Строительство арм. храмов в Москве связано с родом богатого купца и ювелира Лазаря Назаровича Лазарева (Егиазара Лазаряна; 1700-1782), к-рый в сер. XVIII в. переселился в Москву из Персии с большим семейством и челядью. Екатерина II возвела его род в дворянское достоинство. Лазаревы устроили под Москвой шелковые и бумажные фабрики, приобрели леса, заводы, рудники. После указа Екатерины II о разрешении строительства арм. храмов сын Л. Н. Лазарева Иван (Ованес; 1735-1801), один из видных деятелей арм. освободительного движения против тур. ига, придворный ювелир, богатейший помещик и фабрикант в России, построил (в основном на свои средства) 4 арм. храма в обеих столицах Российской империи. Оставив состояние брату Иоакиму (Овагиму; 1744-1826), он завещал ему также основать арм. уч-ще в Москве (открыто в 1815, с 1835 гимназия, в 1848 преобразовано в Лазаревский ин-т вост. языков ). В 1779-1780 гг. на средства Лазаревых рядом с их московскими владениями в Столповом пер. (за к-рым с кон. XVIII в. закрепилось название Армянского) была построена ц. Воздвижения Креста (Сурб Хач; освящена архиеп. Иосифом). Выполненная в лучших традициях классицизма, она по стилю напоминала арм. ц. вмц. Екатерины в С.-Петербурге, построенную по проекту Ю. М. Фельтена (предполагают, что этот петербургский архитектор был автором и московской церкви). Величественное здание, украшенное скульптурой, в 1866 г. было надстроено колокольней над зап. входом. Во время первой мировой войны в Крестовоздвиженской ц. хранились сокровища Эчмиадзина, эвакуированные из зоны военных действий. Также на средства Лазаревых выстроена ц. Воскресения Христова (Сурб Арутян) на Армянском кладбище. Здание было перестроено в 1815 г. по проекту архит. А. Григорьева. Храм, закрытый в 30-х гг. ХХ в., был возвращен арм. общине в 1954 г. На Армянском кладбище (филиал Ваганьковского), основанном в кон. XVIII в. по ходатайству московской арм. общины, находятся могилы братьев Ивана и Иоакима Лазаревых, поэта С. С. Шахазиза, юриста Г. А. Джаншиева, ученых Л. К. Рамзина и Н. А. Прилежаева, писателя Андрея Платонова и др.

http://pravenc.ru/text/АРМЯНСКАЯ ...

Первый из фабрикантов Милютиных, Алексей Яковлевич, служивший при дворе и бывший личным комнатным истопником Петра I, приобрел землю на Сретенке, на другой стороне улицы от монастыря, в 1714 году. Вместо казенного полкового двора Семеновского полка, переведенного в Санкт-Петербург, он устроил «шелковую, лентную и позументную фабрику», ставшую к концу XVIII века крупнейшей в Москве. На ней трудились 350 работников. А.А. Милютин был владельцем фабрики в начале XIX века. Трое его сыновей стали знамениты. Дмитрий Алексеевич (1816–1912) – граф, генерал-фельдмаршал, военный историк, с 1861 по 1881 годы – военный министр. Николай Алексеевич (1818–1872) – государственный деятель, руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861 года. Владимир Алексеевич (1826–1855) – публицист, экономист, утопический социалист. Я отношу благодеяние Алексея Милютина по ремонту храма к 1806 году. Придел Сретения Господня под одной крышей с церковью преподобной Марии Египетской существовал с конца XVII века. К 1780 году он сильно обветшал, как видно из донесений игумена Арсения архиепископу Платону. В 1779 году дозволено было починить кровлю. 30 мая 1782 года игумен писал, в чем же состоял известный по многим упоминаниям в печати ремонт храма 1782–1784 годов: «Остается ныне еще состоящие в том монастыре церковь Сретения Господня в ветхости, и там святой алтарь стенами и сводами во многих местах порасседолся и повредился… Пол ее хил, также иконостас… Требуется починка. По нашей просьбе господин коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров определил… 1000 рублей… Просим в алтаре: вынести из него престол и церковный иконостас, и потом ветхость, где следует исправить, и потом вместо деревянной ветхой кровли покрыть и главу сделать железную». В следующем донесении дополнено, что Гончаров дал людей и материалы. Ремонт завершили в 1784 году. Токмаков приводит памятную надпись на доске при входе: «Возобновлен был храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784-е, в царствование великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея России, по благословению Московского архиепископа Платона, иждивением г.

http://sobory.ru/article/?object=41483

В 1821 г., когда перевод Нового Завета был окончен, приступили к переводу Ветхого Завета, начиная с Пятикнижия. Этот труд был разделён между четырьмя духовными академиями. В основу русского перевода Ветхого Завета был положен масоретский текст, но принималась во внимание и Септуагинта, а дополнительными источниками служили Вульгата и западные переводы Библии. Пока духовные академии занимались переводом Пятикнижия, свт. Филарет (Дроздов) и прот. Герасим Петрович Павский (1787–1865 гг.), профессор еврейского языка Петербургской академии, перевели на русский язык Псалтирь и издали её в 1822 г. В 1824 г. был окончен и напечатан перевод Пятикнижия, а в следующем 1825 г. в одном томе с Пятикнижием изданы в русском переводе книги Иисуса Навина, Судей и Руфь. Но это издание так и не дошло до читателей, т. к. деятельность РБО была сначала приостановлена, а после восстания декабристов в 1826 г. Общество окончательно закрыли. Но и после закрытие РБО прот. Г.П. Павский и алтайский миссионер архим. Макарий (Глухарёв, 1792–1847 гг.) независимо друг от друга продолжили переводить Священное Писание на русский язык. Прот. Г. Павский на своих лекциях переводил учительные и пророческие книги Ветхого Завета, которые были затем в 1839 и в 1841 гг. отлитографированы студентами. При расположении текстов он руководствовался принципом хронологии. Так, перевод книги пророка Исайи он начал с 6:1–11, затем перешёл к 1:1–28, 5:1–30 и т. д. Возле каждого отрывка он ставил предполагаемую дату. Этот перевод с исагогоческими и экзегетическими примечаниями предназначался только для студентов, но из Петербургской академии лекции попали в Московскую и Киевскою академии и к посторонним людям. Один из читателей этого перевода, иером. Агафангел (Соловьёв, 1812–1876 гг., впоследствии архиепископ Волынский) в 1841 г. написал анонимную докладную записку о переводе прот. Г.П. Павского трём митрополитам, членам Святейшего Синода: петербургскому Серафиму (Глаголевскому, 1757–1843 гг.), киевскому Филарету (Амфитеатрову , 1779–1857 гг.) и московскому Филарету (Дроздову) .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Ажидация — соединение существительных: ажитация (волнение, возбуждение — от франц. agitation) и ожидание. 50 Дванадесять язык — двенадцать народов. Этим выражением часто обозначалась армия Наполеона. 51 Безрассудок — соединение слов: предрассудок и безрассудство. 52 Мортимерово ружье. — Г. В. Мортимер — английский оружейник конца XVIII века. 53 Пистоля — пистолет. 54 …в Канделабрии… — очевидно, вместо «в Калабрии» (Калабрия — полуостров в Италии). Соединено со словом: канделябр (подставка для свечей). 55 …благородным бы сделал. — «Благородный» — здесь в значении: дворянин. 56 Сугиб — сгиб. 57 Сахар молво. — В 10-20-х годах XIX века в Петербурге был сахарный завод «коммерции советника и кавалера» Я. Н. Мольво. 58 …Бобринского завода. — Рафинадный завод графа А. А. Бобринского существовал в местечке Смела Киевской губ. с 30-х годов XIX века. 59 Нимфозория — соединение слов: инфузория и нимфа. 60 Керамида — вместо: пирамида. 61 …дансе танцевать. — Danser (франц.) — танцевать; здесь в значении какой-то танцевальной формы. 62 Мелкоскоп — соединение слов: микроскоп и мелко. 63 Верояция — вместо: вариация (форма классического или характерного танца, построенная на прыжковых или пальцевых движениях, длящаяся одну-две минуты). 64 Алексей Федотов-Чеховский — священник таганрогской соборной церкви, у которого перед смертью исповедовался Александр I. 65 Корешковая трубка — выточенная из корня дерева. 66 Жуков табак. — В 20-50-е годы большой популярностью пользовались трубочные табаки петербургской фабрики Василия Жукова. 67 Укушетка — вместо: кушетка. 68 Императрица Елисавета Алексеевна (1779–1826) — жена Александра I. 69 …при восходе его…— то есть в начале царствования. 70 …от Аничкина моста из противной аптеки…— то есть из аптеки против Аничкова моста (на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки). 71 …тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали. — В географических книгах XVIII и начала XIX века Сестрорецк, а также река Сестра, на которой он стоит, носят названия: Сестербек; Систербек, Сестрабек, Сестребек. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

На Большом Московском Соборе 1666–1667 гг. был подтвержден благодатный характер таинства крещения, совершаемый по католическому обряду. А в эпоху Петра I подобное решение было принято и в отношении Евангелическо-Лютеранской Церкви. Однако при такой веротерпимости всё же имелись некоторые «нюансы», о чем упомянул Жозеф де Местр в своей записи от 14 (26) сентября 1810 года: «16 (30) прошлого месяца Великая Княгиня Екатерина разрешилась в Павловске сыном, 59 которого окрестили в лютеранской церкви. Несколько лет назад Император издал закон, повелевающий для всех детей русской женщины, вышедшей за иностранца, воспринимать религию матери. Тут вспоминается знаменитое уже двадцать два века определение законов: это сети, препятствующие лишь мухам, а птицы прорывают их. Сия юная принцесса в большом фаворе у своего брата, который осыпает ее богатствами и всяческими знаками внимания. Она очень образованна и очень умна; русские даже преувеличивают в ней сие последнее качество. Недавно в разговоре с одной из здешних особ я вполне откровенно сказал: «Хотите знать мое мнение? Это лютеранское крещение придумано для того, чтобы новорожденный не мог занять в будущем некоторую должность». Он же ответствовал мне пренебрежительным жестом: «Боже мой, вы рассуждаете об этой стране так, будто здесь возможна какая-то логика!» Впрочем, умный иностранец не должен поддакивать таковым разговорам; я никогда не забываю сего правила и непременно восхваляю эту страну, когда сами русские ругают ее». 60 Миропомазание В записках Ш. Массона, проведшего ряд лет при дворе Екатерины II и Павла I, упоминается о принцессе Баден-Дурлахской Луизе Марии Августе (1779–1826), в православии Елизавете Алексеевне, с 1793 г. супруге великого князя Александра Павловича. «Она полюбила молодого великого князя, который должен был стать её супругом и был равен ей красотой и скромностью, – пишет Ш. Массон. – Она от чистого сердца готова была делать все, чего от нее требовали: изучала русский язык, брала уроки греческого катехизиса и в скором времени уже могла публично исповедать свою новую веру; бородатый епископ совершил над нею таинство миропомазания , 61 нанеся миро на ее нежные обнаженные руки и ноги, после чего она была провозглашена великой княгиней Елизаветой Алексеевной. Екатерина предпочла дать ей свое собственное отчество, а не называть ее по отцу, как это принято». 62 Евхаристия (причащение)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Покровское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1779 и 1789. Адрес: 391923 с. Покровское, Ухоловского р-на Координаты: 53.896224, 40.437076 Проезд:15 км на север от райцентра Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь в селе Покровском построена в 1789 г. тщанием помещика Федора Матвеевича Леонтьева, а придельная, по разборке старой тесной в 1890 г., сооружена на средства помещицы Александры Николаевны Дубровиной и благотворителей прихожан, освящена в 1893г. Зданием настоящая каменная, на каменном фундаменте, с таковой же колокольней, крепка, все крыто железом. Престолов три: в настоящей – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в придельной два – во имя Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая чудотворца Мирликийского. Утварью достаточна. Штат: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Жалованья не положено, кружечных сборов около 2000 руб.; доход от земли 600 рублей в год. Земли церковной: усадебной с погостом вместе 10 дес. приблизительно, пахотной 65 дес. 350 кв. саж., сенокоса не имеется, плана нет, в 2 ½ верстах от церкви. Качество земли супесь, доход 10 руб. в год с десятины. Дома священнослужителей на церковной земле, построены их тщанием. Дома требуют ремонта. Другие здания: дровяной сарай, церковная сторожка кирпичная, с кладовой, крыта железом и церковно-приходская школа, кирпичная, крыта железом. Приписных церквей нет. Опись имуществу с 1878 г., приходно-расходные книги с 1910 г., копии с метрик с 1783 г., обыскная книга с 1911 г., писано 162 листа, исповедные с 1826 г., кроме 1895 г. В церковной библиотеке книг 132 тома. Церковные деньги и бумаги в целости за ключом, ключ у старосты. В приходе имеется школы: церковно-приходская в селе, в церковной ограде, и земские – в селе Покровском, а другая в дер. Соловачеве. В самом же Покровском школа в доме церковного попечительства, на содержание церковно-приходской школы от местных крестьян выделяется 103 руб., и от Ряжского уездного отделения на содержание учителей 780 руб., обучается 87 мальчиков и 29 девочек, всего 116 учащихся.

http://sobory.ru/article/?object=18234

Вышний Волочёк. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Несмотря на значительные переделки и искажения, Преображенская церковь представляет интерес как наиболее ранняя сохранившаяся культовая постройка в городе. Расположена в центре кладбища, на вершине небольшого холма. Кирпичная двухэтажная церковь построена в 1779-1783 гг. В первом этаже находился теплый храм Пророка Ильи, во втором - летняя церковь Преображения. В 1826 г. здание оштукатурили и изменили декор фасадов. К 1865-1866 гг. относится устройство светового восьмерика над храмом и двух ярусов колокольни. Двухэтажное прямоугольное вытянутое по продольной оси здание объединяет храм, увенчанный восьмериком, трапезную и притвор. С востока примыкает пятигранная апсида, с запада - столпообразная четырехъярусная колокольня. Убранство фасадов сочетает мотивы позднего классицизма и русского стиля. Первоначально окна были обрамлены барочными наличниками с ушами. Стены разделены лопатками, которые соответствуют внутренним членениям, лопатками закреплены также углы и грани апсиды. Прямоугольные окна в первом этаже украшены пятичастным замком, второго - профилированными архивольтами. Грани невысокого восьмерика завершены кокошниками: диагональные - треугольными, по странам света - килевидными (завершение утрачено). На два равновеликих четверика колокольни поставлены два восьмерика. Первый ярус обработан ленточным рустом. Углы восьмериков третьего и четвертого ярусов закреплены лопатками. Расположенные по странам света проемы звона четвертого яруса имеют профилированные килевидные завершения. Им вторят килевидные кокошники над узкими диагональными гранями. Перекрытия в первом и втором этажах плоские. Первый ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Переход от четверика к восьмерику в верхней церкви осуществлен при помощи тромпов. В притворе помещена деревянная двухмаршевая лестница, ведущая на второй этаж. По материалам книги: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002.

http://sobory.ru/article/?object=02444

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

В 1929 г. после проведения первых собраний по сбору подписей для закрытия храма около 600 прихожан, в основном женщины, собрались для его защиты и согласились разойтись только после того, как им обещали храм не закрывать. Священников тогда же сослали на Соловки, и в 1930 г был снова поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить её не удалось, но большой колокол сняли. В 1935 г. храм передали обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках. В начале 1942 г. храм был закрыт. В нём разместились мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Храм был перестроен, только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что бесформенное здание у Ярославского шоссе когда-то было церковью. В 1991 г. храм возвращён верующим. Первое богослужение состоялось 23 мая 1991 г. Настоятелем был назначен игумен Александр (Агриков, 21 июля 2001 г. возведён в сан архимандрита, 2 сентября 2001 г. была совершена хиротония архимандрита Александра в епископа Дмитровского). В 1995 г. основные работы по восстановлению храма были закончены. В 1999 г. возведена колокольня, 5 ноября 2000 г. на неё поднят и установлен купол со шпилем и крестом. Каждый год 1-го августа (по старому стилю) от храма Владимирской коны Божиеи Матери направлялся крестный ход к Святому ключу (от которого начинался Московский водопровод) и у часовни совершался водосвятный молебен. Начало водопроводу из Мытищ в Москву положила императрица Екатерина II: в 1779 г., по рассказам современников, она сама попробовала воды из родника, появившегося после удара молнии, почему он получил название " Громовый колодец " . В 1804 г. сооружение водопровода по проекту инженера Ф.Б. Бауера, было закончено, к Москве протянулась каменная галерея с акведуком в районе с. Ростокино. Но воды Москве не хватало, в 1826-1835 гг. часть кирпичных галерей была заменена чугунными трубами. В 1853-1856 гг. началась радикальная перестройка по проекту директора Московского водопровода барона Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887). В советское время часовня разрушена. Жизнь прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирский_х...

В годы советской власти храм, как и многие другие церкви, был закрыт, его здание использовалось в качестве склада. http://spasihram.ru.com/ Церковь в селе Тихая Журавка – одна из немногих в Чертковском районе, уцелевших после гонений на религию в советские годы. Строительство её началось в 1865 году, а в ноябре 1871 года церковь была освящена в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По своему архитектурному стилю и внешнему виду она похожа на церковь Рождества Богородицы в хуторе Малый Мишкин, усыпальницу семьи атамана М. И. Платова. Пропорции и совпадение архитектурных деталей наводит на мысль о том, что обе церкви построены по одному проекту архитектора И. О. Вальпреде. Возведена церковь была на средства отставного майора Атаманского полка Фёдора Фёдоровича Барабанщикова (1818–1892) Происходил он из известного на Дону казачьего старшинского рода. Отец его, полковник Фёдор Акимович Барабанщиков 2-й (1779–1826, по другим сведениям – 1827, если верить книге «Донцы XIX века», с. 57), был героем многих сражений на Кавказе, в Пруссии, Турции, на полях Отечественной войны 1812 года. В мирное время занимал должность асессора по выбору дворянства в Войсковой канцелярии По материнской линии предками были знаменитые Грековы. Дед, генерал-майор Иван Евдокимович Греков (ок. 1754–1798) основал в конце XVIII века хутор Тиховской, будущую Тихую Журавку Бабка, вдова генерал-майора Марфа Акимовна Грекова, была родной сестрой генерал-лейтенанта Акима Акимовича Карпова 2-го устроительницы Старочеркасского женского монастыря Авдотьи Акимовны Ефремовой и первой настоятельницы этого монастыря игуменьи Ефросиньи (в миру Екатерина Акимовна Дячкина). Марфа Акимовна Грекова сыграла большую роль в жизни Ф. Ф. Барабанщикова. Именно она взяла на воспитание и опеку, оставшихся в малолетнем возрасте без отца, а позже и без матери, Фёдора и его братьев Акима и Ивана. Заботясь о будущем внуков, она распределила между ними в качестве наследства крестьян и земли в Донецком, Усть-Медведицком и Сальском округах.

http://sobory.ru/article/?object=07291

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010