В верфи по сие время видны доки, где строились суда, а также и шлюзы, сквозь кои они спускались. Адмиралтейские и морские служители все выведены оттуда еще в 1742 году. Несмотря на то Тавров считался городом до 1779 года, т.е. до открытия Воронежского наместничества. По описи 1777 года в нем обывательских дворов было 142. Впрочем, по близости к губернскому городу он не имел никакого уезда ни правления, а относился во всем к Воронежу. Ныне в нем обывательских дворов 164. В них по пятой ревизии помещичьих 174 души, однодворцев 220 душ. А по исповедной росписи 1798 года всех в Таврове мужеска 621, женска 589, обоего пола 1210 душ. III. Костенск КОСТЕНСК село в Воронежском уезде отстоит от Воронежа к югу на 34 версты вниз по Дону и лежит на правом берегу сей реки. Началом сего селения был острог, построенный при государе Алексее Михайловиче для остережения сей страны от татарских нападений. После для усиления сего места сделана там крепость, а при государе царе Феодоре Алексеевиче населен и город, который окопан был валом и обнесен палисадником. Когда государь Петр I основал в Воронеже адмиралтейские заведения, в Костенске учреждены были магазины для хлебных провизий, запасаемых к нагружению судов, спускаемых по Дону на низ. Там также запасались и адмиралтейские лесные материалы. Ибо тогда около Костенска были почти непроходимые леса. Для гарнизона там учреждена была драгунская роща. Сам государь Петр I часто посещал сей город для осмотра. С упадком Воронежских адмиралтейских заведений, упал и город сей. Однако же до самого 1779 года все еще пребывал он городом и имел свой уезд. В нем дотоле находился воеводский казенный дом и канцелярия, а в городе было 240 обывательских домов; в уезде же, к нему приписанном, было 2543 души ревизских. Но с 1779 года упразднен он и обращен в село Воронежского уезда, под прежним наименованием Костенска. Что касается до названия сего, то оно, и сперва произошло от весьма многих по берегу реки Дона находимым великим костям. Государь Петр Великий многие из сих костей вытребовал в Санкт-Петербургскую свою кунсткамеру 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 1769 г. Д. окончил Йельский колледж и в течение 2 лет был ректором грамматической школы Хопкинса в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут), затем в 1771-1777 гг. работал тьютором в Йельском колледже. В 1772 г. защитил магист. диссертацию. Во время Войны за независимость США (1775-1783) Д., получивший лицензию проповедника, служил капелланом Коннектикутской бригады Континентальной армии (1777-1779); написал популярную патриотическую песню «Columbia, Columbia, to Glory Arise». 5 нояб. 1783 г. Д. был рукоположен во пресвитера и служил в приходе Гринфилд-Хилл в Коннектикуте. В 1787 г. получил почетную ученую степень в Принстонском ун-те, в 1810 г.- в Гарвардском. С 1795 г. до кончины президент Йельского колледжа. Во время правления Д. реформировал администрацию колледжа и учебный план, благодаря чему Йельский колледж стал наиболее крупным центром высшего образования в Сев. Америке. Кроме того, Д. продолжал преподавать и проповедовать: его проповедь «Природа и опасность философии без веры...» (The Nature and Danger of Infidel Philosophy, Exhibited in Two Discorses (9 нояб. 1779)), обращенная к кандидатам на степень бакалавра, оказала влияние на т. н. Второе Великое Пробуждение ; проповеди Д. 1802 г. привели ок. трети студентов к «религиозному возрождению». Д. был также основателем Коннектикутской академии наук и искусств. Каникулы Д. проводил в путешествиях по Нов. Англии и Нью-Йорку, затем издавал путевые записки. Брошюры с проповедями Д. в Нью-Хейвене печатались и широко распространялись в США. Несмотря на то что Д. был строгим кальвинистом, он выступал за высшее образование для женщин. Воспевая как утраченный идеал коннектикутскую теократию XVII в., Д. был приверженцем партии федералистов, руководимой А. Гамильтоном. В памфлетах против сторонников Т. Джефферсона (демократических республиканцев) связывал их политику с атеизмом. После того как двоюродный брат Д. Аарон Бэрр убил на дуэли Гамильтона, Д. 9 нояб. 1804 г. произнес проповедь «Безумие, порочность и злосчастие дуэлей» (Folly, Guilt, and Mischiefs of Duelling), и со временем дуэлей стало меньше.

http://pravenc.ru/text/180504.html

Архитектором современной башни стал известный во Львове строитель Пётр Барбон (умер в 1588), известный как автор каменного дома ктитора, грека по происхождению, мецената Константина Корнякта на площади Рынок. Высота первого яруса - 14,65, второго - 16,2, третьего - 9,9 м. Стены были сложены из ломаного камня, а облицованы камнем обтесаным. Когда строительство подошло к завершению, на звонницу повесили колокол, отлитый на заказ Константина Корнякта - самый большой в Галичине, названный " Кирилом " . Новое завершение башни в стиле барокко с высоким фонарём в окружении четырёх кручёных шпилей, как и ещё один - четвёртый - ярус высотой 7,85 м, принадлежит архитектору Петру Беберу. Дополнение Бебера, законченное в 1695 году, придали строению большей легкости и стройности, подчеркнули изысканную простоту расчленённых пилястрами монументальных стен, ритм горизонтальных расчленений. В 1779 году пожар уничтожил два верхних яруса башни Корнякта, которые упали на часовню Трёх Святителей. Реставрация после этого продлилась с 1780 по 1801 год. Купол отстроен в 1795 году, а ещё раньше перелит и подвешен знаменитый колокол. Целых 4 года потребовалось на то, чтобы вылить новый, и вот с тех пор его звон ежедневно слышен над Львовым. Не раз башня Корнякта становилась свидетельницей разных конфликтов. В своё время монахам-доминиканцам не понравился голос её колокола, заглушавший всё вокруг; монахи постоянно ругались с членами братства и строчили письма королю и в другие инстанции. Но несмотря на все невзгоды, " Кирил " стал выполнять функции главного колокола города Львова, в который звонили во время тревоги, пожаров, стихийных бедствий, на смерть известных людей, не зависимо от их вероисповедания. В 1672 году, во время штурма Львова, одно из пушечных ядер подожгло крышу, и как писал городской хронограф, " башня " плакала " оловянными слезами " . В следующий раз она горела в 1779 году, но уже от удара молнии. Много приключений пережила башня. Вот только ремонта не видала уже свыше трёхсот лет. А требует. Во всю свою высоту. Во все 65,8 метра. Последний раз косметические ремонтно-реставрационные работы проводились в 1965-1973 гг. В конце XVIII века Восточная Галичина вошла в состав Австро-Венгрии. В 1788 году Успенское Ставропигийское братство было ликвидировано австрийской властью, а вместо него создан Ставропигийский институт. Он, в отличие от братства, был достаточно закрытой организацией, которая насчитывала всего несколько десятков членов; возглавлялся верхушкой украинского духовенства и чиновнической интеллигенцией. Здесь в 1918 году проводилось собрание Украинской Народной Рады, которая позже, как известно, превратилась в парламент Западноукраинской Народной Республики.

http://sobory.ru/article/?object=07711

Югозападная часть уезда орошается протоком Тихой Сосны и Большим Усердом. Прежде (до 1779 г.) Коротоякский уезд был почти вдвое меньше нынешнего. Он расположен был между Доном и Потуданью (за исключением небольшого угла между Потуданыо и Красною Девицею, принадлежащего прежде Ольшанскому, а затем Острогскому уезду. На левой стороне Дона ему принадлежала небольшая полоса, где находится с. Аношкино, кроме того узкая полоса по правую сторону Дона между устьями Тихой Сосны и Потуданью, где г. Коротояк и с Уколово и нисколько селений на южном берегу Потудани. На этом пространстве в 1746 г. было 18 сел. Остальное, что входит ныне в состав Коротоякского уезда, разделено было между уездами соседних городов. Северовосточная часть уезда была разделена между Воронежем и Костенском; к первому принадлежало с. Боршево и все селения нынешнего. Коротоякского уезда, лежащие на левом берегу Дона, а к Костенску – с. Яблочное. Югозападная часть Коротоякского уезда входила в состав Острогожского (села Березово, Терновое, Богословское, Завершье, Колбина и сл. Петровская), Ольшанского (Заломное, Старое Городище, Готовье, Горки, Сетище, Русская Тростянка, Круглое и Красное), Усердского (Камызино, Хмелевое, Веретенниково, Афанасьевское и Ураково) и Новооскольскаго (Старое и Новое Уколово, Боровое, Плюхина, Безгинка, Россоховецкое и Быково). В 1779 г. по включении в Коротоякский уезд всех вышеупомянутых сел, отчислены были (из Коротоякскаго) в Нижнедевичий уезд села: Новосолдатское, Истобное, Синие Липяги и Красное. Населен Коротоякский уезд (за исключением Боршева) не многим ранее Нижнедевичьего уезда. Коротояк, Урыв и с. Девица населились в XVII веке. Селились в Коротоякском уезде выходцы из Ефремова, Талиц, Лебедяни, Епифани, Данкова, Чернавки, Усерда, Ельца, Стараго и Нового Оскола, Усмани, Воронежа и других городов. Коротояк на р. Дону и Коротояк основан в 1642 г. по указу царя Алексея Михайловича. Между Доном и Красною Девицею села: Яблочное (ок. 1670 г.), Осъкино (в 7 верстах от Яблочного), Мастюшино (в 5 верстах от Оськина), с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1510 году был покрыт жестью купол (глава) собора, что, по всей вероятности, сделал великий князь Василий Иванович в благодарность преподобному Сергию за счастливое подчинение им в сем году (20 января) своей власти вольного Пскова, ибо по возвращении из Пскова он поставил негасимую свечу у Сергиева гроба 233 . Когда потом была покрыта железом кровля собора – не имеем точных сведений, но или перед 1556 годом, или в этом самом году, ибо в этом году царь Иван Васильевич позолотил купол (главу) собора с его крестом, и невероятно было бы предполагать, чтобы при позолоченном куполе собора царь оставил деревянною его кровлю. Около 1720 года вся железная кровля собора была покрыта червонным листовым золотом, причем, вероятно, из старой пофронтонной она была переделана на нынешнюю четырехскатную (причем алтарные абсиды, или полукружия, сделаны были выше посредством надкладки на них, которая теперь над их карнизами, и причем теперь перед нами та загадочная для непосвященных архитектурная странность, что карнизы абсид не под самой их кровлей, но аршина на полтора ниже ее). В 1750 году позолота была возобновлена. В 1779 году стены собора с наружной стороны были росписаны под мрамор. В 1805 году кровля собора по прежнему железу покрыта медью, которая позолочена (с) особенным искусством (неизвестно в чем состоявшим) и обшита кругом подзорами из белого железа, или жести. О наружной окраске собора до 1745 года не имеем сведений. По книге планов и фасадов этого последнего года, не особенно, вероятно, давняя, не далее как Петровская окраска его – под темноватый мрамор 234 . В 1779 году она возобновлена была под тот же мрамор. В настоящее время надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен окрашено бледно-розовой краской 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

709 Коадъютор – католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры. 711 Арх. ун. м. связка 441 – копия ноты папского нунция; 1003– письмо из Варшавы от 19 апреля 1773 г. 712 Хлопотать об этом Смогоржевский просил, между прочим, жену Замойского и жену краковского кастеляна – Арх. ун. м. кн. 110, 102 – письма Смогоржевского от 12 октября 1773 г. 720 Там же. О Сестренцевиче Лисовский, между прочим, отзывался, что он старается угодить русскому правительству абсолютным управлением по отношению к своему духовенству. Там же – письмо от 15 октября 1779 г. 723 Там же, 1005, письмо официала Марцинкевича от 10 октября 1774 г. и следующие за ним приложения. 727 Там же, 1005, письмо ротмистра Свецицкого от 20 июня 1774 г. Свецицкий жаловался, что униатские священники ходили крестными ходами к каким-то источникам в Дубровской волости, которые народ чтил на подобие языческих священных мест (слова Свецицкого) и что в этих же местах прежде запретила православная духовная власть Прощи. 730 Там же, 1003, письмо Миляновского от 23 декабря 1776 г. и следующее за ним письмо Бутримовича. 741 Арх. ун. м., 1005, письмо Ярмоловича от 3 марта 1771 г.; там же, письмо Смогоржевского из Рима от 15 сентября 1752 г. 747 По словам Рыллы король вынудил у него не решительное согласие на переход в Полоцк. Дневник Рыллы. Науковый Сборн. Галицко-русской матицы, выт. III и IV, стр. 283–284 752 Там же, 997, письмо к Левинскому из Житомира какого-то Комара или Комаржевского от 23 сентября 1780 г. Из письма видно, что и прежде была тревога из-за этого. Мы видели, что еще в 1773 году были об этом слухи. 755 Мы будем часто ссылаться на переписку Смогоржевского с Левинским. Левинский был львовским протодиаконом, а потом коадьютором Смогоржевского и в тоже время королевским, секретарем. Переписку свою они вели почти непрерывно с 1779 по 1788 г. Этот драгоценный материал сохранился в униатском архиве. К сожалению, недостает многих писем Смогоржевского и многих приложений к

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Как скоро разнеслась весть о новом мире, Поповцы керженские, донские и многие другие признали святость рогожской стряпни и одобрили перемазыванье. Но в стародубских слободах монах Никодим и поп Михайла Калмык подняли ропот против Рогожцев. Они написали к Рогожцам послание, и строго порицали новизну. Василий и другие попы рогожские отвечали, что, если Стародубцы не хотят вводить разделения, приезжали бы за миром; иначе связь с ними кончена. Наконец, положили рассмотреть дело на общем совете при посредстве избранных лиц. В 1779 г. Михайла Калмык, Никодим и несколько других явились в Москву, приняты ласково, и начались совещания 197 . В первое заседание рассуждали: согласно ли с древними правилами Стеафан и Козма на Ветке перекрещивали крещенных но новым книгам, перевенчивали венчанных, священников поправляли без миропомазания, а простых – миропомазанием и хождением вокруг купели? Доверенный Рогожцев отвечал, что эти действия незаконны. Слова были записаны, и положено: «вперед рассуждать и решать дела не по тому, как поступали предки, не всегда между собою согласные, а на основании Божественного Писания». Никодим прибавил: «если что и делалось отцами несогласно с церковными законами, но делалось по неведению и ревности: буди им вечная память». Суд справедливый, которому надлежало бы следовать раскольникам во всех случаях. Рогожцы сперва согласились с этим судом: но потом поняли, что этим приговором произнесен приговор и их затеям. Доверенный Рогожцев сменен, и явился другой судья. Всех заседаний было десять: первое – 1 ноября 1779 г., последнее – 7 января 1780 г. В первое заседание было до 300 человек, в третье столько же, во второе 200. Споры были жаркие, как обыкновенно между людьми грубыми. Дело кончилось тем, что Рогожцы решительно отделились от Слобожан, и таким образом явились Перемазанцы, иначе Иорженцы. Некоторые и из Слобожан приняли потом сторону Рогожцев. Однако и Рогожцы впоследствии почувствовали, что стряпня их слишком зазорна; потому часть своего мира зарыли в землю, другую вылили в реку, и потом стали мазаться простым, гнилым маслом, которое по тому только, что гнило, называли древним миром 198 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

М.Н. Боголюбов Россия и Гавайские острова (Становление религиозных связей) Архимандрит Августин (Никитин) «Так говорит Господь Бог: истреблю идолов и уничтожу лжебогов» (Иезек.29:13) «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них» ( Ис.42:10 ). Предисловие. Россия начала утверждаться на Тихом океане во второй половине XVIII в., когда русскими первопроходцами были основаны фактории, а затем и селения на Алеутских островах и на Аляске. Несколько позднее, в 1812 г., была основана колония Форт Росс в Калифорнии. Менее известна история освоения россиянами «рая Тихого океана» – Гавайских островов. Гавайские острова были открыты европейцами в середине XVI в. Но отдаленный от Европы архипелаг еще долго оставался неизвестным для большинства мореплавателей, и в 1764 г. английский капитан Браун фактически заново открыл гавань, у которой впоследствии была основана нынешняя столица Гавайских островов – Гонолулу. Гораздо больше сведений о Гавайских островах Европа получила после «третьего открытия» этого архипелага английским мореплавателем капитаном Джеймсом Куком (1728–1779); по словам одного из русских авторов, «до Кука, т.е. до 1778 г., о них никто не имел решительно никаких сведений, и они как бы канули в вечность» 360 . В книге, посвященной путешествию Дж. Кука по Тихому океану, сообщалось об одном из гавайских островов, который мореплаватели посетили в феврале 1778 г. Интересны приведенные там сведения о религиозных верованиях местных жителей: «Поколику мы усмотреть могли, обряды веры на острове Атое имеют большое сходство с таковыми же обрядами на островах Дружеских и Общества» 361 , – писал один из участников плавания о своем пребывании на Гавайях. Из этого сообщения следует, что жители архипелага были приверженцами племенных культов. Члены 3-й экспедиции Дж. Кука собрали на Гавайях некоторые предметы быта островитян. После гибели Кука (1779) 362 английские корабли покинули Гавайский архипелаг и взяли курс на Камчатку, где в те годы Болышерецким гарнизоном командовал майор Бем. Английские мореплаватели были радушно приняты в российском порту, и капитан Клерк, заменивший Кука на посту начальника экспедиции, перед уходом из гавани сделал ответный жест благодарности. Вот что пишет об этом один из английских мореплавателей: «После того как майор (Бем. – Авт.) посетил и осмотрел оба корабля, он обедал на 6орту «Решимости» («Resolution»). После обеда мы показали ему редкости, которые мы собрали во время нашего путешествия, и капитан Клерк подарил ему полное собрание вещей со всех нами посещенных островов» 363 . Вскоре после этого майор Бем покинул Камчатку и, прибыв в Петербург, в 1780 г. передал гавайские диковины в Академию наук. Сегодня эти экспонаты находятся в собрании Музея антропологии и этнографии Российской Академии наук (С. –Петербург) 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Игуменство Иоанникия, около 1779 года. Теперь каждый мог насладиться учением преподобного Неофита, так как в 1779 года в Венеции на средства архимандрита Кипрской архиепископии Киприана изданы две службы и «Завещание» преподобного. Игуменство Иоакима Мелиссовукаса, 1815–1821 годы. Игумен Иоаким – геройски погибший клирик обители, организовавший в период турецких гонений движение сопротивления монахов туркам, которое закончилось печальными событиями 9 июля 1821 года, когда турецкие власти вырезали и повесили сотни монахов и высшее церковное руководство во главе с национальным героем-мучеником архиепископом Киприаном. Брошенный после ареста в никосийскую тюрьму, игумен Иоаким твердо и непоколебимо стоял в отеческой вере и не поддался на уговоры паши принять ислам и сохранить тем самым себе жизнь, за что был посажен на кол. Игуменство Иакова Мирианфа, 1898–1933 годы. Этот почтенный подвижник-игумен восстановил много зданий в обители. Он избавил ее от долгов, внося значительные собственные средства. Он поправил экономическое положение монастыря, соорудив протяженный оросительный канал в Анатолике, чтобы монастырские поля могли в достаточном количестве получать воду. Его мягкий и скромный характер привлек в обитель много новой братии. Монахи, собравшиеся вокруг игумена Иакова, составили весьма сплоченное братство, в котором царили любовь и согласие. В 1918 году после голосования был введен в действие первый в новейшее время устав монастыря. Игуменство Лаврентия Михаилиду, 1933–1962 годы. Племянник игумена Иакова, первый из монахов, окончивший богословский факультет. С 1926 года преподавал, не получая за это платы, богословские дисциплины в пафской гимназии. Что же касается собственно монастырских дел, то он продолжил практику прививки рожковых деревьев, введенную его дядей, посадил пять тысяч миндальных деревьев, две с половиной тысячи рожковых, пятьсот маслин и сотни лимонных деревьев, а также продолжил работы по предотвращению эрозии почвы на площади в 24 га на ферме подворья в Анатолике. Он заново отстроил монастырские здания, превращенные в руины землетрясением 1953 года, и добавил новые постройки к южному крылу монастыря. При его настоятельстве молодые монахи отправлялись учиться на богословском факультете Афинского университета. В это же время возрастает исследовательский интерес к творениям преподобного Неофита, а профессор Иоаннис Цикнопулос публикует избранные места из сочинений преподобного в научном журнале «Κυπριακς Επουδς».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

—585— кого и его обвинения, взводимые на православное духовен­ство, православные депутаты – Стоцкий и Зеленкевич сде­лали свои возражения и замечания. Все эти документы, на содержание которых мы только что указали, напечатаны в 13 и 14 Киев. Епарх. Ведомостей. Вследствие протокола, состоявшегося в декабре 1778 г. в Департаменте Иностранных Дел, и отзыва униатского митрополита, православные депутаты 8 января 1779 года подали польскому королю новый мемориал; в нем они доказывают ложность доношений оффициалов, на основа­нии которых (доношений) составлен отзыв митрополита Шептицкого, и изображают бедственное положение право­славного духовенства вследствие гонений и притеснений, претерпеваемых пм со стороны униатского духовенства. Возвратившись из Варшавы, православные депутаты привезли преосвящ. Илариону письма от Стакельберга, князя Чарторийского и советника Юзефовича. – Вследствие безуспешности поездки в Варшаву православных депу­татов преосвящ. Иларион отправил доношение в Св. Синод, в котором доводит до сведения Синода об усилении польских стремлений к истреблению православия в юго- западном, крае и « сугубо и нижайше просил за­щиты напаствуемым». Между тем и Шептицкий упо­требляет все средства к окончательному уничтожению пра­вославия в пределах Польши. Документы, содержащие в себе данные для изображения гонений на православие, бывших в это время, напечатаны в 15 Киев. Епарх. Ведомостей. В следующем номере напечатаны: 1) «реестр дел, порученных протопопам Луке Романовскому и Стефану Левандовскому, для подачи в Варшаве, и служащих к доказательству о бытии в Украйне польской православных церквей и обидах православному священству»; 2) доношение преосв. Илариона от 9 сентября 1779 г. в Св. Синод; 3) доношение протоиереев Леваидовского и Рома­новского к послу Стакельбергу; 4) другое доношение пре­освящ. Илариона в Св. Синод от 29 февраля 1780 г.; 5) третье доношение его в Св. Синод от 22 июня того же года. Цель всех этих доношений добиться скорейшей защиты православным от нестерпимых и наглых при­-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010