801, 1803:1808, 1810–1812:1815, 1817:1818, 1833 годы находятся в фонде 480 «Новгородская духовная консистория» Государственного архива Новгородской области (ГАНО) []. К сожалению, в данном фонде отсутствуют ведомости за 1834–1871 годы, что лишает нас возможности выявить ряд важных подробностей, относящихся к ранним годам жизни А. А. Желобовского и периоду его учебы в Белозерском духовном училище. В последнем случае нам на помощь приходят материалы фонда 982 «Белозерское духовное училище» ГАВО, в котором имеется 6 дел, где упоминается имя будущего протопресвитера 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Близнецов-Платонов Михаил Ильич; 20.12 (по др. сведениям, 20.10).1770, с. Тешилово (Покровское) Дмитровского у. Московской губ.- 10.01.1825, Н. Новгород), еп. Нижегородский и Арзамасский. Род. в многодетной семье священника ц. Покрова Пресв. Богородицы (1703) Ильи Иванова. В духовном завещании М. писал, что «рожден и воспитан был в бедном состоянии», и с благодарностью вспоминал, что семье помогали окрестные помещики - тешиловские прихожане кн. П. П. Щербатов и М. П. Нарышкина, тетя Щербатова по матери ( Макарий (Миролюбов). 1857. С. 200). Обучившись грамоте, «с малых лет обращал на себя особенное внимание своими быстрыми дарованиями, громким чтением и пением в церкви» (Там же. С. 200-201). С 1780 г. Михаил учился в Дмитровском ДУ, где ему была дана фамилия Близнецов, «потому что он был при рождении близнецом брату», впоследствии московскому священнику. Затем поступил в Троицкую лаврскую семинарию. Отличался глубокими познаниями в различных науках, «относящихся не только к духовному, но и общенародному просвещению». Содержался на иждивении митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) и получил 2-ю фамилию - Платонов. По окончании курса в числе первых учеников по настоянию митр. Платона оставлен при Троицкой семинарии; 2 февр. 1792 г. определен учителем греческого языка, с 26 февр. 1795 г. преподавал также евр. язык. 14 авг. 1795 г. пострижен в монашество с именем Моисей. В духовном завещании писал, что «от юности» «пленен был жизнию уединенною» (Там же. С. 202). С 15 авг. являлся префектом Троицкой семинарии, с сент. того же года преподавал философию. После пострига «с большею ревностию углублялся в познании истин откровенных и естественных», проявлял «необыкновенные» успехи, особенно на диспутах, в сочинении речей и в проповедях на рус., греч., лат. и франц. языках. В марте 1797 г. назначен соборным иеромонахом, 9 февр. 1800 г.- префектом московской Славяно-греко-латинской академии, 14 февр. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря , 10 окт. 1802 г. назначен настоятелем московского в честь Богоявления монастыря , в февр. 1804 г.- ректором академии и настоятелем ставропигиального Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря . В 1806 г. составил инструкцию о преподавании церковного устава и нотного пения в низших и высших классах академии ( Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 313-314). М. «изменил несколько прежний метод преподавания наук» в академии, сам преподавал богословие. Большую известность, в т. ч. среди сановников, приобрел как блестящий проповедник. За труды по управлению академией награжден орденом св. Анны 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010