Подобный словарь был в распоряжении Оригена 1769 и Евсевия Кесарийского 1770 . Возможно, он был составлен на основании сочинений Филона Александрийского. Некоторые еврейские слова Феодорит Кирский переводит на греческий на основании Симмаха 1771 . Такие переводы отдельных еврейских слов, во множестве рассеянных в тексте Септуагинты, а также знание многих идиом еврейского делают вероятным предположение о том, что блаженный Феодорит знал основы этого языка. Помимо еврейского «издания» он пользовался также сирийским переводом Ветхого Завета (Пешито, «Сириец»), который очень ценил, поскольку он родственен еврейскому тексту 1772 . Сам Феодорит, естественно, прекрасно знал Пешито. Он часто сопоставляет сирийский вариант с еврейским, а также Септуагинту и оставляет читателю самому сделать выбор наиболее правильного чтения 1773 . При толковании других книг (особенно Псалмов и Исайи) он часто использует много или несколько «копий», т.е. рукописей переводов, отмечает в них разночтения при помощи астериска, сравнивает между собой и выбирает правильный с его точки зрения вариант. Феодорит замечает, что некоторые греческие надписания Псалмов он не обнаружил ни в одном из изданий Ветхого Завета, нет их и в оригинале 1774 . Чтение некоторых рукописей он отвергает как невозможное, основываясь на связи речи и действительном смысле 1775 , или же потому, что такого чтения нет у других переводчиков 1776 . Блаженный Феодорит обильно использует также Гекзаплы Оригена в их различных вариантах (отдельные «издания», столбцы, Септуагинта является «пятым изданием»). Современные исследования доказали, что Феодорит берет текст Септуагинты не из Гекзапл, но из известной антиохийской Библии 1777 . Подобную критическую работу Феодорит Кирский проводит и в отношении текста Нового Завета. В отрывке Еф.5:14 он предпочитает чтение «πιφασει» (осветит тебя Христос) вместо «πιψασει» (прикоснется), и признается, что в Писании нигде не нашел источника этой цитаты. Феодорит считает, что это место взято из какого-то духовного псалма 1778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

1737 . Взятие Очакова Минихом. 1738 . Открытие развалин Геркуланума и Помпеи. 1739 . Найдена первая золотая руда в России. Победа при Ставучанах и взятие Хотина. Белградский мир. 1740 . Учреждение миссии под начальством архим. Димитрия Сеченова для обращения мордвы, чувашей, черемисов и вотяков; обращено более 400,000 человек. 1741 . † Феофилакт Лопатинский. 1744 . Смерть Антиоха Кантемира. 1748 . Ахенский мир. 1751 . Издание в Москве Славянской Библии , славянский перевод которой доселе, со времени Острожского издания, оставался почти без перемен, но в это время пересмотрен и исправлен. 1755 . Основание Московского Университета. 1756 . Начало семилетней войны. 1757 . Учреждение Императорской Академия Художеств. 1762 . Упразднение тайной Канцелярии Петром III. Грамота о вольности дворянства. 1763 . Учреждение воспитательного дома в Москве. Губертсбургский мир. Парижский мир. 1764 . Уничтожение монастырских вотчин. Учреждение Смольного Института. Изгнание иезуитов из Франции. 1765 . Уничтожение гетманства в Малороссии. Смерть Ломоносова. Изобретение паровой машины Уаттом. 1767 . Изгнание иезуитов из Испании и Неаполя. Учреждение воспитательного дома в Петербурге. Введение прививания оспы. Наказ Екатерины II. 1768 . Введение ассигнаций. 1770 . Истребление турецкого флота при Чесме. Победы Румянцева при Ларге и Кагуле. Открытие Австралии. 1771 . Появление русских в Мингрелии и взятие Кутаиса. Учреждение миссии для обращения осетин. Чума в Москве. 1772 . Первый раздел Польши между Австриею, Прусского и Россиею. 1773 . Иезуитский орден уничтожен Климентом XIV. 1774 . Кучук-Кайнарджийский мир. Бунт Пугачева. 1775 . Уничтожение Запорожской Сечи. Казнь Пугачева в Москве. Разделение России па 50 губерний. 1776 . Соединенные штаты в Америке объявлены независимыми. 1778 . Смерть Линнея, Руссо и Вольтера. 1780 . Вооруженный нейтралитет для защиты морской торговли. Начало распространения христианства между жителями Чукотской земли. 1781 . Смерть Лессинга. 1783 . Присоединение Крыма к России. Основание народных училищ в России. Основание российской академии. Версальский мир. Принятие в подданство Ираклия II, царя карталинского и кахетинского. Аэростат Монгольфьери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И поскольку все ветхозаветное домостроительство было собственно детоводительством закона, – за этот период мы не находим ясного раскрытия идеи бессмертия, которая скорее могла ослаблять энергию послушания и тем самым препятствовала бы достижению воспитательных целей верховного промысла 1767 . Поэтому отчетливое выражение ее в книге Иова (19:25 сл.) 1768 связывается с верой в божественное правосудие в качестве единственного мыслимого условия для его торжества 1769 . Но коль скоро и здесь чаяние свящ. писателя посредствуются ближе всего заключением от сознания ненарушимости права 1770 , то легко было допустить только временное замедление ради наилучшего обеспечения преизобильного благополучия страдальца, как это свидетельствуется в эпилоге, а пролог еще сильнее утверждал в подобном убеждении, обнаруживая, что даже самое решительное и необузданное вторжение лукавого не в состоянии поколебать закон юридической компенсации. Неудивительно отсюда, что некоторые ученые не усматривают в цитированном месте прямого отношения к будущему отдельного человека и думают, будто в нем говорится о господстве правды Божией по смерти Иова 1771 и, вообще, независимо от индивидуального существования. При данном положении дела понятно, что учение о бессмертии – при всей его распространенности – не получило в иудейской теологии строго догматической важности. Оно было неизбежным и полезным лишь фактически – для устранения космических антиномий. И кто не придавал им такого значения, тот спокойно мог не тревожиться отдаленным и помышлять только о земном без особого опасения еретического изменничества завету отцов. Саддукейство было и типическим и логическим воплощением этого настроения 1772 , но в своем номистическом консерватизме оно имело достаточную защиту своей иудейской корректности. И это тем более, что древняя доктрина безотрадного шеола больше возбуждала ужас 1773 , чем приносила утешение благочестивой душе 1774 , – и, сохраняя ее во всей первоначальной простоте 1775 , саддукеи последовательно отвергли посмертное воздаяние 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В Испании в 1767 г. имущество ордена конфисковали и с немалой жестокостью изгнали 5100 иезуитов. В том же году изгнало их Королевство обеих Сицилий (1400 человек), а на следующий год – герцогство Пармское (170 или более человек). И Сицилии, и Парма находились под владычеством испанских Бурбонов. Полное запрещение Бурбоны обратились к Риму с просьбой запретить весь орден. Папа Климент XIII (1758−1769) не соглашался и защищал иезуитов. На конклаве, по его смерти, обсуждали прежде всего их судьбу. Врагам удалось выдвинуть папу, разделявшего их взгляды. Кардинал Джованни Ганганелли стал Климентом XIV, хотя неизвестно, собрал ли он необходимое число голосов. Однако и он четыре года не делал решительного шага, опасаясь раскола. 21 июля 1773 г. в Бреве он объявил о полном роспуске ордена, ссылаясь на то, что Церкви нужен внутренний мир, на то, что орден уже не приносит пользы и на прочие соображения, «подсказанные нам, – как пишет он, – началами здравомыслия, которые мы сохраним сокровенными в своем сердце». Устав иезуитов осужден не был, и никто из членов ордена не обвинялся ни в ереси, ни в личных проступках. Для Церкви это был тяжкий удар, особенно тяжкий – для школ и миссий. Орден принял приговор с послушанием. Генерал Лоренцо Риччи жил в Риме, в заточении, до самой смерти (1775 г.). Очень многие остались просто священниками. В Германии и в Австрии почти повсюду они остались учителями и нередко продолжали вместе жить. Некоторые присоединились к обществу Сердца Иисусова, основанному в 1794 г., и к пакнаристам, основанным в 1797 (оба организованы по образцу иезуитов). Иезуит Джон Кэрролл стал архиепископом Балтиморским. 23 человека претерпели мученичество во время французской революции и беатифицированы в 1927 г. Восстановление ордена Орден никогда не исчезал полностью. Сохранности его содействовал раздел Польши (1772), 201 польский иезуит попросил убежище у императрицы Екатерины II. Бреве Климента XIV не имело силы в ее владениях, Екатерина не разрешала его прочитать, ибо чтила иезуитов как прекрасных учителей. В Белоруссии они работали на законных основаниях и даже, с одобрения Пия VI и Пия VII, принимали послушников. К году восстановления иезуитов здесь было 337 человек. В Пруссии Фридрих II не разрешал прочитать бреве до 1780 года. В 1804 году Пий VII восстановил орден в королевстве обеих Сицилий, и к 1814 году иезуитов здесь было 199. Кроме того, он разрешил бывшим иезуитам Европы, Англии и США поддерживать связи с белорусскими иезуитами. На большее он не решался, пока не пал Наполеон, и сам он, Пий VII, не был освобожден из плена во Франции. 7 августа 1814 г. в апостолической конституции он отменил прежнее бреве и полностью восстановил орден. Орден с 1814 г. до середины XX века

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви. Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия. Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию. Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего. Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне. Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Уфа, 1994; она же. «Великий имам Дальнего Востока» Мухамед-Габдулхай Курбангалиев//Вестн. Евразии. М., 2001. 4. С. 83-116; она же. Ислам в Башкортостане. М., 2007. С. 10; Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в кон. XVI - 1-й пол. XIX в. Пермь, 1995; он же. Тюркские народы Среднего Урала в «Топографическом описании Пермского наместничества 1786 г.»: Текст и коммент.//Науч.-информ. вестн. истории и этнографии татарского населения Урала. Екатеринбург, 1999. 1. С. 103-114; Яминов А. Ф. Южный Урал в XIII-XIV вв.: Дис. Уфа, 1995. С. 111-112; Овчинникова Б. Б. Загадки столицы Сибирского юрта//Очерки истории Урала. Екатеринбург, 1996. Вып. 2: Древность Урала. С. 101-109; История Урала с древнейших времен до кон. XIX в./Ред.: Б. В. Личман. Екатеринбург, 1998; Камынин В. Д., Петько О. М., Мешков Ю. А. Урал в годы НЭП, 1921-1928//История Урала. Екатеринбург, 1998. Кн. 2: XX в./Ред.: Б. В. Личман, В. Д. Камынин; Корякова Л. Н. и др. Средневековый комплекс Большеказакбаевского 2 курганного могильника//120 лет археологии Вост. склона Урала: 1-е чт. памяти В. Ф. Генинга. Екатеринбург, 1999. Ч. 2. С. 73-89; Тушаков Р. Исламу в Сибири - 950 лет//Мусульмане Сибири: Газ. Тюмень. 2000. 7(8). С. 6; Белавин А. М., Крыласова Н. Б., Ленц Г. Т. Мусульманский некрополь Рождественского археол. комплекса на р. Обва и проблема средневек. мусульм. кладбищ в Предуралье//Великий Волжский путь: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Каз., 2002. Ч. 2: История формирования и развития. С. 106-119; Татарская энциклопедия. Каз., 2002. Т. 1; Валеев Г. К., Сляднев М. И. Ислам на Юж. Урале: История и современность//Салават Юлаев - руководитель Крестьянской войны 1773-1775 гг. на Юж. Урале: Мат-лы науч.-практ. конф. Челябинск, 2004. С. 105-133; Главацкая Е. М. «...И Сибирскому государству какого повреждения не учинить…»: (Власть и миссионерство в Северо-Западной Сибири в XVII-XIX вв.)//Изв. Уральского гос. ун-та. 2004. 31. Сер.: Гуманит. науки. Вып. 7. С. 75-93; она же. Правосл. колонизация и изменение религ.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Благоприятное положение униат. общины в Горном Ливане и ряде районов побережья привело к массовым миграциям на эти земли сторонников унии из внутренних областей Сирии, где католики периодически подвергались преследованиям османских властей и правосл. духовенства. В течение XVIII в. численность христ. населения Дамаска и Халеба сократилась почти в 2 раза, зато настолько же выросло количество униатов на сиро-палестинском побережье. По данным 1815 г., униаты составляли 4,5 тыс. из 15 тыс. жителей Сайды, 2 тыс. из 7,5 тыс. в Акке, большинство населения в Тире, Хайфе, Захле ( Philipp. 1985. P. 11, 21, 26). Вовлечение в морскую торговлю способствовало миграциям униатов в города Египта, где их в нач. XIX в. насчитывалось ок. 4 тыс. Первоначально они жили в Дамиетте, откуда переселялись в Розетту (Рашид), Булак (ныне квартал Каира), Александрию и др. города. Сплоченная и динамичная мелькитская община Египта удачно вписалась в экономическую систему страны, вытеснив конкурирующие этноконфессиональные группировки с постов советников, финансистов, откупщиков при мамлюкских правителях. С 1768 г. мелькиты контролировали все егип. таможни, распоряжаясь огромными финансовыми потоками. Неформальные структуры самоуправления мелькитской общины в Египте возглавляли торговцы и начальники таможен, духовенство занимало нетипично подчиненное положение. Вообще светская элита - торговые кланы, связанные династическими браками,- играла крайне важную роль в жизни мелькитской общины (Ibid. P. 35-43). В нач. 70-х гг. XVIII в., когда османы терпели поражения в войне с Россией, а в Средиземноморье господствовал рус. флот, униаты поддерживали сепаратистскую антиосманскую политику предводителя егип. мамлюков Али-бея (ум. в 1773), правителя Сев. Палестины шейха Дахира аль-Умара (ум. в 1775) и ливан. эмира Юсуфа Шихаба (ум. в 1790). Так, ведущее место среди советников Дахира занимал его управитель финансов униат Ибрахим ас-Саббаг, расставивший своих единоверцев на все посты в адм. аппарате. После падения Дахира Ибрахим был удавлен османами. Новый политический гегемон Сирии и Палестины аккский паша Ахмад аль-Джаззар (1776-1804) сохранял лояльность к Высокой Порте, однако в кадровой политике не делал разницы между православными, католиками и иудеями, сталкивал их между собой, попеременно возвышал тех или иных администраторов, а потом конфисковывал их имущество и нередко казнил. Так, в управлении подвластным ему Бейрутом паша использовал соперничество православных и униат. торгово-предпринимательских кланов, возглавлявшихся соответственно шейхом Юнусом Никулой ( 1789) и Фарисом Дахханом ( 1792). Паша поочередно отдавал им на откуп бейрутскую таможню, а потом заключал в тюрьму и требовал выплаты огромных штрафов.

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Уже в кон. XVI в. начался упадок системы тимаров. Гос-во старалось давать в откуп частным лицам право сбора налогов (ильтизам) на определенный срок, а впосл. и пожизненно. Собственник ильтизама - мультизам мог сдавать полученную им территорию (мукатаа) в субаренду. С кон. XVI в. начался постепенный процесс присвоения гос. земель лицами, получившими их в условное пожалование. В XVII в. на смену тимарам приходит система наследственного помещичьего землевладения - поместья-чифтлики. Параллельно установлению системы наследуемых земельных наделов шел процесс закабаления крестьянства, оказавшегося во владениях того или иного помещика. C нач. XVII в. султан стал продавать землю христианам, к-рые имели право перепродать или сдавать ее в аренду. Временное облегчение налогового гнета после завоевания острова быстро сменилось тяжелым налогообложением. Ситуация усугублялась тем, что жалованье османские чиновники получали из собираемых ими налогов, что порождало злоупотребления. В 1-й пол. XVII в. К. страдал от стихийных бедствий (землетрясений, засух), нашествий саранчи и эпидемий, которые служили причиной запустения острова. Антиправительственные движения, носившие экономический характер, возникали и среди тур. населения (напр., восстание под рук. Мехмет-аги Бояджиоглу, 1683-1690). Во время выступлений против властей мусульмане нередко действовали заодно с христианами (напр., восстание 1764 г., в результате к-рого мухассыл Чиль-Осман-ага был убит, а казна разграблена; восстание Халиль-аги 1765-1766 гг.). На тираническое правление мухассыла Хаджи-Баки-аги (1773 или 1775-1783) в К-поль отправились с жалобой как христиане, так и мусульмане. Иногда восстания были направлены и против греч. верхушки (напр., в 1804). Водопровод-акведук, построенный в Ларнаке в 1746–1750 гг. Гравюра Водопровод-акведук, построенный в Ларнаке в 1746–1750 гг. Гравюра Экономика К. носила аграрный характер. В первые десятилетия XVII в. прекратилось производство сахара, значительно уменьшилась добыча соли. Ведущей отраслью стало выращивание хлопка (хотя и оно сократилось по сравнению с венецианским периодом).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Этого наместника предполагалось возвести в сан викарного епископа и обеспечить его онуфрейской архимандрией и для этого убедить Лобковича согласиться назначить его себе преемником по этой архимандрии. В то и другое звание предполагалось возвести племянника Лобковича Лисовского и поручить ему покоить своего дядю в онуфриевском монастыре. 715 Папский варшавский нунций убедил в 1775 году Лобковича согласиться на все это; 716 согласилось также и русское правительство (в 1777 или 1778 годах); 717 оставалось лишь привести все в исполнение; но 2 октября 1778 года Лобкович умер и почему-то все дело остановилось. 718 Смогоржевский, впрочем, извлек из него некоторую выгоду. Лисовский, оставшись без архиерейства и даже без утверждения онуфрейским архимандритом, был в страхе, что останется ни при чем, и старался поддерживать расположенность к себе Смогоржевского. Он в это время платил большую дань слабостям своего ненадежного покровителя, усердно исполнял домашние его поручения, доставлял ему рыбу, вино и, подделываясь под его воззрения, приглашал его в могилевскую область для оживления унии, потому что, по его мнению, там слишком мало хороших католиков (униатов), а все больше расположенные к схизме; 719 но в тоже время он напоминал Смогоржевскому об онуфрейской архимандрии, сообщал сведения об интригах Сестренцевича и, трепеща за эти сведения, умолял Смогоржевского сжечь его письма. 720 Смогоржевский не исполнил этой просьбы. Письма эти сохранились и служат свидетельством изменчивости Лисовского, но служат также и отражением направления деятельности Смогоржевского. Направление это обозначалось в Смогоржевском яснее и яснее, по мере того, как он входил глубже в дела своей епархии. Еще не успел он возвратиться из Петербурга (1773 год), как получил настойчивый вызов нарушать одно из весьма важных и строгих приказаний своей новой государыни – запрещение сноситься с иноземною духовной властью. Папский варшавский нунций часто писал к нему тайным образом и требовал от него того же. Нунция, между прочим, занимал очень важный, канонический вопрос: он требовал от Смогоржевского известий, как в униатских церквах, присоединенных к России областей поминаются папа и русская государыня, – поминается ли папа прежде и называется ли русская государыня благочестивой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Коломенские купцы по рекам ходили во многие города Руси. Когда царь Алексей Михайлович решил построить военный корабль, он выбрал село Дединово Коломенского уезда – там исстари строились барки «коломенки» для купцов. Первый русский военный трёхмачтовый 22-пушечный корабль «Орёл» был в 1669 г. построен и отправлен на Волгу для защиты торгового пути между Россией и Ираном; но вскоре был сожжен в Астрахани разинцами. В 1773 г. в Коломне жило 1876 купцов, тогда как в другом большом купеческом городе, Нижнем Новгороде, только 1680. В 1775 г. Екатерине II, посетившей город, здешние купцы подарили шёлк и ситец, изготовленный на их фабриках. Но в 1862 г. было открыто движение по железной дороге Москва-Саратов, и речные походы коломенских купцов потеряли смысл. В городе ускорился рост промышленности. В 1863 г. был построен огромный для того времени машиностроительный завод, работающий и поныне. С 1869 по 1903 гг. он выпустил 3000 паровозов, один из которых можно видеть, проезжая в трамвае мимо завода. Этот завод построил также Литейный мост в Санкт-Петербурге, немало судов, трамваев и строительных механизмов. Кроме тепловозостроительного завода, в настоящее время работают: заводы тяжёлого станкостроения, машиностроительный, текстильного машиностроения, шиноремонтный, резинотехнических изделий, канатный и др. Святые [ править править код ] КОЛОМЕНСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ Святыни [ править править код ] Достопримечательности [ править править код ] Коломенский кремль Коломенский кремль Коломенский кремль начали отстраивать из камня и красного кирпича после нашествия крымских татар 1525 г., а закончили в 1531. Строительством руководили итальянцы Алевизы – Большой и Малый. Сирийский путешественник Павел Алеппский, побывавший в Коломне в 1654 г., записал в дневнике, что эти стены «страшной высоты. Его башни… удивительно крепки и непоколебимы. Каждая башня имеет особый вид… И все высоки, величественны и господствуют над окрестностями; они в четыре яруса со многими бойницами и амбразурами». Если точнее, высота стен – до 21 м, толщина – до 4,5 м, длина – 1938 м. Одна из башен – 20-гранная, 31 м в высоту – носит имя Маринкиной. Легенда гласит, что здесь в 1614 г. была заточена жена двух Лжедимитриев Марина Мнишек, которая то ли умерла, то ли обернулась в сороку и вылетела в бойницу. Но историки считают, что в башне Марины не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Коломна

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010