В первый раз «о возмущении, принявшим имя покойного Императора Петра III, беглым донским казаком Пугачёвым Илецких селений» и о принятых против него мерах, объявлено было в Совете, в присутствии Императрицы, президентом Военной коллегии, графом Чернышевым, 15 октября 1773 г. – Её Величество изволило спрашивать, достаточны ли учинённые на первый случай распоряжения, и повелела, чтоб для отвлечения народа от сего возмутителя скорее заготовлен, напечатан и в тамошних местах, чрез посланного в оные генерал-майора Кара, обнародован был манифест. Совет признал принятые меры достаточными и рассуждал, что «сие возмущение не может иметь следствий, кроме что расстроить рекрутский набор и умножить ослушников и разбойников; что возмутители не могут овладеть Оренбургом, если внутри того города измены не будет, и что чаятельно пойдут они от Оренбурга не к Казани, как там опасаются, но к Дону, где, может быть, надеются усилить своё общество» Граф Н. И. Панин изъяснился, что « если бы атаман (Донских Казаков, недавно пред тем взволновавшихся) Ефремов в пору схвачен не был, мы имели бы всю Кубань на плечах, и что сей мятеж не что иное, как искра тогдашнего». В виду рассеиваемых злодеем манифестов положено было подтвердить сенатскими указами, чтоб никто письменным обнародованиям не верил, а на Дону умножить число войск. Вслед за сим положено было манифестом объявить прощение шатающимся по берегу Каспийского моря донским и яицким казакам, и всем военным, в бегах находящимся (17-го октября 1773 г.). Приходящие сведения извещали, что злодей взял Илецкий городок, призывал на помощь Киргизского Нурали-хана, но не нашёл в нём сочувствия (21-го октября 1773 г.), разбил высланного против него бригадира Билова и двукратно нападал на Оренбург. Кар, увидев, по прибытии на место, положение дел, поручил команду генерал-майору Фрейману и отправился было в Петербург для словесных обо всём донесений, но на встречу ему послан был приказ возвратиться назад. В тоже время решено было послать туда как можно более войск и отправить именитого генерала (18-го ноября 1773 г.). Выбор Императрицы упал на генерала Бибикова, который снабжён был полною властью в способах укрощения мятежа и открытым указом ко всем духовным и гражданским правителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

854 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 219 об.: «Да на монастыре ж колоколница деревяная на шти столбех, вверх шатром, а на ней двои колоколы зазвонные да третие красные, у красново у болшово колокола край росшибен». 855 Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 455. об.: «Да на трапезе колокольница, а на ней колоколов зазвонных и красных троп колокола». Колокольни этой, существовавшей на «трапезной паперти» еще в 1773 году (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 35, см. прим. 853), в настоящее время уже не имеется. 856 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 219 об.=319 об. – Сравн. выше прим. 103. – В настоящее время больничный корпус помещается в 14 саженях от Кузнечной башни за церковью св. Сергия (см. на плане Бороздина 21 и на плане Мартынова 12). В том же месте больницы показаны и на плане 1720 года (см. ді). Имея в виду, что кирилловская братия только в исключительных случаях переносила службы на другие места, следует полагать, что и раньше 1720 года больницы были расположены на нынешнем их месте. Но современное здание больниц, состоя из «келии» и сеней, не оправдывает слов монастырской описи 1601 года, что их было две. Писцы 1773 года утверждают, что больницы перестраивались в ХІІІ веке (и как видно из сопоставления прилагаемого нами чертежа их, исполненного H. П. Успенским, со свидетельством описи 1773 года, сохранились в этом своем виде до настоящего времени): «В меньшем Предтеченском монастыре болничные каменные келии и з сенмии по наружной мере в длину девять сажен с полуаршином, в ширину шесть саженъ три четверти аршина и два вершка. Оные келии по внутренней мере в длину пять сажен два аршина с половиною, в ширину пять сажен три четверти аршина. При оных кельях сени в длину пять сажен три четверти аршина, в ширину две сажени. В келье и сенях девятнадцать окошек без оконниц. Оная келья в стенах тверда. При оных сенях от полуночной стороны летние деревянные чюланы, которые начаты разбирать, в длину шесть сажень три четверти аршина два вершка, в ширину четыре сажени три четверти аршина. При означенных кельях крылцо деревянное забрано тесом в столбы. На оных кельях, сенях, деревянных чюланах и крылце крыша тесовая весма ветха, на строение оных келей государыня Императрица Анна Иоанновна Самодержица всероссийская соизволила пожаловать в 1732-м году денег пять сот рублев да Адмиралтейского Приказу судна Андрей Александрович Беляев в 1714 году дал двести рублев, итого семь сот рублев» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 59 и об., опись 1773 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Архиеп. Феофан Прокопович (1681–1736) посвятил вопросу об источнике Откровения весь 1-й том своего курса Christiana Orthodoxa theologia, читанного в Киевской академии в годы его преподавания там (1704–1716). «Первым принципом» богословия Феофан объявляет принцип sola Scriptura и последовательно обсуждает такие вопросы, как авторитет Свящ. Писания, его «необходимость», «ясность», «совершенство», легитимность толкований Писания и др. Вслед за этим последняя глава (из 13) посвящена Соборам и их авторитету, а также церковным преданиям. По объему эта глава занимает около 10% всего объема книги, что в целом наглядно демонстрирует, на чем сконцентрировано внимание автора. Также Феофан говорит о трех видах преданий, как и митр. Стефан (Prokopovic, 1773, p. 405–408). Относительно авторитета как церковных соборов, так и преданий общая идея Феофана состоит в том, что они не должны противоречить Писанию, и если это так, то в силу этого они обладают авторитетом. В данном вопросе Феофан ищет компромисс и, явно симпатизируя протестантскому представлению о едином источнике Откровения, все же не настаивает на том, что не должно признаваться за достоверное то, о чем прямо не говорится в Писании. В частности, он пишет о небиблейских терминах «Троица» и «единосущие», которые хоть и не содержатся в Писании, однако же учение, которое стоит за ними, не противоречит Писанию (Prokopovic, 1773, p. 397). Регулярно использует выражение «sacra Scriptura», т. е. священное Писание, употребляет как технический термин в единственном числе. Предание же, напротив, употребляет охотней во множ. числе и, конечно, без приставки «священное». Среди авторов Догматик в XVIII в. только архим. Иакинф (Карпинский) (1723–1798) последовал митр. Стефану, остальные были последователями архиеп. Феофана. Например, еп. Феофилакт (Горский) (ум. 1788) в книге «Догматы христианския православныя веры в богословском учении» (1773) пишет, что единый источник сверхъестественного Откровения — это Священное Писание (Горский, 1773, с. 7–8).

http://bogoslov.ru/article/6176570

Турция соглашалась уступить России только торговое мореплавание на Чёрном море. Императрица по этому поводу писала, что «кораблеплавание на Чёрном море Россия требует свободное, что по толь славной войне, каковую имели мы с Турками, было бы предосудительно Империи и собственной Ея славе сносить их предписания» (3-го января 1773 г.). Напрасно Совет представлял, что лучше согласиться на ограниченное кораблеплавание, нежели допустить Турок «опять в Крыму вкорениться», что, имея торговые суда можем всегда в случае надобности обращать их в военные, что и с сими пределами мир нам славен и полезен будет, и что весьма прискорбно было б, если б сие только могло ещё разорвать негоциацию и возобновить войну, а особливо в такое время, когда мы находимся в критическом с Швецией состоянии. Императрица отвечала, что «опасаясь Шведов, сомневаемся мы о собственных своих силах, и что она не согласится на перемену своего о кораблеплавании соизволения, пока Совет не представит иных причин, более к тому побуждающих» (3-го января 1773 г.). Однако Императрица, хотя не изъявляла согласия на уступки, но не оставляла также без внимания тягостей, причиняемых продолжением войны, и выражала желание о скорейшем достижении мира. Взгляд Её подробно высказан в предложении Совету 19 августа 1773 г., по поводу приготовлений к кампании 1774 года. «Требуете Вы от меня рекрутов для комплектования армии» – писала Императрица. «От 1767 г. сей набор будет, по крайней мере, и сколько Моя память Мне служит, шестой. Во всех наборах близ трёх сот тысяч человек рекрут собрано со всей империи. В том Я с вами согласно думаю, что нужная оборона государства того требует. Но со сжиманием сердца по человеколюбию, набор таковой всякий раз подписываю, видя наипаче, что оные для пресечения войны по сю сторону бесплодны были, хотя мы неприятелю нанесли много ущерба и сами людей довольного числа лишились. Из сего естественно родится может два вопроса, которые Я себе и вам сделаю: первый – так ли мы употребляли сих людей, чтоб желаемый всем мир мог приближиться? Второй: после сего набора чтò вы намерены предпринимать к славе Империи, которую ни в чём ином не ставлю, как в пользе её? Оставляя говорить о прошедших лаврами увенчанных кампаниях, кои неприятеля принудили к мирным переговорам, в ответе на первый сделанный Мною вопрос скажу о настоящем положении дел, что, к сожалению, Моему, вижу Я, что сия компания повсюду бесплодно кончится, или уже кончилась, и осталось нам помышлять, не теряя времени, о будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Синода, сличен был с предыдущею описью Синодальной библиотеки 1754 г., и оказалось, что все книги, значащиеся в сей описи, были внесены в новый каталог. И действительно по произведенной мною проверке этого результата сличением каталогов 1754 и 1773 гг. – получилось тоже самое: громадное большинство рукописей описи 1754 г. можно было указать в новом каталоге и только относительно некоторых, немногочисленных, рукописей можно было заметить разногласие в определении их. Таким образом количество греческих рукописей Синодальной библиотеки и в 1773 г. было тоже, что и ранее, в 60-х годах сего столетия. Но в числе греческих рукописей Дрезденской библиотеки, купленных ею у проф. Маттеи, как было указано выше, имеются не только листы, вырванные в том или другом количестве из Московских рукописей, но и рукописи цельные, в полном составе, относительно коих есть полное основание предполагать, что и оне ранее находились в Синодальных библиотеках. Их Маттеи мог присвоить себе, сдав в библиотеку другие греческие рукописи minoris pretii, как он выражается о некоторых из них, т.е. совершив подмен. Во время первого своего пребывания в Москве (1772–1784 гг)., когда главным образом им и были произведены хищения из Синодальных рукописей, Маттеи дозволено было брать их на дом и их находилось иногда у него, по его собственным словам, до 20 212 . При незнании лицами, заведывавшими Синодальной библиотекой, греческого языка – это очень легко было сделать и в подтверждение сего можно указать на некоторые факты. В числе греческих рукописей Синодал. библиотеки Маттеи описывает одну ркп. XIV в., на 101 листе, содержащую сочинения Арата со схолиями (под CCXXIII); в настоящее время в Синодальной библиотеке этой рукописи нет, она находится в Харькове, а в Москве осталась другая подобная ей рукопись (по оффиц. каталогу за 236), на 377 листах 213 . Она исчезла в период времени до 1789 года, потому что Новоспасский архимандрит Павел, в силу указа Синодальной Конторы от 29 ноября 1789 г. осматривавший библиотеку, сделал в каталоге 1773 г., между прочим, следующее замечание: «во оной книге подписи Синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Мы не нашли памятников, которые бы раскрыли нам, как малороссы обсуждали свои дела в это трудное время осенью 1773 года. Из униатских известий мы узнаем лишь, что еще в начале 1773 года духовные правители собирались в Тетиеве, конечно не для того лишь, чтобы послать Войнарского в Бердичев убеждать заключенных униатов принять православие, и – в Богуславе, конечно не для того лишь, чтобы укрыться от униатских властей; а между тем, необходимо думать, что совещания были не раз, и не одних духовных правителей, а также и представителей всей западной Малороссии. 2 декабря 1773 года подписан был ими акт величайшей исторической важности, остававшийся к сожалению до сих пор, т. е. сто лет, неизвестным нашей науке и нашему обществу. Это – полномочие жителей воеводств: киевского, брацлавского, подольского и Волыни трем депутатам к Екатерине, которым поручалось просить «свободного содержания их (малороссов) древней религии и пользования (прежними) вольностями, ограничить третий артикул сепаратных актов 1768 года, яко до них не касающийся; буде же польский главный суд не позволит на желание их учинить удовольствие, то они (малороссы) своим верющим листом дают депутатам право поддать их самодержавию российскому под вечное защищение и подданство, однако при их древних вольностях на основании том, что и с хмельницким гетманом трактат при поддаче России заключен.» Акт этот подписан был 35 духовными лицами – председателями и членами духовных правлений и 11 светскими, в том числе двумя полковниками (казацкими). 634 Принимая во внимание то, что акт этот составлен, спустя три года после жестокой расправы с малороссийскими гайдамаками при содействии русского войска, что он составлялся в то время, когда русская защита почти совсем была отнята и что, наконец, он составлялся в ожидании казни от польского правительства за государственное преступление, нужно удивляться не тому, что мысль о подданстве России высказана в нем нерешительно, а тому, что нашлись в это время в западной Малороссии столь смелые люди, что подписали и в такой условной форме просьбу о подданстве России.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

709 Коадъютор – католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры. 711 Арх. ун. м. связка 441 – копия ноты папского нунция; 1003– письмо из Варшавы от 19 апреля 1773 г. 712 Хлопотать об этом Смогоржевский просил, между прочим, жену Замойского и жену краковского кастеляна – Арх. ун. м. кн. 110, 102 – письма Смогоржевского от 12 октября 1773 г. 720 Там же. О Сестренцевиче Лисовский, между прочим, отзывался, что он старается угодить русскому правительству абсолютным управлением по отношению к своему духовенству. Там же – письмо от 15 октября 1779 г. 723 Там же, 1005, письмо официала Марцинкевича от 10 октября 1774 г. и следующие за ним приложения. 727 Там же, 1005, письмо ротмистра Свецицкого от 20 июня 1774 г. Свецицкий жаловался, что униатские священники ходили крестными ходами к каким-то источникам в Дубровской волости, которые народ чтил на подобие языческих священных мест (слова Свецицкого) и что в этих же местах прежде запретила православная духовная власть Прощи. 730 Там же, 1003, письмо Миляновского от 23 декабря 1776 г. и следующее за ним письмо Бутримовича. 741 Арх. ун. м., 1005, письмо Ярмоловича от 3 марта 1771 г.; там же, письмо Смогоржевского из Рима от 15 сентября 1752 г. 747 По словам Рыллы король вынудил у него не решительное согласие на переход в Полоцк. Дневник Рыллы. Науковый Сборн. Галицко-русской матицы, выт. III и IV, стр. 283–284 752 Там же, 997, письмо к Левинскому из Житомира какого-то Комара или Комаржевского от 23 сентября 1780 г. Из письма видно, что и прежде была тревога из-за этого. Мы видели, что еще в 1773 году были об этом слухи. 755 Мы будем часто ссылаться на переписку Смогоржевского с Левинским. Левинский был львовским протодиаконом, а потом коадьютором Смогоржевского и в тоже время королевским, секретарем. Переписку свою они вели почти непрерывно с 1779 по 1788 г. Этот драгоценный материал сохранился в униатском архиве. К сожалению, недостает многих писем Смогоржевского и многих приложений к

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Последствия всех этих мер по отношению к униатам были весьма важны. Вся Украина обращена была в православие. Линию православных завоеваний, если можно так выразиться, мы приблизительно определим, если проведем ее с северо-востока на юго-запад от местности ниже Брагина или, вернее, от впадения Припяти в Днепр через Радомысль, Овруч, Житомир, Бердичев, Любарь до австрийской границы между Кременцом и Проскуровым. 569 Пространство на юго-восток от этой линии все было отнято у униатов. Оно составляло 23 благочиния, 570 и в них было 1000 или даже больше церквей. 571 Хотя это униатские сведения и доходят лишь до начала 1773 года, но они совпадают с свидетельством самих православных украинцев, которые в своем новом прошении Екатерине, составленном осенью 1773 года, тоже показывают, что у них было тогда более тысячи церквей. 572 По ведомости, помещенной у Бантыш-Каменского, этот излишек сверх тысячи был очень велик. По ней в это время на Украине считалось 1902 православных церквей. 573 Есть основание думать, что и все эти сведения далеко не обозначают действительных размеров тогдашнего православного движения. Из прошений о присоединении, представленных в конце 1773 года в Синод, видно, что оно сильно отражалось на западе от указанной нами линии и что оттуда сами униатские священники или ставленники направлялись на Украину и искали себе священнических мест. Униатский священник города Хмельника (Подольского воеводства) Гавриил Стрельбецкий показывал о себе, что он, имея ревность к православию и видя, что оно утверждается только в киевском и брацлавском воеводствах, решился оставить тот приход и искать другого, где православие утверждается. 574 Показание униатского священника села Геремашного (краснянской протопопии, Брацловского воеводства) Якова Мельского объясняет нам причину подобного стремления в места, где утверждалось православие. «Будучи я рожден от родителей и от предков своих греко-российского исповедания, так и во мне кровь родительская соответствует, ибо я от младых ногтей ревнитель греко-восточные церкви сыном быть, но не имел на то такова случая, яко униатские духовные власти завладев (завладели) нами (и мы) принуждены были, и не хотячи, до их надлежать.» 575 Выражения, ревнитель православия от младых ногтей, часто попадаются в прошениях и наводят на мысль, что это красноречие какого-то общественного составителя подобных прошений, но они наводят также и на ту мысль, что эти витиеватые выражения очень приходились по вкусу украинцам, отвечали их действительному настроению. Мы увидим и после, что оживление православия в восточной Украине точно также привлекало ревнителей его из западных частей её.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Пока это новое средство производило свое действие, униаты более и более чувствовали стесненное положение и вопияли к Володковичу о помощи. «Владыко, спаси нас, погибаем, писал Сушицкий к Володковичу 25 февраля 1773 года. Правители уже так далеко распространили свою власть и так приблизились (к нам), что (овладели) благочиниями: погребыским, винницким, паволоцким, чигиринским, черкасским, бело-церковским, фастовским и тетиевским, овладели Уманщиной до Подбережья, отняли благочиния и церкви брацлавские (Брацловского воеводства); священников – одних поразгоняли, других позабирали в неволю; теперь гласно заявляют свои притязания на бердичевское, житомирское и радомысльское благочиния и говорят, что явятся к нам в Радомысль. Мы приготовились уже бежать и сходимся лишь к столу.... Умилосердись, владыко, благоволи поспешить к нам и спасти нас.» 598 Володкович мог исполнить эту мольбу только к весне 1773 года, 599 и то не с полною уверенностью, что за ним останется Украина. Есть известие, что ко времени приезда Володковича духовные правители притихли. 600 Есть также известие, что сделаны были какие-то внушения русским военным командам. «Правители все удалились в Богуслав; железо (оружие – военная помощь) у них отнято; теперь они работают только пером» (пишут ордеры 601 ). Володкович постарался воспользоваться этим оборотом дел и занялся, прежде всего, освобождением униатов, заключенных в Бердичеве. Над русскими отрядами, занимавшими западную часть польской Малороссии, начальником был упоминаемый уже нами Ширков. Он был последователем идей своего бывшего начальника Кречетникова. Он, подобно Кречетникову, искажал свое русское название и собственноручно подписывался de Szyrkow. 602 Измена Володковича русским в 1768 году не мешала Ширкову сближаться с ним в 1773 года. Сближение это усиливалось и обеспечивалось очень надежным средством: Ширков был женат на польке Ледуховской, которая так была расположена к униатскому митрополиту, что Ширков даже в официальном письме к Володковичу делал приписку от её имени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В том же 1772 г. в сентябре по заключении перемирия с турками, соседние с Польшей державы для прекращения вредных им польских конфедераций сделали первый между собой раздел ее, по коему лишилась она 3925 квадратных миль своих. Одна из них часть досталась Австрии, другая Пруссии, а третья со стороны Литвы, составлявшая воеводства Мстиславское и Витебское, с частями некоторыми из других до Днепра и Двины, присоединена к России с 1.300.000 народа. Вследствие того по новому учреждению губерний в сих краях, поскольку округи Могилевский, Мстиславский, Оршанский и Рогачевский причислены Могилевской, а Полотский , Витебский и Двинский к Псковской губернии, то бывшие дотоле в Киевской епархии тамошние монастыри мужские: Буйницкий Святодухов, Мстиславский Святодухов, Кутсинский Оршанский Богоявлснский, девичьи: Кутейнский Оршанский Успенский и Борколабовский Вознесенский по указу Св. Синода 1773 г. апреля 26 отошли в Могилевскую, а Витебский Марков во Псковскую епархию. Весь сей раздел между соседними державами подтвержден и трактатом с Польшей, подписанным в Варшаве в 1773 г. сентября 18, в коем пятым и седьмым пунктами обеспечено исповедание католическое в российских, а греко-российское в польских владениях; а в прибавочных к сему трактату статьях 1775 г. марта 15 девятым пунктом назначена для рассмотрения споров между униатами и неуниатами о завладенных церквях; и другим прибавочным актом того же 15 марта определены и ограничены права и преимущества всех диссидентов, в Польше и Литве находившихся. Императрица Екатерина верно соблюдала свои обещания в помянутых трактатах и еще в 1772 г. вскоре по присоединении польских провинций к своей державе, дабы подать католикам пример кроткой веротерпимости, указом 14 декабря назначила быть в России римско-католическому епископу с подчинением ему всех католических по России костелов и кляшторов, а в Белоруссии униатскому архиепископу с таковым же правом над унтиатскими церквями. В 1773 г. действительно приняла она римского епископа Сестренцевича-Богуша и в следующем году мая 12 снабдила его дипломом на дирекцию католической епархии в России, а в 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010