Теплая, или зимняя церковь была построена в конце XIX века. В плане она состоит из полукруглого алтаря, прямоугольного нефа и квадратного притвора. Неф перекрыт куполом на круглом световом барабане, а притвор и алтарь — сводами. Интерьер светлый и величественный благодаря высотно раскрытому пространству нефа. Эта церковь является памятником неовизантийского стиля. В 1943 году были сделаны попытки воссоздать роспись и купола. До сих пор восстановлены только три колокола: главный и ещё два меньших размером, над входом в храм. В 1958—2002 гг. монастырь был закрыт, а его территория отдана под психиатрическую лечебницу и наркологическое отделение. В настоящее время проводится реставрация монастыря. Источник информации - www.wikipedia.org Курковский Рождество-Богородицкий монастырь, заштатный, общежительный, в 10 верстах от города Оргеева. Основан в 1773 году братьями Курки, в виде скита; в 1810 году возведен на степень монастыря. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Обитель была основана в 1773 году братьями Иордаке и Михаилом Курки, которые изначально воздвигли небольшой деревянный скит, а затем построили первые монастырские церкви из камня. Позже братья приняли монашеский постриг в основанном ими монастыре с именами Иоанн и Манассия. Первой в 1773 году была возведена деревянная церковь во имя великомученика Димитрия, вновь отстроенная в камне в 1843 году. В 1810 году был воздвигнут собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, перестроенный в 1872 году. Появился также трапезный храм, а в 1909 году - кладбищенская церковь во имя Всех святых. С начала XIX века при монастыре действовала школа, были также устроены гостиница и приют. В 1940-50-е годы монастырь пострадал от гонений безбожников. В 1944 году около 40 монахов вынуждены были покинуть обитель, найдя убежище в румынских монастырях Черника и Кэлдэрушаны. В 1958 году советские власти изгнали последних насельников, после чего были уничтожены все иконы и сожжены книги обители, которых в монастырской библиотеке насчитывалось более четырех тысяч. В монастыре расположили психиатрическую и наркологическую лечебницу, церкви обители стали использоваться в качестве складов или подсобных помещений, а кладбищенская церковь была превращена в морг.

http://sobory.ru/article/?object=18050

Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 3, Рязань, типография В.П. Звукова, 1888 г. Село Зенкино (бывшее Раковые Рясы тож, Добринского уезда Рязанской губернии, ныне Чаплыгинский район Липецкой области) - место, где родился будущий старец Иларион, Троекуровский затворник. Исповедные ведомости Димитриевской церкви с. Троекурово за 1843 год и метрическая запись того же храма о смерти и погребении затворника в 1853 году позволяют считать годом его рождения 1755 или 1756, но эти документы основывались лишь на устных свидетельствах самого подвижника и его современников. Есть сведения, что Троекуровский затворник родился в 1773 или 1774 году. Однако в метрических книгах Христорождественской церкви с. Раковые Рясы за 1773 года записи о рождении и крещении Илариона Фомина нет, а метрическая книга за 1774 год не сохранилась. Следовательно, появился он на свет, скорее всего, в 1774 году. По предположению, будущий угодник Божий родился 21 октября (по ст. стилю) - в день памяти прп. Илариона Великого, в честь которого он был крещён и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя. Родители будущего подвижника были зажиточные государственные крестьяне Мефодий Абрамович и Феодосия Павловна Фомины. В многодетной семье отрок Иларион с первых лет жизни отличался кротостью, тихим нравом и любовью к уединению. Лишь когда Илариону было семь лет, услышал он однажды такой сильный и неожиданный для него звук колокола Христорождественской церкви села Раковые Рясы, благовестивший к заутрене, что в испуге свалился на пол с лавки, на которой спал. А когда опомнился и узнал церковный благовест, то поспешил в храм на службу, во время и после которой Иларион " почуствовал в душе своей невыразимое угождать Господу " . А наставил мальчика на духовную стезю его дед по матери, Павел Игнатович Катасонов (Лутов), который будучи простым и неграмотным крестьянином являлся при этом благочестивым, опытным в духовной жизни, проводившим дни в строгом посте, неустанной молитве и воздержании. Под духовным руководством деда Иларион постепенно учился посту, воздержанию, молитве и безусловному послушанию. Первым его храмом, в который он постоянно ходил на службы, да и просто помогал местному батюшке, как раз и стала Христорождественская церковь в его родном селе. Сейчас на его месте возвышаетя каменная церковь во имя Живоначальной Троицы 1871 года постройки, один из приделов Рождества Христова которой и посвящён предыдущему храму.

http://sobory.ru/article/?object=17447

Tuturor celor prezeni le-au fost împrite iconie cu chipul Sfîntului Serghie de Radonej cu binecuvântarea scris a Patriarhului. Mnstirea de brbai cu hramul în cinstea Naterii Maicii Domnului a fost întemeiat în anul 1773 de fraii Iordache i Mihail Curchi, care la început au construit un schit nu prea mare de lemn, iar dup aceasta au construit primele biserici de piatr. Mai tîrziu fraii au primit chipul îngeresc în mnstirea întemeiat de ei, primind la clugrie numele de Ioan i Mnase. Ansamblul arhitectural al mnstirii a fost construit în mare parte în secolele XVIII-XIX i include în sine cinci biserici: biserica trapezei, biserica Sfîntului Mare Mucenic Dimitrie (1773 prima fost din lemn, în anul 1843 de piatr), catedrala Naterii Maicii Domnului (1810, fiind reconstruit în anul 1872), biserica cimitirului cu hramul în cinstea tuturor Sfinilor (1909 г.), biserica Sfîntului Nicolae (2005). În anii 40-50 ai secolului XX mnstirea a avut de suferit foarte mult de pe urma prigoanelor venite din parte autoritilor ateiste. În anul 1944 circa 40 de monahi au fost nevoii s prseasc aezmânul monahal, refugiindu-se la mnstirile Cernica i Cldruani din România. În anul 1958 autoritile sovietice i-a alungat pe ultimii vieuitori care mai existau atunci, au fost ditruse toate icoanele, au fost arse toate crile care erau în bibliotec - în total mai mult de patru mii de exemplare. Mnstirea a servit dret spital de psihiatrie i narcologie, bisericile mnstirii au fost folosite ca depozite sau încperi auxiliare, biserica cimitirului a fost transformat în morg. În anul 1999 cînd stare al acestei mnstiri a fost numit arhimandritul Siluan (alaru), mnstirea - mai mult de jumtate din complexul monastic se afla în ruini. În anul 2006 cu binecuvântarea mitropolitului Vladimir al Chiinului i al Întregii Moldove în colaborare cu reprezentanii autoritii de stat a fost lansat un proiect de restaurare a mnstirii Curchi. În prezent a fost renovat biserica Naterii Maicii Domnului fiind restaurate i mai multe corpuri mnstireti, inclusiv i streia mnstirii.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1644216...

Всем присутствующим были вручены иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Курковский Богородице-Рождественский мужской монастырь был основан в 1773 году братьями Иордаке и Михаилом Курки, которые изначально воздвигли небольшой деревянный скит, а затем построили первые монастырские церкви из камня. Позже братья приняли монашеский постриг в основанном ими монастыре с именами Иоанн и Манассия. Архитектурный ансамбль монастыря в основном сформировался в XVIII-XIX вв. и включает ныне пять церквей: трапезный храм, церковь во имя св. вмч. Димитрия (1773 г. первоначальное деревянное здание, 1843 г. каменное), собор Рождества Богородицы (1810 г., перестроен в 1872 г.), кладбищенская церковь Всех святых (1909 г.), Никольский храм (2005 г.). В 40-50-е гг. XX в. монастырь пострадал от гонений безбожников. В 1944 г. около 40 монахов вынуждены были покинуть обитель, найдя убежище в румынских монастырях Черника и Кэлдэрушаны. В 1958 г. советская власть изгнала последних насельников, были уничтожены все иконы, сожжены книги, которых в монастырской библиотеке насчитывалось более четырех тысяч. В монастыре располагалась психиатрическая и наркологическая лечебница, церкви обители использовались в качестве складов или подсобных помещений, кладбищенская церковь была превращена в морг. К 1999 г., когда настоятелем обители был назначен архимандрит Силуан (Шалару), монастырь находился в полуразрушенном состоянии. В 2006 г. по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира в сотрудничестве с представителями государственной власти стартовал проект восстановления Курковского монастыря. В настоящее время воссоздан соборный храм Рождества Богородицы и восстановлены несколько монастырских корпусов, в том числе корпус наместника обители. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Малое освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы Курковского монастыря Визит Святейшего Патриарха Кирилла в Молдавию. Малое освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы Курковского монастыря

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В 1960-х гг. храм покрасили. В 1980-х гг. здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР. В 1992 г. храм возвращён верующим и приписан к соседнему храму Успения Богородицы в Гончарах . На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной. Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей». В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева. На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет. При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году. На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием». Николая, святителя, на Болвановке церковь (Верхняя Радищевская улица, дом 20). Каменный двухъярусный храм на месте прежнего каменного (1506 г.) выстроили в 1697–1712 гг. Строил его Осип Старцев, один из самых выдающихся зодчих конца XVII века. Главный объем завершен тремя рядами кокошников и пятиглавием, далее на запад продолжается трапезная, по ширине равная храму. Храм двухэтажный; на первом этаже – теплый храм с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, на втором – холодный храм с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла и приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. С западной стороны к храму примыкает шатровая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=02996

Покровская в Крупениках г. Костромы каменная, с колокольней каменной; построена в 1790 г. на средства прихожан и др. жертвователей. В 1843 г. теплые в ней приделы, вследствие тесноты, переустроены на средства прихожанина костромского купца Димитрия Ивановича Масленникова. Престолов 3: 1) в настоящей холодной в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в приделах теплых – 2) правый в честь Казанской иконы Божией Матери, 3) левый - во имя святителя Николая Чудотворца и св. вмч. Димитрия Мироточиваго. Особенно местночтимыя святыни: икона Покрова Б. Матери и Казанская икона Б. Матери. Капитал церкви 5564 руб. 75 к. (%% получ. по ним в год 224 р. 48 к.), 66 р. в год получ. за квартиру в церковнопричтовом доме. Ближайшие церкви: Богородицкая в Кузнецах и Алексеевская в полуверсте. Причт: священник, диакон и псаломщик; казеннаго жалованья не получает. Причтовой капитал в билетах 10561 р. 75 к., (%% 415 руб. 41 коп). Кроме того, причт получает: от церковной пахотной и сенокосной земли, отдаваемой в аренду, 162 р. в год и 66 руб. в год с диакона Николая Иерусалимскаго за квартирование его в церковно-причтовом доме. Участок церковной огородной земли мерою по лицу к церкви 25 саж., длиннику 38 саж., всего 950 кв. саж., принадлежащий по разделу между причтом протоиерею Димитрию Аквилеву, сдан добровольному пожарному обществу 17 июля 1907 г. по контракту на двенадцать лет с платою по 30 р. в год в пользу одного настоятеля церкви. Кружечнаго дохода получается на долю священника 966 р. 72 к., диакона – 647 р. 81 к., псаломщика – 318 р. 91 к. Священник и псаломщик живут в собственных домах, первый на крепостной земле, а второй на церковной, диакон живет в церковнопричтовом доме за 132 р. в год. Квартирных денег члены причта не получают. Церк. земли, состоящей в пользовании причта: усадебной и огородной 2 дес. 1359 кв. саж., пахотной 12 десят. 510 кв. саж., сенокосной 2300 кв. саж., неудобной 230 саж. План церковной и усадебной земли, учиненный в 1773 г. 22 июня и меж. книга и план церковной усадебной земли, составленный в 1897 г., план пустоши Сельца (пахотная и сенокосная земля за чертою города), учиненный в 1773 г. 22 июня, и межев. книга имеются.

http://sobory.ru/article/?object=35294

Кострома. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Крупениках. Покровская церковь в Крупениках /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Покровская церковь в Крупениках Покровскую церковь в Крупениках построили в 1790 году на средства прихожан. Храм был каменный с такою же колокольней. В 1843 году теплые приделы перестроили (из за того что они были тесными ) на средства прихожанина костромского купца Дмитрия Ивановича Масленникова. Церковь насчитывала три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя святителя Николая Чудотворца и св. великомученика Димитрия Солунского. Чтимыми святынями храма являлись образ Покрова Пресвятой Богородицы и Казанская икона Божьей Матери. Покровская церковь, располагавшаяся на самом высоком месте города, хорошо просматривалась со всей территории Костромы. В середине 30-х годов XX века храм был закрыт, в 1936 году – разрушен. На его месте в середине 1950-х годов была установлена ретрансляционная телевышка. http://oldkostroma.ru Божией Матери Покрова, что в Крупениках. Каменная, с каменною колокольнею, построена 1790 года; приделы и колокольня переделаны иждивением купца Димитрия Иванова Масляникова в 1843 году. Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Покрова, Божией Матери, празднования явления Ея иконы Казанския, святителя Николая и св. великомученика Димитрия Мироточиваго. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви, по плану, составленному в 1773 году, состоит 2 десят. 1,359 кв. саж. Кроме того, по плану, составленному в 1755 году, причислена к церкви пустошь Сельцо, находящаяся среди выгонной городской земли, после упраздненной приходской церкви, в которой пустошь земли значится 12 десят. 1,200 кв. саж. Планы на земли хранятся при церкви. Прихожан муж. пола 177, жен. 223, в том числе 3 раскольницы, дворов 42. Проценты с капитала 1,165 рубл. поступают в пользу причта. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 16

http://sobory.ru/article/?object=35294

Настоящий свой вид Вязниковский уезд получил со времени учреждения губерний, а ранее того северная часть уезда и часть прилегающая к сл. Холую и Мстере принадлежали к старинному Суздальскому уезду, южная же часть составляла Ярополченскую волость, кроме прихода Старо-Замотринского, который принадлежал к Муромскому уезду. В состав первого благочиннического округа кроме городских церквей входят следующие приходы: Богоявленский, Борисоглебско-пустынский, Золотовский, Кинешемский, Левинский, Меркутинский, Наиуевский, Николоюрский, Пировский, Песковский, Серапионовский, Старо-Замотринский и Успенский. Богоявленский приход Погост Богоявленский находится в юго-восточном углу Вязниковского уезда в 19 верстах от уездного города и в 180 от губернского. Первые сведения о церкви в погосте Богоявленском мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 186 (1628) г. отмечено: « Церковь Богоявления Господа Бога нашего I. Христа в вотчине боярина кн. Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости»... Таким образом церковь на погосте существовала уже в начале XVII столетия. По писцовым книгам 161 (1658) г. при этой церкви значится 2 двора поповых, дворы дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 7 дворов да в приходе 14 дв. помещиковых, 402 двора крестьянских, 21 дв. бобылей; пашни церковной передние земли по 24 чети в поле, перелогу и лесом поросло 8 десят., сена на задворище 15 копен, да пустошь отхожая церковная Захарчино и тою пустошью по сказке завладел насильством иноземец Григорий Товжин четь на 10 и больше. Упомянутая в окладных книгах церковь существовала до 1773 года, в этом же году вместо нее построена новая деревянная же церковь . В 1843 году эта церковь сгорела и на ее месте построен существующий в настоящее время каменный храм. Постройка его тянулась семнадцать лет с 1843 по 1860 г. Престолов в храме три: главный в честь Богоявления Господня, в трапезе теплой в честь Владимирской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо достопримечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

«Возми корень послушания, Листвия терпения, Цвет чистоты, Плод добрых дел, Изотри в котле безмолвия И просей в решете рассуждения, Всыпли в горнен смирения. Прилей воды из слез молитвенных, Пригнети огнь Божеств. любви Покрой милостынею, И егда огнь учредится Простуди и посоли братолюбием И вкушай лжицею понятия И тако совершив, будеши здрав». Потом приложено описание лица Списителя, взятое из известного донесения Лентула; 4) чугунный колокол весом в 60 пудов. В церкви находятся приходорасходные книги с 1809 г., обыскные – с 1800 г. Исповедные – с 1802 г. Клир. ведомости с 1837 г.; план церкви и межевые книги – 1781 года, метрические записи – с 1842 года. По хранящимся в Псковской дух. консистории росписям церквей за 1734, 1773 и 1780 годы, причт состоял из священника, дьячка и пономаря. После прибавлена просвирня. По штатам 1843 года причт причислен к 6-му классу. Ныне состоит из священника и псаломщика. Из прежних священников известны: Андроник Евфимиев, умерший, по словам крестьянина Петра Козьмина, в 1790 г.; Иоанн Дмитриев, умерший в 1836 году, 74 лет от роду: Василий Яковлев Зверев, умерший 66 лет, в 1849 году; Дмитрий Орнатский, уволенный от службы в 1850 г.; Александр Петров Успенский, переведенный в 1852 г. в Вейно; Иоанн Семенов Разумовский, перемещенный в 1854 г. в Феофилову пустынь; Василий Васильев Дилигенский, умерший 16 июля 1856 года; Василий Степанов Пелушский, определенный в 1856 г. Ныне священствует Димитрий Федоров Охонский. До штатов причт содержался платою за требы и ругою – по четверику с тягла на весь причт. Средства причта были достаточны по обилию леса и полей. С 1843 года причт стал получать 340 р. с. жалованья; другие средства содержания почти прекратились. Церковного дохода собирается до 200 р. в год. Ныне священник получает 215 руб. 60 коп. в год, псаломщик – 68 р. 60 к. Кроме жалованья и доходов причт получает 5-ю часть дохода с церковных полей, обработываемых крестьянами. Церковная земля, как видно из межевой книги 1781 года принадлежала некогда Псковскому Святогорскому монастырю, Гдовскому Дмитриевскому собору и Псковскому архиерейскому дому. Всей земли 37 десятин, 360 саж. Из них 2 дес. под усадьбой; 25 пахатной, 8 дес. и 360 саж. сенокосной и 2 дес. неудобной. От земли получается дохода 231 р. 25 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Преображенка. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Преображения Господня в селе Преображенка была заложена в 1843 году, а в 1845 году было завершено ее строительство. Из архивных данных известно, что в 1939 году Тобольский окружной совет постановил использовать здание под детский санаторий ОРК здравотдела. В 1997 году образована община, приписанная к Абалакскому мужскому монастырю. Храм находится в аварийном состоянии. Был оборудован для богослужений один придел. В 2004 году начались противоаварийные работы храма. Тобольско-Тюменская епархия Село Преображенское (Преображенка): церковь каменная, построена в 1803 г.; в ней три престола: во имя Преображения Господня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Евфимия Суздальского. Приписной церкви нет. В приходе село Абалакское и 31 деревня. Часовни четыре в деревнях: Бакшеевой (12 верст), Ярковой (8 верст), Бобровке (8 верст), Полуяновой (23 версты). Дворов 1058, прихожан муж. пола 3435, жен. пола 3461. Земли усадебной 3 дес., пахотной 70 дес., сенокосной 18 десятин 2,120 кв. саж.; при селе Загваздинском церковной земли 30 дес. 130 кв. саж., всего 118 дес. 2,250 кв. саж. Церковный капитал 414 руб. 49 коп. Жалованье священнику 300 руб., диакону 150 руб., псаломщику 100 руб. Домов для причта четыре, деревянные, общественные. Штат: священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Церковно-приходская школа помещается в собственном доме, построена в 1884 г. Министерская школа в селе Абалакском, построена в 1874 г. Вторая министерская школа передвижная. Расстояние от Консистории 23 версты, от благочинного 80 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Преображенская церковь в селе Преображенском – один из характерных образцов позднего этапа архитектуры «сибирского барокко» конца XVIII – начала XIX в., отмеченный устойчивыми композиционными и архитектурно-пластическими приемами местной тобольской школы каменного культового зодчества. Несмотря на давний интерес к этому памятнику (как ценное произведение церковной архитектуры, он упоминался еще в дореволюционных публикациях сибирских историков), среди исследователей существуют расхождения в датировке храма (называются 1761 г., 1773 г., 1784 г.), практически не освещена строительная периодизация. Проведенные нами изыскания, выявленный круг документов позволяют восполнить эти данные, важные для понимания особенностей объекта. Любопытна также предыстория существующего здания.

http://sobory.ru/article/?object=00963

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010