4. – Реестр книгам, расхищенным неприятелем во время вторжения в Москву 1812 года Из всеобщей истории in 4°. 15. Encyclopédie méthodique, à Paris. 68 томов. 26. Büschings Magazin 2-ter u. 3-ter Theil. Hamb. 1767. in 8°. 23. Tableau des revolutions de l´Europe par M-r Koch. 2 tomes, à Paris. 1790. 24. Letres historiques, critiques et politiques sur les évenemens qui se sont passes depuis 1778 jusqu´à present, a Londres. 1787. 14 tomes. 25. Unser Jahrhundert, oder Darstellung der interessantesten Merkwürdigkeiten und Begebenheiten, und der grössten Manner desselben. 3 Theile. Altona 1795. 25а. История XVIII столетия. Часть IV. Москва. 1806 27. Politique de tous les cabinets de l´Europe. 2 tomes, à Paris. 1794. 42.Schlötzers Staatsanzeigen 2-ter Theil. Gòttingen. 1782. 46. Mercure historiques et politique etc., 1693, tome XV. Из Российской истории 17. Указ о учреждении Воспитательного дома, in fol. 42b. Список 7-классным чиновникам 1811 и 1812 года, in fol. 56. Diarium itineris in Moscoviam. Viennae Aust., in fol. 54. Царственный летописец, в Спб. 1792. 4°. 132.Histoire de Pierre I, par M-r Mavillon, a Amst. 1742. 4°. 194. Описание всех в Российском государстве обитавших народов. Соч. проф. Георгия. 3 части, в Спб. 4°. in 8°. 10. Духовный регламент. 1721. 47. Общий тариф. 1796. 86. Повествователь древностей Российских. Изд Н. Новиковым. Ч. I. Спб. 1776. 87. Dissertations sur les antiguités de la Russie par Gatterie. St Pet. 1795. 91 Ядро Российской истории кн. Хилкова, в Москве, 1770. 92.Chilkows Kern Russischer Geschichte, Moskwa. 1786. 93. Новое ядро Российской истории. Соч. Нехачина. 2 части. Москва. 1795. 181. Жизнь Минина. Спб. 1799. 231. Деяния Петра I. Соч Ив. Голиковым. Ч. 1, 4 и 7. Москва. 1788. – Дополнение к Деяниям Петра I. Часть 1 и 15 239. Etat présent de la grande Russie par Perry 1717. 326Ь.Жизнь Екатерины II. Москва 1801. 326b. Lobrede auf Catharina II. Riga. 1802. 327. Potemkin – Halle. 1804. 328. Жизнь Павла I Москва. 1805. 333. Tagebuch eines französischen Offziers ets Amst 1776.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Е. Левкиевская Вица Длинная гибкая ветка лиственного дерева. Чаще всего использовалась для связывания кольев в заборе, плотов, дровней. Иногда употреблялась для телесного наказания провинившихся детей. Владимир Центр Владимирской обл. Расположен на южной окраине Владимирского ополья, на высоком левом берегу Клязьмы. Население 339,7 тыс. чел. Владимир – один из древнейших русских городов. Основан в 1108 как крепость кн. Владимиром Всеволодовичем Мономахом. В сер. XII в. Владимир – вотчинное владение кн. Андрея Боголюбского, который в 1157 перенес сюда столицу Владимиро-Суздальского княжества. В XII – н. XIII вв. во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи. Экономическое и политическое влияние Владимира было подорвано в 1238 монголо-татарским нашествием. В 1299 Владимир стал резиденцией русских митрополитов. До сер. XIV в. административный, культурный и религиозный центр Северо-восточной Руси. Во Владимире проводились общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод. С 1719 Владимир – центр провинции, с 1778 – наместничества, с 1796 – губернии. Памятники владимиро-суздальской школы зодчества XII в.: Успенский собор (1158–60, перестроен после пожара в 1185–89); Дмитриевский собор (1194–97); крепостные Золотые ворота (1158–64, перестроены в XVII-XVIII вв.) с надвратной церковью (обновлена в 1469, перестроена в 1810); многочисленные архитектурные памятники XVI-XIX вв. Владимир Красное Солнышко В народных представлениях образ святого, равноапостольного вел. кн. Киевского Владимира Святославовича – крестителя Руси († 1015). В народных былинах и преданиях он идеальный православный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил – кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор кн. Владимира – обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около этого времени пожар сильно опустошил Овруч. В 1778 году Овручские мещане дозволили евреям, живущим в Овруче, вести всякого рода торговлю и заниматься ремёслами для того, чтобы сколько-нибудь привести его в лучшее благоустройство, причём увольняли их от исправления плотин и мостов на р. Норыне; однако во время перехода или квартирования войск – евреи подлежали всем повинностям наравне с мещанами, за исключением фуражевой доставки в отдалённые места; дозволялось также евреям приобретать покупкою плацы под дома. По второму разделу Польши в 1793 году (27 марта), Императрица Екатерина Великая возвратила России, вместе с Волынью, и древлянскую землю с г. Овручем – как древнее достояние России. В 1796 году Овруч назначен был уездным городом Овручского уезда. В 1806 году – старанием Фаддея Чацкого – прежнее трёхклассное базилианское училище в Овруче преобразовано было в четырёхклассное поветовое (уездное) училище. Со времени введения христианской веры (в 988 году), жители Овруча и вообще все обитатели земли древлянской, которые с течением времени совершенно слились с завоевателями – поляками, исповедовали веру восточно-православную и были преданы ей с тою же горячею приверженностью, которою они отличались прежде по отношению к своим языческим богам. Этою же приверженностью к своей религии отличаются потомки древлян пред всеми прочими обитателями Волынской губернии – и до настоящего времени. Во время процветания Овруча, – когда в нём жили удельные князья, – по набожности жителей было в нём сравнительно большое число церквей. Однако от большей части этих церквей в настоящее время не осталось и следа. В мрачные времена унии, когда торжество латинства довело гонение на православие до крайних пределов ожесточения, церкви эти были частью преобразованы в костёлы, частью же оставлены в запустении, потом проданы евреям на слом, a места, где они стояли, отведены под заселение. По свидетельству древних актов в Овруче были: 1. Церковь во имя святителя Василия Великого , вышеупомянутая, построенная ещё вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , в дек. 1477 хирот. в еписк. Тверского. Иосиф , 1518–34. Феопемпт , в февр. 1541. Вавила , в янв. 1567. Феодосий , 1571. Никандр , 1579–84. Феодосий , 1589–98. Филофей , 1608. Иосиф , 1613. Леонид , 1618. Боголеп , 1622. Иларион , 1627 и 28. Евфимий , 1633–38. Герасим , 1644–51. Филарет , 3 мая 1656. Авраамий , 1658–70, окт. Симон , 1675–77. Иосиф , 1681–86. Иона , 1690–1710, 12. Иосиф Веденский , 1718–27, а 1731 перев. в Колязин. Серапион Лятешевич в 1741 перев. в Колязин. Иоанникий Скабевский , 1741–45, перев. в Колязин. (Упом. в февр. 1746?). Никон ( Волоский ?) 1748 перев. из Селижарова?; до 1750. Иоасаф упом. 1751, а 11 сент. 1759 перев. в Колязин. Геннадий , перев. из Желтикова, упом. в нояб., дек. 1759. Тихон Соколов 1760 перев. из Желтикова, а 13 мая 1761 хирот. в викария Новгородского. Феофилакт перев. из Малицкого в июне 1761–68, перев. в Новоторжский Борисоглебский. Арсений Верещагин , с 1768, а 26 сент. 1771 перев. в Колязин. Тихон Малинин , из префектов Московской акад., посвящён 22 сент. 1771; 31 янв. 1774 перев. в Колязин. Стефан , 1774 и 75, в мае перев. в Новоторжский Борисоглебский. Павел Можайский , перев. из Деревяницкого, 1775–78. Иларион , 1778–93. Стефан , с 1793, а в начале 1802 перев. в Устюжский Архангельский. Евгений в начале 1802 перев. из Устюжского Архангельского, а 1804 – в Свияжский Богородицкий. Нектарий Верещагин 1804 перев. из Бежецкого Николаевского; до 1809. Сергий , с 1809; † 22 сент. 1811. Феоктист Громцов в 1811 перев. из Бежецкого Антониева; по 1817. Гедеон , 1817–23, перев. в Колязин (?). Михаил , 1823–31, 27 сент. хирот. в епископа Оренбургского. Феофил в дек. 1831 перев. из Московского Знаменского; в 1840 уволен в Троицкую Лавру, на покой; † там 1 дек. 1843. Платон , из Новоторжского Борисоглебского, 1840–48. (в Желтиков?). Никодим Арсеньев , 1849–52, 31 мар. перев. в Черниговский Елецкий. Климент Можаров 31 мар. 1852 перев. из Черниговского Елецкого. Макарий , 1854–56. Серафим Протопопов , 1856–66, 6 апр. хирот. в епископа Старорусского. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из трех ковчегов для хранения св. даров, один большой, сребра-позлащенный, чеканный, с финифтевыми образами. На четырех тумбочках, под колоннами вычеканена надпись: «Устройся сей святый ковчег усердием и старанием Веденского островского монастыря строителем иеромонахом Артемоном в 1834 г. Весу 7 фунт. 72 золотн.» Между иконами в иконостасах есть замечательные, так: по левую сторону царских врат, в иконостасе Введения во храм Пресвятой Богородицы, образ Тихвинской Богоматери, на доске, края которой вверху и с боков наставлены, длиной 1 арш. 12 1 / 2 верш., шириной 1 арш. 7 1 / 2 верш., древнего иконного письма. На образе лица, ручки, ножки Спасителя, венцы и одежда выпуклые, резные. Лица, ручки и ножки наведены красками, а одежда и венцы золоченые на масло, от времени потемнели. Откуда и когда поступила в монастырь икона Богоматери нет письменных сведений; но устное предание народа и отчасти сказание о жизни св. преподобного Александра Свирского указывают, что пред этой иконой «во время своей земной жизни молились родители преподобного Александра Свирского , о даровании им чада, при чем положили обет воздержания в супружеской жизни. По молитве их Господь Бог послал утешение в лице Амоса, подвизавшегося во иночестве под именем Александра Свирского, да и сам преподобный во дни отрочества молился пред этой иконой, о даровании ему смысла к уразумению учения Божественного писания. По описи 1778 г. на сей иконе значились украшения: два венца и цаты серебряные, чеканные, золоченые, убрус низан мелким жемчугом, под оным убрусом около лица до цаты подзор серебряной, чеканной, покров красной тафты, по концам шит серебром. В описи 1802 г., написано: «Оный образ прошлого 1796 г. за ветхостью переправлен красками, а по местам серебром и золотом». В 1811 г., с разрешения Епархиального начальства, вышеозначенный убрус, по ветхости осыпавшийся, усердием действительного тайного советника, сенатора и кавалера Алексея Ивановича Корсакова устроен вновь и приведен в лучший вид. В 1823 г. 4-го апреля, на икону Божьей Матери, с.-петербургским купцом Василием Никитичем Лемтюгиным, устроена сребра-позлащенная чеканная риза, весом 27 фунт. 55 золот. В 1869 г. 2-го ноября, жемчужный убрус с каменьями, украшавший икону Владычицы, похищен неизвестным святотатцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Марк , 1619. Иона , 1623. Дионисий , 1629–32. Строители ( Авраамий , 28 янв. 1646). Александр (sic) в нояб. и дек. 1646. Иосиф , 1688. Особые заметки Разные Монастыри: Успенского, в Казани, [IV, 321]: Иг-нья Улия , в мае, авг. 1666. Капитолина , в дек. 1702. Сретенского, в Чебоксарах [VI, 653]: Строит. Измаил , 1723. Игум. Евсевий , 1732. Вознесенского, в Цывильске, [VI 650] Строит. Тимофей , 1690. Свияжский Рождественский, девичий, упом. в 1618 72 . Иг-нья Мария , 1655. Успенский, под Сосенками, велено Троицким властям устроить грамотою 26 нояб. 1598. Иг-нья Маремиана , 28 дек. 1598,1606, 31 авг. 1613. Чебоксарской Геронтиевой пустыни [III, 692] Строит. Иона , 1737 (бывший). Лаишевский Троицкий велено ведать Седмиезерновскому строителю Паисию 24 апр. 1659. Свияжского Иоанно-Предтечева [IV, 312) Рождественского (?): Игуменьи Елена , в мае 1664, в июне 1667. Александра , 1742. Евграфия , 1763–78. Анастасия , 1778–80. Павла Шкурина определена 1814; уволена на покой 1818; † 10 июля 1824, в Московском Алексеевском. Анфия , 1840. Каллиста , 1845–66. Благовещенский Чебоксарский и Николаевский. [III, 377; VI, 653.] Чебоксарского Николаевского иг-нья Иулиания , в янв. 1703. Чебоксарского Предтечева игуменья Мария † 1765. Болгарского [III, 411] [новопостроенный, упом. 1713.] Игум. Филарет , 1728. – Созонт , в февр. 1754. Вознесенского игум. Клавдий , 1767. Воскресенского Казанского [III, 615], «на Едемском острову», игум. Гедеон , 1705. Жадовская пустынь. [IV, 105.] Николаевский Казанский. [IV, 320.] Царевококшайский Троицкий. [VI, 648.] Цывильский [VI, 650]: Игум. Варлаам , 1711–13. Архим. Пахомий † 1764 или 65. Ядринские два. [VI, 832.] Казанского старого городища: Строит. Иерофей , в июле 1657, в нояб. 1658. Строит. Мисаил , в мар. 1662. – Герасим , в мар. 1666. Игум. Флавиан и около 1760. Ураевской, на реке Каме, Каз. уезда, Раев-й Николаевской пустыни: Строит. Иоасаф , в февр. 1614. – Конон , 7 мар. 1625. (Тогда мнтрь приписан к Новоспасскому). – Макарий , в апр. 1672. – Макарий , 1684.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему накрепко священ­никам наблюдать и учить народ, дабы в приходах их идолопоклоннические жертвы не праздновались яко то колыски (качели), называемые рели, березы, купала, ве­черницы и клики и огнища богомерзкие не возжигались». Преосвященный Самуил, епископ Белоградский и Обоянский (1731–1796 г.), Преосвященный Евгений, епископ Курский и Белоградский (1778–1871 г.) и Преосвященный Владимир, епископ Курский и Бело­градский 25:31:32 и 34 Кур. Еп. Вед.). Эти три биографических очерка принадлежат тому же автору, что и предшествующий очерк. Здесь содержится не мало ма­териалов для истории русской иерархии, но гораздо меньше материалов для истории курского епархиального управления, чем в биографическом очерке: Преосвященный Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский. Во всяком случае труды г. Титова заслуживают внимания и одобрения; бу­дущий историк русской иерархии скажет спасибо г. Ти­тову за эти биографические очерки нескольких курских иерархов. Нам думается, что если бы и в других епар­хиальных Ведомостях появлялись очерки жизни и деятель­ности местных архиереев, подобные тем, какие состав­лены г. Титовым , то этим путем собрано было бы не мало материалов для истории каждой епархии, а вместе с тем были бы подготовлены не малоценные данные во­обще для истории русской церкви. П. Казанский Григорий (Борисоглебский), иеромонах. Третье великое благовестническое путешествие св. апостола Павла: Опыт историко-экзегетического исследования: гл. 2-я [продолжение], гл. 3-я: От Иерусалима до Антиохии Сирийской: (Деян.18:22).//Богословский вестник 1892 г. Т. 2. (С. 97–144) —97— чались 1184 , ходили по поручению Апостола в другие, ос­нованные им, церкви, как для сообщения им известий об Апостоле, так и для приобретения нужных ему из­вестий об их жизни, для сбора милостыни 1185 , передавали кому следует различные поручения св. Павла 1186 , заботи­лись об его домашней жизни 1187 и т. п. Число таких сотрудников св. Ап. Павла особенно стало увеличиваться к концу второго и к началу треть­его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1776 году переведен в Флорищеву пустынь, где исправлял казначейскую должность; в 1778 году определен в Введенскую Островскую пустынь строителем; в 1781 году переведен в Николаевский Пешношский монастырь строителем; в 1788 году марта 20 произведен в Тихфин монастырь архимандритом. В 1795 году апреля 4 дня, при возобновлении Симонова монастыря, переведен в оный для учреждения общежития. 1796 года, августа 4 дня скончался. Всего жития его было 65 лет, из них в монашестве провел более 33 лет; во всех упомянутых монастырях научась учительству, уставил общежития, монастыри в немалую ветхость пришедшие поправил, братии был примером добродетельнаго жития, а наипаче нищеты и нестяжания, шелковых одежд он на себе со вступления в монашество не носил ни единыя. Был к нищим милостив, к бедным сострадателен и братии был благодетелен, ибо и трапеза его была с братией нераздельна, где часто повторял следующия слова: се что добро или красно, но еже жити братии вкупе» 329 . Знать, крепка была полученная им в Санаксаре начальная общежительная школа. Строитель Макарий был достойным преемником Игнатия. Игнатий оставил Макарию Пешношскую пустынь еще неустроенной. При последнем она не только была восстановлена из развалин, но и возвеличилась и прославилась; ему же она обязана и введением нового общежительного устава. Жизнеописание архимандрита Макария 330 сообщает, что он родился в 1750 году, в городе Рузе, в благочестивой купеческой семье Брюшковых. Жил и учился торговле в Москве, но на 18 году своей жизни решился оставить мир и посвятить себя на служение Богу и ближним в иноческой жизни. И здесь подчеркивается, что в «то время славился строгостию жизни строитель Санаксарской пустыни (близ г. Темникова) иеромонах Феодор. К нему–то в 1767 г. и отправился юноша Матфей. Здесь же находился в сане иеродиакона о. Игнатий, после настоятель Пешношский. Обитель Санаксарская была одна из беднейших; церковныя службы отличались продолжительностию; за жизнию и духом братий о. Феодор следил весьма бдительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В 1735 г. при больничных палатах М. У. м. была устроена одноглавая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1755-1764 гг. монастырь был окружен каменными стенами с 4 восьмигранными башнями. К 1764 г. в вотчине обители состояли: в Понизовской вол. Унженского у.- Макарьевская подмонастырская слобода с с. Ковровым и 9 деревнями (Гаево, В. Ярцево, Н. Ярцево, Филино, Уколово, Белошеино, Киселиха, Полома и Заречье), с. Спасское с 23 деревнями, с. Тимошино и близ него с. Нестерово с деревней; в Усть-Нейской вол.- с. Андреевское на Суходоле с 23 деревнями; в Ветлужской вол.- с. Новоуспенское (Холкино) с 13 деревнями, с. Хмелевицкое на р. Какше с 4 деревнями. В этих селах и деревнях по ревизии 1744 г. всего значилось 3858 чел. (318 служителей, 112 приписных церковников, 3428 крестьян). В 1764 г. все владения М. У. м. подверглись изъятию, а обитель получила статус 3-го класса. В мон-рь были переведены насельники упраздненных обителей (3 иеромонаха из Великой пуст., 3 монаха из Варнавиной пуст. во главе со строителем иером. Симеоном, строитель Кажировой пуст. иером. Антоний и др.). В 1778 г. при создании Костромского наместничества был образован Макарьевский у., центром которого стал г. Макарьев (на основе Макарьевской подмонастырской слободы, существовавшей близ мон-ря, вероятно, уже с XV в.). В 1796 г. г. Макарьев стал центром Макарьевского у. Костромской губ. В 1714-1727, 1728-1741 гг. игуменом М. У. м. был Леонтий (Павлов), уроженец Юрьевца. В 1728 г. из Юрьевца в мон-рь перенесли почитаемую Феодоровскую икону Божией Матери. Вскоре было составлено «Сказание о перенесении иконы». Инициатором перенесения святыни в «Сказании...» назван игум. Леонтий ( Марелло. 2004). Исследователи полагают, что он являлся и автором «Сказания...». В 2 списках 30-х гг. XVIII в. известно т. н. Костромское житие вел. кн. Юрия (Георгия) Всеволодовича, наиболее вероятным автором к-рого также является унженский игум. Леонтий (РГБ. Ф. 218. Собр. 768. Л. 10 об.- 43; Саратовский гос. ун-т. 1413. Л. 201 об.- 203).tab В XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Но Платон приказал «удержать его при семинарии и быть ему во всегдашнем обращении при обучающихся французскому языку для упражнения их в разговоре на том языке и для вспомоществования учителю, за что выдавать ему для ободрения по рублю на месяц». В июле 1771 года Сусальников опять подавал прошениеПлатону, чтоб его уволить от семинарии для поступления в университет. Платон приказал его уволить, но вместо университета Сусальников в 1772 г. поступил во священника московской церкви Сергия в рогожской слободе, и в 1778 г. овдовев, постригся в монашество и определен проповедником в московскую академию, каковую должность проходил до 1782 года. Скончался в 1787 г. в сане архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни и в должности законоучителя кадетского корпуса. Сочинения его изданы В. Розановым в 3 частях (М. 1803) под названием: христианское училище, или собрание трудов Макария. Под его смотрением кадетами переведены и изданы книги: новый мантор или наставления отрокам в вере и благочестии. 2 ч. Спб. 1785 г. и наставление детям в законе веры, предложенное в кратких и простых между отцем и сыном разговорах. Спб. 1785 г. Михаил (Матвей) Десницкий, села Топоркова пономарев сын. Родился в 1761 г. поступил учиться в Троицкую семинарию в январе 1776 г. В 1782 г. будучи студентом философии, в которой оказал «преизрядные успехи», отправлен в дружеское ученое общество, которое поместило его в филологическую семинарию, где он обучался наукам и языкам, а богословие слушал в московской академии. По спискам Троицким за 1785 г. значится окончившим курс в Троицкой семинарии в сем году, в котором поступил во священника к московской церкви Иоанна Воина. Здесь он прославился как проповедник. В 1796 г. взят в придворные священники, и по овдовении постригся в монашество в 1799 г. Скончался в 1821 г. в сан митрополита новгородского и петергского. Извстен многими сочинениям, который последним изданием вышли в 1856–7 г. в 16 частях. Моисей (Матвей) Богданов – Платонова, коломенской округи села Богдановского дьячков сыпь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010