Л. Анисов XII глава В Тверь, на кафедру, 33-летний архиепископ Платон смог прибыть не сразу. Задержали дела в Синоде и при дворе. В июне 1773 года в Гатчине Екатерина встречала невесту Павла Петровича – Гессен-Дармштадтскую принцессу Вильгельмину. Тогда же впервые наследник русского престола увидел свою избранницу. Архиепископ Платон был избран в законоучители невесте великого князя Павла Петровича. Того пожелали принцесса и ее мать, читавшие в немецком переводе его «Богословие». Хотя архиепископ Платон по тогдашним обстоятельствам и уклонялся от этой должности, но должен был уступить просьбе наследника Павла Петровича и убеждениям матери Вильгельмины 100 . – Я не польстилась бы на все царства мира, – сказала она ему, – когда бы не уверена была, что дочь моя спасется и в этом законе, как христианском, если только пребудет добродетельною. Но более всего владыку Платона склонило к принятию решения то обстоятельство, что он видел искреннее расположение к православной вере в принцессе. Архиепископ Тверской взялся подготавливать ее, родившуюся в лютеранском исповедании, к принятию Православия. 15 августа 1773 года владыка торжественно совершил священный обряд присоединения невесты наследника к Греко-Российской Церкви, приобщив принцессу Вильгельмину (после миропомазания она была наречена Наталией Алексеевной) Святых Христовых Таин и сказав ей приветственную речь. Почтительная к своему наставнику принцесса избрала его своим духовником и с той поры почитала его своим другом 101 . Бракосочетание наследника престола, состоявшееся в воскресенье 29 сентября 1773 года, было окончанием его богословского учения, и законоучитель за свои уроки, продолжавшиеся десять лет, награжден был пенсионом в 1000 рублей. Вслед за тем он отправился в свою епархию, которой до того времени управлял из Петербурга и редко из Твери – во время коротких наездов. Забегая вперед, скажем, Тверскую кафедру архиепископ Платон занимал четыре с небольшим года. И в этот период большую часть времени он жил в Петербурге, посещая тверскую паству только в периоды отпусков. Их он имел два: первый – в 1771 году, а второй – в 1774–1775 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Слободской. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Храм во имя Животворящей Троицы был построен в 1773 году. Неоднократно российские государи пытались упорядочить места захоронений православных христиан в городах, слободах и селениях России. И только в 1771 году Сенат вместе со Святейшим Синодом доводят до сведения граждан категоричный указ Екатерины II о местах захоронений. «Грамотой Преосвященного Варфоломея, Епископа Вятского и Великопермского» от 29 мая 1773 года за 910 было разрешено городскому голове, купцу Ивану Платунову построить каменную церковь во имя Святой Троицы с приделом во имя Преподобного Иоанна  Дамаскина. На строительство церкви он нанял известного вятского мастера каменных дел Ивана Дмитриевича Коршунова. Архитектура  здания  была  решена  довольно  скромно. Это  было удивительно, потому  что построено оно в период  вятского барокко. Такой упрощенный подход  к  декоративному оформлению фасадов церкви был продиктован  ее  местонахождением (кладбище). Иначе оформлены ворота. Они напоминают полураскрытый старообрядческий складень (2-х или 3-х створчатую икону) и богато декорированы. Это скорее парковое сооружение, чем церковное, а тем более - кладбищенское. Судя по всему, они были построены в 1773-1775 годах. В середине XIX века интерьеры храма были расписаны масляной живописью. Но до нашего времени роспись сохранилась в плохом состоянии. В ноябре 1908 года Вятская Духовная Консистория обращается в Императорскую Археологическую комиссию с предложени­ем рассмотреть проект перестройки Троицкой церкви, «удлинением ее к западу». В 1910-1911 годах  церковь  была  значительно  перестроена. Колокольня  и  крыльцо были разобраны, здание было продлено до входных ворот, вывели  2-хэтажные палатки, над ними  новую колокольню. Во время борьбы государства с церковью многие храмы приводились в «некультовый вид»: сносили купола, кресты, разру­шали колокольни. Такая же участь постигла и Троицкую церковь. Здание храма мес­тная власть использовала  под  склад фабрики «Белка», затем под  Госархив. В 1963 году здесь был открыт филиал Госархива. И только в 1994 году Троицкая церковь была передана Кировской епархии. С этого времени и началась реставрация храма. Работы вела реставрационная фирма «Анфилада-Р» по проекту директора фирмы В.Г. Ситникова и архитектора С.В. Васильевой. Возглавлял эту работу отец  Николай  Бутюгов, протоиерей  церкви, энергичный, умный. Этот храм стал его детищем. Восстановлением росписей занимались М.Ю. Довгаль, уроженец г.Измаила, В.И. Востриков из с.Рябово, А. Пестов из г. Кирова, Д.Н. Чураков из г.Слободского.

http://sobory.ru/article/?object=08733

Владимир Русак Скачать epub pdf Архангельская Учреждена в 1682 году. 11 Кафедра в Архангельске. 12 Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702 Парфений Небоза 1703–1704 Сильвестр Крайский 1705–1707 Рафаил Краснопольский 1708–1711 Варнава Волатковский 1712–1730 Епископы Архангельские и Холмогорские: Герман Копцевич, архиеп. 1731 –1735 Аарон 1735–1738 Савва Шпаковский 1739–1740 Варсонофий, архиеп. 1740–1759 Иоасаф Лисинский 1761–1769 Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1773 Арсений Верещагин 1773–1775 Вениамин Краснопевков-Румовский , еп. Архангельский и Олонецкий 1775–1798 Апполос Байбаков 1798–1801 Евлампий Введенский 1801–1809 Парфений Петров 1809–1819 Иосиф Величковский 1819–1821 Неофит Докучаев-Платонов 1821–1825 Аарон Нарциссов 1826–1830 Георгий Ящуржинский 1830–1845 Варлаам Успенский 1845–1854 Антоний Павлинский 1854–1857 Александр Павлович 1857–1860 Нафанаил Савченко 1860–1871 Ювеналий Карюков 1871–1876 Макарий Миролюбов 1876–1879 Нафаиаил Соборов 1879–1882 Серапион Маевский 1882–1885 Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890 Александр Закке-Заккис 1890–1893 Никанор Каменский с 1893 Астраханская Учреждена в 1602 году. Кафедра в Астрахани. Архиепископы Астраханские и Терские: Феодосий Харитонов 1602–1606 архиеп. с 1605 Онуфрий 1615–1628 Макарий 1629–1638 Рафаил 1638–1640 Пахомий 1641–1655 Митрополиты Астраханские и Терские: 13 Иосиф 1656–1671 Парфений 1672–1680 Никифор 1681–1682 Савватий 1683–1696 Сампсон 1697–1714 Епископы Астраханские и Ставропольские: 14 Иоаким 1716–1723 Лаврентий Горка 1723–1727 Варлаам Линицкий 1727–1730 Лев Орлов назн. в 1730 Илларион 1731–1755 Мефодий 1758–1776 Антоний Румовский, архиеп. 1776–1786 Никифор Феотоки, архиеп 1786–1792 Тихон Малинин, архиеп. 1792–1793 Феофил Раев 1794 Платон Любарский 1794–1805 с 1796 года архиеп., архиеп. Астраханский и Моздокский в 1799–1803 Архиепископы Астраханские и Кавказские: Анастасий Романенко Братановский 1805–1806 Сильвестр Лебединский 1807–1808 Гаий Токаов 1808–1821 Иона Василевский 1821

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Пантыл. Церковь Димитрия Солунского. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Дмитрия Солунского, 1773-1787; 1824; 1901 гг. Один из интересных памятников так называемого «вятского барокко», построенных в традициях великоустюжского храмового зодчества ярусного типа первой половины-середины XVIII века. Единственный из сохранившихся культовых памятников района (наряду с церковными воротами в с. Сырьяны), отличающихся пластическим разнообразием и тонкостью исполнения фасадного декора, свойственного храмам этой стилевой группы. Колокольня, построенная в формах классицизма, до начала XX века составляла с церковью разностильный храмовый комплекс, а затем в результате реконструкции была включена в ее объем. К настоящему времени памятник сохранился в руинированном состоянии. В середине 1990-х годов при нарушении правил эксплуатации здания обрушились свод, северная стена и крыша трапезной. Тогда же отвалился крупный фрагмент западной стены четверика, кладка которой была ослаблена центральным проемом и нишами алтарей теплого храма. Утрачены главка и кровельное покрытие холодной церкви, шпиль колокольни. Церковь имеет следующие параметры в плане: длина 63,6 м, ширина 15,2 м. Закладка и возведение храма начались в 1773 году под руководством А. М. Окулова. За один строительный сезон удалось построить трапезную с теплым приделом, ахолодную церковь поднять «до нижних первых от земли окон». Однако свод трапезной рухнул, и для продолжения работ пришлось нанимать другого подрядчика. Им стал П. Тупасов, который вчерне завершил постройку теплого храма в 1775 году. Через год после выполнения внутренней отделки и устройства иконостаса теплый храм освятили. Кладка холодной церкви продолжалась еще несколько лет и была окончена в 1779 году. Затягивание работ (освящение главного престола состоялось в сентябре 1787 года) было вызвано отсутствием средств и необходимостью займа в других приходах. Поэтому, вероятно, храм изначально был построен без колокольни; колокола висели на деревянной, отдельно стоявшей звоннице.

http://sobory.ru/article/?object=13068

IV. Хронологический перечень Архипастырей Русской Церкви со времени ее основания Епархии (в алфавитном порядке) и их викарианства (в порядке старшинства в конце 1911 года) Алеутская, учр. в 1870 г. 1 Кафедра в г. Нью-Йорке, в Сев. Америке (с 1905 г.). Епископы Алеутские и Аляскинские: Иоанн Митропольский 1870–1877. Нестор Засс 1878–1882. Владимир Соколовский 1887–1891. Николай Адоратский 1891. Николай Зиоров 1891–1898. Тихон Беллавин 1898–1900. Епископы и Архиепископы Алеутские и Северо-Американские: Тихон Беллавин 1900–1907. Архп. с 1905. Платон Рождественский 1907. Архп. Аляскинское викарианство, учр. в 1903 г. Епископы (в г. Сихте, в Сев. Америке): Иннокентий Пустынский 1903–1909. Александр Немоловский 1909. Бруклинское викариантство, учр. в 1904 г. Епископы (в Бруклине, близ Нью-Йорка): Рафаил Ававини 1904. Архангельская, учр. в 1682 г. Кафедра в Архангельске (перенесена в 1762 г. из г. Холмогор). Архиепископы Холмогорские и Важеские: Афанасий Любимов 1682–1702. Парфений Небоза 1703–1704. Сильвестр Крайский 1705–1707. Рафаил Краснопольский 1708–1711. Варнава Волатковский 1712–1730. Епископы, Архангелогородские и Холмогорские 2 : Герман Концевич 1731–1735. Архп. Аарон 1735–1738. Савва Шпаковский 1739–1740. Варсанофий 1740–1759. Архп. Иоасаф Лисянский 1761–1769. Антоний (Герасимов) Зыбелин 1770–1769. Арсений Верещагин 1773–1775. Вениамин Краснопевков-Румовский 1775–1798. Аполлос Байбаков 1798–1801. Епископы Архангельские и Холмогорские (с 1799 г.): Евлампий Введенский 1801–1809. Парфений Петров 1809–1819. Иосиф Величковский 1819–1821. Невофит Докучаев-Платонов 1821–1825. Аарон Нарциссов 1826–1830. Георгий Ящуржинский 1830–1845. Варлаам Успенский 1845–1854. Антоний Павлинский 1854–1857. Александр Павлович 1857–1860. Нафанаил Савченко 1860–1871. Ювеналий Карюков 1871–1876. Манарий Миролюбов 1876–1879. Нафанаил Соборов 1879–1882. Серапион Маевский 1882–1885. Нафанаил Соборов (вторично) 1885–1890. Александр Закке-Заккис (латыш) 1890–1893. Нинакор Каменский 1893–1896. Иоанникий Надеждин 1896–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ишим. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому " сибирскому барокко " с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки. Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима. Использованы материалы сайта w-siberia.ru В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья. Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

http://sobory.ru/article/?object=13261

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРИНЕЙ (Фальковский Иван Иоакимович) (28.05.1762, с. Белоцерковка Лубенского полка (позже Полтавской губ.) - 29.04.1823, Киев), еп. Чигиринский, викарий Киевской митрополии, богослов, ректор КДА. Отец И., Иоаким Фальковский, несмотря на лишения и голод, учился в Киево-Могилянской академии, был одним из лучших учеников; к переходу в философский класс материальное положение его улучшилось. Однако по окончании курса философских наук Иоаким оставил академию (ему было уже за 30), решив принять священнический сан. Он женился на Параскеве, келейнице и дальней родственнице игумении Золотоношского мон-ря. В сент. 1756 г. они поселились в Белоцерковке, здесь у них родился сын, в св. крещении названный Иоанном (биографии И. содержат различные сведения о месте его рождения - Белоцерковка близ Киева ( Щеголев. 1867. С. 129), Белоцерковка Хорольского у., Белоцерковка Лохвицкого у.; автор наиболее обширной и систематической биографии И. утверждает, что И. ни в какой Белоцерковке, кроме Белоцерковки Пирятинского у., не был - Булашев. 1883. С. 11. Примеч.). После смерти жены (1769/70) Иоаким посвятил себя заботам о воспитании сыновей, Ивана и младшего Степана, дочь Елена вышла замуж и не нуждалась в особых заботах отца (Там же). Под руководством отца Иван изучил лат. грамматику, так что к 11 годам мог даже сочинять на латыни. Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) Ириней (Фальковский), еп. Чигиринский. Портрет. 60-е гг. XIX в. (НКПИКЗ) В 1773 г. вдовый Иоаким Фальковский принял монашество с именем Иустин. В 1775 г. он был назначен настоятелем рус. церкви при Токайской комиссии (закупавшей венг. вина для рус. имп. двора). Токайская комиссия оказывала поддержку малоимущим студентам, приезжавшим из КДА в Австрию и Венгрию для продолжения образования. Иером. Иустин стремился дать сыновьям заграничное образование ( Петров. 1907. С. 461). 23 февр. 1775 г.

http://pravenc.ru/text/674029.html

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад. Содержание История [ править править код ] Зарождение монастыря [ править править код ] По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора… Новая история Сазанских пещер [ править править код ] Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования… В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов… Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010